Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

arina_pal 340 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2018
В ходе проведенной нами работы были достигнуты поставленные в начале дипломной работы цель и задачи, а именно: ? раскрыты сущность понятия «развивающая предметно-пространственная среда», «влияние, развивающей предметно-пространственной среды»; ? определены принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации; ? выявлено влияние предметно-пространственной развивающей среды на развитие детей дошкольного возраста; ? описан результаты исследования влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей; ? разработаны методические рекомендации. На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Введение

Актуальность исследования. В ходе изменений, происходящих в системе дошкольного образования, с принятием нового закона «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, так же с принятием Федерального государственного образовательного стандарта, вся дошкольная образовательная система подверглась большим изменениям. В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий организации успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребенка. Деятельность ребенка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни. Визуальные характеристики дошкольного образовательного учреждения, то есть то, что ребенок видит вокруг себя, - важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы, убранства, оборудования должны представлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, все, что окружает ребенка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт. Но создать такую среду в дошкольном образовательном учреждении бывает очень сложно, зачастую педагогам не хватает знаний, навыков, по данной теме, так же материальных ресурсов для приобретения необходимых игровых и расходных материалов. Это определяет необходимость разработки такой системы создания предметно-пространственной развивающей среды, которая не требовала бы кардинальных перемен, а строилась на основе уже имеющейся развивающей среды. Признавая роль предметно-пространственной среды и ее влияние на различные стороны развития дошкольника, исследователи часто не выделяют ее целостного аудиовизуального воздействия в качестве самостоятельного предмета исследования, поэтому вопрос о механизмах ее влияния остается открытым. Объект исследования: развивающая предметно-пространственная среда, организованная в дошкольном образовании. Предмет исследования: процесс влияния развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей среднего дошкольного возраста. Цель исследования выявить влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей среднего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: развитие детей среднего дошкольного возраста может быть существенно повышена, если в процессе обучения дошкольников будет целенаправленно и комплексно использоваться предметно-развивающая среда. В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи: ? раскрыть сущность понятия «развивающая предметно-пространственная среда», «влияние, развивающей предметно-пространственной среды»; ? определить принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации; ? выявить влияние предметно-пространственной развивающей среды на развитие детей дошкольного возраста; ? описать результаты исследования влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей; ? разработать методические рекомендации. Теоретико-методологические основы исследования: Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Реуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина. Однако проблема разработки развивающей среды в группах раннего развития рассмотрена недостаточным образом. Теоретическая значимость исследования: рассмотрены и соотнесены понятия «развивающая предметно-пространственная среда», «влияние развивающей предметно-пространственной среды», «развитие»; раскрыты требования к развивающий предметно-пространственной среде в нормативно-правовых документах дошкольных образовательных организациях и проанализированы особенности развития детей среднего дошкольного возраста. Научная новизна: определяется тем, что данном исследовании впервые в качестве предмета выступает организация предметно-пространственной среды, способствующая развитию детей среднего дошкольного образования. Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы для повышения теоретического уровня специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. В ходе проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы подтверждена основная гипотеза, достигнута цель, решены поставленные задачи. Доказано, что развитие дошкольников средней группы успешно осуществляется в специально организованной среде, возможности которой недостаточно изучены в педагогической теории и крайне недостаточно используются в практике. Предметно-пространственная среда активно воздействует на процесс развития ребенка, в том числе и на развитие познавательной самостоятельности. Методы исследования: изучение и анализ теоретических и прикладных исследований в области дошкольной педагогики, возрастной, педагогической психологии, философских источников; изучение влияния предметно-пространственной среды на развитие детей среднего дошкольного возраста; педагогический эксперимент; количественный и качественный прямой и сравнительный анализ полученных фактических данных экспериментального исследования. Апробация исследования: Международная научно - практическая конференция «Новая наука: от идеи к результату» (Сургут, 22 ноября 2016). Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключение и списка используемых источников и литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 8 1.1 Сущность понятия «развивающая предметно-пространственная среда», «влияние, развивающей предметно-пространственной среды» 8 1.2 Требования ФГОС к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации 15 1.3 Влияние предметно-пространственной развивающей среды на развитие детей среднего дошкольного возраста 21 Выводы по первой главе 30 2 ОПЫТ ВЛИЯНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 32 2.1 Анализ предметно-пространственной среды дошкольного образования 32 2.2 Проведение эксперимента 35 2.3 Рекомендации по проектированию предметно-пространственной развивающей среды дошкольного образования 48 Выводы по второй главе 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
Список литературы

1. Конвенция о правах ребенка 2. Федеральный Закон «Об Образовании» от 29.12.2012г.№ 273. 3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // 4. Методическое письмо МО РФ от17.05.95 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях». 5. Письмо МО РФ от 15.03.04 № 03-51-46 ин/14-03 с методическими рекомендациями «О направлении примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье». 6. Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей». 7. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.» Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» Федеральный институт развития образования 2014г. 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 9. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№8. 10. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-2015.-№ 4 11. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО-Изд2-е перераб-Волгоград:Учитель 2014г. 12. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.-М.:Перспектива,2013. 13. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –http://goo.gl/VhpiUr 14. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребенок в детском саду.– 2014.-№ 5 15. Епачинцева Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ: автореф.дисс….канд.пед.наук/Н. Д. Епачинцева.-Белгород:БГУ,2015 16. Иванова Н. Дошкольник в детской субкультуре. //Дошкольное воспитание. – 2016. - № 9, № 10 17. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. (Приложение к журналу «Управление ДОУ») 18. Игра дошкольника Доронова Т.Н., Доронов С.Г. - М: Детям XXI века, 2015. – 220 с. 19. Кларина Л. М.Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников/Л. М. Кларина.-СПб.,2014.-144с.-С.9–18. 20. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с обраовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8 21. Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8. 22. Короткова Н.А. . Материалы и оборудование для детского сада: пособие для заведующих и воспитателей :-Москва, ЗАО «Элти-Кудиц» 2013. – 240 с. 23. Красношлык З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-34 24. Кудрявцев В.П. «О «неожиданном» образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. 2014 №2. 25. Максимова Г. Ю. Предметно-пространственная среда в контексте отечественной педагогики развития. Актуальные проблемы педагогики: сборник научных трудов.Вып.4/Г. Ю. Максимова, Л. Г. Русова.-Владимир:ВГПУ,2015. 26. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2013. – 240 с. 27. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. -М.: Центр инноваций в педагогике, - 2015. – 247 с. 28. Петровский В. А.Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т. Стрелкова. -М.: Новая школа, 2015. – 410 с. 29. Полякова М. Н. Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада / М. Н. Полякова // Дошкольная педагогика.-2011.-№ 1. – С. 12 – 25. 30. Руководство играми детей в дошкольном учреждении : Из опыта работы. Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2015. – 120 с. 31. Сотникова В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 241 с. 32. Ясвин В. А.Образовательная среда: от моделирования к проектированию/В. А. Ясвин.-М.,2014.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Сущность понятия «развивающая предметно-пространственная среда», «влияние, развивающей предметно-пространственной среды» Проблема развития предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей. В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания предметно-развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей. Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина , Н.А. Ветлугина , Т.М. Анахина , В.М. Сотникова и многих других. Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды. Проблемой преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе принципов построения развивающей предметной среды детского сада занимались такие ученые как С.Л. Новоселова , Л.Н. Павлова , Т.Н. Доронова и другие. Термин предметно-развивающая среда появился в словаре педагогов в конце 80-х годов XX столетия. Чтобы определить содержание и сущность предметно-развивающей среды необходимо рассмотреть понятия: «среда», «развивающаяся среда» и «предметно-развивающая среда». Существует множество понятий среды. В словаре А.М. Прохорова понятие среда имеет несколько значений: 1. Вещество, заполняющее какое – либо пространство и обладающее определенными свойствами; 2. Совокупность природных условий жизнедеятельности, какого – либо организма; 3. Окружение, социально – бытовые условия, в которых протекает жизнь человека; 4. Совокупность людей, связанных общностью жизненных условий, занятий, интересов . Развивающая среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Авторы Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук и другие создатели программы «Истоки» определяют понятие развивающей предметно-пространственной среды детства. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включающих ряд компонентов. Развивающая предметно-пространственная среда детства – система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт определяют требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения, которые включают принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности и трансформируемости.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 97 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg