Актуальность исследования. В ходе изменений, происходящих в системе дошкольного образования, с принятием нового закона «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, так же с принятием Федерального государственного образовательного стандарта, вся дошкольная образовательная система подверглась большим изменениям.
В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий организации успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребенка. Деятельность ребенка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.
Визуальные характеристики дошкольного образовательного учреждения, то есть то, что ребенок видит вокруг себя, - важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы, убранства, оборудования должны представлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, все, что окружает ребенка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт. Но создать такую среду в дошкольном образовательном учреждении бывает очень сложно, зачастую педагогам не хватает знаний, навыков, по данной теме, так же материальных ресурсов для приобретения необходимых игровых и расходных материалов. Это определяет необходимость разработки такой системы создания предметно-пространственной развивающей среды, которая не требовала бы кардинальных перемен, а строилась на основе уже имеющейся развивающей среды.
Признавая роль предметно-пространственной среды и ее влияние на различные стороны развития дошкольника, исследователи часто не выделяют ее целостного аудиовизуального воздействия в качестве самостоятельного предмета исследования, поэтому вопрос о механизмах ее влияния остается открытым.
Объект исследования: развивающая предметно-пространственная среда, организованная в дошкольном образовании.
Предмет исследования: процесс влияния развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования выявить влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие детей среднего дошкольного возраста может быть существенно повышена, если в процессе обучения дошкольников будет целенаправленно и комплексно использоваться предметно-развивающая среда.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
? раскрыть сущность понятия «развивающая предметно-пространственная среда», «влияние, развивающей предметно-пространственной среды»;
? определить принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации;
? выявить влияние предметно-пространственной развивающей среды на развитие детей дошкольного возраста;
? описать результаты исследования влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие детей;
? разработать методические рекомендации.
Теоретико-методологические основы исследования: Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Реуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина. Однако проблема разработки развивающей среды в группах раннего развития рассмотрена недостаточным образом.
Теоретическая значимость исследования: рассмотрены и соотнесены понятия «развивающая предметно-пространственная среда», «влияние развивающей предметно-пространственной среды», «развитие»; раскрыты требования к развивающий предметно-пространственной среде в нормативно-правовых документах дошкольных образовательных организациях и проанализированы особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
Научная новизна: определяется тем, что данном исследовании впервые в качестве предмета выступает организация предметно-пространственной среды, способствующая развитию детей среднего дошкольного образования.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы для повышения теоретического уровня специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях.
В ходе проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы подтверждена основная гипотеза, достигнута цель, решены поставленные задачи. Доказано, что развитие дошкольников средней группы успешно осуществляется в специально организованной среде, возможности которой недостаточно изучены в педагогической теории и крайне недостаточно используются в практике. Предметно-пространственная среда активно воздействует на процесс развития ребенка, в том числе и на развитие познавательной самостоятельности.
Методы исследования: изучение и анализ теоретических и прикладных исследований в области дошкольной педагогики, возрастной, педагогической психологии, философских источников; изучение влияния предметно-пространственной среды на развитие детей среднего дошкольного возраста; педагогический эксперимент; количественный и качественный прямой и сравнительный анализ полученных фактических данных экспериментального исследования.
Апробация исследования: Международная научно - практическая конференция «Новая наука: от идеи к результату» (Сургут, 22 ноября 2016).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключение и списка используемых источников и литературы.