Актуальность обследования определена тем, что долг государства играет значимую и многообразную роль в системе макроэкономики всякого государства. Это разъясняется тем, что по поводу формирования, обслуживания и погашения долга государства отношения проявляют значимое воздействие на состояние государственных финансов, денежного оборота, инвестиционного климата, структуру употребления и формирования международного сотрудничества государств.
Государственный долг представляет собой сумму скопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков.
Он форму внутреннего и внешнего долга может принимать. Обыкновенно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но доля из них и за границей может быть размещена.
Та доля, которую государство занимает за границей для покрытия дефицита государственного бюджета, как в государственный, так и в иностранный долг будет, таким образом, входить.
Внешний долг тяжелым грузом ложится на страну (хотя многие должны друг другу) – нужно отдавать ценные товары, проявлять услуги, чтобы уоплатить процент и погасить долг. Кроме того, временами кредитор ставит назначенные условия.
Внутренний государственный долг приводит к переразделению доходов среди населения страны. Оплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее снабженных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к повышению государственного долга. Но асовершенная величина бюджетного дефицита, а следственно, государственного долга, для экономического анализа малопоказательна.
Нужно знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие видоизменения в воспроизводственном цикле он отображает. Кроме того, весьма значимо измерять видоизменения государственного долга по отношению к видоизменениям ВВП.
Причиной проявления государственного долга является проводимая государством политика, которая не снабжает сбалансированность доходов и затрат государства. Вместе с тем ни одного государства нет в мире, которое в те или другие этапы своей истории не встречалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неразделимой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика удостоверяет о широком применении государством заемной политики для финансирования затрат бюджета. Таким образом, государственный долг
- это в финансовом хозяйстве всякого цивилизованного государства нормальное явление.
Целью этой работы является раскрыти места государственного долга в системе экономических отношений, анализ его функций и установление проблем бюджетного дефицита и государственного долга, и практическое выражение их в российской экономике в данное время.