Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИДЕЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ПЕДАГОГИКЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX В.

arina_pal 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2018
На основе изученного материала, мы видим, что инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Инновационная педагогическая деятельность как особый вид творческой деятельности направлена на обновление системы образования. Изучив и проанализировав научную и методическую литературу по проблеме исследования, рассмотрев исторические корни формирования педагогики сотрудничества, основные идеи педагогики сотрудничества, мы видим, что инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики.
Введение

Педагогическая мысль, педагогические системы всегда отражали, а иногда и опережали своё время, оказывая существенное влияние на жизнь общества. Одной из ведущих идей, неизменно вызывавших внимание отечественных педагогов на протяжении всего ХХ века, была идея междисциплинарных связей в обучении и воспитании. Эта идея была не только провозглашена, но и реализована, а затем доведена до уровня педагогической технологии. Наиболее ярко идея междисциплинарных связей реализовалась в педагогике сотрудничества. Наше время, время всеобщего среднего образования, потребовало от учителя неслыханной доселе задачи: учить всех, независимо от способностей, желания, возможностей. Над справедливой и гуманной задачей – учить качественно и сильных, и слабых в массовой школе, учить всех – вот над чем сегодня бьётся педагогическая мысль и учёных, и практиков. Авторитарная педагогика , основанная на одной требовательности и педагогическом контроле, стала давать сбои. Вот в этой ситуации и появились педагоги-новаторы. В их классах каждый ученик мог учиться победно. Новаторство в отечественной дидактике в 1980-х гг. было порождено самой жизнью, а именно стремлением учителей разных специальностей усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. Характерно, что новаторство охватило преподавателей математики и физики, литературы и языка, изобразительного искусства и учителей начальных классов многих городов и областей страны. Педагогическое новаторство стало явлением всеобщим. Оно вызвало энтузиазм учителей разных поколений. Имена педагогов-новаторов, деятелей педагогики сотрудничества, ныне широко известны педагогической общественности: В.Ф. Шаталов и Ш. А. Амонашвили; Е. Н. Ильин и Н.Н. Палтышев, С.Н. Лысенкова и М.П Щетинин, И.П. Волков и И.П. Иванов, В. А. Караковский и Б. П. Никитин. В деятельности представителей педагогики сотрудничества важное место занимали междисциплинарные связи. О необходимости учета взаимосвязи между дисциплинами говорится в трудах выдающихся педагогов 18-19 вв. Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г. Песталлоции, И.Ф. Гербарта, а также в трудах русских просветителей 19-20 веков В.Г.Белинского, В.Ф.Одоевского. Наиболее полное психолого-педагогическое обоснование дидактической значимости межпредметных связей дал К.Д. Ушинский. Он доказывал, что знания и идеи черпаются из различных учебных предметов и обобщаются учениками. Межпредметные связи играют мировоззренческую роль, они способствуют созданию у учащихся взаимосвязанных представлений о реальном мире. Только в этом случае знания учащихся образуют стройную развивающуюся систему. В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Одной из особенностей содержания образования данной технологии является применение межпредметных связей, лежащих в основе гармоничного сочетания интеллектуального, эстетического и практического аспектов образования. Проблемой междисциплинарных связей в обучении пе¬дагогическая наука занималась , но особенно основательно в последние полтора - два де¬сятилетия. В работах И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой, В.Н Федоровой, В.М. Монахова, П.Т. Кулагина, Н.А. Лошкаревой, О.Д. Шабалина и других по ис¬следованию междисциплинарных связей установлено, что в результате отражения в обучении процессов диффе¬ренциации и интеграции наук принцип междисциплинарности стал одним из ведущих дидактико - методологических принципов. Межпредметные связи являются актуальным средством комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся, формирования научного мировоззрения учащихся. Междисциплинарные связи способствуют реализации образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения. Они осуществляются во взаимосвязи и взаимно дополняют друг друга. При реализации принципа междисциплинарности общепризнанными дидактическими преимуществами являются взаимное использование информации, исключение дублирования, формирование единой системы взглядов на материальную картину мира. Идея междисциплинарных связей по-разному была реализована в практической деятельности представителей педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, И.П. Волкова. Объект исследования: педагогика сотрудничества в России в 70-90-е годы XX века. Предмет исследования: развитие идеи междисциплинарных связей в деятельности представителей педагогики сотрудничества. Цель исследования состоит в выявлении и характеристике междисциплинарных связей, разработанных педагогами - новаторами. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 1) изучить и проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования; 2) рассмотреть исторические корни формирования педагогики сотрудничества; 3) описать основные идеи педагогики сотрудничества; 4) показать актуальность и прогностическое значение педагогических концепций педагогов-новаторов, определить их вклад в развитие идеи междисциплинарных связей. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный анализ общепедагогических фактов, концептуальных идей, подходов; обобщение и систематизация полученных результатов и выводов. Полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы в практике работы общеобразовательных школ в целях повышения эффективности обучения и воспитания учащихся, и служить основой для поиска новых решений по формированию и совершенствованию содержания образования с позиций новых образовательных технологий.
Содержание

Введение………………………………………………………………...................3 Глава I. ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА…....7 1.1.Социально-культурные условия формирования педагогики сотрудничества………………..…………………………………………. 7 1.2. Основные идеи и принципы педагогики сотрудничества…………12 1.3. Идеи междисциплинарных связей в педагогике сотрудничества...17 Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ – НОВАТОРОВ (ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XX В.)...………………………………………………………………….21 2.1 Единство комплексного обучения и воспитания в педагогической системе Е.Н.Ильина………………………………………………………21 2.2.Использование междисциплинарных связей в педагогической системе С.Н.Лысенковой…………………………………………………24 2.3. Междисциплинарные связи в педагогической системе Ш.А. Амонашвили..……………………………………………………………27 2.4. Осуществление междисциплинарных связей в системе развивающего обучения И.П.Волкова ....................................................31 Заключение……………………………………………………………………….37 Список использованной литературы..……………………………………… …40
Список литературы

1. Абрамова, М.А.Интеграция в образовании / М.А.Абрамова // Философия образования.- 2014.-№3.-С.53-63 2. Александрова, В. Г. У истоков гуманной педагогики /В.Г.Александрова //Начальная школа.- 2004.- N 2.- С. 120-128. 3. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети / Ш.А. Амонашвили.- 2-е изд.-М.: Просвещение,1988.-208с. 4. Амонашвили, Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе / Ш.А. Амонашвили.- 2-е изд.- М.: Амрита, 2013.- 336 с.- ISBN 978-5-906304-01-8 5. Амонашвили,Ш.А. Как живёте ,дети?/Ш.А.Амонашвили.-М.:Просвещение,1986.-176с. 6. Амонашвили, Ш. А. [О профессии учителя] /Ш.А.Амонашвили //Начальная школа.- 2011.- N 6.- С. 1-2 7. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка /Ш.А.Амонашвили.- М.:Знание,1980.- 96с. 8. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики : В 20-и кн. / Ш.А. Амонашвили ; Международный Центр Гуманной Педагогики. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2014. - Кн. 1. Улыбка моя, где ты?. - 299 с. - ISBN 978-5-00053-253-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258065 9. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики : В 20-и кн. / Ш.А. Амонашвили ; Международный Центр Гуманной Педагогики. - М. : Амрита-Русь, 2015. - Кн. 2. Как любить детей. - 352 с. 10. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики : В 20-и кн. / Ш.А. Амонашвили ; Международный Центр Гуманной Педагогики. - М. : Амрита-Русь, 2012. - Кн. 3. Школа жизни. - 320 с. 11. Амонашвили, Ш. Педагогика, наполненная добротой /Ш.Амонашвили // Семья и школа.- 2014.- № 11/12.- С. 14-17 12. Амонашвили, Ш. Спешите учиться летать! /Ш. Амонашвили // Семья и школа.- 2013.- N 9.- С. 12-15 13. Амонашвили, Ш. А. "Школе нужны учителя света": интервью с доктором психологических наук Ш. А. Амонашвили / Ш.А.Амонашвили //Начальная школа плюс До и После.- 2010.- N 1.- С. 3-6 14. Антология гуманной педагогики // Вестник Московского университета. Сер. 20.Педагогическое образование.-2011 .- № 4.- С. 108-120. 15. Бак, В. Ф. Симфония гуманной педагогики / В.Ф.Бак //Культура и время.- 2013.- № 3.- С. 28-31 16. Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность : учебник / А.Г. Бермус. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 112 с. - ISBN 978-5-4458-3047-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242 17. Богуславский, М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии / М.В. Богуславский.- М. : Институт эффективных технологий, 2012. - 434 с. - ISBN 978-5-904212-06-3 ; 18. Богуславский, М. В. Формирование учения гуманно-личностной педагогики Ш. А. Амонашвили /М.В.Богуславский // Педагогика.- 2011.- N 2.- С. 110-123 19. Великие воспитатели рода человеческого // Воспитательная работа в школе.- 2016.- № 4-5.- С. 22-24 20. Волков, И. П. Учим творчеству / И. П. Волков: сост. И.Н.Баженова // Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1987.- 544 с. 21. Гнитецкая, Т.Н. История развития проблемы межпредметных связей / Т.Н.Гнитецкая // Философия образования.-2014.- №1.- С.166-170 22. Гуманистическая педагогика: XX век // Учительская газета.- 2015.- N 46.- С. 4 23. Димова,И. Новаторы – это открыватели нового / И.Димова // Учительская газета.- 2006.- N 42.- С. 8 24. Дышлюк, И.С. Содержание образовательного процесса как фактор межпредметной интеграции : курс лекций / И.С. Дышлюк ; - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2008. - 96 с. - ISBN 978-5-9275-0586-9 25. Ермаков, В.А. Психология и педагогика: учебное пособие / В.А. Ермаков. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 302 с. - ISBN 978-5-374-00168-6; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90708 26. Зайцев, Е.С. Современные педагогические технологии учебное пособие в 2-х книгах .- книга1/ Е.С.Зайцев.- Челябинск.- ЧГПУ, 2012-411 с. 27. Иванихин, В.В.Почему у Ильина читают все? / В.В.Иванихин.- :Просвещение,1990.-160с. 28. Ильин, Е.Н. Искусство общения / Е.Н.Ильин.- М.:Просвещение,-1982.- 88с. 29. Ильин, Е. Н. Путь к ученику / Е.Н.Ильин. - М: Просвещение, 1988.- 78 с. 30. Китайгородский,М.Д. Тенденции опережения в образовании /М.Д.Китайгородский // Философия и образование.- 2007.- N 1.- С. 106-112
Отрывок из работы

Глава I. ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 1.1.Социально-культурные условия формирования педагогики сотрудничества Во второй половине XX в. наука и технология стали ведущими силами цивилизации. Открытие и мирное использование атомной энергии, освоение космоса, появление новых технологий коренным образом меняют материальные и социальные производительные силы. Развитие культуры во второй половине XXв. носило противоречивый характер. Открывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. Вместе с тем, усилилось административное воздействие на культуру. В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции. На рубеже 80-90-х годов произошли изменения правительственной политики в духовной жизни общества. Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой. Различное отношение к происходящим в стране преобразованиям приводило к конфликтам в руководящих органах творческих объединений интеллигенции. Начавшаяся «перестройка» вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима. Научно-технический прогресс и модернизация производства во второй половине ХХ века потребовали коренных изменений в содержании и методах школьного обучения. По этой причине в конце 60-х – начале 70-х годов параллельно с переходом ко всеобщему среднему образованию в СССР была проведена сложная работа по усовершенствованию содержания общего образования, и в школах началось введение принципиально новых учебных планов и программ. В основу проектов новых программ были положены теоретические и экспериментальные исследования, проведенные Академией педагогических наук под руководством известных психологов и педагогов: В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина и др. Усилия коллектива исследователей под руководством ученого-педагога Л.В. Занкова, созданного в конце 50-х годов ХХ века, были направлены на разработку системы обучения младших школьников, целью которой являлось их общее психическое развитие и крайне важность предоставить младшим школьникам общую картину мира на основе наук, литературы и искусства. Дидактическим стержнем урока является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, обсуждают, а сравнивают, наблюдают, классифицируют, выявляют закономерности, делают выводы. В совместном поиске ребенок напрягает свой ум и чувствует себя соавтором в процессе обучения [14,с.109]. Выделялись три основные линии развития: отвлеченного мышления, анализирующего восприятия (наблюдения) и практических навыков. В разработанной Л.В. Занковым экспериментальной системе развивающего обучения были заложены следующие принципы: обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; продвижение в изучении материала быстрыми темпами; осознание школьниками собственного учения; работа над развитием всех учащихся. Данные принципы были конкретизированы в программах и методиках обучения
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg