Педагогическая мысль, педагогические системы всегда отражали, а иногда и опережали своё время, оказывая существенное влияние на жизнь общества.
Одной из ведущих идей, неизменно вызывавших внимание отечественных педагогов на протяжении всего ХХ века, была идея междисциплинарных связей в обучении и воспитании. Эта идея была не только провозглашена, но и реализована, а затем доведена до уровня педагогической технологии.
Наиболее ярко идея междисциплинарных связей реализовалась в педагогике сотрудничества.
Наше время, время всеобщего среднего образования, потребовало от учителя неслыханной доселе задачи: учить всех, независимо от способностей, желания, возможностей. Над справедливой и гуманной задачей – учить качественно и сильных, и слабых в массовой школе, учить всех – вот над чем сегодня бьётся педагогическая мысль и учёных, и практиков. Авторитарная педагогика , основанная на одной требовательности и педагогическом контроле, стала давать сбои. Вот в этой ситуации и появились педагоги-новаторы. В их классах каждый ученик мог учиться победно.
Новаторство в отечественной дидактике в 1980-х гг. было порождено самой жизнью, а именно стремлением учителей разных специальностей усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. Характерно, что новаторство охватило преподавателей математики и физики, литературы и языка, изобразительного искусства и учителей начальных классов многих городов и областей страны. Педагогическое новаторство стало явлением всеобщим. Оно вызвало энтузиазм учителей разных поколений. Имена педагогов-новаторов, деятелей педагогики сотрудничества, ныне широко известны педагогической общественности: В.Ф. Шаталов и Ш. А. Амонашвили; Е. Н. Ильин и Н.Н. Палтышев, С.Н. Лысенкова и М.П Щетинин, И.П. Волков и И.П. Иванов, В. А. Караковский и Б. П. Никитин.
В деятельности представителей педагогики сотрудничества важное место занимали междисциплинарные связи.
О необходимости учета взаимосвязи между дисциплинами говорится в трудах выдающихся педагогов 18-19 вв. Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г. Песталлоции, И.Ф. Гербарта, а также в трудах русских просветителей 19-20 веков В.Г.Белинского, В.Ф.Одоевского. Наиболее полное психолого-педагогическое обоснование дидактической значимости межпредметных связей дал К.Д. Ушинский. Он доказывал, что знания и идеи черпаются из различных учебных предметов и обобщаются учениками. Межпредметные связи играют мировоззренческую роль, они способствуют созданию у учащихся взаимосвязанных представлений о реальном мире. Только в этом случае знания учащихся образуют стройную развивающуюся систему.
В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Одной из особенностей содержания образования данной технологии является применение межпредметных связей, лежащих в основе гармоничного сочетания интеллектуального, эстетического и практического аспектов образования.
Проблемой междисциплинарных связей в обучении пе¬дагогическая наука занималась , но особенно основательно в последние полтора - два де¬сятилетия. В работах И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой, В.Н Федоровой, В.М. Монахова, П.Т. Кулагина, Н.А. Лошкаревой, О.Д. Шабалина и других по ис¬следованию междисциплинарных связей установлено, что в результате отражения в обучении процессов диффе¬ренциации и интеграции наук принцип междисциплинарности стал одним из ведущих дидактико - методологических принципов.
Межпредметные связи являются актуальным средством комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся, формирования научного мировоззрения учащихся.
Междисциплинарные связи способствуют реализации образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения. Они осуществляются во взаимосвязи и взаимно дополняют друг друга.
При реализации принципа междисциплинарности общепризнанными дидактическими преимуществами являются взаимное использование информации, исключение дублирования, формирование единой системы взглядов на материальную картину мира.
Идея междисциплинарных связей по-разному была реализована в практической деятельности представителей педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, И.П. Волкова.
Объект исследования: педагогика сотрудничества в России в 70-90-е годы XX века.
Предмет исследования: развитие идеи междисциплинарных связей в деятельности представителей педагогики сотрудничества.
Цель исследования состоит в выявлении и характеристике междисциплинарных связей, разработанных педагогами - новаторами.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) изучить и проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть исторические корни формирования педагогики сотрудничества;
3) описать основные идеи педагогики сотрудничества;
4) показать актуальность и прогностическое значение педагогических концепций педагогов-новаторов, определить их вклад в развитие идеи междисциплинарных связей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный анализ общепедагогических фактов, концептуальных идей, подходов; обобщение и систематизация полученных результатов и выводов.
Полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы в практике работы общеобразовательных школ в целях повышения эффективности обучения и воспитания учащихся, и служить основой для поиска новых решений по формированию и совершенствованию содержания образования с позиций новых образовательных технологий.