Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В КОЛЛЕКТИВЕ

arina_pal 280 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 49 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2018
Проблема формирования педагогического коллектива стояла остро всегда. Ещё острее стоит вопрос о создании в нём такого настроения, чтобы учебно – воспитательный процесс был эффективным. Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и, как было показано выше, определяет их работоспособность, психологическое и физическое самочувствие формирует эмоциональный настрой и работоспособность учеников. Следствием нормативного рабочего самочувствия на уроке является чувство единства с теми, кому даёшь урок.
Введение

В современной ситуации реформирования образования в России увеличилась напряженность в образовательных учреждениях, что привело к обострению объективных и субъективных противоречий, которые активизируют различного рода конфликты. В педагогических коллективах часто задействованы все члены школьного социума: педагоги, родители, учащиеся. Наличие деструктивных и нерешенных конфликтов приводит к усложнению, и, как правило, ухудшению отношений, что отрицательно сказывается на психологическом климате педагогического коллектива. Нередко конфликты приводят к разрушению с таким трудом налаженных связей. Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов; характером межличностных отношений; пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Взаимоотношения педагогов - это различные формы их непосредственных контактов в ходе учебно-воспитательного процесса, общественной работы, бытового и житейского общения. В эти контакты включены мысли, чувства, оценки, представления друг о друге, симпатии, антипатии и т.д. Взаимоотношения зависят от того, как один человек воспринимает и оценивает другого. В свою очередь восприятие и оценка человеком других зависит от особенностей его личности, опыта, знаний. Поэтому на взаимоотношения педагогов влияют такие их индивидуальные особенности, как направленность, характер, темперамент, интересы, эрудиция, культура, привычки, возраст, национальная принадлежность и др. Взаимоотношения в педагогическом коллективе в плане личных отношений между педагогами предполагают взаимное уважение, понимание высокой социальной роли каждого, необходимости солидарности, сплоченности. В педагогическом коллективе каждый его член оказывает влияние на состояние психологического климата, на оценку степени его благоприятности, что во многом определяется индивидуальными особенностями личности – ее характером, темпераментом, установками. Одной из значимых психологических характеристик педагога, способных оказать влияние на психологический климат коллектива является уровень его личностной конфликтности, ведь, как известно, конфликтная личность часто является возмутителем спокойствия. В нашей работе мы сделали акцент на том, как конфликтность личности педагога связана с его удовлетворенностью межличностными отношениями в педагогическом коллективе. Анализ литературы показал, что в настоящее время эта проблема не была предметом исследования, что делает ее достаточно актуальной. Цель нашего исследования заключается в изучении характера взаимосвязи уровня удовлетворенности педагогом психологическим климатом педагогического коллектива с уровнем конфликтности его личности. Гипотеза исследования заключается в предположении, что существует взаимосвязь между уровнем удовлетворенности психологическим климатом педагогического коллектива с конфликтностью личности педагога. Мы предполагаем, что существует обратная зависимость: чем ниже конфликтность педагога, тем выше его удовлетворенность психологическим климатом коллектива и наоборот. Объект исследования - личность педагога. Предмет исследования – взаимосвязь удовлетворенности педагогом психологическим климатом педагогического коллектива с уровнем его конфликтности. Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования: 1) анализ литературы по заявленной проблеме ; 2) подбор и апробация методик исследования; 3)измерение уровня удовлетворенности педагогами психологическим климатом педагогического коллектива, выраженным в его оценке; 4) измерение уровня конфликтности личности педагогов; 5) анализ и интерпретация полученных результатов; Методы исследования: Теоретические (анализ литературы) и эмпирические (тестирование). В исследовании были использованы следующие методики: 1. Методика «Оценка психологического климата в коллективе». 2. «Тест на оценку уровня конфликтности личности». 3. «Тест на конфликтность Кноблоха - Фальконетта». Исследование проводилось на базе МБОУ «СШ д. Охона». Исследование осуществлено в период прохождения преддипломной практики в течение первой четверти 2016-2017 учебного гола. В нем приняли участие 18 педагогов.
Содержание

Введение 5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА С ЕГО УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 8 1.1 Психологический климат педагогического коллектива как предмет исследования в отечественной психологии 8 1.2 Факторы, влияющие на удовлетворенность психологическим климатом педагогического коллектива 15 1.3 Конфликтность личности педагога как психологическая характеристика 24 Выводы по первой главе 31 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С КОНФЛИКТНОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА 32 2.1 Цели, задачи, организация исследования 32 2.2 Анализ результатов исследования оценки педагогами психологического климата 34 2.3 Анализ результатов изучения конфликтности личности педагогов 35 2.4 Изучение взаимосвязи конфликтности личности педагога с его оценкой психологического климата ?коллектива 38 Выводы по второй главе 39 Заключение 41 Список используемой литературы 43 Приложения 46
Список литературы

1 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп./ А.Я. Анцупов, А.И Шипилов // - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2002. – c.614. 2 Алябьев, С.В. Психологический мониторинг. Школьный психолог // Приложение к газете ”Первое сентября”. – 2000. – №35. – С.18-19. 3 Андреева, И.Н. Методологические основы изучения социально-психологического климата в академической группе вуза: автореф. дис. канд. фил. наук.– Минск. – 2013. – 18 с. 4 Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 2013 – 96 с. 5 Берн Э.Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб.: Социальная литература, 2006.- 365 с. 6 Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб: Питер, 2004. – 224 с. ; ил. 7 Бойко, В.В., Ковалев, А.Г., Панферов, В.Н. Социально-психологический климат и личность. [Текст]. – М.: Мысль. – 1983. – 206 с. 8 Бородкин Ф. М. Внимание. Конфликт!: Общество и личность / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк –М.: Книга по Требованию, 2013. – 190с. 9 Брэмсон P.M. Общение с трудными людьми. Киев: Внешторгиздат, 1991. – 184 с. 10 Дежникова, Н. С. Педагогический коллектив школы.– М., 2004. –76 с. 11 Донцов, А.И. Психология коллектива.– М.: МГУ, 1984. – 207 с. 12 Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 99 с. 13 Кондратьева, М.Ю. Социальная психология. Словарь / М.Ю. Кондратьева; под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с. 14 Корзникова, Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс: учебное пособие для студентов вузов /Г.Г.Корзникова – М.: Издательский центр «Академия»,2008.- 288 с. 15 Кузьмин, ?Е.С. ?Основы ?социальной ?психологии ?[Текст] ?/ ?Е.С. ?Кузьмин. ?– ?М.: ?Прогресс, ?2000. ?– ?129 ?с. 16 Кухарев, Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя. – М.: Просвещение. – 1990. – 159 с. 17 Лебедев, Б.Н. Морально-психологический климат коллектива. – М.: Знание. – 2006. – 345 с. 18 Морозова, С.В. Такие разные учителя: новая типология педагогов. Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября” –2000. – №3. – С. 94-97. 19 Немов Р.С. Психология образования. – М.: Владос,- 2008.-688c . 20 Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителей.– М.: Онега- 1994- 272 с. 21 Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения– Л.: Наука. – 1981. – 192 с. 22 Скотт Дж. Г.Способы разрешения конфликтов. —Киев: Верзилин и К°, ЛТД,1991 – 184с. 23 Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф. , Шиянов, Е. Н., Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия". – 2002. – 576 с. 24 Платонов, К.К., Казаков, В.Г., Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии [Текст]// Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, – М. – 2009. –176 с. 25 Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009.- 124 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА С ЕГО УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 1.1 Психологический климат педагогического коллектива как предмет исследования в отечественной психологии В работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологического климата коллектива. Ее исследованиями занимались советские и российские ученые: Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалева, В.В. Бойко, Ф.Н. Гоноболина, В.К. Елманова, З.Ф. Есарева, А.Г. Ковалева, Н.В. Кузьмина, Г.И. Михалевская, В.Н. Панферов, Б.Д. Парыгин, Р.Х. Шакуров и др. Существуют несколько определений понятия «психологический климат». Е.С. Кузьмин считает, что «понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе»[15,с. 82] . Б.Ф. Ломов включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива. «Социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в коллективе. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для коллектива решения» [13,с. 98]. В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны»: социальный климат, который определяется тем, насколько на предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан. Моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе и психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия, которого значительно локальнее морального и социального [30]. По мнению К.К. Платонова и В.Г. Казакова: «Психологический климат – это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой» [27, с. 25]. В психологическом климате Б.Д. Парыгин видит не просто сумму психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологического настроя членов коллектива [24].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg