1 Этапы развития отечественной психологии (личности)
Для того, чтобы говорить про развитие мысли о «личности», необходимо разграничить основные этапы развития отечественной психологии в целом, попутно связывая их со становлением интересующей нас проблемы.
1.1 Конец XIX столетия – начало XX в.
40-60-е годы XIX в. - период становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы. Важными параметрами социальной ситуации того времени были ментальность, идеология интеллигенции, особенности реформ, проходивших в обществе. 60-е годы ознаменовались ослаблением цензурного гнета, освобождением крестьянства (и всего общества), достижениями науки, популяризацией просвещения. 60-80 гг.: появление собственно психологических работ. К концу XIX в. практически во всех крупных университетах России появились кафедры психологии, определившие на ближайшие 30 лет развитие психологии. Например, Александр Галич (1783-1848) развивал новые для своего времени идеи связи психики с деятельностью человека в общественных условиях (человек – не только природное существо). По Герцену (1812-1870) психология должна основываться не только на физиологии, но и на философии и истории. Развивал идею о деятельной природе личности. Герцен не указывал на социально-историческую обусловленность высших проявлений личности, в том числе, сознания, воли. Но к 90-м годам общественное настроение начинает заметно изменяться, появилась апатия, усталость от нереализованных политических обещаний, неверие и негативизм по отношению к науке. Изменились и ценностные ориентиры интеллигенции. Начало XX в. – развитие психологии личности.
1.2 30-е – 60-е гг. ХХ в.
Происходит создание Советского государства со всеми вытекающими отсюда идеологическими последствиями. В т.ч. высланы из страны изве¬стные ученые идеалистического направления, занимавшиеся психологической проблематикой. Отечественные исследователи предпринимают попытку дать научное толкование понятию «личность», раскрыть его в качестве психологической категории. Но в то же время в 1931 г. Л.С. Выготский писал, что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема психологии – проблема личности и ее развития». В этот период были разработаны крупнейшие теории советской психологии: культурно-историческая теория Выготского, субъектно-деятельностный подход Рубинштейна, теория деятельности Леонтьева, психология установки Узнадзе. Проблемой индивидуальности занимались Б.Г.Ананьев и Б.М. Теплов, формированием концепции целос¬тности личности - М.Я. Басов, П.П.Блонский, и т. д.