Сегодня интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека. Решению такой сложной задачи как необходимости поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороны государства и его служащих, могло бы способствовать создание и развитие института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным “мостом” между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко. Таким механизмом мог бы стать институт омбудсмена, который сегодня, пусть болезненно и трудно, но все-таки возникает в России.
Задачей Уполномоченного по правам человека по Конституции РФ 1993 года является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений. По мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина “… этот институт создан для того, чтобы осуществлять государственную защиту прав человека внесудебными методами. Это дополнительные методы. Уполномоченный не влияет существенным образом на судебную практику, но до суда и после суда, комментируя его с точки зрения процессуальных возможных нарушений, он существенным образом влияет на восстановление утерянных прав. Что касается базовой защиты Конституции и прав человека, то по Конституции, ею является Президент РФ ”. Таким образом, выбранная тема настоящей работы представляется весьма актуальной.
Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе РФ.
Реализация постановленной цели осуществлялась путем решения следующих задач:
- рассмотреть значение и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе Российской Федерации;
- выделить основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
- изучить законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
- рассмотреть порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека;
- рассмотреть полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ.
Объектом исследования является процесс становление в России института Уполномоченного по правам человека.
Предметом исследования является Уполномоченный по правам человека.
Теоретической основой исследования явилась литература по общей теории государства и права, гражданского, в том числе арбитражного и третейского процесса, гражданского права. Среди авторов, занимающихся исследованием проблем Уполномоченного по правам человека в РФ, следует отметить Башимов М.С., Комарова В.В., Ливеровский А.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков А.И., Хаманева Н.Ю., Шишкова А. и др.
Нормативно-правовую базу составляют Конституция Российской Федерации, кодифицированные правовые акты, в том числе и процессуальные, федеральные законы. Наибольший интерес представляет Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ », так как именно на их основе осуществляется деятельность Уполномоченного по правам человека, исследованию которого и посвящена работа.
В работе использовались такие методы научного исследования анализа как:
? Логический
? Причинно-следственный
? Анализ
? Логика изложения
? Обобщение
? Системный поход
Структура работы включает в себя введение, две главы, объединяющих шесть параграфов, заключение и библиографический список.