Семья является важнейшим социальным институтом общества, играющим особую роль не только в воспроизводстве и воспитании подрастающих поколений, но и в духовном развитии личности. Каждый человек с момента рождения и до конца своей жизни имеет принадлежность к семье, обладая семейно-брачным статусом. Государство и общество заинтересованы в прочной, физически, морально и нравственно здоровой семье. Неблагополучие каждой отдельной семьи дестабилизирует общество, поэтому государство пытается создать условия для его нормального функционирования, в том числе и путем правового регулирования семейных отношений, установления ответственности за нарушение прав и интересов членов семьи и неисполнение обязанностей.
Огромное значение в проблеме правоотношений семейно-правовой ответственности имеют исследования, которые рассматривают отдельные вопросы изучаемой проблемы, в частности правовой природы семейно-правовой ответственности как охранительного правоотношения, его особенностей, специфики правового регулирования данного явления и т.д.
Проблемы ответственности в семейном праве недостаточно изучены в отечественной юридической литературе. Тем не менее, некоторые из них не остались без внимания российских юристов. Ученые отмечают признаки семейно-правовой ответственности, которые говорят о самостоятельности данного вида ответственности, но не приводят понятие данного вида ответственности.
В литературе рассматриваются в основном лишение родительских прав и признание брака недействительным, как меры семейно-правовой ответственности. Семейным кодексом Российской Федерации обязанности по воспитанию и содержанию детей возложены на родителей. Если ребенок по каким-либо причинам лишен родительского попечения, правовыми актами определен порядок его устройства, который, к сожалению, часто нарушается, из-за чего страдают дети, а в итоге - общество и государство. Это обусловлено мягкостью мер ответственности и недостаточным контролем над действиями лиц, обязанных решать подобного рода проблемы
Одна из самых актуальных проблем современной России - защита прав ребенка. Необходимость повышения внимания к этой проблеме никто не оспаривает, однако декларируемый к ней со стороны интерес государства недостаточно подтверждается на практике.
Проблему реализации защиты прав и интересов несовершеннолетних детей можно отнести к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество.
В системе мер поддержки детей и защиты их интересов особое место занимают правовые средства. Их гамма применительно к защите ребенка достаточно широка, но эти меры не всегда применяются на должном уровне. Более 140 законодательных и иных нормативных правовых актов различной отраслевой принадлежности прямо или косвенно направлены на защиту детей и их прав.
Нельзя отрицать действенность правовых мер. В настоящее время одним из путей решения проблемы защиты прав ребенка считается совершенствование законодательного регулирования ответственности родителей за воспитание детей.
Семейному законодательству РФ известны различные формы реагирования на нарушение прав и интересов детей: лишение родительских прав, их ограничение, отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, отмена усыновления и другие, в том числе и принудительное взыскание алиментов. Семейный кодекс РФ предусматривает лишение родительских прав как крайнюю меру в отношении лиц, ненадлежащим образом выполняющих родительские обязанности или злостно уклоняющихся от них.
Таким образом, актуальность исследуемой темы обусловлена не только ростом числа детей, родители которых нарушают их права, но и тем, что современное семейное право исчерпало возможности адекватного реагирования на такие нарушения.
Научная актуальность темы предопределена и ее жизненной актуальностью. С каждым следующим периодом развития общества и социальными условиями она приобретает новую актуальность и практическую значимость.
Объект исследования составляют общественные отношения в сфере реализации семейно-правовой ответственности за нарушение субъективных семейных прав.
Предмет исследования - нормы права, регулирующие ответственность родителей за совершение семейного правонарушения.
Цель работы - комплексное исследование ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие ответственности по действующему семейному законодательству Российской Федерации;
- охарактеризовать отдельные меры семейно-правовой ответственности и сравнить их с мерами защиты в семейном праве;
- раскрыть основные права и обязанности родителей в отношении несовершеннолетних детей;
- рассмотреть аспекты ограничения и лишения родительских прав, их последствия, а также возможности их восстановления;
- сформулировать предложения по совершенствованию законодательных норм, регулирующих правоотношения ответственности в семейном праве.
Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и частнонаучных методов. Основным методом познания послужил диалектический метод, в рамках которого применялись такие обще логические приемы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстракция. Кроме того, использовались системный, статистический, сравнительно-правовой, историко-правовой методы.
Нормативную базу данной работы составили отдельные положения Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, действующих федеральных законов и нормативных актов, принятых субъектами Российской Федерации. Кроме того, была изучена судебная практика.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных ученых, исследовавших различные аспекты семейно-правовой ответственности. Базой для выполнения многих разделов работы послужили публикации из специализированных периодических изданий, материалы СПС Консультант Плюс, ИПП Гарант.
Научная новизна настоящей дипломной работы определяется тем, что она является комплексным научным исследованием, посвященным анализу института ответственности родителей в семейном праве.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, 3 главы, заключение, библиографический список и приложение.