Глава 1. Теоретические основы статистической характеристики деятельности пассажирского транспорта
1.1. Пассажирский транспорт как объект статистического анализа
Общественный (коммунальный) транспорт - пассажирский транспорт, доступный и востребованный к использованию широкими слоями населения. Услуги общественного транспорта обычно предоставляются за определенную плату.
Согласно узкому толкованию общественного транспорта, транспортные средства, относимые к нему, предназначены для перевозки достаточно большого количества пассажиров единовременно и курсируют по определённым маршрутам (в соответствии с расписанием или реагируя на спрос).
В зависимости от расположения относительно населенных пунктов маршруты бывают:
1. Городские (внутригородские) – маршруты, проходящие в пределах границ города (другого поселения). На таких маршрутах работает городской пассажирский транспорт (ГПТ) представленный несколькими видами:
• автомобильный - автобус, маршрутное такси, автобус-экспресс;
• железнодорожный - городские железные дороги, метрополитен;
• водный - речной трамвай, пассажирские паромы, городские теплоходы;
• авиационный - вертолеты, самолеты, гидросамолеты, используемые для доставки людей в отдаленные районы города;
• электротранспорт - троллейбус, трамвай, скоростной трамвай;
• канатный - канатная дорога.
2. Полупригородные - маршруты, основной частью проходящие в пределах города, но связывающие отдаленные, подчиненные городу населенные пункты. На них могут работать все вышеперечисленные виды транспорта.
3. Пригородные - маршруты, проходящие за пределы города на расстоянии до 50 км включительно. Здесь работает пригородный пассажирский транспорт представленный меньшим количеством видов:
1) автомобильный - наиболее массовый вид пригородного транспорта, здесь так же используются автобусы, маршрутные такси и автобусы-экспрессы;
2) железнодорожный транспорт представлен пригородными поездами и пригородными электропоездами ("электрички");
3) авиационные перевозки также существуют, но в тех случаях, когда невозможна связь другими видами транспорта;
4) водный транспорт – пригородные теплоходы и пассажирские паромы;
5) электротранспорт в пригороде, как мне известно, работает только в Крыму, где на линии Симферополь – Алушта курсируют троллейбусы.
Ближний пригород – маршруты, проходящие на расстоянии до 50 км включительно.
Дальний пригород – маршруты, работающие в радиусе более 50 км, но не проходящие через города, внутриобластные, с редкими остановками в 50-километровой зоне, и действием только части льгот.