Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, тем, что социально-экономические и политические перемены в России на протяжении последних 20 лет породили многочисленные проблемы в различных сферах жизни общества. В настоящее время криминальная ситуация в России является одной из основных проблем национальной безопасности. Этому способствовали серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в государстве, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие четкой государственной политики в социальной сфере, а также снижение духовно-нравственного потенциала общества.
Для эффективной борьбы с преступностью важное значение имеет достижение целей уголовного наказания в виде лишения свободы, исправление осужденных, предупреждение совершения ими новых преступлений. Эффективность деятельности исправительных учреждений, выполняющих названные функции, зависит от степени криминогенности среди осужденных, определяющей реальные возможности персонала по обеспечению ресоциализации личности осужденных.
В настоящее время в исправительных колониях содержится около 800 тыс. осужденных, а в следственных изоляторах 300 тыс. человек. В общей сложности около 1100 тыс. человек являются представителями тюремной субкультуры и вынуждены жить по ее неписаным «законам» и традициям.
Сложившаяся ситуация обусловливает необходимость повышения эффективности деятельности персонала пенитенциарных учреждений по нейтрализации негативного влияния как «авторитетов» преступного мира, так и всей субкультуры в целом на большинство ее представителей. Поэтому разработка и реализация уголовно-правовых, криминологических, педагогических и организационных мер предупреждения негативного влияния субкультуры на ее представителей являются важным средством обеспечения основной цели наказания.
По мнению большинства криминологов, противоправная деятельность, осуществляемая лидерами тюремного мира, направленная на установление приоритета своего неформального влияния на основную массу осужденных, составляет основу противодействия администрации пенитенциарного учрежлизации криминогенных факторов, ее порождающих, не является новой для пенитенциарной системы нашего государства.
По данным ФСИН России, в 765 исправительных учреждениях (исправительных колоний - ИК, 8 тюрьмах, 198 следственных изоляторах (СИЗО), 62 воспитательных колониях (ВК) на оперативном учете состоят 2,5 тыс. группировок осужденных отрицательной направленности (в них около 30 тыс. членов), 2 тысячи «авторитетов» уголовной среды, около 100 «воров в законе». Ими совершается до 70% насильственных преступлений. От 50% до 80% осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях с различными режимами содержания, и около 98% содержащихся под стражей находятся под влиянием тюремной субкультуры, насаждаемой «авторитетами» преступного мира. Основная масса осужденных, не принадлежащих к числу «авторитетов» преступной среды (более 90%), испытывает постоянное чувство тревоги за личную безопасность и считает главным условием ее обеспечения - соблюдение обычаев и традиций тюремной субкультуры, а не четкое выполнение требований администрации пенитенциарного учреждения или режима данного учреждения.
Сопоставление статистических данных с выводами криминологических исследований, проведенных в последние годы, свидетельствует не столько о высокой степени латентности указанного негативного явления, сколько о полной несостоятельности уголовно-правовых, педагогических и организационных мер, направленных на его предупреждение, предотвращение и пресечение. Существенный недостаток организационно-правовых мер, разработанных сложившейся практикой исполнения лишения свободы и закрепленных в уголовно-исполнительном законодательстве, проявляется в том, что их применение не позволяет нейтрализовать негативное влияние «авторитетов» тюремной субкультуры на основную массу ее представителей, а следовательно, сократить негативные последствия, вытекающие из отношений представителей тюремной субкультуры.
Тюремная субкультура, благодаря наличию в ней определенной доли романтических моментов, таинственности, необычности, привлекательности, сравнительно легко усваивается, особенно молодежью. Немаловажную роль играет и то, что субкультуре свойственен игровой и эмоциональный характер.
Приверженность тюремной субкультуре, усвоение ее норм и ценностей осуществляются, как правило, личностью, не получившей в силу различных условий признания и решившей добиться его в криминальном сообществе. Кроме того, усвоение норм и ценностей субкультуры может осуществляться и личностью, не удовлетворенной своим низким статусом в системе официальных отношений.
Приобщение к тюремной субкультуре происходит относительно быстро и является своеобразным способом компенсации неудач, преследующих личность, особенно это касается лиц молодого возраста.
О тюремной субкультуре, ее значении и роли, как в преступном мире, так и в обществе в целом в последнее время написано немало. Если до 1985 года эта тема замалчивалась, считалось, что тюремной субкультуры, как и криминальной, просто не может существовать, то после так называемой «перестройки» появилось немало работ, посвященных изучению криминальной и тюремной субкультур. К сожалению, работы эти издаются очень ограниченными тиражами, а в большинстве случаев они носят, кроме того, вид различных словарей уголовного жаргона и только.
Самые первые исследования тюремной субкультуры начали проводить сотрудники МВД РФ по этой теме и носили, по меньшей мере, гриф «для служебного пользования». Таким образом, с исследованиями в этой области зачастую не могли познакомиться даже работники пенитенциарных учреждений. К слову сказать, практические работники исправительных учреждений и следственных изоляторов часто сами для себя пытались хоть как-то систематизировать эти явления: одни составляли краткие словари уголовного жаргона (арго), другие систематизировали татуировки и т.д. И, тем не менее, даже в настоящее время ощущается значительная нехватка пособий по тюремной субкультуре. Необходимость исследования обусловлена тем, что в настоящее время в уголовно-исполнительную систему приходит очень много новых молодых сотрудников, которым довольно сложно ориентироваться во всех этих непривычных для них понятиях, в системе взаимоотношений, складывающихся между администрацией пенитенциарных учреждений и осужденными и содержащимися под стражей, между самими заключенными.
Вышеизложенное обусловило выбор темы диссертационного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы связанные с тюремной (пенитенциарной) субкультурой не получили должного освещения в научной литературе. Основные исследования касаются отдельных моментов связанных с криминальной субкультурой. Ограничено количество работ где высокую криминогенную обстановку в пенитенциарных учреждениях связывают с «законами» и традициями тюремной (пенитенциарной) субкультуры.
В диссертации использованы труды по проблемам социологии, педагогики, психологии, уголовно-исполнительной политики, криминологии, уголовного и уголовно-исполнительного права.
К этой проблематике обращались такие ученые, как А.В. Абаджан, Ю.К. Александров, В.М. Анисимков, Ю.М. Антонян, Н.П. Барабанов, Ю.И. Блохин, А.Г. Бронников, Д.Б. Вальяно, М.Н. Гернет, Я.И. Гилинский, А.С. Михлин, А.Н. Олейник, В.Ф. Пирожков, С.В. Назаров, О.В. Старков, В.Ф. Трахтенберг, А.Г. Тарабрин, В.В. Тулегенов, Г.Ф. Хохряков, JI.B. Яковлева и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы или содержания под стражей, на которые осуществляется противоправное посягательство со стороны авторитетов преступного мира в пенитенциарных учреждениях, а также социальные явления и негативные процессы, вытекающие из отношений представителей тюремной субкультуры как для самих представителей субкультуры пенитенциарных учреждений РФ, так и для уголовно-исполнительной системы в целом; организация мер по нейтрализации негативного влияния тюремной (пенитенциарной) субкультуры на основную массу осужденных, а также предупреждение и профилактика пенитенциарных преступлений и правонарушений, вытекающих из отношений представителей данной субкультуры.
Предметом исследования при этом являются атрибутивные и регулятивные элементы современной тюремной субкультуры.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является исследование современного состояния тюремной (пенитенциарной) субкультуры ее взаимосвязи с криминогенной ситуацией внутри самих пенитенциарных учреждений, а также выработка основных путей и методов нейтрализации негативного влияния тюремной (пенитенциарной) субкультуры на ее представителей.
Для достижения данной дели определены следующие задачи: осуществить исследование основ тюремной (пенитенциарной) субкультуры комплексно - в уголовно-правовом, криминологическом (кри-минопенологическом), педагогическом, нравственном и психологическом аспектах; исследовать теоретические основы появления и существования тюремной субкультуры; изучить структуру тюремной (пенитенциарной) субкультуры; изучить личностные характеристики представителей тюремной (пенитенциарной) субкультуры, а также их разделение на «масти»; изучить отличительные черты представителей тюремной субкультуры и их криминопенологические характеристики; исследовать «законы» (нормы) тюремной субкультуры и их криминологическое значение для ее представителей на современном этапе; изучить криминогенную ситуацию в пенитенциарных учреждениях, вытекающую только из отношений представителей тюремной субкультуры; разработать меры по нейтрализации негативного влияния тюремной (пенитенциарной) субкультуры на своих представителей; выработать меры по предупреждению и профилактике преступлений и правонарушений, вытекающих из отношений представителей тюремной (пенитенциарной) субкультуры, основанных на неписаных обычаях и традициях данной субкультуры. . . "
Методологическую основу исследования составили положения и выводы общей теории познания, общенаучные и частнонаучные методы исследования.
Нормативную базу диссертационного исследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, федеральные законы РФ, приказы, концепции и т.п.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили результаты исследований, в ходе которых нами было изучено 200 личных дел осужденных-авторитетов, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях РФ общего и строгого режима г. Челябинской и Челябинской области, а также материалов, собранных как оперативными частями пенитенциарных учреждений.
Особо место было отведено социологическим исследованиям, которые проводились с использованием методов анкетирования и интервьюирования осужденных-авторитетов и сотрудников ФСИН России.
В работе проводиться разграничение понятий «криминальная субкультура» и «тюремная (пенитенциарная) субкультура».
Структура и объем диссертационного исследования. Структура диссертационного исследования определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав (6 параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.