Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Ценностные ориентации осетинских мужчин и женщин возраста ранней зрелости

irina_k200 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.08.2020
Целью данного исследования является изучение ценностных ориентаций осетинских мужчин и женщин возраста ранней зрелости. Предмет исследования: ценностные ориентации осетинских мужчин и женщин в возрасте 18-25 лет. Объектом исследования стали 80 осетин возраста ранней зрелости, условно разделенные на две равные группы по критерию половой принадлежности: в первую группу вошли мужчины, во вторую – женщины. Выборка была простой,бесповторной, случайной. Гипотезы исследования делились на основную и частные: Основная: 1. Ценностные ориентации могут быть различными у осетинских мужчин и женщин возраста ранней зрелости. Частные: 2. Ценностныесемейным положением. ориентации осетин могут определяться 3. Ценностные ориентации, возможно, зависят от уровня образования респондентов. 4. Возрастценностные ориентации в зависимости от их пола. респондентов может оказывать влияние на Задачи исследования: Теоретические: 1. Изучение отечественной и зарубежной литературы по предмету и объекту исследования. Методические задачи: 2. Определение характера и объема выборки, критерия разделения ее на эмпирические группы. 3. Подборпредмету исследования. психодиагностических методик, релевантных Эмпирические задачи: 4. Проанализировать ценностные ориентации и другие психологические характеристики осетин возраста ранней зрелости. 5. Исследовать своеобразие ролевого поведения у осетин в зависимости от пола. Методы исследования: анализ отечественной и зарубежной литературы, психологическая диагностика, статистический анализ результатов. Диагностический инструментарий: социально-демографическая анкета, тест «Мой любимый цветок» (А. И. Тащ?ва), опросник «Ценностные ориентации» (М.Рокич), опросник Р.Кеттелла (16PF), тест «Методика рисуночной фрустрации» (C. Розенцвейг), опросник терминальных ценностей ( Е. Б. Фанталова, И. Г. Сенин)[6,64 ,76]. Статистическая обработка данных включала следующие методы: методы дескриптивной статистики, проверку распределения признаков на соответствие закону нормального распределения с помощью одновыборочного критерия Колмогорова-Смирнова, сравнение количественных независимых показателей с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни, простой регрессионный анализ, детерминационный анализ, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), непараметрический критерия ?2 Пирсона. Для обработки данных был использован стандартный пакет программ для статистической обработки данных Statisticа 10. Достоверность полученных результатов была достигнута за сч?т продуманной программы исследования, развернутой качественно- количественной и статистической интерпретации результатов, а также соотнесения полученных данных с результатами других авторов. Этапы исследования: I. Подготовительный (2016 г.): изучение литературы по предмету и объекту исследования, ознакомление с методическим инструментарием, планирование исследования. II. Эмпирический (2016-2017 гг.): осуществление психологической диагностики особенностей ценностных ориентаций и других психологических характеристик осетин. III. Заключительный (2018г.): первичная качественно- количественная и статистическая обработка результатов, вторичный их анализ. Научная новизна исследования заключается в том, что исследование по изучению выбранного нами предмета в зависимости от возраста объекта ранее не проводилось. Теоретическая значимость исследования состоит в развитии научных и общественных представлений об особенностях ценностных ориентаций и осетин возраста ранней зрелости; в получении новых данных по рассматриваемой проблеме. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных в работе результатов и методического инструментария для психологической диагностики и коррекции проблем, связанных с ценностными ориентациями молодых осетин, а также для психологического просвещения населения России о личностных особенностях, ценностных ориентациях осетин, для лучшего их понимания; а также – для средств массовой информации в целях оптимизации социально-демографической ситуации в Республике Южная Осетия и в России. Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа магистранта состоит из введения; теоретической и эмпирической глав; заключения, включающего основные теоретические и эмпирические выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; списка используемой литературы из 87 источников, из них на английском языке 11. Работа проиллюстрирована 31-й Таблицей, 20-ю Рисунками и Оглавлением Приложений. Объем основного текста составляет 66 машинописных страниц. Апробация: Материалы ВКР магистра представлялись на заседаниях СНО «Феноменология семьи и профессиональной помощи личности и семье» (2016-2018гг.), на заседаниях кафедры психологии личности и консультативной психологии (2016-2018гг.); на XLIII и XLIV научных конференциях студентов (2017, 2018 гг.).
Введение

Актуальность проблемы. Современное состояние общества характеризуется стремительными изменениями в социально-экономических условиях, в социальных и этических нормах, требованиях, предъявляемым ко всем гражданам, включая молодежь [6]. В связи с происходящими глобальными социально-культурными и экономическими преобразованиями проблема ценностей и ценностных ориентаций приобретает особое значение и является актуальной в теоретическом и практическом смыслах. Молодежь, сущностной социальной характеристикой которой является способность наследовать и воспроизводить социокультурные образцы, трансформировать их с учетом изменившегося социального опыта на основе собственного инновационного потенциала и транслировать будущим поколениям, внося тем самым свой вклад в развитие общества [74]. Непрерывный процесс трансформации ценностей у молодежи требует изучения многочисленных факторов, влияющих на нравственные ориентиры, а также поиска новых эффективных средств формирования ценностных ориентаций. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества [14, 3]. Под влиянием новых социальных «посредников» молодежь чаще отвергает традиционный опыт, чем его усваивает[74]. В молодежной среде трансформация ценностных ориентаций протекает в русле современных тенденций изменения ценностных ориентаций и проявляется в отходе от акцептации ценностей долженствования в пользу инструментальных ценностей саморазвития. Тем самым, молодежь вынуждена усваивать те модели поведения и ценностные ориентации, которые не имеют в своей основе культурных традиций, легко и быстро усваиваются, чаще всего не требуют усилий в области самовоспитания и самообразования. Поэтому кажется актуальным исследование ценностных ориентаций молодежи в системе ее личностных характеристик. Особенно актуальным, по нашему мнению, является изучение данных характеристик личности у осетин в возрасте ранней зрелости, так как на данный момент не обнаружено когда-либо проведенных исследований на эту тему. А так же, потому что этот период является одним из важнейших этапов развития человека, насыщенным значимыми событиями, которые влияют на ход его жизни. Ранняя зрелость характеризуется завершением перехода от юности к статусу взрослости, когда у большинства представителей этого возраста главными задачами и целями становится практическая реализация жизненных планов, происходит расхождение между мечтами и жизненными целями: возраст вступления в брак, следовательно, и возраст освоения супружеских, детско-родительских отношений и т. д. Вот почему данная проблема важна для науки, для общества в целом и для каждого человека, гражданина страны. Многонациональному обществу, государству важно знать ценностные ориентации и психологические характеристики людей разных национальностей, условиях изменения ценностных ориентаций граждан. Разработанность проблемы: Различные аспекты формирования ценностных ориентаций личности, механизмы и средства решения данной проблемы в теоретическом аспекте стали предметом изучения многих отечественных и зарубежных психологов: А. Ю. Стойлика [61], З. В. Султановой [62, 63], А. И. Тащ?вой [6,77], К.Д. Ушинского [66], В.Я. Ядова [74] и др. При этом нам не удалось обнаружить ни одного эмпирического исследования, специальным предметом изучения которого стали бы ценностные ориентации и другие психологические характеристики осетин возраста ранней зрелости; по сути, имеют место лишь единичные исследования данных явлений вне зависимости от возраста ранней зрелости респондентов и их национальной принадлежности.
Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3 2. ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОСЕТИНСКИХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН ВОЗРАСТА РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ6 1.1. Ценностные ориентации: определение, функции, факторы формирования, значение… 6 1.2. Личностные характеристики молодежи в возрасте ранней зрелости 14 1.3. Личностные характеристики осетин возраста ранней зрелости 18 1.4. Ценностные ориентации девушек и юношей в возрасте от 18-25 лет… 26 1.5. Ценностные ориентации осетин ввозрасте 18-2531 Выводы по Главе I34 3. ГЛАВАЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙОСЕТИНСКИХМУЖЧИНИЖЕНЩИНВОЗРАСТА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ36 2.1. Программа и ход исследования36 2.2. Анализ эмпирических данных37 Выводы по Главе II62 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 5. ЛИТЕРАТУРА 67 6. ОГЛАВЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ72
Список литературы

1. Абульханова К.А. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с. 2. Алишев Б. С. К проблеме формирования ценностных представлений личности // Материалы научно практической конференции. Казань: 2005. – 322 с. 3. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов. – М. :Аспект Пресс, 2007.С. 298-308. 4. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 3-18. 5. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. - 1999.№4. 6. Афанасенко И.В.,Тащ?ва А.И., Габдулина Л.И. Ценностные ориентации в связи с социальной фрустрированностью обучающихся и работающих молодых мужчин и женщин //Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 4 С. 172 – 183. ВАК 7. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология. – М.: Логос, 2011. 322 с. 8. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с. 9. Вандюкова Е. Н. Иерархия ценностных ориентаций городской и сельской молодежи в период социально-экономической стабилизации России // Материалы научно-практической конференции. Самара: СГПУ, 2005. С. 114-119. 10. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. 200 с. 11. Волков Б. С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.- М.: Трикста, 2006. С. 256. 12. Волынская Л. Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла. – М. : ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. С. 72-100. 13. Восковская (Шутова) Л.В., Ляшук А.В. Духовный кризис: проблемы определения и диагностики // Психологическая диагностика. 2005. №1. C. 51- 57. 14. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. — 2002. №1. С. 96-105. 15. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа: Пер. с нем. / Под ред. Э.Л. Радлова. - СПб., 1913. 414 с. 16. ГербартМ.: Учпедгиз, 1940. 341 с. И.Ф. Избранные педагогические сочинения: Т. 1. 17. Герцен А.И. Избранные философские произведения. В 2 т. Т.2 / АН СССР, Ин-т философии - М.: Госполитиздат, 1946. 339 с. 18. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. М., Мысль, 1964. 583с. 19. Данилов С.И. Национальная идентичность как одна из важнейших основ духовного здоровья личности // Информационные войны. 2013. №3 (27). С. 80-86. 20. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы: дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2015. 187 с. 21. Добролюбов Н.А. Новый кодекс русской практической жизни // Полн. собр. соч.: T. IV. М.: Художественная литература, 1937. С.93-105. 22. Доброрадных М.Б. Здоровье и имидж в ценностных ориентациях современных студентов // Материалы научно-практической конференции. – М.: Изд. РГАФК, 2004. С. 274. 23. ДокучаевОсновоположения исторической аксиологии культуры. – М.: Наука, 2009. С. 595. И.И. Ценность и экзистенция. 24. Дробницкийэнциклопедический словарь. – М., 1989. 230 с. О. Г. Ценность // Философский 25. Ибрагимовапроблему трансформации культурного пространства // Ценности и смыслы, 2017. Г. А. Влияние на глобализации на №1(47) С. 93-99. 26. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 300-360. 27. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004. 424 с. 28. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1986. С. 8-30. 29. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. 174 с. 30. Коржова Е.Ю. Личностные особенности переживания психотравмирующего опыта и субъективная картина жизненного пути (на примере современных осетин) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Психология. 2012. №1. С.42-50. 31. Коржова Е.Ю. Личностные предпосылки субъективной картины жизненного пути северных и южных осетин // Исследование и проектирование в социальной работе: материалы V заочной Международной научно-практической конференции. Омск, 2011. С. 34-39. 32. Котляков В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // Сибирская психология сегодня. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 410с. 33. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. —М.; Академический Проект, 2001. С 508. 34. Кузнецова Е.Г. Личностные ценности: понятие, подходы к классификации//Вестник ОГУ, 2010. №10 С. 20-24. 35. Кулумбегов Р. П. Южная Осетия. От прошлого к настоящему. – Цхинвал: Дом печати РЮО, 2017. С. 61-75. 36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с. 37. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С.110-135. 38. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России учеб. пособие для студентов вузов / В.Т.Лисовский ; С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. - СПб., 2000. 508 с. 39. Методический инструментарий для диагностики личности и семейных отношений: уч. пособие / А. И. Тащ?ва, С. В. Гриднева. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. С. 7, 71,180. 40. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 451 с. 41. Молчанова О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. – М. : Флинта: Наука, 2015. С. 228-242, 318- 324. 42. Монакова Ю. С. К проблеме самоопределения современной молодежи// Материалы научно-практической конференции. - Оренбург: ОГПУ, 2005. – С. 91. 43. Монтень М. Опыты. Кн. II-III. СПб.: Кристалл, 1988. Кн. II. С. 900-950; Кн. III. С. 400-500. 44. Наследов А.Д. Математические методы в психологии. – 2-е изд. – СПб.: Речь, 2006. 392 с. 45. Немов Р. С. Психология. 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2004. С. 7-12, 19-33, 155-159,394-410. 46. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания // Школа. - 2002. № 4. 47. Нилаева К.С. Ценностные ориентации молодежи // Материалы VII Всероссийской (заочной) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Старый Оскол, 2015. 198 с. 48. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей // Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И. А. Соловков. М.: Педагогика, 1985. С. 29-329. 49. Новикова Г.П. Психолого-педагогические особенности асоциального поведения подростков // Сборник научных статей по мат-лам VIII Междунар. научно-практ. конф. «Инновационная деятельность в образовании». 18 апреля 2014 г., Москва-Пушкино: в 2 ч. - Ч. 1 / под общ. Ред. Г.П. Новиковой. -Ярославль; М.: Канцлер» 2014. С. 417-427. 50. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М.: Юрайт, 2013. –С.460. 51. Орлова Н.Г., Корсакова И.А. Традиция как фактор воспитания личности // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы. М.: РГСУ, 2015. - С. 111-116. 52. Платонов А. Идеалы и ценности подрастающего поколения // Психол. газ., 2002. № 5. С. 25–26. 53. Прыгин Г. С. Проявление феномена «автономности-зависимости» в личностных коммуникативных установках // Материалы научно- практической конференции. Набережные Челны, 2005. –С. 21-23. 54. Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия / под ред. Реана А. А. – СПБ. : Прайм-Еврознак; Издат.Дом «Нева»; - М., Олма-Пресс, 2002. С. 400-412, 424-455. 55. Риккерт Г. О системе ценностей / Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: [пер.с нем.]. -M.: Республика, 1998. -С. 365-391. 56. Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания. Интерсознание в психоанализе. М.: Когито-центр, 2014.С. 304. 57. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 189 с. 58. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс , 2007. № 4. С. 37-43. 59. Современная личность // Психол. исследования / Под ред. М. В. Воловикова, Н. Е. Харламенкова. – М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 387. 60. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учебник для вузов. 4-е изд. – М.: Аспект Пресс,2009.С. 73-75. 61. Стойлик А. Ю. Ценностные ориентации: социально-психологический и гендерный аспекты // Журн. прикладной психологии. 2003. № 6. С.60–69. 62. Султанова З.В. Исследование психотравмированности южных и северных осетин // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика: Материалы V заочной международной научно- практической конференции. Омск, 2011. C. 178-184. 63. Султанова З.В. Исследование ценностей северных и южных осетин методом Ш. Шварца // Материалы 29-междунаролной конференции «Актуальные проблемы современной науки и пути их решения». М., 2016. С. 65-71. 64. Тащ?ва А. И., Гриднева С. В.. Методический инструментарий для диагностики личности и семейных отношений. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. 234 с. 65. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Полн. собр. соч.: В 91 т. М.: Терра, 1992. Т. 21. С.211-246. 66. Толстых А. В. Возрастны жизни. – М. : Молодая гвардия, 1988. С. 55- 60, 147-156,156-167. 67. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. 557 с. 68. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара, 2001. 128 с. 69. Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подменной сущности новейшей философии. Репринт с изд. М.: Тетра, 1937. С. 11-12. 70. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. 368 с. 71. Хофстеде Г. Параметры количественной характеристики культур // Язык, коммуникация и социальная среда. 2014. № 12. С. 9-49. 72. Цаллагова З. Б. Традиционная культура воспитания // Осетины. – М.: Наука, 2012.С. 352-367. 73. Шаров А.С. Жизненный кризис в развитии личности. Омск, 2005. 165с. 74. Щербакова А.И. Основные парадигмы современной культурологии как научной и образовательной дисциплины // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15. № 6 (129). С. 124- 132. 75. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л.: Наука, 1979. 76. Яковук Т. И. Фактор неопредел?нности в социокультурной регуляции духовной жизни молод?жи: Автореф. дис. …канд. культурологии ./ Т. И. Яковук. – М.: РАН, 2006.С. 47. 77. Afanasenko I.V., Tashcheva A.I., Gabdulina L.I. Value orientation in relation to social frustration students and working young men and women // Гуманитарные и социальные науки. 2016. №4. P. 172-183. 78. Anderman E.M. The effects of personal, classroom, and school goal structures on academic cheating. Psychology of academic cheating / edited by Eric M. Anderman, Tamera B. Murdock. Amsterdam; Boston: Elsevier Academic Press, 2006. 79. Anderman E.M., Koenka A.C. The Relation Between Academic Motivation and Cheating // Theory Into Practice. 2017. Vol. 56, iss. 2. P.95-102. 80. Burnyasheva L.A, Gazgireeva L.H. The transformation оf spiritual – moral values jf young people in modern Russian society: social – philosophicalaspect. Pyatigorsk State University/Burnyasheva L.A, Gazgireeva L.H. //Vоl. 2017.№34 (2) P. 122-127. 81. Buss A. H. The Psychology of Aggression. N. Y.: Wiley, 2001. 307р 82. Hofstede G. Culture's Consequences: International Differences in Work- Related Values. Beverly Hills (CA), 1980. 475 p. 83. Lotze H. Leben und Lebenskraft // Handworterbuch der Physiologie. 1. 84. Munsterberg H. The position of psychology in the system of knowledge. Psychological Monographs, 1903. 322 р. 85. Rokeach M. The nature of human values. N. Y., 1973. 86. Vansteenkiste M., Lens W., Deci E.L. Intrinsic Versus Extrinsic Goal Contents in Self-Determination Theory: Another Look at the Quality of Academic Motivation // Educational Psychologist, 2006. Vol. 41, iss. 1. P.19-31. 87. Bernstein D. P. Development and validation of a brief screening version of the Childhood Trauma Questionnaire / D.P. Bernstein [et al.] // Child Abuse and Neglect. 2003.Vol. 27. P.169–190. 88. Gratz K. L., Conrad S. D., Roemer L. Risk factors for deliberate self-harm among college students // American Journal of Orthopsychiatry. 2002. N. 72. P. 128-140.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОСЕТИНСКИХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН ВОЗРАСТА РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Ценностные ориентации: определение, функции, факторы формирования, значение Ценностные ориентации можно назвать стержнем личности: именно они определяют ее потребности и поступки. Ценности разделяются на материальные и духовные, индивидуальные, групповые, общекультурные и общечеловеческие. Ценности выполняют роль регуляторов, поскольку регулируют социальные отношения людей, роль мотиваторов поведения и поступков людей, а также тесно связаны с ценностными нормами, поскольку обусловлены культурой. А.И. Кравченко, говоря о социальном проявлении личности, выделяет 3 уровня: 1. Социальный – необходимый набор черт для выполнения социальных ролей; 2. Культурный – интериоризованное личностью в процессе освоения культурных норм; 3. Нравственный – высшее проявление социального начала, проявляющееся в следовании нравственным нормам, как абсолютный [33]. В истории культуры известны различные концепции ценности[34]. В Античности впервые были сформулированы понятия добродетели, доблести, справедливости[43]. Сократ говорил, что доброта непосредственно связана со знанием о доброте: «никто не ошибается добровольно»: если человек не поступает по-доброму, значит, он не знает, что такое добро. Аристотель подчеркивал необходимость нравственного воспитания для достижения добродетели. Философ помимо собственно этических (нравственных) ценностей выделял «дианоэтические» добродетели, не врожденные, а формирующиеся в процессе воспитания и жизненного опыта человека: мудрость, благоразумие, способность к искусству и науке. В Средние века на первый план выходят духовные ценности: «Вера», «Надежда», «Любовь» названные главными, абсолютными добродетелями. Абсолютные ценности рассматриваются как трансцендентные, как идеалы человека, полностью связанные с Богом. В эпоху Возрождения доминирует идея гуманизма, человек становится центром внимания художников, просветителей, ученых. Гуманисты Возрождения выдвинули идею гармонически развитой личности, и идея ценности рассматривалась сквозь призму ценностей человека, как духовных, так и материальных, необходимых для жизни. Французский философ М. Монтень считал, что в человеке воплощается природа во всех ее проявлениях и полагал, что самой... прекрасной жизнью живут те люди, равняющиеся по общечеловеческой мерке, в духе разума [43]. Нравственность ученый считал наиболее ценным качеством человека, даже более важным, чем интеллект, особенно если это касалось государственных деятелей. Об одном из них М. Монтень, Так, о Эпаминонде исследователь писал, что он в отношении морали далеко превосходил всех государственных деятелей и что именно в этом, важнейшем и первостепенном отношении он не уступает ни одному философу, даже самому Сократу. Другой французский ученый и мыслитель Б. Паскаль в одном ряду рассматривал ценность знания и ценность веры, причем мышление он считал основой нравственности, полагая, что достойное мышление и есть основа нравственности. Английский философ Т. Гоббс в своей работе «Левиафан» дал ценностную характеристику человеку, выделив такие нравственные качества как красота, богатство, обучение, щедрость [18]. Чешский мыслитель и педагог Я.А. Коменский считал высочайшей ценностью человеческий разум. В духовном развитии человека он выделял три стадии: нравственное, религиозное, научное, а источниками познания признавал чувства, веру и разум. Ценность образования, по Коменскому, заключается не столько в приобретении знаний, сколько в формировании «целостного человека» [28]. Итак, эпоха Возрождения выдвигает ценность человеческой личности, ее интеллектуального и духовного развития. В 17 веке ценностью становится активный субъект, способный к реализации внутренних способностей, заложенных природой. Ценность знания, ценность разума становятся основой нравственности. XVIII век вошел в историю культуры как век Просвещения. Известные просветители-педагоги выдвинули в качестве центральной идеи свободы, в том числе свободы каждого человека на образование и удовлетворение познавательных интересов. Так, швейцарский педагог И.Г. Песталоцци провозгласил ценность развивающего обучения, способствующего формированию познавательных интересов и познавательной активности личности. Немецкий философ Г.Ф. Гегель считал образование и воспитание «вторым рождением», поскольку благодаря этому человек приобретает разум и выходит из «животного состояния» [15]. Ценность знания неразрывно связана с духовностью: только человек образованный может быть совестливым и благоразумным. Другой немецкий философ И.Г. Фихте высшей ценностью считал жизнь: «Ничто, кроме жизни, не имеет безусловной ценности и значения; всякое другое: мышление, творчество и знание имеют ценность лишь поскольку оно каким-нибудь образом относится к живому, исходит из него и стремится влиться в него» [69]. Рассмотрим подходы различных авторов к выделению видов ценностей [Таблица 1]. Виды ценностей Таблица 1 Автор Выделяемые виды И. Кант - мнимые; - истинные; - познавательные (внутренние и внешние, абсолютные и относительные) [34]. Продолжение Таблицы 1 Р. Г. Лотце - познавательные; - эстетические; - нравственные; - религиозные [83]. И. Ф. Гербарт - внутренняя свобода; - доброжелательство; - справедливость; - совершенство; - правопорядок [16]. Г. Мюнстерберг - логические; - этические; - эстетические; - метафизические [84]. Г. Риккерт - эстетические; - нравственные; - социально-этические; - мистические; - религиозные [55]. И. Кант разделял ценности на мнимые и истинные. Мнимые ценности основаны на потребностях, тогда как истинные определяются целесообразностью деятельности. Эталоном всех ценностей Кант называет «моральную ценность», основанную на «доброй воле». Среди эстетических ценностей немецкий философ называет «прекрасное» - объективную ценность и «приятное» - то, что доставляет наслаждение. Познавательные ценности Кант также разделяет на внутренние и внешние, абсолютные и относительные. В немецкой философии 19 века выдвигается ряд мыслителей, предлагающих различные аспекты теории ценности. Р. Г. Лотце классифицировал ценности на познавательные, эстетические, нравственные и религиозные. По природе ценности сверхреальные, чем отличаются от действительного мира. По мнению ученых, соотношение между этими мирами - миром ценностей и миром фактов - проблема, до сих пор не решенная в истории культуры [83. И. Ф. Гербарт выделяет пять критериев нравственной воли: внутренняя свобода, доброжелательство, справедливость, совершенство, правопорядок. На этих ценностях основано нравственное воспитание [16]. Г. Мюнстерберг разделяет жизненные и культурные ценности. Первые являются данными человеку изначально от природы, вторые создаются по мере вхождения в культуры, приобретаются с жизненным опытом. Ученый выделят несколько видов ценностей: логические (как предмет познания внешнего мира: люди, природа, история); этические (право, нравственность, саморазвитие); эстетические (гармония, счастье, искусство, музыка); метафизические (представляют собой предмет веры: спасение, откровение, творение, а также человечество, вселенная) [84]. Г. Риккерт классифицировал ценности по их направленности: эстетические, нравственные, социально-этические, мистические, религиозные. Ученый считал ценности особым духовным миром, требующим философского осмысления [55]. М. Вебер рассматривал ценности как относительные, поскольку они связаны с культурными установками эпохи. В то же время он признавал так называемые «доминантные ценности», которые являются общечеловеческими. Вся европейская культура выстроена на трех ценностных «китах»: Истина, Добро, Красота. К этой триаде можно добавить категорию «Польза» как воплощение материальной ценности. Все доминантные ценности имеют надындивидуальное значение. В то же время социологами выделяются такие ценности как представление о желаемом, идеологические представления и др. Такой социологический взгляд на ценности позволяет с новых позиций решать вопросы социализации человека, формирования его внутреннего мира. Педагогическая мысль 19 века в основном отражала представление о ценности как необходимости воспитания субъекта нового индустриального общества (именно в это время возникает установка на массовое образование). Во главу угла ставится передача знаний, развитие личности отходит на второй план. В то же время некоторые представители педагогической мысли (Б. Рассел, У. Джеймс, Д. Дьюи и др.) отстаивают приоритет формирования личности, ее познавательной активности и нравственных качеств. А. Маслоу считал образование основой саморазвития личности на основе ее природных задатков. Современный ценностный подход к образованию стремится к примирению двух противоположных тенденций: прагматического и гуманистического. Сегодня западная система образования основана на признании ценности личности, которая принимает ценности общества и стремится к реализации собственных интересов и потребностей. Концепция личностно-ориентированного развития предполагает приобщение становящейся личности к общечеловеческой ценности в процессе индивидуального развития. Отечественная педагогическая школа формировалась на протяжении нескольких столетий. В русской культуре присутствуют особенности, которые отличают ее от западной. Издревле ценились такие качества, как уважение к старшим, трудолюбие, доброта, честность, кротость. Впервые педагогика как наука представлена в трудах Н.И. Новикова и определяется как «особая и важная наука о воспитании тела, разума и сердца». В основе отечественной педагогики лежит нравственное воспитание: «Худой человек всегда бывает и худой гражданин» [48]. В трудах социал-демократов 19 века педагогические идеи перекликаются с западными идеями построения гуманистического общества. А.И. Герцен считал личную свободу «величайшим делом», поскольку только на ней может «вырасти действительная воля народа» [17]. Н.А. Добролюбов основой воспитания считал разум, поскольку он является «основой сознательности, убежденности поступков» [21]. Общенациональные и общечеловеческие ценности отстаиваются в трудах В.Г. Белинского, В.А. Жуковского, А.Г. Одоевского, Н.И. Пирогова и др.). К. Д. Ушинский отстаивал ценности народного образования: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Идеи российского педагога актуальны и в наши дни. У каждого народа своя особенная система воспитания (традиция является важнейшим фактором воспитания личности -, тогда как наука, по Ушинскому, является общечеловеческой ценностью. Тем не менее национальная идентичность является одной из важнейших основ духовного здоровья личности. Ценность самого образования является одним из параметров парадигмы современной культуры [67]. Нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого оказало большое влияние на становление отечественной педагогики и культуры в целом. Оно основано на идее непротивления злу насилием, в основе которой лежит тезис о свободном саморазвитии личности [65]. Толстой считал, что педагог не имеет права принудительно воспитывать своих учеников. У учащихся должна быть свобода выбора, чему учиться и как учиться. Задача педагога - максимально развить индивидуальную природу ребенка, а для этого необходимо заинтересовать детей и на этой основе развить их творческое мышление, научить наблюдать и критически оценивать вс? происходящее в мире. Совершенным учителем Толстой считал того, кто соединяет в себе любовь к делу и любовь к ученикам. В своих трудах «Азбука», «О народном образовании» и др. Л.Н. Толстой формулирует важнейшие условия нравственного воспитания: - уважение к ребенку как к личности, в том числе уважение к его недостаткам и протест против его угнетения; - развитие наблюдательности, чуткости и восприимчивости, самостоятельности мышления; - свобода творческой активности и индивидуального начала [65]. Таким образом, категория «ценность» рассматривается в трудах ученых, философов, мыслителей на протяжении всей истории культуры. Значение этой категории также важно для педагогики. В конце 19 века сформировалась наука о ценностях - «аксиология». В ХХ веке формируется понятийный аппарат, начинается новый этап развития науки оценности. Далее рассмотрим функции ценностных ориентаций, выделяемые автором В. А. Ядовым [Таблицу 2],[75]. Таблица 2 Функции ценностных ориентаций Функция Характеристика Экспрессивная Способствует самоутверждению личности, так как усвоенные и высоко оцениваемые ценности она хочет передать и другим людям, желает достичь их с помощью ценностно-ориентировочных действий. Адаптивная Связана с приспособлением человека в разныхсоциальных средах. Если социальные ценности, нормы деятельности интернационализованы, закреплены в системе ценностей личности, то личность чувствует себя надежно исвободно, адаптируется легко и не попадает в конфликтныеситуации. Защитная Ценностные ориентации являются своеобразным фильтром поступающей извне информации. Благодаря этому «фильтру» одни знания воспринимаются беспрепятственно, другие - искаженно, а третьи не воспринимаются вообще. Познавательная Связана с тем, что личность сама активно ищет информацию, которая подтверждает и закрепляет ее систему ценностей и необходима для ценностно-ориентированной деятельности. Функция внутренней координации Ценностные ориентации регулируют возбудительные и «расслабительные» процессы, мобилизуют и распределяют силы организма. Этим они препятствуют возникновению состояний, способных нарушить структуру деятельности личности. С одной стороны, являясь достаточно динамичным образованием, ценностные ориентации имеют тенденцию изменяться на протяжении жизни человека. Возрастные, индивидуально-типические изменения, накопление жизненного опыта, изменение социальной среды детерминируют динамику ценностных ориентаций личности. Относительная устойчивость иерархии мотивов личности обусловливает и относительную устойчивость ценностных ориентаций. Однако под влиянием смены ведущих мотивов при изменении социальных условий жизни человека, например, изменении социального статуса, смене профессии и т.п., ценностные ориентации претерпевают существенные изменения. Эти изменения затрагивают не столько совокупность самих ценностей, сколько их структуру - взаимное иерархическое соотношение их значимости: одни ценности приобретают более высокий ранг, другие снижаются в своей значимости. На протяжении жизненного пути человек неоднократно переосмысляет и пересматривает ценности, что является закономерным результатом изменения условий жизни, потребностей личности, перестройки ее взаимоотношений с окружающим миром и людьми.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 62 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 47 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Психология, 82 страницы
3000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg