Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Взаимосвязь между содержанием представлений об отце и будущем супруге у черкесских и русских девушек

irina_k200 1825 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.08.2020
Цель исследования - изучение взаимосвязи между содержанием представлений об отце и будущем супруге у черкесских и русскихдевушек. Предмет исследования - сравнительный анализ содержания представлений об отце и будущем супруге у черкесских и русскихдевушек. Эмпирический объект исследования. Выборка была случайной, бесповторной; в нее вошли 100 девушек 18-25 лет, черкешенок и русских, обучающихся в ведущих вузах Северного Кавказа. Критерием разделения выборки на две равные группы стала национальная принадлежность респонденток. Гипотезы исследования. Частные гипотезы: 1. Личностные особенности черкесских и русских девушек могут иметь качественно-количественные и статистические различия. 2. Образы отца и будущего супруга могут иметь качественно- количественное и содержательное своеобразие у черкесских и русских девушек. 3. Отношения между родителями могут оказывать влияние на восприятие образа будущего супруга и особенностей его межличностных отношений у черкесских и русскихдевушек. Основная гипотеза: 4. Образ отца у девушек выборки может детерминировать образ будущего супруга. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования: Теоретические: 1. Изучить работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме содержание взаимосвязи представлений об отце и будущем супруге у черкесских и русских девушек. Методические: 2. Определить характер и объ?м выборки, критерии разделения выборки на группы. 3. Подобрать и апробировать методы и методический инструментарий исследования проблемы. 4. Разработать процедуру исследования, позволяющую изучить содержание взаимосвязи представлений об отце и будущем супруге у черкесских и русских девушек. Эмпирические: 5. Определить качественно-количественные, эмоционально- оценочные и содержательные характеристики образа отца и представления девушек выборки о будущем супруге. 6. Выявить взаимосвязь и взаимовлияние образа реального отца и представлений о предпочитаемом образе будущего супруга. 7. Провести качественно-количественный, статистический и вторичный анализ результатов. Теоретической и методологической основой исследования выступили представления о психологических характеристик юношеского возраста, отраженные в исследованиях отечественных и зарубежных авторов (B.C. Мухина, И.Ю. Кулагина, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.Ц. Кагермазова, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, Ш. Бюлер, Э. Шпрангеру, Х. Ремшмидт); биогенетическая и психосоциальная теории (Э. Эриксон); психоаналитическая теория (3. Фрейд)[44,39,29,34]. Представления отечественных и зарубежных исследователей об образе отца в работах (А. А. Соловьев, В. Н. Голубев, И. С. Кон, З. Фрейд, А. Адлер, А.И. Тащ?ва, К.Г. Юнг, Э. Фромма, Т. В. Андреева, Д. Боулби, Н. Н. Васягина, Е.О. Ковалева) [2,3,13,34,62,66]. Представления отечественных и зарубежных авторов об образе будущего супруга в исследованиях (А.И. Тащ?ва, С. В. Ковалев, В.Ю. Хотинец, Н. И. Шевандрин, Л.С. Выготский, О. А. Карабанова); теория «дополняющих потребностей» (Р. Уинч); инструментальная теория подбора супругов (Сентерс); теории гомогамии (А. Най, Ф. Берардо, Дж. Боссард); «круговая теория любви» (А. Рейс) [30,77,79,80,81,82,83, 84]. Представления исследователей о взаимосвязи образа отца и будущего супруга (М. Л. Белановская, С. В. Васильева, О. С. Прилепских, Е. С. Рейницан, А. Адлер, Э. Берн, И.В. Дубровина, И.С. Кон, 3. Фрейд) [8,12,23,34,51,52,53,54]. Методы исследования. Монографический метод, методы сравнения групп и психодиагностический, метод качественно-количественного, статистического и вторичного анализа результатов. Методический инструментарий. ОпросникТащ?вой А.И. «Атрибутивное сопровождение общения» («АСО»); проективный тест А.И. Тащ?вой «Мой любимый цветок» («МЛЦ»); «Шкала для дифференциальной оценки отношений» (ДОО) Ч. Осгуда; «Тест межличностных отношений» Т. Лири; тест Сакса Леви «Незаконченные предложения» [65]. Процедура исследования проводилась индивидуально, с добровольного согласия респонденток. Девушкам гарантировались тайна факта участия в исследовании и анонимность полученной информации в связи с личностной значимостью этой проблемы для каждого человека, а для черкешенок - и из-за жестких национальных традиций априорно позитивного образа отца при любыхобстоятельствах. Математическая обработка данных включала следующие статистические методы [38,46]: 1. Методы дескриптивной статистики включали в себя оценку среднего арифметического и стандартного отклонения ( ±?) и частоты встречаемости (%). 2. Проверку распределения признаков на соответствие закону нормального распределения с помощью W-критерия Шапиро-Уилка. 3. Сравнение качественных показателей с помощью ?2Пирсона. 4. Сравнение количественных независимых показателей проводилось с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни. 5. Детерминационный анализ. 6. Дисперсионный анализ (ANOVA). Эмпирические данные обрабатывались с помощью программы Statistica 13.3 по плавающей лицензии в облачном сервисе ЮФУ. Достоверность и обоснованность полученных результатов достигалась за счет продуманной программы исследования, развернутой качественно-количественной обработки и статистической интерпретации результатов, а также за счет вторичного их анализа - соотнесения полученных данных с результатами предшествующих авторов, воспроизведением авторской позиции. Этапы исследования. Исследование проводилось с 2016 по 2018 гг. и включало в себя следующие этапы: 1. Подготовительный этап (2016 г - 2018 г): подбор и изучение литературы релевантной теме исследования; подбор и апробация методического инструментария; планирование эмпирического исследования; определение характера и объемавыборки. 2. Эмпирический этап (2017 г - 2018 г): диагностика образа отца и образа будущего супруга у девушек выборки. 3. Анализ результатов (2018 г): первичный, качественно- количественный, статистический и осуществления вторичного анализа результатов; определение авторского позиций полученных данных. Научная новизна исследования. Впервые представлены личностные особенности и самовосприятия у черкесских девушек, а также проведен сравнительный анализ личностных характеристик у черкесских и русских девушек. Выявлены представления об отце и будущем супруге у черкесских и русских девушек и их детерминация. Теоретическая значимость исследования заключается в подтверждении и дополнении уже имеющиеся информации по проблеме взаимосвязи между образами отца и будущего супруга у черкесских и русских девушек. Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что на основании полученных результатов исследования возможно проведение консультативной, диагностической и коррекционной работ практикующими психологами с девушками исследованных национальностей. Результаты исследования, могут быть полезны, родителям девушек для лучшего понимая ими своих взрослых детей; самим девушкам для осознания своих личностных характеристик; могут предоставляться в лекционных курсах по психологии семьи, социальной и консультативной психологии и т.д. Использованные в работе методики могут применяться для диагностики восприятия образа отца и представлении о будущем супруге у девушек разных национальностей; варианты этих методик могут использоваться для диагностики личностных особенностей юношей и девушек 18-25 лет разных национальностей. Апробация работы. Результаты исследования представлены на 2-х конференциях; материалы диссертационной работы представлялись на заседаниях кафедры психологии личности и консультативной психологии, а также на СНО «Проблемы феноменологии семьи и профессиональной психологической помощи личности и семье» вуза ( 2016-2018); выступление на XXIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2016, 2018); выступление на научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов вуза (2016- 2018). Список публикаций. По материалам выпускной квалификационной работы опубликовано 4 статьи, из них 3 работы - в единоличном авторстве, 1 - в соавторстве с научным руководителем и консультантом. Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из титульного листа; содержания; введения, включающего актуальность исследования, цель, предмет и объект исследования; гипотезы исследования; теоретические, методические и эмпирические задачи; методические и теоретические предпосылки исследования; методы и методики исследования; достоверность и обоснованность полученных результатов; этапы исследования; теоретическая и практическая значимость работы; апробация результатов работы; теоретической и эмпирической глав; заключения, содержащего основные выводы, психологические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; списка литературы, включающего 84 источников; 12 приложений. Работа иллюстрирована 26-ю Таблицами и 14-ю Рисунками. Объем основного текста конкурсной работы составляет 74 машинописные страницы.
Введение

Актуальность исследования определяется практическим отсутствием работ о взаимосвязи представлений об отце и будущем супруге у черкешенок, что особенно важно в связи с национальными черкесскими традициями обязательного создания семьи девушками и априорным принятием образа отца как идеала мужчины. Национальным этикетом черкешенке дозволительно говорить о будущем супруге только с ближайшими родственниками и в строгом соответствии с традициями конкретной семьи и лишь с 18 лет с учетом следующих важных условий: ее старшие сиблинги уже имеют свои семьи; законопослушной, воспитанной девушке нужно непременно выйти замуж с 18-25 лет. В противном случае ее называют «не выбранной» и одним из главных занятий расширенной семьи становится поиск для этой девушки мужа. Отсутствуют и сравнительные исследования данного предмета для девушек черкесской и русской национальностей, которые были бы полезны в связи с тем, что черкесы - граждане России, в русские - самая большая национальная группа в нашей общей Родине.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ ОБ ОТЦЕ И БУДУЩЕМ СУПРУГЕ У ЧЕРКЕССКИХ И РУССКИХ ДЕВУШЕК В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ10 1 1. Основные психологические характеристики личности у девушек 18 25 лет: определение, факторы, проявления, виды, значения, психологические новообразования, основные задачи, психологические трудности возраста10 1.2. Типичные особенности черкесских и русских девушек 18-25 лет 17 1.3. Образ отца у черкесских и русских девушек18-25 лет25 1.4. Представление о будущем супруге у черкесских и русских девушек 18-25 лет33 1.5. Взаимосвязь содержания представлений об отце и будущем супруге у девушек41 Выводы по Главе I46 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СОДЕРЖАНИЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТЦЕ И БУДУЩЕМ СУПРУГЕ У ЧЕРКЕССКИХ И РУССКИХ ДЕВУШЕК 48 2.1. Цель, задачи и гипотезы исследования48 2.2. Выбор участников исследования и характеристика основных этапов исследования49 2.3. Методы и методики исследования49 2.4. Результаты исследования и их интерпретация53 2.4.1. Социально-демографическаяхарактеристикареспонденток53 2.4.2. Проверка частной гипотезы 156 2.4.3. Анализ частной гипотезы 267 2.4.4. Проверка частной гипотезы 382 2.4.5. Анализ основной гипотезы 486 Выводы по Главе II87 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ96 ПРИЛОЖЕНИЯ104
Список литературы

1. Алиева Л. Н. Специфика восприятия и разрешения проблемных ситуаций женщинами мусульманками из традиционной многопоколенной и современной городской семьи // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2015». Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е. А. Антипов. М.: МАКС Пресс, 2015. С. 864-871. 2. Андреева Т. В. Семейная психология. СПб.: «Питер», 2014. - 244с. 3. Андреева Т. В., Муромцева С.О. Воспитательная роль отца и становление личности дочери// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 1. С. 188-194. 4. Бгажноков Б. Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. -159с. 5. Бгажноков Б. Х. Социальная организация семьи. Нальчик: КБИГИ, 2010. - 128 с. 6. Бгуашева З. К. Феномен адыгской культуры: этнологический и культурологический аспекты // Концепт. 2014. № 11. С.6-10. 7. Бедрединова С. В., Тащ?ва А. И., Шаова Р. А. Особенности воспитания горских (черкесских, осетинских) и русских старших подростков// Материалы VI-ойМеждународнойнаучной конференции «Психологические проблемы современной семьи»: сборник тезисов/ Под ред. Карабановой О. А., Захаровой Е. И., Чурбановой С. М., Васягина Н. Н. Москва: Звенигород, 2015. С.870-876. 8. Белановская М. Л. Образ брачного партнера в представлениях девушек. Российский психологический журнал // Сб.статьей/Отв.ред. Н. И. Олифирович, М.Л. Белановская. М.: Адукацыя i выхаванне, 2013. № 11. С. 31-38. 9. Белякова Е. А. Конструирование этнической идентичности в современной России: Дисс. канд. соц. Наук. Саратов. 2007. 191с. 10. Бережная А. М. Развитие представлений о брачном партнере у студенток педагогических вузов: Дисс. … канд. психол. наук. Ставрополь. 2007. 191 с. 11. Бережная А. М., Лукьяненко Е. С. Особенности представлений о брачном партнере у современных девушек. // Российский психологический журнал, т.13. 2016. № 1. С. 19-28. 12. Васильева С. В. Особенности отношения к отцу и образ будущего супруга у девушек // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. СПб.: АНО «ИПП», 2009. Вып.3. С. 26-29. 13. Васягина Н. Н. Культурно-исторические трансформации образа отца // Демографический потенциал стран ЕАЭС: VIII Уральский демографический форум. Том I. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017. С. 306-311. 14. Вишнякова Н. А., Помелова Н. А. Образ идеального отца у студенческой молодежи // Вестник Мордовского университета. 2013. № 3.С.256-259. 15. Галущак Д. В. К анализу этнических особенностей кабардинцев, балкарцев и русских // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Пси- хология и педагогика». Таганрог: ТРТУ, 2005. №5.С.76-78. 16. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003. -512 с. 17. Глазкова Т. В. Образ и роль отца в русской культуре // Культура. Культурология: Киберленинка, 2016. № 2. С.14-19. 18. Грищенко,детско- родительских отношений в семьях казахов и русских: Дисс.канд. псих. Е. Г. Социально-психологические особенности наук. М.: 2013. 86 с. 19. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология. М.: КДУ, 2013. - 264c. 20. Дзукаева В. П. Культурно-специфические и семейные факторы сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте: Дисс. конд. псих. наук. М.: 2016. 278 с. 21. Доева Л. И. Образ супруга в сознании мужчин и женщин Республики Северная Осетия-Алания: Дисс. ... канд. псих. наук. СПб. 2017. 208с. 22. Долинская Л. А. Психологические особенности родительского отношения в биэтнических семьях // Семья, брак и родительство в современной России: Cб. Статей / Отв. ред Т. В. Пушкарева, М. Н. Швецова, К. Б. Зуев. - М.: Когито-Центр, 2014. С. 64-75. 23. Дубровина И. В. О некоторых психологических аспектах подготовки молодежи к семейной жизни // Психолого-педагогические необходимости проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. М.: Киберленинка,. 2010. № 3 С. 3-23. 24. Дузоева З. С. Влияние семейных традиций и обычаев городской семьи народовпоколения. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2001. 178с. Северного Кавказа на воспитание подрастающего 25. Звонарева А. Е. Идеально-нормативный образ отца в процессе конструирования советских отцовских практик. Автореф. дисс. … канд. соц. наук. Нижний Новгород. 2011. 184с. 26. Зритнева Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России. Автореф. дисс. … пед. наук. Ставрополь.: СевКавГТУ. 2006. 47 с. 27. Зыблин. П. М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Институт русской цивилизации, 2014. -688 с. 28. Ипполитова Е. А. Образ брачного партнера в представлениях юношей и девушек до и после вступления в брак // Материалы II международной научно-практической конференции. М.: Реноме, 2011. №8. С.98-103. 29. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2013. -276 с. 30.Карабанова О. А., Трофимова О. В. Роль родительской семьи в формировании образа будущей семьи // Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения. Астрахань. Астраханский государственный университет: издательский дом «Астраханский университет», 2013. - С. 110-135. 31. Киржинов С. С. К вопросу об этикете адыгов в семейном и общественном быту // Археолого-этнографический сборник. Нальчик: Эльбрус, 1974. №1. 144 с. 32. Кириленко И. Н. Детско-родительские отношения. Гендерный и этнический модусы: Дисс. …конд. псих. наук. М.: Кредо, 2015. 212с. 33. Коджесау Э. Д. Положение женщины в адыгском обществе в прошлом // Культуры и быт адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2001. №9.С.24-41; 34. Кон И. С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. М.: ОГИ, 1997. -464. 35. Корниенко Д. С., Гайдамашко И. В., Кандыбович С. Л. Динамика этнической идентичности русских // Российский психологический журнал, т.14. Киберленинка. 2017. № 1. С. 108-123. 36. Котова И. Б., Бережная А. М. Эмпирическое исследование содержания представлений о брачном партнере у студентов педагогических вузов // Российский психологический журнал, т. 4. 2016. № 3.С.29-38. 37. Красовский Б. П. Выбор брачного партнера // Социологическое исследование. М.: Библиогр, 1994. №12. С.89-92. 38. Кричевец А. Н. Математическая статистика для психологов. М.: «Академия», 2012. - 400 с. 39. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М.: Академический проект, 2015. - 420 c. 40. Липпо С. В. Образ отца как фактор самоактуализации личности. Автореф. дисс. … канд. псих. наук. СПб.: 2006. 188 с. 41. Ляушева С. А. Личность в традиционной культуре адыгов: Дисс. …док. филосов. наук. Ростов н/Д. 2004. 272 с. 42. Меретуков М. А. Семья и брак у адыгских народов. Майкоп.: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1989. - 369 с. 43. Мусаткина, В. А. Образ отца в восприятии русских и китайских девушек // Ойкумена: Религиоведческие исследования, 2010. № 2. С.78–87. 44. Мухина В. С. Возрастная психолоrия. М.: «Академия», 2006. - 608 с. 45.Назырова Л. С. Особенности национальных стереотипов русских и казахов: Дис. канд. психол. наук. Москв.: 2001. 242 c. 46. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. СПб.: Флинта, 2004. - 392с. 47. Нозикова Н. В. Особенности представлений об отце у девушек // Российский психологический журнал, том 11. 2014. №1. С.43-53. 48. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 c. 49.Подольский А. И. Психология развития. М.: ЧеРо, 2005. - 524 с. 50. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2004. - 184 с. 51. Прилепских О. С. Влияние образа отца на выбор девушкой спутника жизни // Материалы III межвузовской научно-практической конференции. Ставрополь: «Кавказский край», 2015. С. 17-19. 52. Прилепских О. С. Влияние отца на развитие личных отношений юношей и девушек и выбор спутника жизни // Теоретические и прикладные проблемы психологии личности: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Пенза. 2016. С. 91-93. 53. Прилепских О. С. Образ отца как детерминанта развития представлений о будущем супруге у девушек: Дисс. ... канд. псих. наук: Ставрополь. 2005. 199 с. 54. Рейницан Е. С. Образ брачного партнера у супругов в связи с их восприятием отношений с родителями в детстве // «Семейная психология и семейная терапия» 2013. Том. 6, № 3. С.142-161. 55. Сабанчиева Л. Х. Cемья и семейная обрядность кабардинцев: между традицией и модернизации. Нальчик: КБИГИ, 2015. - 180 с 56. Савастенок С. И. Особенности восприятия родителей старшеклассниками разных этнических групп // Этнопсихология: вопросы теории и практики. 2010. № 3. С. 20-26. 57. Светлакова В. П. Роль отца в современной российской обществе // Научно-практический журнал «Семейная психология и семейная терапия», М.: Информополиграф. 2013. №1. С.85-93. 58. Склярова Д. В. Особенности этнической идентичности студенческой молодежи кабардинской, балкарской и русской этногрупп. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ростов н/Д.: ЮФУ. 2008. 211 с. 59. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1983. - 261с. 60. Сукунов Х. Х., Сакунова И. Х. Черкешенка. Майкоп: «Адыгея», 1992. - 306. 61. Татаринцева М. С. Образ родительской будущей семьи у подростков из семей разного типа // Современная психология. М.: 2016. № 1. С.219-220. 62. Тащ?ва А.И. , Зелинская С.Ю. Образ родителей увзрослых детей из алкогольных семей / Прикладная психология: достижения и перспективы. - Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2004, с. 428-450. 63. Тащ?ва А.И., Бедрединова С.В., Шаова Р. А. Восприятие родителей подростками с различным уровнем глобального самоотношения/Семья, брак и родительство в современной России: сборник научных трудов. Выпуск 2 / Под ред. А. В. Махнача, К. Б. Зуева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 393-398. ISBN 978-5-9270-0312-9. 64. Тащ?ва А. И., Воронцов Д. В., Гриднева С. В. Консультативная психология: базовые методические проблемы. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. - 342 с. 65. Тащ?ва А. И., Гриднева С. В.. Методический инструментарий для диагностики личности и семейных отношений. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. - 234 с. 66. Тащ?ва А.И. Атрибутивные процессы в супружеских конфликтах. Дисс. канд. психол. наук. М., 1987. 172с. 67. Турищева Л. В. Шарлотта Бюлер - специалист по проблемам индивидуального психологического развития человека на вс?м протяжении его жизни // Персоналии. М.: Основа, 2015. № 9. С.39-45. 68. Фрондзей С. Н. Личностные детерминанты конфликтов в неофициальном молодежном браке. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ростов н/Д.: ЮФУ. 2008. 175 с. 69. Хатаев Е. Е. Этнопедагогика Северного Кавказа. Владикавказ: ИНТ, 2000. - 256 с. 70. Хунагова Б. Д. Образ отца в младописьменных литературах // Вестник Адыгейского государственного университета, Серия 2. Филология и искусствоведение. 2014. № 2. С. 233-237. 71. Хухлаева О. В. Психология развития. М.: «Академия», 2002. - 208 с. 72.Черноризов А. М., Исайчев С. А., Галатенко В. В. Восприятие и выражение эмоций: психофизиологические методы изучения индивидуальных особенностей и кросс-культурных различий. //Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности в современной России / Под ред. Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А. Том 2. М.: Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2016, - 248 с. 73. Четвертакова Ж. В. Культурологический статус русского национального характера: Дисс. канд. филос. наук. Тамбов. 2004. 182с. 74. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c. 75. Шевченко И. О. Образ отца в современном российском семье: сравнительный социологический анализ // Вестник РГГУ, Серия 2. Издательство: Российский государственный гуманитарный университет. 2014. №4. С. 321-343. 76. Шхахутова З. З. Адыгская педагогическая культура о воспитании подрастающего поколения. Майкоп: АГУ, 2007. - 154 с. 77. Linda Nielsen. Father–Daughter RelaIonships Contemporary Research and Issues. 2 Publisher: London: Routledge Academic, 2017. P. 301. URL: http://tandfbis.s3.amazonaws.com/ 78. Grimm J., Schmidt P., Seethaler J., Huddy L. Dynamics of National Identity: Media and Societal Factors of What We Are. – New York: Routledge, 2016. - 382. URL: https://www.routledge.com 79. Rohner, Ronald P., Veneziano, Robert A. The importance of father love: history and contemporary evidence // Review of General Psychology. - 2001. - Vol. 5(4). 2006. p 382-405. URL:http://www.dissercat.com/ 80. Etchegoyen A. Psychoanalytic ideas about fathers / Trowell J., Etchegoyen A. (eds). The importance of fathers. Hove: Brunner-Routledge, 2002. P. 45-67. URL: https://www.routledge.com/ 81. Lamb., M. Lewis C. The development and significance of father-child relationships in two-parent families. New Jersey: Wiley, 2004. pp. 272 - 307. URL: https://www.wiley.com/ 82. Lamb (Ed.). The role of the father in child development 3rd ed., New York: Wiley. pp. 284 - 308. URL: https://www.academia.edu/ 83. Merzlyakova S.V. A children-parent relationships as a condition of formation of the family self-determination of youth // In the World of Scientic Discoveries. 2014. Series A. Volume 2, Number 2, Publishing House Science and Innovation Center. Pp 96-110. URL: https://cyberleninka.ru/ 84. George Frankl. The Unknown Self. London: Open Gate Press, 1990. -246.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ ОБ ОТЦЕ И БУДУЩЕМ СУПРУГЕ У ЧЕРКЕССКИХ И РУССКИХ ДЕВУШЕК В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Основные психологические характеристики личности у девушек 18 25 лет: определение, факторы, проявления, виды,значения, психологические новообразования, основные задачи, психологические трудности возраста Проблема о границе между подростковым периодом и юностью, юностью и зрелостью четко не разрешена, так как возрастные границы во многом зависят от действия социальных факторов. В отечественной психологии чаще исследователи выделяют раннюю юность от 15 до 18 лет и позднюю юность от 18 до 25 лет [71,74]. Так, B.C. Мухина определяет юность, как переход с отрочества - 15-16 к взрослости - 21-25 лет. И. Ю. Кулагина фиксирует юность от 17 до 20-23 лет [19]. М.Р. Гинзбург полагает, что юность у девушек длится от 15 до 20 лет, у парней - от 16 до 24 лет [20,71]. Ш. Бюлер называет данный возраст фазой проб и поиска (профессии, спутника жизни) и определяет границы с 16 - 20 лет до25 - 30 лет [67]. Зарубежные авторы нижней границей юношеского периода считают 16-17 лет (освоение первичной социализации), а верхним пределом выделяют 24-25 лет (завершается социализация и происходит усвоение профессиональных, семейных, культурных функций) [71]. Так, согласно Э. Шпрангеру юношеский возраст у девочек с 13 до 19, а у мальчиков с 14 до 22 лет [20]. Э. Эриксон фиксирует период юности с 20 до 25 лет [29]. Очевидно, что часть психологов выделяют юность как отдельную фазу возрастного развития, а другая часть рассматривают юность как часть молодости. О.Б. Дарвиш определяет молодость стремлением юноши к созданию семьи и устройству семейного благополучия; выбору профессии; оп- ределению отношения к общественной жизни и своей роли в ней [19]. По мнению Л.И. Божович юношество характеризуется стремлением в будущее, построением жизненных планов и перспектив и изменением социальной ситуации развития юноши [39]. Л.Ц. Кагермазова трактует юность с биологической позиции (половая зрелость и способностью к деторождению) и социальной взрослостью (овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм и социальных традиций) [29]. И.Ю. Кулагина подчеркивает стремление юноши пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока до действительного повзросления [39]. В.С. Мухина утверждает, что юноша проходит через обособление и отчуждение от тех, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве и наступает лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения [44]. И.С. Кон дает следующее определение: «Юность - социально- демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами» [30]. О.В. Хухлаева справедливо считает, что юность по-прежнему немного безрассудна и восторженна, но такая позиция может смениться, в один момент на вопрос - «Зачем я живу?» [71]. Вместе с тем, приходит чувство одиночества, которое порождает острую потребность в общении, одновременно повышая избирательность, потребность в уединении, для того чтобы услышать свой внутренний голос [56]. Обратимся к биогенетической теории, которая гласит, что именно биологические процессы детерминируют все остальные стороны развития и рассматривают юность, прежде всего, как этап развития организма, характеризующийся мощным ростом различных способностей и функций. Согласно психосоциальной теории Э. Эриксона в период юности достигается идентичность: создание непротиворечивого образа самого себя в условиях множественности выборов (ролей, партнеров, групп общения) [29]. Происходит самооценка своей внешности, особенно у девушек [44]. 3. Фрейд определяет юность, как этап психосексуального развития, когда приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами Я. В противоположность психоанализа, Э. Шпрангер считает, что в юности происходит усвоение индивидом культуры [29]. Обратимся к факторам, которые влияют на развития личности в юношеском возрасте. Согласно представлениям социальная ситуация развития юношества зависит от конкретных социальных обстоятельств и культурно-исторических условий [44]. В первую очередь таким фактором является семья, где юноша себя чувствует наиболее спокойно и уверенно; где он может обсудить с родителями свои душевные переживания и жизненные перспективы. Следующим значительным фактором в развитии личности юноши является общение со сверстниками, ведь общение с ними один из видов эмоционального самовыражения юноши. Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения через понимание и самораскрытие [19]. В юношеском возрасте самосознание может выступать как процесс и как результат деятельности. Исследователи неизбежно констатируют, что в качестве результатов деятельности можно выделить систему «образов Я» и систему самооценок [71]. Структура самосознания в юношестве, по мнению О.В. Хухлаевой состоит из: идентификации своего «Я» с именем юноши, психологического времени, притязания на признание и общение. Проходя через эти факторы, юноша поднимается на более высокую ступень развития. В юношестве происходит усиленное развитие психофизиологических и познавательных и психических функций [29]. Так, мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер, появляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность [16,19]. О. Б. Дарвиш подчеркивает, что в 18-25 лет уровень развития мышления выше уровня развития внимания. Пик в уровне развития внимания приходятся на 22-24 года, когда наблюдается спад в уровне развития мышления, вместе с тем возрастают объем памяти, логизация учебного материала и формируется абстрактно-логическое мышление [16,19] Одним из важных свойств развития в юности является гормональная перестройка организма, сопровождающая половое созревание, что приводит к усилению сексуальных переживаний [19]. Согласно представлениям Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности является учебно-профессиональная деятельность. Интеллектуальное развитие предполагает развитие творческих способностей: способности увидеть проблему, поставить и переформулировать вопросы, находить нестандартные решения [29]. Л.Ц. Кагермазова выделяет несколько важных психологических характеристик юношей: формирование самоуважения, устремленность в будущее, построение жизненных планов и перспектив, смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми [29]. Ш. Бюлер отмечает, что в юношеском возрасте становится актуальным выбор будущего супруга и единомышленников [67]. Однако потребность в интимности в это время практически не насыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. В этот период большинство людей заключают первые браки [29]. Влюбленность, возникающая в этом возрасте, по мнению Э. Эриксона, первоначально не носит сексуального характера, а попытка прийти к определению собственной идентичности путем проекции собственного первоначально не отчетливого образа на кого-то другого [48]. Важной потребностью в юношеском возрасте становится стремление к освобождению от контроля и опеки родителей, учителей, старших, а также от установленных ими правил и порядков [44]. Сепарация юноши от родительской семьи - сложный и длительный процесс [56]. Но, при этом, юноша все же сохраняет определенную степень зависимости в виде материальной зависимости и инерции родительских установок, связанных с руководством и подчинением [29]. Внутренним источником развития личности согласно модели В. А. Петровского является противоречие, которое возникает у юноши: «Я не похож на других» и «Я – как все» [48]. С.Л. Рубинштейн отмечает, что в юности формируется «обобщенное и итоговое отношение к жизни», которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни. На этот возраст приходится много социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права и возможность вступления в брак. Исследователи выделяют два вида психосоциального развития юноши первое - развитие «Я» как члена семьи; второе - развитие «Я» как профессионала. Первое связанно с социально-историческим изменением функций, структуры, ролевого поведения членов семьи. Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как некоторый «стоп-кадр» процесса развития, напротив это явление, происходящее во времени, как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой деятельности [29]. Под возрастными новообразованиями мы вслед за Л. С. Выготским понимаем те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые формируют его отношение к среде в данный период [23]. О.Б. Дарвиш обозначает в качестве центрального психологического новообразования юности - готовность к личностному (Кем быть?) и жизненному самоопределению (Каким быть?) [19]. Тем не менее, современное российское общество предъявляет высокие требования к взрослеющим юношам: независимость, самодостаточность личности, постоянное саморазвитие, способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять личный, свободный выбор [71,49]. Полностью разделяя взгляды выше указанных авторов, важнейшим новообразованием в молодости является достижение социальной зрелости в результате юноши которые проходят через данный процесс внутреннего душевного поиска, достигают зрелой идентичности. Среди главных условий развития в юношеском возрасте становится решение социальных задач: приобретение профессии, социального статуса, создание семьи. Иными словами, это овладение полным комплексом социальных функций взрослого человека и формирование новой взрослой идентичности. Субъективно достижение социальной зрелости переживается появлением у молодого человека чувства взрослости [29,71]. Р. Хейвигхерст выделяет ряд задач развития в юности: принятие собственной внешности, формирование зрелых отношений с окружающими людьми, принятие/отрицание своей психосексуальной ориентации, эмоциональная независимость от родительской семьи, профессиональное самоопределение, подготовка к вступлению в брак, формирование социальной ответственности и построение системы ценностей и этических принципов [48]. Но, решение этих задач не всегда заканчивается даже в поздней юности и часто продолжается или пересматривается в зрелые годы. Исследователи подчеркивают философское направление личности в период юности, для которой характерны романтизм, потребность найти себя, свое предназначение в жизни, определиться с смыслом существования [44]. Юношеский возраст, по мнению Э. Эриксона находится вокруг кризиса идентичности, состоящего из социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений [48]. Вступая в общественную среду, субъект переживает кризис юности - разрыв идеала и реальности, при вступлении во вторую - кризис взрослости - разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни [50]. Часто в ощущение кризиса вплетается появление сомнений относительно выбора профессии [71]. Американская исследовательница Г. Шихи отмечает первый кризис в 20 - 22 года - «отрывания от родительских корней»[29]. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев кризис юности связывают со становлением авторства в собственной жизни, который наступает в 17-21 год со вступлением в самостоятельную жизнь, что, несомненно, приведет к выработке собственной системы ценностей [29]. А.И. Тащ?ва обращает внимание еще на один кризис - «середины обучения», когда студент-психолог осознает, что прошла половина срока обучения в вузе или учеба завершена, диплом о высшем образовании получен, но отсутствуют конкретные знания и навыки, которые можно использовать в работе [64]. О.Б. Дарвиш выделяя в кризисе юности негативные и позитивные стороны пишет: «Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни и вступлением в новый период жизни [19]. Отсутствие внутренних ресурсов разрешения кризиса приводит к развитию негативных явлений, например, наркомании, алкоголизму [39]. В позитивном варианте он завершается принятием ответственности за свою жизнь на самого себя, завершением выбора собственного пути в жизни, субъективно это переживается как появление удовлетворенности самим собой и окружением, повышением интереса к жизни и получаемого от нее удовольствия и исчезновение страхов» [71]. Резюме. В первом параграфе представлены психологические характеристики личности девушек 18-25 лет на основе анализа отечественной и зарубежной литературы. Психологи показали, что именно данный возрастной период девушки чаще всего определяются помимо выбора спутника жизни и созданием семьи, развитием и реализацией себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность. В следующем параграфе рассмотрим литературные данные о влиянии национальной культуры и национальных традиций на типичные особенности черкесских и русских девушек 18-25 лет. 1.2. Типичные особенности черкесских и русских девушек 18-25лет Огромен массив эмпирического материала, посвященного этнической идентичности разных народов Северного Кавказа и России в целом. Этническое самосознание представляет широкий психологический конструкт, который является результатом когнитивных и эмоциональных процессов, связанных с осознанием себя как представителя своего этноса [35,72,78]. Черкесские девушки. Нам представляется, что большинство этнической литературы посвящены отдельным народам Кавказа, но значительно реже черкесам и русским. Даже те работы, где рассматривается семья и семейный уклад, речь идет преимущественно о дореволюционном быте. На фоне возросшего интереса рассмотрим типичные особенности черкешенок [59, 7 ]. Важно дать определение понятию «Адыгагъэ» - духовно-исторический феномен культуры черкесов - ключевое понятие, на котором строится сложная концепция национального сознания и самосознания адыгов (черкесов). В широком смысле под «Адыгагъэ» понимают человечность - «Гуманизм», в узком - традиционные нормы поведения, включая этикет - «Адыгэ хабзэ» [6]. Ю. К. Намиток описывает черкесский этикет как совокупность лучших нравственных качеств, которые должны быть присущи истинному черкесу: человечность, почтительность, гостеприимство, эмпатия, благодеяние, искусство находиться среди людей, чувство меры, этический иммунитет личности, этический страх и др. Прежде всего, важную роль в развитии личности черкешенки занимает семья и отношения между другими членами семьи, которые складывались на основе патриархальной регламентации: младший брат должен подчиняться старшему брату, младшая сестра - старшей сестре, младшая невестка – старшей и т.д. Черкесы, воспитанию девушки придают особое значение: до 6- 8 годам она пользуется практически полной свободой, а приобщение к труду сводится к незначительным заданиям. В 10-12 лет происходит сегрегация полов: девочек обособляют от мальчиков и, как правило, привлекают к работе по хозяйству, укладывают спать в отдельных помещениях с целью достижения половой идентификации [59]. Домашние дела, чаще включают в себя рукоделие и ведение домашнего хозяйства. Наряду с домашними делами ее отдают в музыкальную школу, а сами девочки отмечают, что танцы формируют красивую фигуру и походку, вместе с тем, руководитель по танцам прививает черкешенкам азы «Адыгэ хабзэ» - черкесский этикет. Очевидно, что разделение мужчин и женщин является одним из ключевых навыков черкесов. Например, за использование девушками «мужских» вербальных элементов коммуникативной деятельности они могут получить прозвища соответственно: «ЛIыфэ» - мужеподобная [1]. Принадлежность к своему этносу у черкешенок выражено чувством национальной гордости. Этнопсихологические особенности личности черкешенок - чувство национальной гордости, твердость, взаимопомощь, упорство, доброта, гордость, уважение к старшим, смелость, сплоченность [58,69,76]. Девушка должна обладать определенным набором фемининных характеристик и душевных качеств, таких, как мягкость характера, доброта, милосердие, скромность, сдержанность, способность любить и быть любимой [21, 6 ]. Черкесы, как правило, подчеркивают слабость, хрупкость, ранимость черкешенок. С другой стороны, в слабости женщины видят ее силу. Отсюда специфическое распределение ролей между братом и сестрой, отцом и матерью, мужем и женой [4,5]. Посягающий на честь девушки, подвергается резкому осуждению: «Бзылъхугъэм и иэмысыр зыкьутэм, льыгьи, адыгагьи хэлькъым» - Нет ни мужества, ни чести в мужчине, посягнувшем на честь женщины [31]. В нравственно-психологической подготовке черкешенок к семейной жизни основную роль играет семья. Черкешенки в полной зависимости от родителей и малейшее непослушание родительской воле строго наказывается по адату, оно осуждается и общественным мнением, а по шариату считается величайшим грехом [22]. Данное обстоятельство отражает отношение родителей к дочерям на этапе юношеского возраста в российском обществе - от дочерей родители ожидают эмоциональной близости, сплоченности, большего послушания. О неготовности родителей к проявлению самостоятельности дочерей в принятии важных решений (выбор профессии, брачного партнера) свидетельствуют частые конфликты родителей и дочерей, переживания девушками негативных чувств широкого спектра в отношении матери и отца в процессе психологического отделения от них [22,24]. Недостаточно гармоничной считается семья при отсутствии в ней дочерей. О роли черкешенки в семье черкесы говорят: Пхъур унэм и щIэращIэщ - «Дочь украшение семьи». Родители относятся к дочери с большой чуткостью и нежностью. Обычно мать обращается к ней ласково, используя специально приспособленные слова: А, зигъащIэр кIыхь хъун – «А, чья жизнь будет долгой»; Уэ си пщащэ дахэ – «О, моя красавица» и т. п. Такие обращения способствуют созданию в семье атмосферы любви, доверия, взаимопонимания. Черкешенке достигшей брачного возраста отводится комната, где она может принимать молодых людей, обычно в присутствии третьих лиц, например, младшей сестры, подруги. В том, что их дочь посещают молодые люди, родители не видят ничего зазорного и считают неприличным даже входить в девичью комнату. Как и в любой патриархальной семье, черкешенка, прежде всего, хранительница очага и домашнего уюта [33,42]. В жизни у не? меньше возможностей самостоятельно добиться успеха в какой-либо области человеческой деятельности (если рядом находится настоящий мужчина - в этом нет необходимости). Она, чаще всего, зависит от мужчины, от его воли, опыта, личных и человеческих качеств. Зависимое положение женщины предполагает ответственность за не? и особое отношение к ней. В черкесском понимании женщины более слабая, уязвимая и ранимая личность, которая в силу данного обстоятельства нуждается в помощи, поддержке, снисхождении, в особом и специальном внимании со стороны общества[15]. Недопустимым считается рукоприкладство, грубые слова и ругательства, унижающие достоинство девушки. Отчитывать девушку, кричать на них в присутствии посторонних людей или гостей считается к тому же непозволительным нарушением правил приличия. «Если девушка заслуживает порицания, то это следует сделать наедине с ней, без свидетелей», - советуют старшие [4,5]. Влияние социума на развитие личности черкешенки можно проследить в ходе социализации – «гъасэпэтхыдэ». Именно здесь закрепляются основные ценности, и формируется личность с характерной для нее нравственно ориентированной ментальностью [4,5]. В своей работе Л.Н. Алиева отмечает, что черкешенки из больших городов оказываются способными противостоять сложным жизненным ситуациям. Девушкам из аула или села гораздо труднее справляться с возникающими трудностями, т.к. они в меньшей мере ощущают себя включенными в жизнь, верят в то, что они могут повлиять на ход событий, а также не готовы к принятию риска[1]. Интересно, что выработанные веками стереотипы феминности, которые предполагают, что девушка должна обладать такими качествами как: трусливость, мягкость, чуткость, скромность и послушание остаются твердо усвоенным представлением. На этот счет большую известность получила пословица: Унэм зыщыгъаси хасэм кIуэ - «В семье научившись себя вести, в общество являйся» [4,5]. На протяжении многих столетий российские и иностранные путешественники описывали культуру и быт черкесов. Черкесы вкладывают в понятие красота - красивое единство формы и содержания явлений и предметов. Об этом свидетельствуют пословицы, поговорки и выражения адыгов: Нурыр къыщхьэщех «Свет от нее исходит», - говорят о внешней красоте черкешенки. Подчеркивая внешнюю красоту девушки, адыги говорят: Пщащэ дахэ «Красивая девушка». О черкесской девушке 18-20 лет говорят шафаяг «Кровь с молоком», как ранний цветок розы, как полная луна среди ярких звезд, смирная как голубка, стройная как лань, сияющая[60]. Так, Петер Генри Брус пишет про черкешенок: «Черкешенки удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными черными глазами, которые вместе с их черными волосами, спадающими в две косы с обеих сторон лица, придают им очень красивый вид» [60]. Ян Янус Стрейс голландский путешественник на Кавказе обозначил: «Черкешенки красивы и белотелы, эта белизна смешана с таким прекрасным колоритом, что необходимо соединить лилию и розу для того, чтобы представлять красоту совершеннее; тело их высокое и гладкое; без помощи искусства брови их так тонки, что они походят на загнутую шелковую нить. Глаза большие, кроткие, но полные страсти, нос правильный, уста алые, рот маленький и смеющийся, подбородок такой, какой свойственен только абсолютной красоте, шея и горло отличаются белизной и дородностью, которых требуют знатоки совершенства, а на плечи, полные и белые, как снег, падают длинные и черные, как смоль, волосы, то распущенные, то заплетенные, но всегда красиво обрисовывающие овал лица. Стан их прекрасный, величественный, роскошный, и все манеры свободные, раскрепощенные». Русские девушки. Национальные особенности русского народа формировались на протяжении столетий и уникальность менталитета начала закладываться еще во времена средневековья, когда большинство русских жили в деревнях и вели коллективное хозяйство. Именно с тех веков для русских мнение общества и собственное положение в коллективе стало значить очень много. Для русских девушек характерно эстетическое воспитание. Считается, что родители рассказывают с детство сказки и пословицы, в которых отражаются житейские советы, пожелания в труде, осуждения и т.д. Характерной чертой русских девушек является бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека. Среди русских девушек наблюдается патриотизм - это, прежде всего, любовь к родной природе. Подтверждение этому служит исследование проведенное Д. С. Корниенко, И. В. Гайдамашко, С. Л. Кандыбович. Русские студенты, оказавшись в ситуации межэтнического взаимодействия и сравнения собственной этнической группы и другой, демонстрируют большее стремление к сохранению этнической специфичности [35]. Представительницы русской национальности принимают свою национальную принадлежность как факт. Типичными особенностями русских девушек являются терпение, готовность помочь, миролюбие, непрактичность, трудолюбие, доброта, ум [52,76]. Девушки русской национальности более свободны и демонстрируют стремление к личностному росту, достижению успехов в карьере и самореализации[21]. В 992 году Ибн Фадлан путешественник из арабских стран описывал совершенное тело русских девушек и привлекательную внешность: русские девушки белокуры, красны лицом и белы телом. В свою очередь, в воспитании русских девушек, как пишет В.Г. Балушок, применяли специальные методы: их отселяли в так называемые «женские дома», где опытные пожилые женщины учили девушек правилам ведения домашнего хозяйства, отношений с мужчинами и т.д. [9,59]. Так, родители систематически и целенаправленно приобщают девушек к истокам народной культуры, помогают девушке изучать свою национальную и родовую память, уважительно относиться к своим древним корням, чтить и уважать память предков. Вместе с тем, для русских язык находится в особом отношении к сознанию, являясь не только средством общения, но и средством познания. Русские девушки больше склонны проявлять самостоятельность, подают себя как ответственного за свои поступки и действия, и родители признают возрастные особенности девушек. За счет того, что родители принимают своего ребенка таким, какой он есть, они уважают индивидуальность ребенка, предоставляют свободу выбора своему ребенку, осознавая, что чрезмерное давление может привести к нарушению отношений. В исследовании Л. С. Назыровой русские девушки при описании самих себя используют такие характеристики: добрая, умная, заботливая, красивая, трудолюбивая, веселая, нежная, ревнивая, хозяйственная, упрямая, любящая, честная, настойчивая, понимающая, сильная, активная, отзывчивая, ответственная, преданная, справедливая. Русские жены и матери и в дореволюционные времена часто были сильными, доминантными, уверенными в себе личностями. Молодые девушки сохраняли целомудрие.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg