ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ
1.1 БАЗОВЫЕ ПОДХОДЫ, МЕТОДЫ И СТАНДАРТЫ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ
В начале, важно определить терминологию «проект», «управление проектами» и «управление строительными проектами». При большом количестве определений самого термина «проект» авторы сходятся в едином мнении, по отношению к основным его характеристикам: наличие цели, уникальность, ограничение во времени и по ресурсам (финансовым, материальным и человеческим). Проектом же выступает временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов. Любой из проектов имеет свой жизненный цикл. Жизненный цикл строительного проекта покажем на рисунке 1.
Рисунок 1 - Жизненный цикл строительного проекта [2]
Исходя из жизненного цикла проекта, выстраивается принципиальная системная модель управления строительными проектами, показанная на рисунке 2.
Рисунок 2 - Принципиальная модель управления строительным проектом [14]
Так, Бархатов В. Д., исходя из определения проекта, в своих трудах дает определение термину «управление проектами» как процессу грамотного использования знаний, навыков, технологий при выполнении проекта с елью удовлетворения потребностей и ожиданий участников проекта.
Формализация принципов управления проектами далеко не всегда может быть определена однозначно. Иногда данные принципы называют искусством управления проектами. В таблице 1 дадим несколько формулировок.
Таблица 1
Формулировки управления проектами из различных источников [3`]
Источник Краткое описание термина
1 2
Свод знаний по управлению проектами (PMBOK), 5-е издание (2014 год) Приложение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту.
Национальные требования к компетенции специалистов Российской ассоциации управления проектами «СОВНЕТ», версия 3.0 (2010 год) Использование знаний, навыков, методов, средств и технологий для планирования, организации, мониторинга и контроля всех аспектов выполнения проекта с целью достижения или превышения ожиданий участников проекта
ISO 21500:2014 «Руководство по управлению проектами» Применение методов, инструментов, техник и компетенций к проекту.
ГОСТ P 54869-2013 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» Планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленных на эффективное достижение целей проекта.
В. А. Заренков «Управление проектами» (2017 год) Это управление комплексом мер, дел и действий, направленное на достижение целей проекта.
Строительная отрасль обладает своими специфическими особенностями: выпускаемая продукция играет решающую роль в развитии всех отраслей, жестко привязана к требованиям производства. Важной отличительной чертой строительства выступает сочетание отраслевого и территориального принципов построения органов управления. Второй чертой является стационарность предмета труда и мобильность средств производства и орудий труда. Существенное влияние на строительные процессы оказывает также и то, что практически все монтажные операции, т. е. собственно процесс окончательного выпуска продукции, проводится на открытых площадках. Учет климатических, сезонных, гидрометеорологических, геодезических, геологических, гидрогеологических, почвенно-ботанических, санитарно гигиенических и др. условий зон возведения объектов составляет значительную долю информационной подготовки строительства [45].
Задачей лиц, осуществляющих управление проектами и отвечающих за их результаты (руководителей проектов), является обеспечение прохождения процесса изменений по оптимальному пути с учётом установленных требований и ограничений. Для этого существуют определённые принципы и методы, объединенные методологией управления проектами. В современном мире накоплен огромный опыт применения различных методов управления проектами. Основные методы управления проектами отразим в (Приложении А и Б) [41].
Так как принятие управленческих решений связано с неопределенностью имеет смысл применять более формализованную систему планирования и управления проектами. Следовательно, «тремя китами» эффективного управления проектами являются концепции: жизненного цикла проекта, команды проекта и финансирования проекта, которые описаны в таблице 2.
Таблица 2
«Три кита» эффективного управления проектами [21]
Наименование Краткое описание
1 2
Концепция жизненного цикла проекта Исходит из необходимости организации единого неразрывного процесса достижения Цели проекта.
Концепция команды проекта Предполагает, построение единой организационной структуры, отвечающей за успех проекта на всех стадиях его реализации.
Концепция финансирования проекта Призвана, обеспечить соответствие финансовых затрат проекта объемам и качеству выполненных работ.
В процессе эффективного управления на основе «трех китов» существуют ограничения: по времени, в ресурсном обеспечении, по качеству результатов проекта. Следовательно, руководители проектов отвечают за три аспекта реализации проекта: сроки, расходы и качество, результат. Поэтому в большинстве методов управления проектами основной акцент делается на календарном планировании и контроле за соблюдением календарного графика работ.
РМВОК дополнительно определяет следующие четыре области знаний управления строительными проектами, характерные для строительства, показанные в таблице 3.
Таблица 3
Области знаний для управления строительными проектами [20]
Наименование области знаний Краткое описание области
1 2
Управление безопасностью Обеспечивает решение вопросов, связанных с безопасностью работ, здоровьем людей и сохранностью машин и оборудования.
Управление охраной окружающей среды Обеспечивает минимизацию вредных воздействий на окружающую среду и природные ресурсы при условии осуществления проекта в рамках действующего законодательства.
Управление финансированием Обеспечивает получение финансовых результатов проекта и управление ими, в том числе формирование источников финансирования.
Управление претензиями Обеспечивает предотвращение строительных претензий, уменьшение возможных негативных последствий, быстрое и эффективное устранение претензий.
Между тем, управление строительными проектами обеспечивается на основании стандартов и норм. Стандартами здесь называют документы, устанавливающие общие принципы, правила, характеристики и требования, касающиеся различных видов деятельности и их результатов при осуществлении проектов и утверждаемые компетентными органами. Стандарты и нормы призваны стандартизировать терминологию и разработку общих подходов для соглашений в области управления проектами. За счет этого упрощается взаимодействие участников проекта.
В целом в России многие организации, инициируя инвестиции, создавая план управления проектом и реализуя уникальные задачи развития, часто используют те же PMBOK, IBC IPMA, PRINCE 2. Это связано с тем, что в международных стандартах (а PRINCE 2 также используется в международной практике) присутствует системность первоисточника, и доверие к ним выше. Пирамиду задействованных компонент в стандартах управления проектами покажем на рисунке 3.
Рисунок 3 - Пирамида задействованных компонент в стандартах управления проектами [14]
Следовательно, в стандартах и нормах тон задают стандарты, выпущенные американским PMI, европейским PM ICB IPMA и активно действующей организацией ISO. К сожалению, ГОСТ Р пока развивается в «фарватере» копирования западных образцов с несущественной адаптацией под особенности отечественной школы управления.
1.2. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Под жизненным циклом строительного проекта понимается полная совокупность последовательных фаз строительного проекта. Любой проект, не зависимо от сферы осуществления, для повышения его управляемости делят на несколько отдельных фаз. Под термином «фаза» понимается комплекс логически взаимосвязанных работ, в процессе завершения которых достигается промежуточный результат проекта. Фазы отличаются друг от друга спецификой выполнения работ, интенсивностью затрат, типами используемых ресурсов и прочими характеристиками. Фазы, также, делят на стадии, а их, в свою очередь, делят на этапы. Опишем четыре этапа жизненного цикла строительного проекта в таблице 4.
Таблица 4
Четыре фазы жизненного цикла строительного проекта [11]
Наименование фазы Краткое описание
1 2
Первая фаза (Concept Phase) - «Концепция» Предварительные исследования, определение проекта, сравнительная оценка альтернативных вариантов, представление и экспертиза предложений, анализ осуществимости проекта, разработка и осуществление стратегии. По окончании данной фазы принимается решение о переходе к следующим фазам проекта. Эта фаза также может называться прединвестиционной (т. к. вложения инвестиций не происходит) или начальной.
Вторая фаза (Проектирование и планирование) (Development Phase) - «Разработка» Формирование команды проекта, разработка основного содержания, стратегическое (укрупненное) планирование, организация и проведение торгов, заключение контрактов, разработка и экспертиза проектной и сметной документации, получение разрешения на строительство, детальное планирование.
Третья фаза (строительство) (Execution/Implementati on Phase) - «Реализация» Подготовка строительной площадки, поставки материалов и оборудования, строительно-монтажные работы.
Четвертая фаза (Ввод в эксплуатацию) (CloseOut/Finish Phase) - «Завершение» Пуско-наладочные работы, испытания оборудования, подготовка исполнительной документации, рабочая комиссия, устранение недоделок, приёмочная комиссия, завершение контрактов, подведение итогов, закрытие проекта.
Жизненный цикл строительного проекта, показан на рисунке 1.2. Для сокращения общей продолжительности проекта фазы выполняют с совмещением во времени. Нужно понимать, что проект завершается достижением поставленной цели. А период эксплуатации объекта недвижимости, построенный в результате строительного проекта, не входит в жизненный цикл проекта. Сам проект заканчивается с достижение конечной цели (вводом в эксплуатацию объекта недвижимости), ведь эксплуатационный период требует применения совершенно иных методик и средств управления им. Как и строительный проект, так и любой объект недвижимости имеет свой жизненный цикл, показанный на рисунке 4.
Рисунок 4 - Жизненный цикл объекта строительства в нефтегазовой отрасли [15]
В процессе жизненного цикла объекта происходит возврат вложенных инвестиций со стадии осуществления строительного проекта. Покажем экономический подход к понятию жизненного цикла объекта на рисунке 5.
Рисунок 5 - Экономический подход к жизненному циклу объекта недвижимости [18]
Заказчик и инвестор всегда стремятся к минимизации продолжительности проектной стадии и максимизации жизненного цикла самого проекта. Во время жизненного цикла зачастую меняется собственник объекта: вначале это застройщик, инвестиционная компания, затем — эксплуатирующая компания (управляющая организация). Поэтому, каждый из участников выделяет свой собственный, часто, субъективный, жизненный цикл проекта.
Проект не существует сам по себе, а находится в окружении, под которым понимается среда проекта, порождающая совокупность внутренних и внешних сил, которые способствуют или препятствуют достижению целей проекта.
В последних редакциях стандарта PMBoK окружение проекта называется факторами среды предприятия.
К дальнему окружению относят: общество, политика, экономика, право, науку, технику, культуру, экологию. На такое окружение практически невозможно оказывать влияние, но учитывать при разработке и дальнейшем управлении проектом важно.
Ближайшее окружение называют непосредственной средой, в которой осуществляется проект: руководство, рынки, сферы финансов, сбыта, производства, инфраструктуры, материального обеспечения. На такое окружение предприятие может воздействовать опосредовано или прямо.
Под внутренним окружением понимают человеческий и технический потенциал, оказывающий влияние на успех реализации проекта. Самыми важными факторами внутреннего окружения выступают: участники и команда проекта, стиль руководства, организация проекта, социальные условия, психологический климат, технические условия, уровень обеспеченности компьютерами и информацией.
Структурную схему окружения проекта покажем на рисунке 6.
Рисунок 6 - Схема окружения проекта [21]
Помимо окружения в проекте принимают участие участники. Участники определяются как организации или физические лица, которые вовлечены в проект и заинтересованы в достижении положительных результатов, или интересы которых могут быть затронуты при осуществлении проекта. В современных стандартах участников именуют заинтересованными сторонами.
Так, PMI основными участниками проекта называет: руководителя проекта, рабочую группу, исполняющую организацию, заказчика, инвестора, регулирующие органы, общественность, пользователя, команду управления проектом, функциональных руководителей, поставщиков, подрядчиков, продавцов, агентов.
Но в российском законодательстве существует иной перечень основных и возможных участников: застройщик, заказчик, технический заказчик, лицо, реализующее проект (девелопер), инвестор, кредитор, изыскатель, проектировщик, подрядчик, поставщик, эксперт, инженер, саморегулируемая организация (СРО), органы государственной власти и местного самоуправления, страховщик, эксплуатирующая организация, консультант.
1.3 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
Любая строительная организация нуждается в использовании проектно-ориентированного управления, под которым подразумевается управленческий подход, при котором выполнение работ и заказов рассматривается в качестве отдельных проектов, к которым применяются методы и принципы управления проектами.
Любые способы перевода системы из исходного состояния в желаемое содержат три параметра: продолжительность, затраты и качество результатов, показанные на принципиальной схеме управления проектами, на рисунке 7.
Рисунок 7 - Схема сущности управления проектами [32]
Задачей лиц, осуществляющих управление проектами и отвечающих за их результаты (руководителей проектов), является обеспечение прохождения процесса изменений по оптимальному пути с учётом установленных требований и ограничений. Для этого существуют определённые принципы и методы, объединенные методологией управления проектами.
Оптимальный путь определяется тремя этапами: определением цели проекта, нахождением оптимального пути движения от исходного к заданному состоянию, обеспечение движения по найденному пути с устранением отклонений при помощи системы контроля и регулирования проекта.
Управляемыми параметрами строительного проекта выступают: его содержание, стоимость работ, затраты и расходы по проекту, временной параметр, качество результатов проекта, ресурсы. Среди вышеперечисленных параметров ведущими выступают: качество, стоимость и продолжительность. Все они взаимосвязаны и изменение одного из них неминуемо приведет к изменению остальных. Критичным выступает всегда один из трех параметров. Остальные должны оптимально ему соответствовать. Их называют «проектным треугольником» [46].
Любую, сложную интегрированную природу осуществления строительного проекта можно охарактеризовать через группы процессов управления проектом и их взаимосвязи, которые покажем на рисунке 8.
Рисунок 8 - Взаимосвязь процесса выполнения строительного проекта [28]
Пятое издание PMBOK определяет 47 процессов управления проектами, вместе с тем PMBOK дополнительно определяет 17 процессов, характерных только для управления строительными проектами.
PMBOK выделяет еще четыре области: безопасность, охрана окружающей среды, финансирование, претензии.
СОВНЕТ (стандарт российской ассоциации управления проектами) выдвигает свои национальные требования к компетентности специалистов и использует понятия «функциональные области (разделы)»: управление содержанием проекта, управление проектом по временным параметрам, управление стоимостью и финансированием проекта, качеством, рисками и возможностями, человеческими ресурсами, коммуникациями, закупками и договорами, изменениями, безопасностью.
1.4 ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ
Управление ресурсами является одной из главных подсистем управления проектами, в том числе и строительными, и включает в себя: планирование, закупки, поставки, распределение, учет и контроль ресурсов (трудовых и материально-технических), управление запасами. Процесс управления ресурсами также состоит в разработке сетевых графиков и календарных планов, контроля за ходом работ, и их выполнением, подготовке предложений по необходимым изменениям. Все ресурсы связаны с выполнением конкретных работ, которые были запланированы в проекте [11].
Само же понятие ресурс с методологической точки зрения широко трактуем, то есть это все, чем располагает проект (трудовые, финансовые и материально-технические ресурсы, команда проекта, время, информация, знания и технологии). Задача управления ими - это их рациональное и оптимальное использование для достижения конечного результата.
Обычно в строительных проектах рассматривают два вида ресурсов, показанных в таблице 5.
Таблица 5
Виды и перечень основных материально-технических ресурсов строительного проекта [13]
Группы ресурсов Перечень в него входящих составляющих
1 2
Материально - технические Сырье, материалы, конструкции, комплектующие, энергетические ресурсы, топливо, ресурсы типа «мощности» или технологические ресурсы, устанавливаемое оборудования и иное.
Трудовые Осуществляют непосредственную работу с материально-техническими ресурсами.
Ресурсы тесно связаны с понятием «работа» или «деятельность», так как ресурсы не соотносятся напрямую с проектом, а лишь в части работ, которые выполняются в определенной последовательности, соответствующей календарному плану работ по проекту.
Планирование проектных ресурсов выступает основой для определения в интервале времени потребностей в ресурсах и выявление возможностей обеспечения этих потребностей ресурсами в процессе заключения договоров по закупкам, планированию их поставок, а также, основой для распределения купленных ресурсов по работам проекта. На этапе планирования формируется пакет документов по закупкам, в котором прописаны принципы деятельности, детализация процесса по времени, затратам, исполнителям, договорам, поставщикам, видам ресурсов и стадиям проекта. На стадии планирования проекта осуществляют анализ комплекса работ и потребляемых при этом ресурсов с учетом ограничений и дальнейшего распределения на основе графиков потребности в ресурсах.
Ресурсное планирование включает в себя работы, показанные на рисунке 9.
Рисунок 9 - Этапы ресурсного планирования строительных проектов [4]
Для каждой работы существует своя потребность в определенных ресурсах и её можно рассчитать методами календарного планирования потребности в них, согласно проекта в целом, а также, методами выравнивания обеспечить соответствие потребностей наличию или возможностям обеспечения ресурсами.
Планирование поставок строится на основе следующих документов [27]:
? календарный план производства строительно-монтажных работ на объектах;
? календарный план ввода объектов в эксплуатацию и задания по окончании
? этапов строительно-монтажных работ; годовой план закупок ресурсов;
годовой график поставки материалов от специализированных товарных организаций; договоры и спецификации; нормативно-технологическая документация по материально-техническому снабжению и комплектации; информация о ходе выполнения плана строительно-монтажных работ за период, предшествующий планируемому; информация о ходе сдачи объектов в эксплуатацию и об окончании этапов строительных работ за период, предшествующий планируемому; информация о выполнении заказов за период, предшествующий планируемому; информация о движении остатков строительных материалов; производственно-технические нормы расхода строительных материалов; нормы производственных запасов.
После осуществления ресурсного планирования происходит переход к планированию закупок ресурсов и их поставкам.
Значит, ведущей задачей проектно-закупочной фазы выступает обеспечение проекта ресурсами в виде: оборудования, материалов, услуг при полном соответствии плану проекта. Проектная фаза подразделяется: на закуп на конкурсной основе ресурсов и их поставка на место производства работ.
Структура задач материально-технического обеспечения проектов укрупненно сводится к следующим шагам: подготовка спецификаций и технических условий, характеризующих количество и качество необходимого оборудования, машин и механизмов, конструкций, материалов, работ, услуг; планирование и организация процесса закупок; изучение возможных источников закупки ресурсов и переговоры с возможными поставщиками; предварительный отбор участников торгов; подготовка документов для торгов; проведение торгов и принятие решения о присуждении контрактов заявителям, выигравшим торги; размещение заказа, включая переговоры о поставках; контроль за поставками с принятием необходимых мер в случае появления отклонений; разрешение конфликтов; взаиморасчеты; наем на работу необходимых специалистов, включая консультантов; планирование поставок; организация бухгалтерского учета; доставка, приемка и хранение товара; учет и контроль доставки [16].
Правовое регулирование закупок сводится к заключению договора, в котором прописаны все условия сотрудничества.
На основании календарной заявки-графика и нормативно-технической документации определяется объектная потребность в конструкциях, полуфабрикатах и материалах по этапам в соответствии с их составом, указанным в технологических комплектах. Рассчитанная объектная потребность — основа для разработки квартальных заказов для проекта.
Далее оцениваются возможности закупок, источники закупок и производится сама закупка.
Под закупкой ресурсов, подразумевается процесс обеспечения проекта ресурсами (товарами, услугами, передачей результатов интеллектуального творчества в связи с конкретным проектом в ходе закупа таковых от внешних организаций, поставщиков). Управление закупками состоит из: планирования (осуществляемого на основе данных проектно- сметной документации с учетом длительности цикла закупок и доставки ресурсов), выбор поставщиков, размещение заказа, контроль поставок.
Выбор поставщиков основан на изучении квалификационных анкет. Список поставщиков далее согласуется с заказчиком и руководителем проекта. Но окончательным этапом выбора поставщика выступает процесс проведения торгов [16].
Размещение заказа основано на стандартизации закупок, а общие заказы размещаются на основе работ по сокращению номенклатуры закупок, оценки заявок и проведению торгов предшествуют заключению контрактов. Последнее производится в результате дополнительных встреч и согласований с победителями торгов по вопросам требований к перевозке и хранению грузов, а также порядка платежей и премирования.
Контроль поставок производится по специальным графикам, которые привязаны к каждому виду поставок ресурсов на основе общего плана проекта. Изменения вносятся в график проекта и основаны на стандартных формах отчетности.
Поставка ресурсов для строительного проекта основана на системе производственно-технологической комплектации. Эта система предполагает единство комплектного изготовления конструкций и изделий, поставки и транспортирования всех материальных ресурсов в соответствии с технологической последовательностью реализации проекта, способствует наиболее рациональному и экономному использованию ресурсов.
Помимо закупок и поставок ресурсов важно управлять уже имеющимися ресурсами. Важно знать, какой объем каждого ресурса важно хранить в запасе с целью минимизации рисков по остановке производственных процессов по причине нехватки ресурсов и для обеспечения ритмичного производства между очередными поставками ресурсов. Понятие запасы, в основном относится к товарно-материальным ценностям. Для бесперебойной реализации проекта важны следующие виды запасов: пороговый запас - минимальный уровень величины запасов ресурсов, при котором важно его пополнение, страховой запас - минимальный целесообразный запас ресурсов, предназначенный для бесперебойного снабжения производства в случае нарушения хода поставок по сравнению с запланированным запасом [20].
В последнее время в практической деятельности по обеспечению проектов ресурсами используются новые технологии, основанные на логистических концепциях. Целью логистики в плане обеспечения строительного проекта ресурсами выступает оптимальное управление материальными потоками с помощью информационных потоков.
Наиболее часто встречающимися логистическими операциями с материальными потоками являются складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка транспортных средств и т. д. К логистическим операциям с информационными потоками, соответствующими материальным потокам, могут быть отнесены также сбор, хранение и обработка данных.