Глава 1. Понятие, значение и механизм государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации
1.1. Организационно-правовой механизм государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации
Основная функция организационной структуры – обеспечить разграничение полномочий и определить, какие задачи будет решать та или иная нижестоящая организационная структура (вертикаль) и каковы взаимосвязи структур по горизонтали (размежевание функций, вопросы совместного решения и т.д.). [8, с. 88]
В РФ существуют следующие уровни управления ВЭД:
• общегосударственный;
• функциональный;
• отраслевой;
• территориальный;
• хозяйственный (субъекты ВЭД).
В структуру органов государственного управления ВЭД входят:
• высшие органы власти и управления;
• центральные органы управления;
• органы управления в регионе, территориальные управления центральных
органов;
• межотраслевые органы управления;
• отраслевые органы управления;
• зарубежные внешнеэкономические структуры.
К высшим органам относятся Федеральное собрание, Президент и Правительство РФ. Их основная функция – создание законодательной и нормативной базы, определяющей «правила поведения», полномочия, функции всей системы ВЭД. [3, с. 33]
Они определяют границы самостоятельности, функции региональных органов, характер их взаимоотношений с другими уровнями управления.
К центральным органам управления ВЭД относятся межотраслевые министерства и ведомства: Комиссия Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по стандартизации, метрологии и сертификации и др. Каждая из названных структур центральных органов действует на основании соответствующего положения, определяющего статус структуры, цели, задачи, полномочия, взаимоотношения с другими органами власти и управления, территориальными органами управления, организациями. [2, с. 822]
В соответствии с Указом Президента РФ от 17.05.2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти (в редакции Указа Президента РФ от 20.09.2000 г. № 1678) вместо упраздненного Министерства экономики РФ образовано Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, которому передана часть функций упраздняемых министерств и ведомств, ранее осуществлявших управление ВЭД, в частности Министерства экономики, Министерства торговли, Министерства Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств и др. Кроме того, названным выше указом Президента РФ упразднена Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. Ряд функций упраздненной службы переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации в части проведения экспертизы обоснованности недополучения или задержки поступления валютной выручки от экспорта российских товаров. В 2008 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 437 от 05.06.2008 г. «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» министерство преобразовано в Министерство экономического развития Российской Федерации с сохранением за ним функций управления внешнеэкономическими связями (ВЭС). [1, с. 12]
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития на него возложены координация и регулирование внешнеэкономической деятельности как части общих отношений с иностранными государствами. Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области лицензирования отдельных видов деятельности; аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области туризма, филиалов иностранных юридических лиц. [11, с. 812]
Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы – уполномоченных в субъектах и отдельных регионах Российской Федерации. Оно руководит деятельностью представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, а также направляет по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации своих представителей в постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях и осуществляет оперативное руководство деятельностью этих представителей.
Основные задачи Министерства экономического развития РФ: [10, с. 82]
• разработка предложений по государственной внешнеэкономической политике Российской Федерации и ее реализация, осуществление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
• разработка принципов, методов и форм реализации государственной
структурной и инвестиционной политики в Российской Федерации;
• разработка и осуществление мер по защите экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, российских участников внешнеэкономической деятельности, отечественных товаропроизводителей и потребителей на внешнем и внутреннем рынках;
• методическое руководство разработкой федеральными органами исполнительной власти проектов положений о лицензировании отдельных видов деятельности;
ФТС решает возложенные на нее задачи непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории, вычислительные центры и другие предприятия и организации.
Основные задачи ФТС:
• участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализация этой политики;
• защита экономических интересов Российской Федерации;
• организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развития экономики Российской Федерации и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мировых хозяйственных связях;
• организация и совершенствование таможенного дела в Российской Федерации; [2, с. 82]