Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Борьба с посягательствами на компьютерную информацию.

irina_k200 1925 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.08.2020
Соответственно, четкое правовое регулирование информационной сферы и безопасной деятельности в сфере использования компьютерной информации выступает залогом эффективного использования информационного фактора в обеспечении развития Российской Федерации и предупреждения возможных негативных влияний на государство и общество, на каждого конкретного человека, включенного в те или иные информационные правоотношения. Приведенные сведения дают основания утверждать, что в настоящее время проблемы уголовно-правового регулирования безопасности компьютерной информации являются чрезвычайно актуальными, поскольку от их решения, в том числе, зависят общественный порядок в Российской Федерации, национальная безопасность государства, личная безопасность граждан, бесперебойная работа объектов критической инфраструктуры и безопасность компьютерной информации.
Введение

В числе тенденций компьютерной преступности отмечается, что все большее число «традиционных» составов преступлений, давно известных уголовному праву, постепенно перемещается в сферу компьютеров и их сетей. Некоторое время назад трудно было представить причинение вреда здоровью или даже убийство человека через сеть Интернет. В настоящее время существует реальная возможность совершения подобных действий, так как, например, современные кардиостимуляторы являются компьютерными устройствами, имеют программное обеспечение, позволяя осуществлять дистанционное программирование и передачу информации. Неправомерный беспроводной доступ в систему управления кардиостимулятора и изменение параметров его работы может причинить вред здоровью или привести к смерти человека. В связи с этим особенно важно определить круг преступлений, относящийся к преступлениям в сфере компьютерной информации, отграничив их от традиционных преступных деяний, которые могут совершаться с использованием компьютеров. Защита информационного пространства России от современных угроз – это одно из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности, а надежная работа информационных ресурсов, систем управления и связи имеет исключительное значение для обороноспособности страны, для устойчивого развития экономики и социальной сферы, для защиты суверенитета России в самом широком смысле этого слова.
Содержание

Оглавление 5 Термины и определения 6 Введение 9 1. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации 11 1.1 Понятие информации как предмета правового регулирования 11 1.2 Понятие и виды преступлений в сфере компьютерной информации 18 1.3 Правовое регулирование борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации за рубежом 31 2. Проблемы реализации уголовной ответственности за совершение преступления в сфере компьютерной информации и меры уголовно-правовой борьбы с данными преступлениями 46 2.1 Особенности квалификации преступлений в сфере компьютерной информации 46 2.2 Дифференциация и индивидуализация ответственности за преступления в сфере компьютерной информации 49 3. Усовершенствование уголовного законодательства и организационно-правовых мер борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации 62 Заключение 74 Список использованной литературы 76
Список литературы

1. Расторопов С.В., Шахрай С.С. Определение общего понятия состава преступлений в сфере компьютерной информации в контексте анализа действующего уголовного законодательства // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. N 9. С. 98 Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. - М., 1991. 2. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право /Под ред. академика РАН Б.Н. Топорнина. - СПб., 2001. - С. 106 3. Бурдина Е.В. Развитие судебной системы в условиях информационного общества // Российское правосудие. 2018. N 7. С. 26. 4. Венгеров А.Б, Право и информация в условиях автоматизации управления. - М.: Юридическая литература, 1978 5. Вехов В.Б. Основы криминалистического учения об исследовании и использовании компьютерной информации и средств ее обработки: Монография. Волгоград, 2008. С. 298, 299 6. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // 7. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ // 8. Евдокимов К.Н. К вопросу о совершенствовании объективной стороны состава преступления при создании, использовании и распространении вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ) // Российский следователь. 2013. N 7. С. 22. 9. Евдокимов К.Н. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ: уголовно-правовые и криминологические аспекты: монография. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2013. С. 191. 10. Елин В.М. Мошенничество в сфере компьютерной информации как новый состав преступления // Бизнес-информатика. 2013. N 2. С. 74; Лопатина Т.М. Проблемы уголовно-правовой защиты сфер компьютерной информации: современный взгляд на мошенничество // Право и безопасность. 2013. N 3 - 4. С. 93. 11. Ефремова М.А. Пути совершенствования российского уголовного законодательства в сфере противодействия компьютерным преступлениям. Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Материалы Международной научно-практической конференции (29 - 30 января 2015 г.). М., 2015. С. 407 12. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 №5485-1 // 13. Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.1992 №3523-1 // 14. Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23.09.1992 №3526-1 // Российская газета – 21.10.1992 – №230. 15. Зуев С.В., Сутягин К.И. Электронное копирование информации как самостоятельное следственное действие // Следователь. 2003. N 4. С. 14, 15 16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 10-е изд. / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М., 2016. Т. III. С. 289 17. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (ETS N 185) [рус., англ.] (Заключена в г. Будапеште 23.11.2001) [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 28.02.2020). 18. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993г.) // Российская газета. – 1993. – № 237. 19. Копылов В.А. Указ. раб. С. 84. 20. Кувычков С.И. Использование в доказывании по уголовным делам информации, представленной в электронном виде: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2016. С. 188. 21. Кувычков С.И. Использование в доказывании электронной информации // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. N 2. С. 91. 22. Кулезин М.А. Реальные проблемы виртуальных объектов // Евразийская адвокатура. 2015. N 5. С. 23. 23. Курс российского уголовного права. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 2002. С. 797. 24. Лопашенко Н.А. Посягательства на собственность: Монография. М., 2012 25. Малыковцев М.М. Уголовная ответственность за создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М.: РГБ, 2007. С. 115 - 116. 26. Осипенко А.Л. Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях. Международный опыт. М., 2004. С. 60, 70 - 71. 27. Особенности противодействия киберпреступности подразделениями уголовного розыска / Под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. М., 2018. С. 26. 28. Особенности противодействия киберпреступности подразделениями уголовного розыска / Под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. С. 45, 48. 29. Пояснительная записка "К проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления уголовной ответственности за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств) 30. Развитие информационных технологий в уголовном судопроизводстве: Монография / Под ред. С.В. Зуева. М., 2018. С. 162 - 175 31. Рассолов М.М. Информационное право. - М., 1999. 32. Собрание законодательства РФ – 17.06.1996. 33. Талапина Э.В. Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы // Журнал российского права. 2018. N 2. 34. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // 35. Указ Президента РФ от 05.12.2016 №646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ» – 12.12.2016 – №50. – С.7074 36. Федеральный закон РФ «О связи» от 07.07.2003 №126-ФЗ // Российская газета – 10.07.2003 – №135. 37. Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 №24-ФЗ // Российская газета – 22.02.1995 – №39. 38. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ // 39. Федеральный закон РФ «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 №77-ФЗ // Российская газета – 17.01.1995 – №11-12. 40. Федеральный закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» (утратил силу) от 04.07.1996г №85-ФЗ // 41. Абов А.И. Преступления в сфере компьютерной информации: неправомерный доступ к компьютерной информации. М.: Прима-Пресс, 2002. 42. Абов А.И., Велиев Э.Э., Ткаченко С.Н. Экономическая безопасность и компьютерные преступления. М.: Прима-Пресс, 2003. 43. Бражник С.Д. Преступления в сфере компьютерной информации: проблемы законодательной техники: Дис. канд. ... юрид. наук. Ижевск, 2002. 44. Горшенков Г.Н. К понятию «информационная преступность» // Российский криминологический взгляд. 2005. № 4. 45. Доржиев А.В. Уголовно-правовые меры противодействия преступлениям, совершаемым в предпринимательской сфере: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 46. Кесареева Т.П. Криминологическая характеристика и проблемы предупреждения преступности в российском сегменте сети Интернет: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 47. Крылов В.В. Расследование преступлений в сфере информации. М., 1998. 48. Лопатина Т.М. Криминологические и уголовно-правовые основы противодействия компьютерной преступности: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 49. Осипенко А.Л. Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях: международный опыт: Монография. М.: Норма, 2004. 50. Расследование неправомерного доступа к компьютерной информации: Учебное пособие. Изд-е 2-е, доп. и перераб. / Под ред. д.ю.н., проф. Н.Г. Шурухнова. М.: Московский университет МВД России, 2004. 51. Суслопаров А.В. Информационные преступления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2008. 52. Третьяков А.Н. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в информационной сфере уголовно-исполнительной системы: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004. 53. Тропина Т.Л. Киберпреступность: понятие, состояние, уголовно-правовые меры борьбы: Дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2005. 54. Числин В.П. Информация как объект уголовно-правовой защиты. М., 2004. 55. Широков В.А., Беспалова Е.В. Киберпреступность: история уголовно-правового противодействия // Информационное право. 2006. № 4. 56. Щепетильников В.Н. Уголовно-правовая охрана электронной информации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Елец, 2006.
Отрывок из работы

1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ 1.1 Понятие информации как предмета правового регулирования Под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. Термин «информационное право» тесно переплетается с «правовой кибернетикой», «правовой информатикой», «компьютерным правом». Некоторые исследователи отождествляют эти понятия, приводя соответствующие доводы. Однако, это все же разные области научного знания и исследования. Правовая кибернетикаисследует условия и закономерности использования математических методов, идей и технических средств кибернетики в праве как наука об оптимальном и целенаправленном управлении сложными динамическими системами. Правовая информатика изучает право, правовую систему и юридическую деятельность в целом, с точки зрения информации, как целостные информационно-правовые образования в обществе. Информационное право рассматривает и изучает свою совокупность юридических норм, актов, законов, регулирующих информационные отношения в обществе. Компьютерное правов известной мере пересекается с информационным правом. Оно исследует лишь проблемы правового регулирования общественных отношений в процессе использования вычислительных систем (компьютерных систем и сетей), которые осуществляют сбор, обработку и использование машинной информации. Затрагивая исторический аспект развития отрасли информационного права, следует отметить, что впервые предложил и обосновал необходимость создания самостоятельной отрасли права - информационного права - А.Б. Венгеров в 1975 г. [1] Она не всеми была поддержана, и научная дисциплина стала развиваться в рамках компьютерного права, основоположником которого является Ю.М. Батурин [2]. Само понятие информационного права появилось относительно недавно и трактуется учеными-юристами по-разному. Так, В.А.Копыловпредлагает определять термин «информационное право» как систему охраняемых государством социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере - сфере производства, преобразования и потребления информации, и относит к основным объектам правового регулирования информационные отношения, «возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации» [3]. М.М.Рассолов определяет информационное право, как совокупность юридических норм и институтов, регулирующих информационные отношения в информационной сфере [4]. И.Л. Бачилои В.Н.Лопатинприходят к выводу, что «информационное право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества» [5]. В любом случае все приведенные определения информационного права основаны на совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере. Можно смело утверждать, что практически все общественные отношения содержат информационную составляющую. Отсюда об информационном праве принято говорить в широком и узком смысле. Если придерживаться расширенной версии, то нормы информационного права можно выявить практически в любой тематике законодательства. Например, информационно-правовой характер носят нормы КоАП РФ о процессуальных действиях со свидетелями и прочими лицами, нормы налогового законодательства о декларировании и отчетности и т.д. Однако в этих случаях информационная деятельность играет хотя и немаловажную, но вспомогательную роль, т.е. является средством для достижения цели, лежащей за пределами информационной сферы (рассмотрение административного правонарушения и привлечение виновных к административной ответственности, взимание налогов и т.д.). К информационному праву в узком смысле относят лишь такие нормы, которые регулируют информационные процессы, являющиеся самоцелью, т.е. когда информация есть не только средство достижения чего-либо иного, но и конечный итог. Раскрыть понятие любой отрасли права означает рассмотреть его основные принципы и систему. Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, т.е. отрасль российского права. Информационное право как наука - это система научных знаний об информационном праве как отрасли права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтов, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. Информационное право как учебная дисциплина - это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических, основано на действующем федеральном законодательстве в информационной сфере, включает основные вопросы, связанные с содержанием информационной сферы, особенностями объектов информационного права, описанием источников информационного права. Информационное право, как одна из отраслей российского права представляет собой систему норм права, регулирующих отношения в информационной сфере. Рассмотренные три системы информационного права практически совпадают. Информационное право, как отрасль права, как наука и учебная дисциплина делится на общую и особенную части. Общая часть, представляющая собой системообразующее начало, включает изучение: предмета, методов, способов, принципов правового регулирования общественных отношений, связанных с производством и обращением информации в общем виде, вопросов правового регулирования информационных отношений, возникающих при обращении информации, при производстве и применении информационных технологий и средств их обеспечения, в области информационной безопасности, а также в виртуальной среде Интернета. Сюда же следует включить и институт юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере. Особенная часть содержит вопросы правового регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и обращении информации разных видов (массовой, в области библиотечного и архивного дела и др.), на основе методов, способов и принципов информационного права, изучаемых в общей части. Сюда же включено изучение двух групп институтов информационного права: ? института обращения открытой информации; ? института обращения информации ограниченного доступа. В ст. 5 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» говорится об информации как об объекте правовых отношений. Согласно теории права под объектом правовых отношений понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности, либо то, по поводу чего складывается правоотношение. Как говорилось во введении, устранение пробела в регулировании передачи информации как объекта гражданских прав декларировалось в качестве одной из задач, решаемых ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Закон 1995 г. об информации не содержал положений, определяющих информацию как объект правовых отношений. В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Иначе говоря, информация может являться объектом любых правовых отношений. В ч. 1 ст. 5 лишь выделены публичные и гражданские правоотношения соответственно общепринятому в теории права делению всех правоотношений на частные (правоотношения, в которых государство отсутствует в качестве субъекта, или в которых государство является субъектом, но как носитель имущественных интересов при отсутствии властного подчинения государству) и публичные (правоотношения, одним из субъектов которых является государство через свои органы и которые основаны на властном подчинении государству). Гражданские правовые отношения, а точнее, отношения, регулируемые гражданским законодательством, определены в ст. 2 части первой ГК РФ, согласно п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302- ФЗ) гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. В соответствии с п. 3 указанной статьи к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в т. ч. к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. В части 1 ст. 5 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» также предусмотрено, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, но при условии, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Соответственно, при установлении таких ограничений или иных требований они подлежат соблюдению при использовании информации и ее передаче. В рассматриваемом положении видна аналогия с нормой п. 1 ст. 129 части первой ГК РФ, предусматривающей, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Кстати говоря, там же установлено следующее: виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе; виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. Как пишет А.Н. Копырюлина, «защите подлежит любая информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб собственнику (владельцу, пользователю)». В.П. Числин отмечает, что охраняемая законом информация – это документированная информация, содержащая сведения, отнесенные законом к государственной тайне или конфиденциальной информации. Согласно точке зрения А.М. Доронина, охраняемая законом информация – это информация ограниченного доступа, которая имеет не только особенный правовой статус, установленный закрепленный соответствующими законами РФ или ее субъектов, но и по своему характеру предназначена для ограниченного круга лиц (пользователей), имеющих право на ознакомление и работу с ней. В соответствии со ст. 7 Закона об информации «к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен», т. е. главными признаками общедоступной информации выступают общеизвестность и отсутствие ограничений на доступ к ней. К общедоступной информации законодатель относит информацию о состоянии окружающей среды, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, применении бюджетных средств и другую информацию, недопустимость ограничения доступа к которой закреплена федеральным законом (ч. 4 ст. 8 Закона об информации). Минусом положения о допустимости ограничения доступа к информации лишь федеральным законом считается сужение области неправомерного доступа к компьютерной информации, поскольку под охраной в силу современной нормы находится только информация, охраняемая федеральным законом. Следствием подобного сужения видится коллизия права: по уголовному закону защите подлежит информация, «охраняемая законом», т. е. не только федеральным, но и законом субъекта Российской Федерации. В свете этого более верной считается формулировка ст. 10 ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», дающая возможность относить открытую и общедоступную информацию «к категории ограниченного доступа». Тем самым, ранее имела место быть возможность ограничивать доступ к информации на уровне не только федерального законодательства, но и законодательства субъектов РФ. 1.2 Понятие и виды преступлений в сфере компьютерной информации Уголовная ответственность за преступления в сфере компьютерной информации предусмотрена главой 28 УК РФ содержащей четыре статьи. Впервые в уголовном законодательстве Российской Федерации Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и основные законодательные акты Российской Федерации» в примечании к ст. 272 УК РФ дано понятие компьютерной информации, как предмета преступления, к которому теперь относятся сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. Общим объектом преступления, предусмотренного ст. 272 УК РФ, выступают общественные отношения, обеспечивающие правомерный доступ, создание, хранение, модификацию, использование компьютерной информации самим создателем, потребление ее иными пользователями. В ч. 3 ст. 272 УК РФ указан дополнительный объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие интересы службы. Диспозиция ч. 1 ст. 272 УК РФ в предыдущей редакции от 07.03.2011 была изложена следующим образом: «Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети». В действующей редакции от 07.12.2011 ч. 1 ст. 272 УК РФ изложена следующим образом: «Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации». Несомненно, законодатель внес данные изменения, чтобы решить ряд проблем, возникающих в правоприменительной практике. Например, при рассмотрении дел указанной категории суды зачастую сталкивались с трудностями, когда неправомерный доступ осуществлялся к устройству, не подпадающему под определение ЭВМ, но по своим свойствам и функциям фактически не уступающему ЭВМ по возможности хранения и обработки информации (мобильные телефоны, смартфоны, карманные персональные компьютеры). Объективная сторона состава преступления включает в себя: действие, состоящее в неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации (информации ограниченного доступа); последствие (альтернативно) в виде уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации, и причинно-следственную связь между указанным действием и любым из названных последствий. Законодателем не уточнено понятие доступа к информации. Указанное понятие содержится в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации": "доступ к информации - возможность получения информации и ее использования". Под охраняемой законом понимается информация, для которой законом установлен специальный режим ее правовой защиты (например, государственная, служебная и коммерческая тайна, персональные данные и т.д.). Неправомерным считается доступ к конфиденциальной информации или информации, составляющей государственную тайну, лица, не обладающего необходимыми полномочиями (без согласия собственника или его законного представителя), при условии обеспечения специальных средств ее защиты. Другими словами, неправомерный доступ к компьютерной информации - это незаконное либо не разрешенное собственником или иным ее законным владельцем использование возможности получения компьютерной информации. При этом под доступом понимается проникновение в ее источник с использованием средств (вещественных и интеллектуальных) компьютерной техники, позволяющее использовать полученную информацию (копировать, модифицировать, блокировать либо уничтожать ее). Состав данного преступления носит материальный характер и предполагает обязательное наступление одного из последствий: а) уничтожение информации - это приведение информации или ее части в непригодное для использования состояние независимо от возможности ее восстановления. Уничтожением информации не является переименование файла, где она содержится, а также само по себе автоматическое "вытеснение" старых версий файлов последними по времени; б) блокирование информации - результат воздействия на компьютерную информацию или технику, последствием которого является невозможность в течение некоторого времени или постоянно осуществлять требуемые операции над компьютерной информацией полностью или в требуемом режиме, то есть совершение действий, приводящих к ограничению или закрытию доступа к компьютерному оборудованию и находящимся на нем ресурсам, целенаправленное затруднение доступа законных пользователей к компьютерной информации, не связанное с ее уничтожением; в) модификация информации - внесение изменений в компьютерную информацию (или ее параметры). Законом установлены случаи легальной модификации программ (баз данных) лицами, правомерно владеющими этой информацией, а именно: модификация в виде исправления явных ошибок; модификация в виде внесения изменений в программы, базы данных для их функционирования на технических средствах пользователя; модификация в виде частной декомпиляции программы для достижения способности к взаимодействию с другими программами; г) копирование информации - создание копии имеющейся информации на другом носителе, то есть перенос информации на обособленный носитель при сохранении неизменной первоначальной информации, воспроизведение информации в любой материальной форме - от руки, фотографированием текста с экрана дисплея, а также считывания информации путем любого перехвата информации и т.п. В силу настроек компьютерной программы при работе с ней, пусть даже и в результате неправомерного доступа, автоматически создается резервная копия компьютерной информации, то данное действие не будет иметь уголовно-правовых последствий, поскольку оно осуществляется независимо от волеизъявления лица и, соответственно, в прямой причинной связи с его действиями не состоит. Преступление окончено с момента наступления любого из указанных последствий. Устанавливая причинную связь между несанкционированным доступом и наступлением вредных последствий, следует иметь в виду, что в компьютерных системах возможны уничтожение, блокирование и модификация компьютерной информации в результате технических неисправностей или ошибок при функционировании операционной среды или иных программ. В этих случаях лицо, совершившее неправомерный доступ к компьютерной информации, не подлежит ответственности по данной статье ввиду отсутствия причинной связи между его действиями и наступившими последствиями. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности. Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Вместе с тем ч. 3 ст. 272 УК РФ предусматривает наличие специального субъекта, совершившего данное преступление с использованием своего служебного положения. Под использованием служебного положения, предусмотренного в диспозиции ч. 3 ст. 272 УК РФ, понимается использование возможности доступа к компьютерной информации, возникшей в результате выполняемой работы (по трудовому, гражданско-правовому договору) или влияния по службе на лиц, имеющих такой доступ (в данном случае субъектом преступления не обязательно является должностное лицо), то есть тех, кто на законных основаниях использует компьютерную информацию и средства ее обращения (программисты, сотрудники, вводящие информацию в память компьютера, другие пользователи, а также администраторы баз данных, инженеры, ремонтники, специалисты по эксплуатации электронно-вычислительной техники и прочие). Статья 273 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации. Компьютерная программа - это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования компьютерного устройства с целью получения определенного результата. Под компьютерными программами по смыслу данной статьи УК РФ в основном понимаются программы, известные как компьютерные вирусы (черви, троянские кони, кейлоггеры, руткиты и др.). Основной объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие безопасность в сфере компьютерной информации. Предмет преступления по содержанию совпадает с предметом преступления, предусмотренного ст. 272 УК РФ. Объективная сторона преступления включает альтернативные действия, состоящие: ? в создании программ, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств ее защиты; ? в распространении таких программ или машинных носителей с такими программами; ? в использовании таких программ или машинных носителей с ними. Создание программ представляет собой деятельность, направленную на разработку, подготовку программ, способных по своему функционалу несанкционированно уничтожать, блокировать, модифицировать, копировать компьютерную информацию или нейтрализовать средства защиты компьютерной информации. Под распространением таких программ понимается предоставление доступа к ним любому постороннему лицу любым из возможных способов, включая продажу, прокат, бесплатную рассылку по электронной сети, то есть любые действия по предоставлению доступа к программе сетевым или иным способом. Использование программы - это работа с программой, применение ее по назначению и иные действия по введению ее в хозяйственный оборот в изначальной или модифицированной форме. Под использованием вредоносных программ понимается их применение (любым лицом), при котором активизируются их вредные свойства. Рассматриваемое преступление будет окончено с момента создания, использования или распространения таких программ или информации, создающих угрозу наступления указанных в законе последствий, вне зависимости от того, наступили реально эти последствия или нет. Состав преступления формальный. Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 273 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого умысла. При этом виновный должен осознавать, что создаваемые или используемые им программы заведомо приведут к указанным в законе общественно опасным последствиям. Мотив и цель не влияют на квалификацию преступления. Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. В ч. 3 ст. 273 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак рассматриваемого состава преступления - наступление тяжких последствий или создание угрозы их наступления. Следует учитывать, что в случае наступления тяжких последствий данный квалифицированный состав преступления является материальным, то есть деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий, а если создана угроза их наступления, то состав является усеченным. При этом тяжесть последствий должна определяться с учетом всей совокупности обстоятельств дела (причинение особо крупного материального ущерба, серьезное нарушение деятельности предприятий и организаций, наступление аварий и катастроф, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью людей или смерти, уничтожение, блокирование, модификация или копирование привилегированной информации особой ценности, реальность созданной угрозы и др.). Субъективная сторона указанного квалифицированного состава преступления характеризуется двумя формами вины - умыслом по отношению к самому деянию и неосторожностью по отношению к последствиям. В случае если преступник умышленно относился к наступлению тяжких последствий или созданию угрозы их наступления, то в зависимости от качественной и количественной оценки наступивших тяжких последствий его действия подлежат дополнительной квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими статьями УК РФ. Следует иметь в виду, что ст. 273 УК РФ устанавливает ответственность за незаконные действия с компьютерными программами, записанными не только на машинных, но и на иных носителях, в том числе на бумаге.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Информационная безопасность, 51 страница
1275 руб.
Дипломная работа, Информационная безопасность, 57 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Информационная безопасность, 74 страницы
1850 руб.
Дипломная работа, Информационная безопасность, 67 страниц
1675 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg