ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС - ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Бизнес-планирование: понятие, основные элементы, цели, задачи
Руководство каждой фирмы в процессе ее деятельности обязано четко представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся ресурсов в процессе работы фирмы. В условиях рыночной экономики фирма не может добиться стабильного успеха без четкого и эффективного планирования своей деятельности. Необходимо постоянно собирать и аккумулировать информацию о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и собственных перспективах и возможностях.
В условиях быстрых изменений в экономике для управляющих очень важно своевременно принимать соответствующие меры реагирования. Неоценимую помощь здесь оказывает планирование, позволяющее проанализировать весь комплекс будущих операций бизнеса. Именно на основе планирования дальнейшего развития предприятия появляется реальна возможность минимизировать внутреннее и часть внешних рисков компании.
Современная хозяйственная ситуация вынуждает бизнес особенно внимательно относиться к внутрифирменному планированию. Именно бизнес-план является более прогрессивной формой подобного планирования. Бизнес-план документ, где анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель и определяются основные способы их решения. Именно с помощью бизнес-плана менеджер способен оценить, какие потрясения рынка способен выдержать бизнес, и достойно встретить появление многих неожиданных проблем.
Бизнес-план это краткое, четкое, доступное и понятное описание предполагаемое бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрение большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. [4, ст. 19].
По мнению Е. М. Коршунова бизнес-план - это документ, описывающий все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности и содержащий анализ проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы их решения. Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих организаций на очередном этапе их развития. [7, ст. 11 ].
Бизнес-план является документом позволяющим управлять бизнесом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана имеет следующие преимущества:
? заставляет руководителей фундаментально изучать перспективы фирмы;
? позволяет осуществить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
? определяет показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
? побуждает руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
? делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций;
? четко формализует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.
По мнению О.Г. Карманова главное достоинство бизнес- планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план дает перспективу развития предприятия, т.е. в конечном счете, отвечает на вопрос о целесообразности вложения средств. [17, ст. 45]
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Этот план дает характеристику процесса функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь выполнения поставленных задач, в первую очередь - повышения прибыльности компании. Хорошо разработанный план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять более глубокие перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Бизнес-план как правило, систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Таким образом, бизнес-план помогает предпринимателю оценивать прогресс своего дела на основе внутрифирменного и макроэкономического анализа и контролировать текущие операции. Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Так же бизнес-план может преследовать одну из следующих целей:
? стратегическое планирование деятельности фирмы;
? привлечение сторонних средств под конкретный проект.
Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении следующих задач:
? подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;
? обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
? открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
? перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых методов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
? составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм;
? выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.
Степень детализации бизнес-плана зависит от цели, поставленной его создателями. В некоторых случаях бизнес-план не требует подробной проработки, часть разделов может отсутствовать. В других случаях бизнес- план следует разрабатывать в полном объеме, проводя трудоемкие маркетинговые исследования.
Бизнес-план должен:
? быть составлен предельно четко и ясно, поэтому он требует тщательной проработки;
? давать конкретное представление о том, как будет функционировать предприятие, какое место оно займет на рынке;
? содержать все производственные характеристики будущего предприятия, детально описывать схему его функционирования;
? раскрывать принципы и методы руководства предприятием;
? содержать программу управления финансами;
? показывать перспективы развития производства инвесторам и кредиторам.
Назначение бизнес-плана определяет особенности его составления.
Среди особенностей бизнес-плана, создаваемого для привлечения средств под конкретный проект, можно выделить следующие:
? привлекательное для инвестора резюме;
? детальный финансовый план и анализ рисков;
? реальные, но не слишком большие сроки окупаемости проекта;
? обоснованная маркетинговая стратегия предприятия, гарантирующая окупаемость проекта.
Основной центр бизнес-плана - концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план - важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами.
Рассмотрим основные элементы бизнес-плана, которые в общем виде можно представить на рисунке 1.
Рисунок 1 - Общая структура бизнес-плана
Существует несколько вариантов структуры бизнес-планов в зависимости от цели и источников инвестирования.
Таблица 1
Варианты структуры бизнес-плана
Наименование раздела Пояснения
1 2
Вариант 1
Резюме Краткое изложение содержания бизнес-проекта
Описание проекта Характеристика компании и ее менеджмента, суть проекта, этапы реализации, маркетинговые исследования, обоснования выбора организационно-правовой формы
План производства Краткая характеристика основных групп капитальных вложений и текущих затрат с привязкой к календарному графику реализации проекта
Финансовый план Характеристика вариантов финансирования и таблицы «Прогноз денежных потоков» для каждого из вариантов финансирования
Выводы Изложение сильных и слабых сторон
Вариант 2
Резюме Краткое изложение содержания бизнес-проекта
Описание проекта Характеристика компании. Цели и задачи проекта. Описание услуг. График реализации Особенности и преимущества проекта.
План маркетинга Анализ рынка. Сегментация рынка. Конкуренция. Стратегия маркетинга. Прогноз продаж.
План производства Технология. Материальные ресурсы. Основные производственные фонды. Персонал и структура управления. Обоснование капитальных и текущих затрат. Инвестиционный план.
Данные структуры диктуются требованиями методики UNIDO (United Nationas Industrial Development Organisation - агентства при ООН по промышленному развитию).
Структура и детализация бизнес-плана определяются функциональной спецификой и размером предприятия, активностью рынка сбыта, а так же стратегической целью и локальными задачами конкретного бизнес-плана, перспективами роста предприятия.
Рассмотрим состав разделов бизнес-плана и их цели используя данные таблицы 2.
Таблица 2
Состав разделов бизнес-плана и их цели
Наименование разделов Состав разделов Цель
1 2 3
Резюме Результаты и выводы бизнес-плана предлагаемого проекта. Новизна предполагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли . Срока возврата кредита. Объективная оценка продукции, оценка объема продаж, затрат, риска и прибыли.
План маркетинга Маркетинговая ситуация, программа осуществления стратегии. Потенциальные потребители. Рыночная конъектура. Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели. Выявление показателей состояния рынка, изменение цен, внешних факторов, эффективности рекламы Оценка сильных и слабых сторон предприятия, производственных возможностей
План производства Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по ценам, количеству, качеству). Оборудование, здание, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции. Оценка состояния дел по всем пунктам
Финансовый план Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов и поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности. Финансовый анализ деятельности предприятий. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Оценка безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения.
Для более детальной характеристики разделов бизнес-плана следует изучить механизм его составления. Так же важным является то, что составление бизнес-плана это очень сложный документ, и привлекать к этому процессу специалистов разных направлений.
1.2 МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
При разработки бизнес-плана используются типовые рекомендации, при которых целесообразно:
? акцентировать особое внимание на вопросы, которые могут представлять интерес для тех, кому они адресованы - работникам предприятия, партнерам или другим внешним пользователям;
? представить сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-плана;
? аргументировать все расчеты и показатели таким образом, чтобы они были реальными и достоверными.
Существует два основных подхода к разработке бизнес-плана:
? инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике, данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, активное участие в его создании принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличие свободных капиталов, риски данного бизнеса;
? инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности; авторские коллективы; отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.
В бизнес-плане оцениваются возможные варианты развития ситуации как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами.
Существуют определенные особенности при разработке бизнес- планов для различных организаций, например одноточечной и многоточечной организации.
Под одноточечной организацией понимается организация (юридическое лицо), состоящая из одного предприятия. Соответственно многоточечной будет организация, состоящая из двух и более предприятий.
При планировании деятельности такой организации сначала разрабатываются планы для каждого предприятия, а затем эти планы сводятся в общий бизнес-план. Если бизнес начинается впервые, то в план включаются лишь расчетные показатели. Если бизнес уже существует определенное время, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются планируемые показатели на текущий год.
Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, - это наиболее сложный вид бизнес- плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, вязанные с инвестиционным проектом. Особенностью диверсифицированных организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности. Это должно найти свое отражение в их бизнес-планах. Чаще всего в диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях - филиалах (бизнес- единицах). В таких случаях организация выступает как многоточечная и бизнес-план составляется соответствующим образом.
Бизнес-план для непроизводственных организаций отличается тем, что вместо развернутого плана производства в нем кратко излагается планируемый перечень услуг (работ), которые будут предоставляться. На первом месте здесь - описание условий предоставления услуг (выполнения работ), наличие лицензий, разрешений, сертификатов, обеспечение прав потребителей. Вместо плана производства в бизнес-плане непроизводственной организации разрабатывается оперативный план, в котором прогнозируются средства, помещения и ресурсы, которые будут необходимы для ведения бизнеса в предстоящий период, а также потребность в материалах, рабочей силе, средствах связи и т. д. Остальные разделы плана разрабатываются аналогично планам производственных организаций.
К типовым рекомендациям при разработки бизнес-плана относятся следующие нормативно-правовые акты:
? Постановление Правительства РФ от 22.11 1997 №1470 (ред. От 03.09.1998 г.) «Об утверждение Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации». Данное постановление устанавливает порядок предоставления и отбор инициаторов, которые желают получить помощь государства для развития бизнеса, а так же утверждает макет бизнес-плана, который предоставляют предприятия.
? Приказ Минсельхоза РФ от 22 марта 2012 г. №198 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. 165». Данный приказ определяет типовые рекомендации, предъявляемые для сельскохозяйственных производителей, которые отличаются спецификой производства продукции.
В современном бизнес-планировании отсутствует единая регламентированная и утвержденная структура разделов и содержания бизнес-плана, тем не менее, профессионально разработанный бизнес-план должен отвечать всем требованиям, предъявляемым инвестором. Наиболее распространены методики и рекомендации для составления бизнес-плана, разработанные ведущими финансовыми институтами: МЭРТ РФ, UNIDO, ТАСИС, ЕБРР, СБ РФ.
Для сравнения проанализируем структуру бизнес-плана по методике ТАСИС. В данной методике логика изложения отвечает всем требованиям рыночной экономики: в первую очередь идет освещение проблем маркетинга, то есть показывается существующая потребность в продукте или услуге предприятия; затем идут следующие разделы, описывающие наращивание производственных мощностей, план производства, риски и в завершение - финансовый план.
В основу подхода положены идеи немецких консалтинговых фирм (в частности GOPA) адаптированные к условиям российской экономики и системе комплексного внутрифирменного планирования.
Обеспечить логику планирования, то есть связь стратегического и оперативного планирования, может структура бизнес-плана изложенная в таблице 3.
Таблица 3
Схема подхода к составлению бизнес-плана в рамках проекта TASIS
Название раздела Содержание раздела
1 2
1. Титульный лист Название и адрес предприятия ,его юридический статус.
Директор: имя и телефон.
Имена и адреса учредителей.
Наиболее крупные достижения компании за последние 1-2 года и их развитие в инвестиционном проекте; суть проекта
Стоимость проекта и предлагаемые источники финансирования.
Заявление о коммерческой тайне.
2. Резюме Стратегическая цель.
Рынок.
Стратегия достижения цели.
Экспортный потенциал.
Цель проекта.
Стратегия финансирования.
Риски проекта.
Экологическая безопасность
Достижимость целей.
3. Описание отрасли Оценка перспектив отрасли.
Жизненный цикл продукта.
Место отрасли в экономике страны.
Место предприятия в отрасли.
4. Маркетинг Основные цели маркетинга.
Сложившаяся ситуация.
Действия и возможности.
Цели.
Стратегия маркетинга.
Программа действий.
Бюджет.
Политика в отношении сроков гарантий на свои товары.
Презентация товара и упаковки.
Ресурсы, необходимые для материализации плана.
Действия по отслеживанию (достижению) целей, поставленных перед компанией.
Реклама и меры по продвижению товара.
Управление.
5. Наращивание производственных мощностей В условиях размещения производства.
Доступ к производственным площадям (строительство, аренда ,покупка, совместное производство и т.п.).
Схема расположения производства. Выбор подрядчиков и поставщиков.
6. План производства Размещение производства.
Характеристика зданий (из чего когда построены).
Земельный участок (площадь, юридическое основание пользования им).
Оборудование (виды и возраст).
Уровень использования производственных мощностей (обзор состояния основных видов оборудования ,обоснование закупки нового оборудования и т.п.).
Сменность, сверхурочные работы.
Основные поставщики и установление контактов с ними.
Потребность в персонале, расходы на оплату труда.
Конкурентные преимущества товара , качество.
Результат: выручка от реализации продукции.
7. Управление предприятием Структура управления предприятием
Характеристики собственников.
Характеристики менеджеров.
Принципы управления персоналом.
Основные партнеры фирмы.
8. Риски Расчет «точки безубыточности»
Оценка рисков на основе различных подходов.
Мероприятия по уменьшению рисков.
9. Финансовый план Оценка потребности в капитальных вложениях.
Объем инвестиций.
Источники инвестиционных средств.
Обеспечение кредита.
Прямая налоговая нагрузка.
Поток наличности.
Бюджетная эффективность.
Наибольшее распространение в России получила методика Организации по промышленному развитию ООН - методика ЮНИДО. Подход к построению типового бизнес плана, предложенный экспертами ЮНИДО, позволяет при разработке бизнес плана не упустить существенных моментов в описании текущей или планируемой деятельности предприятия и представить результаты в виде, наиболее подходящем для восприятия материала западными финансистами. Не являясь, по сути своей, догмой, данная методика играет роль единой базы, некоего универсального языка, позволяющего общаться между собой специалистам в области инвестиционного проектирования, финансового анализа, менеджерам компаний из различных стран мира. Большинство известных на данный момент программных продуктов для бизнес - планирования опираются на методику ЮНИДО.
Каждый инвестиционный инфраструктурный проект описывается потоками доходов и реальных расходов, разность которых формирует денежный поток проекта. В качестве доходов учитываются поступления от продажи продукции; имущества и запасов, остающихся к концу срока действия проекта; от экономии на производственных расходах. В качестве расходов принимаются расходы на приобретение объекта инвестиций и сопутствующие инвестиции в сопряженные производства; расходы на транспортировку и установку оборудования; расходы на увеличение оборотных средств, исключая прирост кредиторской задолженности за товарные поставки; производственные расходы на материалы, сырье и энергию, заработную плату; расходы на ремонт и обслуживание оборудования; расходы на социальное страхование, на выплату сборов, пошлин, налогов; на маркетинговую деятельность.
Выбор методов обоснования инвестиционного инфраструктурного проекта зависит от того, характеризуется ли проект значительной динамикой доходов и расходов по периодам реализации или проект можно охарактеризовать среднегодовыми показателями затрат и результатов.
1.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОТИ БИЗНЕС-ПЛАНА
При оценки эффективности бизнес-плана рассматривают следующие показатели:
? коммерческой эффективности, которая учитывает финансовые последствия реализации проекта;
? бюджетной эффективности, которая отражает последствия реализации проекта на федеральный, региональный и местный бюджет;
? показатели экономической эффективности, отражающие затраты и результаты по проекту и учитывающие как интересы его участников, так и интересы страны, региона или города.
Оценка затрат и результатов реализации инвестиционного проекта осуществляется за расчетный период, продолжительность которого (горизонт расчета) принимается с учетом:
? продолжительности создания, эксплуатации и ликвидации объекта;
? нормативного срока технологического оборудования;
? достижения заданных показателей эффективности (прибыли, дохода, нормы прибыли на капитал).
Горизонт расчета измеряется количеством шагов расчета, шагом расчета может быть месяц, квартал, год.
При оценке эффективности инвестиционного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к начальному времени внедрения проекта. Для этой цели используется норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал. Технически приведение к начальному (базисному) моменту времени затрат, результатов и эффектов, имеющих место на 1-м шаге расчета, удобно проводить путем их умножения на коэффициент дисконтирования , определяемый по формуле:
Кд = / (1+Ен)t (1)
где Кд - коэффициент дисконтирования;
Ен - норма дисконта;
t - год реализации проекта.
Оценка инвестиционных проектов происходит по двум направлениям:
? коммерческая эффективность;
? бюджетная эффективность.
При расчете коммерческой эффективности в качестве эффекта выступает поток реальных денег. При осуществлении инвестиционного проекта выделяется три вида деятельности: инвестиционная, операционная и финансовая. В рамках каждого вида деятельности происходит приток и отток денежных средств. Потоком реальных денег называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта.
Сальдо реальных денег называется разность между притоком и оттоком денежных средств от всех трех видов деятельности также на каждом шаге расчета.
Поток реальных денег используется в дальнейшем для расчета показателей эффективности инвестиционного проекта: чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, срока окупаемости, внутренней нормы доходности и других.
Необходимым критерием принятия инвестиционного проекта является положительное сальдо реальных денег в любом временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или получает доход. Отрицательное сальдо реальных денег свидетельствует о необходимости привлечения дополнительных собственных или заемных средств.
Важнейшим показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход, который определяется как разница между дисконтированными результатами и затратами за весь расчетный период, данный показатель непосредственно зависит от нормы дисконта.
Если чистый дисконтированный доход:
? больше нуля, то с экономической точки зрения инвестирование в проект выгодно;
? меньше нуля, то инвестированные вложения доход не принесут;
? равно нулю, то решение на инвестирование в проект может быть отрицательное, однако в случае высокой социальной значимости проекта, инвестирование возможно.
Внутренняя норма доходности (IRR) это процентная ставка, при которой чистая приведенная стоимость (NPV) равна нулю. Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких либо потерь для собственника.
Индекс доходности это отношение суммы приведенных эффектов к величине дисконтированных капитальных вложений (инвестиций) (IR). Это соотношение между всеми дисконтированными доходами от проекта и всеми дисконтированными расходами на проект:
IR =1+(NPV/ Кдиск) (2)
где IR - индекс доходности;
NPV - это чистый дисконтированный доход;
Кдиск - коэффициент дисконтирования
Если индекс доходности:
? больше единицы - проект эффектив;
? меньше единицы - проект неэффективен.