1 МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ В РФ
1.1 Эволюция местных налогов и сборов
Развитие местного самоуправления в дореволюционной России было инициировано Земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформами Александра II. положение о земских учреждениях 1864 г. создавало выборные губернские и уездные земские собрания, которые управляли местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась городским уставом 1870 года, городские советы и управы являлись органами городского самоуправления. Наряду с губернскими, уездными и городскими органами самоуправления существовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль государственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была осуществлена.
После Октябрьской революции 1918 года характер и направленность процессов организации власти на местах коренным образом изменились. Старые органы Земского и городского самоуправления были упразднены, а некоторые из них, не выступавшие против новой власти, вошли в аппарат местных Советов. В этот период была принята Конституция СССР 1936 года. он ввел всеобщее, равное, прямое избирательное право путем тайного голосования. Существовавшая ранее система съездов Советов была упразднена. Все местные представительные органы стали называться советами. Местные Советы были самыми многочисленными органами государственной власти. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов являлись избираемые ими исполнительные комитеты.
Первые шаги, отличные от периода Советов, были сделаны с принятием Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 06.07.1991 г. С этого момента начинается процесс реформирования органов местного самоуправления и системы местного самоуправления. Были разделены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и иные гарантии местного самоуправления. Однако местное самоуправление не было обеспечено материально, организационно и юридически. Конституция Российской Федерации 1993 года определила основные принципы организации и деятельности местного самоуправления, разработала законодательные акты о местном самоуправлении-все это стало новым импульсом в преобразовании и развитии местного самоуправления [4].
В целом введение местных налогов и сборов предусмотрено законом в качестве дополнения к существующим федеральным налогам. Это позволяет более полно учитывать многообразие местных потребностей и видов доходов местных бюджетов.
В 1991 году в России можно было ввести семь видов местных налогов. В 1992 году Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» было установлено право органов местного самоуправления на ведение 21 местного налога. В 1993 году в связи с принятием Закона Российской Федерации от 22.12.92 № 4178-1 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах» общее допустимое количество видов местных налогов достигло 22 [14].
До 01.01.2001 существовали следующие местные налоги и сборы.
До 01.01.2001 года существовали следующие местные налоги и сборы.
1) На имущество физических лиц. Объектом является недвижимое имущество, находящееся в законном владении, а также самолет, моторная лодка, иное транспортное средство, за исключением легковых автомобилей, мотоциклов, и других самоходных машин и механизмов с пневмомотором. Налог оплачивает собственник. Для расчета необходимо знать кадастровую стоимость объекта и инвентаризационную стоимость. Разница между ними, умноженная на специальный понижающий коэффициент, зависящий от года выплаты, составляет полную сумму.
2) На землю (земельный налог). Оплачивает владелец. Земля, находящаяся во владении или бессрочном пользовании, облагается налогом. Процентная ставка составляет от 0,3 до 3% от стоимости земли. Кроме того, может учитываться понижающий или повышающий коэффициент, который применяется в зависимости от наличия льгот или других факторов.
3) взыскание (регистрация) с физических лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность. Объектом налогообложения в данном случае является деятельность физического лица, которой он будет заниматься или занимается с целью получения прибыли. Сумма определяется уровнем минимальной заработной платы с учетом льгот, если таковые имеются.
4) На производственное строительство в зоне, признанной курортной. Таким образом, объектом налогообложения является право на такое строительство, а конкретные ставки устанавливаются органом местного самоуправления. Оплачивается инициатором и организатором строительства.
5) Курортный. Этот сбор оплачивают отдыхающие, туристы, которые приезжают отдохнуть, но он не имеет фиксированной суммы, так как устанавливается для каждого конкретного района отдельно.
6) На торговлю (торговый сбор). Объектом является право торговать в определенном месте (местах), а плательщиком-предприниматель (Коммерсант). Оплачивается каждый квартал, это фиксированная сумма, которая зависит от характера торговой и торговой площади. Это может быть от 50 рублей за квадратный метр. Если размер площади, отведенной под магазин (торговую точку), составляет более 50 метров, то показатель может составлять более 40 000 рублей, а если нет торгового зала (за исключением АЗС) – более 80 000 на каждый объект.
7) Целевые сборы. Например, на содержание полиции или благоустройство территории. Они определяются «локально» и оплачиваются гражданами, проживающими на данной территории, а также организациями. Ограничение: не более 3% от годового минимального размера оплаты труда для физических лиц или не более 3% от годового фонда оплаты труда для юридических лиц.
8) На рекламу. Платят как физические, так и юридические лица, желающие рекламировать свою продукцию. Ставка не должна превышать 5% от стоимости данной рекламы, право на которую является объектом налогообложения в данном случае.
9) На перепродажу автомобилей, компьютеров и компьютерной техники. Сумма налога не должна превышать 10% от суммы совершенных сделок.
10) На собак (сбор граждан-владельцев собак, за исключением служебных). В течение года выплачивается сумма, установленная на местном уровне, не превышающая седьмой части минимальной заработной платы за месяц.
11) За право торговли алкогольными напитками. Оплата производится путем приобретения лицензии лицом, осуществляющим такую деятельность. Организациям (юридическим лицам) начисляется 50% минимальной заработной платы за один год, а физическим лицам – 25%. Если речь идет о торговле на временных пунктах, то плата составит половину минимальной месячной заработной платы за каждый день.
12) За право проведения лотерей и аукционов на местном уровне. Это лицензионный сбор и оплачивается организатором данных мероприятий. Оплачивается в размере, не превышающем 10% от суммы лотов или выданных билетов.
13) Для получения ордера на квартиру. Физические лица платят эту плату при переезде в новую квартиру, она составляет не более трех четвертей минимальной заработной платы за месяц, однако, она зависит от площади жилья.
14) За парковку транспортных средств. Этот сбор уплачивается водителями, которые оставляют автомобиль (транспортное средство) на специально оборудованных стоянках. Размер сбора должен устанавливаться местными органами власти в размере не более 5% от необлагаемого минимума дохода.
15) За использование государственных символов. Он оплачивается производителями, которые желают разместить указанные символы на своей продукции в размере не более 25% от ее стоимости.
16) За участие лошадей в скачках на ипподроме. Применяется ко всем лицам, которые выставляют лошадей на соревнования. Максимальная сумма ставки не может превышать 5% от каждого выигрыша.
17) На выигрыш. Оплачивается лицами, которые делают ставки на ипподроме и выигрывают. Ставка такая же, как и в предыдущем случае.
18) Для участников тотализатора на ипподроме. Он входит в стоимость билета, приобретенного при совершении ставки, и составляет не более 5% от стоимости самой ставки.
19) Со сделки на бирже. Участники такой сделки платят в местную казну не более одной десятой процента от суммы сделки.
20) За право проведения съемок (видео или кино). Оно производится организаторами таких съемок (коммерческими теле-и киноорганизациями) при условии, что они требуют от властей оцепления места съемок правоохранительными органами. Сумма устанавливается в каждом конкретном случае при организации и планировании таких мероприятий.
21) За уборку территории. Налогоплательщиками в данном случае являются собственники зданий и сооружений, вокруг которых коммунальные службы проводят уборку. Местные власти устанавливают размер этого сбора по своему усмотрению.
22) На поддержку социально-культурных объектов в рабочем состоянии, если эти объекты находятся на балансе предприятия или организации. Владельцы последних уплачивают этот налог, и его сумма не может превышать 12,5% от оборота (объема) продукции [10].
С 1 января 2001 года большинство местных налогов и сборов были отменены. В частности, это:
- сбор средств для нужд образовательных учреждений;
целевые взносы на содержание полиции, благоустройство территории и нужды образования;
- налог на перепродажу автомобилей, компьютеров и персональных компьютеров;
- лицензионный сбор за право торговли винно-водочной продукцией;
- лицензионный сбор за право проведения локальных аукционов и лотерей;
- плата за право использования местной символики;
- плата за уборку территорий населенных пунктов;
- плата за открытие игорного бизнеса;
- инкассация по сделкам, совершенным на биржах [14].
Кроме того, осталось 5 местных налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследство или дарение, а также местные лицензионные сборы.
Согласно статьи 15 Налогового кодекса РФ в 2019 году к местным налогам относились: земельный налог, налог на недвижимость, торговый сбор [1].
1.2 Теория налогообложения местных налогов
Местные налоги и сборы - это обязательные платежи, которые должны перечислять юридические и физические лица. Перечень местных налогов устанавливает Налоговый кодекс, а конкретные виды и порядок уплаты вводят местные власти.
Местным налогом является обязательный безвозмездный платеж, который устанавливают в Налоговом кодексе, а вводят в действие органы местного самоуправления. Основной отличительной функцией местных налогов и сборов от федеральных является пополнение бюджета определенной местности и его функциональное распределение. Таким образом, налоговые отчисления формируют местный бюджет и распределяются внутри соответствующей территории [5].
Местные налоги и сборы существуют и действуют по общим принципам всей налоговой системы страны. К числу таковых относятся следующие принципы, таблица 1 [1].
Таблица 1
Принципы местных налогов и сборов
Принцип Сущность
Принцип справедливости При введении налога должна учитываться объективная возможность целевой группы налогоплательщиков уплатить налог (сбор).
Принцип всеобщности и равенства налогообложения Обязанность по уплате платежей в бюджет при наличии законных оснований возлагается на неопределенный круг лиц, равных по своим правам и обязанностям. Недопустимо необоснованное освобождение одних плательщиков от уплаты налога (сбора) и одновременное взыскание его с других на тех же условиях.
Продолжение таблицы 1
Принцип Сущность
Принцип всеобщности и равенства налогообложения Обязанность по уплате платежей в бюджет при наличии законных оснований возлагается на неопределенный круг лиц, равных по своим правам и обязанностям. Недопустимо необоснованное освобождение одних плательщиков от уплаты налога (сбора) и одновременное взыскание его с других на тех же условиях.
Принцип экономической обоснованности Введение налогов не может быть спонтанным или произвольным, но должно быть оправдано с экономической точки зрения. Их введение не должно ущемлять права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Принцип единства экономического пространства РФ Налоги (сборы), которые каким-либо образом посягают на целостность экономического пространства страны, недопустимы. Обязательные платежи в бюджет не могут прямо или косвенно влиять на свободу передвижения внутри страны как товаров (работ, услуг), так и финансовых ресурсов. Любое препятствие предпринимательской деятельности, разрешенное законом путем введения обязательных платежей, запрещается.
Принцип соблюдения порядка установления налога (сбора) Налоги (сборы), не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации или вступившие в силу с нарушением установленного порядка, не подлежат уплате.
Определенность налоговой обязанности При введении обязанности по уплате в бюджет должны быть зафиксированы все элементы налогообложения. Формулировки налоговых правовых норм должны быть четкими, чтобы налогоплательщик четко знал, что, сколько и когда платить соответствующий налог в бюджет.
Презумпция толкования налоговых сомнений в пользу налогоплательщика При наличии неясных формулировок и сомнений в отношении налоговых правил их толкование осуществляется в пользу налогоплательщика.
Несмотря на схожесть местных налогов и сборов с общей характеристикой всей российской налоговой системы, местные налоги и сборы имеют свои отличительные особенности, рисунок 1 [12].
Введение в действие и отмена действия того или иного местного налога (сбора) осуществляется по правилам, предписанным отечественным налоговым кодексом, на основании законодательных решений органов осуществляющие представительские функции на базовом уровне. Такая компетенция органов местной власти закреплена 39 статьей федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Согласно этой норме местная власть вправе установить (отменить):
- налоги (сборы) местного взимания;
- льготные условия местного налогообложения отдельными категориями плательщиков [3].
Рис. 1 Особенности местных налогов и сборов
Резюмируя сущность местных налогов и сборов следует:
- устанавливаются НК РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления;
- вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, но в соответствии с кодексом;
- обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Речь идет о городских или сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах или внутригородской территории города федерального значения;
- представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания для их использования. Несмотря на то, что у субъекта РФ есть такие права, власти обязаны ориентироваться на лимиты, которые предусмотрены в кодексе.
Местные налоги и сборы устанавливаются строго в соответствии с Налоговым кодексом. То есть установление платежей, которые не предусмотрены в кодексе, запрещено (п. 6 ст. 12 НК) [1].
Также стоит отметить, что все виды местных налогов и сборов отменяются исключительно кодексом. То есть для этого чиновники должны внести соответствующее изменение в НК.
Рассмотрим более детально виды местных налогов и сборов в РФ, действующие в 2019 году.
Перечень местных налогов, из которых можно выбирать, закреплен в статье 15 кодекса. Так к местным налогам в 2019 году относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор.
1) Земельный налог.
Земельный налог уплачивает организации и граждане – владельцы земельных участков, которые находятся у владельца на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Имеются участки, которые не облагаются земельным налогом. Полный перечень плательщиков, пользующихся льготами по земельному налогу, указан встатье 395НК.
Налоговой базой служит полная кадастровая стоимость участка. С 1 января 2019 года она равняется стоимости участка, зафиксированной в базе данных ЕГРН (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ) [14].
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных или количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости. Этот момент является важным изменением в 2019 году.
Налоговая ставка по земельному налогу в 2019 году равна 0,3% от стоимости участка, предназначенных для выполнения сельскохозяйственных работ, введения садового хозяйства и разведения животных, для жилищного строительства. Для других земельных объектов максимальный размер ставки достигает 1,5%.
Местные органы самоуправления могут принять решение о понижении действующей налоговой ставки [4].
2) Налог на имущество физических лиц.
Налог уплачивают налогоплательщики - физические лица, в распоряжении которых находятся следующие объекты:
- жилое помещение: дом, квартира, комната;
- гараж или парковочное место;
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства;
- иные здание, строение, сооружение, помещение.
Законом установлены налоговые вычеты на отдельные виды имущества, когда налог считают исходя из кадастровой стоимости. К примеру, за комнату менее 10 кв. м налог платить не придется.
Налоговой базой служит также кадастровая стоимость объекта. С 1 января 2019 г. в НК РФ на основании закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ внесены изменение в расчет налога на имущество физлиц. Размер налога будет составлять 0,1% от кадастровой стоимости для жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат [14].
3) Торговый сбор.
В городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе торговый сбор устанавливается региональными законами. В остальных муниципальных образованиях торговый сбор может быть введен на основании местных нормативных актов. Но только после того, как Президент РФ подпишет соответствующий федеральный закон.