Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ФИЛОСОФИЯ

Мифология как форма восприятия и осмысления мира

lupari84 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.08.2020
Мифология как форма восприятия и осмысления мира базируется на представлениях о мифе, в качестве главной мифологической категории. Главная, мировоззренческая, функция мифа заключается в создании единого образа мира и нахождение человеком своего места в нем. При этом хаос мыслей и впечатлений превращается в сознании человека (а так же группы людей) в осмысленный космос. Миф – это антропологическая категория, феномен культуры любой исторической эпохи. Он выступает первичным пространством жизненных смыслов, в котором осуществляется связь человека и мира.
Введение

А. Ф. Лосев называл миф «обобщенным отражением действительности в виде чувственных представлений или, точнее, в фантастическом виде тех или других одушевленных существ» , а О. М. Фрейденберг писала, что миф облекает абстрактное содержание в конкретную форму . Процесс объединения мифологических сюжетов в некую систему, названную позднее мифологией, происходит в результате сближения родовых общин и образования племён, которые слагаются в народности. При подобных слияниях нескольких общностей неизменно происходит взаимодействие духовных ценностей, происходят некоторые перемены в сюжетах. Так тотемы, почитаемые в родовых общинах, незаметно переходят в статус богов-первопредков или демиургов. Подобные отождествления были обнаружены у Гомера, в скандинавских сагах и карельском эпосе. В результате обмена ценностями, одни боги обретают величие, становясь племенными. Иные, не столь успешно эволюционировавшие, остаются в стороне от внимания, превращаясь в домашних богов, а далее – в суеверия. Можно сказать, что в этом случае происходит разделение мифологии на высшую и низшую. Специфичность восприятия и осмысления мира посредством сознания хорошо описывается Гегелевской фразой: «Сознание человека отражает мир, но и творит его». Сознание осваивает мир, во-первых, отражая, во-вторых, творя, преображая, переосмысливая в соответствии с ранее накопленным опытом. И при этом мифология может выступать как результатом восприятия мира, так и опорной точкой для его осмысления. Например, падение метеорита на земную поверхность должно повергнуть древнего человека в смятение. Не только от элементарного ужаса, свойственного всякому живому существу в любую эпоху, но и от незнания причины происходящего. В результате освоения мира формируется опыт, а если указанное событие встречено человеком впервые, то следует его интерпретировать в соответствии с тем опытом, который уже получен ранее. Если опыта мало, то на помощь приходит «вымысел». Как правило, участие вымысла не осознается. Например, существует предположение, что древнегреческий миф о Фаэтоне, опалившем землю огнём колесницы, а затем низвергнутым с неба в реку, своим возникновением обязан падению метеорита. Люди слышали раскатистый грохот, видели далёкое зарево от горящих лесов, затмевающее солнце. И вполне могли предположить, что на землю упало нечто небесное. Но на следующий день солнце встало в обычное время, а значит, это не бог Гелиос совершил ошибку, а кто-то неопытный. Так мог возникнуть миф, впоследствии увековеченный в «Метаморфозах» Овидия. Итак, домысливание определяется в значительной степени опытом освоения мира, его зрелостью. Чем этот опыт меньше, тем больше вымысла может быть внесено в картину мира. С другой стороны, воображение становится более свободным и изобретательным лишь тогда, когда опыта накоплено достаточное количество. В противном случае вымысел оказывается примитивным. Мифология – это духовный опыт, своеобразная картина мира первобытного человека, вместе с тем это способ общения с миром. Человека манит неизведанное, однако гораздо сильнее – пугает. Для древнего человека круг неизведанного безмерно велик. Человек словно стоит на небольшом островке, разделённом на безопасное (дом, друзья, скот, вода из ручья) и опасное (волки, пожар, люди-враги). Вокруг этого островка чёрное полотно неизвестности, равной опасности. Иначе говоря, всё «чужое» вызывает страх. Для избавления от его гнетущей силы первобытный человек ограждает себя ритмическим однообразием, словно забором. Д.Лукач именует этот феномен «ритмической основой бытия» . Повторяющиеся орнаменты на вышивках, монотонное пение народных песен – всё это обозначает целостность опыта, единство, служащее преградой для вторжения «чужого». Монотонность имеет аксиологический смысл утверждения устойчивости и предсказуемости бытия. Обратимся к финальной сцене «Сорочинской ярмарки», повести Н.В. Гоголя, входящей в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Все неслось. Все танцевало. Но еще страннее, еще неразгаданнее чувство пробудилось бы в глубине души при взгляде на старушек, на ветхих лицах которых веяло равнодушие могилы, толкавшихся между новым, смеющимся, живым человеком. Беспечные! Даже без детской радости, без искры сочувствия, которых один хмель только, как механик своего безжизненного автомата, заставляет делать что-то подобное человеческому, они тихо покачивали охмелевшими головами, подтанцовывая за веселящимся народом, не обращая даже глаз на молодую чету» . Пляска в поэтике этого сборника имеет, как правило, смысл магического действа. М. Бахтин усматривает в старушках сходство с карнавальным «образом пляшущей старости (почти пляшущей смерти)», символизирующим неразрывное слияние разрушения и воссоздания мира в процессе единого круговорота жизни . Свадебная пляска, символизирующая начало новой жизни, включает в себя и элемент неминуемой смерти, выраженной в присутствии безликих старух. Видит ли их кто-то, кроме автора, наблюдающего свысока, неизвестно. Вероятно, нет. Ведь это как обязательный элемент орнамента, выполняющий свою завершительную функцию. Можно сказать, что именно «ритмическая основа бытия» представлена Гоголем в ситуации единения заключительного эпизода «Сорочинской ярмарки», повествующего о том, как «от одного удара смычком музыканта в сермяжной свитке... все обратилось, волею и неволею, к единству и перешло в согласие». Итак, у человека формируется целостное представление об освоенном мире, постепенно дорастая до осмысления и осознания единства. Пожалуй, впервые это единство обретает форму в тотеме, в предмете культа и специфическом символе единства. Весь освоенный мир, тот самый «островок» известного, символизируется тотемом, ему тождественна вся община, каждый из ее членов и вся освоенная территория. Так формируется мифологическое сознание. Появляются ритуалы. Например, жертвоприношение. Это способ эмоционально-ценностного общения с тотемом, возможность предупредить опасность, задобрив силы, которые покровительствуют общине. Можно попросить урожай у этих сил. Таким образом, происходит диалог с миром через мифологический атрибут. Как можно заметить из представленного текста, автор настоящей работы интересуется художественной литературой, поэтому ему было любопытно выбрать для реферата тему, связанную с мифологией. Ведь, можно сказать, миф – это предшественник художественного образа. Читая книги, современный человек постигает художественную картину мира, придавая окружающему новые смыслы. Сложно вообразить, каким одухотворённым и полным смыслов казался мир человеку, воспитанному мифами. Цель настоящей работы – раскрыть сущность мифа, уточнить специфику восприятия и осмысления мира через мифологию, определить формы мифологического познания мира.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………….2 Глава 1. Специфика восприятия и осмысления мира через мифологию.....................6 1.1. Сущность и значение мифа……………………………………………....................6 1.2. Роль эмоциональной рефлексии………………………………………....................9 1.3. Роль правополушарной логики………………………………………...................14 Глава 2. Формы мифологического освоения мира…………………………………...16 2.1. Пространство и время……………………………………………………………..16 2.2. Имя и слово……………………………………………………………...................20 2.3. Ритуал и праздник………………………………………………………………….25 Заключение……………………………………………………………………………...28 Список использованной литературы……………………………………….................30 ?
Список литературы

1. Архипцев Ф. Т. Творческая природа человеческого сознания // Вопросы философии. 1974. № 5. – 204 с. 2. Бахтин М. М. Рабле и Гоголь. – 634 с. 3. Боас Ф. Ум первобытного человека. М.-Л., 1926., - 154 с. 4. Сухих В.В. О возможной интерпретации мифа о Фаэтоне//Исседон, 2002, Т.1, - 58 с. 5. Гоголь H. В. Поли. собр. соч. и писем. М., 2001. Т. 1. – 276 с. 6. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. – М. : Наука, 1987. – 217 с. 7. Жигульский К. Праздники и культура. М.: Прогресс, 1985. – 336 с. 8. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М.: Мысль, 1972., - 312 с. 9. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х т. – СПб. : Университетская книга, 1998. – Т. 2. – 446 с. 10. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930., - 590 с. 11. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука. ГРВЛ, 1983., С. 76 12. Лосев А. Ф. Мифология // Философская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1964. Т. 3. – 548 с. 13. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. – М. : Мысль, 1994. – 919 с., С.9 14. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М. : Искусство, 1995. – 320 с. 15. Лукач Д. Своеобразие эстетического. М.: Прогресс, 1985-1987. – 574 с. 16. Матяш Т. П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на-Дону: Изд. РГУ, 1988. – 184 с. 17. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука. ГРВЛ, 1976. – 407 с. 18. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. – М. : Интерпракс, 1994. – 173 с. 19. Пивоев В. М. Имя и слово в мифологическом сознании//Эстетика М. М. Бахтина и современность. Саранск: Изд. Морд. ГУ, 1989. – 136 с. 20. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. - 271 с. 21. Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. – 622 с. 22. Угринович Д. М. Сущность первобытной мифологии и тенденции ее эволюции // Вопросы философии. 1980. № 9. - С. 136-147. 23. Флоренский П. А. Напластования эгейской культуры // Богословский вестник. 1913. Т. 2. № 6. – С. 346-389. 24. Флоренский П. А. Общечеловеческие корни идеализма. Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиев. Лавры, 1909. – С. 23-26. 25. Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М.: Наука. ГРВЛ, 1984. – 236 с. 26. Фрейд 3. Будущность одной иллюзии // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. – 398 с. 27. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Наука. ГРВЛ, 1978. – 800 с. 28. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. Л.: Гослитиздат, 1936. – 448 с. 29. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. – 352 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Специфика восприятия и осмысления мира через мифологию 1.1 Сущность и значение мифа Согласно определению К. Леви-Стросса, миф представляет собой форму упорядочивания знания в условиях недостатка информации и навыков её структурирования . Содержание мифов зачастую абсурдно, но при этом в структуре повествования присутствует строгая логика. Широкое хронологическое, социальное и географическое распространение мифов говорит об их универсальности как формы знания, в которой у объекта все свойства неизвестны. В то же время наиболее важные для создателя мифов характеристики объекта упорядочиваются. К. Леви-Стросс утверждал, что такая организация человеческого разума есть отражение структуры бытия. Миф – это первая форма рационального постижения мира, его образно-символического воспроизведения, выливающаяся в предписание действий. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной схеме, которая может претворяться в магическое действие как средство покорения непостижимого . Миф действительно превращает хаос в осмысленный космос, структурирует его, придает ему человеческую форму. И в этом смысле мир конструируется мифологическим сознанием как освоенный и понятый образ. Миф фиксирует определённую модель взаимоотношения человека с миром, которая чаще всего некритически воспринимается субъектами культуры в качестве единственно реальных фрагментов бытия. В этом смысле миф есть форма творческого переживания и прочувствования мира, способ духовно-практического освоения действительности. С точки зрения Я.Э. Голосовкера, мифологическое постижение мира основано на деятельности воображения, которая направлена на описание и объяснение окружающей действительности. Воображение как высшая познавательная и творческая способность человека реализуется не только в первобытной культуре, но присуща и современности. Я.Э. Голосовкер утверждает, что «та же разумная творческая сила – а имя ей Воображение, Имагинация, которая создавала миф, действует в нас и посейчас, постоянно, особенно у поэта и философа, но в более прикрытом виде» .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Философия, 10 страниц
230 руб.
Контрольная работа, Философия, 14 страниц
300 руб.
Контрольная работа, Философия, 23 страницы
120 руб.
Контрольная работа, Философия, 12 страниц
350 руб.
Контрольная работа, Философия, 13 страниц
400 руб.
Контрольная работа, Философия, 18 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg