Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности воспитания и обучения леворуких детей в дошкольном учреждении

lupari84 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.08.2020
До настоящего времени в литературе и в сознании народа бытуют два противоположных мнения относительно способностей и качеств левшей. Одни считают, что у левшей сниженные умственные способности, другие, наоборот, отстаивают исключительность, талантливость, нестандартность. Есть точка зрения, связывающая особенности левшей и правшей с функциональной специализацией доминантного полушария мозга – левого у правшей, правого у левшей. Можно выделить и еще такую точку зрения: ее сторонники отрицают различие между левшами и правшами на том основании, что индивидуальное разнообразие в организации деятельности и высших психических функций у левшей и правшей перекрывает групповые различия.
Введение

Что делать с леворуким ребенком? Переучивать или нет? Если нет, то почему, и как учить? И вообще леворукость это патология или норма? Ответить на все эти вопросы, к сожалению, совсем не просто. Еще не так давно многие в нашей стране к леворукому ребенку относились так же негативно, как представители некоторых народностей Нигерии. Не вздумайте брать или передавать что-либо левой рукой представителям народностей йоруба или игбо вы нанесете им жестокое оскорбление. Находясь в Нигерии, об этом предупреждении необходимо помнить постоянно. В соответствии с обычаями народа игбо, являющегося одним из крупнейших в этой африканской стране, протягивая левую руку, вы преднамеренно демонстрируете свое неуважение к человеку. Йоруба называют левую руку негодной, а во многих районах, где живут представители этой народности, левшей вообще считают ненормальными людьми [Моск. правда, 1989, 1 февр.]. Лет двадцать назад в отечественной педагогике вопрос о выборе руки для письма, о щадящем отношении к леворуким детям решался до удивительного просто. Всем писать только правой рукой, а значит, леворуких детей переучивать. Несмотря на то что это сопровождалось значительными трудностями, переучивали, используя самые жесткие меры, не считаясь с ребенком, его особенностями, возможностями и даже здоровьем. Да что тут рассуждать, рассказывала нам опытная учительница начальных классов, я этим левшам с первого дня варежку на левую руку надевала да завязывала туго, вот и писали правой. Конечно, не у всех хорошо получалось, но уж никаких там выборов, правая и все. Эта учительница свято верила, что делает благое дело, приспосабливая ребенка к праворукому обществу. При этом она совсем не учитывала ни особенности ребенка, ни того, что такое переучивание может быть совсем не во благо. Не менее активны, в переучивании бывают и родители. Многие не задумываются, почему переучивают просто потому, что все пишут правой, другие потому, что боятся отрицательного воздействия праворукой среды, третьи потому, что считают невозможным в дальнейшем приобретение какой-то профессии, четвертые потому, что сами переученные левши. Но и родители плохо представляют себе, что такое приспособление небезразлично для здоровья и развития ребенка. Негативное отношение к леворуким в нашей стране имеет длительную историю. Почти семьдесят лет назад в журнале «Русская клиника» была опубликована статья доктора А. А. Капустина о детях, проходивших неврологическое обследование. Среди них оказалось всего 0,7% левшей, и у этих детей доктор Капустин отметил более частые черепные деформации, косоглазие, ночное недержание мочи. А один из выводов звучал просто угрожающе: -Дети-левши в своем большинстве являются дегенератами, отягченными грубыми клеймами вырождения, и слабоодаренными. -Я все понимаю, -жалуется нам мама леворукого сына, - но ничего с собой поделать не могу, воспринимаю леворукость как недостаток, даже, признаюсь, как ущербность. Отчего это? От нашего всеобщего нетерпения и нетерпимости к иному, другому? От желания, чтобы ребенок ничем не выделялся и был как все? Или это отголоски представлений доктора Капустина? Вероятно, и то, и другое, и третье имеет место, но все же решающим, на наш взгляд, является незнание, непонимание биологических механизмов леворукости, а главное неприятие многообразия, различия в наших детях как данности, которую совсем не нужно загонять в какие-то рамки, а тем более заменять по своему хотению. К сожалению, сейчас еще бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями людей, несмотря на то что специальные психо-физиологические исследования не дают никаких подтверждений этому мнению. Правда, существуют данные о достаточно большом проценте левшей среди умственно отсталых детей и детей с трудностями обучения письму и чтению, но в этих случаях леворукость может быть одним из результатов патологии, как и умственная отсталость и различные трудности обучения, а вовсе не причиной этих нарушений. То есть и у леворукости, и у снижения способностей может быть одна причина, но у здорового левши могут быть блестящие способности. Доктору Капустину и многим другим, считающим, что леворукость и низкая одаренность, ущербность взаимосвязаны, легко возразить, сославшись на имена известных всем левшей: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Чарли Чаплина, И. П. Павлова, В. И. Даля и президента США Джорджа Буша. Наверное, не все знают, что леворукие многие известные фехтовальщики и теннисисты, боксеры, а значит, леворукость сама по себе не только не препятствует никакой умственной деятельности, но и не является препятствием для достижения больших успехов в развитии и в совершенствовании сложнейших двигательных навыков. Нельзя не вспомнить и Лесковского Левшу, столь умелого, что удалось блоху подковать. Сколько же левшей в современном мире? Оценки расходятся. Называют цифры от 1% до 30%. Это расхождение, по-видимому, связано с методами определения леворукости. Если учесть только данные, полученные на основе экспериментального тестирования, то получим 8-10%. Все исследования по изучению функционирования мозга у леворуких, данные психиатров, невропатологов, педиатров по-новому преломились в педагогике при решении сугубо практического вопроса: нужно ли и можно ли переучивать леворукого ребенка и заставлять его писать правой рукой. Было доказано, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах этих детей. В то же время опыт многих стран мира, таких как США, Франция, Англия, Германия и др., в которых леворуких детей не только не переучивают уже с начала века, но и создают все условия для их нормального существования в праворукой среде, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их дальнейшем развитии, а значит, на успехах общества в целом. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для леворуких. Предпочтение руки учитывается не только в детстве. Леворукий взрослый может выбрать себе профессию станочника есть станки для леворуких. У нас, к сожалению, специальные условия, способствующие квалифицированному труду леворуких, не создаются, что может ограничивать выбор профессии. Возможно, это и подталкивает родителей к переучиванию. Тревога за здоровье и развитие леворуких детей не лишена оснований. Среди леворуких существенна доля детей, рожденных в результате беременностей и родов, протекавших с различными осложнениями. Высок удельный вес детей с особенностями в развитии центральной нервной системы, предрасположенностью к неврозам, пониженной сопротивляемостью организма. Некоторые исследователи подчеркивают, что характерным для леворукого ребенка можно считать асинхронное развитие некоторых психических функций: опережение эмоционально-волевых и отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия. В то же время на вопрос, существуют ли заболевания, свойственные исключительно леворуким, медики отвечают отрицательно. Большую тревогу ученых и педагогов вызывает тот факт, что среди подростков с девиантным поведением, то есть поведением, отклоняющимся от принятых норм, и среди тех, кто совершил противоправные действия, отмечается значительное число леворуких. Однако причина, по мнению исследователей, не в леворукости как таковой, а в отрицательном отношении к этим людям в детстве, возможно, в насильственном переучивании, что травмирует личность ребенка, создавая ситуацию так называемого декстрастресса стрессовых воздействий праворукой среды. Ученые предполагают, что отказ от переучивания, истинное внимание и бережное отношение к леворуким детям позволят уменьшить отрицательное влияние декстрастресса на здоровье и формирование личности, снизят вероятность возникновения патологических черт личности и возможность проявлений девиантного поведения. Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости и чем отличаются физиологические показатели и психологические характеристики леворуких и праворуких, но тем не менее уже ясно, что нельзя считать леворукость патологией, а тем более связывать с леворукостью как таковой отклонения в развитии, снижение умственных и физических способностей.
Содержание

Введение………………………………………………………………………......3 1. Теоретический анализ формирования и определение леворукости у детей……………………………………………………………………......8 1.1 Психологические особенности леворуких детей ………………….….…..13 1.2 Особенности обучения ребенка-левши и связанные с ними рекомендации по научению……………………………………………………………………..20 2. Экспериментальное изучение особенностей эмоциональной сферы леворуких детей………………………………………………………………...25 2.1 Методы и методики для проведения исследования……………………….25 2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов………………………..25 2.3 Программа коррекции страхов в дошкольном возрасте…………………..28 Заключение……………………………………………………………………...36 Список использованной литературы..............................................................39
Список литературы

1. М.В.Безруких. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с. 2. Белохвостова С.В. Полушарная асимметрия в системе индивидуальности человека как субъекта образования // Псіхалогія. - 2003. - N 4. - С.19-37 3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная ассиметрия человека. – М.: Медицина. – 240 с. 4. В.Брагинский. Мой ребенок – левша// Семья и дети, - №6, - 16-31 марта, - 2006. С.38-40. 5. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Загадки левшей. Атеистические чтения. Вып.20. – М.: Политиздат, 1991. – 176 с. 6. Князева М.Г., Безруких М.М. Методика определения леворукости у младших школьников.// Начальная школа, - 1986, - №6, С.17 – 19. 7. Николаева Е.И. Связь одаренности с леворукостью: миф и реальность // Одаренный ребенок. - 2003. - N 4. - С. 6 – 14 8. Психология. Словарь. Под. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат. 1990. – 494 с. 9. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития; Академия, К; Академия Холдинг, 2000. - 192с. 10. Соболева А. Левши – особенные дети// Начальная школа, - №1, - 2007. С. 32-37. 11. Иншакова О.Б. Леворукий ребенок// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - N 1. - С. 72-75. 12. Литвинова Г. В. Индивидуальные особенности ребенка с точки зрения межполушарной асимметрии головного мозга / Литвинова Г. В. // Логопед. - 2007. - N 2. - С. 10-16. 13. Макарьев И. Если ваш ребенок – левша. – СПб.: Лань, - 1995. – 128 с. 14. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с. 15. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.: Изд. МГУ, 1985. – 190 с. 16. Юдин Н. О феномене леворукости / Юдин Н., Муталимова А. // Воспитание школьников. - 2002. - N10.-С.33-35
Отрывок из работы

1. Теоретический анализ формирования и определение леворукости у детей Мнения ученых по первому вопросу весьма противоречивы. Некоторые признаки доминирования одной из рук можно уловить уже на самых ранних стадиях развития. У детей, которые становятся праворукими, уже в возрасте 17 дней сила, с которой они сжимают кулачок правой руки, больше, чем левой. По некоторым наблюдениям, праворукий в будущем ребенок в возрасте нескольких месяцев дольше удерживает погремушку в правой руке. Что же служит признаком будущей леворукости? По данным некоторых исследователей, о леворукости ребенка можно судить уже в три месяца. Именно в этот период у детей утрачиваются так называемые рефлексы новорожденных, в то же время происходит становление позных и локомоторных реакций. Если ребенок леворук, то рефлексы новорожденного быстрее исчезают на левой руке и она как бы раскрепощается и может использоваться для игровых действий. Неплохой прогноз дает так называемый тонический шейный рефлекс. К четырем неделям ребенок, лежа на спине, принимает типичную позу, называемую позой фехтовальщика. Если приблизительно 85% времени его головка повернута вправо, правые ручка и ножка распрямлены, а левые конечности согнуты, то, вероятно, ваш малыш правша. Преобладание левого поворота головы совместно с согнутыми конечностями слева и распрямленными справа может свидетельствовать о леворукости ребенка. Однако точность прогноза в этом случае меньше. Так, Арнольд Гезелл и Льюис Амес при исследовании 19 младенцев, 9 из которых имели левосторонний рефлекс, 7 правосторонний, а у 3 не обнаруживалось предпочтительного направления, показали, что все дети с правосторонним рефлексом и с рефлексом в обоих направлениях в 10-летнем возрасте стали праворукими. Из 9 детей с характерным поворотом головы влево четверо стали левшами, а другие пять детей праворукими. Таким образом, поза леворукого фехтовальщика указывает на возможную леворукость, хотя и не всегда правильно предвосхищает развитие доминантной руки.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Психология, 38 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Психология, 42 страницы
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg