Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности смысложизненных ориентаций лиц с аддикцией (наркотическая зависимость)

lupari84 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 120 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.08.2020
Смысложизненные ориентации являются одним из важнейших компонентов структуры личности, поскольку в них накапливается весь жизненный опыт, приобретенный человеком в ходе индивидуального развития. Функции смысла заключаются в том, что они обеспечивают целостность личности, связывая мотивационную и когнитивную сферы, а также осуществляют психическую регуляцию поведения человека в социальной среде.
Введение

Актуальность исследования определяется тем, что в последние годы в России отмечен резкий рост потребления психоактивных веществ. Опираясь на данные независимых аналитиков ООН, в период за прошедшие 10 лет, в России число наркозависимых выросло в 11 раз. Отмечена стойкая тенденция к росту подростковой и уже детской наркомании. На долю нашей страны приходится порядка 1/5 части всего мирового наркооборота [52]. Наркомания приобрела размеры национального бедствия, акцентируется внимание на том, что должны быть использованы не запретительные меры, а профилактика этого социального явления [12]. Данная ситуация формулирует один из вызовов для психологической науки. Разработка подхода к психологии наркозависимой и донаркотической личности, и на этой основе создания методов первичной профилактики, вторичной профилактики (преодоление уже имеющейся психологической зависимости от наркотических веществ), третичной профилактики (реабилитация лиц, прошедших курс вторичной профилактики) определяется в задачах поиска новых направлений в изучении феномена зависимого поведения[12]. В процессе формирования наркотической зависимости личность претерпевает глубокие трансформации как функциональная подсистема психики: вначале теряют свою системность структуры самосознания, социализации и культурализации личности, после чего изменяется иерархия личностных интересов и ценностей, а затем создается новая система смысложизненных ориентаций с преобладанием иррационального содержания и патологической направленности личности [14]. Проблема зависимого поведения была поднята в работах Е.А. Кошкиной (2013), В.В. Барцалкиной (2010), А.Ю. Егорова (2007), Г.В. Старшенбаум (2006), М.В. Кочкиной (2007). Данные работы в основном посвящены изучению клинических проявлений зависимости, её медикаментозному лечению и профилактики. Психологическая наука в настоящее время уже располагает сведениями о конкретных негативных воздействиях психоактивных веществ на психические познавательные процессы, свойства, состояния и личность человека. Это работы У.А. Абшаиховой, Э.Е. Бехтель, 4 B.C. Битенского, Б.С. Братусь, A.B. Гоголевой, Д.В. Колесова, А.Е. Личко, Т.И. Петраковой, И.Н. Толстых и др.). В исследованиях авторы раскрывают факторы, указывающие на предрасположенность личности к аддиктивному поведению; анализируют влияние социальной группы и неформальных лидеров на приобщение к использованию психоактивных веществ; исследуют факторы риска, анализируют мотивы их употребления. Особое место занимают исследования, посвященные отношению ближайшего социального окружения к проявлению аддикций - работы З.Б. Абросимовой, Д.В. Адамчук, Е.В. Барановой, В.А. Глушко, В.Ю.Завьялова, А.Е.Личко, Б.Г. Херсонского и др. Накоплен значительный материал, свидетельствующий о влиянии на психологические благополучия аддикта факторов внешних условий: стилевых особенностей, состава семьи, опыта криминализации и т.д.(Е.Л. Григоренко, ТВ. Корнилова, П.И. Сидоров, С.Д. Смирнов, B.C. Собкин и др.). Это и определило актуальность и методологический аппарат нашего исследования. Однако одной из проблем является недостаточная изученность взаимосвязи ценностных приоритетов, смысложизненных ориентаций с личностными особенностями у лиц, страдающих наркотической зависимостью. В наркологии существует множество различных медико-биологических и психологических концепций по реабилитации аддиктивной личности, но они не дают должной эффективности. Исследование смысложизненных ориентаций, их взаимосвязи с личностными особенностями аддиктивной личности и использование полученных результатов способно стать важным ресурсом в коррекционной работе. Формирование смыслов и ценностей напрямую связано с умением задавать установки для своей деятельности, отражать актуальные проблемы, самостоятельно принимать решения, определять долгосрочные цели, строить жизненную и профессиональную стратегию. Цель исследования: изучение смысложизненных ориентаций лиц с наркотической зависимостью. Объект исследования: лица с наркотической зависимостью. Предмет исследования: особенности смысложизненных ориентаций у лиц с наркотической зависимостью. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что: 1. У лиц с наркотической зависимостью будут наблюдаться признаки отсутствия целеполагания. 2. У лиц с наркотической зависимостью наблюдаются признаки удовлетворенностью жизнью и самореализацией. 3. У лиц с наркотической зависимостью будет наблюдаться неадекватная самооценка. 4. У лиц с наркотической зависимостью низкий уровень субъективного контроля, наличие представления о себе как о сильной личности. Задачи исследования: 1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме аддиктивного поведения личности; 2. Подобрать методы и методики, адекватные цели исследования, разработать программу эмпирического исследования; 3. Изучить признаки целеполагания у лиц с химической зависимостью; 4. Выявить признаки удовлетворенностью жизнью и самореализации у лиц с химической зависимостью; 5. Проанализировать уровень самооценки у лиц с химической зависимостью; 6. Определить уровень субъективного контроля, наличие представления о себе как о сильной личности, у лиц с химической зависимостью. Методы и методики исследования: 1. Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования). 2. Психодиагностические методы: 1) методика исследования смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; 2) методика УСК (уровень субъективного контроля); 3) методика Шварцландера (самооценка уровня притязаний); 4) методика Е.И. Головаха, А.А. Кроника (психологический возраст личности). 3. Методы математической статистики: количественный анализ с использованием методов математической статистики (U-Манна-Уитни, факторный анализ (программа SPSS Statistics 22.0). База исследования: Автономная некоммерческая организация Центр реабилитации и социальной адаптации «Енисей». В исследовании приняли участие лица, имеющие наркотическую зависимость, проходящие курс социальной реабилитации - 50 человек, и 10 человек, имеющие игровую зависимость. Теоретико-методологической основой исследования стали: - экзистенциально-гуманистический подход и работы его основателей (К. Роджерс, Р. Мэя, А. Маслоу, В. Франкл, В. Райх и др.); - теоретические подходы к изучению психологических особенностей девиантного поведения (Ю.В. Антонян, Б.С. Братусь, C.B. Бородин, А.Е. Личко, Л.И. Булотайте, В.В. Ковалев, Ц.П. Короленко, П.И. Сидоров, A.A. Реан, Д.В. Четвериков и др.; - теоретические исследования, изучающие современные проблемы аддиктивного поведения (Э.Е. Бехтель, B.C.Битенский, Б.С. Братусь, A.B. Гоголева, В.В. Гульдан, Т.А. Донских, Д.В. Колесов, В.Т. Кондрашенко, Ц.П. Короленко, Т.И. Петракова, Ю.В. Попов, H.A. Сирота, И.Н. Толстых, Т.В. Темирова и др.); Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня. Новизна исследования состоит в том, что проблема смысложизненных ориентаций лиц с наркотической зависимостью являются слабо изученной в современной психологической науке. Однако наркозависимость является следствием глубинных проблем личности и оказывает разрушительное влияние на все сферы жизни человека, включая и его смысложизненные ориентации, выступающие в роли направленности личности на поиск смысла своего существования. В исследовательской работе была поставлена и реализована задача теоретического и эмпирического исследования особенностей смысложизненных ориентаций лиц, имеющих наркотическую зависимость. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблеме смыслообразования, в сфере аддиктивной психологии и могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области психологии личности, психологии здоровья, консультативной и психокоррекционной деятельности. Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в работе с наркозависимыми людьми, при составлении программы реабилитации, определении пути коррекции и гармонизации системы индивидуальных ценностей и смысложизненных ориентаций; формировании стратегии первичной профилактики наркотической зависимости, психопрофилактической и коррекционно-развивающей деятельности; выявлении тенденции психологических отклонений у наркозависимых лиц вследствие употребления современных синтетических наркотиков.
Содержание

Введение………………………………………………………………... 3 Психологические особенности зависимого поведения…………….. 8 Психологические причины и механизмы формирования зависимого поведения………………………………………………… 8 Психологические особенности аддиктивной личности (наркотическая зависимость)………………………………………… 12 Выводы по 1 главе…………………………………………………….. 16 Теоретические аспекты исследования смысложизненных ориентаций личности ………………………………………….……... 19 Смысложизненные ориентации как психологический конструкт…. 19 Теоретические подходы к изучению смысложизненных ориентаций личности в психологии…………………………………. 28 Выводы по 2 главе…………………………………………………….. 46 Исследование особенностей смысложизненных ориентаций у лиц с наркотической зависимостью………………………………………. 49 Этапы и методы исследования смысложизненных ориентаций личности с наркотической зависимостью…………….. 49 Ход исследования смысложизненных ориентаций у респондентов с наркотической зависимостью……………....................................... 58 Математическая обработка результатов эмпирического исследования и их обсуждение………………………………………. 79 Выводы по 3 главе.…………………………………………………..... 81 Заключение…………………………………………………………….. 87 Список использованных источников………………………………… 90 Приложения……………………………………………………………. 94
Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 19-44. 2. Адлер Лекции по аналитической психологии / Адлер, Герхард. - М.: Рефл-бук, 1996. - 282 c. 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.- 339 с. 4. Арестова О.Н. Психологические механизмы структурирующего влияния мотивации на мыслительную деятельность // Вестн. МГУ. Сер. 14: Психология. 2006. № 3. С. 3-14. 5. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Тихомиров О.К. Возможности анализа уровня притязаний при применении компьютера // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 152-157. 6. Аршинова В.В. Антиаддиктивные личностные компетенции обучающихся в системе общего образования: дис. … д-ра психол. наук. - М., 2014. - 303 c. 7. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367с. 8. Бузина Т.С. Психологическая модель профилактики зависимости от психоактивных веществ и сочетанных с ней парентеральных инфекций: дис. … д-ра психол. наук. - М., 2015. - 392 c. 9. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. - 304 с. 10. Братусь, Б.С. К изучению смысловой сферы личности / Б.С. Братусь // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. - 1981. - №2. - С. 46-56. 11. Гарифуллин Р.Р. Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости. Манипуляции в психотерапии (монография). Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 256 с. 12. Гилемханова Э.Н., Грязнов А.Н. Об особенностях социально-психологической адаптации студентов со склонностью к зависимостям от психоактивных веществ // Роль высшего образования в формировании компетентного специалиста. Казань: ЧОУ ВПО АСО, 2013. С.55-59. 13. Грязнов И.М. Специфика взаимосвязи ценностно-смысловых ориентаций и личностных особенностей лиц с алкогольной зависимостью // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11016 (дата обращения: 19.11.2019) 14. Дереча Г.И., Дереча В.А. О значении изучения смысложизненных ориентаций у больных алкоголизмом. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения 15.10.2019) 15. Запесоцкая И.В., Никишина В.Б. Состояние зависимости: метапсихологический подход // Клиническая и специальная психология. - 2013. - № 2. URL: http:// psyjournals.ru/psyclin/2013/n2/62045.shtml (дата обращения: 10.07.2019). 16. Козелецкий Ю. Решение открытых задач. Уровень притязаний // Психологическая теория решений. М., 1979. С. 288-314. 17. Леонов Н.И., Главатских М.М. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход // Известия СГУ. 2014. Т. 14, № 1. С. 55-60.57. 18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2004.- 352 с. 19. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001.- 511 с. 20. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. -288с., С.162-171. 21. Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд. - М., 1972. 22. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994. -228с. 23. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. С. 36-49. 24. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. - 487 с. 25. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Дмитрий Алексеевич Леонтьев - 2-е изд. - М.: Смысл, Серия: Психодиагностическая серия, 2006. - 22 с. 26. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии. - СПб.: Речь, 2007. - 768 c. 27. Малыгина А.В., Смысложизненные ориентации в разных жизненных ситуациях у молодежи: дис. …канд. псих. наук.: 19.00.01. - Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 2015. - режим доступа: http://nauka-pedagogika.com. (Дата обращения: 16.10.2019). 28. Муздыбаев К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, переживание смысла собственного бытия / Куанышбек Муздыбаев // Рабочий класс СССР на рубеже 80-х годов / Под ред. Л.А. Гордона, А.К. Назимовой. М.: Ин-т международного рабочего движения АН СССР, 1981. - С. 181-198. 29. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М., 2011. 30. Олехнович И.Б. Зависимая личность и на-циональная безопасность / Общ. ред. П.С. Самыгина. – М.: РУСАЙНС, 2016. - 208 с. 31. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 2004. - 176 с. 32. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., Изд. АН СССР, 1957. 33. Розенова, М.И. Нарушения личностной целостности в случаях аддиктивно-нарциссической патологии и их проявления в отношениях любви / М.И. Розенова. – М: Мир психологии. 2006, - 251с. 34. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика А. В. Серый; науч. ред. М. С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 272 с. 35. Сидоров К.Р., Казанцева Г.Н. Психодиагностика мотивации: учеб.-методич. пособие. Ижевск, 2009. - 97 с. 36. Смирнов А.В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности: дис. … д-ра психол. наук. - Екатеринбург, 2015. - 489 с. 37. Степанова Н.А. Психологическая свобода личности как основа профилактики зависимого поведения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 3. С. 121–133. DOI: 10.18384/2310-7235-2017-3-121-133 38. Столяренко Л.Д. , Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону, 1999. 39. Телепова Н.Н. Психолого-педагогическая концепция формирования психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам: дис. … д-ра психол. наук. - Нижний Новгород, 2012. - 324 с. 40. Тихомиров О.К. Исследование целеобразования // Вестн. МГУ. Сер. 14: Психология. 1980. № 1. С. 17-26. 41. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с. 42. Франкл В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию / Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. С. 13 – 152. 43. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - М.: Прогресс. 1992. - 489 с. 44. Хасан Б.И. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: Организационно-метод. пособие / Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихина. Красноярск: Краснояр. гос.ун-т, 2003. - 430 с. 45. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М.: Прогресс, 1993. 46. Чудновский В.Э., Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л., Суворов А.В. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности // Психологический журнал, 2004, т. 25 №1. 47. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» мира // Психологический журнал, 1995, №2, с.32-49 48. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. - СПб.: Медпресса, 2012. – 180 с. 49. Юнг К. Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - 298 с. 50. Юнг К.Г. «Сознание и бессознательное», Санкт-Петербург, 1997. 51. Яницкий М.С., Серый А.В., Пелех Ю.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1. С. 175-186. 52. Юридический портал: [Электронный ресурс]. URL: https://juridicheskoeslovo.online/statistika-narkozavisimyh-v-rossii-2019.html. (Дата обращения: 18.09.2019).
Отрывок из работы

Глава 1.Психологические основания зависимого поведения 1.1. Психологические причины и механизмы формирования зависимого поведения Проблема зависимого поведения и его профилактики на протяжении многих лет продолжает сохранять свою актуальность, поскольку число людей, страдающих различными видами аддикций, существенно не снижается, а, напротив, постоянно появляются все новые виды патологических зависимостей, особенно среди подростков и молодежи. В научной литературе встречаются различные определения зависимого поведения, которое понимается в разных аспектах: - как внешние действия человека, связанные с непреодолимым влечением к ка-кому-либо объекту, обусловленным психологической зависимостью от него [39]; - как зависимость от вещества, деятельности или человека, сопровождающаяся нарушением адаптации со средой и социальным окружением [15]; - как уход от невыносимой, тягостной реальности путем изменения состояния сознания различными способами [7]; - как одна из форм девиантного, рецидивирующего, дезадаптивного и негативно прогредиентного поведения [26]; - как жизненный стиль, направленный на поиск удовольствия [30]; - как неконтролируемое стремление к получению удовольствия на основе физической и психологической зависимости от источника удовольствий [48] и т.д.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg