Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Организация в органах предварительного следствия в системе МВД России методического обеспечения расследования уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях

irina_k200 1900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.08.2020
Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также в процессе использования знаний, теоретические и практические аспекты их осуществления на всех этапах расследования рассматриваемой категории преступлений. Предметом исследования являются закономерности использования методического обеспечения при организации и осуществления процесса расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Цель исследования состоит в совершенствовании теоретических положений и практических методических рекомендаций, способствующих повышению результативности реализации различных форм использованияв процессе расследования преступлений, связанных с нарушениями правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и, как следствие, в оптимизации криминалистической методики расследования указанных деяний. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - исследовать понятие безопасности дорожного движения и сформулировать определение преступлений против безопасности дорожного движения, выявить их признаки; - выявить закономерные взаимосвязи элементов криминалистической характеристики и определяемые ими особенности организации расследования преступлений против безопасности дорожного движения; - определить структуру типовой методики расследования указанных преступлений; - выявить особенности возбуждения уголовных дел о преступлениях против безопасности дорожного движения, проанализировать исходные следственные ситуации и разработать типовые программы по их разрешению; - выявить и проанализировать процессуальные и тактические ошибки, недостатки, допускаемые в практике расследования указанных преступлений, разработать научно-методические рекомендации по их недопущению и устранению. Методологическая основа исследования базируется на положениях общенаучного диалектического метода познания. В ходе исследования были использованы общие положения теории познания, методы научного исследования: логико-теоретический, сравнительно-правовой, комплексный, исторический, формально-юридический, статистический. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, проведения экспертиз и использования иных форм специальных знаний. Теоретическую базу исследования образуют труды российских исследователей в сфере криминалистики и иных взаимосвязанных отраслей юридической науки: Т.В. Аверьяновой, Ф.Г. Аминева, О.Я. Баева, Р.С. Белкина, В.И. Брылева, А.В. Варданяна, Б.Я. Гаврилова, А.Ю. Головина, О.П. Грибунова, В.Н. Григорьева, А.В. Гусева, Л.Я. Драпкина, С.Г. Еремина, Е.А. Зайцевой, А.М. Зинина, Ю.А. Кашуба, В.Я. Колдина, А.Н.Колесниченко, С.И. Коновалова, Ю.Г. Корухова, И.М. Лузгина, Ю.А. Ляхова, Г.М. Меретукова, А.П. Мясникова, Ю.К. Орлова, Е.Р. Россинской, Н.А. Селиванова, Е.В. Селиной, И.Н. Сорокотягина, Т.Д. Телегиной, А.Г. Филиппова, А.Н. Халикова, О.В. Химичевой, Л.Г. Шапиро, Ф.Г. Шахкелдова, С.А. Шейфера, М.А. Шматова, А.А. Эйсмана, Н.П. Яблокова и других ученых исследователей. Эмпирическую базу исследования составляют: опубликованные данные судебной практики, и официальной статистики, следственные обзоры о состояния работы следственных подразделений органов внутренних дел Республики Калмыкия по расследованию дорожно-транспортных преступлений по итогам 6 месяцев 2019 года. Научная новизна исследования определяется тем, что на теоретическом уровне с учетом существующей следственной и судебной практики проведено системное научное исследование методики расследования преступлений против безопасности дорожного движения. В результате сравнения авторских данных с исследованиями российских ученых в области уголовного процесса и криминалистики сформулированы понятия отдельных категорий: а) преступление против безопасности дорожного движения; б) криминалистическая характеристика данных преступлений и ее элементы; в) способ совершения преступления против безопасности дорожного движения. В целях повышения результативности и эффективности производства предварительного расследования разработаны новые направления в организации расследования данных преступлений. Определены программы их расследования исходя из типичных следственных ситуаций, складывающихся на первоначальном и последующем этапах. В ходе анализа действующего законодательства разработаны и обоснованы предложения по совершенствованию порядка возбуждения уголовного дела и производства процессуальных и иных следственных действий. Всесторонне проанализирована практика производства по уголовным делам о преступлениях против безопасности дорожного движения, что позволило выявить существующие проблемы и неиспользуемые резервы, определить эффективность применяемых криминалистических средств, методов и приемов раскрытия и расследования данных преступлений, подготовить научно-методические рекомендации по тактическим возможностям решения отдельных задач расследования. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы: в методических разработках, посвященных повышению эффективности производства предварительного расследования по уголовным делам; в практической деятельности органов предварительного следствия и дознания; при изучении курса уголовного процесса и криминалистики в юридических ВУЗах; при обучении сотрудников органов внутренних дел и повышении их квалификации.
Введение

Актуальность темы исследования. Состояние безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте продолжает оставаться одной из серьёзных социально-экономических проблем мирового сообщества. Дорожно-транспортный травматизм и смертность от дорожно-транспортных преступлений - одна из острых социально-экономических проблем нашего государства. Согласно данным «Глобального доклада о состоянии безопасности дорожного движения в мире в 2015 г.» Всемирной организации здравоохранения, несмотря на улучшения в области безопасности дорожного движения, в результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибает около 1,25 миллиона человек» . Вопросам безопасности дорожного движения было посвящено состоявшееся 14 марта 2016 года в городе Ярославле, заседание президиума Государственного совета, под председательством Владимира Путина. В ходе заседания рассматривались проблемы дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры вождения, меры по профилактике дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Повышение безопасности дорожного движения Президент Российской Федерации определил как «важнейшее направление государственной политики» и отметил, что уровень безопасности дорожного движения напрямую влияет и на устойчивость социально-экономического развития, и на эффективность работы всей транспортной инфраструктуры России». Приводя данные статистики, глава государства довёл до присутствующих, что за последние 10 лет получили ранения более 3 млн. человек, 350 тыс. погибли в результате ДТП, это население достаточно приличного города. Страшные, бессмысленные жертвы, которых можно было бы избежать. И абсолютное большинство таких трагедий произошло по вине водителей: именно агрессия и неуважение к другим участникам дорожного движения, как правило, приводят к тяжелейшим авариям. . За 12 месяцев 2018 года следователями рассмотрено 439 сообщений о дорожно-транспортных происшествиях (АППГ-461, –4,7 %). По результатам их рассмотрения возбуждено 183 уголовных дела (АППГ-213, –14%), принято 254 решения об отказе в возбуждении уголовного дела (АППГ-245, +3,6 %), в том числе 246 по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 2 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием состава и события преступления (АППГ - 234, +5,1%). Отменено 55решений следователей об отказе в возбуждении уголовного дела (АППГ - 64, –14%), в том числе 42 руководителями следственных подразделений (АППГ-49, –14,2%), 13 надзирающими прокурорами (АППГ-15, –13,3%). Превалирующим основанием отмены решений об отказе в возбуждении уголовного дела является неполнота проведенных доследственных проверок. По результатам дополнительных проверок, после принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, возбуждено 4 уголовных дела (АППГ-2, +100%), по каждому факту проведена служебная проверка. Абсолютное большинство процессуальных решений по проведённым доследственным проверкам – 61% приняты следователями по истечении 30 суток с момента регистрации сообщения о дорожно-транспортном происшествии. Основной и объективной причиной продления срока проверки сообщений о ДТП является длительность производства судебных медицинских и автотехнических исследований (экспертиз). Реализация проверочных мероприятий по сообщениям о дорожно-транспортных преступлениях осуществляется сотрудниками следственных подразделений в соответствии с требованиями приказа МВД России от 26.02.2016 года № 93 «Об организации приема, регистрации и рассмотрения заявлений и иных сообщений о трупах», совместного приказа СУ СК России по Республике Калмыкии, МВД по Республике Калмыкии и Министерства здравоохранения Республики Калмыкии от 09.07.2018 года № 25/408 «Об утверждении и введении в действие Инструкции об организации работы следственно-оперативных групп на местах происшествий по сообщениям о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также связанных со смертью граждан» и приказа МВД по Республике Калмыкии от 29.02.2012 года № 162 «О порядке действий сотрудников органов внутренних дел по рассмотрению сообщений о дорожно-транспортных происшествиях». Данными приказам и регламентирован порядок выезда следователей и руководителей следственного органа на место ДТП, а также алгоритм проведения первоначальных следственных действий. Обеспечение безопасности дорожного движения входит в число первоочередных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Подтверждением служит принятие разработанной по поручению президента Российской Федерации «Стратегии безопасности движения до 2024 года», определяющей безопасность дорожного движения в качестве важной государственной задачи, поскольку речь идет о сохранении жизни и здоровья граждан страны . Целью данного плана является стремление к сокращению числа погибших в результате дорожно-транспортных преступлений до нулевых показателей. С целью обеспечения безопасности дорожного движения 31 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» . Согласно данному федеральному закону, с 1 июля 2015 года в Уголовный Кодекс Российской Федерации включена статья 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию». Нормами данной статьи установлена уголовная ответственность «за управление автомобилем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, ранее подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо имеющим судимость за совершение преступления, связанного с управлением транспортным средством в состоянии опьянения» . По данным, представленным Госавтоинспекцией Российской Федерации, в 2018 году произошло 168099 дорожно-транспортных происшествия, количество погибших в результате ДТП - 18 000 человек, что на 4,6 % меньше чем в 2017 г.; получивших травмы - 214000, что на 0,6 процента меньше в сравнении с 2017 годом. Увеличилось количество дорожно-транспортных преступлений с участием водителей пассажирского транспорта - 5608, - что на 5,9 процента больше, чем годом ранее. В них погибли 324 человека - что на 26,1 процента больше, чем в 2017 году. Ранения получили 8693 человека, что на 6,1 процента больше чем в аналогичном периоде прошлого года . В России каждый год на 100 тыс. россиян приходится 18,9 смертных случаев на дороге, этот показатель в два раза выше, чем в Европе (9,3 погибших на 100 тыс. жителей). Примерно 60 % всех погибших в результате ДТП гибнет именно на месте происшествия от травм, несовместимых с жизнью. Несмотря на снижение рассматриваемых показателей относительно данных последних лет, среди других стран Россия занимает одно из первых мест по показателям дорожно-транспортного травматизма. Количество преступлений, предусмотренных статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), зарегистрированных в 2019 году, составило 17 861. Из числа преступлений, дела и материалы о которых находились в производстве в данном периоде, раскрыто 15 549 преступлений, что на 4 процента меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Допущено нарушений правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ) –63 195, что на 7,4 процента меньше в сравнении с аналогичными прошлогодними показателями. Из числа преступлений, дела и материалы о которых находились в производстве в 2019 году, раскрыто 61 147 преступлений, что на 10,2 % меньше в сравнении с прошлогодними показателями . Итак, в Российской Федерации в последние годы констатируется стабильно высокий показатель количества дорожно-транспортных преступлений, в том числе связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, что актуализирует вопросы по повышению результативности деятельности в сфере их раскрытия и расследования, обеспечению восстановления нарушенной социальной справедливости, неотвратимости наказания. Расследование преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, имеет ярко выраженные особенности, предопределенные механизмом совершения данных деяний (а именно динамичностью и скоротечностью события ДТП, потребностью в исследовании его технической стороны, далеко не всегда характеризующейся очевидностью), обусловливающие неизбежность в обращении к специальным знаниям. Фактически без использования данных в сфере автотехнических и судебно-медицинских экспертиз не представляется возможным исчерпывающе воссоздать обстановку происшествия, наличие причинно-следственной связи между действиями участников дорожно-транспортного происшествия и наступившими последствиями, особенно при наличии конфликтных ситуаций, характеризующихся элементами сокрытия преступления и противодействия расследованию. Судебно-следственная практика красноречиво свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев именно результаты судебных экспертиз и иных форм специальных знаний зачастую кладутся в основу доказательственной базы по данным уголовным делам, влияя на принятие итогового решения по существу уголовного дела. Вместе с тем, имеющиеся нерешенные организационные, правовые, научно-технические, методические проблемы в использовании специальных знаний, недостаточное знание лицами, осуществляющими предварительное расследование, всего научно-технического потенциала применения специальных знаний, отрицательно сказываются на результатах расследования рассматриваемой категории преступлений. Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы методического обеспечения расследования уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях были и являются предметом исследования многих отечественных учёных. Криминалистические исследования проблем использования специальных знаний при расследовании преступлений отражены в научных трудах: Т.В. Аверьяновой, Ф.Г. Аминева, Р.С. Белкина, В.М. Быкова, А.В. Варданяна, А.Ю. Головина, О.П. Грибунова, А.В. Гусева, С.Г. Еремина, Е.А. Зайцевой, A.М. Зинина, А.М. Ильина, Ю.Г. Корухова, Л.В. Лазаревой, Е.В. Ломакиной, B.Н. Махова, Ю.К. Орлова, Я.Д. Равенко, М.А. Радионовой, Е.В. Селиной, З.М. Соколовского, И.Н. Сорокотягина, Т.Д. Телегиной, Л.Г. Шапиро, А.А.Эйсмана и других учёных. Проблемы использования методического обеспечения при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, рассматривались в трудах А.А. Бибикова, C.В. Власовой, В.Р. Гайнельзяновой, А.Ю. Головина, В.А. Городокина, А.Г. Кольчурина, Э.Г. Хачатряна и других. При этом, научные исследования указанных выше, а также других авторов, несмотря на неоспоримую ценность и важное практическое значение, закономерно смогли охватить далеко не все аспекты использования методического обеспечения расследования уголовных дел о дорожно-транспортных преступленияхпри расследовании данной категории преступлений. Необходимо отметить тот факт, что не до конца изученными и проанализированными при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, остаются особенности использования специальных знаний при проведении осмотра места происшествия, допросов различных категорий, освидетельствования, следственного эксперимента, криминалистических и иных экспертиз. Состояние научной разработанности указанной темы, современные достижения в области науки и техники, внесение изменений в действующее законодательство, подтверждают наличие необходимости продолжения исследования в данной области. Некоторые из существующих научных положений и практических рекомендаций имеют дискуссионный характер, нуждаются в уточнении в связи с принимаемыми поправками и изменениями уголовного и уголовно-процессуального закона. Практическое использование методического обеспечения при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, нуждается в дальнейшем изучении и предложении рекомендаций по эффективности их применения. Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют об актуальности заявленной проблематики и необходимости её дальнейшей научной разработки, что и предопределило выбор темы.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Понятие организации методического обеспечения расследования уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях…………………………………………………………………14 1.1 Понятие и сущность организации расследования уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях………………………………………14 1.2 Понятие методического обеспечения расследования уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях в органах предварительного следствия…………………………………………………………………………20 Глава 2. Состояние методического обеспечения расследования уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях на примере Республики Калмыкия……………………………………………………….37 2.1 Особенности возбуждения уголовных дел по делам о дорожно-транспортных преступлениях…………………………………………………..37 2.2. Организация первоначального этапа расследования уголовных дел по делам о дорожно-транспортных преступлениях………………………………45 Заключение……………………………………………………………………..65 Список использованной литературы………………………………………..71 Приложения……………………………………………………………………..77
Список литературы

Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) / (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ». - 04.08.2014. - №31. - ст. 4398. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: (федер. закон от 18.12.2001 г. №174-ФЗ: принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г.: по состоянию на 13.06.2019 г.) // «Российская газета». - №249. - 22.12.2001. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации: (федер. закон от 13.06.1996 г. №63-ФЗ: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: по состоянию на 02.12.2019 г.) // «Российская газета». - №113. - 18.06.1996; - №114. - 19.06.1996; - №115. - 20.06.1996; - №118. - 25.06.1996. 4. Кодекс Российской Федерации об административных правона-рушениях: (федер. закон от 30.12.2001 г. №195-ФЗ: принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г.: по состоянию на 27.12.2019 г.) // «Российская газета». - №256. - 31.12.2001. 5. О государственной судебно-экспертной деятельности в Россий¬ской Федерации: (федер. закон от 31.05.2001 г. №73-ФЗ: принят Гос. Думой 5 апр. 2001 г.: по состоянию на 26.07.2019 г.) // «Собрание законодательства РФ». - 04.06.2001. - №23. - ст. 2291. 6. Об оперативно-розыскной деятельности: (федер. закон от 12.08.1995 №144-ФЗ: принят Гос. Думой 05 июля 1995 г.: по состоянию на 02.08.2019 г.) // Собрание законодательства РФ». - 14.08.1995. - №33. - ст. 3349. 7. О безопасности дорожного движения: (федер. закон от 10.12.1995 г. №196-ФЗ: принят Гос. Думой 15 нояб. 1995 г.: по состоянию на 30.07.2019 г.) // «Собрание законодательства РФ». - 1995. - №50. - ст. 4873. 8. О полиции: (федер. закон от 07.02.2011 №3-ФЗ: принят Гос. Ду¬мой 28 янв. 2011 г.: по состоянию на 27.12.2019 г.) // «Российская газета». - №28. - 10.02.2011. 9. Устав автомобильного транспорта и городского наземного элек-трического транспорта: (федер. закон от 08.11.2007 г. №259-ФЗ: принят Гос. Думой 18 окт. 2007 г.: по состоянию на 30.10.2018 г.) //«Российская газета». - №258. - 17.11.2007. 10. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорож¬ного движения (вместе с «Положением о Государственной инспекции без¬опасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»): (указ Президента РФ от 15.06.1998 №711: по состоянию на 15.09.2018) // «Российская газета». - №116. - 23.06.1998. 11. О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений» (постановление Прави-тельства РФ от 24.10.2014 №1097 в ред. 20.12.2019) // «Собрание законодательства РФ». - 03.11.2014. - №44. - ст. 6063. 12. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (постановление Правительства РФ от 03.10.2013 №864: по состоянию на 13.12.2017 г.) // «Собрание законо-дательства РФ». - 14.10.2013. - №41. - ст. 5183. 13. Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (постановление Правительства РФ от 17.08.2007 №522: по состоянию на 17.11. 2011 г.) // «Собрание законода-тельства РФ». - 27.08.2007. - №35. - ст. 4308. 14. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельство-вания этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных ве-ществ в организме человека при проведении медицинского освидетельство-вания на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным сред-ством (постановление Правительства РФ от 26.06.2008 №475) // «Собрание законодательства Российской Федерации» от 7.07.2008 г. - №27. - ст. 3280. 15. Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий (постановление Правительства РФ от 29.06.1995 №647: по состоянию на 04.09.2012 г.) // «Российская газета». - №134. - 13.07.1995. 16. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: (приказ МВД России от 31.12.2012 №1166: зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.2013 г. №27763, в ред. 08.09.2016) // «Российская газета». - №65. - 27.03.2013. 17. Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Рос¬сийской Федерации (вместе с «Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях орга¬нов внутренних дел Российской Федерации», «Перечнем родов (видов) су¬дебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подраз¬делениях органов внутренних дел Российской Федерации»): (приказ МВД России от 29.06.2005 №511: зарегистрировано в Минюсте РФ 23.08.2005 №6931: по состоянию на 27.06.2019 г.) //«Российская газета». - №191. - 30.08.2005. 18. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Рос-сийской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об админи-стративных правонарушениях, о происшествиях: (приказ МВД России от 29.08. 2014 №736: зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 №34570, ред. 09.10.2019) //«Российская газета». - №260. - 14.11.2014. Материалы судебной практики: 19. О судебной экспертизе по уголовным делам: [постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 №28] // «Бюллетень Верховного Суда РФ». - №2 (февраль). - 2011. 20. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: [поста-новление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 №25: по состоянию на 23 дек. 2010 г.] // «Бюллетень Верховного Суда РФ». - №2 (февраль). - 2009. 21. Приговор № 1-50/2019 от 17 июля 2019 г. по делу № 1-50/2019 Яшкульский районный суд (Республика Калмыкия), эл.доступ: //sudact.ru/regular/doc/wqiwi3Ou8ANW/. 22. Приговор № 1-22/2019 от 7 мая 2019 г. по делу № 1-22/2019 Черноземельский районный суд (Республика Калмыкия), эл.доступ: //sudact.ru/regular/doc/6Iq1cffL8WT/ 23. Приговор № 1-7/2019 от 13 февраля 2019 г. по делу № 1-7/2019 Черноземельский районный суд (Республика Калмыкия), эл.доступ: //sudact.ru/regular/doc/u4p9DG9Tfox0/ 24. Приговор № 1-2/2019 от 11 февраля 2019 г. по делу № 1-2/2019 Сарпинский районный суд (Республика Калмыкия), эл.доступ: //sudact.ru/regular/doc/aOsS7rn9KcZL/ 25. Постановление о прекращении уголовного дела № 1-26/2018 от 10 мая 2018 г. по делу № 1-26/2018 Целинный районный суд (Республика Калмыкия), эл.доступ: //sudact.ru/regular/doc/7NMjYFFzW6Zl/ 26. Приговор № 1-6/2018 от 5 февраля 2018 г. по делу № 1-6/2018 Черноземельский районный суд (Республика Калмыкия), эл.доступ: //sudact.ru/regular/doc/rbkm1bNz1FJj/ Учебники, учебные пособия, монографии и научные статьи: 27. Абрамочкин В.В. Расследование дорожно-транспортных пре-ступлений: учеб. пособ. / В.В. Абрамочкин. - М.: Щит-М, 2010. - 240 с. 28. Веселов А.В. К вопросу о квалификации преступлений, совершаемых в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. №4. с.34-40. 29. Войтенков, Е.А. Актуальные проблемы в сфере безопасности до-рожного движения и возможные организационно-правовые пути их решения / Е.А. Войтенков // Юридический мир. - 2010. - №8. С. 52-55. 30. Гвоздева, Е.В. Предупреждение уголовно наказуемых нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по мате-риалам Приволжского федерального округа: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Гвоздева Екатерина Владимировна. - М., 2007. - 25 с. 31. Головин, А.Ю., Баранов, М.В. Алгоритмы расследования в струк¬туре частных криминалистических методик: проблемы разработки и практи¬ческого применения / А.Ю. Головин, М.В. Баранов // Российский следова¬тель. - 2013. - №11. С. 42-44. 32. Завидов, Б.Д. Расследование дорожно-транспортных происше¬ствий / Б.Д. Завидов. - М., 2002 // СПС Консультант Плюс. 33. Иванцова, Н.В., Сосновский, А.Л. Уголовно-правовые меры охраны жизни в сфере безопасности дорожного движения / Н.В. Иванцова, А.Л. Сосновский // Транспортное право. - 2010. - №2. С. 5-8. 34. Дорожно-транспортные происшествия: понятие, квалификация, наказание. Учебное пособие / Коленко А.Д., Якубенко Н.В. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. - 120 с. 35. Драпкин Л.Я., Карагордин, В.Н. Криминалистика: учеб. / Л.Я. Драпкин, В.Н. Карагордин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 с. 36. Жарский В.Е. Расследование дорожно-транспортных происше¬ствий: лекция / В.Е. Жарский; под ред. Г.Г. Зуйкова. - М., 1968. - 39 с. 37. Ищенко Е.П., Егоров Н.Н. Криминалистика для следователей и дознавателей: научно-практич. пособ. / Е.П. Ищенко, Н.Н. Егоров; отв. ред. А.В. Аничин. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «Инфра-М», 2010. - 688 с. 38. Криминалистика: Учебник / Т.В. Аверьянова, И.А. Архипова, А.А. Боков [и др.]; под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. - 2-е изд. пере- раб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. - 943 с. 39. Кокорин Д. Л., Токарев Д. С. О необходимости дифференциации уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. №1 (31). 40. Кутафин В.Н. Расследование дорожно-транспортных происше¬ствий: практическое руководство / В.Н. Кутафин. - Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2007. - 253 с. 41. Мохова Т.А. Методика расследования преступлений против безопасности дорожного движения: дис. … канд.юрид.наук: 12.00.12 / Мохова Татьяна Александровна. – Краснодар, 2016. – 221с. 42. Настольная книга судьи по уголовным делам / Г.А. Есаков, А.И. Рарог, А.И. Чучаев; отв. ред. А.И. Рарог. - М.: Велби, Проспект, 2007. - 576 с. 43. Расследование дорожно-транспортных происшествий / Под общ.ред. В.А. Федорова, Б.Я. Гаврилова. – 2-е изд., переаб. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2003-464с. 44. Расследование и предупреждение дорожно-транспортных проис-шествий, крушений железнодорожного транспорта и авиационных ката¬строф: научно-практич. пособ. / Е.П. Ищенко, В.Д. Корма, А.И. Чучаев [и др.]. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 224 с. 45. Справочник следователя / Ю.В. Гаврилин, В.Н. Григорьев, А.В. Победкин [и др.]. - М.: Эксмо, 2008. - 752 с. 46. Шаталов А.С. Предварительное расследование: учебно-методич. пособ. / А.С. Шаталов. - 2-е изд. изм. и доп. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 194 с. 47. Яблоков, Н.П., Самошина, З.Г. Расследование преступных нару-шений правил дорожного движения / Н.П. Яблоков, Самошина З.Г. // Крими-налистика: учебник / Т.С. Волчецкая, В.Я. Колдин, В.В. Крылов [и др.]; отв. ред. Н.П. Яблоков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 781 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие организации методического обеспечения расследования уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях. §1.1 Понятие и сущность организации расследования уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях. Проблемам безопасности дорожного движения уделяется достаточно внимания. Современный Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за четыре состава преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, закреплённых в главе 27 УК РФ, при этом лидером по количеству регистраций являются нарушение правил дорожного движения, уголовная ответственность за которые предусмотрена по ст. 264 УК РФ (в 2018 г. зарегистрировано 20 тыс. 144 преступлений, квалифицированных по данной статье; 73 тыс. 106 по ст. 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию»). При этом в августе 2019г. Федеральным законом от 17.06.2019№146-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» была серьёзно ужесточена ответственность за совершение ДТП в состоянии опьянения, а также за оставление места ДТП. Сотрудники органов предварительного расследования, ГИБДД, иные подразделения полиции принимают активное участие в осуществлении безопасности дорожного движения путём профилактики, раскрытия и расследования преступлений. Вместе с тем, несмотря на значимость их деятельности, количество совершаемых преступлений в данной сфере и тяжесть последствий в виде гибели и получении травм гражданами, исходя из представленных выше статистических данных, остаётся высокой. Данное обстоятельство было замечено Президентом РФ, который отметил следующее: «за прошедшее десятилетие в результате таких происшествий получили ранения более трёх миллионов человек, погибло при этом за десятилетие 350 тысяч человек. Это население достаточно приличного города. Страшные, бессмысленные жертвы, которых можно было бы избежать» . Проблемами управленческой деятельность в сфере организации ОВД занимались такие учёные, как Д. А. Влезько , О. П. Грибунов, С. А.Карнович , И. П. Можаева и др. Вместе с тем такому немаловажному вопросу, как организация деятельности и взаимодействия подразделений ОВД при расследовании рассматриваемых уголовных дел (особенно на первоначальном этапе расследования) со стороны начальника территориального органа МВД России не уделено достаточного внимания. Однако он является крайне важным в процессе управленческой деятельности, направленной на борьбу с указанными преступлениями, и от того, как будет организована такая деятельность, напрямую станет зависеть эффективность дальнейшего расследования. При этом следует отметить, что следователю порой не всегда возможно качественно и успешно организовать взаимодействие различных служб ОВД, осуществляющих свою деятельность в ходе расследования ДТП, именно на первоначальном этапе. Так, имеются предложения учёных, занимающихся указанной проблематикой, о целесообразности руководства следственно-оперативной группой одним из начальников среднего звена городского отдела внутренних дел . Действительно, такое должностное лицо обладает большим командным ресурсом, чем следователь, сможет обеспечить и наладить взаимодействие служб, особенно в ходе поисковых мероприятий, направленных на установление скрывшегося с места ДТП водителя, организации охраны места происшествия, эвакуации и транспортировки пострадавших, автомобилей и т. п. Изучение практики расследования данной группы преступлений даёт основания полагать, что большая часть задач организационного и тактического порядка находится в одной плоскости решения. Их сходство позволяет разработать рекомендации по организации начальником территориального органа МВД России на районном уровне взаимодействия подразделений на первоначальном этапе расследования уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях. Изучение управленческой деятельности территориального органа по организации подобного взаимодействия позволяет выделить различные примеры успешной работы субъекта и объекта управления. В то же время нередки случаи профессиональных недочётов и ошибок в данной деятельности. Причин тому много, в их числе — недостаточный уровень обеспечения руководящего состава территориального органа МВД России методическими рекомендациями по организации взаимодействия служб со стороны начальника территориального органа в ходе расследования рассматриваемых преступлений. Также следует отметить озабоченность ведущих учёных нашей страны, связанную с тем, что имеется крайне мало публикаций, где даются рекомендации в понятной и доступной форме . При этом, согласно п. 13 Приказу МВД России от 05.06.2017 № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне», начальник территориального органа осуществляет руководство территориальным органом на основе единоначалия и несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач. В то же время, согласно п.п. 8, п. 10 обозначенного выше приказа территориальный орган осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам. Таким образом, на начальника территориального органа обязанность организации руководства, в частности, расследования дорожно-транспортных преступлений, за что он несёт персональную ответственность. В целях усиления контроля со стороны руководства территориального органа за расследованием дорожно-транспортных преступлений, особенно на их начальном этапе, как наиболее сложном, в некоторых региональных управлениях МВД России издаются нормативно-правовые документы о порядке действий сотрудников территориальных подразделений при получении сообщений о дорожно-транспортных происшествиях с пострадавшими, например, «Инструкция о порядке действий сотрудников Министерства внутренних дел по Республике Крым и территориальных органов МВД России на районном уровне, подчинённых МВД по Республике Крым, при получении сообщений о дорожно-транспортных происшествиях с пострадавшими», утверждённая соответствующим приказом МВД по Республике Крым от 10.08.2018 № 2533, алгоритм действий сотрудников подразделений системы органов внутренних дел УМВД России по Тюменской области, утверждённый приказом УМВД России по Тюменской области от 13.07.2016 № 635 «Об организации деятельности сотрудников подразделений системы органов внутренних дел УМВД России по Тюменской области при поступлении сообщений о дорожно-транспортных происшествиях» и др., так же Правительство Республики Калмыкии утвердило Постановление от 13 сентября 2013 года № 424 о республиканской целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Калмыкия в 2013 году "В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, направленной на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий . Следственный департамент МВД России также принимает определённые меры в вопросе о повышении качества расследования дорожно-транспортных преступлений. В соответствии с его указаниями от 26 декабря 2016 г. № 17/3-36073 Главными следственными управлениями (следственными управлениями) МВД России по субъектам Российской Федерации изданы распоряжения и указания об усилении ведомственного процессуального контроля за проведением доследственных проверок и расследованием уголовных дел о дорожно-транспортных происшествиях, в которых определены обязанности следователей и руководителей следственных подразделений при расследовании уголовных дел данной категории, в том числе установлены объём, сроки и порядок предоставления в вышестоящие следственные подразделения МВД России сведений о дорожно-транспортных происшествиях, произошедших на обслуживаемых территориях, результатах выезда следственно-оперативных групп и проведённого осмотра места происшествия, а также материалов и уголовных дел для проверки в порядке ведомственного контроля. Во всех следственных подразделениях МВД России соблюдается специализация следователей. За расследованием преступлений в сфере безопасности дорожного движения закреплены наиболее опытные либо прошедшие специальную подготовку следователи. Наиболее сложные уголовные дела изымаются из производства территориальных подразделений и для дальнейшего расследования передаются следователям специализированных отделов по расследованию ДТП в следственные управления МВД России по субъектам. Кроме того, в 2018 г. в Управлении по расследованию организованной преступной деятельности Следственного департамента МВД России введена штатная единица следователей, специализирующихся на расследовании преступлений, связанных с ДТП. Перечисленные указания Следственного департамента МВД России также необходимо учитывать в своей работе начальнику территориального органа МВД России. Следует отметить, что вызывает необходимость в комплексном изучении современного состояния управленческой деятельности по организации начальником территориального органа МВД России на районном уровне взаимодействия подразделений на первоначальном этапе расследования уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях, а также формулирование методических рекомендаций по совершенствованию указанной деятельности. § 1.2. Понятие методического обеспечения расследования уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях в органах предварительного следствия Понятие методического обеспечения, рассматривается как рекомендации к выполнению какой – либо работы, последовательность действий. Так же, методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Уголовный закон предусматривает, что преступлениями против безопасности дорожного движения являются нарушения правил, которые ведут к наступлению общественно-опасных последствий. В связи с этим необходимо рассмотреть структурный элемент видовой методики расследования преступлений - обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам о данных преступлениях. В криминалистической литературе высказываются различные мнения по поводу данного элемента в методики расследования преступлений. В дан¬ном исследовании мы будем придерживаться точек зрения А.Г. Филиппова , В.Н. Григорьева, А.Ф. Волынского, Е.П. Ищенко и других ученых- криминалистов, которые считают, что обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, являются самостоятельным структурным элементом методики. В связи с этим, В.И. Комиссаров и П.А. Холопов справедливо обращают внимание на значение обстоятельств, подлежащих доказыванию для раскрытия и расследования преступлений, а также на то, что при расследовании преступлений исследуются все обстоятельства, даже те, которые не входят в предмет доказывания с целью его конкретизации . Данную точку зрения поддерживает А.Р. Белкин, дополняя ее тем, что типовой перечень обстоя¬тельств при производстве по уголовному делу уточняется и корректируется. Далее указанный автор высказывает достаточно интересную мысль о том, что законодатель в ст. 73 УПК РФ, по сути, установил некий алгоритм след¬ственной работы, который предопределяют обстоятельства, подлежащие до- казыванию . А.С. Шаталов также отмечает, что перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию, минимален. В ходе производства предварительного расследования приходится выяснять события, предшествовавшие и сопутствующие преступлению . Применительно к рассматриваемым преступлениям следователю (дознавателю) необходимо тщательно изучить материалы уголовного дела, чтобы выяснить особенности обстоятельств совершения рассматриваемых пре¬ступлений. Результаты наших исследований показали, что применительно к рассматриваемым в работе видам преступлений следователи (дознаватели) испытывают трудности при установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию. При этом, при анализе уголовных дел, а так же опросе следователей, были выявлены сложности с установлением механизма совершенного преступления из-за невозможности повторного проведения осмотра места происшествия, а также возгорания транспортного средства; сложности, связанные с установлением причиненного ущерба; связы¬вали их с установлением личности преступника (в случаях, когда он скры¬вался с места происшествия либо отсутствовали свидетели, указывающие, что именно он управлял ТС); отметили трудности доказыва¬ния виновности лица; испытывали проблемы с установлени¬ем состояния опьянения; сложности определения причинной связи между совершением преступления и наступлением последствий. В ст. 73 УПК РФ определен круг обстоятельств, которые являются предметом доказывания по уголовному делу. Сформулированные в законе обстоятельства, подлежащие доказыванию, как указывалось ранее, применимы ко всем видам преступлений. Исходя из того, что каждое преступление совершается в определенный период времени, в определенном месте, его совершению сопутствуют опре¬деленные обстоятельства. В ходе предварительного расследования каждого уголовного дела осуществляется конкретизация обстоятельств, подлежащих доказыванию с учетом признаков преступления, закрепленных в уголовном законе, и формы предварительного расследования. Так, в частности, производство по уголовному делу о преступлении, предусмотренном ст. 264.1 УК РФ осуществляется в форме дознания. При этом, производство дознания по данной категории уголовных дел может осуществляться в общем порядке и в сокращенной форме. В случае, когда осуществляется производство дознания в сокращенной форме необходимо учитывать особенности доказывания, за¬крепленные в ст. 226.5 УПК РФ, которые заключаются в том, что доказатель¬ства собираются в объеме, достаточном для установления а) события преступления; б) характера и размера причиненного им вреда; в) виновности лица в совершении преступления. Кроме того, при выборе процессуальных средств доказывания дознава¬тель обязан произвести только те следственные и иные процессуальные дей¬ствия, непроизводство которых может повлечь за собой невосполнимую утрату следов преступления или иных доказательств. При этом с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела дознаватель вправе: 1) не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем; 2) не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения, за исключением случаев, если необходимо установить дополнительные, имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства, сведения о которых не содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, либо необходимо проверить доказательства, достоверность которых оспорена подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем; 3) не назначать судебную экспертизу по вопросам, ответы на которые содержатся в заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе проверки сообщения о преступлении, за исключением следующих случаев: а) необходимость установления по уголовному делу дополнительных, имеющих значение для уголовного дела фактических обстоятельств; б) необходимость проверки выводов специалиста, достоверность которых поставлена под сомнение подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем; в) наличие предусмотренных ст. 196 УПК РФ оснований для обязательного назначения судебной экспертизы; 4) не производить иные следственные и процессуальные действия, направленные на установление фактических обстоятельств, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, если та¬кие сведения отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. Так, при доказывании события преступления необходимо установить факт управления автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ или ст. 264.1 УК РФ. При установлении времени совершения преступления необходимо учитывать, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. Кроме того, погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с ней. При доказывании виновности лица в совершении преступления, формы его вины и мотива необходимо установить причастность лица к совершению преступного деяния, то есть непосредственное его совершение данным лицом, а также осознание им общественной опасности своих действий, то есть наличие вины, имеющей форму умысла. При установлении обстоятельств, характеризующих личность подозреваемого необходимо также установить наличие заболеваний, психических расстройств (алкогольный психоз, белая горячка, патологический аффект и др.) или иных болезненных состояний психики (острые галлюцинаторные бредовые состояния, вызванные инфекциями или травмами), алкогольной или наркозависимости и др. Последняя группа обстоятельств позволяет, в частности, решать вопрос о вменяемости или невменяемости лица, совер¬шившего деяние, запрещенное уголовным законом. Лица, совершившие об¬щественно опасные деяния в состоянии невменяемости, не могут быть при¬влечены к уголовной ответственности и подвергнуты уголовному наказанию. К таким лицам судом могут быть назначены принудительные меры медицин¬ского характера (ст. ст. 97-104 УК РФ).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 128 страниц
3200 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 48 страниц
1700 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 53 страницы
1000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 56 страниц
4000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 102 страницы
2550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg