Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ

Мировой рынок начала XXI столетия, его структура и конъюнктура.

irina_k200 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.08.2020
Целью работы является изучение мирового рынка начала XXI столетия, его структура и конъюнктура. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: - изучить теоретические аспекты мирового рынка начала XXI столетия, его структура и конъюнктура; - рассмотреть практические аспекты мирового рынка сырьевых и продовольственных товаров, как одного из основного вида рынка начала XXI столетия; - выявить проблемы на мировом рынке сырьевых и продовольственных товаров. Объектом исследования является мировой рынок. Предметом исследования является рынок сырьевых и продовольственных товаров. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Введение

Актуальность темы работы «Мировой рынок начала XXI столетия, его структура и конъюнктура» обусловлена тем, что мировые товарные рынки — это динамично развивающиеся системы с явно выраженными особенностями на каждом хронологическом этапе. Испытывая воздействие общехозяйственной конъюнктуры и, в свою очередь, влияя на нее, они являются объектом изучения представителей практически всех экономических школ. Основы изучения тенденций мировых товарных рынков были заложены гениальным ученым Н.?Д.Кондратьевым, который был первым исследователем, сумевшим объединить теоретические и практические аспекты формирования и развития отраслевых секторов рынков. Подчеркивая в своих трудах приоритет общехозяйственной конъюнктуры, он отмечал неоднозначный характер взаимосвязи отдельных товарных рынков: «…если мы наблюдаем колебания общей конъюнктуры, если они находят свое выражение в изменениях состояния отдельных отраслей и сфер народного хозяйства, то это одновременно значит, что указанные изменения их неизбежно различны» [17, с. 65]. Кондратьевский тезис об относительности товарной конъюнктуры, под которой он понимал «колебания в состоянии данных отраслей и сфер народного хозяйства по сравнению с состоянием других отраслей и сфер его», не потерял, по нашему мнению, актуальности до настоящего времени, несмотря на многочисленные попытки найти универсальный алгоритм изменений отраслевых составляющих мировых товарных рынков.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические аспекты мирового рынка начала XXI столетия, его структура и конъюнктура 5 1.1 Мировой рынок начала XXI в., его структура 5 1.2 Конъюнктура мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы 9 1.3 Изменение подходов к изучению мировых товарных рынков на современном этапе развития 13 2 Практические аспекты мирового рынка сырьевых и продовольственных товаров, как одного из основного вида рынка начала XXI столетия 15 2.1 Анализ мирового рынка сырьевых и продовольственных товаров 15 2.2 Анализ прогнозируемых значений 19 2.3 Проблемы на мировом рынке сырьевых и продовольственных товаров...24 Заключение 27 Список использованных источников 30
Список литературы

1. Богаченко В.М. Экономика: учебник / В.М.Богаченко. - Издательство:Феникс, 2018. - 510с. 2. Бородина В.В. Внешнеэкономические операции: Учебное пособие / В.В.Бородина. - М.: 2019. – 382с. 3. Бородина В.В. Рынок сырьевых и продовольственных товаров: экспорт и импорт. Учебное пособие / В.В.Бородина. - М.: – 2019.- 408с. 4. Белоглазова Г. Н.. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г. Н. Белоглазова - М.: Высшее образование, 2019. - 392 с. 5. Власова В.М. Рынок сырьевых и продовольственных товаров. В 3-х вып. Вып.1: Основные кассовые и банковские документы / В.М. Власова – М.: Финансы и статистика, 2016. – 112с. 6. Кондраков Н.П. «Внешнеторговые операции»: Учебное пособие / Н.П. Кондраков – М.: Инфра-М., 2019. -399с. 7. Ларионов А.Д. Рынок сырьевых и продовольственных товаров: Учебное пособие / А.Д. Ларионов – М.: Гроссбух: Проспект, 2018.- 246с. 8. Полковский А.Л. Внешнеторговые операции:учебник для бакалавров / А.Л. Полковский Издательство: ИТК «Дашков и К», 2017. – 288с. 9. Шевелев А.Е. Экспорт и импорт: учебное пособие / А.Е.Шевелев - М.: КНОРУС, 2020. – 571с. 10. Стровский В.П. Перспективы региональных рынков / В.П. Стровский // Нефть и доллары. 2020. № 10. C.14-15. 11. Кузнецова В.А. Внешнеторговые операции / В.А. Кузнецова // От картелей к бирже. 2018. № 6. C.12-17. 12. Долин В.Д. Рынок сырьевых и продовольственных товаров / В.Д. Долин // Эксперт 2019. № 8. C.112-114. 13. Майский Л.Д. Перспективы вешних рынков / Л. Д. Майский // Мировые рынки. 2019. № 6. C.4-6. 14. Голушин В.Р. Международные соглашения / В. Р. Голушин // Экономические содружества 2018. № 9. C.9-15. 15. Мелешко Л. П. Рынок сырьевых и продовольственных товаров / Л.П. Мелешко // Влияние инфляции на внешний рынок. 2020. № 3. C.3-7. 16. Головин В.Д. Развитие региональных рынков / В.Д. Головин // Экономика в регионах. 2018. № 2. C.10-13. 17. Ревенко Л.С. Новые реалии мировых товарных рынков // Финансовый кризис и политэкономия международных отношений: материалы VII Конвента РАМИ. М.: Изд-во «Аспект-Пресс»; МГИМО—Университет, 2018. С. 65–75. 18. Спартак А.Н. Метаморфозы мировых товарных рынков // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 8. С. 3–13. 19. ECONOMICS Рынок сырьевых и продовольственных товаров [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа. http://www.ng.ru/economics/2018-07-17/4_oil.html (дата обращения 23.06.2019) 20. EXPERT Ценообразование на мировом рынке [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа. http://www.expert.ru/(дата обращения 23.06.2019) 21. OILEXPО собенности мирового рынка продовольственных товаров [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа. http://www.expert.ru/(дата обращения 23.06.2019) 22. EREPORT Экспертиза ценообразования .[Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа. www.ereport.ru (дата обращения 23.06.2019) 23. ENERGYSTRATEGY Стратегия на мировом рынке сырьевых и продовольственных товаров.[Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа. http://www.energystrategy.ru/projects/oil.htm (дата обращения 23.06.2019) 24. RIAN Внешняя экономика .[Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа. http://www.rian.ru/analytics (дата обращения 23.06.2019) 25. GKS Аналитика мирового рынка Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа. (дата обращения 23.06.2019)
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты мирового рынка начала XXI столетия, его структура и конъюнктура 1.1 Мировой рынок начала XXI в., его структура В XXI в. состояние мировых товарных рынков определяется совокупностью условий, как вызревших в конце предыдущего века, так и сформировавшихся в последние годы. Целью данной работы является анализ основных тенденций развития мировых товарных рынков, а задачами — оценка изменений в соотношении конъюнктурообразующих факторов, определение векторов развития сегментов товарных рынков, модификация товарной структуры мирового рынка, ценовые тренды по отдельным группам рынков. В настоящей статье предпринята попытка проанализировать основные тенденции развития мировых товарных рынков, сформировавшиеся в последние десятилетия под влиянием новых условий конъюнктуры, и их преломление на отраслевых рынках [18, с. 13]. К числу важнейших условий, определяющих характер меняющейся конъюнктуры мировых товарных рынков в XXI в., можно отнести особенности циклического развития мировой экономики, специфическое соотношение центробежных и центростремительных тенденций взаимодействия стран мира, направления проникновения в хозяйственную жизнь практически значимых достижений научно-технического прогресса (НТП), изменения в политической и социальной сферах, воздействие природных явлений. В контексте влияния цикличности развития экономики на мировые товарные рынки необходимо выделить несколько характерных для рассматриваемого периода особенностей. Прежде всего, следует отметить, что переход к современному технологическому укладу в рамках больших циклов влечет за собой структурно-технологические сдвиги в направлении появления новых отраслей и производств, соответственно меняющих и товарную структуру рынков. Кроме того, модификация среднесрочных циклов деловой активности в направлении их страновой синхронизации, ускорения процессов отраслевых взаимодействий влияет на показатели товарной конъюнктуры, усиливая взаимозависимость не только по направлениям «сырье — полуфабрикат — готовый продукт» или «исследуемый товар — товар субститут», но и между рынками, не связанными производственным процессом или спецификой потребления. Товарные рынки в последнее десятилетие испытывали воздействие со стороны условий политического и военно-политического характера. Если до 2014 г. это утверждение было справедливо преимущественно для сырьевых рынков (как минерального сырья и топлива, так и продовольственного сырья), то после начала активной фазы украинского кризиса и обмена санкциями между западными странами и Россией оно в полной мере применимо и к рынкам готовых изделий, преимущественно высокотехнологичных [8, с. 123]. Геополитическая напряженность в Африке и на Ближнем Востоке снизила экспортный и импортный потенциалы задействованных в конфликтах стран. Перераспределению товаропотоков и изменению географической структуры мировых товарных рынков во многом способствует и наметившийся в этот период достаточно болезненный в цивилизационном плане переход к многополярности мирового хозяйства. Относительно новым явлением развития мировой товарной конъюнктуры можно считать повышение уровня регулирования ряда рынков по гуманитарным мотивам. В период мирового экономического кризиса 2008 г. явно обозначилось усиление внимания мирового сообщества в рамках практически всех форумов к рыночным факторам в решении глобальных проблем современности, что, в свою очередь, привело к усилению внимания к регулированию рынков и на многостороннем, и на национальном уровнях. Преимущественно это утверждение можно отнести к проблемам устойчивого развития, борьбы с негативными последствиями изменения климата, продовольственной безопасности. Соответственно, в большей степени данное явление характерно для рынков сырьевых товаров: как сельскохозяйственных, так и минерального сырья и топлива. В период беспрецедентно жесткого агропродовольственного кризиса 2006–2011 гг. стало очевидно, что преодоление сложных ситуаций гуманитарного и экономического характера возможно лишь при грамотном реагировании на изменение соотношений элементов рыночного механизма по базовым продовольственным товарам, что предопределило активизацию воздействия регуляторных импульсов на предложение, спрос и, соответственно, на цены. При этом идет постоянный поиск направлений совершенствования регулирования на многостороннем уровне[2, с. 105]. В свою очередь, специфика взаимозависимости торговли и развития за полтора десятилетия ХХI в. по-разному проявилась в отдельных группах стран. Синхронно и другие многосторонние структуры обозначили свое видение рыночных аспектов устойчивого развития. Так, в рамках ВТО ведутся поиски ответа на вопрос, в каких условиях торговля сырьевыми и готовыми товарами может внести вклад в процесс развития. В ежегодном докладе ВТО в 2014 г. отмечено, что за период с начала века в этом контексте можно выделить четыре основные тенденции. В качестве первой из них эксперты ВТО назвали ускорение экономического роста в развивающихся странах, сопровождаемое оживлением торговли и изменениями в ее регулировании, преимущественно в виде снижения таможенных тарифов. Вторая тенденция — расширение и углубление глобальных цепочек стоимости (ГЦС). Возникшая в конце предыдущего века, она получила активное развитие в нынешнем десятилетии. Вовлечение в создание ГЦС позволяет многим странам, преимущественно развивающимся, улучшать свои экономические показатели. Более успешными в этом контексте являются те страны, где сформирована современная бизнес-среда и созданы инвестиционный климат, соответствующая инфраструктура. Но, пожалуй, в большей мере изменили ситуацию на мировых рынках беспрецедентные колебания цен на сырьевые товары и продовольствие, которые являются третьей тенденцией. Наконец, в качестве четвертой тенденции рассматриваются макроэкономические шоки. Среди основных направлений НТП, оказывающих влияние на мировые товарные рынки, важно выделить те из них, которые формируются конвергентными технологиями, определяющими коммерческий потенциал его современной волны. Основанием для подобного предположения является активное взаимное проникновение (конвергенция) результатов научных исследований различных дисциплин и, соответственно, методов воздействия на материальный мир с целью получения новых товаров. На теоретическом и практическом уровнях выделяют, прежде всего, взаимодействие нано-, био-, информационно-коммуникационных и когнитивных наук, получившее название НБИК (NBIC) конвергенции. По экспертным оценкам, в начале второго десятилетия нынешнего века на продукцию, произведенную на основе НБИК-конвергентных технологий, приходилось около 0,1% общемирового объема промышленного производства. Официальные данные по торговле этими товарами отсутствуют, однако можно предположить, что их доля в мировом товарообороте не ниже, чем в производстве. Сохранились также тенденции воздействия результатов НТП на мировые рынки, сформировавшиеся в конце ХХ в. [1, с. 250]: - повышение уровня наукоемкости товаров; - рост числа моделей и модификаций изделий, выполняющих одну и ту же функцию; - снижение материалоемкости и энергоемкости готовых продуктов; - углубление связи «товар–услуга» и др. К условиям природного, или естественного, происхождения, влияние которых на рынки в нынешнем веке усилилось, можно отнести изменения климата, эпидемии (лихорадка Эбола) и эпизоотии, последствия все более разрушительных стихийных бедствий, ослабляющих позиции бизнеса и снижающих покупательную способность населения в пострадавших регионах. К этой же группе условий относятся объем и структура плодородных земель и обеспеченность водными ресурсами. Безусловно, общие условия конъюнктуры оказывают влияние на рынки во взаимосвязи и взаимодействии, усиливая или, в определенной степени, нивелируя друг друга. Несмотря на то что они меняют векторы и интенсивность развития всех групп товарных рынков, характер такого воздействия всегда специфичен, поскольку порождает для каждого из них свой набор конъюнктурообразующих факторов. Совокупность этих условий сформировала в XXI в. новые явления и векторы развития основных групп мировых товарных рынков. 1.2 Конъюнктура мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура. В широком смысле под конъюнктурой понимается конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнктурообразующих факторов). Всестороннее исследование конъюнктуры рынка является важной проблемой экономической теории и практики. При этом в исследовании конъюнктуры на разных уровнях различают [4, с. 213]: - общеэкономическую конъюнктуру (положение в мировом хозяйстве в целом, в регионе (группе стран), в экономике отдельных стран); - конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка и отраслевую конъюнктуру; - конъюнктуру рынков отдельных товаров и услуг. В реальной практике эти уровни конъюнктуры взаимосвязаны, что должны учитывать ее исследователи (для того чтобы исследо­вать конъюнктуру отдельного товара, нужно иметь информацию об отраслевой конъюнктуре, а для исследования отраслевой конъ­юнктуры нужно знать общеэкономическую конъюнктуру и т.д.). С точки зрения временных критериев выделяют [11, с. 17]: - текущую конъюнктуру; - кратко- и среднесрочную конъюнктуру; - долгосрочную конъюнктуру. Исследования текущей, кратко-, средне- и долгосрочной конъюнктуры мирового рынка взаимосвязаны (например, в оценки долгосрочной конъюнктуры постоянно вносятся коррективы с учетом изменений в текущей, кратко- и среднесрочной конъюнктуре). Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воз­действием широкой совокупности конъюнктурообразующих факторов (экономических, научно-технических, политических, социальных и др.). Эти факторы подразделяются на [16, с. 10]: - постоянные и переменные; - циклические и нециклические; - стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его; - по срокам действия — кратко-, средне- и долгосрочные. Когда составляются прогнозы конъюнктуры рынка, то обычно выделяются и анализируются, прежде всего, те факторы, от действия которых в максимальной степени зависит будущее развитие конъюнктуры. Это так называемые «конъюнктурные симптомы». Общая совокупность этих конъюнктурных симптомов составляет так называемую конъюнктурную симптоматику (которая специфична для каждого конкретного сегмента мирового товарного рынка). Конъюнктурные колебания в значительной степени связаны с циклическим характером развития экономики. При этом действуют длинные циклы («волны») конъюнктуры (так называемые «циклы Кондратьева» — по имени известного отечественного исследователя этих проблем Н.Д. Кондратьева (1892-1938)). В основе этих длинных циклов (волн) конъюнктуры лежат крупные научно-технические открытия, связанные с появлением принципиально новых продуктов (товаров), порождающих на весьма длительный период (25—30 лет) «волны» конъюнктуры до исчерпания основных научно-технических преимуществ данного продукта. Цикличность конъюнктуры хорошо видна на примере конъюнктуры мирового рынка машин и оборудования. В мировой промышленности постоянно действуют циклы, связанные с обновлением оборудования, а также и циклы обновления потребительских товаров длительного пользования (автомобили, холодильники и т.д.). При этом проявляются основные закономерности так называемого «цикла жизни» продукта. Реальная же практика изменения конъюнктуры существенно более динамична, чем это вытекает из цикличности экономического развития. В отдельных случаях в результате интенсивного действия дополнительных факторов конъюнктура может не отражать буквально прохождение тех или иных фаз цикла. Помимо циклических факторов действуют постоянные и переменные нециклические факторы [21]. К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести, например, регулирование экономики государством (в зависимости от того, насколько значительна роль государства в экономике конкретной страны), а также воздействие на конъюнктуру со стороны ведущих монополистических объединений, ТНК. Симбиозом двух названных факторов является государственно-моно­полистическое регулирование (когда регулирующее воздействие является результатом объединения мощи монополий с возможно­стями государственных институтов). К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести и политические факторы, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на конъюнктуру рынка. Вместе с тем есть постоянно действующие конъюнктурообразующие факторы, которые обычно рассматривают как нециклические факторы, однако они имеют свою собственную (хотя и не­редко скрытую) цикличность. Так, например, на многие аспекты изменения конъюнктуры промышленной продукции оказывает воздействие развитие оборонно-промышленного комплекса от­дельных стран (это влияет, прежде всего, на конъюнктуру рынков вооружений и связанных с ними отраслевых рынков). Однако даже в производстве и реализации даже такого специфического вида продукции есть своя собственная цикличность, связанная с переходом от одних поколений вооружений к другим. Непрерывен также и НТП, однако на практике в появлении крупных научно-технических достижений и в их воздействии на жизнь общества в целом есть свои логика и цикличность, когда накопление научных знаний приводит на определенном этапе к качественному сдвигу, скачку в той или иной области научно-технического развития. Это неизбежно порождает новые «волны» в развитии производства и, естественно, оказывает значительное воздействие на конъюнктуру рынка. По существу, циклическим фактором является и имеющая место в ряде отраслей сезонность производства и потребления (сельское хозяйство, сезонность в одежде, обуви и т.д.). В целом количество и сила действия тех или иных конъюнктурообразующих факторов постоянно меняются (нередко в значи­тельных пределах) в зависимости от конкретных особенностей того или иного рынка. Кроме того, одни и те же конъюнктурообразующие факторы могут по-разному влиять на различные сегменты рынка. Так, например, девальвация национальной валюты может на определенном временном промежутке способствовать наращиванию отечественного экспорта и, напротив, спаду импортных операций в стране. В некоторых случаях на конкретных рынках может возникать ситуация (следуя терминологии макроэкономической теории) гистерезиса, когда текущие и, казалось бы, временные, преходящие колебания конъюнктуры приводят к долгосрочным негативным изменениям на данном рынке.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Международные рынки, 23 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Международные рынки, 24 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Международные рынки, 40 страниц
480 руб.
Курсовая работа, Международные рынки, 22 страницы
264 руб.
Курсовая работа, Международные рынки, 48 страниц
576 руб.
Курсовая работа, Международные рынки, 43 страницы
516 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg