Глава 1
1.1. Понятие и организация денежного обращения в РФ
Денежное обращение — это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, которые обслуживают реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. [1]
Денежное обращение представляет собой кругооборот денежных потоков в наличной и безналичной форме. Такое движение возможно благодаря тому, что у кого-то имеется избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (предъявляет спрос). Денежное обращение обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него происходит функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов). Ведь невозможно заплатить военному содержание, а учителю заработную плату частью продукции крупного тракторного завода — налогоплательщика. Он уплачивает налоги в денежной форме, в денежной же форме эти средства поступают в бюджет, и в такой же форме поступают военному и учителю. Поэтому денежное обращение — это кровеносные сосуды для финансовой системы.
Денежное обращение имеет две основные формы: наличную и безналичную. Наличное денежное обращение — движение наличных средств, т. е. банкнот от одного владельца к другому, при выполнении ими двух функций: средства обращения и средства платежа. Наличное обращение — наиболее трудоемкий и наименее защищенный процесс перераспределения благ. В налично-денежном обращении заложены ограничения (отсутствие удобства и практичности) для хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, эта форма обращения в меньшей степени поддается контролю со стороны государства, поэтому в определенных случаях может быть более желательным для хозяйствующих субъектов. Государство, осознавая это, устанавливает определенные ограничения на наличный оборот, касающиеся в основном предельных сумм расчетов наличными и сроков хранения наличности в кассе предприятия.
Правила организации налично-денежного обращения регулируются Положением Банка России от 05.01.1998 №14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».
Безналичное денежное обращение — движение электронных денег, т. е. изменение записей на счетах. Безусловно, развитое безналичное обращение возможно лишь при развитой банковской системе, когда скорость, гарантия прохождения платежей, качество сопутствующих услуг — все это предоставляет настолько большие удобства по сравнению с наличным обращением, что происходит отказ от наличного обращения.
Основными инструментами безналичного обращения являются: ценные бумаги (векселя, чеки), кредитные карточки.
Для расчета необходимой денежной массы в стране важен такой показатель, как скорость оборота средств: чем больше товаров и услуг, тем больше требуется денег для обслуживания их перемещения. Количество же денег можно регулировать не только путем выпуска новых денег, но и путем ускорения оборота существующих.
Правила организации безналичного обращения регулируются положением Банка России от 03.10.2002 №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
Между наличным и безналичным денежным обращением существует взаимосвязь и взаимозависимость. Деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую:
1) при внесении на банковские счета наличные деньги становятся безналичными;
2) при снятии с банковских счетов безналичные деньги становятся наличными. [2]
Взаимодействие элементов денежной системы осуществляет Центральный Банк РФ, основные функции которого:
1) разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;
3) ЦБ является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливать правила осуществления расчетов в РФ;
5) устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществлять государственную регистрацию кредитных организаций; выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
7) осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;
8) регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
9) осуществлять самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
10) осуществлять валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определять порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
11) организовывать и осуществлять валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ
Центральный банк контролирует налично-денежное обращение, занимается производством, перевозкой и хранением банкнот и монет, создает их резервные фонды; устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций, устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения и ведения кассовых операций для кредитных организаций. [3]
1.2. Проблемы реализации денежного обращения на современном этапе и пути их решения
1. Одной из проблем является влияние на денежное обращение теневой экономики.
Теневая экономика это систематическая экономическая деятельность, не регистрируемая и не контролируемая официальными органами власти, осуществляемая с целью получения дохода и сокрытия его от налогообложения.
Основой теневой экономики являются теневые экономические процессы, , представляющие собой отдельные экономические операции, связанные с куплей-продажей товаров, работ и услуг, которые в силу особенностей их совершения не могут быть зафиксированы в органах государственной статистики. Следует отметить, что главной особенностью или основным фактором, обеспечивающим проведение теневых экономических процессов является использование в них наличных денег, т.к. операции с наличными деньгами, в силу их специфики, не могут контролироваться государством. Поэтому, можно утверждать, что наличные деньги являются обязательной составляющей теневых экономических процессов, обеспечивающей сокрытие данного вида деятельности от налоговых, правоохранительных органов и органов государственной статистики.
При этом оценка объемов наличных денег без учета иностранной валюты в руках российских граждан, объемы которой, по разным оценкам, составляют до 1 трлн. рублей. Этот факт является одной из главных причин высокой степени развития теневого сектора российской экономики.
На сегодняшний день доля теневой экономики в ВВП в России составляет, по разным оценкам, от 25 до 50%, а размер теневого сектора экономики в стране, при котором он не несет опасности для национальной экономики, большинство специалистов признают в пределах 5-10% от ВВП..
2. Стоит отметить и такой отрицательный эффект обслуживания денежного оборота наличными деньгами, как потеря управляемости ими вследствие невозможности эффективного наблюдения (мониторинга) за движением наличных денежных потоков. Труднорегулируемая концентрация наличных средств по регионам порождает ситуацию реальной зависимости эмиссионной деятельности Центрального банка России от развития стихийных начал в денежном обращении и, в частности, миграции наличных средств. Это связано с рядом факторов:
• практической невозможностью регулировать перемещение массы наличных денег в разрезе регионов страны, а также стран СНГ;
• отсутствием четкого механизма и стимулов для перевода основной массы экономических агентов поступления наличных денег в сферу организованного безналичного банковского оборота;
• пониженной относительно расчетов наличными деньгами привлекательности ведения расчетов в безналичной форме.
3. На денежное обращение также влияют и различные виды рисков. Можно выделить следующие виды макроэкономических рисков, возникающих при управлении денежным обращением:
• рост инфляции выше ожидаемого уровня – свидетельствует как о несбалансированной монетарной политике, так и о неэффективном контроле со стороны Правительства за динамикой цен. Высокий уровень инфляции является одной из главных причин пассивного использования ставки рефинансирования в качестве инструмента регулирования;
• снижение конкурентоспособности национальной экономики и падение темпов роста ВВП – происходит за счет чрезмерного укрепления курса национальной валюты и создает преимущества для иностранных производителей;
• снижение устойчивости банковского сектора – риск обусловлен резкими изменениями курса национальной валюты, образованием отрицательных курсовых разниц;
• разбалансирование платежного оборота – возникает, как правило, в результате быстрого роста инфляции и нехватки денежных средств, что ведет к вытеснению национальной валюты. Появляется неопределенность в ценовых пропорциях, снижаются налоговые поступления, формируется тенденция усиления оттока капитала, замедляются темпы роста валового внутреннего продукта;
• процентные риски – обусловлены изменением стоимости валютных ресурсов на зарубежных рынках или неожиданными изменениями курса национальной валюты внутри страны. Вызывают изменения величины реальной процентной ставки по кредитам и депозитам, что отражается на рентабельности операций банковского сектора в целом.
Пути оптимизации денежного обращения в Российской Федерации
Выявленные в работе недостатки в организации и структуре денежного обращения требуют принятия специальных мер по их преодолению. Необходимо, на мой взгляд, разработать специальную долгосрочную федеральную программу развития системы безналичных расчетов платежей в секторе национальной экономики. Главной целью такой федеральной программы должно стать ускоренное и сбалансированное развитие в Российской Федерации различных форм и видов безналичных платежей населения при одновременном снижении доли расчетов наличных платежей, которые сейчас наиболее распространены. Без принятия на федеральном уровне этой программы проблематично устранить серьезное отставание России от цивилизованных стран в области развития системы денежного обращения. В свою очередь, эта федеральная программа должна поддерживаться необходимыми экономическими, правовыми и организационно-техническими мероприятиями. Для этого необходимо подвести под розничные безналичные платежи более прочную правовую базу, разработать и принять законы:
• о безналичных расчетах физических и юридических лиц;
• о финансовых компаниях (домах);
• об электронной торговле (коммерции) и сделках, совершаемых при помощи электронных средств (электронных сделках);
• о предоставлении финансовых услуг в электронной форме и электронных переводах денежных средств.
Такие законы, регулирующие безналичные платежи физических лиц, уже давно действуют в развитых странах. Пока в России были сделаны только первые шаги в этом направлении. В настоящее время приняты только Федеральный закон «О цифровой подписи» №1-ФЗ от 10 января 2002 года, но ввиду сложности технической реализации можно сказать, что и он ориентирован преимущественно на юридических лиц, а также Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях», однако указанный закон подробно не раскрывает легальных работающих механизмов накопления и обмена информацией между кредитными бюро. В законе не прописано, как именно бюро кредитных историй должны сотрудничать и обмениваться информацией между собой. Поэтому единое информационное пространство, которое и является залогом эффективности функционирования созданной системы, не сложилось.
Наряду с вышеизложенным, целесообразно включить в действующий Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» юридическую норму, предусматривающую наделение Банка России правом устанавливать предельный размер одного платежа наличными деньгами, осуществляемого отдельными российскими гражданами и предпринимателями без образования юридического лица при денежных расчетах с третьими лицами за приобретаемые товары, выполненные работы и услуги производственно-технического и потребительского характера. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в настоящее время Банк России определяет размер одного такого платежа лишь в отношении взаимных расчетов между юридическими лицами, проводимых ими с использованием наличных денег.
Целесообразно также закрепить в законе в качестве одной из задач Центрального банка снижение доли наличного обращения и стимулирование развития системы безналичных расчетов.
Для развития безналичных платежей в сфере личного потребления необходимо:
• совершенствование нормативной базы, регламентирующей операции по выпуску и обращению электронных средств платежа;
• развитие инфраструктуры для совершенствования операций с использованием платежных карт (расширение сети приема платежных карт), оборудование предприятий розничной торговли электронными терминалами и им принтерами для оплаты товаров и услуг посредством платежных карт;
• обеспечение электронных платежей системами безопасности и защиты данных клиентов (поскольку во всем мире участились случаи взлома банковских информсистем, факты мошенничества, кражи данных держателей карт);
• финансовое образование населения, ознакомление клиентов банков с новыми банковскими продуктами;
• решение вопроса о том, кто будет нести затраты на продвижение безналичных платежей в тех местах, где объем операций незначителен и не дает сравнительно быстрой окупаемости понесенных затрат.
Несмотря на достаточно высокие темпы прироста количества банковских карт и объема операций, совершаемых с использованием платежных карт, доля наличных платежей по оплате товаров и услуг в общем объеме совершаемых операций с использованием платежных карт юридическими и физическими лицами составила лишь 10% (в том числе 7% – физическими лицами), остальные 90% – операции по снятию наличных денег. Так, к сожалению, в России до сих пор использование банковских карт способствует в основном автоматизации процесса выдачи заработной платы, а не развитию безналичной оплаты товаров и услуг.
В качестве начальной меры, направленной на стимулирование развития безналичного обращения, желательно больше использовать практику безналичных расчетов населения с применением специальных расчетных чеков, которые во многом схожи с расчетными и кроссированными чеками, которые широко распространены за рубежом.