Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Формирование правовой культуры обучающихся профессиональ-ных образовательных организаций

irina_k200 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.08.2020
Цель исследования – изучение и теоретическое обоснование системы формирования правовой культуры студентов в современных условиях среднего профессионального образования. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи: ? Рассмотреть теоретические аспекты формирования правовой культуры личности. ? Изучить правовую культуру студентов образовательной организации на примере Государственной автономной профессиональной образовательной организации «Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж». ? Выявить уровень правовой культуры студентов образовательной организации среднего профессионального образования Государственной автономной профессиональной образовательной организации «Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж». ? Изучить систему формирования правовой культуры студентов в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Стерлитамакский многопрофильный колледж». Объект исследования – процесс правового обучения и воспитания в профессиональных образовательных организациях. Предмет исследования – уровень сформированности правовой культуры студентов в системе среднего профессионального образования. Методологическая основа исследования – общенаучные мето-ды(анализ, синтез, системный подход), специальные методы(сущностный, структурный), метод социологического исследования(опрос, который ис-пользовался для диагностики уровня правовой культуры студентов, их отношения к правовым нормам). Практическая значимость работы заключается в том, что выявлен-ные результаты исследования могут быть использованы в педагогической работе со студентами учреждений среднего профессионального образования по повышении уровня правовой культуры, а также в разработке лекций и практических занятий, моделирующих различные ситуации правовой направленности с целью формирования правовой культуры. Исследование состоит в расширении и систематизации имеющегося материала по проблеме формирования правовой культуры личности, а также соотношения понятий правовой культуры, правового сознания и правового воспитания студентов в современных условиях среднего профессионального образования. В процессе исследования использовались труды таких авторов как Е.В. Аграновской, Г.И. Аксеновой, Т.И. Цыгановой, Д.С. Безносова, З.М. Гафарова, О.А. Гулевич, Е.О. Голынчик, А.А. Жигулина, И.А. Ильина, С.Ю. Назарова, О.П. Ни-колаева, В.Н. Савиной, А.П. Семитко, Е.В. Сенченковой, Т.Г. Хащенко, И.М. Хиль, Г.Г. Шиханцова, Л.Г. Щурикова, М.С. Яницкого, Н.Н. Ярушкина, Н.М. Яковлева и других. База исследования: Государственная автономная профессиональная образовательная организация «Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж». Юридический адрес: 453 103, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Николаева, 124. Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение

В нашей стране много говорят и пишут о построении правового государства, а одним из необходимых условий является законность и правопорядок, социальная активность граждан, высокий уровень их правовой культуры. К сожалению, в настоящее время общество сталкивается с таким явлением, как низкий уровень правового самосознания. У большинства населения, в том числе у студентов, слабое знание правовых норм. Число правонарушений и преступлений, совершаемое детьми школьного возраста, растёт. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры молодежи, что будет способствовать формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством. Актуальность данной темы определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе профессиональной подготовки и социализации личности. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права. Являясь одним из основных институтов социализации личности, образовательная профессиональная организация играет особую роль и в процессе формирования правовой культуры студента, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Вопрос о правовой культуре личности студента приобретает сегодня не только академическое значение, но и прежде всего практическое. Правовая культура в практическом аспекте необходима будущему специалисту для того, чтобы он хорошо ориентировался в «новом мире», находил правильный выход из ситуации, в которую все чаще попадает из-за отсутствия элементарной правовой грамотности, хорошо знал свои права и обязанности, умел их реализовать и с помощью правовых средств эффективно защищать; чтобы он знал и уважительно относился к правам и обязанностям своих контрагентов, будь то граждане, трудовые коллективы, государственные или общественные органы, должностные лица, грамотно решал задачи практического поведения в правовой сфере. Правовое обучение, формирование правовой культуры студентов, будущих специалистов, становится важной государственной задачей. Велика ответственность образовательных учреждений всех рангов и уровней за формирование дееспособных специалистов, их социально-ролевой готовности к жизнедеятельности в гражданском обществе. Таким образом, отсутствие в обществе развитой правовой культуры, правового мировоззрения и во многом, как следствие этого, стабильного законодательства, законности, правопорядка в целом не дают возможности достаточно эффективно решать сложные социально-экономические проблемы роста благополучия общества, обеспечения достойных условий жизни человека, его прав и свобод. Актуальность темы определяет цель и задачи исследования.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические основы формирования и развития системы правовой культуры в профессиональных образовательных организациях ………………………………………………………………… 7 1.1 Понятие и сущность правовой культуры ……………………………….. 7 1.2 Аспекты формирования правовой культуры обучающихся …………... 15 1.3 Принципы и методы образовательного процесса по формированию правовой культуры …………………………………………………………… 23 Выводы по первой главе …………………………………………………… 32 Глава 2. Формирование правовой культуры в профессиональных образовательных организациях на примере государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж» 33 2.1 Характеристика уровня сформированности правовой культуры в ГАПОУ «СМПК» ……………………………………………………………... 33 2.2 Система формирования правовой культуры студентов в ГАПОУ «СМПК» ………………………………………………………………………. 45 Выводы по второй главе …………………………………………………… 56 Заключение …………………………………………………………………... 58 Список литературы ………………………………………………………… 61 Приложение ………………………………………………………………….. 66
Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I). Ст. 7598. 2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 - О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы: // Собрание законодательства РФ. 2016. № 2 (часть I). Ст. 368. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: // Российская газета. 2012. № 139. 4. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. - 2011. - 14 июля. - № 151). 5. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. - 20.10.2009. - № 198. 1.1.6. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) // Совет Безопасности Российской Федерации. 6. Аграновская, Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 2012. – 120 с. 56 7. Аксенова, Г.И., Цыганова Т.И. Формирование правовой культуры в системе профессиональной подготовки студентов. 2006. №2. с. 135-138. 8. Батанов, А.А. Понятие правового сознания в отечественной психологии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. №4. с. 89-93. 9. Безносов, Д.С. Правовое сознание: структура, содержание, виды // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Вып.2. с. 59-70. 10. Вольская, С.Ф., Зайцев, А.А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза // Вестник МГТУ. 2006. Т.9. №4. с. 591-593. 11. Гафаров, З.М. Методика правового воспитания молодежи: курс лекций. Ташкент, 2010. – с. 43. 12. Гулевич, О.А., Голынчик, Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор. М., 2011. – 273 с. 13. Жигулин, А.А. Правовая культура студентов как единый комплекс правовых ценностей // Территория науки. 2013. №6. с. 188-196. 14. Жигулин, А.А. Правовая культура студентов как социальный феномен // Психология, социология и педагогика. 2012. №3. с. 7-10. 15. Жидовцева, О.А. Правовое сознание: основные подходы к определению и классификации // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. №21. с. 204-208. 16. Ильин, И.А. О сущности правосознания. М., 2009. – с. 235. 17. Крюкова, Т.В., Моисеев, Е.Ю. Диагностика уровня сформированности правового сознания студентов в практике их подготовки в техническом вузе // Психологические науки. 2016. №1. с. 3-5. 18. Леонтьев, Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, Питер, 2012. – с. 372-377. 58 19. Максимова, И.М. Правосознание как источник правового поведения личности: канд. юрид. наук. Тамбов, 2005. –с. 181. 20. Муслумов, Р.Р. Психология правовой культуры молодежи. Шадринск, 2005. –с. 25. 21. Назаров, С.Ю. Правовое сознание личности как феномен культуры // Мир науки, культуры, образования. 2011. №3. -с. 89-90. 22. Назаров, С.Ю. Правовое сознание личности как феномен культуры // Мир науки, культуры, образования. 2011. №3. - с. 89-90. 23. Назаренко, Г.В. Теория государства и права. М.: Изд. «Познавательная книга плюс», 2006. – с. 176. 24. Николаева, О.П. Правовая и моральная зрелость личности // Субъект и социальная компетентность личности. М., 2009. – с. 549. 25. Николаева, Л.Н. Формирование правовой культуры студентов: канд. пед. наук. Смоленск, 2005. – с. 219. 26. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. СПб: СПб ГУП, 2010. –с. 533. 27. Потякин, А.А. Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания // Общество и политика: современные исследования, поиск концепций / Под ред. В.Ю. Большакова. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского университета, 2008. - с. 350-351. 28. Савин, В.Н. Правовая культура студентов в современных условиях: социологический анализ. Екатеринбург, 2011. – с. 256. 29. Сандул, Я.В. Соотношение объективных и субъективных факторов правового воспитания студенчества // Знание. Понимание. Умение. 2011. №2. - с. 252-256. 30. Семитко, А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 2006. №10. - с. 109. 31. Сенченкова, Е.В. Правовое сознание в жизни общества // Альманах современной науки и образования. 2009. №12. - с. 76-77. 32. Стрижов, Е.Ю. Психология нравственной надежности и мошенничества: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – с. 305. 33. Хащенко, Т.Г., Хащенко А.В., Шпак М.М. Психология правомерного поведения. Опросник «Правовое поведение личности». Ульяновск: Улья-новская ГСХА, 2011. – с. 67. 34. Хащенко, Т.Г., Хащенко А.В., Шпак М.М. Формирование личностной готовности студентов вуза к правомерной профессиональной деятельно-сти: психолого-педагогические условия и технология: Монография. Ульяновск: Ульяновская ГСХА, 2012. – с. 160. 35. Хащенко, Т.Г., Шпак М.М. Разработка опросника для диагностики профессионально правомерной направленности личности // «Психологическая наука и образование». 2013. №4. - с. 230-240. 36. Хиль, И.М. Правовое сознание, социальная роль и активная жизненная позиция молодежи // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2012. №2. - с. 15-17. 37. Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология. М., 2006. – с. 272. 38. Шмелева, О.Ю. Правовой нигилизм как атрибут российского политического сознания // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. №4. С. 249-254. в структуре личности / Психологические исследования: сб. науч. тр. Выпуск 3. Самара: «Универс-Групп», 2006. - с. 207- 223. 39. Щурикова, Л.Г. Междисциплинарное правовое образование как необходимое условие формирование правовой культуры специалистов технологического вуза и инновационного развития государства / Л. Г. Щурикова, С. И. Галиева // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - № 16. - с. 378-380. 40. Щуров, Е.А. Структура и содержание правового сознания в правовом образовании студентов вузов // Общество и право. 2011. №3. - с. 302- 305. 41. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2011. – с. 204. 42. Ясюкова, Л. А. Правовое сознание в структуре ментальности россиян. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008 – с. 257. 43. Ясюкова, Л.А. Состояние и тенденции развития правосознания в совре-менном российском обществе // Человек и общество: Научный и обще-ственный альманах. Санкт-Петербургский университет, 2005. №31. - с. 60- 84. 44. Ярушкин, Н.Н. Вопросы правового и нравственного развития молодежи // Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России». Самара: СаГА, 2008. - с. 7- 10. 45. Ядрышников, К.С. Основы государственной политики в сфере формирования правовой культуры обучающихся / К.С. Ядрышников // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2017. - № 1 (38). - с. 294-299. 46. Яковлев, Н.М. Образование и его значение в формировании правовой культуры и антикоррупционного правосознания студентов // Вестник северо- восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. - 2017. - № 1 (05). - с. 78-81. 47. Правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071558/#ixzz49b7OFDmf(дата обращения: 18.12.2017) 48. Методические рекомендации по правовому воспитанию в образователь-ных учреждениях СПО. - Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id1042/Metodicheskie-rekomendacii-po- pravovomu-vospitaniyu-v-obrazovatelnyh-uchrezhdenijah-SPO(дата обращения: 04.12.2017) 49. Правовая культура: понятие и структура. - Режим доступа: https://studopedia.ru/8_117694_pravovaya-kultura-ponyatie-i-struktura.html(дата обращения: 05.12.2017)
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования и развития системы правовой культуры в профессиональных образовательных организациях 1.1 Понятие и сущность правовой культуры Известно, что феномен правовой культуры активно обсуждается в юридической и социологической науке. Для определения смыслового поля данного понятия необходимо рассмотреть его составляющие. Как показал анализ справочной литературы (большая советская энциклопедия, философский словарь, педагогическая энциклопедия, словарь по педагогике и психологии), выражение «правовая культура» имеет как метапредметные и внутрипредметные первообразы, прообразы, так и понятия, определяющие единый семантический ряд (Е.А. Аграновская, А.Б. Венгеров, Е.А. Зорченко, В.П. Сальников, А.П. Семитко, А.К. Черненко) [23, с. 152; 25, с. 251; 28, с. 118; 38, с. 213; 39, с. 158; 47, с. 285]. Культура – это сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. По мнению Л. Кертмана, в настоящее время насчитывается свыше пятисот дефиниций культуры. «Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных, нравственных и духовных ценностях» [16, с. 92]. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой культура определяется как «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» [27, с. 182; 38, с. 212]. По мнению Л.И. Михайловой, «культура, прежде всего, является системой ценностей, которую усваивает индивид и благодаря следованию которой он реализует себя в обществе» [21, с. 172]. Теоретическое исследование понятия «культура» позволило нам определить, что она понимается как материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности, идеи, мнения, представления. Интерес в области конкретизации правовой культуры расширил аналитический поиск. При этом мы обратили особое внимание на соотношение философского, юридического и психолого-педагогического ансамбля сочетания культуры и права, которое представлено Н.М. Кейзеровым, В.Н. Кудрявцевым, В.Д. Попковым, Н.А. Придворовым, В.И. Ремневым, Ю.А. Розенбаумом, Ф.Т. Селюковым, А.П. Семитко, В.М. Чхиквадзе [20, с. 162; 30, с. 192; 29, с. 223; 38, с. 241; 36, с. 192; 48, с. 62]. Понятие «правовая культура» вошло в науку в начале XX века. Высшей ступенью правовой культуры считается уровень безупречного социально- правового поведения, детерминированного не только внешними механизмами правового регулирования, но и внутренними этическими мотивами, духовными установками. Представители правовой социологии (Ю.А. Агафонов, Э.П. Ва-щилин, Ф.Э. Шереги) характеризуют общий уровень правовой культуры общества, правокультурность отдельных слоев общества; настроения по отношению к праву, к органам правопорядка, к соблюдению правовых норм в повседневной жизни [18, с. 85; 31, с. 182; 42, с. 202]. Правовая культура является одной из основных составляющих культуры общества. Ей свойственны качества, характеризующие культуру как общественное явление. Рассмотрение психологических механизмов формирования и функционирования правосознания, определение влияния деформаций правосознания на поведение личности представлено в работах по юридической психологии с содержанием молодежной тематики (С.С. Алексеева, Я. Алстеда, П.Н. Беспаленко, Э.П. Ващилина, Р.Н Галиахметовой, О.Б. Даутовой, В. Добрыниной, Н.Ю. Евпловой, Т.Н. Ивановой, Г.Р. Ишкильдиной, Т.Н. Клочковой, А.И. Ковалевой, Г.В. Куприяновой, Т. Кухтевич, Е.А. Певцовой) [18, с. 123; 21, с. 203; 25, с. 315; 36, с. 89]. В педагогических и психологических исследованиях (Я. Алстед, Л.И. Петражицкий, С.В. Христофоров) конкретизируется содержание структурных компонентов правовой культуры личности, определяются цели, задачи, содержание, формы, методы и средства педагогической деятельности по правовому воспитанию, методы оценки и критерии правовой воспитанности [6, с. 162; 22, с. 162; 45, с. 183]. Итак, межпредметная область изучения соотношения права и культуры рассматривает правовую культуру как интегративное понятие, разделяя правовую культуру общества и правовую культуру отдельной личности. Такое деление позволяет нам сделать вывод о необходимости и возможности привнесения в содержание образования школы феномена правовой культуры. Конкретизируем научно-теоретический ансамбль «правовая культура общества» и «правовая культура личности» [46, с. 215]. Правовая культура общества – это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности. Правовая культура общества характеризует качественное состояние правовой жизни социума: уровень развития законодательной базы; наличие системы законодательных, исполнительных и правоохранительных органов; степень исполнения требований правовых норм во всех сферах жизнедеятельности общества; отношение общества к законам, к их соблюдению, к поддержанию правопорядка и т.д. [17, с. 225; 29, с. 116; 32, с. 212]. Обращенность многих специалистов: ученых и практиков, исследователей в области прикладной юриспруденции, педагогики и психологии (В.А. Беловолов, А.Б. Венгеров, Е.А. Аграновская, Е.А. Зорченко, А.Д. Лопуха, П.С. Самыгин, Е.А. Зубок, А.К. Черненко) – к изучению сущности понятия «правовая культура личности» позволяет понять, что соотношение понятий «правовая культура общества» и «правовая культура личности» имеет семантическое единство в основании образовательного пространства (процесса). Так, правовая культура личности обозначается как «совокупность духовно-практических способностей, позволяющих ей выстраивать цивилизованные, отвечающие морально-правовым критериям отношения с другими индивидами, структурами гражданского общества и государственными институтами». Позиция Н.Ю. Евпловой не расходится с мнением предыдущего автора: «Правовая культура личности – это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность» [15, с. 61]. Правовая культура личности предполагает наличие правовых знаний, правовой информации, превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения, готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно – в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения. Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных эле-ментов: уровня правосознания и правовой активности граждан. Уровень правосознания выражается в степени освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, в направленности на соблюдение запретов, использование прав, исполнение обязанностей. Каждый субъект призван осмыслить, что право представляет собой ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д. Таким образом, структура правовой культуры личности весьма многогранна. В ней можно выделить три группы элементов, рассматриваемых в неразрывном единстве: идейно-теоретические представления, позитивные правовые чувства и творческую деятельность индивида в правовой сфере [29, с. 145]. Компонентами правовой культуры личности являются следую-щие: ? правовое поведение, ? ее отношение к праву и другим правовым явлениям, ? осознание их ценности, уважение к правам другого человека, ? привычка правомерного поведения, ? социально-правовая активность. Индивидуальная правовая культура является показателем степени и характера правового развития отдельной личности, включающим ее правовые идеологические установки, правовое сознание, добровольное исполнение правовых предписаний в процессе жизнедеятельности. Правовую культуру личности мы будем представлять как осознание и принятие норм права, как безупречное правовое поведение, детерминированное не только внешними механизмами правового регулирования, но и внутренними этическими мотивами, духовными установками. Данное качество немыслимо без человека и его деятельности, без правовой направленности этой деятельности и правового мышления [28, с. 185]. К факторам, которые влияют на формирование правовой культуры личности, можно отнести следующие: ? психологические: осознание своей принадлежности к данному народу, нации, государству; ? юридические: осуществление государственно-правовой при-надлежности индивида; ? экономические: либерализация собственности, свобода пред-принимательства и т.д., все, что оказывает эффективное стимулирую-щее воздействие на правовую активность гражданина, нацеливая на экономическую самостоятельность в будущем; ? политические: демократизация общества, народовластие, что обеспечивает рост социальной активности индивида, наиболее полно-ценное использование им конституционных прав и свобод; ? социальные: уважение человека со стороны государства, признание приоритета его прав и свобод, социальная справедливость; ? духовные: рост образованности индивида, его культуры, по-вышение его нравственного потенциала [31, с. 98]. Правовая культура личности предполагает ее правовое сознание в действии, которое справедливо накапливается лишь в целенаправленно организованном пространстве. Подготовка молодых людей к жизни в гражданском обществе и само его существование станут реальностью, если образовательный процесс организовать так, чтобы за годы учебы ученики не только получили знания о своих правах, свободах и обязанностях. Важно, чтобы они научились уважать права и свободы личности, проявлять национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Смысл образования состоит в том, чтобы воспитать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан. Как отмечают отечественные исследователи(А.А. Ганеева, А.И. Сорокина, А.Б. Фирстов), правосознание – это особый вид интеллектуально-познавательной и практически-преобразующей деятельности индивидов и их групп, ядро которого образуют базовые когнитивные возможности, обусловливающие понимание того, что такое право, закон, власть и определяющие специфику анализа и оценки различных видов правового поведения (противоправного и правомерного) [8, с. 145; 32, с. 152; 38, с. 203]. Целостность правовой культуры обучающегося как единства правового сознания и поведения обеспечивается благодаря развитой морально-волевой саморегуляции. Правовые отношения личности студента могут быть полярными (позитивными и негативными) или индифферентными; направленными на общество и коллектив или эгоистичными; устойчивыми и неустойчивыми; активными и пассивными [48, с. 296]. Разработанная модель правовой культуры студента включает, совокупность элементов, характеризующих степень и характер его правового развития, определенный уровень правосознания, реализующегося в правопослушной профессиональной деятельности и повседневной жизни. Они представлены правовой идеологией, мировоззрением, ценностями, сознанием, психологией, поведением. Указанные элементы представляют в разработанной нами модели правовой культуры ее основные компоненты по функциональным сферам. Так, правовую культуру личности можно представить как органическое единство следующих компонентов: когнитивного (знание и понимание права, правовое мировоззрение); эмоционально- мотивационного (правовые ценности, правовая идеология, вера); деятельностного (правовое поведение). Формирование правовой культуры возможно лишь в прямом взаимодействии субъектов-участников образовательного процесса. А это говорит о необходимости обозначения компонентов правовой культуры, отражающихся в показателях как у студента, так и у педагога (таблица 1). Наполнение таблицы нам позволило определить теоретический анализ понятийного аппарата ключевых терминов темы исследования на основании вышеизложенного материала и выводов специалистов, занимающихся вопросами правового воспитания и правовой культуры в области юриспруденции. В модели правовой культуры студента и педагога нами выделены находящиеся в тесном взаимодействии когнитивный, эмоционально- мотивационный и деятельностный компоненты. Целостность правовой культуры личности студента как единства правового сознания и поведения обеспечивается благодаря развитой морально-волевой саморегуляции. [26, с. 256] На основании вышесказанного можно сделать вывод, что составляющими правовой культуры студента являются находящиеся в единстве когнитивный, эмоционально-психологический, мотивационно-ценностный, поведенческий компоненты. [29, с. 326] Правовая культура студента – это качество, формирующееся на основе имеющихся правовых знаний, представлений, взглядов, убеждений, интересов и идеалов, потребностей, мотивов, выражающееся в правовых отношениях учащегося к обществу, к коллективу, морально-волевых качеств, правовых умений, навыков и привычек и к другому человеку, к себе самому. Комплексными проявлениями правовой культуры учащегося будем называть следующие: ? систематизированные научные знания о праве, законодатель-стве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны; ? соблюдение правопорядка, установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка; ? социально полезное поведение, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина России, готовности в различных ситуациях действовать юридически грамотно [24, с. 189]. Выпускник среднего профессионального образования должен обладать такими качествами, как законоуважение, толерантность, убежденность в неотъемлемости прав, в неразрывности прав и обязанностей, уважение к правам, своим и чужим, умением ориентироваться в правовом поле. Таким образом, под правовой культурой понимается правовая сфера жизни социума, детерминируемая общественно экономическим строем и выражающаяся в достигнутом уровне правовой деятельности, правосознания личности и в целом правового развития граждан. Основными элементами правовой культуры как социальной системы являются следующие: правовая деятельность, юридические тексты, субъекты права, правовое сознание. Каждый из данных элементов, в свою очередь, имеет собственный состав и структуру. В правовой культуре присутствуют как пережитки прошлого, так и зачатки будущего. И успешно развивается именно то общество, которое не цепляется за отжившее, а используя все лучшее из прошлого, движется вперед по пути правовых реформ. Эффективное правое регулирование может быть достигнуто только на основе объединения в правовой культуре достигнутого уровня развития правовых отношений с прогностическими направлениями юридических наук, основывающихся на гуманистических принципах. 1.2. Аспекты формирования правовой культуры обучающихся Анализ литературы, где рассматриваются механизмы формирования и функционирования правосознания, влияние деформаций правосознания на поведение личности (С.С. Алексеева, Я. Алстед, В.П. Беспаленко, Э.П. Ващилина, Р.Н. Галиахметова, О.Б. Даутова, В. Добрынина, Н.Ю. Евплова, Т.Н. Иванова, Г.Р. Ишкильдина, Т.Н. Клочкова, А.И. Ковалева, Г.В.Куприянова, Т. Кухтевич, Е.А. Певцова) позволил нам убедиться, что рассмотрение вопроса о правовой культуре студентов обозначается в четырех основных аспектах: психологическом, социологическом, профилактическом и воспитательном (как части образовательного) [6, с. 192; 8,с. 29; 16, с. 151; 22, с. 236; 28, с. 142; 32, с. 163; 38, с. 215; 41, с. 256; 56, с. 45]. Одновременно выявились направления, в результате реализации которых обозначится эффективное образовательное пространство с включенной в него методологией, теорией и практикой правовой культуры. Таковыми направлениями стали содержательное, организационное, личностное. Психологический аспект. Большой эмпирический и теоретический материал в области возрастной психологии, возрастной педагогики позволяет сделать вывод, что возрастные особенности сказываются на поведении подростков и молодых людей. К 14-16 годам на основе суждений у подростков возникают убеждения, что для него «хорошо» и что для него и окружающих «плохо». В зависимости от собственных представлений у подростка формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с которыми складываются круг друзей, стиль поведения, внешний облик. На основе суждений и убеждений к 18-20 возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу и общество в значительной степени определяют жизненный путь молодого человека [25, с. 83]. Социологический аспект. Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определенную научную картину мира. В качестве элементов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком своего места и окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром. И поскольку в своей практической и познавательной деятельности человек соотносит себя с какой-то определенной стороной действительности, мир выступает перед ним как бы в разных своих проекциях. Соответственно этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные стороны мира, выделяет или различает в себе качественно определенные стороны, познает себя в различных аспектах [37, с. 181]. Наличие правовой культуры как общества, так и отдельной личности служит гарантом эффективности проводимых политических и экономических реформ. Уровень правовой культуры завтрашнего российского общества зависит от того, насколько она сформирована у сегодняшних студентов. Правовая культура формируется в процессе правовой социализации и правового образования. Под правовой социализацией исследователи (Е.А. Певцова, Г.К. Селевко, Е.В. Аграновская, Н.П. Вербицкий и др.) понимают естественный процесс вхождения каждого гражданина страны в правовое пространство своего государства. Она неизбежно осуществляется при участии индивида в различных правовых ситуациях [18, с. 156; 26, с. 242; 33, с. 198]. Исторический и социальный характер процесса социализации обусловлен переходом индивида от инстинктивно-трудовой к социально-трудовой деятельности. При этом социализация осуществляется в процессе деятельности, общения индивидов, их включенности в одно или несколько социальных образований в целях самовыражение личности. Человек в процессе социализации выступает в качестве объекта и субъекта, она складывается как из формирования индивидуального, так и усвоения социального опыта. Правовая социализация представляет одну из важнейших частей общей социализации индивида и представляет специфическое проявление ее общих законов в сфере формирования и развития индивидуального политического, правового сознания и правовой культуры. Социализация личности – процесс непрерывный. При формировании правовой культуры нельзя недооценивать значение правильного формирования общей иерархии ценностей личности и места правовых мотивов в этой системе. Исследования показывают, что в ряде случаев преступления и иные правонарушения совершаются в результате общей дефектности ценностных ориентаций лица. Вот почему формирование правовой культуры личности всегда должно сочетаться и дополняться воспитанием эстетической, нравственной, политической и экономической культуры. [48, с. 214] Важнейшей задачей правовой социализации является превращение идейных ценностей, полученных в процессе правового воспитания и обучения, в убеждения и реальные поступки. Вместе с тем психолого-педагогические исследования конца 90-х годов (В.М. Елин, Н.М. Савченко, С.Н. Головин, Е.В. Ярошенко) показали, что достичь в младшем и среднем школьном возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Общество как феномен современной культуры во всех его проявлениях становится предметом осмысления старшего подростка [14, с. 56; 22, с. 196; 29, с. 215; 40, с. 87]. Острое желание утвердиться, переизбыток энергии и потенци-альной конфликтности со взрослыми и с самим собой, социальная ориентация позволяют акцентировать его внимание на духовных проблемах. Входя в общество, старший подросток еще не имеет яркой индивидуальности, не до конца осознает себя как личность, а проблемы ему приходится решать новые, взрослые – выбор между правдой и ложью, между добром и злом. Работа с ним в этот период – помощь в жизненном самоопределении – и является основным этапом школьной социализации личности. Профилактический аспект. Вместе с тем это «трудный» возраст, и в первую очередь старшие подростки «трудны» для самих себя, потому что они уже не студенты, но еще и не юноши и находятся в противоречивом напряжении, боясь показаться недостаточно взрослыми и одновременно не имея достаточного опыта для самостоятельности. Поэтому работа с подростком в этот период включает в себя скрытую помощь: анализируя социальные проблемы, педагог инициирует самостоятельное осмысление подростком себя среди других. И особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры подростков. Давно подсчитано, что предупреждением правонарушений несовершеннолетних на конкретном территориальном уровне и непосредственно занимаются 40 различных государственных органов, учреждений, предприятий, общественных формирований; отдельные должностные лица и граждане. Столь впечатляющие большие показатели численности участников воспитательно-профилактической деятельности, на первый взгляд, дают основание предполагать высокую обеспеченность необходимым потенциалом. Однако отсутствие сколько-нибудь заметных сдвигов в состоянии и динамике правонарушений заставляет не спешить с этим выводом. Очевидно, что выход из создавшегося положения совершенно иной [35, с. 158]. Будучи одновременно и областью науки, и областью практиче-ской деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия. Особого внимания в рамках раскрытия аспектов формирования правовой культуры студентов заслуживает личностное направление, которое раскрывается через обобщение внешних и внутренних связей, интеграции условий и мнений, мировоззрения и убеждения. В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании своего «Я», своей индивидуальности, своей личности [28, с. 164]. У человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие убеждения. Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объек-тивной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей. Как и знание, сознание отдельного человека существует только в связи с сознанием общественным. Отдельные люди усваивают «присваивают» знания, накопленные обществом в ходе его истории, в процессе развития общественной практики [42, с. 172]. Следовательно, воздействие на личность осуществляется, прежде всего, в процессе утверждения в ее сознании научного знания о природе и обществе. Но сознание не определяется только знаниями и через знания. Знания должны быть актуальны для человека, т.е. приобрести для него субъективный, личностный смысл.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Культурология, 57 страниц
1425 руб.
Дипломная работа, Культурология, 61 страница
1525 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg