Глава 1
Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения преподавателей и студентов в конфликте
1.1 Содержание понятия «конфликт между преподавателем
и студентом»
В работах, посвященных конфликту между преподавателем и сту-дентом, чаще всего встречаются понятия: «конфликт», «конфликтность», «конфликтогенность». Конфликт (от лат. conflictus – «столкновение»; англ. conflict, нем. konflikt, фр. conflit) относится к таким понятиям, по поводу содержания которых нет единого мнения среди исследователей. Это связано, во-первых, с тем, что конфликт распространен повсеместно. Как форма внутривидовой и межвидовой борьбы за существование этот феномен присутствует в биологической, социальной и психологической сферах жизни.
Жизнь конфликтогенна по своей сути, т.к. конкуренция заключена в природе самого человека, осуществляющего свою деятельность в сообществе с другими, а не изолированно. Конкуренция и соперничество являются естественными формами поведения, поскольку не существует двух абсолютно одинаковых людей, чьи интересы, взгляды, склонности и настроения совпадают полностью [66, с. 467].
Во-вторых, междисциплинарный характер конфликтологии, по мнению А.И. Стребкова, свидетельствует об универсальности конфликта как способа взаимодействия индивидов в определенных условиях [76, с. 12].
В результате анализа различных словарных источников, посвященных категории «конфликт», мы выделили часто встречающиеся его определения.
1. Конфликт – предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [66, с. 467], [62, с. 127], [71, с.159].
2. Конфликт – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектного взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме [74, с. 343-344].
Определения «конфликта», представленные в работах зарубежных и отечественных исследователей, мы условно разделили на две группы.
Группа А:
? явление, обусловленное противодействием людей друг другу (А.И. Алексеева) [3, с. 16-17];
? борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника (О.Н. Громова, H. Coser) [30, с. 13], [88, с. 232];
? противоречия, разрешение которых есть поступательное движение в развитии внутриличностных, межличностных и межгрупповых отношений (И.П. Андриади) [5, с. 3-7];
? столкновение противоположных интересов, взглядов, стремле-ний, как серьезное разногласие, открытый спор, приводящий к борьбе (А.А. Лобанов).
Группа Б:
? наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе непосредственного взаимодействия субъектов (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов) [9, с. 9-10], [10, с. 7];
? разрушение и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмыслено субъектами, устранено, и взамен его должны быть созданы новые отношения (В.Ю. Питюков);
? социально-психологическое явление, детерминированное внут-риличностными проблемами (Н.У. Заиченко) [39, с. 4-5], [40, с. 5-6];
? взаимонавязывание и взаимосопротивление в ситуации негатив-ной формы отношений взаимодействия между субъектами, детерминиро-ванные их психологическими позициями, социально-психологическими процессами (К.А. Абульханова-Славская) [1, с. 23];
? взаимодействие двух сторон, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого (М. Дойч) [33, с. 19-21];
? столкновение личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей (А.А. Ершов) [36, с. 9];
? комплекс возбуждения, напряжения, агрессивных эмоций (В.Н.Мясищев) [59, с. 21].
Таким образом, первая группа (А) объединяет определения конфликта как борьбы, противоречия, противодействия. Целью конфликтующих сторон является достижение желаемого, а именно нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Вторая группа (Б) объединяет определения конфликта, относящиеся к областям отношений, общения, взаимодействия, т.е. указывает на его социально-психологическую природу. Такое условное разделение поможет нам в дальнейшем понять и охарактеризовать конфликтогенные факторы в образовательной среде вуза.
Несмотря на отсутствие единого определения понятия «конфликт» исследователи выделяют ряд его основных признаков [29, с. 22-25], [48, с.15-16]:
1) вскрывающиеся либо в мотивационной структуре индивида, либо в системе социальных интересов группы противоречия;
2) необходимость выбора – и отказа от альтернативной возможности, соответственно;
3) неопределенность и непредсказуемость любого конфликта;
4) обязательное эмоциональное напряжение.
В большинстве исследований конфликт понимается, согласно опре-делению Р.Х. Шакурова, как проявление ситуационной несовместимости, которая носит характер межличностного, группового и социального столкновения, возникающего в результате совершения одним из субъектов неприемлемых для другой личности действий, вызывающих с ее стороны неприязнь, обиду, протест, нежелание общаться с данным субъектом [86, с.31]. Его основными свойствами являются: противоречие, неопределенность, противоборство субъектов конфликтов и их ответственность за активные действия, а также их отрицательные эмоции и чувства по отношению друг к другу.
Перед исследователями возникает вопрос об основаниях классифи-кации конфликтов в соответствии с их основными признаками. Перечис-лим некоторые (часто указываемые в литературе) критерии и соответствующие классификации конфликтов.
1. Сфера проявления конфликта. По характеру противоречия конфликты делятся на: экономические, идеологические, социально-бытовые, семейно-бытовые [35, с. 26].
2. Степень длительности и напряженности конфликта. Конфликты возникают на основе индивидуально-психологических особенностей личности и отличаются степенью противоречия и уровнем его глубины: бурные быстротекущие конфликты, острые длительные конфликты, слабовыраженные и вялотекущие конфликты, слабовыраженные и быстротекущие [35, с. 26].
3. Субъекты конфликтного взаимодействия. В качестве субъектов может выступать как отдельное лицо (внутриличностный конфликт), так двое или несколько лиц (межличностный конфликт) [74, с. 343-344]. С одной стороны, субъектом конфликта может выступать личность, с другой – группа (конфликт «личность – группа»).
Субъектами конфликта также могут выступать малые социальные группы или микрогруппы (межгрупповой конфликт), организации (межорганизационный конфликт), расы (межрасовый конфликт), нации (межнациональный конфликт) и т.д. [35, с. 27].
4. Конфликтогенная мотивация. Возникновение конфликта связано со столкновением противоположно направленных мотивов субъектов конфликта [48, с. 51-55]:
а) мотивация активно-оборонительного поведения, заставляющая человека прибегать к физическому, моральному и вербальному насилию для защиты своей жизни и своего «Я», обусловливает наибольший конфликт. Такая мотивация способствует проявлению в конфликте агрессивных форм поведения, которые встречаются довольно часто. Крайней стадией выражения агрессии в конфликте является убийство;
б) мотивация самоутверждения личности;
в) мотивация достижения цели.
Последние два вида мотивации связаны с системой личностных свойств субъектов конфликта и обстоятельствами, сопровождающими развитие событий.
5. Предмет конфликта. В зависимости от четкости и жизненной важности предмета конфликты могут быть: реалистичные (предметные) и нереалистичные (беспредметные) [35, с. 13]. Также по этому критерию конфликты дифференцируют на: конфликты деятельности, поведения личности (поступков) и отношений [68, с. 24-27], [69, с. 23-25].
6. Ситуация выбора. В основе любого конфликта лежит ситуация выбора позиции по какому-либо поводу, средства достижения желаемого в данных обстоятельствах, интересов, желаний, влечений. Возникает необходимость выбора. В зависимости от содержания выбора выделяют три типа конфликта [48, с. 44]:
а) «Буриданов осел» – основан на выборе из двух примерно одинаковых по субъективной значимости положительных ситуаций;
б) «Из двух зол меньшее» – выбор между равно значимыми отрицательными ситуациями;
в) конфликт на основе амбивалентного, противоречивого по своей сущности отношения к ситуации – «и».
Все три типа конфликта универсальны, характерны для межличностного и межгруппового взаимодействия.
7. Динамические формы, в зависимости от которых конфликт может быть: потенциальный, латентный, актуальный; перманентный [48, с. 48]. Конфликт из потенциального может перерасти в актуальный или остаться в латентной форме, чтобы дальше развиваться как прямой или опосредованный, стабилизирующий или конструктивный.
8. Исход конфликта. С точки зрения качества исхода и результата социальные последствия конфликта могут быть конструктивными и де-структивными [35, с. 47]. Конструктивные конфликты способствуют раз-витию организации или другой социальной системы; деструктивные – создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы.
В литературе традиционно рассматриваются деструктивные функции конфликта. На конструктивный характер конфликта указывает Я.В. Спиридонов, подчеркивая, что конфликт является одним из динамических компонентов образования [75, с. 307-310].
В человеческом взаимодействии противоречия проявляются на разных уровнях социальной организации и являются диалектической основой последующего развития.
По мнению отечественных ученых (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.Д. Шадриков и др.), движущей силой профессионального развития личности субъекта образовательного процесса является противоречие между возможностями человека и требованиями самой деятельности [38, с. 25-31].
Тем самым подтверждается актуальность перехода от традиционно негативной интерпретации конфликтов к рассмотрению его в аспекте значимости противоречия в ходе существования и развития социального целого [81, с. 152].
Приведем конструктивные и деструктивные функции конфликта (см. табл. 1).
Таблица 1
Конструктивные и деструктивные функции конфликта
Конструктивные функции Деструктивные функции
1. Разрядка эмоционального напряжения между конфликтующими сторонами 1. Большие эмоциональные и материаль-ные затраты участников конфликта
2. Диагностика и проверка возможностей, стратегий и тактик поведения оппонентов
2. Ухудшение социально-психологического климата в отношениях (возможно, его разрушение) между кон-фликтующими сторонами
3. Выявление проблем во взаимоотноше-ниях и путей дальнейшего разрешения этих проблем для конфликтующих сторон 3. Сложное (иногда невозможное) восста-новление отношений между оппонентами
Итак, конфликты классифицируют на основании следующих крите-риев: сфера проявления, степень длительности и напряженности конфликта, субъекты конфликтного взаимодействия, конфликтогенная мотивация, предмет конфликта, ситуация выбора, динамические формы, исход конфликта.
Мы присоединяемся к мнению С.М. Емельянова о прикладном зна-чении классификации конфликтов, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения [35, с. 26-27].
Анализ научной литературы показал, что в каком бы контексте «конфликт» ни рассматривался, он всегда указывает на противостояние и даже столкновение интересов.
Конфликт соотносится с психологическими особенностями личности субъектов действия / процесса (их конфликтностью) и со спецификой среды протекания (ее конфликтогенностью). Результаты исследования конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия, порождающих конфликт между преподавателем и студентом представлены в п. 1.3.
Конфликтность представляет собой интегральное свойство личности, которое отражает частоту ее вступления в межличностные конфликты [77, с. 122].
Конфликтность личности рассматривается в работах А.Я. Анцупова, Н.В. Гришиной, А.А. Ершова, В.Г. Зазыкина, Л.И. Уманского, А.И. Шипилова и др. [9, с. 401], [29, с. 58, 139], [77, с. 122], [82, с. 108-111].
Конфликтные личности настроены на разрешение имеющихся про-тиворечий исключительно с помощью противоборства. Назначением конфликтного типа поведения выступают выигрыш или достижение цели в отношении позиции/ресурсов.
Субъективное восприятие конфликтного взаимодействия также мо-жет быть связано с социальным одобрением/неодобрением выбранной схемы поведения.
В нашей работе под «конфликтностью» мы будем понимать психо-логическую особенность личности преподавателя/студента создавать межличностный конфликт.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что наиболее изученными оказываются конфликты в школе [29, с. 159, 179, 278].
Исследований, посвященных конфликтам в вузе, недостаточно. Од-нако и в этих немногочисленных работах отмечается, что конфликт в вузе возникает преимущественно в сфере дидактических процессов [38, с. 5-12].
В современном социально-экономически нестабильном обществе студенты находятся на пути профессионального, личностного, национального самоопределения. Процесс самореализации студентов осложняется их смятением и неуверенностью в завтрашнем дне, что повышает конфликтность личности [61, с. 90-99], [70, с. 165-205].
Молодость, юношеский возраст (19-21 год) – студенческий период. Студенческий возраст, с точки зрения психологии развития является переходным от юности к зрелости. Как правило, его относят ко второму периоду юности – первому периоду зрелости [17, с. 34], [18, с. 21]. Это время развития основных социогенных потенций человека и сложнейшего структурирования интеллекта [4, с. 15-20].
В этом возрасте наступает «особая интеллектуальная фаза развития: вершинная стадия развития логического мышления, творческого воображения, интуиции, произвольной избирательности познания, смысловой целостности и осознанности» [84, с. 82].
Во время учебы в вузе, помимо профессионального развития, происходит личностное развитие: укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, умение владеть собой и др. [4, c. 16], [18, с. 26], [44, с. 32].
Студент овладевает полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. [45, с. 327-329].
Обобщая сказанное, выделим следующие характеристики студенческоговозраста:
? рост образовательного уровня;
? высокая познавательная мотивация;
? наивысшая социальная активность;
? гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрело-сти.
Следует также учитывать, что студенческий возраст предполагает решение задач, лежащих не только в профессиональной сфере. Приобретение профессии, как правило, обусловлено перспективой собственной личностной реализации, обеспечения достойной жизни, создания семьи, определения жизненных ориентиров. Формируется мотивация в подборе пары, в самоутверждении, в самореализации, в расширении коммуникативных связей. Протекает двусторонний процесс взаимодействия студента со средой.
В соответствии с концепцией Л.С. Выготского, «любой поступок человека возникает в ответ на импульсы, толчки, раздражения извне, из среды его жизнедеятельности» [25, с. 9].
Проблема взаимодействия личности и среды представлена в иссле-дованиях М.Я. Басова, В.М. Бехтерева, П. Сорокина, В.А. Сластенина, А.В.Мудрика, Л.И. Новиковой, где доказывается взаимозависимость личности и среды. В частности М.Я. Басов утверждает, что среди факторов развития человека первостепенное значение имеет среда, без учета которой исследование личности невозможно [13, с. 85-95].
Изучая причины конфликтов студентов, Н.У. Заиченко пришла к выводу, что все они обусловлены процессом взросления. Можно выделить следующие конфликтогенные для студентов факторы [39, с. 46]:
? ценностно-смысловые, оказывающие влияние на профессиональное и жизненное самоопределение;
? морально-нравственные, характеризующиеся усвоением основ-ных норм и морали общества, развитием собственной системы убеждений;
? деятельностные, связанные с освоением профессиональной дея-тельности.
Таким образом, конфликты в студенческом возрасте обусловлены в основном процессами взросления и личностно-профессиональным развитием. Характер протекания данных процессов может способствовать повышению уровня конфликтности личности студента.
Относительно личности преподавателя отметим, что в современном высшем профессиональном образовании роль преподавателя вуза существенно меняется. Возрастает значение личности преподавателя, его общекультурного уровня, образованности и воспитанности, индивидуальной и профессиональной свободы.
Основное направление трансформации образования лежит в построении эффективного партнерского взаимодействия преподавателя и студента (от лат. effectivus – «дающий определенный результат, действенный»). При этом указывается, что система высшего образования из авторитарной должна перейти в гуманистически-партнерскую [75].
Изменение профессиональной позиции преподавателя приводит к тому, что в процессе обучения студент выступает как партнер, причем партнер, обладающий определенным жизненным опытом.
Отношение к студенту как социально зрелой личности означает для преподавателя необходимость применения целостной системы следующих действий:
? усиление диалогичности обучения;
? разработка системы процедур и операций поддерживающего обучения;
? создание условий для осознания студентом себя социально по-лезной личностью;
? переход преподавателя на гуманистическую парадигму;
? креативность преподавателя, т. е. построения такого сотрудничества со студентом, с коллегами, с самим собой, при котором от всех субъектов образовательного процесса требуется поиск новых способов действия и взаимодействия, создания ситуаций для возможного изменения собственных точек зрения.
Возраст преподавателей неодинаков. С точки зрения психологии развития преподаватели, как правило, находятся в зрелом возрасте [4, с.15-20], [8, с. 207-213], [67, с. 55]. В соответствии с разными возрастными показателями выделяют: раннюю зрелость (17-25 лет), зрелость как таковую (25-50 лет) и позднюю зрелость (50-75 лет). Либо раннюю взрослость (21-25 лет), среднюю взрослость (25-40 лет), позднюю взрослость (40-55 лет), предпенсионный возраст (55-65 лет). В любом случае диапазон зрелости достаточно широк.
Преподаватели находятся на ответственном этапе жизни, т.к. в зре-лости определяется жизненный путь личности, наступает расцвет творче-ских сил, наблюдаются проявления активного отношения к жизни, в ре-зультате которого создаются материальные и духовные ценности. Возникает риск формирования и развития конфликтов зрелости, влияющие на повышение уровня конфликтности личности преподавателя.
Конфликты зрелости, по мнению Н.У. Заиченко, связаны с пере-оценкой уже сделанного в жизни и оценкой того, что предстоит сделать. Наиболее ярко проявляются невротические состояния и конфликты, обу-словленные неблагоприятными условиями жизнедеятельности, подавлением и блокированием важнейших потребностей человека [39, с. 65].
Можно выделить следующие виды конфликтов, свойственные пре-подавателям:
? конфликты достижений, обусловленные ошибками в выборе профессии, отсутствием значимых достижений в ней;
? конфликты личностной деформации, характеризующиеся изме-нением личностных смыслов и значений.
Конфликтность личности преподавателя, как правило, обусловлена условиями меняющейся образовательной среды вуза, а также кризисом зрелого возраста.
Таким образом, преподаватели и студенты принадлежат к разным возрастным категориям (переживают возрастные кризисы: кризис взросления и кризис зрелости), наделены различными статусами, имеют свои представления, взгляды. Все перечисленное может служить причиной повышения конфликтности личности субъектов образовательного процесса, чьи социальные роли отличаются, а это – в свою очередь – возможно, приводит к возникновению конфликта между преподавателем и студентом, который нарушает педагогическое общение.
Наиболее распространенной классификацией конфликтов является их разделение на: внутриличностный, межличностный и межгрупповой [9, с. 207-213], [19, с. 5-15], [29, с. 93-95], [30, с. 20-21], [38, с. 14-18]. Рассмотрим данные виды конфликта применительно к конфликту между преподавателем и студентом.
Внутриличностный конфликт. Зарубежные и отечественные ученые (Ф.Е. Василюк, К. Левин, Н.Д. Левитов, Дж.Г. Мид, Т.М. Титаренко и др.) отмечают, что его содержание выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями [9, с.308-317].
Наиболее распространенными внутриличностными конфликтами в вузе являются ролевой, мотивационный и когнитивный [38, с. 18-20]:
? ролевой внутриличностный конфликт связан с противоречием между самооценкой субъекта образовательного процесса и приписываемой ему ролью, общественными ожиданиями и способностями;
? мотивационный внутриличностный конфликт выражается в противоречии между отсутствием у студента интереса к предмету, осмысленного отношения к его содержанию, и необходимостью получения высокой оценки в связи с ожиданием вознаграждения за нее;
? когнитивный внутриличностный конфликт возникает как результат когнитивного диссонанса мировоззрений субъектов образовательного процесса.
Межличностный – это конфликт между отдельными индивидами в вузе в процессе социально-психологического взаимодействия между ними. В вузе межличностные конфликты происходят чаще всего по трем направлениям: а) преподаватель – преподаватель; б) преподаватель – студент; в) студент – студент [4, с. 3-15], [28, с. 301-305], [38, с. 21-25] и др.
Опишем каждую ситуацию отдельно:
А. Конфликт между преподавателями обусловлен социально-профессиональной иерархией и личностными особенностями профессор-ско-преподавательского состава [12, с. 373-394]. В рамках современной образовательной политики РФ, связанной с новой системой оплаты труда, дополнительными причинами конфликтов становятся разница в заработной плате, кадровое соперничество и конкуренция за финансирование [87, с. 16-19].
Б. Конфликт между преподавателем и студентом связан с тем, что они имеют разные статусно-ролевые позиции в образовательном процессе, а также неврогенностью и стрессогенностью образовательного процесса [38, с. 21-25].
Неврогенный характер чаще всего носят экзамены (вступительные, семестровые) и – реже – ВКР. У каждой отдельной учебной группы существуют свои дисциплины, перед которыми студенты испытывают тревогу, страх, переживают эмоциональную неустойчивость, а также вегетативные расстройства. Таким образом, неврогенность в основном свойственна ситуациям проверки студенческой успеваемости.
Стрессовые состояния – те реакции организма, которые возникают в нем в ответ на болезненные раздражители и нарушения нервного равновесия между средой и личностью студентов и преподавателей [74, с. 829].
По результатам исследований В.И. Журавлева, возникновение стрессогенных ситуаций связано с преобладанием так называемого «валового» подхода к работе со студентами [38, с. 36]. «Валовый подход» является фактором, оказывающим отрицательное влияние на развитие взаимодействия преподавателя со студентами.
Идея индивидуального подхода в обучении и воспитании была сформулирована уже в конце 1980-х гг. как «Основное направление перестройки внешнего и среднего образования в стране» [27, с. 14-15]. Следовательно, преподавателю необходимо применять личностно-ориентированные технологии при взаимодействии со студентами. Однако это требование не является повсеместным.
Наиболее распространенная причина конфликта между преподавателем и студентом, по мнению В.И. Журавлева, – неадекватность оценки знаний студентов. Здесь субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку [38, с. 35-36].
Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «от-лично»: они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель, как правило, находится в конфликтной ситуации со студентами постоянно. Влияние на оценку могут оказывать также личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры).
В. Межличностные конфликты между студентами – это чаще всего конфликты, связанные с личностными особенностями членов групп – ха-рактера, темперамента, ценностей и т. д., и незнанием коммуникативных социально-психологических технологий [48, с. 62-68].
В настоящее время актуальной является проблема конфликтности молодежного социума. О.Н. Гомыранова дифференцирует межличностные конфликты между студентами на личностно-опосредованные и эго-ориентированные. В одних ситуациях конфликты между студентами обусловлены различиями интересов и жизненных ценностей, характеров и темпераментов, точек зрения. В других – они происходят из-за нежелания или неспособности членов группы понимать другого, оказывать помощь, уважать чужие интересы, мнения и считаться с ним [28, с. 301-305].
Следовательно, конфликты являются неотъемлемой частью жизни студенческой группы, в которой существуют особые взаиоотношения, эталоны и нормы поведения, внутригрупповые ценности и социально-психологическая атмосфера.
Межгрупповой конфликт происходит между формальными и/или неформальными группами.