1. Становление и развитие идеи правового государства.
Идея становления права в общественной жизни зародилась вместе с возникновением государства, ещё в условиях до государственного развития все органы первобытной демократии формировались и функционировали в рамках определённой нормативной системы, представленной обычаями и табу. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности. Проблема построения правового государства всегда волновала философов, юристов, историков, мыслителей древности, средневековья. Смысл идеи о правовом государстве у юристов, мыслителей, политических и общественных деятелей отличался. Однако стоит заметить, что независимо от взглядов и суждений о правовом государстве, существование государства уже неизменно ассоциировалось с торжеством гуманизма, права, закона, законности и справедливости. Начало теории правового государства в виде идей о гуманизме, установлении и сохранении свободы, господстве права и закона развиваются в рассуждениях мыслителей, историков, юристов Древней Греции, Рима и других стран. Древнегреческий философ Платон утверждал о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью, неизбежна близкая гибель государства, а там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идёт не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях. Такие же идеи, заложившие основу теории о правовом государстве, появились в исследованиях Аристотеля. Аристотель постоянно проводил мысль, что властвование должно осуществляться только по закону, без всякого насильственного подчинения, которое противоречит идее права. Там, где отсутствует «власть закона», там нет места и какой-либо форме государственного строя. «Закон должен властвовать над всеми…» . С идеями мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме тесно пересекаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных мыслителей и философов. Особенно отчётливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля Цицерона.