Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ИНСТИТУТ ОТЗЫВА ВЫБОРНЫХ ЛИЦ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ

lupari84 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.08.2020
Существует определенное количество научных работ, раскрывающих сущность его конституционно-правового базиса, его принципы и их содержание. Отзыв – форма прямой демократии, которая применительно к статусу выборного лица одновременно является мерой конституционно-правовой ответственности.
Введение

Для правильной работы механизма демократии необходимо иметь множество рычагов регулирования, таких как, закрепление принципов гражданского общества, жесткий конституционный контроль за деятельностью органов государственного управления и наличие некоторых противовесов, благодаря которым исключается произвол со стороны представителей властных структур. Все это является сложной системой, которая представляет собой совокупность отраслей, подотраслей и институтов правового регулирования, присущих демократическому государству. Не исключение и институт отзыва выборных должностных лиц, который, в данной работе, будет рассматриваться через призму конституционного права Российской Федерации. Данный институт – одна из форм прямого волеизъявления граждан, регулирующая особый вид отношений между избирателями и выборными должностными лицами, органами местного самоуправления. При этом в них участвует особый субъект - комиссии по отзыву должностного лица. Отзыв депутата, выборного должностного лица местного самоуправления является катализатором, который определяет силу власти гражданского общества. С его помощью реализуется конституционный принцип признания народа естественным источником власти. Институт отзыва выборных должностных лиц не является самостоятельной целью. Он способствует более качественному отбору лиц, избираемых в органы местного самоуправления, тем самым являясь предупреждающим злоупотребления властью средством. Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что институт отзыва выборных должностных лиц является неотъемлемой частью конституционных прав граждан, реализация которых необходима для наиболее эффективного управления как государством в целом, так и органами местного самоуправления. К сожалению, на данном этапе этот механизм реализуется крайне редко, что может объясняться слабо выраженной гражданской позицией и прогрессирующим политическим абсентеизмом среди всех возрастных групп населения. О недостаточной изученности данной темы говорит малое, из доступных, количество научных работ, как, например, диссертация Н.А. Вагановой на идентичную тему, написанная в 2004 году, описывающая проблематику организационно-правового характера этого института. Целью исследования данной работы выступает рассмотрение появления данного института, консолидация теоретико-правового материала с имеющимся практическим опытом, выявление проблематики действия института выборных должностных лиц, его особенностей и выдвижение предложений по совершенствованию законодательства, позволяющих исключить выявленные проблемы, если такие имеются. В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе были определены сле¬дующие задачи: 1. Рассмотреть и проанализировать понятие, принципы и сущность конституционно-правового института отзыва выборных должностных лиц в Российской Федерации. 2. Рассмотреть отзыв как составляющую императивного мандата депутатов и иных выборных должностных лиц. 3. Рассмотреть отзыв как меру конституционно-правовой ответственности. 4. Раскрыть место данного института в процессе реализации непосредственной демократии. 5. Выявить особенности назначения и отзыва выборных должностных лиц на федеральном уровне Российской Федерации. 6. Выявить особенности отзыва выборных должностных лиц на уровне субъекта Российской Федерации. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с отзывом выборных должностных лиц в Российской Федерации. Предметом исследования являются нормы права, регулирующие отзыв выборных должностных лиц в Российской Федерации. Методологической основой данного исследования послужила базирующаяся на применении всеобщих принципов научного познания (объективности, всесторонности, полноты исследования) и общенаучных методов познания (анализ, синтез, индукция) система способов и приемов изучения правовых явлений. В ходе исследования применены: специальные и частно-научные методы: системный; сравнительно-правовой, формально-юридический, логический методы. Работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения и библиографического списка использованных источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………….…………….…3 Глава 1 СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ОТЗЫВА ВЫБОРНЫХ ЛИЦ ………………………..............6 1.1 Понятие и принципы института отзыва выборных лиц……………………………………………………………………………...…..6 1.2 Отзыв – составляющая императивного мандата депутатов и иных выборных лиц……...………….………...…………………………..……..8 1.3 Отзыв как мера конституционно-правовой ответственности выборных лиц ……………………………………………………………………………......14 1.4 Отзыв выборных лиц как форма реализации непосредственной демократии…………...................................................………………………......24 Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ОТЗЫВА ОТДЕЛЬНЫХ ВЫБОРНЫХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….........34 2.1 Процедура отзыва выборных лиц на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации.....................................……….34 2.2 Процедура отзыва выборных лиц на уровне местного самоуправления………..…………………………………..………...........…..…60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………….…………...70 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………….…….……………..…….…….………………....74
Список литературы

Нормативные правовые акты и иные официальные документы 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398. 2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1; 2014. № 6. Ст. 551. 3. Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1589; 2016. № 7. Ст. 896. 4. Арбитражный процессуальный кодекс: Федеральный закон от 24.07.2002 № 96-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012; 2018. № 1 (Часть I). Ст. 5. 5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532; 2018. № 15 (Часть I). Ст. 2037. 6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 10. Ст. 1391; 2018. № 1 (Часть I). Ст. 5. 7. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954; 2018. № 18. Ст. 2569. 8. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 № 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253; 2019. № 22. Ст. 2660. 9. Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822; 2018. № 7. Ст. 975. 10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления: Федеральный закон от 02.05.2012 № 41-ФЗ (ред. от 22.02.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2275; 2014. № 8. ст. 740. 11. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005; Российская газета. 2018. № 121. 12. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 171; 2017. № 50 (Часть III). Ст. 7545. 13. О выборах депутатов Государственной Думы: Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 8. Ст. 740; Российская газета. 2018. № 121. 14. О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29. Ст. 2950; 2017. № 50 (Часть III). Ст. 7546. 15. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145; 2018. № 7. Ст. 975. 16. О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 05.12.2017, с изм. от 19.02.2018) // Российская газета. 1992. № 170; 2017. № 280. 17. О модельном законе о порядке отзыва депутата (члена) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации: Постановление Центральной избирательной комиссии России от 26.05.1998 № 147/1036-II // Вестник Центризбиркома Российской Федерации. № 7. 1998. 18. О Модельном законе о порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления: Постановление Центральной избирательной комиссии России от 25.12.1998 № 158/1080-II // Вестник Центризбиркома Российской Федерации. № 1. 1999. 19. О порядке отзыва главы администрации (губернатора) Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 30 января 2013 года // СПС «КонсультантПлюс». 20. О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 20 июня 2012 года // СПС «КонсультантПлюс». 21. О порядке отзыва депутата законодательного собрания Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 05 августа 1998 года № 138-КЗ // СПС «КонсультантПлюс». 22. О приостановлении действия Закона Краснодарского края «О порядке отзыва депутата Законодательного Собрания Краснодарского края»: Закон Краснодарского края от 28.07.1998 №138-КЗ // СПС «КонсультантПлюс». 23. Устав муниципального образования город Краснодар: решение от 21 апреля 2011 г. № 11 п.6 О принятии Устава МО г. Краснодар // СПС «КонсультантПлюс». 24. Устав муниципального образования Динской район: решение от 16.04.2015 г. № 47-10/3 О принятии Устава Динского сельского поселения Динского района // СПС «КонсультантПлюс». 25. О праве отзыва делегатов: Декрет ВЦИК от 24.11.1917 // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 1917. № 17 (утратил силу). 26. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2016 год. М., Общественная палата Российской Федерации, 2016. 27. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 № 154-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506. (утратил силу). Судебная практика 1. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 07 июня 2000 года № 10-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 25. Ст. 2728. 2. По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях», части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края» и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.З. Измайлова: Постановление Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2009 г. № 16-П // Собрание законодательства РФ. 2009. № 47. Ст. 5709. 3. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы главы муниципального образования «Мирный» Архангельской области на нарушение конституционных прав и свобод абзацами первым и третьим пункта 3 статьи 4 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании»: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 375-О-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2009. № 5. 4. По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева: Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 № 7-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 14. Ст. 1374. 5. По делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А.В. Андронова, О.О. Андроновой, О.Б. Белова и других, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Воронежской области: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2013 № 8-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 18. Ст. 2292. 6. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 // Российская газета. 2009. № 27. 7. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2019 г. по делу № АКПИ 19-80 // СПС «КонсультантПлюс». 8. Апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации № 16-АПА19-11 от 14 августа 2019 г. по делу № 3А-207/201980 // СПС «КонсультантПлюс». Учебники, учебные пособия, монографии, диссертации, авторефераты диссертаций, научные статьи 1. Авакьян С.А. Муниципальное право России: учебник. М.: Проспект. 2019. 2. Авакьян С.А. Отзыв депутатов (членов) законодательного (представительного) органа государственной власти и выборных должностных лиц субъектов РФ // Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М.: НОРМА. 1999. 3. Алехичева А.В. Правовое регулирование института отзыва депутата, должностного лица // Журнал российского права. 2008. № 6. 4. Астафичев П.А. Роспуск представительного органа местного самоуправления как институт муниципального права // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 3. 5. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации // М.: Проспект. 2010. 6. Ваганова Н.А. Институт отзыва выборных лиц местного самоуправления: дис. Пермь. 2004. 7. Варлен М.В. Статус парламентария: теоретические проблемы: монография. М., 2015. 8. Гарькавченко О.Ю. Непосредственная демократия как форма осуществления местного самоуправления: некоторые вопросы теории // Электронный вестник. 2012. № 35. 9. Гребенюк В.В. Отзыв депутата государственной Думы как элемент системы народного представительства: проблемы и перспективы конституционно-правового регулирования в России // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2018. № 1. 10. Дзидзоев Р.М. Конституционно-правовая ответственность: учебник. Краснодар, 2012. 11. Джагарян Н.В. Институт отзыва выборных лиц в системе демократического контроля и ответственности местного самоуправления: отдельные вопросы теории // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. 12. Заболотских Е.М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления: научно-практическое пособие М.: Проспект. 2015. 13. Ковтун О.А., Терещенко Н.Д. Конституционно-правовая ответственность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ: вопросы теории и практики // Юридический вестник кубанского государственного университета. 2018. № 4. 14. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000. 15. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии / В.В. Комарова. Москва; Берлин: Директ-Медиа. 2014. 16. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность депутата законодательного органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления в Российской Федерации: основания классификации и проблемы реализации // Российский юридический журнал. 2011. № 1. 17. Конституционное право: университетский курс: в 2т. / Арбузов С.В., Бережная Т.В., Третьяк И.А. и др.; под ред. Казанник А.И., Костюкова А.Н. 2-е изд., М.: Проспект. 2016. Т. 2. 18. Кузякин Ю.П., Кузякин С.В Муниципальное право Российской Федерации. М., Берлин: Директ-Медиа. 2019. 19. Липатов Э.Г. Компетенция органов власти субъектов Российской Федерации в сфере правотворчества / Под ред. В.В. Володина. Саратов, 2009. 20. Ишеков К.А., Капитанец Ю.В., Черкасов К.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Саратов, 2007. 21. Мазитов А.И. Императивный мандат как инструмент преодоления правового нигилизма среди государственных служащих // Вестник БИСТ. 2018. № 2 (39). 22. Петрова Н.А. Конституционно-правовой институт отзыва в Российской Федерации: моногр. М., 2007. 23. Полозов Е.Н. Сочетание императивного и диспозитивного методов в муниципально-правовом регулировании // Мир науки и образования. 2018. № 1 (13). 24. Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты // Екатеринбург, 2003. 25. Фадеев В.И. Конституционное право: учебник для бакалавров. / под ред. Фадеева В.И. 2-е изд., М., 2017. 26. Хабриева Т.Я. Парламентское право России: монография. М., 2013. 27. Чаннов С.Е. Развитие конституционной ответственности депутатов представительных органов власти // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 4. 28. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. СПб., 2004. 29. Шугрина Е.С. Мониторинг судебной практики по вопросам удаления главы муниципального образования в отставку // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 4. 30. Эбзеев Б.С., Зубов И.Н., Хазов Е.Н. и др. Конституционное право России / ред. Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н., Прудников А.С. 7-е издание, М.: Юнити-Дана, 2015. 31. О порядке отзыва депутата, главы муниципального образования и иного выборного должностного лица местного самоуправления [Электронный ресурс]: Закон Ростовской области от 28 мая 1997 г. №68- ЗС // Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=144019192&backlink=1&&nd=144019196. 32. О статусе депутата представительного органа местного самоуправления [Электронный ресурс]: Закон Ростовской области// Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=144019192&backlink=1&&nd=144019196. 33. Устав города Ростова-на-Дону от 9 апреля 1996 года № 211 [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/432878303.
Отрывок из работы

Глава 1 СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ОТЗЫВА ВЫБОРНЫХ ЛИЦ 1.1 Понятие и принципы института отзыва выборных лиц На сегодняшний день вопросы ответственности должностных лиц в конституционном праве Российской Федерации набирают свою актуальность. Данный институт – неотъемлемая часть реализации выборных прав граждан, механизм которых должен работать безукоризненно. Представляется необходимым изучить понятие института отзыва выборных должностных лиц и его принципы. Право отзыва депутата избирателями является одним из средств контроля избирателей за осуществлением депутатом своих полномочий, закрепленных законодательством. Право отзыва не может быть использовано для ограничения самостоятельности и инициативы депутата, создания препятствий его законной деятельности, оно используется в случаях, когда невозможны либо исчерпаны иные средства обеспечения деятельности депутата, соответствующей закону. Впервые, понятие «отзыв» прозвучало в Декрете ВЦИК от 24 ноября 1917 г. «О праве отзыва делегатов». Первая же строчка документа гласила: «Какое бы то ни было выборное учреждение или собрание представителей может считаться истинно-демократическим и действительно представляющим волю народа только при условии признания и применения права отзыва избирателями своих выборных» .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 91 страница
2275 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 52 страницы
1300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg