Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

lupari84 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 126 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.08.2020
Одной из ведущих ключевых компетенций как результата начального общего образования по ФГОС НОО является коммуникативная компетенция младшего школьника, которая рассматривается как соответствие требованиям к освоению представлений о способах, целях и видах коммуникации; предметных и универсальных коммуникативных действиях; устойчивого позитивного опыта их применения и системы мотивов, отношений и ценностей коммуникативной деятельности младших школьников.
Введение

Актуальность исследования. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребёнка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. В культурно-исторической традиции отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей [Выготский 1997, Леонтьев 1999, Лисина 1986, Парыгин 1999, Эльконин 1997]. В соответствии с требованиями ФГОС одной из основных задач общеобразовательной школы является формирование у обучающихся совокупности универсальных учебных действий (УУД), необходимых для того, чтобы научить их учиться, т. е. активно осваивать новые знания и овладевать новыми умениями как основой саморазвития и самосовершенствования посредством сознательного и интенсивного присвоения нового социального навыка. В составе универсальных учебных действий выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный [Фундаментальное ядро содержания общего образования 2009]. Универсальные учебные действия коммуникативного блока занимают особое место в общей системе УУД. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми [Асмолов 2013, Карабанова 2001, Набиуллина 2011, Тюрикова 2014, Чиндилова 2011, Шакина 2012]. Современный этап развития специальной педагогики определяет рассмотрение общего недоразвития речи (ОНР) в междисциплинарном аспекте. В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. В группу с общим недоразвитием речи объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам речевой системы. Характеризуя особенности речевой деятельности и коммуникативных умений учащихся с ОНР, исследователи отмечают низкий уровень речевой коммуникации – недостаточность мотивации к общению, трудности в оформлении речевого высказывания, программирования, контроля. Это сказывается на восприятии и усвоении учебной информации, и, как следствие, ученики обнаруживают неуспешность в освоении программ по предметам, в особенности языкового цикла [Грибова 1995, Черкасова 2009, Шибанова 2011, Ястребова 2006]. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей, в настоящий момент нет целостного представления о закономерностях становления у них навыков общения; недостаточно изучены адекватные условия, способствующие полноценному формированию основных операциональных компонентов их коммуникативного акта. У обучающихся, имеющих нарушения в речевом развитии, обнаруживаются значительные трудности в формировании всех компонентов коммуникативных универсальных учебных действий. Важно начать коррекционно-развивающую работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Вследствие происходящих в настоящее время кардинальных изменений в образовательной среде, когда большинство учащихся начальных классов, имеющих речевой дефект, интегрируются в общеобразовательные учебные заведения, возникает необходимость повышения эффективности формирования у них коммуникативных универсальных учебных действий. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Коммуникативные универсальные учебные действия в отличие от познавательных, связаны с методами организации учебно-воспитательного процесса, а не с содержанием обучения. Работа по формированию коммуникативных УУД ведется в ходе освоения предметных знаний при использовании специальных видов деятельности с предметным содержанием и за счет изменения методов сотрудничества учащихся. Особую роль играет внеурочная деятельность как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Если предметные результаты достигаются преимущественно в процессе освоения учащимися школьных дисциплин, то в достижении метапредметных значение внеурочной деятельности гораздо выше, ведь именно она ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся [ФГОС НОО 2010]. Внеурочная деятельность обладает большим потенциалом для развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ОНР, осваивающих уровень начального общего образования. Это обусловлено возможностью организации совместной продуктивной деятельности и развития диалогических форм речевой коммуникации учащихся с ОНР во внеурочной деятельности. Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности». Проблема исследования: каковы особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности? Цель исследования заключается в разработке, обосновании и апробировании программы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности. Объект исследования: коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности. Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности будет эффективным, если: – выявлены и проанализированы особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи; – разработана программа формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности; – осуществляется поэтапное формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности. В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования, были сформированы следующие задачи: 1. Проанализировать общую и специальную литературу по теме исследования, определить теоретико-методологические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи; 2. Провести диагностику состояния коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. 3. Определить основные направления формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности. 4. Разработать и апробировать программу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности, оценить ее эффективность. Теоретико-методологическую основу исследования составили: ? положения психологии и педагогики о взаимосвязи деятельности и общения, их влияния на развитие личности ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Д. Эльконин и др.); ? исследования структуры коммуникативной компетентности и ее компонентов (А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.А. Петровская, Е.В. Руденский, В.А. Сластенин, В.И. Тесленко и др.); ? концепции развития языковой и коммуникативной личности младших школьников (И.Н. Агафонова, С.Г. Батырева, И.А. Гришанова, В.Н. Карташова, Е.В. Коротаева, О.П. Кравчук, Н.А. Лемяскина, О.Н. Мостова, Е.И. Пассов, Е.Г. Петренко, И.И. Рыданова, И.А. Стернин и др.); ? теоретические и методические основы коммуникативно-речевого развития детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (Г.В. Бабина, Ю.В. Вятлева, О.Е. Грибова, Р.Е Левина, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Е.Л. Черкасова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.). Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент; сравнительный количественный и качественный анализ экспериментальных данных. Научная новизна предлагаемых решений состоит в том, что: ? подобраны и адаптированы методики обследования уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи; ? научно обоснованы основные направления и приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности; ? экспериментально доказана эффективность применения предложенной программы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности. Теоретическая значимость: ? обоснована совокупность критериев и показателей сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи; ? полученные результаты дополняют имеющиеся данные об особенностях формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности; ? обоснована программа коррекционно-логопедических занятий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Практическая значимость состоит в том, что: – выявленные особенности коммуникативной деятельности позволили определить уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности; ? разработана и апробирована программа коррекционно-логопедических занятий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности; ? полученные данные могут быть использованы при обучении и воспитании детей с общим недоразвитием речи в общеобразовательных учреждениях и в семье; ? выводы и рекомендации исследования могут найти применение в преподавании курса логопедии, логопсихологии на дефектологических факультетах, в системе повышения квалификации учителей-логопедов, а также специалистов коррекционного профиля. Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется анализом литературы по исследуемой проблеме; совокупностью и непротиворечивостью исходных методологических и теоретических позиций; применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; воспроизводимостью полученных результатов; сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных; реализацией материалов исследования в логопедической работе с обучающимися младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи; личным участием автора в проведении исследования, опытно-экспериментальной проверкой выводов. Апробация исследования. Основные результаты работы были представлены в статьях «Особенности коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи» (2019 г.), «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности» (2019 г.), а также докладывались на Х международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Левиной Р.Е. (февраль 2018 года). База исследования: Исследование проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Суджанская средняя общеобразовательная школа № 2». В исследовании принимали участие 10 обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и 10 их сверстников без речевой патологии. Положения, выносимые на защиту: 1. У детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи возникают трудности в овладении коммуникативными умениями, что мешает формированию коммуникативных универсальных учебных действий. 2. Для преодоления данных трудностей необходимо проводить специальную коррекционно-педагогическую работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. 3. Методическое обоснование и внедрение программы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в процесс обучения детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) повысит эффективность коррекционно-педагогических (логопедических) занятий и позволит детям младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи результативно осуществлять коммуникативную деятельность. Структура работы: магистерская диссертация изложена на 126 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Работа иллюстрирована 34 таблицами и 11 рисунками, включает 88 литературных источников. Аннотация: Выпускная квалификационная работа посвящена актуальной проблеме – формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности. Результаты диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий позволили определить основные уровни сформированности коммуникативных УУД: коммуникацию как взаимодействие, коммуникацию как сотрудничество и коммуникацию как условие интериоризации, что позволило нам разработать программу внеурочной деятельности кружка «Мой мир общения». Abstracts: The graduation qualification work is an urgent problem – the formation of communicative universal educational actions of students of primary school age with a general underdevelopment of speech in extracurricular activities. Diagnostic results of the formation of communicative universal educational actions allowed us to determine the basic levels of the formation of communicative UUD: communication as interaction, communication as cooperation and communication as a condition for internalization, which allowed us to develop a program for an extracurricular activities group «My world of communication».
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Теоретико-методологические подходы к исследованию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста ……………………………………………. 12 1.2 Психолого-педагогические аспекты изучения коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи …………………………………… 24 1.3 Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности………………………… 32 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1 Организация и содержание исследования особенностей формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности…………………………………………………………………. 43 2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………. 48 2.3 Проектирование экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности………………………………………………………………… 62 2.4. Результаты формирующего эксперимента……………………………. 71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….... 81 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………. 84 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. 92
Список литературы

1. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 2003. 2. Андреева, Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2006. 3. Аманатова М.М. и др. Справочник школьного логопеда. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 4. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. М.: Просвещение, 2013. 152 с. 5. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: Педагогический поиск, 1997. 6. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль: Академия развития, 1998. 7. Бодалев, А. А. Психология общения. Избранные психологические труды. М.: Академия, 2002. 8. Бойков Д.И. О коммуникативных детерминантах дифференциации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2003. 9. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2011. № 6. С. 53-56. 10. Волков, Б. С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение: пособие для педагога-исследователя. СПб.: Питер, 2011. 11. Волковская, Т.Н. Организационно-методические основы психологиче¬ской помощи лицам с недостатками речи: учебно-методическое посо¬бие. М: Национальный книжный центр, 2011. 12. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М.: Политиздат, 1998. 13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 14. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992. 15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М. Детство-Пресс, 2007. 16. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6. С. 7-16. 17. Горохова Ю. В. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» // Молодой ученый. 2016. №27. С. 662-664. 18. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): монография. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. 19. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников / Под ред. И.А.Гришановой. Ижевск.: 2010. 136 с. 20. Дроздова О.А. К истории становления коммуникативных универсальных учебных действий // Современные проблемы науки и образования, 2016. 21. Дудковская Е.Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС //Человек и образование. №3 (40). 2014. С. 98-102. 22. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа. 2007. №11. С. 12-17. 23. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.: НГИК, 1994. 24. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2001. 25. Золотова О.И. Развитие коммуникативной компетентности учащихся в урочное и внеурочное время. URL: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98670034 (дата обращения: 20.02.18). 26. Игнатьева С.А. Коммуникативная культура учителя-логопеда: Учебное пособие. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004. 27. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: учеб. пособие. М.: Логос, 2003. 28. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: учебное пособие. М.: Наука, 2001. 29. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. 2001. №12. С. 9–11. 30. Клюева Л.К.. Касаткина Ю.В Учим детей общению. Ярославль, Академия развития, 1997. 31. Козюренко М.А., Базанова Г.С., Сальникова Е.И. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 11. С. 15–19. 32. Колосова М.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2015. № 2. С. 34-40. 33. Кузнецова М.И., Хомякова И.С., Романова В. Ю. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: дидактическое сопровождение процесса. М.: Просвещение, 2018. 34. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: Союз, 1999. 35. Лемяскина Н.А., Стернин И.А. Коммуникативное поведение младших школьников. Воронеж: ВГУ, 2000. 36. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. 6-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2010. 37. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1999. 38. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 39. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. СПб.: КАРО, 2006. 40. Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета пединститутов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 2006. 41. Логопедия в школе: практический опыт /Под ред. B.C. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ», 2004. 42. Мишанова О.Г. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников // Теория и практика образования в современном мире. СПб.: Реноме, 2013. С. 102-106. 43. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб: Речь, 2005. 44. Мошнина Р.Ш., Батырева С.Г. Оценка эффективности организации вне¬урочной деятельности младших школьников // Начальное образова¬ние. 2013. №5 (58). С.23-29. 45. Мостова О.Н. Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе учета индивидуально-типологических особенностей: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01. Санкт-Петербург, 2007. 46. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.: Модэк МПСИ, 2004. 47. Набиуллина Э.Р. Психолого-педагогические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. 2011. URL: http://festival.1september.ru/articles/593157/ (дата обращения: 20.02.18). 48. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 марта 2010 г. N 12. 49. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. С 581-592. 50. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. 2015. URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/09/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogoobshchegoobrazovanija.pdf (дата обращения: 22.01.18). 51. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие. С-Пб.: КАРО, 2005. 52. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. М.: Экономика, 1997. 53. Путиловская Т.С. Возрастные особенности коммуникативных за-дач учащимися в педагогическом общении. М.: Просвещение, 1983. 54. Рубцова Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе перехода из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу. URL: http://festival.1september.ru/articles/574109/ (дата обращения: 22.04.18). 55. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция: учеб.-метод. пособие. СПб: Речь, 2011. 56. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I-IV классы). М.: МСГИ, Е. В. Карпов. 2004. 57. Туманова Т.В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи (у младших школьников с общим недоразвитием речи). М.: Коррекционная педагогика, 2005. 58. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 3, 2014. 59. Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили / пер. с англ. А. Завельской. М. Эскимо, 2009. 60. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. М.: Гном-Пресс. 1999. 61. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2005. 62. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. 2-е издание. М.: Просвещение, 2010. 63. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: АРКТИ, 2000. 64. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1994. №2. С. 23-28. 65. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2009. 66. Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 67. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. 32 с. 68. Федеральный государственный образовательный стандарт: Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации – Глоссарий – У-Х – Универсальные учебные действия. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313 (дата обращения: 10.04.17). 69. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителей. М.: Гном-пресс, 1999. 70. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни. М.: Московский центр качества образования, 2010. 71. Черкасова Е.Л. Выявление и преодоление вербально-коммуникативных нарушений у младших школьников с недоразвитием речи // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография /Под ред. Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьевой. Архангельск: Поморский университет, 2009. С. 214-277. 72. Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие. М.: Книголюб, 2011. 73. Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 2. С. 3-6. 74. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 5. С. 17-22. 75. Шаховская С. Н. Развитие общения детей с нарушением речи // Коррекционная педагогика – вчера, сегодня, завтра: сб. науч.-метод. материалов. М.: Прометей, 1997. С. 223-224. 76. Шибанова А.А. Проблема формирования коммуникативной компетенции у учащихся с нарушениями речи // Речь в общении: психологические, психолингвистические, дефектологические и психотерапевтические аспекты / Под ред. Н.Л. Карповой, В.И. Селиверстова, А.А. Голзицкой, Т.А. Дмитриевой. М.: УРАО «Психологический институт», 2011. С. 139-141. 77. Шипицына Л.Н., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Основы коммуникации (программа развития личности ребенка, навыков общения со сверстниками и взрослыми). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998. 78. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности //Начальная школа. 2011. № 11. С. 4-10. 79. Шкуричева Н.А. Работа учителя по развитию навыков общения у младших школьников // Начальное образование. 2012. № 2. С. 38-45. 80. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Воронеж : НПО МОДЭК, 1997. 416 с. 81. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: ВЛАДОС, 2001. 82. Ястребова, А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). М.: Когито-Центр, 1996. 83. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. К вопросу об орга¬низации работы учителя-логопеда в общеобразовательном учреждении // Логопедия. 2005. № 2. С. 67-69. 84. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Речемыслительный тренажер для детей младшего школьного возраста. М.: АРКТИ, 2000. 85. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф. Особенности личности детей с недостатками речи // Дефектология. 2006. №2. С. 33-38. 86. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003. 87. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: методическое руководство. СПб: ИМАТОН, 2007. 88. Children and Social Competence: Arenas of Action/ Ian Hutchby, Jo Moran-Ellis. USA: The Falmer Press, 1998.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные универсальные учебные действия формируются и совершенствуются в процессе общения, поэтому нам для осуществления дальнейшего исследования следует раскрыть такие ключевые понятия как «коммуникация», «общение», «коммуникативные умения», применительно к младшим школьникам. В словаре русского языка понятия «коммуникация» и «общение» с одной стороны, отождествляются, с другой стороны, выделяется информационный смысл понятия «коммуникация». «Коммуникация – это сообщение, общение» [Педагогический словарь 1960: 389]. В.Н. Мясищев определяет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга [Мясищев 2004:48].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
1825 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 57 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg