1. Теоретические аспекты нефтегазовой отрасли России
1.1 Роль нефтегазовой отрасли в экономике России
Нефтегазовая промышленность России - это не только добыча ресурсов из недр земли, но и система комплексов по очистке топлива и производству продукции.
На территории РФ сосредоточена примерно третья часть мировых запасов природного газа. По большему счету основная часть месторождений находится в восточной части страны, на которые приходится 84% добытого газа.
Для удобства транспортировки в государстве была создана система газоснабжения, объединяющая компрессорные станции, сеть газопроводов, хранилища ресурса и месторождения.
По запасам нефти Россия уступает всего пятерым государствам. Но даже этого более чем достаточно, чтобы развивать данный сегмент производства.
В транспортировке нефти, как и в случае с газом, помогает система нефтепроводов. Практика показала, что это наиболее эффективный транспортный комплекс в нефтегазовой промышленности России.
В действительности, многие считают данную отрасль стратегическим форпостом государства: это и база, обеспечивающая стабильность страны, и основа развития ее экономики.
Так сложилось, что современный мир зависит от топлива: транспортные средства ездят благодаря нефтепродуктам, из природного газа изготавливаются полимеры, часть медикаментов, даже игрушка в руках малыша - результат обработки полезных ископаемых.
Все это без преувеличений делает газ и нефть самыми полезными и ценными ресурсами не только топливной промышленности, но и остальных сфер. Поэтому нефтегазовая промышленность в экономике России играет ведущую роль.
Газовый и нефтяной комплексы тесно связаны с другими отраслями экономики и производства государства. Товарная структура внутригосударственной и международной торговли полна продуктов переработки газа и нефти.
Ископаемые существенно опережают другие статьи экспорта и импорта. Коммерческий энергетический баланс во многом зависит от добычи нефти и природного газа.
Так, если провести пересчет на нефтяной эквивалент, на газ и нефть приходится примерно 60% всемирного потребления источников энергии.
Благодаря всему этому нефтегазовой промышленности в экономике России отводится ключевая роль.
1.2. Государственное регулирование нефтегазовой отрасли
Эффективное государственное регулирование нефтегазового комплекса должно способствовать росту социально-экономических показателей страны, повышению уровня и качества жизни населения, улучшению инвестиционной привлекательности России. Однако его масштабы не могут быть одинаковыми на различных этапах социально-экономического развития страны и зависят от конкретных обстоятельств, в том числе геополитического характера. Государственное регулирование НГК РФ направлено на решение следующих задач:
1. Контроль за выполнением основных хозяйственных решений ведущих нефтегазовых компаний, включая заключение международных соглашений о строительстве производственных и инфраструктурных мощностей, формирование и отслеживание транспортно-логистических цепочек крупнейших маршрутов поставок;
2. Обеспечение энергетической безопасности страны; регулирование системы сбыта на основе принятия решений, обеспечивающих полное снабжение населения страны углеводородным продуктом;
3. Контроль за необоснованным завышением цен на продукты нефте- и газопереработки на внутреннем рынке; обеспечение населения необходимой информацией о производимом углеводородном продукте и его качестве;
4. Регулирование денежно-кредитной системы для обеспечения бесперебойного доступа компаний НГК к свободным финансовым ресурсам;
5. Повышение эффективности функционирования отечественного НГК за счет содействия его инновационному и инвестиционному развитию;
6. Совершенствование законодательной базы регулирования нефтегазовой отрасли; повышение стандартов качества производимой углеводородной продукции для потребления на внутреннем рынке и увеличения удельного веса конечной продукции в экспортных операциях;
7. Совершенствование налогово-бюджетной политики, позволяющей стимулировать производственный и инвестиционный потенциал компаний НГК.
В целом механизм государственного регулирования НГК, можно представить в виде взаимодействия трех блоков (Рисунок 1): блок планирования, включающий деятельность государственных институтов, направленную на изучение нефтегазового рынка (в том числе внешнего), разработку федеральных и региональных энергетических программ с последующим их согласованием с нефтегазовыми предприятиями; блок регулирования, с помощью которого осуществляется прямое или косвенное воздействие на предприятия НГК с применением определенных форм и инструментов государственного регулирования; блок контроля и корректировки, призванный проверять добывающие предприятия на соответствие лицензионным, нормативным и экологическим требованиям, а также при необходимости вносить изменения в формы и инструменты государственного регулирования НГК.
Рисунок 1 - Механизм государственного регулирования нефтегазового комплекса
Механизм государственного регулирования НГК после распада СССР претерпел значительные изменения: произошел переход от полной государственной монополии в рамках всего энергетического комплекса к созданию государственной монополии в газовом секторе в виде ОАО «Газпром» и к передаче значительной части активов нефтяной отрасли в руки частного капитала.
На современном этапе механизм государственного регулирования отечественного НГК, на наш взгляд, имеет ряд недостатков:
1. Монополизация производства и низкий уровень внутриотраслевой конкуренции;
2. Научно-техническое и технологическое отставание отечественного нефтегазового сектора от нефтедобывающих стран с развитой рыночной экономикой и соответственно более низкий уровень производительности труда;
3. Низкий коэффициент извлечения углеводородного сырья по сравнению с развитыми нефтедобывающими странами;
4. Высокий уровень лоббирования интересов финансово-промышленных групп, связанных с НГК;
5. В отдельных случаях неэффективное инвестирование накопленных нефтегазовых доходов; недостаточная гибкость налогового регулирования; относительно слабые экологозащитные мероприятия, особенно в районах Сибири и Дальнего Востока.
Одной из основных проблем функционирования российского НГК выступает более низкая, чем в развитых нефтедобывающих странах, нефтеотдача пластов. В настоящее время отечественные компании практически не заинтересованы в добыче углеводородов на этапе истощения месторождений, то есть для бизнеса намного выгоднее «снимать сливки» с действующих месторождений, при этом постоянно разрабатывая новые перспективные участки. В частности, Ю. А. Станкевич отмечает: «Сегодня мы наблюдаем отставание России от таких лидеров нефтяной отрасли, как США и Норвегия, по коэффициенту извлечения нефти. В США этот показатель составляет 43%, в Норвегии - свыше 50%, а в России - около 20%. Только увеличение коэффициента до уровня 43% могло бы дать российским нефтяникам около 4 млрд т извлекаемых запасов традиционной нефти».
1.3. Ключевые проблемы нефтегазовой отрасли России
Основные проблемы нефтяной?промышленности РФ выявил кризис 2009 г. По?итогам начала года значительные?сокращения произошли среди работ, нацеленных на перспективное развитие. В первую очередь это касается сейсмики и разведочного бурения. Ряд нефтяных компаний не только сократил программу сейсмических исследований, но и отказался от заключенных контрактов.