Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, МЕДИЦИНА

Управление проектами в условиях цифровизации сферы здравоохранения РК

irina_k200 1590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.08.2020
Цель диссертационной работы состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений по совершенствованию управления проектами по внедрению информационных технологий в системе здравоохранения. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих основных задач: ? исследовать состояние экономики и системы управления объектами здравоохранения на республиканском и региональном уровне и определить основы развития потенциала при использовании ИТ; ? определить экономическую сущность ИТ как объекта исследования, оценив их влияние на деятельность объектов здравоохранения; ? сформировать организационно-экономический механизм управления проектами по внедрению ИТ в системе здравоохранения; ? предложить направления совершенствования управления проектами по внедрению ИТ в системе здравоохранения. Методы исследования. Методами исследования служат методологические принципы, теоретические положения и выводы, содержащиеся в фундаментальных и прикладных исследованиях отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам теории и практики управления информационными технологиями и особенностям их применения для инновационного развития социально-экономических систем, нормативные и методические документы в области здравоохранения. В процессе исследования применялся методический аппарат экономико-математического моделирования, системного анализа, математической статистики, теории принятия управленческих решений. Обработка информации осуществлялась с использованием оригинальных и стандартных программных продуктов, поддерживающих процедуры сбора и первичной обработки экспертных данных, их визуализации, одномерного и многомерного статистического анализа. Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке принципов и обосновании научно-методических рекомендаций по совершенствованию управления развитием объектов здравоохранения с учетом возможностей внедрения современных информационных технологий управления его бизнес-процессами на основе разработки и реализации проектов. Практическая значимость результатов исследования обусловлена необходимостью развития системы управления проектами по внедрению ИТ в системе здравоохранения. Основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, вносят определенный вклад в теорию управления и могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов, связанных с совершенствованием деятельности объектов здравоохранения. Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны научно-методические подходы к управлению проектами по внедрению ИТ в системе здравоохранения, которые могут быть использованы в деятельности конкретных медицинских учреждений. Апробация результатов исследования. Выводы и практические результаты работы докладывались на заседаниях кафедры.
Введение

Актуальность темы исследования. В последнее время современные лечебные учреждения и отдельные работники получили широкий доступ к достижениям научно-технического прогресса, технологиям электронных и информационных коммуникаций. Однако при этом не только обеспечиваются новые возможности, но и возникают многочисленные проблемы, требующие инновационного развития в соответствии с современными тенденциями развития рынка (экономическими, технологическими, социальными). Использование технологий и механизмов инновационного развития способствует активному совершенствованию производственно-хозяйственной и социально-экономической деятельности объектов здравоохранения. При этом возникает необходимость непрерывного мониторинга внешней среды, позволяющего учитывать многообразие используемых ресурсов и высокую скорость изменения операционного окружения. За относительно короткое время РК прошла огромный путь реформирования системы здравоохранения. В течение переходного периода структура управления медициной была адекватна задачам-выживания и сохранения научно-образовательного и обслуживающего потенциала [4]. Вместе с тем, очевидно, что в условиях развития экономики, основанной на знаниях, важна дальнейшая модернизация системы управления объектами здравоохранения. Огромный интерес вызывает изучение информационных технологий, практическое применение которых для исполнения должностных обязанностей и отдельных поручений, фактически, стало в последнее время стандартом организации предпринимательской деятельности. Особую остроту приобретает проблема применения информационных технологий непосредственно к управленческим функциям медицинских учреждений [9]. Сегодня использование ИТ, обеспечивающих комплексную поддержку технологических и бизнес-процессов, представляется наиболее оправданным и эффективным. Вопросы управления, в первую очередь, затрагивают проблемы стратегического развития здравоохранения [11]. Вместе с тем, имеющиеся достижения в области разработки инновационных проектов по внедрению ИТ в системе здравоохранения нуждаются в дальнейшей методологической проработке, что несомненно актуализирует выбранную тему диссертационного исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 1.1 Ретроспективный статистический анализ информационных технологий в здравоохранении с учетом региональных особенностей 1.2 Динамика показателей экономики здравоохранения и теоретические основы развития информационных технологий 2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЪЕКТАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 2.1 Анализ территориальных различий структуры инвестиций и инновационного развития по внедрению информационных технологий 2.2 Территориальное распределение инновационного потенциала и реализации инновационных проектов по внедрению информационных технологий 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ИННОВАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 3.1 Инвестирование здравоохранения и концентрация инновационного потенциала по внедрению информационных технологий в макрорегионах РК 3.2 Прогнозирование динамики инновационного развития здравоохранения по внедрению информационных технологий 3.3 Повышение эффективности инновационного потенциала здравоохранения по внедрению информационных технологий ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список литературы

1. Авдулов А.Н. Проблемы развития инновационной экономики в Российской Федерации. // Россия и современный мир. - 2004. - № 1.-С.25-42. 2. Автоматизация управления предприятием / Баронов В.В. и др. -М: ИНФРА-М, 2000. - 239 с. 3. Агабеков С, Карачаровский В., «Перекресток ERP», CNews.ru: Аналитика, 24.4.2005 г. 4. Алиматов Д.Г., Левин И.А., Прядкина Е.Н. Прогнозирование динамики развития социальной сферы в современной россии // Наука и образование. Новые технологии. Мезвуз. сб. научн. трудов. Вып. №3 «Экономика и технологии». - 2002. - С.64-68. 5. Афонин И. В. Инновационный менеджмент. М.: Изд-во Гардарика. 2005 г. 224 с. 6. Багрий А.Н. Оценка возможностей и перспектив реализации инновационного проекта. // Предпринимательство, М .:2007 7. Бардиер Г.Л. Бизнес-психология. Генезис, 2002. - 412 с. 8. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития / Маркетинг в России и за рубежом, 2001. 10. Биргер Е.В. Перспективы развития системы здравоохранения России../ Левин И.А., Биргер Е.В. М.: Медицинская практика. 2007. 208 с. 11. Биргер Е.В., Голотюк Ю.С., Козлов Н.Б Особенности инвестиционных процессов в реальном секторе Российской экономики.]/ Транспортное дело России.№9.ч.2. М.2006 с.36-37. 12. Биргер Е.В. Журавлев П.А. Возможности использования Интернет-технологий в медицине при консультирование пациентов // Наука и образование. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. №4. М.: ИИЦ МГУДТ, 2006. 13. Биргер Е.В. Особенности организации здравоохранения в различных странах / Тезисы докладов Всероссийской конференции по экономическим проблемам современности. М.2007. 14. Биргер Е.В., Русских Т.Н. Анализ финансовой обеспеченности системы медицинского страхования на базе модели нечеткой кластеризации. // Наука и образование. Межвуз. сб. н. трудов. Вып.З «Экономика и образование». М.: МГУДТ, 2005. С. 16-21. 15. И.Биргер Е.В., Левин И.А., Экономические аспекты организации здравоохранения.. // Наука и образование. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. №5 «Экономика и образование». М.: ИИЦ МГУДТ, 2005. С. 86-90. 16. Биргер Е.В., Кривцун Д.О., Есипов В.Е. Информационные системы в организации здравоохранения]/ Научные труды ИГУПИТ. Вып. №1. М.: ИИЦ ИГУПИТ, 2007. С.137-149. 17. Биргер Е.В. Инновационный потенциал информационных технологий в здравоохранении. [Текст] // Материалы Международного медицинского конгресса. М.: 2007. 18. Болотов Э: Проблемы информатизации // Экономист.- 2001.-№2,;G. 64 - 68ВасильевЕ. Управленческое консультирование. Мі': Изд-во «Юнити-Дана». 2004 г. 255 с. 19. БочаровВ.В. Инвестиции. СПб, Питер, 2003 г. 288 с. 20. Валинурова Л.С. Управление инвестиционным процессом в экономических системах: Монография: - М.: Издательство «Палеотип», 2002. 20. Воронцовский А. Инвестиции и финансирование: методы оценки и обоснования: СПб. Изд-во Санкт-Петербурге. 2003 г. 528 с. 21. Гейтс Б. "Бизнес со скоростью мысли", 480 стр., 2003 г., Издательство: Эксмо: ISBN 5-04-006117-Х, Пер.:.с англ. 22. Гобарева Я: Информационные системы и технологии. М.: Изд-во «Финансы и статистика». 2005 г. 384с. 23. Григорьев Л.М., Урожаева Ю.В. Региональные особенности экономического подъема в РФ в 1999-2003 rr./www.iet.rur. 24. Гришина И; Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей //Инвестиции в России, - №4,2001, с.5-16 25. Гурков Громов F.P. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. - М.: Наука, 1985: -240 с. 26. Емельянов. С; Информационные технологии регионального управления. ЄП-Б. Изд-во«Едиториал УРСС». 2004г. 400 с. 27. Ивасенко А. Информационные .технологии; управления.. Мі: Изд-во «Кнорус». 2005 г. 160с. 28. Калянов Т.Н; CASE-технологии. Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. 3-е издание. - М: Горячая линия-Телеком, 2002. -320 с. 29. Козлов Н.Б., Лебедева О.В., Левин И.А., Мосхен у.м. Анализ территориальных различий структуры инвестиций в развитие социальной сферы // Наука и образование. Новые технологии. Мезвуз. сб. научн. трудов. Вып. №3 «Экономика и технологии». - 2002. - С.81-89. 30. Колин К.К.. Информационная технология как научная дисциплина// Информационные технологии. - 2001. - № 2. - С. 2-9. 31. Корнеев И. К. Машурцев В. А. Информационные технологии в управлении. -М.: ИНФРА-М, 2001. - 158 с. 32. Левин И.А. Динамика показателей экономики здравоохранения современной россии. // Наука и образование. Новые технологии. Мезвуз. сб. научн. трудов. Вып. №3 «Экономика и управление». - 2003. - 13 с. 33. Левин И.А. Механизмы совершенствования системы финансирования здравоохранения//Материалы Второй Всерос. н.-практ. конф. «СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ: ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО», 9-Ю ноября 2004 г. - М.: ГАСИС, 2004. - 5 с. 34. Левин И.А., Биргер Е.В., Черномуров А.В. Демографические особенности развитых стран. [Текст]// Наука и образование. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. №3. М.: ИИЦ МГУДТ, 2006. С. 18-26. 35. Левин И.А., Биргер Е.В. О тенденциях в. развитии здравоохранении. [Текст] // Наука и образование. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. №3. М.: ИИЦ МГУДТ, 2006. С.56-60. 36. Левин И.А., Конюхов А.В., Биргер Е.В. Типология регионов России по показателям экономики здравоохранения. [Текст]/ // Образование и наука. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. №3. М.: ИИЦ МГУДТ, 2005. С. 137-149. 37. Левин И.А. Проблемы экономики здравоохранения: аналитические подходы // Наука и образование. Новые технологии. Мезвуз. сб. научн. трудов. Вып. №3 «Экономика и управление».- 2003.- 10 с. 38. Левин И.А., Шуметов В.Г. Ретроспективный статистический анализ показателей экономики здравоохранения // Материалы Второй Всерос. н.-практ. конф.- «Современная россия: экономика и государство», 9-10 ноября 2004 г. - М.: ГАСИС, 2004. - 5 с. 39. Лесохин В.З. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1998 г. 40.Наумчев Д.В., Шуметов В.Г., Секерин А.Б., Новиков П.И. Инвестиционный потенциал земельных ресурсов России: типологический анализ. Монография / Под общ. ред. Д.В. Наумчева. М.:ИИЦМГУДТ,2004. 41. Нильс-Горан Ольве, Жан Рой, Магнус Веттер, «Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство, по, использованию сбалансированной системы показателей». Издательство: Диалектика, с. 304, 2002 г., ISBN:.5-8459-0432-3 42. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику / А.Г. Аверкин, А.З. Астапович, С.А. Афонцев и др.; Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2001.Проблемы развития информационных технологий в современных экономических системах. Сборник научных трудов. Москва, 1997 г. 43. Российская экономика в, 2004 году: Тенденции., и перспективы. (Выпуск 26). М: Институт экономики переходного периода, 2004. 44. Скрипкин К. Г. Экономическая эффективность-информационных систем. - М.: ДМКпресс, 2002. 45. Тебекин А.В. Использование теории исследования операций при разработке и реализации стратегических управленческих решений [Текст] // Материалы XLIX научно-технической конференции МИРЭА, 2000. 46. Тебекин А.В. Управление инновационно-инвестиционной деятельностью в сфере информационных технологий [Текст]: Монография - М.: Палеотип, 2006. 47. Уварова В.И. Шуметов В.Г., Биргер Е.В. . Региональный индекс здоровья населения: постановка вопроса. [Текст] // Наука и образование. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. №1 «Экономика и образование». М.: ИИЦ МГУДТ, 2006. С. 28-34. 48. Университетская информационная система «Россия». Интернет-ресурс www.cir.ru. 49. Ушаков И.В., Мексичев О.А., Плужникова Т.Н. Информационные технологии. Методы и средства обработки информации. Тамбов, 1998 50. Уткин Э. А. Финансовое управление. М., 2001. - 574 с. 51. Экономичекая стратегия фирмы: Учебн. пособие / Под ред. А.П. Градова. - СПб.: Специальная литература, 2000., 598с. 52. Эткинсон Дж., Уилсон И. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры: Учебн. пособие / М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001, 471с. 53. Cogent Reaearch Case Studies (http://www.cogentresearch.com/), 2003 54. Фаминский И.П. Современные тенденции международного движения капитала и участия в нем России // Инвестиционные процессы в условиях глобализации / Под ред. проф. В.П. Колесова. М.: Теис, 2002. 55. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. - М.: ЗАО «Бизнес-школа». Интел-Синтез, 2000. - 464 с. 56. Федюшин В.М., Зюзин В.Л., Белов Ю.Д. Информационные техноло- гии в управлении. Н. Новгород, 1998 г. 57. Финько О. О развитии информационного пространства России. // «Информационные ресурсы России», № 1, 1998 г. 58. Цвиркун А., Карибский А., Шишорин Ю.1 Адекватный анализ бюджетной эффективности инвестиционных проектов // Инвестиции в России. - 1996. - №7-8. - С. 47-52. 59.Цыбулевский В.А. Организационно-экономический механизм разработки, и реализации инновационных проектов по внедрению информационных технологий на предприятии. Всероссийская научно-практическая конференция «Современная Россия: экономика и государство». М., ГАСИС, 2004 60. Цымбал С. Кабицын А. Новые технологии управления. Инновации №2-3,2003, с.43 61. Чайковская Н.В. Дисциплина инновационного рынка: формирование и эффективность. М.: Луч, 1995 62.Человеческий потенциал современной России: сборник/ Под ред. Г.Х. Шингарова, И.Е. Задорожнюка. - М.: Изд-во СГУ, 2005. - 264 с. 63. Четыркин Е. М. Финансовый анализ производственных инвестиций. -М.: Дело, 1998.-256 с. 64. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статистика, 1999. 65. Эминова А.Ш. Теоретические основы привлечения инвестиций в социальную сферу России. // Интеграл - 2007 - № 2. 66. Эйсен Н. Механизм» финансирования науки / Экономист, № 8,2000. 67. Хайдрих В. Импульсы роста. Инновации №2-3,2003, с. 107 68. Шарп У. Ф., Александер Г. Дж., Бэйли В. Дж. Инвестиции. -М.: Инфра-М, 1997. 69. ПІЛЄНОВ Ю.В. Основы организации инновационных процессов. М.: Изд-во Высшая школа». 2003 г. 70. Юркевич Е.В. Введение в теорию информационных систем. М.: Изд-во «Технологии ИД». 2004 г. 164 с. 71. Янсен Ф. Эпоха инноваций. М.: ИНФРА-М, 2002. 308 с. 72. Янковский К. Введение в инновационное предпринимательство. СПБ.: Питер. 2004 г. 189 с. 73. Яковец Ю.В. Экономика России: перемены и перспективы. - М., 2006. 74. Яковлев А.Е., Малютин А.С., Плеханов А.В., Дельман О.А. Экономика и организация инновационной деятельности: Учеб пособие / Под общ. ред. А.Ю. Егорова, М.В. Конотопова. Сер.: Инновации и инвестиции.-М.: Издательство «Палеотип», 2004. 75. BaumolW. J., Blinder A. S. Economics: Principles and Policy. The Dryden Press, 1994. 76. Applying Social Cognition to Consumer-Focused Strategies, Frank R.Kardes, Paul M.Herr, and Jacques Nantel, eds., Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2005, 416 pp. . 77. A Solid Investment: Making Full Use of the Nation's Human Capital, Recommendations of the Federal Glass Ceiling Commission, Washington, D.C., November 1995/http://www.ilr.cornell.edu/library/e-archive/ 78. Brockhoff K. The Dynamics of the Innovation. Berlin, 1999 79. Conference on Technology Transfer and Innovation in Small Firms, Commonwealth Institute, London, 6-10 July, 1998. Duijn J.J. van. The Long-Wave in Economic Life. - L. 1983 a. 80. Cox T.Jr., Smolinski С Managing Diversity and Glass Ceiling Initiatives as National Economic Imperatives. The Un. Of Michigan. The report for the US Department of Labor (order B94347717), Jan.31, 1994. http://www.ilr.cornell.edu 81. David P., Foray D. An Introduction to the Economy of the Knowledge Society. International Social Science Journal, # 171. UNESCO, 2001. 82. Lundvall В. The Social Dimension of The Learning Economy. DRUID Working Papers 96-1, 1996. Copenhagen Business School ( web site). 83. Servatius H. Technologietransfer durch ein Vorfeld-Marketing. Management der Geschafte von morgen. Wiesbaden, 1987, s. 98-118 84. Thamhain H., Wilemon D. «Criteria for Controlling Projects According to Plan», Project Management Journal, Project Management Instituite, Drexel Hill, PA, June 1986. 85.Todd J. Social transformation, collective categories, and identity change. Theory and Society, v. 34/4, august 2005, p.429-463.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 1.1 Ретроспективный статистический анализ информационных технологий в здравоохранении с учетом региональных особенностей В современных условиях экономический рост страны отождествляется с научно-техническим прогрессом. Поэтому в организации системы здравоохранения (СЗ) на передний план выступают новые требования - инновационное развитие, интегрированное с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, междисциплинарность медицинских учреждений и научных исследований, тесная связь структур здравоохранения с потребностями промышленности и экономики, всемерная гуманизация системы охраны здоровья [8]. Внедрение информационных технологий, современной техники и оборудования, введение в практику новых препаратов также требует постоянного совершенствования и подготовки медицинского персонала [2]. Рамочные программы Европейского Союза, инициированные, в частности, в 1984г, дали мощный толчок странам для выполнения совместных научных исследований. При этом развитие ИТ заведомо ведет к размыванию государственные границ, так как общение между пользователями Интернета не имеет строгих ограничений по каким-то формальным признакам [82]. Для некоторых стран патентная защита и лицензирование формируют в целом новый значительный источник негосударственных доходов, особенно занимающихся исследованиями в областях биомедицинских наук и биотехнологий. Достаточно показательным является мониторинг научно-исследовательских процессов США, приведенный в таблице 1. Анализ этой таблицы показывает, что после всплеска расходов на исследования в здравоохранении в 2015 году (29,361 млн. долларов) в последующие годы отмечается их снижение, примерно на 5%. Подобная тенденция прослеживается и для национального института здоровья, что и определяет основную часть расходов на научно-исследовательскую деятельность. При этом следует отметить, что из всех национальных программ увеличение расходов намечается только для НАС А (21,9%), тогда как суммарные расходы по всем программам на весь период остаются неизменными. Таблица 1 – Финансирование научно-исследовательской деятельности в США (в млн.долл.) 2014 2015 2016 2017 2018 2019 % изменения за весь период Смета Бюджет Прогноз Прогноз Прогноз Прогноз В текущих ценах В постоянных ценах Всего (по программам) Оборона 65,970 69,928 72,005 71,735 72,669 71,661 8.6% 0.0% Фунд. исслед. Департамента обороны 12,567 10,622 10,534 10,899 11,044 11,211 -10.8% -17.9% Здоровье 28,469 29,361 28,782 28,919 29,383 29,313 3.0% -5.2% Национальный институт здоровья 27,220 27,923 27,353 27,481 27,713 27,852 2.3% -5.8% НАСА 10,909 11,334 12,142 12,970 13,417 14,448 32.4% 21.9% Энергетика 8,804 8,880 9,030 9,239 9,374 9,461 7.5% -1.1% Защита 4,244 4,333 4,502 4,689 4,783 4,870 14.7%, 5.6% Наука 3,186 3,172 3,097 3,104 3,123 3,132 -1.7% -9.5% Энергия 1,374 1,375 1,431 1,447 1,468 1,459 61% -2.3% Национальный научный фонд 4,077 4,226 4,141 4,161 4,198 4,219 3.5% -4.1% Сельское хозяйство 2,240 2,163 2,110 2,121 2,143 2,160 -3.6% -11.3% Торговля 1,131 1,075 1,050 1,053 1,060 1,062 -6.1% -13.6%. NOAA 617 610 595 596 599 600 -2.8% -/0.:5? NIST 471 426 417 420 422 423 -10 1% -17.34 1 МВД 675 648 635 636 639 639 -5.4% -12.9%' Транспорт 707 755 746 748 750 752 6.4% -2.1% Агентство по защите окр.среды 616 572 560 562 566 569 -7.6% -15.0% Госбезопасность 1,053 1,216 1,267 1,319 1,374 1,430 35.8% 25.0% Ветераны 820 ПО 750 752 756 756 -7.8% -15.1% Образование 290 304 296 297 298 299 3.1% -5.1%' Все другие 745 730 716 717 720 721 -3.2% -10.9% Всего 126,507 131,961 134,23 135,230 137,347 137,488 8.7% 0.0% Оборонные исследования 70,501 74,668 76,922 76,847 77,885 76,974 9.2% 0.5% Гражданские исследования 56,005 57,293 57,309 58,383 59,463 60,514 8.1% -0.5%: Таким образом, представленные результаты многостороннего анализа тенденций развития мировой экономики показали, что современные процессы управления и развития все больше будут связаны с ИТ. Надлежащее обеспечение субъектов рынка ИТ в настоящее становится необходимым условием успешного функционирования во всех отраслях СЗ. Во-первых, ИТ способны индуцировать за минимальные сроки рост эффективности всех отраслей здравоохранения, потребляющих их услуги. Во-вторых, ИТ все глубже проникают во все сферы здравоохранения, расширяя в них свое присутствие. В-третьих, сам бизнес ИТ, занимавший в ведущих странах мира еще 10 лет назад 6-8 места в рейтинге отраслей, формирующих ВНП, сегодня прочно вышел на первое место по значимости для экономики государств. Поэтому для дальнейшего продвижения по пути повышения эффективности распределения и использования экономических ресурсов в условиях формирование единого информационного пространства СЗ, разработка методологии, моделей механизмов управления инновациями и инвестиционной деятельностью в сфере ИТ представляется актуальным направлением научных исследований и практического внедрения. Информационное Общество предлагает новые возможности для улучшения почти каждого аспекта здравоохранения, от совершенствования медицинских систем до улучшения информированности о здравоохранении каждого жителя. Электронное здравоохранение относится к использованию современных информационных и коммуникационных технологий для удовлетворения потребностей граждан, пациентов, медицинских работников, поставщиков услуг [4]. Для оценки возможностей применения ИТ в управлении ОЗ проведен ретроспективный анализ динамики показателей экономики- СЗ современной РК начиная с периода наибольших изменений и нестабильности в этой отрасли. В этот период началась компьютеризация здравоохранения, что позволяет говорить о начале периода информатизации отрасли [9]. К основным показателям экономики, определяющим работу объектов СЗ, применительно к ИТ, отнесены: ? численность врачей всех специальностей (тыс. чел.); ? обеспеченность населения врачами (численность врачей на 10000 населения, численность населения на одного врача, чел.); ? численность среднего медицинского персонала (тыс. чел.); ? обеспеченность населения средним медицинским персоналом (численность среднего медицинского персонала на 10000 населения, численность населения на одного работника среднего медицинского персонала); ? число больничных коек (тыс.); ? обеспеченность населения больничными койками (число больничных коек на 10000 населения, численность населения на одну больничную койку, чел.); Формирующиеся организационные структуры медицинского учреждения, определяющие важнейшие направления его деятельности - лечебную, профилактическую, образовательную, научную и инновационную, - хорошо известны. Вместе с тем, эти организационные структуры представляют собой не полноценные и правильно развернутые проекты, но фактически рационализированный опыт того, что смогло сформироваться в условиях ограниченных ресурсов [12]. Национальная Программа информационной стратегии – это существенный элемент в осуществлении Схемы СЗ. Необходима инфраструктура, которая улучшит помощь больным, давая возможность клиницистам и другим сотрудникам СЗ увеличить их эффективность. Лучшие ИТ необходимы в ОЗ потому, что спрос на высококачественные услуги здравоохранения продолжает возрастать, а помощь стала намного сложнее, и технически, и организационно. Ежегодно первичная медико-санитарная помощь оказывает в мире более 300 миллионов консультаций. Ежегодно выдается 650 миллионов лекарств по рецептам в общинах; почти 5,5 миллиона человек госпитализируется для планового лечения; проводится 13,3 миллиона консультаций амбулаторных больных; и около 13,9 миллиона людей принимаются в травматологических отделениях (А&Е), из которых 4,3 миллиона являются экстренными случаями. Анализ практической деятельности медицинского учреждения свидетельствует о недостаточной эффективности работы в области постановки и реализации перспективных задач [16], особенно связанных с внедрением ИТ. Такой результат предопределен в значительной мере тем, что действия управленческих структур носят преимущественно оперативный характер и мало ориентированы на перспективу. Только широкое привлечение инвестиций в СЗ способно существенно повысить темпы развития медицины и ее составляющей в виде ИТ. Следует отметить, что сдержанная динамика иностранных инвестиций (ИИ) сменилась тенденцией опережающего роста прямых ИИ относительно темпов расширения масштабов внутреннего отечественного капитала и динамики ВВП [42,43]. Доля ИИ в общем объеме инвестиций в основной капитал в отечественную экономику повысилась с 4,7% до 5,9%, причем отличительной особенностью изменений в структуре иностранных инвестиций явилось сохранение тенденции к повышению доли прямых инвестиций. Опыт развивающихся стран показывает, что либеральная стратегия, основанная на частных инвестициях без структурной государственной политики, приводит к концентрации этих инвестиций в «привлекательных» секторах: сырье, первичная его переработка, металлургия, пищевая промышленность. В результате такой политики можно получить высокие темпы роста, но заплатить за них сегрегацией страны [8]. Согласно данным Госкомстата РК [48], наиболее привлекательными отраслями с точки зрения иностранных инвесторов были топливная и пищевая промышленность. Бюджетные инвестиции не являются достаточными для масштабной реконструкции и технического перевооружения реального сектора казахстанской экономики в ближайшей и среднесрочной перспективе [43]. Как показывает практика, прямое бюджетное инвестирование характеризуется достаточно низкой эффективностью даже в тех случаях, когда предоставление инвестиционных средств осуществляется на конкурсной основе с соблюдением специальных условий отбора инвестиционных проектов. В связи с низкой эффективностью прямого бюджетного кредитования инвестиционных проектов, в настоящее время органы государственного управления практически отказались от такого кредитования. Вместо этого ведется более эффективная политика инвестирования производственной и деловой инфраструктуры бизнеса. По аналогичным причинам не может быть задействован такой источник инвестиционных средств как сбережения населения. Так, отмечается [54], что больше половины инвестиционных накоплений идет за счет собственных средств предприятий, около 20% - за счет государственных инвестиций, на долю заемного внутреннего капитала приходится всего 4,4%. Известно, что состояние здоровья населения страны обусловлено, в частности, рядом географических факторов. Создавая ИТ инфраструктуру и системы мирового класса для СЗ, Программа по ИТ гарантирует, что организации и персонал смогут работать вместе более эффективно. В настоящее время ИТ разрабатывается и используется с учетом потребностей пользователей и пациентов. Система персонифицированного электронного учета СЗ разрабатывается для того, чтобы обеспечить круглосуточный доступ в системе «он-лайн» к медицинским картам пациентов в течение семи дней в неделю профессионалам здравоохранения, работают ли они в больнице, в системе первичной помощи или в медицинской службе общины. Ранжирование классов болезней по повторяемости (частости) заболеваний - числу зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения, выявило, что более 80% всех заболеваний населения РК приходится на семь классов болезней из общего их числа 16 [8]. В последующий период структура заболеваний практически не изменилась [2, 9, 12]. 1.2 Динамика показателей экономики здравоохранения и теоретические основы развития информационных технологий Важным фактором изменения внешней среды является нарастание конкуренции за ограниченные ресурсы между объектами СЗ. Сокращение идет практически по всем видам ресурсов: из-за демографических тенденций увеличивается число лиц пожилого возраста, проявляется конечность качественных и количественных характеристик медицинского ресурса как обслуживающего персонала, ограниченная возможность финансовых вложений семей в медицинское обслуживание. Анализ проблем экономики здравоохранения, выполненный в работе [8], содержит обзор реформирования системы финансирования здравоохранения в странах с переходной экономикой. В работе [1] отмечается, что переходные экономические системы стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР сталкиваются с теми же проблемами, что и системы с устоявшейся рыночной экономикой. Предпосылками для формирования интегрированного подхода при организации инновационного проекта по внедрению ИТ в СЗ являются: ? новое понимание ИТ, как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей ОЗ; ? реальные перспективы и современные тенденции по интеграции участников лечебной деятельности между собой, развитию новых организационных форм на основе ИТ (виртуальных, сетевых, оболочечных организаций в рамках вертикальных и горизонтальных цепочек ценностей); ? технологический потенциал в области ИТ, открывающий принципиально новые возможности взаимодействия, направленные на снижение затрат в СЗ. В середине 1990-х годов все налоги на социальное страхование по выборке 13 стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР составляли 30% всех расходов на оплату труда, а в некоторых случаях достигали 40% [29]. Достаточно сравнить эти цифры с 26% в богатых странах Организации экономического сотрудничества и развития и менее чем с 20% в остальном мире. Налоги на зарплату приносят здравоохранению меньше доходов, чем ожидалось. Сложились формы уклонения от налогов - занижение сведений о доходах в частном секторе, использование не облагаемых налогом видов оплаты наемного труда (оплата продуктами питания, одеждой, топливом и т. п.), занижение сведений о доходах, практикуемое официальными нанимателями, и др. [12]. В Албании из пакета социального страхования, финансируются первичная помощь и медикаменты, тогда как, оплата специализированного амбулаторного лечения и лечения в стационаре идет из центрального бюджета [34]. В Киргизии социальное страхование покрывает только расходы на медикаменты в больницах, а в последнее время также расходы на некоторые медикаменты вне больниц [24]. В РК фонды социального медицинского страхования платят, как правило, зарплаты и-оплачивают питание и услуги служб по лечению острых случаев. Среди стран группы А медицинские услуги остаются официально бесплатными в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии. В этих странах официальная доля больных в совместных платежах низка или равна нулю, а снижение числа и размера льгот и пособий, даже минимальное, политически затруднительно - так же, как снижение избытка пропускной способности больниц путем сокращения числа коек и увольнения части работников. Напротив, в странах группы Б и В, переживших особенно тяжелый экономический спад, значительное сокращение государственных доходов и официального рынка труда привело к краху финансирования предварительно оплачиваемых медицинских услуг. Доля платежей наличными - как официальных, так и неофициальных - в общей структуре расходов на здравоохранение составляет 87% в Грузии, 82% в Азербайджане, 60% в Киргизии и 46% в Молдавии. В России медицинские учреждения получают финансирование из нескольких источников, в том числе из регионального фонда медицинского страхования, регионального бюджета, местных бюджетов, бюджета Министерства здравоохранения, а также непосредственно из карманов больных [12]. В Венгрии, Словении, Хорватии и других небольших странах, где основным источником финансирования служит социальное страхование, каналы поступления средств не столь раздроблены. В этих странах налоги на зарплату для социального медицинского страхования идут главным образом на текущие расходы, однако даже в этом случае создание пулов представляет определенные трудности. Согласно классификации, предложенной Уильямсоном с соавторами [8], существуют три организационные формы связи между сторонами, вступившими в сделку: иерархии, долгосрочные контракты и рынки наличного товара. Эта классификация относится и к сектору здравоохранения; она позволяет лучше оценить некоторые особенности реформ, имевших место в переходный период. Страны групп А и В тратят на здравоохранение соответственно около 7% и около 8% валового внутреннего продукта (ВВП), приближаясь к западноевропейской норме. В большинстве стран с переходной экономикой финансирование здравоохранения с начала 1990-х стало менее справедливым. В странах группы В платежи наличными стали основным источником финансирования здравоохранения, а в странах группы Б такие прямые платежи заметно возросли В Грузии беднейшие из госпитализированных больных платят за лечение в среднем-70% своего месячного семейного, заработка: около 40% беднейших семей сообщили, что для оплаты лечения им пришлось влезть в долги или продать свою собственность [90, 95, 97]. Повышение эффективности – открыто выраженная, цель большинства реформ финансирования, здравоохранения в исследованных странах. Подведем-итоги выполненному анализу. В странах с относительно высоким уровнем доходов социальное страхование, судя по всему, служит эффективным инструментом мобилизации средств для здравоохранения. Что касается стран с более низкими доходами, меньшими институциональными возможностями и невысоким официальным уровнем занятости, то в них налоги на зарплату вовсе не обязательно являются жизнеспособной альтернативой общему налогообложению. Из приоритетных направлений стратегии инновационного развития объектов СЗ следует выделить: 1. Создание новых рынков, и новых продуктов, (организация медицинских услуг для иностранных граждан, освоение рынков патентов и ноу-хау, оказание консалтинговых, маркетинговых и правовых услуг в различных сферах здравоохранения и т.д.). 2. Обеспечение вхождения объектов СЗ в современную информационную среду, как в академическом, так и в организационно- управленческом аспектах. 3. Создание систем управления качеством медицинского обслуживания и профилактического лечения. Разработка и претворение в реальность эффективной стратегии инновационного развития объектов СЗ требует достаточно ощутимых затрат людских, временных и финансовых ресурсов и участия в работе органов стратегического управления. Успешность процесса СП объектов СЗ обеспечивают следующие совокупные признаки и требования: ? ориентация на будущее и сосредоточение усилий на ожидаемом будущем, основанная на том, что будущее должно правдоподобно отражаться в условиях деятельности организации; ? полный анализ прогнозируемых тенденций и сценариев возможных альтернативных будущих процессов, а также внутренних и внешних условий работы; ? гибкость и ориентация на достижение больших целей, выравнивание с окружающими условиями, установление содержания целей, формирование структуры и направления для достижения желаемого будущего; ? создание системы для достижения конкурентоспособного преимущества, путем анализа внутренних условий работы и инновационного потенциала; ? обеспечение адекватных реакций организации на проявляющиеся тенденции и сложные задачи в соответствии с системой приоритетов и миссии объектов СЗ. Анализ подходов к медицинскому страхованию как элементу системы финансирования здравоохранения выполненный в [11, 18, 42] показал достаточную жизнеспособность такого подхода и при определенных условиях его высокую эффективность. Внедрение ИТ в эту систему имеет большие перспективы с точки зрения повышения ее мобильности и результативности, так как существенно увеличивает оперативные возможности работы с информационной базой. Система медицинского страхования имеет достаточный исторический опыт и как альтернатива бюджетному финансированию здравоохранения возникла в Германии еще в XIX в. Ранние медицинские фонды различались по структуре и по формам управления, они основывались по большей части на принципе взаимной поддержки (размер взносов определялся размером доходов) и обеспечивали доступ к услугам согласно потребностям. Со временем были созданы территориальные фонды, обеспечивавшие медицинское страхование для тех, кто не имел возможности получить пособия через посредничество крупных официальных нанимателей [35, 89]. Немецкая система и в настоящее время продолжает ориентироваться на стиль традиционного страхования - с формальной точки зрения она напоминает системы правительственного финансирования медицинских услуг, где первоочередное право выбора предоставляется поставщику. Системы социального медицинского страхования характеризуются и другими особенностями, имеющими не столь принципиальное значение: 1. Социальное медицинское страхование обязательно для большинства или для всего населения. 2. Существует несколько фондов с возможностью или без возможности выбирать между ними и с пулингом (объединением) или без пулинга рисков. 3. Взносы, которые правительство (или какой-либо специальный фонд) делает в интересах неработающих, обычно проводятся через медицинский фонд (или медицинские фонды). 4. Как наниматели, так и наемные работники платят взносы и делят ответственность за управление фондом (или фондами). Поскольку социальное медицинское страхование укоренено в страховании наемных работников, оно изначально не предполагало покрытия расходов всего населения. Страхование всего населения не обязательно осуществляется по одной и той же схеме. Так, в Бельгии для 88% населения действует двухзвенная система «общего режима» (с полным пакетом пособий), а для 12% - система «режима для работающих не по найму» (с пакетом, покрывающим только «самые крупные» риски) странах (за исключением Швейцарии) часть взноса делается нанимателем, другая - наемным работником. Вместе с тем существуют важные различия, касающиеся следующих моментов: единообразие ставок; доля нанимателя и доля наемного работника; наличие потолка взноса; наличие дополнительных взносов, не связанных с зарплатой. Ставки взносов для всех застрахованных лиц (независимо от фонда и статуса членства, в-фонде) одинаковы в Бельгии, Люксембурге, Нидерландах и Франции. В Австрии ставки варьируют между 6,4 и 9,1%, в зависимости от статуса занятости; при этом ставки для лиц с одним и тем же статусом занятости в разных фондах одинаковы. В Германии ставки различаются в зависимости от фонда, но не от статуса занятости. Поскольку взнос зависит от зарплаты, особо устанавливается размер взносов для лиц, не получающих ее. Взносы самой обширной группы - пенсионеров - весьма различны в разных странах. В большинстве случаев пенсионеры платят ту же долю от своей пенсии, что и наемные работники от своей зарплаты (в Швейцарии - ту же премию). Хотя медицинские фонды в большинстве стран имеют самоуправляемость, решающее влияние на установление ставки взносов оказывает правительство или парламент. Медицинские фонды инкассируют взносы в Австрии, Германии и Швейцарии. Инкассировать взносы могут также ассоциации фондов (Люксембург) или правительственные агентства. В Бельгии средства вносятся непосредственно на счет Национальной службы социального страхования, которая, в свою очередь, перераспределяет деньги правительственным агентствам, ответственным за управление различными секторами социального обеспечения (безработные, пенсионеры и др.). Следующая проблема финансирования социального медицинского страхования - пулинг (объединение) рисков и (пере)распределение финансовых средств по отдельным фондам. В Бельгии и Нидерландах реформы привели к постепенному внедрению перспективного метода распределения средств по фондам, при котором объем средств на душу населения рассчитывается согласно степени риска. В Бельгии перспективное распределение составило 10% общего бюджета здравоохранения, поднялось до 20% в 2008-2009 гг. и до 30% в 2010-2011 гг. Поскольку фонды несли ответственность только за 15, 20 и 25% размещенных таким образом средств (по годам), реальная доля «за риск» составила только 5%, 4% и 7,5%. Финансирование прогрессивно, если процент дохода, выплачиваемый за здравоохранение, возрастает по мере роста дохода. Данные Проекта Европейского сообщества [1, 7, 11, 9], указывают, что социальное медицинское страхование в среднем слегка- менее прогрессивно, чем налоговое финансирование, но значительно более прогрессивно, чем любые формы частного финансирования. Различия между системами социального медицинского страхования в разных странах с точки зрения обеспечения социальной справедливости, зависят от следующих факторов; ? до какой степени взносы базируются на доходах (в противовес премиям, рассчитываемым на душу населения); ? платят ли относительно богатые и/или здоровые сравнительно меньше (благодаря установленным потолкам или компенсациям за отсутствие обращений за медицинской помощью) или им разрешено вообще держаться вне системы; ? насколько взносы в различные фонды подвергаются пулингу, то есть подгоняются к различным степеням риска; ? покрываются ли расходы полностью или необходима доплата пользователей за медицинскую помощь. Жизнеспособность систем социального медицинского страхования свидетельствует об устойчивости этой модели квазинезависимых фондов и о ее способности приспосабливаться к меняющимся условиям.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Медицина, 110 страниц
3300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg