Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Инновационный потенциал Хабаровского края.

irina_k200 1400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.08.2020
Целью исследования - изучить инновационный потенциал Хабаровского края. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: ? изучить теоретические и методологические основы инновационного развития экономики в регионе; ? оценить инновационный потенциал региона; ? разработать приоритетные направления инновационной политики в регионе. Предмет исследования - инновационный потенциал. Объект исследования – Хабаровский край. Теоретической и методологической базой исследования являются научные труды ведущих зарубежных и отечественных учёных, таки как Бабкина О.Н., Гневко В.А., Теребова С.В., законодательные акты РФ и её субъектов, указы Президента и постановления Правительства, министерств и ведомств, регулирующие инновационную сферу. Статистической базой исследования являются материалы государственных статистических органов РФ, субъектов ДФО и Хабаровского края. Используемые методы: анализ и синтез, обобщение и сравнительный анализ, статистические группировки, системный подход, экономико-математические методы и др. Период исследования – 2017 - 2019 гг. Структура работы обусловлена решаемыми задачами, работа состоит из введения, шести пунктов последовательно раскрывающих тему работы, заключения и списка использованных источников. Практическая значимость заключается в оценке инновационного потенциала региона и возможности использовать полученные данные при разработке инновационной политики Хабаровского края.
Введение

Актуальность темы исследования. В условиях экономического кризиса у национальной экономики любого государства возникают две основные цели: минимизировать последствия происходящего кризиса и сформировать потенциал для будущего посткризисного развития. В нашей стране модель посткризисного долгосрочного развития – это инновационная социально-ориентированная экономика, отраженная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. Инновационное развитие экономики характеризуется в первую очередь высокой инновационной активностью всех экономических субъектов, постоянной разработкой и внедрением в производство новых технологий и продуктов, высокой долей высокотехнологичных секторов в ВВП и экспорте, а также рядом других показателей. Для решения этих задач нужно реализовать комплекс мер, взаимосвязанных между собой, которые направлены на стимулирование инвестиций в инновации, на технологическое перевооружение и внедрение инновационных продуктов и решений во все сферы экономики. Такие меры должны быть общесистемными и направленными на долгосрочное развитие национальной экономики, в то же время должны отражать специфику развития в условиях экономического кризиса. Восприимчивость бизнеса к инновациям сегодня остаётся низкой, а доля предприятий, использующих средства на приобретение новых технологий крайне мала. Низкий уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций, при том, что в абсолютном выражении, объёмы инновационной продукции постоянно растут. И, начиная со второй половины 2008 г., указанные негативные тенденции усиливаются в условиях экономического кризиса. Предприятия, сталкиваясь с необходимостью жестко оптимизировать из-держки, экономят на развитии в первую очередь, откладывая инновационные проекты, расходы на НИОКР и перевооружение на неопределённое время. Потому необходима корректировать инновационную политику как на уровне страны в целом, так и на региональном уровне. Инновационное развитие в каждом субъекте России имеет свои региональные особенности в зависимости от роли и места инновационной деятельности в региональном воспроизводственном процессе, а также от тех целей, которые стоят перед местными органами власти в конкретных социально-экономических условиях. Все это требует отражает актуальность данного исследования.
Содержание

Введение 3 1 Инновационный потенциал, сущность, понятие, виды 5 2 Факторы, определяющие инновационный потенциал региона 13 3 Методики оценки инновационного потенциала региона 17 4 Оценка инновационного потенциала Хабаровского края 22 5 Инновационный потенциал и инновационная активность 36 6 Направления повышения инновационного потенциала Хабаровского края 44 Заключение 51 Список использованной литературы 53
Список литературы

1. Закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ. 2. Постановление Правительства Российской Федерации «Об основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2017 года» от 5 августа 2005 г. №2473п-П7. 3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Элек¬тронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2018 г. № 2227-р. - Режим доступа: http://ris.extech.ru/policy/policy_basis.php 4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Россий-ской Федера¬ции на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - Режим доступа: http://www.government.ru/content/ governmentactivity/insiderfgovernment/ archive/2008/11/25/d487dcfb-f7bc-41e3-ad5e- 135086c4016c.htm 5. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Указом Президента РФ от 7 июля 2018 г. № 899. - Режим доступа: http ://ris.extech.ru/policy/ policy_basis.php 6. Указ Президента Российской Федерации «О Совете при Президенте Рос-сийской Федера¬ции по модернизации экономики и инновационному развитию России» от 18 июня 2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://state.kremlin.ru/face/15690 7. Постановление Правительства Хабаровского края от 26 июня 2016 г. N 212-пр «Государственная целевая программа Хабаровского края «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края». 8. Веб-сайт Государственной статистики [Электронный ресурс] // www- gks.ru (дата обращения: 17.02.2020г.). 9. Бабкина, О.Н. Механизмы развития региональной инновационной инфраструктуры [Текст] / О.Н. Бабкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № (06) 41. - С. 72-76. 10. Бабкина, О.Н. Направления развития региональной инновационной инфраструктуры [Текст] / О.Н. Бабкина // Молодой учёный. - 2019. - № 36. - С. 91-93. 11. Бабкина, О.Н. Теоретические аспекты развития экономики региона на основе инноваций [Текст] / Бабкина О.Н. // Молодой учёный. - 2018. - № 4 (27). - С. 135-136. 12. Вячеславов, А.М. Проблемы формирования инновационного климата в регионе [Электрон¬ный ресурс] / А.М. Вячеславов // Современные исследования социальных проблем. - 2019. - № 1 (09). Режим доступа: http://sisp.nkras.rU/issues/2019/1/Vyacheslavov.pdf 13. Гневко В.А. Инновационное развитие - региональный аспект // Экономика и управление. 2018. №10. 14. Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика: Учебник. — М.: КНОРУС, 2009. 15. Егорова С. Е., Н. Г. Кулакова Инновационный потенциал региона: сущ-ность, содержание, методы оценки // Вестник Псков ГУ. 2015. № 4. С. 54-68 16. Инновационный путь развития для новой России [Текст] / отв. ред. В.П. Горегляд; Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. - М.: Наука, 2005. - 343 с. 17. Зубарев, А. Е. Анализ инновационной активности предприятий и организаций Хабаровского края / А. Е. Зубарев. В. Б. Халимендик // Вестник ТОГУ. – 2017. – № 4 (15). – С. 113 – 122. 18. Кузнецова Е.В. Инновационная активность субъектов рыночной экономики региона как антикризисная мера / Е.В. Кузнецова // Актуальные проблемы экономики и права. – 2017. – № 2. – С. 70-73 19. Кузнецова Е.В. Государственное регулирование инновационной политики в условиях кризиса / Е.В. Кузнецова // Вестник Чувашского университета. – 2017. – № 1. – С. 387-391 20. Наука и инновации в Хабаровском крае : стат. сб. – Хабаровск : Хаба-ровскстат, 2017. – 32 с. 21. Научно-технический потенциал России и его использование [Текст] / под общ. ред. д.э.н., проф. В.И. Кушлина, д.э.н., проф. А.Н. Фоломьева. - М: СКАНРУС, 2015. - С. 94. 22. Официальный сайт Минэкономразвития [Электронный ресурс] // minregion.ru (дата обращения: 17.02.2017г.). 23. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации : аналитический доклад / под. ред. Л. М. Гохберга. – М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. – 104 с. 24. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017 : стат. сб. – М. : Росстат, 2017. – 990 с. 25. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019 : стат. сб. – М. : Росстат, 2019. – 990 с. 26. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018 : стат. сб. – М. : Росстат, 2018. – 996 с. 27. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017 : стат. сб. – М. : Росстат, 2017. – 990 с. 28. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. — М., 2018. 29. Региональный журнал «ДВ Капитал» [Электронный ресурс] // dvkapital.ru (дата обращения: 17.02.2017г.). 30. Сангадиев З. Г., Аюшева Л. А. Оценка инновационного потенциала региона / З. Г. Сангадиев, Л. А. Аюшева // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева. 2017. № 5. С. 211–215. 31. Справка об использовании результатов интеллектуальной деятельности по федеральным округам РФ за 2019 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fips.ru/sitedocs/links/prs1.pdf 32. Теребова, С.В. Инновационный климат в регионе: состав и факторы развития [Текст] / С.В. Теребова, А.М. Вячеславов // Проблемы развития территории. - 2018. - № 3. - С. 40-50. 33. Теребова, С.В. Тенденции развития научно-инновационной деятельности в вузах реги¬она [Текст] / С.В. Теребова, А.М. Вячеславов // Проблемы развития территории. - 2019. - № 4 (60). - С. 110-122. 34. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2016. 35. Фатхуллина Л. З., Шабалтина Л. В. Факторы роста инновационного потенциала региона / Л. З. Фатхуллина, Л. В. Шабалтина // Вестник ВЭГУ. 2015. № 2 (52). С. 61–68. 36. Фокина О. М., Репченко Н. А. Оценка инвестиционной привлекательности региона с учётом инновационного и бюджетно-финансового потенциала региона / О. М. Фокина, Н. А. Репченко // Инновации. 2018. № 7 (105). С. 64–67. 37. Чекулина Т. А., Тамахина Е. А. Инновационный потенциал региона: со-держательные особенности и теоретические аспекты исследования / Т. А. Чекулина, Е. А. Тамахина // Вестник ТГУ. 2017. № 2 (94). С. 65–70. 38. Чернобродова Л. А., Суковатова О.П. Инновационный потенциал региона как фактор социально-экономического развития / Л. А. Чернобродова, О. П. Суковатова // Вестник ТГУ. 2016. № 7 (75). С. 69–75
Отрывок из работы

1 Инновационный потенциал, сущность, понятие, виды Динамическое развитие современной экономики во всё большей степени зависит от её способности внедрять и осваивать передовые технологии, новые рынки, генерировать знания и человеческий капитал. Всё чаще российские эксперты делают выводы о том, что без инноваций в нашей стране не будет долговременного и мощного экономического подъёма. [16] В этой связи становится необходимым переход к инновационному типу хозяйствования, определяющий новую роль науки в хозяйственных системах современности и будущего. Инновация (или нововведение) – это конечный итог (результат) инновационной деятельности, который получает воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового либо усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация – это внедрение в практику, осуществление и использование новой идеи, предложения, людей, научно-технического решения. [15] Инновация – это прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого и административного характера. [12] Суммарное определение инноваций содержит следующие моменты: во-первых – это новая идея, услуга или продукт; во-вторых, это внедрение нового в производственную систему, в результате чего меняется и сама производственная система, она переходит в новое качественное состояние и, в-третьих, это итог инновационной деятельности. Таким образом, инновация (наукоёмкое нововведение) – это конечный результат интеллектуальной деятельности (научных идей, научно-технических исследований, открытий и изобретений) в виде некоторого принципиально нового объекта (системы машин, технологий, оборудования, товаров и услуг, программного обеспечения, систем управления и организации производства и т.п.) или в виде некоторого объекта, качественно отличного от предшествующего аналога, который находит реализацию в той или иной сфере жизнедеятельности человека, ? способствует удовлетворению потребностей рынка и заказчика, ? приносит позитивный социально-экономический эффект. Таким образом: 1. при создании и внедрении (коммерциализации) инновации в практику человеческой деятельности воплощаются новые результаты фундаментальных и поисковых исследований, изобретения и открытия, а также ранее накопленные и проверенные в мировой практике научно-технические достижения (знания, технологии, системы, оборудование и т.п.), которые могут быть интегрированы оптимальным образом; 2. инновация – это нечто новое, которого раньше до нее не было, или нечто лучшее, чем существующее до нее; 3. инновация – это нечто более эффективное, чем существующее, которое имеет позитивный социально-экономический и экологический результат; 4. инновация – это то, что реализуется на рынке, то, что коммерциализуется, т.е. это рыночная продукция или продукция, которая передается заказчику, для дальнейшего использования в производстве. Специфика инновации как новой продукции и как услуги определяется сле-дующими свойствами: ? высокой степенью неопределенности при получении конечного научно-технического результата или услуги; ? особым характером финансирования, связанным с риском временного разрыва между затратами на создание инновации и доходами, получаемыми в результате её реализации; ? неопределенным характером спроса, в силу чего предложение иннова-ции на рынке должно играть активную и упреждающую роль. При этом следует иметь в виду, что побудительные мотивы к созданию и предложению инновации в общем случае следует делить на внутренние мотивы инновационной активности, которые связаны с интересами повышения конкурентоспособности выпускаемой предприятиями продукции, и на внешние мотивы инновационной активности, которые обусловлены экономической политикой государства. Таким образом, инновация – это конечный результат внедрения новшества для изменения объекта управления и получения социального, экономического, научно-технического, экологического или иного вида эффекта. [28] А инновационная деятельность – это вид деятельности, который связан с трансформацией идей (как правило, результатов научных исследований и разработок или же иных научно-технических достижений) в новый или более усовершенствованный продукт, внедрённый на рынке, в новый или более усовершенствованный технологический процесс, который использован в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам. Инновационная конкурентоспособность региона оценивается уровнем инно-вационного потенциала региона, который зависит от уровня инновационного развития и инновационной восприимчивости хозяйствующих субъектов, расположенных на его территории, созданной инновационной инфраструктуры и существующих возможностей инновационного развития. Инновационный потенциал региона — это сложная экономическая категория, формирующаяся под воздействием множества факторов. Результаты исследования научной литературы [5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14] относительно сущности и формирования инновационного потенциала региона позволяют выделить среди существующих точек зрения четыре подхода. Первая группа авторов придерживается ресурсного подхода и рассматривает инновационный потенциал как взаимосвязанную систему трудовых, информационных, материально-технических и организационно-управленческих ресурсов, комплексное использование которых обеспечивает эффективное инновационное развитие хозяйствующих субъектов. Второй подход к определению инновационного потенциала, заключается в выявлении скрытых возможностей региона для их реализации в перспективе, получил название инклинационным. Он позволяет раскрыть ещё неиспользуемые (скрытые) возможности (ресурсы) и найти способы для их интеграции в инновационное развитие региона. С точки зрения стратегического планирования инноваци-онного развития региона выявление скрытых, ещё неиспользуемых возможностей региона является, безусловно, обоснованной точкой зрения. Однако данный подход не позволяет оценить текущую ситуацию и выявить исходные предпосылки и факторы развития инновационного потенциала региона [13]. Третья группа авторов придерживается мнения о том, что инновационный потенциал региона необходимо рассматривать с двух сторон: инновационного процесса и результата этого процесса. При этом под инновационным процессом понимается деятельность субъектов региона в области планирования, разработки, апробации и внедрения инноваций, а под результатом — эффективность инновационной деятельности субъектов в регионе. Если процессная компонента инновационного потенциала предполагает постоянное поддержание его на конкурентоспособном уровне, возобновление и рост, то результативная компонента оценивает его эффективность, результативность использования субъектами инновационной деятельности региона В настоящее время всё большее распространение получает четвёртый, обобщающий подход к определению инновационного потенциала, который рассматривает показатель инновационного потенциала в качестве меры способности и готовности региональной инновационной системы обеспечивать непрерывный инновационный процесс. На наш взгляд, такой подход является оправданным, поскольку при оценке инновационного потенциала необходимо комплексно исследовать ресурсную и результативную составляющие, отражающие, соответственно, готовность и способность региона к инновационному развитию. В тоже время, при оценке инновационного потенциала, необходимо учитывать, что инновационное развитие региона обеспечивается посредством инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в регионе. Изучение международных определений инноваций показывает, что они представляют собой то новшество, которое готово к реализации, т. е. под инновационным потенциалом понимается способность создавать, внедрять и осваивать как собственные, так и приобретённые инновации [15, 17]. При этом развитие методических подходов к оценке инновационных возможностей активно осуществляет Организация экономического сотрудничества и развития. В научной литературе существуют разные подходы и к определению структуры инновационного потенциала. Заметим, что большинство авторов при определении структуры инновационного потенциала основное внимание уделяют ресурсной составляющей. Это, на наш взгляд, является необходимым, но не достаточным условием, поскольку инновационное развитие региона обеспечивается посредством инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в регионе. Структура инновационного потенциала для различных уровней экономики будет отличаться. Рассматривая инновационный потенциал региона, следует оценивать уровень инновационного развития экономики региона, а также существующие возможности инновационного развития организаций, функционирующих на данной территории. Поэтому оценка инновационного потенциала должна осуществляться комплексно по выде-ленным компонентам (см. рис. 1). Рис. 1. Структура инновационного потенциала региона Инновационный потенциал региона изучается по выделенным ресурсноре-зультативным компонентам: 1. Научно-технический потенциал отражает совокупность взаимосвязанных условий и ресурсов, обеспечивающих, с одной стороны, воспроизводство апробированных и возможность получения новых научных знаний, а с другой, возможность разработки новшеств [4]. 1.1. Инновационная активность организаций (удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе организаций), в %. 1.2. Удельный вес организаций, приобретавших новые технологии, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, в %. 1.3. Число созданных передовых технологий в расчете на 10 тыс. чел. населения, в %. 1.4. Число использованных передовых технологий. 1.5. Число поданных патентных заявок в расчете на 10 тыс. чел. населения, в %. 1.6. Число выданных патентов в расчете на 10 тыс. чел. населения, в %. 1.7. Внутренние затраты на научные исследования и разработки, в рублях. 1.8. Число технопарков в регионе. 1.9. Число научно-исследовательских организаций в регионе 2. Трудовой потенциал характеризует обеспеченность региона квалифицированными трудовыми ресурсами, необходимыми для инновационного развития. В условиях инновационного развития первостепенное место занимают трудовые ресурсы, непосредственно генерирующие новые знания, являющиеся основой инновационного процесса. 2.1. Численность персонала, занятого научно-исследовательскими работами. 2.2. Удельный вес исследователей с учеными степенями, в %. 2.3. Число организаций, ведущих подготовку аспирантов. 2.4. Число организаций, ведущих подготовку докторантов. 2.5. Число защитивших кандидатские и докторские диссертации. 2.6. Число аспирантов. 2.7. Число докторантов. 2.8. Удельный вес затрат на оплату труда во внутренних затратах на научные исследования и разработки, в %. 2.9. Затраты на оплату труда на одного работника, занятого научными исследованиями и разработками, в рублях. 2.10.Численность персонала инновационно-активных организаций в расчете на 10 тыс. населения. 3. Инвестиционный потенциал характеризует наличие и достаточность собственных финансовых ресурсов региона для осуществления инновационной деятельности. 3.1. Источники финансирования технологических инноваций: 3.1.1. Собственные средства организаций. 3.1.2. Федеральный бюджет. 3.1.3. Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. 3.1.4. Иностранные инвестиции. 3.1.5. Венчурные фонды. 3.1.6. Прочие средства. 3.2. Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в % к ВРП. 3.3. Число инновационных фондов и банков. 3.4. Софинансирование регионом НИОКР, выполняемых по направлениям, приоритетным для региона. 3.5. Предоставление из регионального бюджета субсидий. 4. Рыночный потенциал. Конечным этапом инновационной деятельности яв-ляется реализация инноваций, соответственно наличие спроса на результаты инновационной деятельности на рынке повышает возможности инновационного развития региона. 4.1. Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг, в %. 4.2. Экспорт инновационных товаров, работ и услуг. 4.3.Технологический обмен в организациях, осуществлявших технологические инновации. 4.4. Торговля технологиями с зарубежными странами. 5. Организационно-управленческий потенциал. 5.1. Число действующих нормативных документов по вопросам регулирования инновационной деятельности. 5.2. Число программ по поддержке инновационно-активных организаций, реализуемых в регионе. 5.3. Наличие стратегии инновационного развития региона. 5.4. Темпы роста объёмов реализуемой инновационной продукции к ВРП. 5.5. Темпы роста числа выданных патентов в регионе. 5.6. Темпы роста числа инновационно-активных организаций. 5.7. Темпы роста объёмов государственного финансирования. 6. Внешнеэкономический потенциал отражает возможности внешнеэкономи-ческого сотрудничества. 6.1. Экспорт инноваций. 6.2. Импорт инноваций. 6.3. Удельный вес организаций, имевших совместные проекты с отдельными странами, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации и участвовавших в совместных проектах. 6.4.Число стран, с которыми регион имеет границы Таким образом, инновационная конкурентоспособность региона оценивается уровнем инновационного потенциала региона, который зависит от уровня инновационного развития и инновационной восприимчивости хозяйствующих субъектов, расположенных на его территории, созданной инновационной инфраструктуры и существующих возможностей инновационного развития. Инновационный потенциал региона — это сложная экономическая категория, формирующаяся под воздействием множества факторов. В экономической литературе существуют различные подходы к оценке инновационного потенциала. Методика анализа инновационного потенциала региона через оценку каждой его составляющей зависит от авторской трактовки понятия «инновационный потенциал», а также определение «структура инновационного потенциала», также каждый подход предполагает использование своей системы показателей, характеризующей различные аспекты инновационного потенциала. Изучение теоретических подходов к анализу инновационного потенциала региональной экономики неразрывно связано с развитием методологии. 2. Факторы, определяющие инновационный потенциал региона Под фактором понимаем условие, причину или параметр, влияющие на характер и интенсивность инновационного развития региона. При этом инновационный процесс выступает как результат взаимодействия системы многих факторов. Формирование и реализация инновационного потенциала региона зависит от си-стемного взаимодействия комплекса условий и факторов, которые ускоряют инновационный процесс, начиная от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и заканчивая массовым производством продукта или применением инновационной технологии. По мнению ряда авторов факторы, замедляющие и стимулирующие разработку и внедрение инноваций, формирование и реализацию инновационного потенциала, оказывают влияние на глобальном уровне, макро-, мезо-, микроуровне. К факторам глобального уровня относятся: ? связи с мировым сообществом в рамках реализации инновационных проектов, которые способствуют эффективному трансферу знаний, обмену опытом и тиражированию инноваций. Практика показывает, что почти любой продукт, разрабатываемый малыми инновационными компаниями, в перспективе связан с входом на мировой рынок, и это в первую очередь связано с низкой емкостью российского рынка для многих наименований инновационной продукции; ? способность создаваемой инновационной продукции к интеграции с продуктами и технологическими процессами соответствующей отрасли. Факторы макро- и мезоуровня определяют успешность реализации инновационных проектов. Основной задачей государства и региональных органов власти является формирование благоприятных экономических условий для притока инвестиций в инновационную сферу. Развитие инновационной деятельности на макроуровне происходит через развитие эффективных региональных систем, которые формируют точки роста региональной экономики, а также экономики страны в целом. В настоящее время на региональном уровне выделяют следующие барьеры, которые препятствуют развитию инновационной деятельности: низкая финансовая поддержка научных исследований и технологических разработок, недостаточная поддержка молодых ученых, слабая правовая защита малых предприятий, а также слабое информационное обеспечение инновационных объектов [17]. С целью устранения вышеперечисленных барьеров и поддержки создаваемых инновационных предприятий в регионах создаются объекты инновационной инфраструктуры, которые обеспечивают взаимосвязь участников инновационной деятельности. Кроме того, ряд авторов выделяют две группы факторов, которые препятствуют развитию инновационного потенциала региональной системы: ? трансформационные факторы, определяющие качественное содержание инновационного потенциала; ? трансакционные факторы, характеризующие готовность региона осуществлять инновационную деятельность и определяющие границы существования и реализации инновационного потенциала. К трансформационным факторам автор относит кадровые, научные, технико-технологические и финансовые ограничения, которые могут препятствовать развитию инновационного потенциала региональной хозяйственной системы. К ним относят следующие: высокий экономический риск, недостаток денежных средств, недостаток квалифицированного персонала, высокая стоимость нововведений, слабая материальная и научно-техническая база, ее большой износ и устаревшие технологии. Под трансакционными факторами понимаются следующие ограничения: информационные, организационные, институциональные. К их числу относятся отсутствие надежных и эффективных механизмов взаимодействия государства с пред-принимательским сектором региональной экономики, инновационной культуры, неразвитость нормативно-правовой базы инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры, недостаточное количество налоговых льгот и субсидий для стимулирования инновационной активности предприятий в регионе, недостаток о новых технологиях, рынках сбыта, малоэффективная интеграция научной, производственной и образовательной составляющих в инновационной системе. Бакланова Ю.О., среди факторов, отрицательно влияющих на формирование и реализацию инновационного потенциала региона, выделяет экономические, производственные и организационные факторы. Экономические факторы включают в свой состав нехватку собственных средств и государственной финансовой поддержки, низкий платежеспособный спрос на инновационные продукты, высокая стоимость нововведений, длительные сроки окупаемости новшеств и др. К производственным факторам, по мнению автора, относятся низкий инновационный потенциал и инновационная активность предприятий в регионе, малая восприимчивость предприятий к нововведениям, нехватка информации о новых технологиях, отсутствие достаточного количества квалифицированного персонала, недостаток возможностей для кооперации с другими инновационно-активными предприятиями и научными организациями. Недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих инновационную деятельность в регионе, неопределенность сроков инновационных процессов, неразвитость инновационной инфраструктуры, а также неразвитость рынка технологий относятся к организационным факторам, которые в той или иной степени сдерживают развитие инновационного потенциала региона. Большинство неблагоприятных факторов формирования инновационного потенциала можно преодолеть достаточно быстро, если развитию инновационного сегмента экономики будут отданы определенные политические и экономические приоритеты. В то же время существуют факторы, преодоление которых не поддаются ускорению. Это качество трудового потенциала, компетенций, приобретаемых работниками в системе профессионального образования, с точки зрения их соответствия требованиям инновационного сегмента рынка труда, изучение норм и ценностей трудовой деятельности, типов социального поведения работников в этом сегменте экономики. Арсентьева Н.А. выделяет факторы, определяющие инновационный потенциал, среди которых материальных готовность государственного и частного сектора к внедрению инноваций, направления исследований, восприимчивость общества к инновациям и инновационные традиции. Д.И. Кокурин делит факторы на внешние и внутренние. К внутренним он относит факторы, определяющие состояние объективных внутренних межинституциональных связей, в числе которых форма собственности субъектов инновационной деятельности, их организационно-правовая структура и величина субъекта, его отраслевая принадлежность и др. На региональном уровне эти факторы могут проявляться в следующем: специализация региона, соотношение государственных и частных предприятий и др. К субъективным факторам инновационного потенциала относятся те, которые проявляются в процессе управления, сознательного принятия и осуществления решений по разработке, внедрению или использованию инноваций со стороны субъектов инновационного процесса (предпринимателей, специалистов, региональное правительство), в задачи которых входит анализ внешних обстоятельств и внутренних возможностей инновационного потенциала. Диваева Э.А. выделяет факторы, определяющие внутреннее содержание, масштабы и темпы изменения инновационного потенциала регионов: ? обновление продукции, повышение ее технико-эксплутационного уровня, с целью повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках; ? повышение активности международного научно-технического сотрудниче-ства, выход на мировой рынок; ? быстрое освоение и массовое распространение результатов научных исследований и технических разработок; ? сохранение кадрового потенциала, в состав которого входят исследовательский и инженерно-технический персонал, также недопущение ухода наиболее квалифицированных кадров в сферы деятельности, мало связанные с инновационной деятельностью. Многие авторы, в качестве факторов, влияющих на развитие инновационного потенциала, выделяют его составляющие. Так, Татаринцева И.В. рассматривает финансовую, научно-техническую, организационную, кадровую, производственно-технологическую, потребительскую факторные переменные, которые отражают элементы инновационного потенциала. 3. Методики оценки инновационного потенциала региона Изучение теоретических подходов к анализу инновационного потенциала региональной экономики неразрывно связано с развитием методологии. Метод современного анализа инновационного потенциала представляет собой системное комплексное исследование инновационной среды с целью обеспечения более качественного и эффективного выполнения функций инновационной деятельности. Системный и комплексный подход вытекает из общей методологии комплексного экономического анализа, предполагающего рассмотрение объекта исследования как системы. Применительно к анализу инновационного потенциала это означает, что для ведения любой деятельности, в том числе и инновационной, хозяйствующему субъекту необходимо обеспечить сбалансированное наличие ресурсов. В данном случае имеется в виду материально-техническая база, трудовые ресурсы, финансовые возможности и т. д. В то же время без соответствующих условий внешней среды, деятельность, полностью обеспеченная ресурсами не будет успешной. Поэтому, говоря об инновационном потенциале необходимо учитывать, что успешность деятельности зависит от сбалансированности внутренних ресурсов и внешних факторов, которые способны или стимулировать, или препятствовать осуществлению инновационной деятельности. К тому же анализ инновационного потенциала должен учитывать как влияние различных факторов на изучаемый процесс, так и воздействие данного процесса на другие сферы деятельности в системе. Комплексный подход сказывается на характере проведения анализа, когда исследуемый объект рассматривается с самых различных точек зрения (с научно-исследовательской, материально-технической, финансовой, кадровой и др.). Для этого в анализе инновационного потенциала активно используются не только математические методы, но и методы эвристики, социологии, психологии, исторического анализа и т. п. Конкретизацией метода анализа инновационного потенциала являются методы анализа, которые можно объединить в три группы. К первой группе относятся методы балльной оценки, сущность которых сводится к определению коэффициентов значимости (весомости) общих и частных показателей инновационного потенциала региона на основе экспертных оценок [15]. Алгоритм оценки балльным методом сводится к следующим действиям: определяются обобщенные и частные показатели оценки инновационного потенциала региона, производится сбор фактических данных (Ra). При формировании показателей используется, как правило, ресурсный подход, однако, в данном методе можно учитывать и результативную компоненту инновационного потенциала; на основе экспертных оценок определяются коэффициенты значимости (весомости) обобщённых и частных показателей (qi и qa соответственно).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 86 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 97 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 69 страниц
1725 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 67 страниц
1675 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 76 страниц
1900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg