Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСКУССТВО

Нетрадиционные техники рисования в начальной школе.

irina_k200 1175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.08.2020
Актуальность данной работы определяется в связи с тем, что основные силы учителя начальных классов должны быть направлены на активизацию творческих способностей и интереса к учебному процессу учащихся, с этой задачей нетрадиционные техники рисования справляются отлично. Они не только дают возможность не стандартно мыслить, но и усиливают у учащихся веру в себя. Цель работы – провести анализ влияния нетрадиционных техник рисования на детей младшего школьного возраста в рамках дисциплины изобразительное искусство. Эта цель будет достигнута путем решения следующих задач: 1. Рассмотреть роль изобразительного искусства в развитии детей; 2. Рассмотреть нетрадиционные техники рисования и их виды; 3. Изучить особенности проявления развития воображения в младшем школьном возрасте; 4. Определить уровень развития воображения; 5. Рассмотреть и разработать цикл занятия рисования; 6. Выявить результат уровня развития воображения младших школьников Предметом исследования является процесс преподавания изобразительного искусства в начальной школе. Объектом исследования являются – нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Основными методами исследования являются анализ нормативных документов, методической литературы и систематизация полученных результатов. Теоретико-методологической базой являются труды учёных Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Лернер И.Я., Скаткин М.Н При обработке теоретического материала и собственно написании курсовой работы применялись следующие методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения материала. Методики: «Дорисовывание фигур», «Иллюстрации к сказкам», «Звук», «Войди в образ», «Какая она, пустота?», «Старинные вещи», «Изображение сказочной избушки», «Волшебная нитка».
Введение

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её. Во все времена были нужны творческие личности, так как именно они определяли прогресс человечества. Наше время так же требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. И развитие творчества – одна из главных задач детского воспитания. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание ее как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к окружающему миру природы, предметов, миру людей (то есть творческое саморазвитие). [4; с.15] Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности школьников. Изобразительная деятельность развивает умение анализировать и наблюдать; творческие способности, художественный вкус, воображение, эстетические чувства (умение видеть пропорции, красоту форм, движений, цвета и цветосочетаний), способствует становлению личности, познанию окружающего мира, развивает зрительное восприятие и органы чувств. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить образы своего воображения. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает воображение и творческие способности. Нетрадиционные техники рисования помогают детям реализоваться в творчестве. Развивающееся в ходе занятий нетрадиционным рисованием воображение будет способствовать реализации в учебе, в общении с друзьями. Развитие творческого воображения детей в современной системе образования не может быть второстепенным. Нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Также укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Все это подтверждает эффективность развития творческого воображения у младших школьников средствами нетрадиционных техник рисования. [7; с.81] Сегодня главными задачами современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание активного человека, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, быстроменяющемся мире, постиндустриальном информационном обществе. [6; с.12] Неоспорим тот факт, что для приобретения всех этих качеств необходимо хорошо развитое воображение. Оно помогает освободиться от стереотипов не только в понимании искусства, но и науки, активизируя все виды мыслительной и творческой деятельности учащихся. При использовании творческого воображения в процессе творчества восприятие материала у ребенка происходит как на сознательном уровне, так и на эмоциональном. Появляется интерес, желание справиться с полученной задачей. Повышаются результаты и глубина знаний, умений и навыков. Творческое воображение необходимо детям для успешной учебной и игровой деятельности, а также оно лежит в основе любой творческой деятельности. [6; с.12]
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ………………………………………………….. 1.1 Роль изобразительного искусства в развитии детей младшего школьного возраста …………………………………………….. 1.2 Нетрадиционные техники и виды рисования на уроках изобразительноеискусство……………………………………… 1.3 Особенности проявления и развития воображения в младшем школьном возрасте ………………………………….................. ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПРИ ПОМОЩИ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РИСОВАНИЯ……………………………………………………. 2.1 Определение уровня развития воображения………………….. 2.2. Разработка цикла занятий рисования на уроках изобразительное искусство……………………………………... 2.3. Выявление и результаты уровня развития воображения после применения цикла занятий …………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….. СПИКОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….
Список литературы

1. Андреева Л.В. Графический рисунок как средство образного познания и изучения действительности, - Н. Новгород 2004. - 20 с. 3. Ахметшина, А. К. История изобразительного искусства : учебно-методическое пособие / А. К. Ахметшина. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 79 c. 4. Бойкина, М. В. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе : методическое пособие / М. В. Бойкина, Ю. И. Глаголева. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 128 c. 5. Брагинский В. Почему не каждому дается грамота // начальная школа. - № 1 - 2005. - С.34 - 38 6. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Составители: Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., Академия, 2001 - 231 с. 7.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1999 - 93 с. 8. Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабоуспевающим ученикам: Пособие для учителей классов выравнивания. - Киев, 1985. - 268 с. 9.Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М., 1998 - 180-205 с. 10. Дайан, Бери Рисуйте свободно! : найти себя с помощью художественного дневника / Барбара Бери Дайан ; перевод Ю. Пиминова ; под редакцией Н. Никольская. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 189 c. 11.Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. - 1999-№6-52-59 с. 12.Забрамная С, Костенкова Ю. Неуспеваемость как она есть // Школьный психолог-2004-27-30 с. 13. Кузьмина, Е. Г. Детская практическая психология : учебное пособие / Е. Г. Кузьмина ; под редакцией А. В. Кирьякова. — Орск : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, 2010. — 264 c. 14. Кулагина, И. Ю. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина. — Москва : Академический Проект, Трикста, 2011. — 317c. 15. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику - М., Педагогика-1995-94 с. 16.Общая психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов // Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. и др. - 2004-389с. 17.Психокоррекцинная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений // Дубровин И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. - 2003-160 18. Нетрадиционные техники в изобразительном искусстве [Электронный ресурс]. – URL: https://obuchonok.ru/node/3878 (дата обращения 05.03.2020) 19. Нетрадиционные техники рисования [Электронный ресурс]. – URL: https://luchik.ru/articles/grow-up/tehniki-risovaniya.html (дата обращения 05.03.2020) 20. Приемы педагогической техники в работе преподавателя профессиональной школы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/84884.html (дата обращения 05.03.2020) 21. Занятия по изобразительной деятельности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/19394.html (дата обращения 05.03.2020) 22. Практическая психология в начальной школе [Электронный ресурс]. – URL: http://pedlib.ru/Books/3/0051/3-0051-1.shtml (дата обращения 05.03.2020) 23. Интуитивное рисование: развитие творческих способностей средствами арттерапии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/89724.html (дата обращения 05.03.2020)
Отрывок из работы

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1.1. Роль изобразительного искусства в развитии детей младшего школьного возраста. Изобразительное искусство – искусство, создающее на плоскости или в пространстве наглядное изображение видимого мира. Изобразительное искусство – ярко выраженная творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы – конкретно-чувственные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. К изобразительному искусству можно отнести: живопись, скульптуру, декоративное и прикладное искусство, графику. [6; с.95] Изобразительное искусство в начальной школе является одним из базовых предметов. По сравнению с другими предметами, которые развивают у учеников рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство в основном направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа воображения, что помогает при становлении духовной и интеллектуальной деятельности растущей личности. К сожалению, большинство детей младшего школьного возраста и их родителей не воспринимают школьный предмет изобразительное искусство как важный, так как многие из них не могут оценить вклад, который вносит преподавание изобразительного искусства в начальной школе для гармоничного развития личности ребенка. [3; с.54] В искусстве сконцентрирован творческий опыт автора, его душевные переживания, чувства, идеалы. По средствам изучения произведений искусства, возможно познать чувства других людей, расширить кругозор. А по средствам обучению техникам рисования учащийся может научиться выражать свои эмоции, чувства, переживания, и делать это красиво. Изобразительное искусство важно и для умственного развития младших школьников, так как, благодаря рисунку ребенок выражает не только свои чувства, но знания и умения, а так же может приобретать новые. Изучение предмета изобразительное искусство в начальной школе должно иметь несколько уровней результатов: предметные, метапредметные и личностные результаты. [17; с.18] Предметными результатами являются: 1. Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2. Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности; Метапредметные результаты: 1. Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); 2. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; 3. Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания различных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); 4. Обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием; 5. Формирование мотивации и умений организовать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; 6. Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Личностные результаты: 1. В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовной традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; 2. В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; 3. В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в различных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. При этом времени на его изучение отводится мало. В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета изобразительное искусство в каждом классе начальной школе отводится, всего, 1 ч./ неделю, всего получается 135 часов в год. Если изучается интегрированный вариант учебного предмета –художественный труд как объединение изобразительного искусства и технологии, то на его изучение отводится 2 ч./ неделю, всего 270 часа в год. [21] 1.2. Нетрадиционные техники и виды рисования на уроках изобразительное искусство. В Изобразительном искусстве техникой называют совокупность изобразительных навыков, умений, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ. Техникой рисования, которой должны обучиться школьники, можно считать комплекс изобразительных навыков и умений, с помощью которых ребенок может выразить свое отношение ко всему окружающему, отобразить свои мыли, впечатления и наблюдения в рисунке. [20] Существуют традиционные техники рисования. Это такие техники, с помощью которых свои впечатления и отношения к чему-либо можно выразить в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства, и используя традиционные инструменты рисования: карандаши, фломастеры, кисть. [20] Нетрадиционные техники рисования, как и другие техники, направлены на раскрытие правостороннего мышления. Но в отличие от традиционных техник – они тренируют не только стандартный набор базовых навыков, но и позволяют расширить круг умений. Нетрадиционные техники создают такие условия, в которых ребенок начинает мыслить самостоятельно, выражать свои чувства, мысли, и эмоции через рисунок, учится видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы. При применении нетрадиционных техник рисования учащиеся младших классов, не просто работают руками, они используют различные виды деятельности, что способствует активному сенсорному развитию. А это, в свою очередь, составляет фундамент умственного развития. [3; с.61] Задачей учителя становится – корректировка деятельности учащихся. Разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляет учителю возможность подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного урока, учитывая спектр интересов класса и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, познавательным, интересным. У ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое. Успех в начальной школе очень важен для детей, он дает уверенность в свои силы и возможности. Именно поэтому нетрадиционные техники рисования так активно используются при коррекционной работе с детьми. [17; с.23] Современная классификация методов, авторами которого являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н., включает в себя следующие методы обучения: • информационно-рецептивный; • репродуктивный; • исследовательский; • эвристический; • метод проблемного изложения материала. В информационно-рецептивный метод входят следующие приемы: • рассматривание; • наблюдение; • экскурсия; • образец учителя; • показ учителя. Репродуктивный метод – метод, направленный на закрепление знаний и навыков. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя: • прием повтора; • работа на черновиках; • выполнение формообразующих движений рукой. Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии с творчеством. Учитель предлагает самостоятельно выполнить, не какую - либо часть, а всю работу. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности, в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. учитель предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно. Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении младших школьников: он применим только лишь для старших школьников. [8; с.35] Существует множество нетрадиционных техник рисования, но не все из них можно применять на уроках изобразительное искусство в начальной школе. В данной работе будут описаны три основных группы техник, применимых на уроках изобразительное искусство в начальной школе: 1) Работа с красками, карандашами, их аналогами: Монотипия. Работа выполняется на гладкой поверхности, например, стекле, пластмассовой доске, пленке – красками (акварель, гуашь, масляная краска). Ребенок что-то рисует, потом полученные изображения "отпечатывают" на листе бумаги. Эту технику так же можно использовать для создания фона. Различные цветовые пятна-отпечатки помогают развивать воображение и фантазию. Преодолеть негативные переживания, снять эмоциональное напряжение, тревожность помогает техника монотипии. Желательно дать название выполненной работе. [21] Кляксография. Работа выполняется красками, капли падают на лист бумаги, лист в это время нужно двигать в различные стороны, дуть на кляксу (лучше из соломки или трубочки), к кляксам подрисовываются смысловые элементы. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, воображение и фантазию, а также способствуют снятию напряжения у детей. [21] Каракулеграфия (дорисовывание предложенных фигур). На листе изображается недорисованный контур предмета или какие-нибудь каракули. Ребенок должен дорисовать и дополнить эти объекты, чтобы получился целостный узнаваемый объект. По сложности задач, развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений. Первоначально ребенок может испытывать затруднение в узнавании объектов, здесь можно использовать наводящие вопросы. [21] Граттаж. Плотную бумагу покрывают толстым слоем воска. Потом широкой кистью, губкой наносится на поверхность слой туши. Когда тушь высыхает, острым предметом – процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. [19] «Тычкование». Для этого метода нужно взять подходящий предмет, например ватную палочку. Ватная палочка опускается в краску, и делаются точки по бумаге. Палочка оставляет четкий отпечаток. Если тычок делать, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. [19] «Печатка». Из твердого материала, например, картофеля вырезаются формы разных фигур (штампы). Дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и … выполняют свой рисунок на заданную тему. Подобным способом можно работать с листьями деревьев, тогда будут оттиски не геометрических фигур, а листьев. [21] «Притирание». На урок необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т.д. Накрываем предмет листом альбомной бумаги, придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами. [21] «Ниткография». Для работы берутся обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускаем в гуашь, кладем их на чистый лист бумаги. Лист сворачиваем, сильно прижимаем рукой, а ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета. «Тампонирование». Для выполнения этой техники из кусочка бумаги нужно сделать тампон. Опустить его в краску нанести на приготовленную бумагу продуманный рисунок. С помощью тампона можно нарисовать небо, траву, листья деревьев, животных. «Цветной воск». Для данной техники понадобится цветной картон, свеча и гуашь. Свечу нарезаем небольшими кусочками, разминаем их до эластичного состояния, расплющиваем и капаем в середину краску необходимого цвета. Разминаем, пока воск не станет цветным, и лепим его на определенном месте на картине. [19] «Набрызги по трафарету». Для техники набрызгивания в продаже имеются специальные фломастеры, так же, можно использовать краски, разбрызгивая их с помощью щетки, на область ограниченную трафаретом. «Рисование клеем». Использование клея на бумаге вместо карандашей. После высыхания можно раскрасить или дополнить рисунок красками. 2) Аппликация: «Обрывная аппликация». Аппликация выполняется как обычно, только все элементы выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук. «Мятая бумага». Из кусочков цветной бумаги вырезаются необходимые элементы и сильно сминаются. «Квиллинг» (бумагокручение). Длинные и узкие полоски бумаги скручиваются в спиральки с помощью зубочистки (или подобного предмета). Форму спиральки видоизменяют до необходимой, получая детали разных форм, из них составляется композиция, которую склеивают на клей ПВА. «Аппликация из природного и подручного материала» (листьев, веточек, круп и макарон, соломы, стружки цветных карандашей и т.д). Этот вид аппликации очень разнообразен в выборе материалов. Аппликация может являться единственным содержанием картины или быть ее частью, фоном. «Коллаж». Необходимо взять иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства. На уроке ученики сами вырезают необходимые им предметы и при помощи клея создают коллаж на любую тему. [18] «Лоскутный коллаж». Текстильный коллаж строится на переработке техники и тематики лоскутного шитья (пэчворка), отличие в том, что детали не сшиваются, а раскладываются и приклеиваются на основу или фон. Необходимо вырезать из ткани нужные элементы, желательно с подходящими фактурами и цветами и приклеить на картонную основу. 3) Техники пластилиновой живописи: «Нанесение пластилина на картон». Пластилин наносится на картон, используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. «Нанесение рисунка на пластилин». На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается острым предметом как в технике «граттаж». «Рисование «горошками» и «жгутиками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя рисунок. Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка. Техники могут стать фоном, основным рисунком или рамкой картины. [18] Получается, что на уроках «Изобразительного искусства» в начальной школе, можно применять большое количество нетрадиционных техник рисования. Их можно разделить на три основные группы (по используемому материалу): работа с красками, аппликация и пластилиновая живопись. [18] Общим аспектом нетрадиционных техник является возможность учителя познакомить учеников с разнообразием художественных материалов и приемами работы с ними, создать условия, где учащиеся должны самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, эмоции, настроения. Некоторые нетрадиционные техники (монотипия, кляксография) не только тренируют руки, мышление и воображение, но и могут служить для снятия эмоционального напряжения, тревожности. [1; с.15] Но главное, что во всех нетрадиционных техниках нет эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое. Ведь успех в начальной школе особенно важен для детей, так как он дает уверенность в свои силы и возможности. 1.3. Особенности проявления и развития воображения в младшем школьном возрасте. Источником творческой деятельности является необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность общества в чем-то обеспечивает возникновение творческой идеи, замысла, что и ведет к созданию нового. Вся деятельность человека в состоянии вдохновения сосредоточена на предмете творчества. Вдохновение нельзя противопоставлять труду. Оно – результат большого труда. Вдохновение возможно тогда, когда накоплен большой опыт наблюдений, когда уже выяснен замысел произведения и ученый, писатель или художник целиком захвачены выполнением задуманного. [10; с.41] Творческое воображение отличает то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что формируется нечто новое. Особым видом воображения является мечта, как образ желаемого будущего. Мечтать – значит создавать образы будущего, того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека. Существенное значение для характеристики воображения имеют различия в его самостоятельности, оригинальности, в его творческом характере. С этой точки зрения различают воссоздающее и творческое воображение. [13; с.83] Помимо познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну – эмоционально-защитную, предохраняя растущую и легкоранимую личность ребенка от тяжелых переживаний и душевных травм. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и эффективнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная функция воображения заключается в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и образное разрешение конфликтов, которые трудно снять реальными практическими действиями. [13; с.87] На первом этапе развития воображение связано с процессом опредмечивания образа действием. С помощью этого процесса ребенок учится управлять своими образами, изменять, и совершенствовать их, а значит – регулировать свое воображение. Но заранее составлять в уме план предстоящих действий он еще не в состоянии. Эта способность у детей появляется лишь к 4-5 годам. [14; с.19] В воображении детей младшего школьного возраста наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые дети дают многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность. Образы воображения у детей младшего школьного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Приступая, например, к рисованию, дети часто еще не имеют ясного замысла рисунка и только в самом процессе, уточняют, а нередко и меняют его. Ребенок начал рисовать дом, но тут же дом легко превращается в башенку, башенка – в корабль и т.д. Экспериментально подтверждено, что нанесение нескольких новых для изображения линий на рисунке в процессе создания заставляет детей менять весь рисунок. Новые линии, в совокупности с уже нанесенными ранее, вызывают у ребенка новые ассоциации, которые дают толчок к дальнейшему ходу воображения. [22] У детей младшего школьного возраста воображение опирается на довольно значительный жизненный опыт и развивается таким образом, что создаваемые образы все больше соотносятся с практикой. Если трех – четырехлетнему ребенку достаточно 2-3 палочки и модель самолета готова, то для семи – восьмилетнего школьника необходимо, чтобы модель была более приближена к действительности. [13; с.87] У детей нужно развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно исходить из индивидуального подхода к ребенку. Без хорошего понимания процесса развития личности в этом возрасте трудно понять развитие воссоздающего и творческого воображения ребенка, а тем более трудно указать наиболее правильные пути развития и совершенствования воображения. [11; с.15] Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента. [8; с.61] Из вышесказанного, можно сделать вывод, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе развития человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. [11; с.8] Выводы по первой главе Изобразительное искусство – искусство, создающее на плоскости или в пространстве наглядное изображение видимого мира. К изобразительному искусству можно отнести: живопись, скульптуру, декоративное и прикладное искусство, графику. Существуют традиционные техники рисования. Это такие техники, с помощью которых свои впечатления и отношения к чему-либо можно выразить в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства, и используя традиционные инструменты рисования: карандаши, фломастеры, кисть. Нетрадиционные техники рисования, как и другие техники, направлены на раскрытие правостороннего мышления. Но в отличие от традиционных техник – они тренируют не только стандартный набор базовых навыков, но и позволяют расширить круг умений. Нетрадиционные техники создают такие условия, в которых ребенок начинает мыслить самостоятельно, выражать свои чувства, мысли, и эмоции через рисунок, учится видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы. При применении нетрадиционных техник рисования учащиеся младших классов, не просто работают руками, они используют различные виды деятельности, что способствует активному сенсорному развитию. А это, в свою очередь, составляет фундамент умственного развития. На уроках «Изобразительного искусства» в начальной школе, можно применять большое количество нетрадиционных техник рисования. Их можно разделить на три основные группы (по используемому материалу): работа с красками, аппликация и пластилиновая живопись. Главное, что во всех нетрадиционных техниках нет эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое. Источником творческой деятельности является необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность общества в чем-то обеспечивает возникновение творческой идеи, что и ведет к созданию нового. Помимо познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну – эмоционально-защитную. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и эффективнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная функция воображения заключается в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и образное разрешение конфликтов, которые трудно снять реальными практическими действиями. В воображении детей младшего школьного возраста наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые дети дают многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность. Образы воображения у детей младшего школьного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. У детей младшего школьного возраста воображение опирается на довольно значительный жизненный опыт и развивается таким образом, что создаваемые образы все больше соотносятся с практикой. У детей нужно развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно исходить из индивидуального подхода к ребенку. Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения, так называемый – смешанный тип. Выводы по первой главе. Из вышесказанного, можно сделать вывод, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе развития человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Искусство, 33 страницы
825 руб.
Дипломная работа, Искусство, 60 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg