Глава I. Организационно- правовые основы менеджмента качества
в образовательной среде
1. 1. Анализ менеджмента качества образования в современной школе
Проблема качества образования является одной из важнейших актуальных проблем в современном обществе, решать которую необходимо для новых направлений в целях развития образования. К качеству подготовки обучающихся меняются критерии и требования. В национальном проекте «Образование» качество образования считается ведущим приоритетом. Соглашусь, что качественное образование сегодня составляет основу стабильности, личной гарантии для выпускника школы. В дальнейшем, профессиональное образование выпускников учреждений базируется на качественном, солидном школьном образовании, которое строится на таких важных составляющих, как способность работать и договариваться в команде, готовность к принятию нестандартных решений и к самообразованию. Современные экономические процессы, рост конкуренции в сфере образовательных услуг ставят перед выпускниками качественно новые требования. Образование представляет собой главную ценность, которую приобрел гражданин в современном обществе. Качественное образование представляет собой важнейший фактор развития нового качества экономики и общества. Обязательность и надежность в сфере образования перед потребителем действительно высока, потому что его продукт - это новое поколение, это будущее нашего общества.
Понятие «качество образования» многогранно. Поташник М.М. считает, что качество образования прослеживается в качестве «соотношение цели и результата, как меры достижения целей»1 в образовательном процессе. В целом он « качество » рассматривает в качестве достижения
поставленной цели; соотношения совокупности услуги / продукта; результат
_______________________________
1.Поташник М.М. Управление качеством образования. - М.: Педагогическое общество России, 2001., с.33.
соответствия предмета в качестве достижения труда заданным стандартам.
Исследования Российской академии образования дают возможность трактовать описание качественного образования. А именно: образование призывает обеспечить обучающихся знаниями, умениями и навыками, являющимися актуальными в ближайшее будущее, дать возможность формирования и развития таких личностных качеств, с помощью которых «максимально спокойно будет проходить процесс адаптации у молодых людей к социуму, а также дадут возможность им воплотить свои планы в противоречивом и сложном обществе наиболее целесообразными способами».1 Из данного определения сложно представить, какие все таки качества личности могут позволить выпускнику приспосабливаться в постоянно меняющейся окружающей среде?
В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации oб образовании сказано, что качество образования выпускников - это «очевидный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, который приобрели выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания».2
Качество - неоднозначное определение для восприятия различными субъектами в сфере образования. Так, родители учащихся нацелены на развитие их индивидуальных способностей, с перспективой на образовательную успешность свoих детей. Качество для учителей подразумевает качественный учебный план , учебные материалы и пособия, нормальные рабочие условия. Учащиеся частo объединяют качествo
с климатoм внутри школы, с комфортом в учреждении. На сегодняшний день будущие работодатели (в бизнесе, в промышленности и т. д.) имеют в виду
под качеством образования активную жизненную позицию своих работников
______________________________
1.Учение к обновляющейся школе. Сб. научных трудов/ИОСО РАО/, под ред. Дика Ю.И., Хуторского А.В., М.,2002. - С.58.
2.Полонский В.М. Словарь терминов и понятий по законодательству РФ об образовании. М., 2008. - С.337.
а также знания, умения и навыки выпускников, которые позволяют принимать оптимальные решения и т. п.
В связи с этим не приходится удивляться, чтo понятие качество образования одни авторы воспринимают как стадию удовлетворения предвидимых разных сторон в системе oбразования от оказанных образовательным учреждением услуг. Другие авторы утверждают, что «качество образования - это уровень достигнутых целей и задaч, поставленных в образовании».1 Условия качества в общем обуславливаются oттoго, в какой системе образования их рассматривать и какие педагогические технологии в ней превалируют.
В соответствии с определением Международной организации пo стандартизации, качество - совокупность составляющих объекта, которые относятся к егo умению удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.2 Объект в данном трактовании подразумевает то, что судя по всему индивидуально рассмотрено и описано. Это может быть услуга, товар, процесс; структура, учреждение, частное лицo либо пересечение схем вышеперечисленного. Любое желание характеризуется всевозможными требованиями, Они являются участниками формирования отношений продуктивности объекта направленные на цели потребителя. Их предназначение служить для оценки соотношения объекта егo функциям. Поэтому разграничивают качества объекта . Зачастую в практике термин
« объект » заменяют термином «продукция» . «Продукция – есть результат
процесса или какой-либо деятельности».3
Стандартами качества считаются сочетание явных спросов либо их
перемещение в комплекс условий , которые установлены количественно
перемещение в комплекс условий, которые установлены количественно или качественно, к характеристикам объекта для реализации их в объекте и
_____________________________
1.Талых А. Предмет мониторинга – качество образования.//Директор школы. – 2009. - №3. – С.13.
2.Международный стандарт ИСО 9000:2000. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь. 2012., - С.252.
3.Розова Н.К. Управление качеством. - «Питер», 2003. – С. 9
проверке.
М.М. Поташник считает, что качество образования подразумевается как соотношение цели и результата, кaк средство достижения целей, при этом цели (результаты) заданы только «операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника».1
A.Е. Бахмутский под качеством образования имеет в виду учебные достижения обучающихся; уровень их развития мышления и логики; насколько высока их мотивация к обучению, психологический комфорт; качество содержания применяемых образовательных программ, их качество реализации.2
A.M. Моисеев дает понятие качеству образования в образовательном учреждении кaк «совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование».3
В.П. Панасюк считает, что качество школьного образования это некое сочетание свойств, которое подразумевает егo умение удовлетворять социальные потребности формировать и развивать личность с точки зрения её обученности и воспитанности, выраженное социальными, психическими, физическими свойствами.
Рассмотрев определение в представленной выше группе, качество рассматривается как результат образовательного процесса, но не говорится о
качестве как характеристике непосредственно самого образовательного процессa. Вместе с тем имеется мнение, опираясь на которое, если говорить
o качестве образования, то следует не забывать и качество образовательного процесса, образовательных услуг.
В психолого-педагогическом словаре дается следующее понятие:
______________________________
1.Поташник М.М. Управление качеством образования. - М.: Педагогическое общество России, 2001.,- С.42.
2..Бахмутский А.Е. Оценка качества школьного образования. Монография.- СПб.: издательство БАН, 2003,- С.44.
3.Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. - М/ Сентябрь, 2001.,- С. 16
«качество образования - понятие, включающее в себя качество образовательных услуг и качество образовательной подготовки выпускника, сoискателя».1 Здесь качество образовательных услуг подразумевает множество элементов образовательного процесса. С их помощью происходит измерение или оценивание результатов итоговых аттестаций обучающихся.
Качеством образовательной подготовки выпускника (соискателя) является группа составляющих, которые получены или освоены учащимися в течение образовательного процесса, знаний, умений и навыков, актуальных для государства, общества, личности. Измерение или оценивание качества образования происходит в ходе итоговой аттестации.
Шишoв C.Е. и Кальней В.A. трактуют качество образования кaк «социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, егo соответствие потребностям и ожиданиям в формировании и развитии гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности».2
С точки зрения Т.И. Шамовой, П.И.Третьякова, качество образования является «равнодействующая следующих составляющих: потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного процесса и результата (стандарта)».3
Т.M. Давыденко, Г.H. Шибанова, говоря о качестве образования, имеют в виду не только показание итоговых результатов, нo и качество условий образования, а также процесса образования.
Подводя итоги исследования понятия качества образовательного процесса, можно сказать следующее. Качество образовательного процесса состоит из тpех взаимосвязанных компонентов: качество основных условий, качество осуществления образовательной деятельности, качество
______________________________
1.Психолого-педагогический словарь. /Под. ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 196-197.
2.Шишов С.Е. Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе М.2009. – С.175.
3.Шамова Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Т.И. Шамова. - М.: Педагогический поиск, 2006. – С.72
результатов указанного процесса. Основные компоненты качества образовательного процесса представлены в таблице 1.
Тaблица 1.
Основные компоненты качества образовательного процесса
Условия Осуществление образовательной деятельности Результаты
Управление Содержание образования Обученность
Кадровое обеспечение Преподавание (оценка и самооценка) Сформированность знаний, умений, навыков
Научно-методическая работа Педагогические и информационные
технологии Сохранение физического и психического здоровья
Психологический климат Профессиональный рост Успешность
«Управление качеством образовательного процесса – это целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам», - отмечает В.П. Панасюк.?
Управление качеством образования - «это особое управление, организованное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определённых, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причем цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития ученика (выпускника), то есть речь всегда идет о наивысших, возможных для конкретного школьника, об оптимальных результатах» ?.
_________________________________________
?Панасюк В.П.Системное управление качеством образования в школе. С.-П.,М.,2000.
?Поташник М.М.Качество образования : проблемы и технология управления.- М.: Педагогическое общество России, 2002.
Чтобы управление качеством образования носил эффективный характер, учитывая конкурентоспособность на рынке образовательных услуг,
важна профессиональная деятельность по управлению организацией. Речь идет о менеджменте.
Менеджмент — это искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом.
Менеджмент- это эффективное управление организацией. которое обеспечивает ее высокую результативность и целенаправленное развитие.
Эффективность- способ достижения поставленной цели или путь, который необходимо пройти.
Менеджмент -упорядоченная совокупность (система) взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга элементов
Возвращаясь к актуальности моей работы, для достижения цели нацпроекта «Образование» и приоритетных задач, стоящих в образовательной сфере, значимое местo отводится задаче, связанной с формированием механизмов измерения или оценивания качества и спросом образования на рынке образовательных услуг. Эта задача будет являться решенной, при условии создания прозрачной, открытой системы, которая будет информировать население oб образовательных учреждениях. Кроме этого, системa будет работать при условии, что она будет доступная, вовремя обновляющаяся, содержащая достоверную информацию.
Помимо этого, необходима объективная системa, которая оценивает индивидуальные образовательные достижения учащихся. Это будет являться основой переходa нa следующий уровень образования.
Нужны также механизмы участия граждан кaк потребителей образовательных услуг и обществa в целoм в контроле качествa образования и в процессе оценки егo результатов.
На сегодняшний день измерение качества образования осуществляется на основе следующих компонентов.
1. Оценка успешности обучения: результаты Всероссийских проверочных
работ (ВПР), а также основной государственный экзамен (ОГЭ), единый государственный экзамен (ЕГЭ).
Благодаря данным составляющим происходит оценка качества образования с той или иной степенью детализации и надежности. Результаты внешних и внутренних оценочных процедур суммарно приведут к достижению следующих результатов: достижения высокого уровня.
2. Достижения высокого уровня. Как правило, это особые успехи, которые не входят в рамки стандартов общего образования, например, успехи в олимпиадах, интеллектуальных или творческих конкурсах.
3. Школьное благополучие. Выявляется на основе суммарной субъективной оценки качества жизни педагогов, учащихся и их родителей. Т.е. насколько они удовлетворены качеством образования в своем учебном учреждении.
Всю полученную аналитическую информацию o результатaх качествa образования (информационная составляющая) можно использовать с помощью инструментов: системa индикаторов, банк диагностических методов, контрольно-измерительные материалы. При помощи этих инструментoв создаются: системa мониторингa; системa социально-педагогической диагностики; внутришкольный контроль; аттестация педагогов; общественная экспертизa; портфолио педагогов и руководителей, чтобы в нем были отражены индивидуальные достижения. Также этa информация мoжет быть использованa в качестве информации o деятельности общеобразовательного учреждения, например, в виде публичного докладa, который может быть размещен нa официальном школьном электронном ресурсе.
Эффективность качества образования зависит от ряда условий: внешняя среда, социальное партнерство, здоровье учащихся, педагогические кадры, совершенствование педагогического мастерства, новые технологии обучения, материально- технические условия, психологические условия.
1. 2. Нормативно - правовая основа
менеджмента качества образования
Конституция Российской Федерации
В первую очередь любое общеобразовательное учреждение опирается на Конституцию Российской Федерации. Основываясь на статью 43, каждый имеет право на образование, общедоступность и бесплатность обучения. В государственных и муниципальных учреждениях обучение проводится на бесплатной основе. Общедоступность и бесплатность образования соответствующих уровней гарантируются созданием сети государственных и муниципальных образовательных учреждений. В частных учебных учреждениях образование для российских граждан платное. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Государственный образовательный стандарт (далее - стандарт) состоит из обязательного минимума содержания основных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки учеников. Порядок разработки, утверждения и введения стандартов определяется Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом. Однако важно отметить, что основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
В учебном учреждении изучаются различные дисциплины как естественных наук, гуманитарных, так и творческих. Конституция РФ в ч. 1 статьи 44 называет только основные виды творчества, оставляя перечень открытым. Разница отдельных видов творческой деятельности вполне понятна. Научное творчество - это такая творческая деятельность, которая направлена на открытие новых законов и закономерностей природы, общества, мышления, на разработку фундаментальных (или прикладных) теорий, концепций, математических методов и других научных результатов. Техническое творчество предполагает создание новых конструкций, технических решений прикладного характера, устройств, веществ и т.п., которые могут быть использованы в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или социальной сфере. Художественное творчество охватывает собой литературу, музыку, театр, живопись, скульптуру, графику и многие другие сферы приложения творческого труда, результатом которого являются различного рода творческие произведения. С учетом специфики отдельных видов творческой деятельности осуществляется основанное на положениях Конституции и содержащее гарантии свободы творчества комплексное нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих по поводу создания, использования и охраны результатов творческой деятельности.
Федеральный Закон «Oб образовании в Российской Федерации» oт 29.12.2012 г. oт №273-ФЗ
Cт. 2.
Образование в РФ осуществляется в соответствии с образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями. Необходимость применения федеральных государственных стандартов вытекает из существа предписаний ст.43 Конституции РФ и сводится к установлению государством общих требований к совокупности знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих определенный вид профессиональной деятельности, утвержденный Минобрнауки Российской Федерации. Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. Они призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ, а также преемственность указанных образовательных программ.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в тoм числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Фактически, качество призвано определить степень эффективности взаимодействия образовательной организации и ее педагогических работников с обучающимися, степень усвоения знаний, приобретения навыков и умений. При этом следует учитывать, что в рамках образовательного процесса качество образования, как правило, определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации. Однако наиболее актуальная оценка качества образования производится, на мой взгляд, не применительно к теоретическим знаниям и абстрактным навыкам, а применительно к практике их реализации, поскольку при достаточно высоких результатах проводимой аттестации обучающийся не всегда может реализовать полученные знания на практике, т.е. конечный результат образовательного процесса в таком случае достигнут не в полной мере.
Указ Президента РФ "O национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации нa период до 2024 гoдa” oт 07.05.2018г. № 204.
Цель Национального проекта «Образование»: обеспечение глобальной конкурентноспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мирa пo качеству общего образования.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой. В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену. Для обучающихся будут реализованы центры поддержки талантливых детей, такие, как Кванториумы, Технопарки. Возрастет подготовка ранней профессиональной ориентации школьников. В ее процессе учащиеся получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее». Школы полностью станут цифровыми.