Глава I. Понятие и историческое развитие гражданско-правовых норм о защите чести и достоинства.
1.1. Честь и достоинство как правовые категории
Понятие чести и достоинства родственны по своему содержанию, случаями даже аналогичны, а иногда в одном содержится понятие другого. Именно с помощью этих видов дается оценка поведению лица в обществе. В юридической науке существуют работы, содержащие определения понятий «честь» и «достоинство».
Так, по мнению А.М. Эрделевского, честь – это «сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании» . А.Л. Анисимов при определении чести различал два подхода – объективный и субъективный. «Честь – это и общественная оценка общественного познания, и стремление поддержать свою репутацию».
Он подчеркивал, что субъективная сторона чести «заключается в способности человека оценивать свои поступки, действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами и требованиями» . Таким образом, с объективной стороны честь «представляет собой оценку личности обществом», с субъективной – это «оценка конкретным человеком своей личности в обществе» .
Достоинство личности, в понимании А.Л. Анисимова, это «самооценка личности, основанная на ее оценке обществом». В Постатейном научно-практическом комментарии к Конституции РФ под редакцией академика О.Е. Кутафина под достоинством понимает «осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными этическими и интеллектуальными качествами» .
Основной особенностью отличия между честью и достоинством является не только оценка социальными нормами соответствия своей личности и совершаемых поступков, но и однозначно чувство свой ценности как человека, в том числе и как конкретной личности и представителя одной из социальных групп и общности, ценности национального достоинства.
Вследствие кропотливых трудов проделанных данными авторами можно сделать небольшой вывод о том, что честь является объективной оценкой личности, которая определяет отношение общества к гражданам и организациям, это социальная оценка нравственных, духовных и других качеств человека, в то время как достоинство является внутренней самооценкой личности, которая проявляется в уважении к себе.
Самооценка основывается на социальных критериях оценки нравственных и моральных качеств человека.
Категории чести и достоинства определяют отношение к личности как высшей общественной ценности.
Основываясь на истории можно упомянуть то время, когда жители древнего Рима и Греции категории чести и достоинства соизмеряли с уважением к личности, соотносили их в основном с правом и моралью. Особое место занимала честь в этике многих известных политиков, философов, мыслителей разных эпох и народов, она характеризовала в достаточной мере их направления деятельности и взгляды на жизнь в обществе.
Исходя из философских точек зрения, честь представлялась как сильная власть, могучая из сил, которые проявлялись в истории отношений людей и народов.
Понятия чести и достоинства обладают специальной направленностью. Их объектом выступает, в первую очередь индивид, или группа людей, или в более широком плане говорят о чести нации.
Честь и достоинство не только переживают, но и осознают, поэтому при рассмотрении понятия чести, необходимо разграничивать честь и сознание собственного достоинства. У человека чувство чести и сознание собственного достоинства как бы слиты воедино, но их нельзя отождествлять. Хотя в законодательстве и судах честь и достоинство рассматриваются во взаимосвязи. Например, в апреле 2009г. Басманный суд г. Москвы посчитал, что сведения, распространенные в статьях «В Чечне похищают друзей семьи Кадырова» и «История одного похищения» («Новая газета»), задевают честь и достоинство Р. Кадырова, и удовлетворил требования последнего о публикации опровержения и выплате компенсации морального вреда .
Для определения понятия чести выделяют два аспекта – объективный и субъективный. Честью признано считать общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение. Содержание чести социально и не зависит от конкретного человека, а принадлежит нравственным принципам. Честь предстаёт оценочной категорией, которая исходит от общества к личности.
При рассмотрении субъективной стороны, то взгляд делается на способность человека определять ценность своих действий, нейтрализовать в себе эгоизм, безнравственность, а так же иных категорий, осуществление которых обществом посчитало бы недозволительным, а так же существовать вместе с установленными в данном обществе моральными нормами и правилами поведения.
Личная сторона чести всегда неразрывно связана с социальной, она подчинена и обуславливается последней и оказывает на нее огромное влияние, так как человеку не «уклониться» от общественного мнения, от взглядов окружающих его людей, которыми оцениваются его поступки.
В современном мире роль общественного мнения особенно огромна, поскольку из-за неё образовывались и исчезали как политические партии, так и движения, происходила смена властвующих органов, политических и государственных деятелей, а так же менялись различные сферы жизни общества.
Все люди должны понимать, что все его действия будут оцениваться различными людьми по-разному и порой хорошие поступки по вашему взгляду, могут быть раскритикованы и неприемлемы нынешнему обществу. Стоит понимать, что человек никак не может встать на путь свободного выбора.
Хорошие и одобряющие оценки поведения и той деятельности, которой занимается человек, со стороны общественности будут положительно влиять на его восприятие в глазах других людей, положительной точки зрения влиять на чувство собственного достоинства и помогать человек совершенствоваться для достижения новых высот в нравственной категории. Однако в определённых случаях человек не всегда совершенствуется, а наоборот только ухудшает свои недостатки и из-за этого нужно объективно давать общественную оценку.
Поскольку честь является исторической категорией, так как она возникла вместе с обществом, вследствие чего данную категорию невозможно отменить. Иначе говоря, пока существует общественные группы в которых находятся люди, то они будут оцениваться им изнутри. Необходимо учитывать, что воля и мнение человека никак не учитывается при оценке его обществом.
В основе понятия чести находится особенный критерий нравственности. В нём проявляется объективный характер категории чести. Не стоит забываться, что общественная оценка может быть сформулирована неверно и порой не является объективной. Следовательно, честь – это так категория, которая заключается в восприятии достоинств человека только в сознании других людей и никак более, а так же является общественной его оценкой, положительной репутацией индивида.
Рядом с честью стоит категория достоинства, которая является самооценкой человека и основана на восприятии его обществом. Поскольку почти каждый человек не может не обращать внимание на то, как его воспринимает общество, то данные категории неделимо связаны, что является вполне логичным умозаключением.
Путём общественного мнения индивид воспринимает себя как члена какого-либо общества, коллектива и понимает своё место в жизни и значение для данного рода групп и общества в целом.
При рассмотрении с субъективной стороны в обществе ценят физические и духовные качества, которые составляют достоинство человека. Набор личных качеств в своей совокупности составляют личное достоинство. Так же существует такое понятие как человеческое достоинство, которое складывается без учёта социального положения или профессиональной принадлежности человека.
В достоинстве присутствуют как социальная, так и индивидуальная сторона. Достоинство, как моральная общественно значимое качество, определяется актуальными общественными отношениями и часто оно независимо от личности. Достоинство может выступать в качестве осознания индивидом собственного достоинства. Общественные отношения играют особую роль в жизни человека, поскольку человек по ходу своей жизни не раз переживает стадию осмысления своей моральной ценности и общественной значимости.
Определённой оценкой всех моральных качеств, которыми наделена личность, является признание общества достоинства личности. При этом любое отклонение от нормы, в том числе аморальное поведение, которое выходит за рамки общепризнанного правила поведения обществом осуждается. В обществе высокую оценку в большинстве своём получают такие качества, как доброжелательность, отзывчивость, воспитанность, доброта и благородство. В зависимости от того, как вышеперечисленные качества развиты у личности, такую оценку от общества он и получит. Исходя из вышеизложенного, необходимо развивать данные качества с самого рождения. Помимо воспитания родителей, основным факторов для формирования достоинства является то, как человек взаимодействует с окружающим его обществом, коллективом в котором состоит.
Честь и достоинство всецело связаны между собой, поскольку в них находится критерий нравственности, но всё равно существует отличие, которое заключает в том, что в достоинстве на первом месте находится самооценка, а в чести это общественное восприятие. Исходя из вышеизложенного можно прийти к выводу, что достоинство всецело зависит от воспитания и психологической особенности человека и его духовного мира.
Можно утверждать, что такие категории как честь и достоинство одинаковы, но на деле это будет считаться заблуждением, поскольку они вытекают друг из друга.
В общем виде достоинство является своеобразной совокупностью положительных качеств личности, его моральной ценностью. Его можно рассматривать как социальную значимость того или иного человека, обусловленную его общественно полезными свойствами.
При рассмотрении тождественности между такими понятиями как честь и достоинство граждан, различие будет заключаться в том, что способы их достижения в обществе неодинаковы. В зависимости от поведения любой личности в обществе содержание чести и достоинства будут меняться.
Понятия честь и достоинство стоит отличать от близкого по значению понятия как деловая репутация на основе трёх отличий.
Первое отличие состоит в субъективном составе правоотношений. Носитель деловой репутации – это субъект, производитель услуг, товаров, работ. Хотя деловая репутация является общегражданским термином и не имеет отношения только к коммерческому праву, этим термином обозначается весьма конкретное понятие. Носитель же чести и достоинства – это любой индивид.
Второе отличие состоит в том, что деловая репутация – это только связанное с лицом благо, но никак не личное. Честь является оценкой личности обществом, достоинство является внутренней самооценкой личности.
Честь и достоинство приобретаются автоматически с моментом рождения личности. Деловая репутация – это мнение окружающих, создавшееся с течением времени, может быть как позитивным, так и негативным. Иметь деловую репутацию в каком-либо сегменте коммерческой деятельности не означает наличия подобной репутации в других сферах данной деятельности.
Третье отличие состоит в том, что нарушение деловой репутации строится на нематериальных элементах хозяйствующих субъектов, которые являются предметом его репутации в конкретной области и в конкретный момент деятельности.
Деловая репутация является частным случаем репутации вообще и является сложившимся мнением достоинствах и недостатках коллектива, предприятия, конкретного физического лица в сфере делового оборота, в том числе в предпринимательстве. Представителями деловой репутации являются индивидуальные предприниматели, лица, работающие по общегражданскому договору и контракту, а так же юридические лица. Все вышеперечисленные носители деловой репутации являются индивидуально-определенными хозяйствующими субъектами.
1.2. Право на защиту чести и достоинства в современном законодательстве России
При анализе вопросов касательно чести и достоинства необходимо брать во внимание их правореализационную особенность. В гражданско-правовом законодательстве Российской Федерации сформулированы и закреплены понятия данных категорий и существует норма права, регулирующая правоотношения, которые связанные с ними.
Права на такие категории как честь и достоинство установлены в Конституции Российской Федерации и имеют важное значение для всех субъектов права, которые участвуют в правоотношениях, которые имеют связь с вышеперечисленными категориями.
В процессе наделения государством специальными правами физических и юридических лиц, выстраивается система правовых гарантий, которая помимо защиты и обеспечения законности в Российской способна на устранение и пресечение правонарушения, а так же установления ответственности за противоправные деяния.
Статья 2 часть 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепила не отчуждаемость прав и свобод человека и других нематериальных благ, а так же защиту данных категорий гражданским законодательством, если иное не вытекает из сущности указанных нематериальных благ.
Сегодня такие нематериальные блага, как честь и достоинство защищает норма права, закреплённая в статье 152 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 данной статьи любой гражданин имеет право обратиться в судебную инстанцию для защиты своих прав в отношении распространяемых сведений, которые затрагивают и вместе с этим порочат честь и достоинство, если лицо, распространившее данные сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Право на опровержение согласно пункту 1 статьи 152 ГК РФ возникает только, если порочащие сведения были распространены. Данное право предоставляется человеку не зависимо от того какой способ распространения порочащих сведений был использован. Так же в этом пункте указано, порочащие сведения в отношении умершего лица будут защищаться законом и не должны подрывать его репутацию, доброе имя близких родственников. Законодатель установил неопределённый список предполагаемых истцов.
Сведения, которые умиляют честь и достоинство, при распространении их в СМИ впоследствии должны быть опровергнуты в той редакции, где были опубликованы, а если данные сведения были распространены в документах, то такого рода документы подлежат замене и опровержению. Порядок опровержения устанавливается судом в пункте 2 статье 152 ГК РФ.
При рассмотрении пункта 3 статьи 152 ГК РФ можно сделать вывод о том, что при распространении порочащих сведений в СМИ, которые непосредственно ущемляют права и законные интересы определённого лица, то данный человек имеет право на публикацию своего ответа в тех же СМИ. Необходимо отметить то, что в пункте 2 статьи 152 ГК РФ в ситуациях подобного рода говорится о том, что данные сведения должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации, а в ныне рассматриваемом пункте только право на публикацию своего ответа.
Статьёй 150 ГК РФ установлено право на честь и достоинство, которое относится к гражданским неимущественным правам. Это блага, которые лишены имущественного содержания. Данные блага неразрывно связаны с личностью носителя и их просто напросто нельзя отчуждать и передавать иным лицам на различных основаниях. Все нематериальные блага приобретаются только в силу закона или же с рождения.
Право как жизнь, здоровье, честь, достоинство и имя, относятся к тем категориям нематериальных благ, которые появляются с момента рождения индивида. А вот такие права как неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения и выбор места жительства гражданин приобретает в силу законодательства. Важно отметить, что деловая репутация формируется сразу после создания юридического лица, а право на товарный знак только в силу закона.
Существование категорий честь и достоинство возможно в том случае, когда люди вступают в сложные и многообразные общественные отношения между собой. С помощью права и путём закрепления в него определённых норм происходит регулирование таких отношений, а так же формируется модель правоотношений, когда один субъект является носителем права, а второй выступает в роли носителем субъективной обязанности.
Для раскрытия понятий и содержания права на честь и достоинство требуется особое понимание действий, которые может совершать носить права и его должное поведение в обществе.
Помимо возможности иметь субъективные права и обязанности у субъекта права, для определения его правового положения в обществе у него должна присутствовать совокупность имущественных, политических, личных субъективных прав. В списке этих прав и находятся право на честь и достоинство.
Честь и достоинство субъекта права до момента их нарушения охраняются Гражданским правом путём создания всеобщей обязанности, которая предполагает воздержание от данных нарушений, и только в случае наличия самого факта нарушения этих благ, нормы гражданского права начинают регулировать возникшие правоотношения.
При затрагивании таких категорий как право на честь и достоинство их следует просматривать в качестве особого субъективного права, поскольку его внутренняя составляющая заключена в праве каждого человека на неприкосновенность его достоинства и чести, а так же требовать от всех других субъектов права воздержаться от нарушения данных прав. Честь и достоинство являются личными и неприкосновенными правами человека, которые существуют на постоянной основе даже, когда они не нарушаются, а при возникновении данного факта появляется необходимость защиты этих прав.
Право на честь и достоинство является всецело субъективным правом из-за того, что субъективному праву одного лица корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц. Эта обязанность заключена в воздержании от посягательств на честь и достоинство человека. Определяющее значение для права на честь и достоинство имеют не совершённые действия управомоченного лица, а воздержание от действий обязанных лиц.
Российское законодательство защищает честь и достоинство физических лиц путём установления общей обязанности воздерживаться от посягательств на эти личные блага и предоставлением защиты в суде в случаях их нарушения.
Нормы закона, устанавливающие правила поведения обладателя субъективного права на честь и достоинство, действуют и на других лиц. Эти нормы обладают не только регулирующей и охранительной функцией, но и содержат большое воспитательное значение, так как граждане выполняют эти нормы добровольно, в силу убеждения и сознания долга перед обществом. Конфликтные правоотношения, связанные с правом на честь и достоинство возникают, только лишь при нарушении норм, устанавливающих указанное право.
Наделяя физических или юридических лиц особыми правами, государством обеспечивается необходимая система гарантий осуществления прав и их защиты, благодаря которым каждый гражданин обладает правом восстановления нарушенных прав. Законом предусматривается, что гражданин имеет право требовать по суду опровержения сведений, которые являются порочными и затрагивают их честь и достоинство.
Удовлетворение личных потребностей гражданина возможно как самостоятельно или же разными коллективами, группами или же объединениями. Существует особая группа прав, которая содержит коллективный характер. Для одних обстоятельств основание для появления коллективных прав является жизненно важной необходимостью, при других, коллективные права и свободы являются следствием общественного или государственного объединения.
Правомочие владения даёт возможность владеть честью и достоинством независимо от третьих лиц и требовать от любых физических лиц не нарушать эти блага.
Правомочие по пользованию заключено в возможности пользования сложившихся о себе представлениях в самых различных сферах.
Правомочие по поддержанию и изменению содержания своей деловой репутации заключено в возможности заключении с этой целью договоров, публикации информации и рекламы.
Норма о праве на честь и достоинство, кроме запрещения посягательства на конкретное физическое лицо, даёт возможность этим лицам использовать всю совокупность субъективных прав, которые составляют его честь и достоинство. Субъекты права имеют уверенность в том, что их деятельность и поведение будут соответствующим образом правильно оцениваться, что их не будут ущемлять распространением ложных порочащих сведений, что они имеют возможность потребовать, чтобы общественные оценки их деятельности и поведения соответствовали действительности.
Право на честь и достоинство является неотъемлемым правом любых граждан, трудовых коллективов или организаций. Нарушение данных прав может повлечь негативный характер, который заключается в причинении морально-нравственных страданий и осуждению со стороны общества. Поэтому это личное неимущественное право государство обязано защищать.
Гражданское законодательство, в котором закреплены нормы регулирующие защиту чести и достоинства, гарантирует, что субъекты связанные с такими нематериальными благами будут защищены от ущемления при распространении порочащих или же ложных сведений, а так же что деятельность и поведение данных субъектов будет правильно оцениваться. Таким образом беря во внимание установленные в ст.152 ГК РФ гарантии, субъекты права могут спокойно себя чувствовать в обществе и рассчитывать на признание своих заслуг перед обществом.
1.3. Международная практика защиты чести и достоинства.
Ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а так же протоколов прилагаемых к ней в России произошла 30 марта 1998 года согласно Федеральному закону № 54-ФЗ. После проведения данной процедуры можно было считать, что Россия наконец-то стала полноправным членом Совета Европы. С 30 марта 1998 года на неё можно подать жалобу в контрольный орган Совета Европы, который носит название Европейский Суд по правам человека (далее по тексту: Суд).
В своих решениях данный суд путём формулировки специальных принципов в выносимых им решениях по определённым делам, которые считаются руководствующими при установлении содержания тех благ, которые защищены данной Конвенцией и способны растолковать нормы содержащиеся в ней. Указанные принципы считают неотъемлемой составной частью прецедентного права Совета Европы, особенность которого заключается в том, что основным источником по вынесению решения по аналогичным делам является «судебный прецедент» и он обязателен для всех судов, не зависимо от того какую позицию в иерархии они занимают. В Конвенции, которая к слову является международным договором, так же закреплены полномочия Суда по толкованию и применению положений и протоколов в статье № 32. Государства, которые являются ответчиками в суде обязаны беспрекословно исполнить решение Суда, которое подкрепляется самой Конвенцией. Другие государства, которые просто являются членами данного международного договора, то они стараются не нарушать правила, которые прописаны в Конвенции, когда происходят изменения в национальном законодательстве и правоприменительной практике.
Государства, являющиеся участниками международного договора, обязаны использовать принципы Суда в своём национальном праве, поскольку это объясняется наличием в нём определённых норм.
Российское право такую норму закрепило в пункте 4 статье 15 Конституции Российской Федерации, в силу которой произведённые в границах его компетенции Судом принципы применения и толкования положений Конвенции являются составной частью российской правовой системы.
Как указано в статье 41 Конвенции, потерпевший имеет право на должную компенсацию, которая начисляется за вред, причинённый как в имущественном плане, так и неимущественном. К неимущественному вреду относят психологическое расстройство, причинение боли и страданий, а так же повреждения связанные с телом человека.
Для того, чтобы присудить должную компенсацию необходимо наличие факта нарушения ответчиком блага или права, которые охраняет Конвенция. Данные блага в нашей стране защищает Конституция РФ и законодательные акты, содержание которых упирается в ГК, УПК, УК и другие кодексы. В отличие от Конвенции в законодательстве РФ перечень неимущественных благ является не исчерпывающим, дабы не создавать конфликтные ситуации с правом регулируемым данным международным договором. Вторым и более ярким различием является то, что Совет Европы предоставляет пострадавшей стороны наиболее высокий уровень гарантий защиты своих прав связанных с честью и достоинством при сравнении с российским правом.
Более высокий уровень защиты Конвенцией предоставляется в одном случае – когда нарушается право пользования лицом своим имуществом или принцип недопустимости лишения лица принадлежащего ему имущества .
Единственным минусом является то, что компенсация за страдания, которые были причинены путём нарушения имущественных прав Конвенция не предусмотрела в отношении этого каких-либо изъятий в пользу потерпевшей стороны.
В Российской Федерации не предусмотрена компенсация морального вреда, причинённого путём нарушения прав собственности или другого абсолютного имущественного права.