Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование духовно-нравственных ценностей (ценностных ориентаций) личности в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста

lupari84 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.08.2020
Формирование духовно-нравственных ценностей личности в образовательном процессе является важнейшей задачей социализации детей, во время данного процесса они приобщаются к моральным ценностям общества. По мере роста ребенка происходит формирование их взглядов, убеждений, они овладевают правилами поведения в конкретном коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, с собой, с природой.
Введение

Когда мы говорим о нравственном воспитании детей дошкольного возраста, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у ребенка дошкольного возраста, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Духовно - нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [20, с. 50]. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат разделы, которые специально посвящены воспитанию нравственности. Важность этой задачи очевидна: именно в дошкольном возрасте складываются основные моральные качества будущей личности ребенка, оформляется отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьёзную педагогическую проблему. На сегодняшний день проблема воспитания нравственных качеств у детей занимает значительное место в дошкольном воспитании. Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество, – одна из актуальных проблем педагогики. Ребенок входит в мир, где встречается не только с добром, справедливостью, но и с предательством и корыстью. Ребенок должен научиться отличать «хорошее» от «плохого». Для этого необходимо сформировать человека с прочными моральными убеждениями, высокой культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки и взгляды [18, c. 38]. Духовно - нравственное воспитание и развитие составляет ядро личности, ее основу. В процессе нравственного развития и воспитания у человека формируется гуманное отношение к миру, реализуется регулятивная функция морали, формируется направленность личности, ее мировоззрение, система нравственных убеждений, что обеспечивает гармонизацию личности и общественных интересов, способствует формированию нравственного поведения [2, c. 110]. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе, это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте. В работах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выгодского, П.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой, изучалась проблема становления базиса нравственности личности, было установлено, что сенситивным периодом для ее становления является период дошкольного детства. У детей в старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Необходимо воспитывать у детей осознанное поведение, подчиненное нормам морали, на конкретных примерах разъяснять, как следует поступать. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них нравственности и норм морали. Воспитание любого духовно - нравственного качества, характеризующего отношения детей дошкольного возраста к обществу, труду, к людям и самому себе, предполагает воздействие на сознание, чувства и поведение детей. Для этого применяются различные формы и методы нравственного воспитания, которые определяются общими методами дошкольного воспитания. Одним из эффективных и важных методов формирования духовно- нравственных качеств, особенно у детей старшего дошкольного возраста, являются этические беседы. Целью этической беседы является формирование личности ребенка. В процессе этической беседы формируются такие качества, как чувство ответственности, доброты, честности, правдивости, смелости, дружбы. Таким образом, возникает явное противоречие между богатым, накопленным теоретическим и практическим материалом духовно - нравственного воспитания и сложившейся ситуацией недостаточного развития и усвоения детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений. В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Формирование духовно-нравственных ценностей личности в образовательном процессе у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования – рассмотреть средства духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. Объект исследования – процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: формирование духовно-нравственных ценностей личности в образовательном процессе у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если: использовать разнообразные формы и методы по духовно- нравственному воспитанию. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования: ? рассмотреть сущность духовно-нравственных ценностей личности у детей старшего дошкольного возраста; ? изучить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей личности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе; ? проанализировать организацию работы по духовно-нравственным ценностям личности детей старшего дошкольного возраста в ДОО; ? рассмотреть анализ духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Методы исследования - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; эксперимент. База исследования: МАДОУ Детский сад №2 – «Сказка» г. Лениск-Кузнецкий. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, 20 источников использованной литературы и приложения.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственных ценностей личности у детей старшего дошкольного возраста…..…………………… 7 1.1. Сущность духовно-нравственных ценностей личности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………..……... 7 1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей личности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе……………. 11 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-нравственных ценностей личности в образовательном процессе у детей старшего дошкольного возраста…..………………………………………... 18 2.1. Организация работы по духовно-нравственным ценностям личности детей старшего дошкольного возраста в ДОО………………….. 18 2.2. Анализ духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО……………………………..………………… 22 Заключение……………………………..………………………….………….. 30 Список литературы…………………………..….…..……………………….. 32 Приложение 1…………………………………………………………………. 34
Список литературы

1. Артамонов, И.О. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / И. О. Артамонов, А. Л. Маслиникова. Изд. доп. и испр. - Москва: «Академия», 2016. – 381 с. 2. Быстрова, Т. П. Нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Т. П. Быстрова. - Москва: ЗАО Информ, 2015. – 304 с. 3. Воронов, М.Г. Обучение дошкольников нравственной культуре : учеб. пособие [Текст] / М. Г. Воронов. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Педагогика, 2015. - 239 с. 4. Генинг, А.С. Как воспитать нравственное поведение? [Текст] / Образования. – 2017. №1. – с. 20-22 5. Головенко, С. М. По ступенькам нравственности: о воспитании старших дошкольников в семье: учебник для вузов [Текст] / С. М. Головенко, М. А. Кротов. - Москва: Педагогика, 2015. – 281 с. 6. Дронов, И. И. Педагогика. [Текст] / Н. И. Дронов. - М.: НОРМА, 2015. - 176 с. 7. Димидов, А. В. Педагогические ситуации в дошкольной педагогике [Текст] / А. В. Димидов. - М.: Норма – Инфра-М, 2016. - 234 с. 8. Дробышевский, А. Ф. Моральное и нравственное развитие дошкольников : учебник для вузов [Текст] / А. Ф. Дробышевский, С. А. Сафронок. - М.: Академия, 2016. - 132 с. 9. Ирухин, Л.С. Детский поэтический фольклор [Текст] / Народное образование. – 2015. №3. – с. 214-215 10. Костикова, О.М. Методические рекомендации к программе воспитание и обучение в детском саду [Текст] / О. М. Кострикова, О. М. Антонюк. - Москва: Ростов на -Дону: Изд-во Образование, 2015. - 345 с. 11. Кузнецова, М.Н. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада: теория воспитания: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений [Текст] / М. Н. Кузнецова. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2015. - 205, [1] с. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). 12. Комарова, О.А. Нравственное воспитание в детском саду : учеб. пособие [Текст] / О. А. Комарова. - Москва: Просвещение: Педагогика, 2016. - 217 с. 13. Макалева, О.М. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / О.М. Макалева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2017. – 186. 14. Марцинковская, Л. М. Нравственное развитие детей в процессе воспитания [Текст] / Наука. – 2016. №1. – с. 11-114. 15. Матвеева, А.К. Методика развития нравственного воспитания дошкольников. Элементный состав [Текст] / А.К. Матвеева, В. М. Небоженко. - Москва: ЗАО Информ, 2015. - 114 с. 16. Наука и образование. Сборник трудов XII Региональной научной конференции / Беловский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет». – Белово: БИФ КемГУ, 2017. – 561 с. 17. Николаев, С.Н. Введение в педагогическую деятельность: учебник [Текст] / С. Н. Николаева. – Москва: Директ-Медиа, 2014. – 412 с. 18. Новиков, С.Н. Игры и игровые упражнения для развития детей: учебник [Текст] / С. Н. Новиков. – Москва: Академия, 2015. – 323 с. 19. Носкова, А.И. Современный ребенок: семья плюс детский сад [Текст] / А. И. Носкова. – Москва: Екатеринбург: Изд-во ГЮА, 2012. - 97 с. 20. Ожинова, А.В. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / А.В. Ожинова. - М.: Норма – Инфра-М, 2015. - 234 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Сущность духовно-нравственных ценностей личности у детей старшего дошкольного возраста С давних времен философов, ученых, родителей, писателей и педагогов интересовал вопрос нравственного воспитания будущего поколения. Не будем скрывать, что каждое старое поколение отмечает падение моральных устоев молодежи. Регулярно разрабатываются все новые и новые рекомендации, цель которых заключается в повышении уровня морали. Большое влияние на этот процесс оказывает государство, которое фактически и формирует определенный набор необходимых качеств человека. Для примера рассмотрим времена коммунизма, когда больше всего почестей имели труженики. Превозносились люди, которые были готовы в любой момент прийти на помощь и четко исполнить приказ руководства. В некотором смысле личность угнеталась, в то время как коллективисты ценились больше всего. Когда вышли капиталистические отношения на первый план, ключевыми стали такие черты человека, как умение искать нестандартные решения, креативность, инициативность, предприимчивость. Естественно, всё это отразилось на воспитании детей. От слова нрав термин «нравственность» берет свое начало. По латыни нравы звучат как (moralis) - мораль. «Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках [15, с. 65]. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg