Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МУЗЫКА

Делинквентное поведение подростка: причины, направления воспитательной работы

lupari84 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.08.2020
Делинквентное поведение подростков - это отклоняющееся поведение, которое выражается в уголовно наказуемых действиях. Оно является следствием педагогической запущенности и неблагоприятного влияния окружающей среды. Чаще всего такое поведение проявляется в агрессивности и присвоении чужого имущества. К проявлениям такого поведения относятся устойчивые отклонения корыстной, агрессивной ориентации и социально-пассивного типа. Подростки с таким поведением классифицируются по степени выраженности.
Введение

В настоящее время состояние общества с точки зрения педагогов, психологов и социологов оценивается как кризисное. Причины такого состояния усматриваются в победе иррациональных начал: развития технократической цивилизации с присущей ей дегуманизацией жизни, автоматизацией и механизацией, а вместе с ними и утратой активного коммуникативного труда. Спонтанность и естественность человеческого поведения сменились монотонностью, запрограммированностью, произошёл разрыв "исторического континуума": во все предшествующие века ценности, взгляды, идеалы людей одного возраста были схожи, теперь они меняются уже в рамках одного поколения, падает ценность исторического опыта, утрачена связь времён и поколений. Отмечается кризис в области нравственности и морали, деградация ценностей, кризис института семьи, отсутствие предсказуемого будущего. Все вышеуказанные процессы, как и всегда в обществе, наиболее значимы для детей и подростков. В жизни подростков происходят быстрые перемены, осознание которых не всегда сопровождается появлением способности адекватной ассимиляции происходящих событий и соответствующей адаптацией к ним. Подростковый возраст - это период формирования характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания. В психолого-педагогической литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие "трудный". Проблема "трудных" подростков - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. Непростое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам. В подростковом возрасте у юношей и девушек идет не только физическое и половое созревание, но и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения не совпадают с общественным мнением. Формирование новых личностных качеств подростков основывается на общении в рамках различных видов деятельности. Если в этот период не будут созданы условия для реализации своих возможностей, то самоутверждение подростка может привести к отклоняющемуся поведению. Одной из форм такого поведения является делинквентное поведение. В отечественной психологии изучение аномального личностного развития у подростков с криминальным и делинквентным поведением проводилось в рамках нескольких теоретических течений. На развитие медико-психологических исследований аномалий личности подростков-правонарушителей наиболее мощное влияние оказала концепция акцентуаций характера у подростков А.Е. Личко (1983, 1993), развивающая идеи Б.Г. Ананьева и В.М. Мясищева и в модифицированной форме использующая психиатрическую классификацию аномалий личности К. Леонгарда. Этому способствовала разработка эффективного методического инструмента для диагностики акцентуаций - патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) (Иванов, Личко, 1994). В последние годы значительная часть психологических исследований личности подростков с противоправным поведением выполнялась именно в русле учения об акцентуациях характера (Вдовиченко, 1976; Михайлова, 1976; Десятников, Трофимов, Козюля, 1981; Егоров, 1979; Реан, 1991; Антонян, Юстицкий, 1993; Горьковая, 1998 и др.). Изучением социальных отклонений в поведении занимались такие отечественные ученые, как В.С. Афанасьев, В.Т. Павлов, Е.В. Шипилов, В.В. Орехов, Л.И. Спиридонов. Вопросы профилактики преступлений, совершенных несовершеннолетними, разрабатывали P.M. Булатов, В.Н. Бурлаков, Н.И. Ветров, И.В. Волгарева, К.К. Горяинов, А.И. Долгова, К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский, В.В. Понкратов, В.Ф. Пирожков. Многочисленные исследования были посвящены проблемам личности несовершеннолетних правонарушителей в других сферах психологической науки: общей, возрастной, педагогической, социальной, юридической. Предметом части из них были отдельные индивидуально-психологические свойства таких подростков: агрессивность, тревожность, локус контроля (Курбатова, 1995; Семенюк, 1998; Реан, 1994, 1996; Бутолин, 1997 и др.). В то же время существенно большее внимание уделялось проблемам мотивации, социальной направленности, моральных суждений, самосознания несовершеннолетних делинквентов (Алемаскин, 1968; Бочкарева, 1972; Невский, 1981; Беличева, 1993; Радевич, 1997 и др.). На стыке медицинской, общей, возрастной, юридической психологии проводилась разработка проблемы развития личности подростка-правонарушителя в контексте вопросов судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых с отклонениями в психическом развитии (Коченов, 1980; Кудрявцев, 1988). До недавнего прошлого проблема делинквентности и криминальности у подростков изучалась в основном на контингенте мальчиков. Лишь в последнее время отмечается возрастающий интерес к гендерным различиям в сфере противоправного поведения (Исаев, Каган, 1987; Слуцкий, 1987; Бойко, 1993; Юлдашев, Масагутов, 1994; Юлдашев, 1996; Буторина и др., 1999). Таким образом, проблема патологического развития личности подростков с противоправным поведением имеет системный характер и должна изучаться в совокупности взаимосвязанных аспектов. Понимание субъективных и объективных причин попадания в группу риска является важным моментом, который необходимо учитывать в работе с подростками. Еще большее значение это имеет в процессе социального проектирования. В РФ сегодня сосуществуют разные, часто противоположные точки зрения на задачи и методы работы с подростками. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму отклоняющегося поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления "трудных" детей и подростков. Актуальность темы обусловлена тем, что изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения детей. С каждым годом отмечается рост детской преступности. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов. Рост числа проступков, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем. Отечественные и зарубежные педагоги, и психологи предпринимают попытки объяснить этиологию делинквентного поведения и найти эффективные средства его диагностики и профилактики в молодежной среде. Диагностика и профилактика делинквентного поведения молодых людей и приведение его в соответствие с требованиями социальных систем и институтов всегда была в центре внимания государства, исследователей, педагогов. Умение своевременно диагностировать делинквентные отклонения у молодежи, прогнозировать возможные правонарушения и комплексом различных, в том числе психопрофилактических мер предупреждать их становится одной из важнейших задач школьных психологов и других исследователей. Цель данной работы - рассмотрение психолого-педагогических проблем делинквентного поведения, изучение особенностей его профилактики и коррекции. Объект исследования - подростки с делинквентным поведением. Предметом исследования является выявление делинквентного поведения подростков, профилактика и коррекция в работе социального педагога. Задачи: 1. Рассмотреть делинквентное поведение, его виды и классификацию. 2. Выявить основные условия и причины формирования делинквентного поведения. 3. Обозначить пути профилактики и коррекции делинквентного поведения подростков. Основной метод исследования - теоретический анализ литературы по социальной педагогике, психологии, криминологии.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы делинквентного поведения подростков……………….....................................................................................8 1.1 Понятие делинквентного поведения, его типы, классификация………….8 1.2 Причины и условия формирования делинквентного поведения………...13 ГЛАВА II. Направления воспитательной работы ………………………..20 2.1 Профилактика социальных отклонений…………………………………..20 2.2 Структура и содержание индивидуальной профилактики делинквентного поведения подростков……………………………………………………….....26 2.3 Уровни воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя……………………………………..27 2.4 Коррекционная работа педагога с подростками-делинквентами……......34 Заключение……………………………………………………………………..40 Список литературы………………………………………………………........43
Список литературы

1. Айхорн А. Трудный подросток: учебник / А. Айхорон. - М.: Эксмо-Пресс, 2005. - 304с. 2. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи: учебное пособие / Н.И. Ветров. -М.: Юридическая литература, 1980.- 184с. 3. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних: учебное пособие / А.И. долгова. - М.: Юрид. Лит, 1981. - 160с. 4. Забрянский Г.И. Основы концепции государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних\1 Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних и защита их прав: учебник / Г.И. Забрянский. - М.: ОЦС, 1997. - 460с. 5. Керимов Д.А. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации: учебник / Д.А. Керимов, М.М. Вабаев, АЗ. Жалинский. - М.: Юридическая литература, 1989. - 256 с. 6. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: учебник / В.В. Ковалев. - М.: Медицина, 1979. -608с. 7. Криминальная мотивация: учебное пособие / под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Наука, 1986 - 297с. 8. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования: учебное пособие / В.Н. Кудрявцев. - М.: Инфра-М, 1998. - 216с. 9. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: Норма и патология: учебное пособие / В.Н. Кудрявцев.-М.: Наука, 1982.- 287с. 10. Кудрявцев В.Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России [электронный ресурс] / В.Н. Кудрявцев. - режим доступа: http://йvovao.rsl.ru/W/]О 4RЦVRAN/CRIME.HTM 11. Купер П. Современный психоанализ: [электронный ресурс] / П.Куттер. - режим доступа: http://www.psyi nst.ru/1 ibrary.php?part=article&id=2075 12. Лаут Г.В. Коррекция поведения детей и подростков: учебное пособие / Г.В. Лаут . - ч.2. - М.: «Академия», 2005.- 352с. 13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: [электронный ресурс] 1 А.Е.Личко. — режим доступа: http://www.istu.ru/uniUepign/siip/psyhripr/3675/ 14. Лунеев В.В. Преступность )О( века: Мировой криминологический анализ: учебник / В.В. Лунеев. -М.:Норма, 1997. — 525с. 15. Можгинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм: учебное пособие / Ю.Б. Можгинский. - СПб.: МВД-СПбГУ, 1999. — 128с. 16. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантныы и делинквентным поведением: учебник / под ред. С. А. Беличевой. - М.: Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. — 183с. 17. Психотерапия детей и подростков: учебное пособие 1 под ред. Х. Ремшмидта. — М.: Мир, 2000. —146с. 18. Растер М. Помощь трудным детям: учебное пособие / М. Растер. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. —432 с 19. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов [электронный ресурс] / А.А. Реан. — режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1991/914/914139.htm 20. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних 1 Н.С. Квантанисова, Г.М. Иващенко.- М.: Норма, 1996. — 110с. 21. Хухлаева О.В. Психология подростка: учебное пособие / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2004. —208с. 22. Уголовный Кодекс РФ.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Теоретические стороны проблемы делинквентного поведения подростков 1.1 Понятие делинквентного поведения, его типы, классификация В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином понимается противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - деликтами. Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направлено против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества. Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек. Некоторые младшие школьники пускают в ход кулаки, когда им не хватает аргументов в споре. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчетливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся. В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек - значительно реже. Агрессия у юношей обычно отмечается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg