Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МУЗЫКА

Особенности восприятия музыки детьми младшего школьного возраста

lupari84 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.08.2020
Анализ научно-методической литературы и результаты экспериментальной работы показали следующее. Музыкальное восприятие, являясь комплексной психической деятельностью, требует учета и развития всех составляющих ее компонентов: музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости, образного и логического мышления, способности к сотворчеству.
Введение

Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» по этому поводу отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе». По силе своего эмоционального воздействия музыка превосходит любой вид искусства. Глубина этого воздействия зависит от подготовленности слушателя к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему музыка. Музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и воспринимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», - писал он. Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Восприятие музыки - сложное многоуровневое явление - представляет для младших школьников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой - с возрастными особенностями учеников. В связи с этим на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов. Этим объясняется актуальность выбранной темы. Проблема восприятия музыки - одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество, освещающих ее (наблюдений, специальных исследований), во многом еще не решена. Актуальность нашего исследования заключается в том, что проблема развития восприятия музыки в наше время приобретает всё более важное значение. К сожалению, у значительной части современной молодёжи отсутствует интерес к так называемой «серьёзной музыке». Одной из причин этого обстоятельства является неразвитое музыкальное восприятие, и как следствие - несформированность музыкальной культуры молодёжи. Причиной тому являются недостатки в воспитании музыкальной культуры детей, серьёзные упущения в формировании восприятия музыки, прежде всего в детском саду и начальной школе. Проблема развития музыкального восприятия - одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных в педагогике. Большой вклад в исследование вопросов развития музыкального восприятия внесли Б. В. Асафьев, Б. М. Теплов, Б. Л. Яворский, В. Н. Шацкая, Н. Л. Грозненская, Д. Б. Кабалевский, В. Д. Остроменский, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Н. А. Ветлугина и другие. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей. В последние годы большой вклад в исследовании проблемы развития музыкального восприятия у детей дошкольного и школьного возраста внесли белорусские педагоги Л. С. Ходонович, В. П. Рева, Г. А. Никашина, Б. О. Голешевич, Г. В. Савельев. В научно-методических разработках этих авторов раскрыты разнообразные педагогические пути формирования способностей к восприятию музыки у младших школьников на уроках музыки в детском саду. В связи с актуальностью выдвинутой проблемы была выбрана тема курсовой работы «Развитие музыкального восприятия младших школьников в процессе слушания музыки». Цель исследования: теоретические обоснование и экспериментальная проверка развития музыкального восприятия младших школьников в процессе слушания музыки. Задачи исследования: 1) Изучить современную научную литературу по теме курсовой работы; 2) Дать определение понятию «музыкальное восприятие»; 3) Выявить уровень развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: формирование музыкального восприятия младших школьников будет проходить более эффективно при реализации следующих условий: 1) Подбор разнообразного музыкального репертуара по слушанию музыки с учётом возрастных особенностей младших школьников; 2) Владение учителем методами и приёмами развития музыкального восприятия младших школьников. 3) Систематическая работа учителя по формированию музыкального восприятия младших школьников. 4) Установка показателей и критериев сформированности музыкального восприятия у младших школьников. 5) Выявление условий формирования музыкального восприятия младших школьников. Объект исследования: процесс развития музыкального восприятия младших школьников. Предмет исследования: условия формирования музыкального восприятия младших школьников в процессе слушания музыки.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические и методические аспекты развития музыкального восприятия младших школьников в процессе слушания музыки 7 1.1 Теоретические основы проблемы развития музыкального восприятия младших школьников 7 1.2 Возрастные особенности его развития музыкального восприятия младших школьников 13 1.3 Последовательность развития музыкального восприятия у младших школьников 15 Выводы по первой главе 22 Глава 2. Особенности музыкального восприятия 23 2.1. Педагогические проблемы музыкального восприятия 23 2.2. Важная роль музыкального восприятия в эмоциональном и интеллектуальном развитии младших школьников 26 Выводы по второй главе 35 Заключение 37 Список использованных источников 40
Список литературы

1. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. [Текст]: учебное пособие для вузов / Д.Б. Кабалевский.- Н.: Просвещение. 2015. - 320 с. 2. Гофман, Т.А. Мысли о высоком значении музыки. [Текст] : учебное пособие для вузов / Т.А. Гофман.- Иск-во в школе. 2016. 250 с. 3. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. [Текст] : учебное пособие для вузов / Б.М. Теплов. - М., 2015. 325 с. 4. Дмитриева Л.В., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] : учебное пособие для вузов / Л.В. Дмитриева, Н.М.Черноиваненко. – М.: Просвещение, 2016 - 206 с. 5. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой [Текст]: учебное пособие для вузов /Т.Е. Вендрова, И.В. Писарева. - М.: 2014, 358 с. 6. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника [Текст] : учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. –Воспр. Психол., 2017. 254 с. 7. Полунина В.Н. Искусство и дети [Текст] : учебное пособие для вузов / В. Н. Полунина М.: Просвещение, 2016. - 191 с. 8. Торопова А.В. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми [Текст] : учебное пособие для вузов/ А.В. Торопова М.: 2017. – 198 с. 9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] : учебное пособие для вузов / Л.С. Выготский. - М., 2015. – 320 с. 10. Уколов В.С., Рыбакина Е.Л. Музыка в потоке времени [Текст] : учебное пособие для вузов / В.С. Уколов, Е.Л. Рыбакина. – М.,2016. - 370 с. 11. Чернов А.А. Как слушать музыку [Текст] : учебное пособие для вузов / А.А. Чернов.- М.,2017, 260 с. 12. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности [Текст] : учебное пособие для вузов / Г.М. Цыпин. - М., 2014, 251 с. 13. Абдуллин, Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников: программа-конспект высших педагогических учебных заведений [Текст] : учебное пособие для вузов / Э.Б. Абдуллин. - М., 2016, 247 с. 14. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании[Текст] : учебное пособие для вузов / Б.В. Асафьев. - М.: Музыка, 2014, 210 с. 15. Телевич А.А. О воспитании чувств учащихся на уроках музыки [Текст] : учебное пособие для вузов / А.А. Телевич. - М., 2014, 101 с. 16. Школяр И.В. Музыкальное образование детей [Текст] : учебное пособие для вузов / И.В. Школяр. М.: ИНФРА, 2015, 214 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические и методические аспекты развития музыкального восприятия младших школьников в процессе слушания музыки 1.1 Теоретические основы проблемы развития музыкального восприятия младших школьников В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Конечно, можно специально слушать музыку, прежде всего ту, которую школьники не могут исполнить сами (например, оркестровую). Однако цель слушания не сводится просто к знакомству с каким-либо произведением [1, с.74]. Проблема слушания - восприятия музыки шире, чем просто слушание. Она охватывает и исполнение, поскольку нельзя хорошо исполнять, если не слышать, что и как исполняется. Слышать музыку значит не только эмоционально непосредственно откликаться на нее, но понимать и переживать ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание. Проблема восприятия музыки - одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество материалов, освещающих ее (наблюдений, специальных исследований), во многом еще не решена. Прежде всего нужно иметь в виду, что любое восприятие (того или иного предмета, явления, факта) является сложным процессом, в котором участвуют различные органы чувств, образуются сложные, комплексные условно-рефлекторные связи. Понятие «восприятие» определяется в психологии как отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величина, цвета и т. д.), действующих в данный момент на органы чувств. Восприятие, поскольку оно связано с индивидуальностью, ее личным опытом, тоже индивидуально, различно; в значительной степени оно определяется особенностями нервной системы индивида; оно всегда остается рефлекторно-целостным живым созерцанием [1, с.120]. Эстетическое восприятие определяется как особая способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (красоту их форм, цвета, музыкального звука и т.д.), способность различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg