1. Аудит и сопутствующие ему услуги
1.1 Сущность и виды аудита и аудиторской деятельности
Принятый 30.12.2008 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» ввел разделение понятий «аудит» и «аудиторская деятельность» (п. 2 ст. 1). Согласно закону «аудиторская деятельность (аудиторские услуги) деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами».
Основой аудиторской деятельности является аудит, представляющий собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Аудит не заменяет государственный контроль над достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности, то есть других форм финансового контроля.
Под достоверностью финансовой отчетности понимается такая степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет компетентному пользователю делать на ее основе правильные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать основанные на этих выводах решения.
Аудитор должен руководствоваться принципами аудита, в ходе осуществления своей деятельности, которые представляют собой профессиональные этические требования и положения, кроме того ему нужно использовать их в качестве основы для принятия решений профессионального характера.
В соответствии с Кодексом профессиональной этики аудиторов, выделяют следующие основополагающие принципы аудита:
• честность – принцип аудита, заключающийся в том, что действия аудитора должны быть честными и открытыми в профессиональных и деловых отношениях;
• профессиональная компетентность и должная тщательность – принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор, должен выполнять работу не только на высоком профессиональном уровне, но постоянно поддерживать знания и навыки, на высоком уровне для оказания качественных услуг;
• объективность – принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого отношения к формированию выводов. Так же, аудитор не должен допустить того, чтобы конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его суждений;
• конфиденциальность – принцип аудита, заключающийся в обеспечении сохранности конфиденциальной информации, полученной в ходе аудита. Данная информация не должна быть использована в личных интересах или разглашена;
• профессиональное поведение – принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, а также обязан вести себя как профессионал,
Некоторые принципы аудита имеют существенное значение для ведения аудиторской деятельности, и закреплены положениями на законодательном уровне.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 307-?3 аудиторская проверка не может проводиться в следующих случаях:
1) аудиторами, если они:
• являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;
• состоят в близком родстве с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
2) аудиторскими организациями:
• руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;
• руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;
• в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
3) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверке, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности физическим и юридическим лицам, – в отношении этих лиц.
В аудите выделяют различные виды аудита в зависимости от различных критериев, являющимися основаниями классификации видов аудита.
В соответствии с приказом Министерства Финансов от 09.03.2017 №33н существуют следующие виды аудиторской деятельности:
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность.
Аудит части бухгалтерской (финансовой) отчетности, части консолидированной финансовой отчетности.
Аудит отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.
Аудит части отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.
Аудит иной финансовой информации прошедших периодов.
Исходя из отношения пользователя к информации, выделяют внешний и внутренний аудит.
Внутренний аудит – является системой контроля за соблюдением установленного порядка по ведению бухгалтерского учета и надежности системы внутреннего контроля.
Главная задача внешнего аудита подготовка универсального заключения для всех заинтересованных пользователей, но с акцентом на внешних: инвесторов, партнёров, налоговую службу, банки, органы власти и т.д.
Исходя из отношения к требованьям законодательства, различают обязательный и инициативный аудит.
При обязательном проверка проводится в соответствии с требованиями и критериями, которые устанавливает закон. Обязательный аудит проводится в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Итак, обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Инициативный (добровольный) аудит – является видом аудита, который проводится по инициативе экономического субъекта. Для некрупных компаний, проведение добровольного аудита несет ряд преимуществ:
- возможность избежать споров между партнёрами;
- упрощение процедуры привлечения нового партнера;
- упрощение получения кредитов, займов и целевого финансирования;
- возможность получить квалифицированную помощь в решении оперативных задач.
Так же существует классификация аудита по времени осуществления и по назначению (рисунок 1; рисунок 2).
Рисунок 1 – Классификация аудита по времени осуществления
Рисунок 2 – Классификация аудита в зависимости от назначения?
1.2 Сопутствующие аудиту услуги
Перечень сопутствующих аудиту услуг представлен в приказе Министерства Финансов от 09.03.2017 №33н «Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг». В соответствии с данным приказом, сопутствующие аудиту услуги подразделяются на 3 группы:
Услуги обеспечивающие разумную уверенность.
Выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам.
Выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в нефинансовой информации.
Выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в предмете, отличном от информации.
Услуги, обеспечивающие ограниченную уверенность. Услуги, обеспечивающие ограниченную уверенность.
Обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность.
Обзорная проверка части бухгалтерской (финансовой) отчетности, части консолидированной финансовой отчетности.
Обзорная проверка отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.
Обзорная проверка части отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам.
Обзорная проверка иной финансовой информации прошедших периодов.
Выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам.
Выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в нефинансовой информации.
Выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в предмете, отличном от информации.
Услуги, не обеспечивающие уверенность
Исследование предмета задания заказчика посредством выполнения согласованных с ним и (или) иным лицом процедур
Компиляция информации
Все группы сопутствующих услуг регламентируются и регулируются различными международными стандартами, рассмотрим основные из них.
Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации» устанавливает стандарты и предоставляет указания по отношению к профессиональным обязанностям аудитора, при выполнении заданий, которые связаны с финансовой информацией, по отношению к которой проводятся согласованные процедуры. Данный стандарт регламентирует содержание и форму отчета, предоставляемый аудитором после выполнения поставленных заданий.
Положения данного стандарта могут быть использованы и при выполнении заданий с нефинансовой информации, с условием, что аудитор имеет знания по соответствующему вопросу.
Обзорные проверки регламентируются международным стандартом обзорных проверок (далее – МСОП) 2400 «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов» и международным стандартом обзорных проверок 2410 ««Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации».
МСОП 2400 устанавливает обязанности аудитора в случае, когда он привлекается к выполнению обзорной проверки финансовой отчетности прошедших периодов, но не проводит аудит финансовой отчетности организации, а также форму и содержание заключения о финансовой отчетности.
В ходе данной обзорной проверки финансовой отчетности, аудитор формирует вывод, цель которого заключается в том, чтобы повысить уверенность предполагаемых пользователей в том, что подготовка финансовой отчетности организации проводилась в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности.
Свой вывод практикующий специалист основывает на полученной им ограниченной уверенности. Заключение практикующего специалиста содержит описание характера задания по обзорной проверке, предназначенное для лиц, которые будут знакомиться с заключением, что даст им возможность понять суть вывода.
Цель МСОП 2410 - установить стандарты и предоставить указания относительно профессиональных обязанностей аудитора при выполнении задания по проведению обзорной проверки промежуточной финансовой информации аудируемой организации, и относительно формы и содержания заключения.
В данном стандарте отмечается, что определение «аудитор» используется в соответствии с тем, что область данного стандарта ограничивается обзорной проверкой промежуточной финансовой информации, выполняемой аудитором, который проводит аудит финансовой отчетности организации.
Задания, обеспечивающие уверенность регламентируются -международным стандартом заданий, обеспечивающих уверенность (далее – МСЗОУ) 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов» и Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3400 «Проверка прогнозной финансовой информации».
Задания, обеспечивающие уверенность, включают задания по подтверждению, в которых иная, чем аудитор, сторона, проводит качественную или количественную оценку оцениваемого предмета задания, а также задания по непосредственной оценке, в которых аудитор проводит количественную или качественную оценку оцениваемого предмета задания в соответствии с критериями.
МСЗОУ 3000 содержит требования, руководства по применению и прочие материалы в отношении заданий по подтверждению, обеспечивающих разумную и ограниченную уверенность.
МСЗОУ 3400 устанавливает стандарты и предоставляет указания для выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и выпуска соответствующих заключений, включая процедуры проверки допущений, основанных на наиболее точной оценке и гипотезе.
Международный стандарт сопутствующих услуг 4410 «Задания по компиляции» устанавливает обязанности аудитора, который привлекается для оказания содействия в подготовке и представлении финансовой информации прошедших периодов без обеспечения уверенности в отношении данной информации, а также для отражения в отчетности сведений о выполненном задании.
1.3 Прочие услуги в аудите
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с ауди-торскими услугами могут оказывать прочие, связанные с аудитор¬ской деятельностью услуги.
Перечень прочих услуг представлен в Федеральном законе от 30.12.2008 №307 «Об аудиторской деятельности».
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать следующие прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги :
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
4) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
5) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
6) оценочную деятельность;
7) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
8) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
9) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Выполнение услуг требует от исполнителей профессиональной компетентности в области аудита, бухгалтерского учета, экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права и экономики.
Прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги можно классифицировать по принципу их связи с различными видами аудита следующим образом.
К услугам, связанным с проведением у субъекта экономики обязательной аудиторской проверки по поручению государственного органа, в частности, относятся услуги по:
- оценке активов и пассивов, экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
- тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;
- тестированию персонала аудиторских фирм.
К услугам, связанным с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки на основе критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов, в частности, относятся услуги по:
- проведению инициативного аудита;
- постановке бухгалтерского учета;
- улучшению ведения учета и составления отчетности, контролю ведения учета и составления отчетности;
- контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- анализу хозяйственной деятельности; оценке активов и пассивов, экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
- представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;
- проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов, в частности аудиторских организаций; научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.;
- компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.;
- вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий; информационному обслуживанию; консультационные услуги;
- экспертному обслуживанию;
- подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;
- подбору и тестированию персонала аудиторских организаций и др.
К услугам, не связанным с проведением у субъекта экономики обязательной аудиторской проверки, относятся услуги по: ведению бухгалтерского учета; восстановлению бухгалтерского учета; составлению деклараций по налогам; составлению бухгалтерской отчетности.
Прочие услуги также разделяются на услуги действия, услуги контроля, информационные услуги.
К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных.
К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта.
К информационным услугам относятся: услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т.д.
Таким образом, аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам законодательством запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита, оказания сопутствующих аудиту услуг и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
?
2. Обзорная проверка ПАО АКБ «Связь-Банк»
2.1 Характеристика аудируемого лица и аудиторской организации
Компанией ООО «Эрнст энд Янг» была проведена, обзорная проверка промежуточной сокращенной консолидированной финансовой отчетности, ПАО АКБ «Связь-Банк».
Рассмотрим таблицу 1, в которой представлены сведения об организации, проводившей проверку и информацию о проверяемой организации.
Таблица 1 – Сведения об организации
Сведения об организации Сведения об организации
Сокращенное наименование: ПАО АКБ «Связь-Банк»
Сокращенное наименование: ООО «Эрнст энд Янг»
ИНН: 7710301140 ИНН: 7709383532
Запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 27 августа 2002 г., и присвоен государственный регистрационный номер 1027700159288. Запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 5 декабря 2002 г., и присвоен государственный регистрационный номер 1027739707203.
Местонахождение: 105066, Россия, г. Москва, ул. Новорязанская, д, 31/7, корп. 2. Местонахождение: 115035, Россия, г. Москва, Садовническая наби д, 77, стр. 1.
ООО «Эрнст энд Янг» является членом Саморегулируемой организации аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация), сокращенное наименование – СРО РСА (ГРН 2137799142314, запись, содержащая указанные сведения, внесена в ЕГРЮЛ 03.08.2016).
ПАО «Связь-Банк» является универсальным кредитно-финансовым учреждением. Региональная сеть Связь-Банка насчитывает 85 точек продаж в 53 регионах РФ.
Главный акционер ПАО «Связь-Банк» – Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», которой принадлежит 99,7745% акций Банка.
Основными направлениями деятельности ПАО «Связь-Банк» являются: обслуживание юридических и физических лиц, организация долгового финансирования, международный бизнес: работа на международных финансовых рынках, торговое и структурное финансирование, внешние заимствования.
Кроме того, банк плодотворно сотрудничает с предприятиями крупного, среднего и малого бизнеса, которые осуществляют деятельность во всех сегментах экономики, взаимодействует с организациями отрасли связи, в том числе АО «Почта России», энергетической отрасли, и активно развивает обслуживание физических лиц.
Основными задачами Банка являются: кредитование реального сектора экономики, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса.
ПАО «Связь-Банк» активно работает на рынке капитала и является участником торгов ПАО Московская Биржа, Акционерное общество «Санкт-Петербургская Валютная Биржа». Банк взаимодействует с крупнейшими западными и российскими инвестиционными банками.
В корреспондентскую сеть Банка входит более чем 100 зарубежных и российских финансовых институтов, в числе которых: BNY Mellon, Commerzbank AG, Raiffeisen Bank International AG, VTB Bank (Deutschland) AG, Sumitomo Mitsui Banking Corporation, Zurcher Kantonalbank, Внешэкономбанк, ПАО Сбербанк, Банк ВТБ (ПАО), АО «Россельхозбанк», ПАО Банк «ФК Открытие», АО «Райффайзенбанк», ПАО Банк ЗЕНИТ и другие.
18 марта 2016 года ПАО «Связь-Банк» занял 26 место в рейтинге надежных банков, опубликованном журналом Forbes.
6 июля 2017 года национальное рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) впервые присвоило рейтинг кредитоспособности ПАО АКБ «Связь-Банк» на уровне ruA. По рейтингу установлен стабильный прогноз. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным.
ПАО «Связь-Банк» – участник Национальной платежной системы «Мир» (ПС «Мир»). По данным Центрального Банка Российской Федерации, ПАО «Связь-Банк» входит в список 30 крупнейших банков России.
ООО «Эрнст энд Янг Внешаудит», с открытием московского офиса в 1989 году EY стала первой международной фирмой по оказанию профессиональных услуг в России и СНГ.
Сегодня EY имеет самую широкую сеть офисов среди международных консультационных фирм, ведущих деятельность в СНГ: в 20 офисах EY в девяти странах СНГ работают 4500 человек.
Высший орган управления – общее собрание участников. Единоличный исполнительный орган – Генеральный директор.
Система внутреннего контроля качества работы ООО «Эрнст энд Янг Внешаудит» построена в соответствии с требованиями МСА № 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности» и МСКК № 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг» и основывается на правилах осуществления внутреннего контроля качества услуг и контроля качества выполнения заданий по аудиту ООО «Эрнст энд Янг Внешаудит».
Цель Правил внутреннего контроля качества услуг и контроля качества выполнения заданий по аудиту - обеспечить уверенность, что аудиторская организация и ее работники проводят аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что аудиторские заключения и иные