ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1 Обзор российского рынка древесных плит
По оценкам экспертов АПМДПР и ВНИИДРЕВ, объем российского рынка продукции деревообработки составляет примерно $2-2,5 млрд., из них на долю продаж древесных плит и фанеры приходится около 50 %.
Наиболее активными темпами в последние годы растет производство древесностружечных плит Анализ общего состояния отрасли показывает, что Россия в силу особых природных и географических характеристик имеет очень хорошие конкурентные преимущества на мировом рынке в сфере продукции глубокой переработки древесины, но они используются сегодня хозяйствующими субъектами далеко не в полной мере. Это обстоятельство вызывает сетования многих аналитиков лесной отрасли и обещает отважному инвестору хорошие перспективы на данном рынке за счет использования передовых бизнес-технологий. По каждому из сегментов ежегодный индекс цен существенно превышает официальную оценку инфляции. То есть этот рынок вполне позволяет потенциальному инвестору разумные планы, необходимые для модернизации основных фондов, – во всяком случае, по сравнению со многими другими проблемными отраслями отечественной промышленности. Одним из основных факторов получения долгосрочного конкурентного преимущества является инвестирование в строительство высокоэффективных производственных мощностей нового поколения, эксплуатация которых способна дать существенный перевес в ценовой и качественной конкуренции. Второй важный фактор конкурентного преимущества – получение доступа к сырью, который может быть реализован путем приобретения производителем продукции деревообработки лесных хозяйств в управление. Как раз на таких собственников, которые, по идее, должны быть кровно заинтересованы в эффективном и рачительном управлении лесами, рассчитан подвергающийся сегодня критике новый Лесной кодекс. Факторами, характеризующими важность плитного производства для экономики страны и гарантирующими определенную поддержку отрасли государством, являются: возможность использования в производстве древесных плит отходов деревообработки и низкокачественной древесины, что является одним из центральных вопросов лесопользования и лесопереработки; востребованность плитной продукции в важных отраслях народного хозяйства: мебельной промышленности, являющейся сегментом потребительского рынка, и деревянном домостроении, на которое возлагаются серьезные надежды в плане решения проблемы доступного жилья для граждан России; необходимость отказа от экспорта необработанного круглого леса в пользу глубокой переработки древесины с целью оставлять большую часть добавленной стоимости на территории Российской Федерации; ориентир правительства РФ на поддержку развития экспортно-ориентированных не сырьевых отраслей экономики. Относительно невысокая рентабельность, сравнительно большой объем капиталовложений и срок возврата инвестиций, отсутствие ясности с юридическими аспектами лесопользования являются на сегодня основными факторами, тормозящими инвестиционную активность в лесной и деревообрабатывающей отраслях. В то же время, аналогичные факторы могут рассматриваться крупными институцио-нальными инвесторами как положительные, так как они создают естественные препятствия для входа в рынок некрупных инвесторов. В некоторой степени это является страховочным обстоятельством от развития в отрасли хаотичной конкуренции, которая так раздражает владельцев крупного капитала – для них обычно предпочтительнее отрасли с олигополистическим характером конкурентных взаимоотношений. Конкурентная же ситуация в отрасли производства древесных плит в силу специфики развития отрасли еще не успела существенно проявиться, на рынке не сложились еще крупные финансовые силы, которые могли бы препятствовать переделу рынка. Ситуация с перенасыщением на европейском и мировом рынках плитной продукции может внушать некоторое беспокойство в том плане, что инвесторам плитного рынка трудно рассчитывать на эффективный сбыт продукции за рубеж. Вместе с тем, никто не отменял возможности для российских компаний побороться наравне с западными за право экспорта продукции деревообработки в «третьи» страны. Что касается сбыта на внутреннем рынке, то в выигрыше окажутся те, кто лучше уловит тенденции развития спроса и предложит продукцию, наиболее удовлетворяющую нуждам потребителя. Судя по рынку готовых исследований, проблема глубокого маркетингового изучения сегментов деревообработки только-только начинает приобретать актуальность. Собственно, институциональные инвесторы из Западной Европы уже давно уяснили для себя перспективы инвестиций в плитную промышленность России. На этом рынке нет ни одного случайного игрока – все западные компании, развивающие здесь производство, реализуют долгосрочную стратегическую программу укрепления сбыта своего основного бизнеса. На их стороне репутация, солидный опыт и наработки, серьезные средства, и российским предприятиям они представляют серьезную угрозу – родной рынок можно и потерять. Так и произойдет, если крупные отечественные финансовые структуры не возьмутся за консолидацию отрасли – подобно производству цветных и черных металлов, цемента и целлюлозно-бумажной продукции.
Древесностружечные плиты (ДСтП)
Это самый распространенный материал для корпусной мебели, оформления интерьеров, строительства (крыши, перегородки и т.п.). Существует ламинированная ДСП, облицованная пленкой на основе термореактивных полимеров (бумажно-смоляными пленками, получаемыми пропиткой обычной бумаги меламиноформальдегидной смолой). Плюсы: водостойкость, прочность, легкость в обработке. ДСтП хорошо «держит» гвозди и шурупы, скрепляющие конструкцию. Важное достоинство ДСтП – низкая цена. Именно поэтому ДСтП – самый широко используемый материал для мебели эконом-класса; большая часть офисной мебели производится именно из ДСтП. Для кухонь и ванн используется специальный вид ДСтП – с повышенной влагостойкостью. Минусы: к недостаткам ДСтП можно отнести то, что они тяжелее натуральной древесины, и уступают ей в прочности. Обычную ДСтП не рекомендуется применять в помещениях с повышенной влажностью, в таких помещениях следует применять только гидрофобизованные или защищенные покрытиями плиты. Также есть опасность выделения формальдегида, вредного для здоровья. ДСтП – очень твердый материал, который не допускает тонкой обработки (глубокая фрезеровка, всевозможные фигурные детали). В 2018 г. прирост производства древесностружечных плит в России составил 13,8% по сравнению с 2017 годом, а в натуральном выражении выпуск достиг 5,0 млн. куб.м. Достаточно активный прирост выпуска древесно-стружечных плит в 2018 г. объясняется запуском новых производств, в основном принадлежащих зарубежным концернам с мировыми именами – «Кроностар» в Шарье, «Кроношпан» в Московской области, «Эггер» в Шуе, Pfleiderer под Великим Новгородом, а также нескольких российских фирм. Расчеты показывают ускорение темпов роста российского рынка ДСтП и в текущем году. Стоит обратить внимание на то, что в последние два года происходит значительное увеличение объема предложения ДСтП на российском рынке, которое даже опережает темпы роста потребляющих отраслей. Это не обязательно говорит о том, что у производителей возникнут реальные проблемы со сбытом ДСтП и им придется снижать цены – во всяком случае, если будут должным образом пересмотрены маркетинговые тактики. Перспективы сбыта в 2018-2019 гг. зависят также от соотношения предложения высококачественных и низкокачественных плит, ведь потребность рынка в плитной продукции высокого качества растет, и до сих пор не удовлетворена. Как бы то ни было, потребители плитной продукции наверняка воспользуются возможностью усилить давление на поставщиков ДСтП на фоне насыщения рынка, а последним придется постепенно расстаться с психологией держателя дефицитного ресурса и побороться за потребителя. Степень концентрации на российском рынке ДСтП невелика: 50% рынка делят между собой десять крупнейших производителей (то есть около 25% всех игроков). Физические объемы импорта ДСтП изменялись неритмично, поэтому говорить о выраженной тенденции в динамике объемных показателей затруднительно. Объемы импорта ежегодно сокращаются, что может означать тенденцию интенсивного импортозамещения, с одной стороны, и изменение структуры потребления – с другой. В предыдущие годы необходимость импорта ДСтП определялась недостаточным предложением высококачественной плитной продукции со стороны отечественных производителей. Достаточно вялая динамика физических объемов экспорта и малая доля европейских стран в структуре зарубежных потребителей ДСтП не слишком позитивно характеризует конкурентоспособность российских древесно-стружечных плит на внешнем рынке [1,2].
Древесноволокнистые и MDF-плиты (плиты средней плотности)
Используется в мебельной промышленности для изготовления задних стенок шкафов, днищ выдвижных ящиков и т.д. Чаще всего MDF используется в качестве элементов мебели. Кроме этого, MDF также применяется для изготовления стеновых внутренних и внешних панелей, межкомнатных дверей и оконных рам, а также как основа для изготовления ламинированного паркета (как правило, в этом направлении используется разновидность MDF – HDF, или MDF повышенной плотности). Плюсы: низкая цена при высокой долговечности. MDF выступает главным конкурентом ДСтП, по срав-нению с которым обладает рядом преимуществ: меньший процент разбухания в воде по сравнению с ДСтП, более высокая стабильность размеров; лучшие показатели прочности; меньшее содержание свободного формальдегида; больший выход готовой продукции по отношению к исходному сырью (50-70 %); большая вариация размеров и плотности; возможность детальной машинной обработки на лицевой поверхности и на краях. От обычной ДВП MDF отличается меньшей подверженностью воздействию влаги, большим диапазоном толщины (от 3 до 60 мм), более высокими показателями экологичности, большей долговечностью. Минусы: узкий спектр использования. Высокая цена на материал.
Динамика внутреннего выпуска ДВП достаточно скромна: за год было выпущено на 4,5% больше древесноволокнистых плит, чем за предыдущий год. Основная часть выпуска древесноволокнистых плит (более 90%) сосредоточена в Приволжском, Сибирском, Северо-Западном и Центральном федеральных округах. Российский рынок ДВП характеризуется умеренной степенью концентрации: на 17 лидирующих предприятий приходится три четверти рынка, максимальная доля (10,03%) у предприятия «Илим-Братск ДОК», входящего в группу «Илим Палп». По МДФ потенциальный спрос внутреннего рынка оценивается в 600-700 тыс.м3/год. Реальное потребление мебельной и строительной промышленностью составляет 350-400 тыс.м3. Доля импорта в общем объеме рынка (за вычетом экспорта) растет на 2-3% ежегодно. Такая структура экспорта наглядно свидетельствует о конкурентоспособности российских ДВП на внешнем рынке, хотя и заставляет задуматься, почему одни и те же страны числятся как в списке экспортеров, так и в списке импортеров. Объем российского рынка ДВП, рассчитанный по классической схеме: «внутренний выпуск + импорт – экспорт», ежегодно прирастает, но темпы роста не очень высоки. Отрасль явно далека от стагнации, однако подходит к стадии насыщения рынка и структурных перемен.
Ориентированно-стружечные плиты (OSB)
Ориентированно-стружечная плита (Oriented Strand Board) – это плотная спрессованная трехслойная древесная плита из крупной ориентированной щепы хвойных пород. Является заменителем фанеры и ДСтП. OSB являются новым высокотехнологичным материалом, применяемым в деревянном каркасном домостроении (обшивка наружных и внутренних стен, обшивка крыш под мягкую черепицу, изготовление черновых полов и др.), при изготовлении мебели (щитовых элементов корпусной мебели, стенок шка-фов и тумб, выдвижных ящиков, полок, оснований для мягкой мебели и др.) тары и упаковки. Плюсы: водостойкость, влагостойкость, упругость и устойчивость к растяжению и строительным нагрузкам. Плиты OSB хорошо обрабатываются и существенно лучше, чем ДСтП, держат крепления (гвозди и шурупы). По физическим свойствам плиты OSB схожи с хвойной фанерой, однако гораздо более дешевы в изготовлении за счет низких требований к качеству древесного сырья. Минусы: высокая цена на материал по сравнению с альтернативами. Производство плит из ориентированной стружки в России на сегодняшний день настолько малы, что незаметны на фоне объемов остальных сегментов рынка древесных плит. По данным ВНИИД-РЕВ, объем производства плит OSB в России возрастет до 1,5-2,0 млн. кубометров. Импорт OSB в Россию растет прогрессирующими темпами. Лидирующими поставщиками ориентированно-стружечных плит в Россию были предприятия из Германии, Польши и Кореи, обеспечившие почти 85% всего импорта. Следует отметить, что заводы древесных плит относятся к категории капиталоемких производств. Общий объем инвестиций в строительство одного завода по производству ДСтП, MDF или OSB на основе современного оборудования с проектной мощностью 200-300 тыс. кубометров в год с дооснащением линий ламинирования или переработки в детали и заготовки для мебели и строительства составляет 70-100 млн. евро. Это несколько сдерживает активность по привлечению инвестиций со стороны крупных российских финансово-промышленных структур [5,6,8].
Фанера
Фанера – древесный материал, состоящий из склеенных между собой три и более листов лущеного шпона (березовая, хвойная, комбинированная, ламинированная). Сфера использования фанеры достаточно широка: строительство (хозяйственные постройки и сооружения, оградительные сооружения, основа под кровельные материалы, перегородки, двери, строительные леса, настил под полы, опалубка); оформление интерьера и экстерьера (звукоизолирующие панели, стеновые панели, подоконники, двери, оформление фасадов и ворот); производство мебели (фасад, боковые и задние стенки шкафов, корпус для мягкой мебели, столы и столешницы, шкафчики и полки, стеллажи); судостроение (борта, перегородки, палубы яхт, катеров и судов, сидения на лодках, отделка интерьера); транспортное машиностроение (прицепы, обшивка, дверцы, кузова и полы у грузовых автомобилей, авто-фургонов, троллейбусов и др.); тара и упаковка, декоративные ящики и коробки и др. Плюсы: березовая фанера обладает повышенной прочностью в различных направлениях, стабильностью формы. Хвойная фанера обладает высокой стойкостью к гниению и заражению грибками. Комбинированная фанера обладает экономной ценой (за счет чередования слоев из хвойного и березового шпона). Ламинированная фанера имеет высокую плотность и износостойкость поверхности, устойчива к поглощению влаги. Минусы: встречаются недостатки – сучки, пустоты, внутренние воздушные «пузыри». Для изготовления мелких деталей мебели не подходит, так как для более «тонкой работы» имеет излишнюю прочность вдоль и недостаточную прочность поперек листа. Производство фанеры в среднем по отрасли характеризуется стабильностью, сезонные перепады уровня выпуска практически отсутствуют. В географической структуре отрасли лидирующее положение занимают Северо-Западный, Приволжский и Центральный Федеральные округа, в которых сосредоточены основные производственные мощности предприятий отрасли. Всего в отрасли насчитывается 68 стабильно работающих предприятий, которые по годовым производственным мощностям делятся на 3 группы: производящие свыше 100 000 м3 фанеры в год (7 предприятий, или 42 % общего выпуска); 13 предприятий с ежегодной мощностью от 50 до 100 тыс.м3 (38 % выпуска); и 48 предприятий с выпуском до 50,000 м3 фанеры в год, на которые приходятся соответственно оставшиеся 20 % суммарного выпуска. Для российского рынка фанеры характерна умеренная степень концентрации (десятка лидеров делит между собой 60 % рынка). Производство фанеры, видимо, не самая интересная для инвесторов отрасль. Пресса не изобилует сообщениями об инвестиционных проектах, да и экспортная ориентированность отрасли (доля внешней торговли превышает 60% российского выпуска) вряд ли может сулить владельцу капитала высокий доход на высококонкурентном мировом рынке. Импорт фанеры в Россию незначителен и стабильно находится на уровне 3-3,5% от общего потребления. Хотя физические объемы импорта фанеры и показывают положительную динамику год от года, в абсолютном выражении годовой ввоз фанеры не превышает производственной мощности одного среднего предприятия. Зато данные об экспорте фанеры из РФ наглядно подтверждают тезис о том, что российская фанера конкурентоспособна на Западе. Как уже говорилось, вывозится на экспорт более 60% произведенной фанеры, причем объем экспорта в натуральном выражении сдержанно, но солидно растет на 7-8% в год. Больше всего (23%) российской фанеры вывозится в США (как ни странно – несмотря на то, что США лидируют в производстве OSB, считающейся заменителем фанеры, однако же, дешевая российская продукция также весьма востребована американскими потребителями [1,2].
Таким образом, подводя итог рассмотрению главных направлений и особенностей развития российской промышленности древесных плит, можно выделить ряд тенденций, основные среди которых следующие:
1. Россия обладает высококачественными лесосырьевыми ресурсами в достаточном объеме для организации эффективных конкурентоспособных производств древесных плит, в связи с чем в последнее время в отрасли активизировался процесс создания новых предприятий.
2. В последние три года наблюдается непрерывный рост объемов производства и расширение ассортимента по сортам и типоразмерам выпускаемой продукции.
3. В результате активного развития монолитного домостроения и мебельной промышленности достаточно быстрыми темпами увеличивается внутренний российский рынок потребления древесных плит, приближаясь в последние годы к объемам экспорта.
4. На внешние рынки российские компании, по-прежнему, продвига-ют качественные древесные плиты из березы, по производству которой наша страна продолжает оставаться мировым лидером.
5. По соотношению цена-качество, российские древесные плиты является оптимальным продуктом в сравнении с основными конкурентами.
6. Увеличивающиеся с 2013 года тарифные ограничения на экспорт лесного сырья, в том числе березового кряжа, предоставляют российским производителям древесных плит хороший шанс для дальнейшего наращивания своего конкурентного потенциала.
7. Постоянно повышают качество выпускаемой продукции путем со-здания на предприятиях эффективных систем управления качеством и осу-ществления модернизации производства.
8. Объединение и укрупнение отечественных компаний способствуют процессу слияний и поглощений, в том числе с участием иностранных партнеров и создания стратегических альянсов с крупнейшими игроками лесопромышленной отрасли.
1.2 Обоснование и выбор площадки для строительства предприятия
Проектирование новых и реконструирование действующих промышлен-ных предприятий производят в соответствии с санитарными нормами проектирования промышленных предприятий.
Площадки, намечаемые для строительства промышленных предприятий, должны выбираться с учетом аэроклиматической характеристики и рельефа местности, прямого солнечного облучения и естественного проветривания, а также с учетом условий рассеивания в атмосфере производственных выбросов и условий туманообразования.
Площадка должна иметь относительно ровную поверхность, обеспечива-ющую безопасность движения людей и транспортных средств, и уклон для отвода поверхностных вод. Обеспечение стока дождевых, талых, а также грунтовых вод имеет большое значение для снижения уровня подпочвенных вод и благоустройства территории. Уровень грунтовых вод должен быть ниже глубины подвалов, тоннелей и т. п. Проникновение в тоннели для электрических кабелей, трубопроводов, в устройства для удаления стружки грунтовых вод может стать причиной серьезной аварии.
Промышленные предприятия, выделяющие производственные вредности (дым, копоть, пыль, газ, неприятные запахи), располагают по отношению к ближайшему жилому району с подветренной стороны для господствующих ветров и отделяются от них санитарно-защитными зонами (разрывами).
Расположение на территории предприятия зданий и сооружений должно обеспечивать наиболее благоприятные условия для естественного освещения, проветривания помещений и борьбы с инсоляцией.
Основными факторами, влияющими на выбор района или пункта являются:
1. Наличие сырьевых баз и расстояние от них
2. Обеспеченность топливом
3. Наличие источника и условия электроснабжения
4. Наличие, состояние и возможность использования транспортных путей
5. Расстояние от мест потребления продукции
6. Наличие местных стройматериалов и рабочей силы
7. Близость промышленного района и населенных пунктов
8. Наличие свободных площадей, пригодных для строительства завода
9. Благоприятные гидрометеорологические и климатические условия
Общие требования к выбираемой площадке состоят в том, что бы на ней можно было осуществить строительство с наименьшими затратами при максимальном использовании местных материальных ресурсов и людских резервов и при этом обеспечить при эксплуатации завода высокие технико-экономические показатели его производства.
Нами было принято решение организовать производство древесно-волокнистых плит средней плотности сухим способом в городе Архангельск.
Архангельская область богата лесными запасами. По официальным данным общий лесной фонд Архангельской области составляет 28,5 млн. га., причем большая часть - 21,8 млн. га. - это лесные угодья, из них к эксплуатационным лесам относят 17,7 млн. га. Ежегодно вырубается только 11 млн. м3, хотя по программе развития лесного хозяйства области объем заготовленной древесины в 2019 г. будет составлять свыше 14 млн. м3
Архангельск находится на равнинной местности и расположен в устье Северной Двины в 35 километрах от впадения её в Белое море. Высота над уровнем моря составляет 7 метров.
Климат города умеренный, морской с продолжительной умеренно холодной зимой и коротким прохладным летом, формируется под воздействием северных морей с Атлантики в условиях малого количества солнечной радиации.
Для Архангельска характерны частые перемены погоды, высокая влажность воздуха и большое количество дней с осадками. Зимой возможны морозы до ?30 °C при вторжении холодного воздуха со стороны Сибири. Летом возможна жара до +30…35 °C при вторжении горячей воздушной массы со стороны степей Казахстана, в то же время летом в ночное время возможны заморозки.
Среднетаежный район наиболее интенсивно эксплуатировался в совет-ские годы. В итоге на месте вырубок образовался вторичный лес, который характерен березняком и осинником и составляет в совокупности 35% от общей цифры лесного фонда Архангельской области.
Средний запас на 1 га спелых и перестойных насаждений:
в хвойных лесах ? 142,2 м3;
в лиственных лесах ? 183,6 м3;