Глава 1. Теоретические основы анализа рентабельности предприятия
1.1 Сущность и экономическое содержание рентабельности
Основным принципом коммерческого расчета является рентабельность, так как ориентирует предприятие на получение прибыли и осуществление расширенного воспроизводства за счет собственных средств. Рентабельность, представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, в отраслях и народном хозяйстве в целом.
Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.
В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
По мнению Савицкой Г.В., рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы. Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода.
Бочаров В.В. считает, рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.
Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции - прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения - рентабельности.
Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства - увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:
1) отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
2) отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.
Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта - прибыли.
Подытоживая вышеизложенное, рентабельность имеет большое значение для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
1.2 Система показателей рентабельности хозяйственной деятельности предприятий
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий.
Основная система показателей рентабельности (таблица 1).
Таблица 1 - Система показателей рентабельности
Показатели рентабельности продукции и продаж
Показатели рентабельности вложений (инвестиций)
Показатели рентабельности активов (имущества)
Показатели рентабельности собственного капитала
Показатели рентабельности
Анализ классификации показателей рентабельности позволяет выявить наиболее общие показатели, используемые большинством авторов и представляющие основу оценки экономической эффективности деятельности предприятия. Но в некоторых случаях анализ может быть дополнен и другими коэффициентами в зависимости от того, кто будет являться пользователем данной информации.
Экономическая эффективность работы организации характеризуется системой показателей рентабельности, или прибыльности (доходности) организации, которые рассчитываются как относительные показатели полученных предприятием финансовых результатов.
Показатели рентабельности характеризуют прибыльность бизнеса с различных позиций. Общая формула расчета рентабельности по формуле (1):
Kp = P / V , (1)
где Р - прибыль предприятия;
V - показатель, по отношению к которому рассчитывается рентабельность.
В процессе анализа рентабельности:
1. Исследуются уровень и динамика показателей рентабельности;
2. Определяется система факторов, влияющих на их изменение;
3. Количественно оцениваются факторные влияния.
Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия. В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:
1) рентабельность инвестиций (капитала);
2 ) рентабельность продаж.
К первой группе «Рентабельность инвестиций (капитала)» относят следующие показатели:
1. Коэффициент общей рентабельности активов (ROA) рассчитывается как отношение показателей прибыли к показателям средних за отчетный
активов предприятия и показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств, по формуле (2):
?ROA ?_1= Р_б/ К, (2)
где Р_б- прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль); К - средняя величина итога бухгалтерского баланса.
Иными словами, этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде.
В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль; в качестве показателей активов - величины всех активов предприятия, чистых активов, т.е. величина реального собственного капитала организации.
2. Рентабельность активов по чистой прибыли определяется по формуле (3):
?ROA?_2 = P^Ч /K , (3)
где Р^Ч - чистая прибыль.
3. Рентабельность производственных активов (имущества) по бухгалтерской (или чистой) прибыли определяется по формуле (4):
?ROA?_3= Р^Б/ К^11 , (4)
где К^11 - средняя величина производственных активов (имущества), включающая основные производственные средства и запасы.
Рентабельность активов - индикатор общей доходности и эффективности деятельности компании. Полученное соотношение дает возможность провести дальнейший анализ факторов, оказывающих непосредственное влияние на рентабельность активов.
Причинами ухудшения рентабельности активов могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости.
Если на ухудшение показателя в большей степени влияет падение объема продаж, необходимо сосредоточить свои усилия на маркетинге, ассортиментной политике и системе ценообразования.
Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от альтернативных решений определяется по формуле (5):
ROE = Р^б/ ИС, (5)
где ИС - средняя величина собственного капитала.
Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия.
Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от альтернативных решений. Этот показатель называют финансовой рентабельностью, поскольку он определяется эффективностью не только использования активов, но и управления капиталом (собственным и заемным).
Финансовая рентабельность, или рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к собственному капиталу.
Ко второй группе «Рентабельность продаж», который является одним из наиболее распространенных показателей рентабельности, относят:
Валовая рентабельность продаж определяется по формуле (6):
Р вп = Валовая прибыль : Выручка от реализации, (6)
где Р вп - валовая рентабельность продаж.
Рентабельность продаж - характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Также показатель называют нормой прибыльности . Если рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции на рынке, так как говорит о сокращении спроса на продукцию .
Формирование показателя рентабельности продаж (рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема формирования показателя рентабельности продаж
2. Рентабельность реализованной продукции (продаж) или
рентабельность производственной деятельности может быть выражена формулой (7):
Р рп = (Прибыль от реализованной продукции)/(Выручка от реализации), ( 7 )
где Р рп - рентабельность реализованной продукции.
Данная формула показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Данный показатель рентабельности может быть определен как в целом по данной организации, так и по отдельным ее подразделениям, а также по отдельным видам продукции.
3. Чистая рентабельность реализованной продукции, формула (8)
Р чр =(Чистая прибыль )/(Выручка от реализации)
где Р чр - чистая рентабельность реализованной продукции.
В ряде случаев рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (прибыли от реализации продукции) к сумме выручки от реализации продукции.
Таким образом, многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения.
1.3 Моделирование показателей рентабельности как база управления ее факторами
При рассмотрении и определении факторов, влияющих на величину рентабельности, следует обратиться к факторам изменения величин ее составляющих. Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значиткак объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов. Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.
Совокупность факторов, влияющих на показатель рентабельности (рисунок 2).
Рисунок 2 - Факторы, влияющие на показатель рентабельности
Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.
Источниками для расчета коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии. Источник для расчета коэффициентов рентабельности служит бухгалтерский баланс (приложение 1), отчет о финансовых результатах (приложение 2).
Один из факторов рентабельности активов предприятия рентабельность продаж. Вторым фактором рентабельности активов является капиталоотдача, характеризующая оборачиваемость активов. Коэффициент капиталоотдачи называют коэффициентом деловой активности.
Рентабельность продаж (Кр) и капиталоотдача (Lк) выступают основными факторами повышения экономической рентабельности предприятия.
При низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов и его элементов. И наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая оборачиваемость активов может быть компенсирована преимущественно повышением рентабельности продаж, то есть снижением затрат на производство продукции, работ, услуг и (или) ростом цен и тарифов.
Анализ рентабельности деятельности предприятия может быть продолжен факторным анализом, который позволяет определить резервы роста рентабельности.
Так, двухфакторная модель рентабельности (рентабельности активов) выглядит следующим образом, формула (9):
(Чистая прибыль)/(Совокупные активы)= (Чистая прибыль)/(Выручка от продаж)* (Выручка от продаж)/(Совокупные активы) (9 )
Рентабельность продукции, рассчитанная в целом по данной организации, зависит от трех факторов:
1. Изменение структуры реализованной продукции. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общей сумме продукции способствует повышению уровня рентабельности продукции;
2. Изменение себестоимости продукции оказывает обратное влияние на уровень рентабельности продукции;
3. Изменение среднего уровня реализационных цен. Этот факто оказывает прямое влияние на уровень рентабельности продукции.
Рентабельность собственного капитала, как показывает факторный анализ, зависит от достигнутой рентабельности активов и коэффициентов финансовой устойчивости предприятия - финансовой зависимости или финансовой автономии, формула ( 10):
Рентабельностьсобственного капитала=(Чистая прибыль)/(Собственный капитал) х Пассив/Актив ( 1 0 )
Итак, показатели рентабельности характеризуют привлекательность бизнеса в данной сфере для предпринимателей. По значению уровня прибыльности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на его развитие.
?
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности ООО «Хозяюшка плюс»
2.1 Краткая характеристика предприятия
ООО «Хозяюшка Плюс» было учреждено в 2011 году в соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом РФ №208-ФЗ от 26.12.93г.
Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства РФ.
Юридический и почтовый адрес: Алтайский край, город Барнаул, Попова 113.
Уставный капитал ООО «Хозяюшка Плюс» составил на момент создания Общества 10 тысяч рублей. Уставом предусмотрено, что уставный капитал может увеличиваться за счет дополнительных взносов участников, за счет прибыли от деятельности Общества и за счет имущества Общества.
Уставом предусмотрены следующие виды деятельности организации:
- оптовая торговля хозяйственными товарами и бытовой техникой;
- розничная торговля хозяйственными товарами и бытовой техникой;
- а также осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ.
ООО «Хозяюшка Плюс» занимается оптовыми и розничными продажами, а именно:
• Синтетические чистящие, моющие и полирующие ср-ва
• Тулет. и хоз. мыло
• Косметические и парфюмерные товары
• Метал.изделия и посуда, ножи
• Посуда из стекла, керамики, фарфора, фаянса
• Бытовые электротовары
• Часы
• Напольные покрытия (линолеум), ковры и ковр. изделия
• Строительные товары
• Лампы осветительные
• Прочие товары
Общество осуществляет свою деятельность на основании любых разрешенных законодательством операций, в том числе путем поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в кредит, оказание финансовой или иной помощи по договоренности сторон.
На сегодняшний день персонал организации насчитывает 8 человек.
Фирма использует две системы налогообложения – упрощённая система для оптовых продаж (Объект доходы – расходы) и для розничных продажи применяет единый налог на вменённый доход.
2.2 Анализ прибыли и товарооборта ООО «Хозяюшка Плюс»
Деятельность торгового предприятия характеризуется, прежде всего, динамикой товарооборота. Анализ товарооборота – важное звено процесса управления деятельностью торгового предприятия.
Анализ объема и динамики товарооборота основывается на данных бухгалтерской и статистической отчетности.
Таблица 2 - Информация о динамике розничного товарооборота ООО «Хозяюшка Плюс» в тыс. руб.
Показатели
Период исследования Отклонения
абсолютные Отклонения
в %
2016
г. 2017
г. 2018
г. 2017 г. к
2016г. 2018 г. к
2017г. 2017 г. к
2016г. 2018 г. к
2017г.
1.Розничный товарооборот с участием в расчетах:
А) в действующих
Ценах 29 308 31 861 30 575 2 553 1 285 108,71 95,97
Б) в сопоставимых
Ценах 29 308 29 501 22 831 193 6 670 100,66 77,39
Розничный товарооборот ООО «Хозяюшка Плюс» вырос на 8,71% в 2017 году и упал в 2018 году на 4,03%, причем в сопоставимых ценах рост товарооборота составил всего 0,66%, а снижение 22,61%. Небольшой рост товарооборота в 2017 году произошел исключительно из-за роста цен на продаваемые товары, а в 2018 году, несмотря на продолжающееся увеличение цен, продажи начинают стремительно падать.
Таблица 3- Информация о динамике оптового товарооборота ООО «Хозяюшка Плюс» в тыс. руб.
Показатели
Период исследования Отклонения
абсолютные Отклонения
в %
2016
г. 2017
г. 2018
г. 2017 г. к
2016г. 2018 г. к
2017г. 2017 г. к
2016г. 2018 г. к
2017г.
1.Оптовый товарооборот с участием в расчетах:
А) в действующих
Ценах 7 631 6 609 5 072 -1 022 -1 537 86,61 76,74
Б) в сопоставимых
Ценах 7 631 6 120 3 787 -1 511 -2 332 80,19 61,89
Если розничный товарооборот показал рост хотя бы в 2017 году, то оптовый товарооборот, как видно из таблицы, снизился на 13,39% в действующих ценах и на 19,81% в сопоставимых ценах. В 2018 году оптовый товарооборот фирмы снизился 23,26% в действующих ценах, и на 38,11% в сопоставимых.
Такой спад продаж по обоим видам деятельности обусловлен, конечно, и внешними причинами: экономический кризис и как следствие снижение покупательской способности, как в регионе, так и в целом в стране. Внутренние причины снижения товарооборота кроются в его структуре и ассортименте продаваемых товаров.
Период исследования динамики ассортимента и структуры розничного товарооборота ограничивается 2017-2018 годами, так как именно в этот период наблюдается уменьшение продаж. Исследование динамики ассортимента и структуры оптового товарооборота не требуется, потому что основным товаром, реализуемым с помощью оптовых продаж, на протяжении исследуемого периода остается линолеум. Таким образом, спад оптовых продаж является уменьшением продаж линолеума.
Материалом для исследования служит статистическая форма № 3-ТОРГ (ПМ).
Таблица 4 - Информация о динамике ассортимента и структуры розничного товарооборота ООО «Хозяюшка Плюс»
Товарные
группы и
товары За 2016г. За 2017г. За 2018 г. Отклонения абсолютные Отклонения
в %
Сумма,
тыс.
руб. Удель-
ный
вес, % Сумма,
тыс.
руб. Удель-
ный
вес, % Сумма,
тыс.
руб. Удель-
ный
вес, % 2017г.
к
2016г. 2018
к
2017г. 2017г.
к
2016г. 2018
к
2017г.
Синтети-
ческие
чистящие,
моющие и
полирую-
щие ср-ва 1870 6,38 1996 6,26 1234 4,04 126 -762 106,74 61,82
Тулет. и
хоз. мыло 208 0,71 196 0,62 202 0,66 -12 6 94,23 103,06
Космети-
ческие и парфю-
мерные
Товары 702 2,40 687 2,16 750 2,45 -15 63 97,86 109,17
Метал.
изделия и посуда,
ножи 996 3,40 1002 3,14 1670 5,46 6 668 100,60 166,67
Посуда из стекла,
керамики, фарфора,
фаянса 745 2,54 785 2,46 1014 3,32 40 29 105,37 129,17
Бытовые электро-
Товары 5900 20,13 4249 13,34 6549 21,42 -1651 2300 72,02 154,13
Часы 91 0,31 90 0,28 86 0,28 -1 -4 98,90 95,56
Напольные
покрытия
(линолеум), ковры
и ковр. изделия 3985 13,60 6002 18,84 3871 12,66 2017 -2131 150,61 64,50
Строитель-ные
Товары 3208 10,95 2982 9,36 6386 20,89 -226 3404 92,96 214,15
Лампы
Осветитель-
-ные 623 2,13 618 1,94 883 2,89 -5 265 99,20 142,88
Прочие
Товары 10980 37,46 13254 41,60 7930 25,94 2274 -5324 120,71 59,83
Всего 29308 100,00 31861 100,00 30575 100,00 2553 -1286 108,71 95,96
В 2016 году преобладающими товарнами группами, имеющими наибольий удельный вес являлись – прочие, бытовые и ковровые товары.
В 2017 году товарными группами, имеющими наибольший удельный вес, являлись: прочие товары – 41,6% , линолеум и ковровые изделия – 18,84%, бытовые электротовары – 13,34% и строительные товары 9,36%. В 2018 году товарная группа – прочие товары уменьшилась на 15,66%, но осталась преобладающей. Эта товарная группа составляет четверть от всего товарооборота в 2018 году. Продажи бытовых электротоваров увеличились в 2018 году на 54,13%, а удельный вес этой группы товаров составил 21,42%. Продажи строительных товаров увеличились на 114,15%, удельный же вес составил 20,89%. В 2018 году происходит снижение товарооборота товарной группы напольных покрытий на 35,5%, удельный вес от общего товарооборота падает на 6,18% и составляет 12,66%.
Значительные изменения в структуре товарооборота в 2018 году, уменьшение удельного веса в общем товарообороте одних групп товара и рост других, говорит о том, что ООО «Хозяюшка Плюс» старается преодолеть падение продаж и чутко реагирует на изменение потребительского спроса. Все же быстро перестроиться и найти замену товарам, утратившим популярность у покупателей не просто, и происходит снижение розничного товарооборота.
Резко изменить ассортимент товара, а значит и структуру товарооборота не просто еще и потому, что продажи носят сезонный характер. Сезонные колебания заметнее на примере оптового товарооборота, но и на розничный товарооборот они накладывают свой отпечаток.
Таблица 5 - Расчет сезонных колебаний оптового товарооборота по кварталам (тыс.руб.)
Товарооборот в
действующих ценах Сезонные колебания, % Сумма
сезонных
колебаний (%)
Годы
Кварталы 2016
год 2017
год 2018
год 2016
год 2017
год 2018
Год
1 квартал 1572 972 1028 82,40 58,83 81,06 222,29
2 квартал 1634 1812 1486 85,64 109,66 117,22 312,52
3 квартал 2732 2436 1817 143,21 147,45 143,28 433,95
4 квартал 1693 1389 741 88,75 84,06 58,43 231,25
Всего за год 7631 6609 5072 400,00 400,00 400,00 1200,00
Среднеквартальная
величина
товарооборота 1908 1652 1268
В целях устранения случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота:
Iсез.перi =сумма сезонных колебаний /количество лет
Iсез.перi –первоначальный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.
Сумма индексов сезонности товарооборота за четыре квартала должна быть равна 400,0% .
Таблица 6 - Расчет индексов сезонности товарооборота (%).
Кварталы Сумма сезонных колебаний Индекс сезонности
I 222,29 74,10
II 312,52 104,17
III 433,95 144,65
IV 231,25 77,08
Всего 1200,00 400,00
Индекс сезонности показывает, насколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера. Так в I и IV квартале товарооборот на 23-25% меньше среднеквартального значения товарооборота, а в III квартале он превышает его на 44%. Именно на этот квартал приходится пик продаж в ООО «Хозяюшка Плюс» и это напрямую связано с ассортиментом товара.
Комплексный анализ производственно-хозяйственной деятельности ООО «Хозяюшка Плюс» за 2016-2018 гг. производится с целью выявления динамики основных экономических показателей. Для удобства анализа финансовых результатов вынесем показатели прибыли в отдельную таблицу 7.
Таблица 7 - Анализ динамики прибыли ООО «Хозяюшка Плюс» за 2016 - 2018 гг (тыс.руб.)
Показатели 2016г. 2017г. 2018г. Отклонение
2017 к 2016гг.
Темп роста
% Отклонение
2017 к 2016гг. Темп роста, %
1.Выручка, тыс. р. 32 652 32 762 32 622 +110 100,3 -140 99,5
2.Себестоимость продаж, тыс.р. 27 132 27 175 26 646 +43 100,1 -529 98
3.Прибыль (убыток) от продаж, тыс.р. 2 102 2 222 2 316 +120 105,7 +94 104,2
4.Прочие доходы, тыс. р. 61 45 148 -16 73,8 +103 328,8
5.Прочие расходы, тыс.р. 87 90 342 +3 103,4 +252 380
6.Прибыль (убыток) до налогообложения 2 280 2 271 2 028 -9 99,6 - 243 89,3
7.Чистая прибыль, тыс.р. 1 909 1 930 1 666 +21 101,1 -264 86,3