Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие связной речи младших школьников в процессе ознакомления с родным городом и краем

irina_k200 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.08.2020
Цель исследования - выявить эффективность ознакомления младших школьников с родным городом и краем в развитии связной речи. Объект исследования – связная речь младших школьников. Предмет исследования - процесс развития связной речи посредством ознакомления с родным городом и краем. Гипотеза исследования-ознакомление младших школьников с родным городом и краем эффективно влияет на развитие связной речи. Поставленная цель, предмет и гипотеза исследования предполагали решение следующих задач: 1) Теоретически обосновать развитие связной речи младших школьников в процессе ознакомления с родным городом и краем. 2) Выявить уровень сформированности связной речи младших школьников посредством проведения и анализа данных констатирующего эксперимента. 3) Организовать работу по развитию связной речи в процессе ознакомления с родным городом и краем и доказать ее эффективность. 4) Проанализировать полученные результаты. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анализ продуктов деятельности, эксперимент. Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные занятия по развитию связной речи младших школьников могут быть использованы учителями начальной школы. Структура работы. Работа включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список используемых источников и приложение.
Введение

В настоящее время большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей младшего школьного возраста имеет знакомство с родным городом, его историей, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые жили в разные времена. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к своей родине. Развитие речи, своевременное овладение правильной, чистойречью имеет важное значениедляформированияполноценной личности, для его социализации. С введением в обучение в школе ФГОС НОО основной задачей становится речевое развитие школьника, а одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллектаявляется его речь. В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает развитие личности обучающегося на основе усвоения им универсальных учебных действий. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения ООП, они носят личностный, предметный и метапредметный характер, их достижение предполагает высокий уровень развития как устной, так и письменной форм речи. В школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с проблемами развития речи, поэтому необходимо использовать разнообразные методы и приемыразвития. Только развитая связная речь позволяет ребенку свободно и эффективно общаться с окружающими людьми: включает в активный процесс коммуникации, позволяет точно и лаконично выразить свои мысли и чувства. Кроме того, овладение учащимися связной речью в начальных классах способствует их успешному дальнейшему обучениям всем предметам, так как развитая речь - важное условие программного содержания предметов общеобразовательного цикла. Анализ учебно-методической литературы показал, что, несмотря на большое количество работ, посвященных развитию связной речи младших школьников, данная проблема еще далека от решения: имеется широкий круг вопросов, которые нуждаются в дополнительных методических, психологических и лингвистических исследованиях, а также в теоретическом и экспериментальном обосновании. Проблемой развития связной речи младших школьников занимались В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, И.Р. Гальперин, С.И. Гиндин, Т.А. ван Дейк, Т.М. Дридзе, O.A. Лаптева, A.A. Леонтьев, О.И. Москальская, O.A. Нечаева, В.В. Одинцов, Т.Н. Сильман, Г.Я. Солганик, Ф. де Соссюр, Л.Г. Фридман, Л.В. Щерба и др., проблемой изучения ознакомления с родным городом занимались Н.В. Алешина, Л.Н. Воронецкая, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, Е.А. Казаева, Л.Е. Л.В. Филатова и др.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические основы развития связной речи младших школьников в процессе ознакомления с родным городом и краем 1.1 Связная речь и ее значение в развитии младшего школьника 1.2 Методика развития связной речи детей младшего школьного возраста 1.3 Методические основы ознакомления младших школьников с родным городом и краем Вывод по первой главе Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи младших школьников в процессе ознакомления с родным городом и краем 2.1 Выявление уровня развития связной речи младших школьников 2.2 Организация работы по развитию связной речи детей младшего школьного возраста в процессе изучения родного города и края 2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы Вывод по второй главе Заключение Список использованных источников Приложение
Список литературы

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст]// Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. - с.27-43. 2.Алферов, А.Д. Очерки из жизни языка [Текст] / А.Д. Алферов // Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 350 с. 3.Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе [Текст] // Начальная школа. - 2000. - №4. - С.35-39. 4.Баранов, С.П. Болотина, Л.Р., Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]/ С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1987. - 368с. 5.Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности [Текст]/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М. : Педагогика, 2009. - 212с. 6.Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика[Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – С-Пб.: - Питер, 2000. - 298с 7.Бородич А. М. Методика развития речи у детей [Текст]/ А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2006. - С. 49. 8. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников [Текст]// Начальная школа, 2003,№10. –С.41-44. 9. Брызгунова, Е.А. Русская грамматика: научные труды [Текст] // Брызгунова Е.А., Габучан К.В. (ред.). - М.: Институт русского языка имени В.В. Виноградова, 2005. - 1496 с 10.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. [Текст] // - М.: Просвещение, 2009. - 102 с. 11.Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выгодский. - М.: Педагогика, 1996. -115с. 12.Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец С. Н. Карпов. - М.: Изд - во МГУ, 2008. - 176 с. 13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 1961. -218с. 14. Громова О. Е. Норма и задержка речевого развития у детей [Текст] / / О. Е. Громова // Дефектология. - 2009. - №2. - С.66-69. 15. Жинкин, Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе [Текст] / / Н.И. Жинкин. - М.: Знание, 1969. -204с. 16. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] // Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 1982. -198с. 17. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: [Текст] / / А. В. Запорожец. - М.: Изд-во «Педагогика», 2006. - 516 с 18.Запорожец, И.В. Культура речи [Текст] / // Начальная школа.- 2003. - №5. -С.38-39. 19. Киселева, О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству [Текст] / / О. И. Киселева. - Томск : Изд. ТГПУ, 2006. - 84 с. 20. Ладыженская, Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе [Текст] / / Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1983. – С.8–25. 21. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст]/ - М.:Педагогика, 1974. - 256с. 22. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей [Текст] / / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1980. -210с. 23. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: Учеб. Пособие для вузов [Текст] / / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2008. - 511с. 24. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии [Текст] / / А. Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2008. - 318 с. 25. Львов, М.Р. Основы теории речи [Текст] / / М.Р. Львов. - М.: Педагогика, 2000. -218 26. Львов, М.Р. Методологические основы методики развития речи учащихся [Текст] // М.Р. Львов // Проблемы развития речи учащихся начальных классов. - М.: МПГИ, 1985. - 209-265 с. 27. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя [Текст] / / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1995. - 176 с. 28. Львов, М.Р. Тенденции развития речи учащихся / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2002. - 82 с. 29. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития [Текст] / / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1995. - 176 с. 30. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2000 - 403 с. 31. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / / Г. В. Чиркина, Л. Ф. Спирова, Е. Н. Рос. [и др.]; [под общ. ред. Г. В. Чиркиной.и др.]. - М.: Аркти, 2006. - 240 с. 32. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. [Текст] : Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. Составитель Т.П. Сальникова. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НТО, «MODFK», 2006. - 556 с. 33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С.Мухина. - М.: Академия.- 2008. - 268 с. 34. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://education.smtp.ru. 35. Попова Е.И. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] // Вестник ИГПИ. - 2014 - № 3 - С. 64-75. 36.Попова Е.И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Концепт. - 2014 - № 03 (март). - ART 14066 -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X. 37.Рамзаева, Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования [Текст] // Начальная школа. 2003. - №11. - С.14-23. 38. Седов К. Ф. «Речь и мышление» в отечественной психологии / Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин [Текст] : Научно-методический журнал Мир Психологии. - 2009. - № 1. - С. 4-10. 39. Сиротинина, О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи [Текст] /: Пособие для учителя - М.: Просвещение, 1996. - 175 с. 40. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. 41. Юртаев, С. В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку [Текст] / С. В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ, 2009. - 206 с. 42.Филичева Т.Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое [Текст] / Т. Б. Филичева // Логопедия. - 2008. - №3. - С. 5-9. 43.Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться: пособие для учителей начальных классов [Текст] / Г.А. Цукерман. - М.: Педагогический центр «Эксперимент», 2012. – 362 с. 44.Ушакова О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин [Текст] / / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 3-5. 45. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с. 46.Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст] // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12. 47.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. - 240 с. 48.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М. Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 2007. - 211 с. 49. Шахнарович А.М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся [Текст] // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред.А.П. Еремеевой. – М.: Просвещение, 2000. – С.16 18 50.Чемортан, С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. [Текст] / Чемортан, С.М. - Кишинёв, 2006
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи младших школьников в процессе ознакомления с родным городом и краем 1.1 Связная речь и ее значение в развитии младшего школьника Развитие речи - это главная задача обучения родному языку. Речь является основой всякой умственной деятельности, средством коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика является показателем его умственного развития. Человек на протяжении всей своей жизни совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый из возрастных этапов вносит что-то новое в его речевое развитие. Главные ступени в овладении речью приходится на детский возраст его дошкольный и школьный периоды, так как именно в раннем возрасте у ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств [3]. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Немного позже речь становится также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, учащиеся пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Изначально ребенок выражает чувство, побуждения и мысли отдельными словами, лишенными четкого грамматического оформления. Но вскоре, примерно с двухмесячного возраста он начинает индуктивно улавливать в языке систему его закономерности. В его высказываниях появляются различные части речи, употребленные в нужных надежных временных, родовых и иных формах конструируются предложения. К семилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важными средствами морфологии и многими формами синтаксиса. Другими словами дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение [8]. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью является способом познания действительности. Богатство точность содержательность речи зависит от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Другими словами речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Ученик сможет хорошо рассказать только о том, что он хорошо знает, так как у него должен быть запас знаний, материал по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть значимым. Это также необходимое условие речевого развития школьника. Для ребенка хорошая речь является залогом успешного обучения и развития [12]. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и, в большей мере, определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности. Связная речь характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Главной единицей является текст (речевое высказывание, речевое сообщение)[3]. При обучении связной речи мы сталкиваемся с понятием деятельности в двух аспектах. Во-первых, это учебная (познавательная) деятельность, в ходе которой усваиваются знания о структуре языка. Во-вторых, это речевая деятельность, где учащиеся используют язык в различных речевых функциях, в том числе и в функции общения. Обе эти деятельности неразрывно связаны между собой на всех этапах обучения. Единство учебной и речевой деятельности создает основу для активизации процесса развития речи в системе развивающего обучения учащихся начальных классов.[19] В школьном возрасте язык усваивается учащимся стихийно, в общении, в речевой деятельности. Такого стихийного усвоения недостаточно, так как усвоенная речь в таком случае будет примитивной и не всегда правильной. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и, поэтому находятся в ведении школы. Современная школа уделяет много вниманию развития мышления в процессе обучения. В логическом мышлении главная роль принадлежит понятиям, в котором обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяют выражать связи, отношения между понятиями, выражать мысль. Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека[16]. Мысль человека облекается в языковые формы. Как бы ни было сложно содержание мысли человека, она находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка. Исследователь Н.И.Жинкин отмечал, что речь является каналом развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания[16]. Однако отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Мыслительная работа стимулирует речь. Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи. Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть ошибки и данные ошибки обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых формах. Полную ясность мысль приобретает в том случае, когда человек может выразить ее в ясной и понятной другим людям языковой форме Внутренней речью является речь мысленная, которая протекает, хотя на языковом материале, но без отчетливых внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена четких грамматических форм. Внешней речью является общение, речь для других. Она рассчитывается на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Внешняя речь бывает диалогической и монологической [20]. Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, поэтому в нем много неполных предложений[18]. Монолог - это речь одного человека, рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого умения, а иногда и значительной подготовительной работы[18]. Речь конкретного человека - это отношение его общей культуры. Правильная речь должна соответствовать нескольким правилам: - правильность - это сообщение норм современного литературного языка - грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается основным качеством хорошей речи; - ясность - это доступность ее для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения; -чистота - свободная от лексики, находящаяся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов). -точность - значение слов и словосочетаний и предметной сторонами речи; -выразительность - умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата; -богатство - выбор языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций[18]. Внешняя речь выступает как в устной, так и в письменной форме. И устной и письменной речи свойственны одни и те же черты, но в то же время есть и отличительные черты: 1) Письменная речь всегда сложнее и полнее устной, предложения крупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложения больше книжных слов; 2) В письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонация, жесты и другие средства, которые играют столь важную роль в речи устной; 3) Письменная речь ограничивается орфографией; 4) Письменная речь составляется и протекает значительно медленнее, чем устная. 5) Письменная речь - это речь подготовленная, которая подлежит проверке и поддается исправлению, совершенствованию. Таким образом, овладение письменной речью способствует повышению общей языковой культуры[21]. В начальных классах происходит обучение чтению, письму, речи устной и письменной - это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть вкладов речевой деятельности. Выделяется несколько видов речевой деятельности: чтение и аудирование (слушание и понимание), устная речь и письменная речь. Человек на протяжении всей своей жизни развивает свою речь, обогащает свою речь. Речь возникает в результате потребности высказаться, а высказывания человека происходят из-за определенных побуждений. Такую сторону речевой деятельности называют мотивацией речи. Мотивация речи возникает у детей при наличии эмоций, которые связаны с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Следовательно - потребность общения является первым условием речевого развития. Но общение возможно только с помощью общепринятых знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому детям нужно давать образцы речи или создавать речевую среду. Это является вторым условием речевого развития. Богатство и многообразие речевой собсвенной речи ребенка зависит от речевой среды, в которой он находится. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но познавать мир. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребенка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Другими словами, развиваясь, речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это является еще одним условием успешного речевого развития [25]. Для ребенка хорошая речь является залогом успешного обучения и развития. В начале язык усваивается ребенком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы. Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный, «правильный», от литературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо - это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, лексики, грамматики, орфографии. Третья сфера работы школы по речевому развитию - это доведение речевых умений детей до какого-то базового минимума, ниже которого не должен остаться ни один ученик. Это совершенствование речи учащихся, повышение ее культуры.[10] Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть: нарушения в развитии мышц артикуляционно-речевого аппарата, низкое развитие "фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков. Нарушение звукопроизношения и артикуляции - ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников. Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха) - недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза - способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями. В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость, мягкость на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения [28]. Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи - ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости. Недостаточное развитие смысловой догадки - ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы. Недостаточное развитие лексики - бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом. Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.[26] Специальные развивающие методики включают упражнения для тренировки мышц артикулляционно - речевого аппарата, задания на развитие фонематического слуха, грамматических навыков, словарного запаса. Таким образом, работа по развитию речи должна проводиться с самых первых ступеней обучения. Речевая деятельность является активным, целенаправленным процессом создания и восприятия высказываний, который осуществляется с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Педагог не всегда создает школьнику конкретную ситуацию общения (осознания того, к кому, зачем, при каких обстоятельствах он обращается с речью) - обычно он «просто» пишет сочинение или «просто» отвечает на вопросы по пройденному материалу. В реальной же речевой практике «просто» высказываний не создают. Таким образом, из вышеназванной психологической характеристики речевой деятельности вытекают два методических вывода: -прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение; -предлагая детям создать текст, важно обеспечить им понимание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются. 1.2.Методика развития связной речи детей младшего школьного возраста. Разработанные дидактикой методы обучения, конкретизируются в каждой отдельной методике. Методом обучения является способ работы учителя и детей, который обеспечивает приобретение детьми знаний, умений и навыков [8]. В методике обучения родному языку выделяются несколько групп методов [37]: 1. Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, учитель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в младшей школе и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово учителя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений учителя и детей, являются наглядные предметы или явления. 2.Словесные методы в младшей школе используются довольно часто. В младшей школе применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Учитель читает детям художественные произведения, которые предусмотрены программой. Используются и более сложные методы - заучивание наизусть, пересказ. Распространен в начальных классах метод рассказа учителя [38]. В первом классе для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы. Наиболее распространены следующие словесные приемы. Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность учителя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами - пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он может использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо. Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала учителем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (учителя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко. Объяснение - раскрытие учителем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач. Указания - разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие. Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей. Оценка детской речи - развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем, чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» - попытаться исправить свой ответ [28]. Вопрос - словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? И т. п.); более сложная категория - поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи?). По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопросов по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку. 3. Практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) - универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию) [23]. Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное) [38]. Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые [8]. В развитии речи младших школьников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи. В конце занятия можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», употреблять игровые формы оценки. Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр [7]. По их обучающей роли приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов подробно разработаны школьной педагогикой. Примерами прямых приемов обучения являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др. Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Например, на уроках по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец рассказа, а другие - план, варианты плана, вопросы - будут дополнительными. На другом уроке ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным - коллективный разбор отдельного пункта плана и т. д. В беседе вопросы - ведущий прием; в обучении рассказыванию они играют дополнительную, второстепенную роль. Косвенными приемами являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика. На одном уроке обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Учитель должен предварительно не только продумать общий ход урока, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов) [4]. В методике существуют некоторые различия между названиями методов. Наряду с термином «приемы обучения» используют и другие: «приемы работы по развитию речи», «приемы воспитания правильной речи», «приемы для решения речевой задачи». Эти термины также имеют право на существование. Как правило, их употребляют в тех случаях, когда речь идет о воспитательных мероприятиях (вне уроков). Приемы работы в уголке книги: совместное рассматривание книги воспитателем и ребенком, сортировка книг, их классификация, починка и др. Приемы развития речи составляют основную специфику методики. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча учителя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию [17]. Таким образом, для успешного осуществления воспитательно-образовательных задач необходимо наличие благоприятных условий. Их создание, а также постоянный контроль над выполнением программы педагогами и усвоением ее детьми - должностные обязанности завуча и учителя-методиста. 1.3 Методика ознакомления учащихся с родным городом Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим - все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей чувство любви к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Каждый человек тысячами нитей связан со своей «малой Родиной». У каждого города, посёлка, улицы, уголка на карте - своё лицо, своя история, порой восходящая к легендам. В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, так как они являются основами жизнеспособности любого общества и государства. Уже в раннем возрасте у ребёнка складывается комплекс устойчивых мотивировок к учению и личностное восприятие общественной культуры. Чтобы ребёнок научился понимать и любить Родину, он должен познать истоки истории родного края, почувствовать окружающую его природу. Ребенок 7 - 10 лет очень восприимчив к эмоциональному воздействию. Его мышление - благодатная почва для новых знаний и впечатлений, поэтому необходимо наполнить его жизнь интересными, полезными делами и событиями.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 122 страницы
3050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg