1 Аналитическая часть
1.1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия. Анализ деятельности «КАК ЕСТЬ»
1.1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
Общество с ограниченной ответственностью «Комплекс-Техно» специализируется в области проектирования узлов учета сточных вод, выполнения монтажа, сервисного обслуживания оборудования.
Юридический адрес ООО «Комплекс-Техно»: г. Москва, Сокольническая площадь, д. 4а.
К основным направлениям деятельности ООО «Комплекс-Техно» относятся [36]:
- обследование объектов и проектирование узлов учета;
- поставка оборудования и установка узлов учета;
- диспетчеризация узлов учета;
- сервисное обслуживание и поверка расходомеров.
Основой перечисленных направлений деятельности ООО «Комплекс-Техно» выступает проектирование узлов учета сточных вод, в результате которого специалистами компании разрабатываются проекты, включающие техническое задание, пояснительную записку, планы расположения приборов учета местности, схемы автоматизации и внешних проводок, установки датчиков, спецификации.
На этапе сбора и анализа исходных данных специалистами компании изучаются участки узлов учета сточных вод, схемы канализации с размещением колодцев, профили канализации.
На следующем этапе выполняется визуальное обследование объекта и проектирование узлов учета сточных вод.
Кроме услуг проектирования ООО «Комплекс-Техно» осуществляет реализацию приборов учета сточных вод, таких как:
- расходомеры Днепр-7 для напорных трубопроводов;
- ультразвуковые расходомеры с накладными датчиками АРКОН-01;
- двухканальные ультразвуковые расходомеры с накладными датчиками АКРОН-02-02;
- двухлучевые ультразвуковые расходомеры с накладными датчиками АКРОН-02-03;
- ультразвуковые расходомеры для напорных трубопроводов ВЗЛЕТ МР.
Кроме перечисленных расходомеров для напорных трубопроводов ООО «Комплекс-Техно» также реализует расходомеры для безнапорных трубопроводов, открытых каналов и лотков и портативные расходомеры.
Показатели, отображающие масштабы деятельности компании приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Количественно-стоимостные оценки деятельности компании
№
п\п Наименование характеристики (показателя) Значение показателя на февраль 2020 года
1. Объем выручки от продажи продукции ( работ, услуг), руб 1677676
2. Выручка, руб. 50116300
3. Валовая прибыль, руб. 3819400
4. Чистая прибыль, руб. 3785600
5. Рентабельность собственного капитала, % 4,875
6. Рентабельность активов, % 2,925
7. Коэффициент чистой прибыльности, % 9,815
8. Рентабельность продукции (продаж),% 11,96
9. Количество единиц средств вычислительной техники 30
10. Количество сотрудников (человек) 36
1.1.2 Организационная структура управления предприятием
Организационная структура управления ООО «Комплекс-Техно» приведена на рисунке 1.1.
Организационная структура предприятия представлена линейно-функциональным видом, что делает ее недостаточно адаптируемой к изменениям, возникающим во внешней бизнес-среде, однако подобный тип организационных структур управления позволяет обеспечить рациональное распределение полномочий между ключевыми подразделениями предприятия, отслеживать выполнения делегируемых задач, ответственным по тому или иному подразделению предприятия.
?
Рис. 1.1 Организационная структура управления ООО «Комплекс-Техно»
Как видно из рисунка 1.1, данный вид структуры относится к линейно-функциональному типу, который характеризуется выраженной ответственностью подчиненных в организации, повышенным информационным обменом между сотрудниками, возможностью контроля внутренних документопотоков, устойчивыми внутренними коммуникациями организации.
Генеральный директор ведет управление ООО «Комплекс-Техно» и контролирует работу, выполняемую сотрудниками организации.
В финансовых вопросах генеральный директор взаимодействует с коммерческой службой, включающей финансовый отдел, отделы продаж и маркетинга, а также отдел обслуживания покупателей.
Финансовый отдел включает бухгалтерию предприятия, которая отвечает за ведение бухгалтерского и налогового учета, формирование финансовой стратегии развития предприятия и наращивания доходов.
Отдел маркетинга контролирует покупательский спрос на товары и услуги ООО «Комплекс-Техно». В основе работы отдела находится реализация маркетинговой стратегии, позволяющей укрепить позиции на профильном рынке, удовлетворить потребности целевой аудитории, достигнуть поставленные цели.
К основным задачам и функциям юридического отдела относится ведение деятельности ООО «Комплекс-Техно» в рамках действующего законодательства России, отслеживание динамики изменений в законодательстве и участие в разрешении сложных дел.
Отдел кадров выполняет функции ведения кадрового учета на предприятии, занимается поиском и подбором профессионального состава сотрудников, а также разрабатывает мотивационные программы стимулирования деятельности сотрудников.
ИТ-отдел ООО «Комплекс-Техно» отвечает за внедрение в деятельность предприятия прогрессивных технологий автоматизации, организует работу компьютерной сети и обеспечение безопасности данных.
1.1.3 Программная и техническая архитектура ИС предприятия
Для демонстрации деятельности ООО «Комплекс-Техно» использует официальный сайт, внешний вид которого приведен на рисунке 1.2.
Рис. 1.2 Внешний вид официального сайта ООО «Комплекс-Техно»
Как видно из рисунка 1.2, на официальном сайте ООО «Комплекс-Техно» приведена информация о деятельности компании, расходомерах, оказываемых услуг, приводятся статьи, посвященные проектированию узлов сточных вод, фотографии объектов.
Для управления сайтом, размещения на нем материалов используется система управления контентом WordPress, интерфейс которой приведен на рисунке 1.3.
Рис. 1.3 Внешний вид интерфейса системы управления контентом WordPress
Было установлено, что в состав системы администрирования входит консоль настройки, позволяющая выводить сводные данные, комментарии, виджеты.
Для добавления новой информации на сайт используется меню «Записи», через которое можно не только редактировать текстовую информацию, но и выполнять сортировку списка, публиковать данные.
Для редактирования изображения используется меню «Медиафайлы». В состав этого меню входят такие инструменты как масштабирование, поворот, зеркальное отображение и обрезка.
Для выполнения операций по импорту и экспорту данных используется меню «Инструменты», а для рассылки сообщений пользователям плагин «Subscribe To Comments».
В состав системы управления контентом «WordPress» входят инструменты для организации e-mail маркетинга, приведенные на рисунке 1.4.
Рис. 1.4 Инструменты для организации e-mail маркетинга
Для управления доступом на сайт и в систему администрирования в состав системы управления контентом «WordPress» входит меню «Пользователи».
В ООО «Комплекс-Техно» используются такие виды пользователей как администратор, автор, редактор, подписчик и участники. Также через меню «Пользователи» можно выполнять управление персональными настройками.
Архитектура компьютерной сети ООО «Комплекс-Техно» приведена на рисунке 1.5.
Рис. 1.5 Архитектура компьютерной сети ООО «Комплекс-Техно»
Как видно из рисунка 1.5, офисная сеть ООО «Комплекс-Техно» основана на клиент-серверной архитектуре.
В компьютерной сети применяется сервер типа Dell Power Edge 530, позволяющий организовать работу с электронной почтой и сообщениями, хранить файлы и выполнять печать.
Повышение производительности достигается за счет входящих в его состав слотов для модулей DIMM и памяти DDR4, позволяющих увеличить пропускную способность памяти на 15%, сократить энергопотребление на 30%.
К основным техническим характеристикам сервера Dell Power Edge 530 относятся:
- процессор: Intel Xeon E5-2620;
- тип памяти: DDR4 RDIMM;
- память: 384 Гбайт;
- тип HDD: SAS/SATA;
- видео: 2D Matrox G200;
- интерфейсы: COM порт, iDRAC 8 Enterprise, с выделенным портом управления.
В качестве рабочих станций в компьютерной сети применяются персональные компьютеры типа Intel Celeron, к характеристикам которых относятся:
- процессор: Intel Celeron G1850, тактовая частота процессора: 2,9 ГГц, количество ядер:2, кэш: 2Мб, сокет: s1150;
- чипсет: Intel H81, сокет: s1150, форм-фактор: mATX, тип памяти: DDR3, интерфейсы: USB 2.0, USB 3.0, D-Sub, DVI;
- сеть: Ethernet 1000 Мбит/с;
- аудио: 5,1CH Height Definition Audio;
- оперативная память: объем памяти 4Гб, тип памяти: DDR3, частота памяти 1333 МГц;
- жесткий диск: объем 1000 Гб, скорость вращения жесткого диска 7200 об/мин, форм-фактор HDD 3,5;
- видеокарта: Intel, объем видеопамяти SMA.
Для выхода в сеть Интернет в компьютерной сети ООО «Комплекс-Техно» применяется маршрутизатор D-link DIR-506L, который имеет следующие характеристики:
- стандарт беспроводной связи 802.11n, частота 2,4 ГГц;
- максимальная скорость беспроводного соединения 150 Мбит/с;
- защиты данных WEP, WPA и WPA2;
- скорость на портах передачи данных 100 Мбит/сек;
- дополнительные функции файлового сервера, UPnP AV-сервера.
Для объединения сегментов компьютерной сети применяются коммутаторы типа Cisco Catalyst WS-C2960-24TC, имеющий следующие характеристики:
- количество портов: 24хEthernet 10/100 Мбит/сек;
- внутренняя пропускная способность 32 Гбит/сек;
- размер таблицы МАС адресов 8192;
- стандарты: 802.1d (Spanning Tree Protocol), 802.1p (QoS), 802.1Q (VLAN), 802.1s (MSTP), 802.1w (RSTP), 802.1x (User Authentication), 802.3ad (LACP), 802.3x (Flow Control).
Работа компьютерной сети ООО «Комплекс-Техно» осуществляется под управлением Windows Server 2012, которая позволяет обеспечить работоспособность сетевого оборудования и прикладного программного обеспечения для работы пользователей.
Служебные программы сетевой операционной системы Windows Server 2012 позволяют выполнить настройку панели управления, архивировать данные, просматривать графические и мультимедийные файлы.
Для защиты компьютерной сети ООО «Комплекс-Техно» используется антивирусная программа Касперский Антивирус, который обеспечивает централизованное администрирование антивирусной и антиспам-защиты сети, включая развертывание, обновление вирусных баз и программных модулей компонентов, мониторинг состояния сети, извещения о вирусных событиях, сбор статистики.
1.2 Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации
1.2.1 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов
Основным видом деятельности рассматриваемого предприятия является предоставление телекоммуникационных услуг.
Основные бизнес-процессы ООО «Комплекс-Техно» приведены на рисунке 1.6.
Рис. 1.6 Характеристика основного процесса ООО «Комплекс-Техно»
На данной схеме в качестве входных информационных потоков указаны заявки от клиентов и пользователей, а также денежные средства.
В качестве выходных на диаграмме определены прибыль, оказанные услуги и отчетность.
Регламентирующими деятельность ООО «Комплекс-Техно» потоками являются законодательство РФ, требования устава компании, технические нормы и допуски.
В качестве механизмов показаны персонал предприятия, программное и аппаратное обеспечение, каналы связи.
Декомпозиция основного процесса приведена на рисунке 1.7.
Рис. 1.7 - Декомпозиция основного процесса
Основной процесс складывается из следующих подпроцессов:
• обработка заявки пользователя на оказание услуг, включая заключение договоров;
• непосредственное оказание услуги, которое происходит с помощью программного и аппаратного обеспечения и каналов связи;
• оплата услуги клиентом, причем сведения об оплате услуг является управляющим воздействием на ее оказание;
• подготовка отчетности, под которой подразумевается бухгалтерская, налоговая и управленческая виды отчетностей.
В настоящее время основные процессы фирмы являются автоматизированными, в том числе с помощью программного комплекса «1С:Предприятие». К таким относятся бухгалтерский отчет и подготовка отчетности, учет договоров, подсчет финансовых показателей, учет персонала и заработной платы, учет клиентов и подсчет используемого ими трафика и других услуг.
?
1.2.2 Определение места проектируемой задачи в комплексе задач и ее описание
Рассмотрим существующий порядок обслуживания клиентов в компании при выполнении заявок клиентов на осуществление заказов и заявок на установку и обслуживание систем видеонаблюдения.
При приемке оборудования в ремонт инженер осуществляет обслуживание клиентов, что включает в себя следующие составляющие:
• Прием заявки;
• Оформление необходимых документов (заявки на ремонт, заказ-наряда);
• Собственно ТО оборудования и его ремонт;
• Подготовку отчетных документов.
Существующая схема организации учета заявок клиентов на выполнение ТО и ремонтов приведена на рисунке 1.8.
Рис. 1.8 Существующая схема организации учета заказов и заявок на установку и обслуживание систем видеонаблюдения
На Рисунке 1.9 приведена декомпозиция данного процесса.
Рис. 1.9 Декомпозиция процесса учета заказов и заявок на установку и обслуживание систем видеонаблюдения
Весь документооборот и заполнение необходимых документов осуществляется вручную, только для построения отчетов применяется файл MS Excel, в который заносятся все сведения по итогам обслуживания заказчиков, на основании которых потом проводится анализ данных.
Декомпозиция процесса учета заявки приведена на Рисунке 1.10.
Рис. 1.10 Декомпозиция процесса учета и распределения заявки
Таким образом, процесс учета ремонта является довольно трудоемким и инженер в ходе данного процесса может допускать ошибки, что впоследствии отрицательно может сказаться на скорости осуществления ремонта.
Во время выполнения своих функциональных обязанностей инженер сталкивается со следующими проблемами:
• «Неидеальность» схемы принятия, обработки и передачи оборудования в ремонт, выраженная в тесной привязанности к работе «через инженера», что увеличивает срок обработки заявок на ремонт и количество потенциальных «человеческих ошибок»;
• Трудность в проведении объективной оценки эффективности работы инженера;
• Снижение скорости обработки заявок на ремонт на фоне общего роста запросов;
• Рост ошибок «человеческого фактора» (ошибки инженера) при обработках заявок на фоне повышения загруженности и увеличения объемов работ;
• Сложность мониторинга и оценки эффективности исполнения заявок специалистами «от А до Я» (в разрезе каждого этапа выполнения);
• Сложность в выявлении ответственных лиц, виновников «торможения» исполнения ремонта.
Все представленные трудности оказывают негативное влияние на общую работу отдела и компании. Данные трудности выявляются во время проведения внутреннего контроля и анализа бизнес-процессов, причем источником данных проблем является существующий порядок учета учета заказов и заявок на установку и обслуживание систем видеонаблюдения.
Целями решения комплекса задач по автоматизации работы инженера являются:
1. Увеличение качества ремонта за счет более оперативного реагирования на возникающие нужды;
2. Уменьшение временных затрат
3. Увеличение качества работы с заказчиками
С точки зрения получения прямого эффекта целями автоматизации данного комплекса задач могут служить:
1) сокращение времени расчета комплекса задач
2) сокращение стоимости решения задач
3) повышение достоверности расчетов
4) увеличение точности расчетов
5) увеличение степени аналитичности расчетов (увеличение количества ведомостей и показателей)
6) сокращение числа работников
7) сокращение времени на рутинные операции и увеличение времени на творческие операции
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что рассмотренная деятельность инженера нуждается в автоматизации, при этом в результате внедрения автоматизированной системы учета заказов и заявок на установку и обслуживание систем видеонаблюдения планируется получить весомые преимущества относительно существующей системы организации.
1.2.3 Обоснование необходимости использования вычислительной техники для решения задачи
Основным документом, который формируется в ходе распределения заказов, является заказ-наряд.
Схема документооборота заказ-наряда приведена на рисунке 1.11.
Рис. 1.11 Схема документооборота заказ-наряда
В настоящее время формирование заказ-наряда и все связанные с ним действия производятся инженером без использования каких-либо средств автоматизации, то есть бланк заполняется вручную, также, как и непосредственное определение состава бригады.
Оказание услуг по обслуживанию оборудования является важнейшим этапом в деятельности компании является самой ответственной операций в цикле деятельности компании. Кроме того, учет работы монтажников необходим для правильного определения отработанного ими времени и начисления заработной платы. В настоящее время распределение монтажных бригад ведется без применения средств автоматизации, что влечет за собой его неравномерность. Также ручное заполнение заказ-наряда является анахронизмом на фирме, где практически все остальные процессы автоматизированы. Также инженер обязан по итогам рабочего дня составить отчет, в котором указано общее количество заказ-нарядов, занятость каждого монтажника, выполненные заказы и заказы, стоящие в очереди на выполнение. Процесс составления отчетов является весьма трудоемким, так как связан с анализом каждого заказ-наряда и объединении данных из них, что является также и достаточно затратным по временным показателям
В связи с обнаруженными недостатками в данном процессе, руководством ООО «Комплекс-Техно» принято решение об автоматизации распределения заказов на установку, учета работы монтажников, формировании заказ-нарядов и соответствующих отчетов.
Как ожидается, в этом случае затрачиваемое инженером время на оформление заказа значительно снизится за счет автоматического выполнения основных функций.
Рассмотрим временные характеристики описанных процессов так как, они происходят в настоящее время, и как будут происходить после автоматизации (таблица 1.2).
Таблица 1.2
Сравнение временных затрат
Действие Среднее количество
за рабочий день В существующем виде При использовании автоматизированной системы Ожидаемая экономия, минут
Время, необходимое для выполнении одного действия, минут Общее время Время, необходимое для выполнении одного действия, минут Общее время
Распределение заказов 15 5 300 0 0 300
Выбор монтажников 15 10 200 0 0 200
Назначение автомобиля 15 20 150 0 0 150
Формирование заказ-наряда и его печать 15 15 200 0 0 200
Подготовка отчета за каждый рабочий день 15 5 150 15 150 0
Подготовка общего отчета (за период) 15 10 50 0 0 50
ИТОГО, минут: 1050 150 900
Таким образом, при внедрении данной автоматизированной системы значительно снизятся временные (а значит, и стоимостные) затраты на выполнение рутинных, ежедневных операций по распределению заданий и учета работы монтажных бригад, то есть автоматизация описываемого процесса позволит обрабатывать большее количество заказов за то же самое время, что и до автоматизации.
Разрабатываемая система должна удовлетворять следующим требованиям:
• Иметь систему регистрации монтажников, автомобилей и водителей;
• Иметь систему учета поступивших заказов;
• Иметь возможность выбора и назначения произвольного (в зависимости от сложности заказа) числа монтажников;
• Иметь возможность просмотра истории заказов и отслеживание хода выполнения текущих;
• Иметь возможность формирования заказ-наряда в виде экранной формы и его печати.
1.2.4 Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации
Для защиты данных компьютерной сети используется программный комплекс «МагПро-КриптоСервер». Он позволяет выполнить защиту от различных Интернет-сервисов от несанкционированного доступа, перехватывать информацию, которая передается между клиентом и сервисом [37].
Структура программного комплекса «МагПро-КриптоСервер» приведена на рисунке 1.12.