Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Интерактивные методы на уроках истории в 5-8 классах

irina_k200 1400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.08.2020
Объект исследования: интерактивные методы обучения истории. Предмет исследования: Деятельность учителя по использованию интерактивных методов на уроках истории в 5-8 классах. Цель исследования: теоретически изучить и обосновать применение интерактивных технологий в рамках проведения учебных занятий в 5-8 классах. Задачи исследования: 1) охарактеризовать понятие «интерактивные методы»; 2) выявить особенности познавательной деятельности учащихся в 5-8 классах; 3) выделить особенности применения интерактивных методов в 5-8 классах на уроках истории; 4) определить основные интерактивные методы, применяемые на уроках истории в 5-8 классах; 5) определить основные технологии, применяемые на уроках истории в 5-8 классах. Методы исследования: анализ литературных источников, методы теоретического анализа и синтеза, педагогический эксперимент по определению эффективности, предложенных приёмов и технологий, подведение итогов и резюмирование. Научная новизна исследования. Мир меняется, очень много нестабильности, очень много изменений, поэтому самой главной задачей становиться не дать готовые знания детям, а создать условия, в которых дети сами научаться эти знания добывать, надо создавать детям условия для самостоятельной деятельности. Стандартизация и отсутствие индивидуального подхода в процессе образования привели к отсутствию или снижению уровня мотивации к познавательной деятельности у школьников, на этой основе возникает необходимость включения в процесс образования новых, интерактивных методов. Практическая значимость исследования обусловлена тем фактом, что в данной работе нами будут определены основные интерактивные методы и технологии, которые влияют на формирование уровня обучаемости школьников на уроке истории с пятого по 8 класс. Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, выводов по главам, заключения и списка использованных источников.
Введение

Актуальность. В настоящее время происходят радикальные изменения всей системы образования в стране. Внедрение инновационных компонентов в нормативную составляющую образования – это лишь малая часть того случая, когда необходимы большие усилия для реализации идей на практике. Все мероприятия реформы профессионального образования требуют научно – методической поддержки, пересмотра сложившихся (традиционных) подходов и поиска новой информации, разработки нового образовательного контента, новых образовательных технологий. Среди образовательных задач, одной из главных является задача формирования у обучающихся активного подхода к учебному процессу, т.е. умения самостоятельно получать новую информацию, обрабатывать (систематизировать, анализировать) полученные знания, ставить и решать проблемные задачи; важно создать ситуацию успеха. Это относится и к интерактивному обучению. Многие методологические новшества сегодня связаны с использованием интерактивных методов обучения. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Другими словами, интерактивное обучение – это особая форма когнитивной организации, когда процесс обучения происходит таким образом, что почти все учащиеся вовлечены в процесс обучения. Существует большое разнообразие интерактивных методов. Интерактивное обучение основано на непосредственном взаимодействии учащихся с их опытом и опытом их друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращаются к опыту самого учащегося, а не только к образовательным аспектам. На основе такого опыта формируются новые знания, навыки . Исследованиями в области изучения вклада интерактивных технологий в процесс формирования навыков обучения и воспитания детей младшего подросткового возраста занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Среди них необходимо выделить таких как, В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова. С целью изучения особенностей применения интерактивных технологий на уроках истории в 5-8 классах, нами был разработан научно – категориальный аппарат, согласно которому:
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5-8 КЛАССАХ 6 1.1. Понятие «интерактивные методы» 6 1.2. Особенности познавательной активности учащихся в 5-9 классах 14 1.3. Специфика применения интерактивных методов на уроках истории в 5-8 классах 19 ГЛАВА 2. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРЫЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5-9 КЛАССАХ 27 2.1. Интерактивные методы, применяемые на уроках истории в 5-9 классах 27 2.2. Интерактивные технологии, применяемые на уроках истории в 5-8 классах 37 2.3. Приемы развития смыслового чтения на уроках истории в соответствии с требованием ФГОС 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Список литературы

1. Абышов Н. А. Из опыта интерактивного обучения с использованием компьютера // Химия в школе. 2011. N 2. С. 22-25. 2. Алексашкина Л.Н. Концепция исторического образования в средней школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. No 6. С. 19-34. 3. Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития учащихся // Психология обучения. 2010. № 12. С. 53-63. 4. Арбузова Е. Н. Применение интерактивной доски на уроках биологии // Биология в школе. 2010. N 9. С. 33-36. 5. Белявский И. В. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и учащихся. / Л.С. Павлов. М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2011. 250с. 6. Бордовская М. В., Реан А. А. Педагогика: Учеб. Для Вузов. / А.А. Реан. СПБ.: Питер, 2010. 304с. 7. Вислобоков Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения // Информатика и образование. 2011. N 6. С. 111-114. 8. Воронина Г. А. Зарубежный опыт применения интерактивных технологий на уроках биологии // Биология в школе. 2010. N 5. С. 37-39. 9. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс , 2010. 315 с. 10. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. / О.Ю. Стрелова. М., 2009. 121 с. 11. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей. / О.Ю. Стрелова. М.: Владос, 2011. 240 с. 12. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно – метод. Пособие. / О.Ю. Стрелова. М.: ООО « Русское слово – учебная книга», 2012. – 135с. 13. Гаджиева П. Д. Интерактивные методы как средство модернизации правового обучения // Инновации в образовании. 2011. № 1. С. 81-87. 14. Герасимова Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности // Среднее профессиональное образование. 2011. №1. С. 24-25. 15. Гузеев В. В., Методы организации и формы обучения. / В.В. Гузеев. М.: Народное образование, 2011. 128с. 16. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. / Н.Г. Дайри. М.: Академия, 2009. 130 с. 17. Ефимова Е. А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста // Среднее профессиональное образование. 2011. N 10. С. 23-24. 18. Запорожец Е. А. Интерактивные методы профессиональной подготовки учащихся – будущих государственных служащих //Высшее образование сегодня. 2010. N 4. С. 76-79. 19. Карпова М. В., Интегрированные уроки истории//Преподавание истории в школе 2004. No5. 18с. 20. Классный руководитель. 2005. No3. С.35 21. Козырев Ю. В. Модель проведения уроков на основе технологии решения проектных задач // Управление качеством образования : теория и практика эффективного администрирования. 2011. N 6. С. 60-68. 22. Коротаева Е.В. «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников». М.: Академия, 2003. 356с. 23. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. / М.В. Короткова. М.: Академия, 2003. 356 с. 24. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. –2010. N 4. С. 14-16. 25. Мамирова К. Н. Принципы и формы организации интерактивного обучения // География и экология в школе XXI века. 2010. N 7. С. 72-76. 26. Мексашкина Л.Н. Концепция исторического образования в средней школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. №6. С. 19-34. 27. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе. М.: Новый учебник,2002. 192 с. 28. Педагогика: Учебное пособие для студ. Высш. пед. Учеб. заведений/В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.В. А. Сластенин. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 184с. 29. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. // В 2ч. М.: «Владос», 2008. 253с. 30. Преподавание истории в школе. № 4 ,6. 2001. С. 25 31. Селевко Г.К.. Современные образовательные технологии. М.: Академия, 2008. 356 с. 32. Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений: в 2ч.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2012. 191с. 33. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. / М.Т. Студенкин. М: Академи., 2010. 240с. 34. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе, 2003. No1. 16-22с. 35. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения / Н. Д. Угринович. М.: Школьная пресса, 2001. 48 с. 36. Чепыжова Н. Р. Использование информационно – коммуникационных технологий для повышения качества обучения // Среднее профессиональное образование. 2010. N 6. С. 13-15. 37. Чернова М. Н. Преподавание истории в школе // Активное усвоение материала: школьный театр и экскурсии, 2014. No7. 18-22с. 38. Швырина Г. В. Интернет-ресурсы как эффективное средство формирования культуры речи учащихся // Образование и общество. 2010. № 3. С.59 39. Шкодкина Н. Н., Борисова С. А. Внедрение компьютерной технологии обучения//Специалист. 2009. No1. 25-28с. 40. Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. / В.В. Шоган. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 386 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5-8 КЛАССАХ 1.1. Понятие «интерактивные методы» Интерактивные технологии, применяемые в образовании, определяются как группа образовательных технологий, в которых социальное взаимодействие рассматривается как важнейший образовательный ресурс для интенсификации процесса обучения, т.е. для значительного увеличения его потенциала развития, углубления и расширения ассимилированного содержания образования. Интерактивными считаются не все технологии активного обучения, а только те, которые основаны на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс овладения опытом взаимодействия и взаимного обучения каждого участника . Цель активного обучения – это создание преподавателем условий, в которых обучающийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования . Интерактивные методы обучения являются одним из важнейших средств совершенствования процесса обучения в общеобразовательной школе. Преподавателю уже недостаточно быть компетентным в своей области, давая теоретические знания в классе. К современному образовательному процессу необходимо подходить несколько иначе . Использовать интерактивный метод — значит взаимодействовать, находиться в режиме разговора и диалога между учителем и учеником. В отличие от активных методов, интерактивные методы направлены на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, активности учащихся в учебном процессе. Роль преподавателя на интерактивной сессии сводится к направлению деятельности учеников . Интерактивное обучение – это особая форма организации когнитивной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учеников. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества в решении проблем. Одной из целей является создание комфортной учебной среды, в которой ребенок чувствует себя успешным, интеллектуально здоровым, что делает сам процесс обучения продуктивным . Интерактивное обучение – это обучение, основанное на принципах взаимодействия учащихся и учителей. Это обучение в общении. Главной особенностью методологии является то, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учителя и учеников, где учитель и ученики являются равными субъектами обучения (учитель – организатор учебного процесса, руководитель). Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности, перед которой поставлена определенная цель – создание комфортной среды для обучения, в которой каждый учащийся чувствует себя успешным, обладающим интеллектуальными способностями. Суть интерактивного обучения заключается в том, что процесс обучения осуществляется при постоянном, активном взаимодействии его участников. Интерактивное взаимодействие исключает как доминирование одного участника учебного процесса над другим, так и доминирование одной мысли над другой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем на основе анализа обстоятельств и ситуаций . Суть интерактивного урока заключается не в поиске единственно правильного ответа, а в умении решать поставленные задачи. Во время такого обучения учащиеся учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать продуманные решения. Интерактивная модель обучения подкрепляется вовлечением учащихся в диалог, в ходе которого их побуждают выражать и обосновывать свои мысли, а не пересказывать «готовую» информацию. Интерактивные формы работы способствуют развитию инициативы, независимости, самодисциплины и сотрудничества. Они стимулируют развитие когнитивных процессов, привлекают к активному участию в учебном процессе и повышают интерес к совместной деятельности. Учащиеся учатся работать вместе, выражать свое мнение, обмениваться опытом и брать на себя ответственность за обучение. И главное – научиться учиться . Основой интерактивных подходов к преподаванию являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняют учащиеся. Главное отличие интерактивных упражнений от обычных заданий состоит в том, что они направлены не только и не столько на укрепление уже изученного материала, сколько на изучение новых вещей. Среди интерактивных подходов можно выделить следующие: ? творческие задания; ? работа в небольших группах; ? образовательные игры (ролевые игры и воспитательные); ? использование государственных ресурсов (приглашение специалистов, экскурсии); ? неаудиторные методы обучения (социальные проекты, конкурс газеты, фильмы, спектакли, выставки и т.д.); ? интерактивная лекция; ? обсуждение сложных проблем . Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий подразумевает иную логику образовательного процесса, чем обычно: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Выделяют следующие общие результаты и эффекты интерактивного обучения. 1. Интерактивные методы обучения интенсифицируют процесс понимания, ассимиляции и творческого применения знаний в решении практических задач. Эффективность обеспечивается более активным вовлечением учащихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. При регулярном использовании форм и методов интерактивного обучения учащиеся разрабатывают продуктивные подходы к овладению информацией, страх перед неверным предположением исчезает, устанавливаются доверительные отношения с преподавателем. 2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный импульс последующей поисковой деятельности участников, мотивирует их на конкретные действия, процесс обучения становится более значимым. 3. Интерактивное обучение формирует способность мыслить нестандартно, видеть проблемную ситуацию по-своему, выходить из нее, обосновывать свои позиции, жизненные ценности, развивать такие качества, как умение слушать другую точку зрения, способность сотрудничать, вступать в партнерские отношения, проявлять терпимость и дружелюбие к оппонентам. 4. Интерактивные методы обучения позволяют осуществлять передачу способов организации деятельности, получать новый опыт деятельности, ее организации, диалога, опыта . Интерактивная деятельность обеспечивает не только рост знаний, навыков, умений, способов деятельности и общения, но и открытие новых возможностей для учащихся, является предпосылкой для формирования и совершенствования компетенций через включение участников образовательного процесса в содержательный опыт индивидуальной и коллективной деятельности по накоплению опыта, осознанию и принятию ценностей. 5. Использование интерактивных технологий обучения позволяет контролировать усвоение знаний и способность применять полученные знания и навыки в различных ситуациях более гибко и гуманно. 6. Результатом для конкретного учащегося является опыт активного познания учебного содержания во взаимодействии с учебной средой, развитие рефлексии, приобретение нового опыта познавательного взаимодействия, опыта и развитие толерантности. 7. Результатом для обучающейся микрогруппы является развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; формирование ценностно-ориентированного единства группы; поощрение гибкого изменения социальных ролей в зависимости от ситуации; принятие моральных норм и правил совместной деятельности; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе группового размышления; развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссу. 8. Результатом для системы «учитель-классный коллектив» является: нестандартное отношение к организации учебного процесса; многомерное освоение учебного материала; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в образовательных, но и во внеклассных ситуациях . В современной педагогической литературе выделяются три вида интерактивности в учебном процессе. Приведем их ниже. 1. Взаимодействие между учащимся и изучаемым предметом. Данный вид интерактивности определяет процесс интеллектуального взаимодействия студента с субъектом, приводящий к изменениям в уровне подготовки студента, его интеллектуальном уровне. 2. Взаимодействие между учеником и учителем. Учитель создает мотивацию к обучению, предлагает учащемуся определенный материал для получения информации, демонстрирует использование навыков моделирования конкретной ситуации (задания). 3. Взаимодействие учащихся. Этот тип интерактивности предполагает взаимодействие учащихся друг с другом, индивидуально с другими учащимися в группе или без них, с преподавателем или без него в режиме реального времени. К основным интерактивным методам относят: тренинги, дискуссии, игры, лекции-визуализации, лекции вдвоем, кейс-игры и так далее . Интерактивный характер обучению придают также различные образовательные технологии, гибкие в использовании учителем, которые позволяют учащимся активизировать мыслительную деятельность в результате когнитивных процессов; выбрать и выстроить темп урока в удобном для учащегося режиме; получить доступ к базам данных, способствующим развитию индивидуального стиля учебной деятельности. Следует отметить, что основной отличительной особенностью интерактивных технологий обучения является инициатива учащихся в процессе обучения, стимулируемая преподавателем. Преподаватель не дает готовых знаний, но поощряет участников к самостоятельному поиску . По сравнению с традиционным интерактивным обучением меняется взаимодействие между преподавателем и учащимися: активность преподавателя уступает место активности учащихся, а задача преподавателя – создание условий для проявления инициативы учащимися. Участвуя в интерактивных мероприятиях, учащиеся учатся самостоятельно решать поставленные задачи на основе анализа информации, полученной из различных источников, доказывать правильность своего мнения и отстаивать его, совместно решать важные задачи. При использовании интерактивных методов меняется роль педагога, он перестает быть центральной фигурой образовательного процесса, но при этом регулирует сам процесс и занимается его общей организацией, готовит необходимые задания, в том числе ситуационные, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, проводит консультации, контролирует сроки и порядок выполнения запланированного плана по разработке дисциплинарной программы, предусмотренного учебно-методическими комплексами и программами работ . Основные принципы работы при помощи интерактивных методов: ? это совместная работа преподавателя и учащихся; ? все участники равны вне зависимости от возраста, социального положения, опыта, места работы; ? каждый учащийся имеет право иметь свое собственное мнение по любому вопросу; ? критикуют только эту идею; ? все, что говорят в аудитории – это просто информация для размышлений . При разработке интерактивного занятия учитель учитывает возраст участников, а также подготавливает раздаточные материалы, предоставляет необходимые технические средства для обучения, подбирает или готовит ситуационные задания, производственные задания, подготавливает необходимые раздаточные материалы и перечень вопросов. Интерактивное обучение позволяет решать сразу несколько задач, главной из которых является развитие коммуникационных навыков и способностей. Данный тренинг помогает установить эмоциональные контакты между учащимися, ставит образовательную задачу, так как учит работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, силу знаний, творчество и воображение, коммуникабельность, активный образ жизни, ценность индивидуальности, свободу выражения, акцент на активность, взаимное уважение и демократию. Использование активных и интерактивных форм в учебном процессе, как показывает практика, снимает нервную нагрузку с учащихся, позволяет менять формы их деятельности, переключать внимание на ключевые вопросы темы обучения . Таким образом, интерактивные технологии представляют собой сложные педагогические технологии, основанные на активном обучении учащихся, т.е. применении различных методов, таких как дискуссия, игра, тренинги и иные интересные активные формы взаимодействия обучающихся с предметом изучения, другими обучающихся или преподавателями. Использование активных и интерактивных форм и методов обучения в образовательном процессе позволяет учащимся приобрести опыт активного развития содержания будущей профессиональной деятельности, способствует развитию личностных качеств, необходимых для самореализации в своей профессии, а также приобрести новый опыт решения учебных задач. 1.2. Особенности познавательной активности учащихся в 5-9 классах Познавательные способности учащихся – это совокупность физиологических, психологических и моральных качеств личности, а также ее внешних условий, которые в совокупности обеспечивают определенный успех образовательной деятельности учащихся . Психологи подразделяют учащихся по способностям к обучению на слабых и хорошо подготовленных, также существует категория среднеуспешных учащихся. Такое разделение, производимое по объективным показателям, значительно облегчает оценку познавательных способностей любого класса. Основным показателем познавательной способности учащихся является их способность к обучению. Умелое практическое использование этого показателя в классе повышает качество изучения предмета, так как позволяет работать с полной нагрузкой всех учащихся . Во время обучения необходимо следить за динамикой успеваемости каждого ученика. Как правило, учителя проверяют знания только в классе, но это не раскрывает полной картины познавательных способностей учеников. При анализе ответов учащихся необходимо учитывать степень автономии, объем мыслей и воображения, потраченных на их подготовку и презентацию . Умение учиться наиболее полно измеряется степенью независимости учащихся. Творческая самостоятельность в образовательной и неакадемической работе является показателем способности школьников к высшему образованию. Действия преподавателей – это способ обучения учащихся, а не готовый шаблон. Для того чтобы найти способ мышления самостоятельно, учащиеся полагаются на то, что они уже знают. Поиск учеником метода действия для конкретного случая психологии называется ориентацией или индикативной частью действия. Он может осуществляться различными способами, в зависимости от соотношения старых знаний и новизны ситуации, к которой они должны применяться. Иными словами, действия выполняются на определенной ориентировочной основе . Познавательные способности связаны не только с содержанием учебного материала, но и с целями урока. Именно содержательные познавательные цели класса могут указать на то, как работать над содержанием урока, чтобы сделать его действительно оптимальным для класса. Именно цели показывают, какие образы, понятия, идеи, закономерности или их существенные признаки должен усвоить учащийся в доступной для полноценного исторического образования форме, какие взгляды, убеждения и чувства будут формировать содержание этого урока, какие познавательные способности и умения учащихся будут развиваться на этом уроке . Методики и учебные пособия учителя, выбранные исходя из познавательных способностей учеников, могут объяснить или, наоборот, затушевать проблемную сущность теоретического материала. Первое необходимо слабым, а второе – сильным ученикам. Методы и средства помогают усилить образно-звуковую и эмоциональную выразительность основных исторических фактов, их важнейших составляющих и деталей, передать кратко и лаконично не основные факты, а другой аналогичный им актуальный материал. И то, и другое необходимо всем учащимся класса. Коротаева Е.В. считает, что правильно применяемые методики и средства обучения способны помочь слабым учащимся лучше понять сложный материал и в полной мере, в меру своих возможностей, усвоить его. Хорошо успевающие учащиеся могут организовать эти методики для перестройки и глубокого понимания теоретического материала, изучая его в постоянной или преобразованной форме, или поставить их в положение необходимости самостоятельно вести творческий поиск необходимого, находить и глубоко изучать его без особой помощи преподавателя. Для всех учащихся они смогут пробудить чувство сопричастности, сопереживания и усвоения событий и явлений прошлого . В процессе обучения его содержание преобразуется в знания учащихся. Формирование знаний сопровождается формированием у них мировоззрения. Одновременно происходит их интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие. Таким образом, благодаря деятельности учителя и учеников изначально задуманные цели трансформируются в реальные результаты обучения . Преподавательская и учебная деятельность учителя и учеников является единственным логическим процессом, в котором деятельность учителя и учеников имеет не только общие, но и особые, специфические черты. Эти особенности очень важны для образования, развития и воспитания учащихся. Учебная деятельность учителя и учеников дает положительные результаты, если она отвечает целям и содержанию обучения, познавательным способностям учеников и протекает в органичном единстве. Учебная деятельность учащихся играет центральную роль в процессе обучения, поскольку в конечном итоге речь идет о познании предмета. Стабильность внимания – это способность держать его на том, что связано с выполнением общей задачи, с однородной деятельностью. Для этого в 5-8 классах необходимо достаточно часто диверсифицировать источники сообщений о знаниях и методы обучения. Постепенно следует увеличивать продолжительность однородной деятельности, чтобы обеспечить сохранение произвольного внимания в средней школе во время лекции, которая занимает почти весь урок истории, и дома во время подготовки всего задания. Во всех классах, особенно в 7-11, специфика преподавания истории требует распределения внимания между двумя-тремя видами деятельности: прослушивание учителя и восприятие нового материала из разных источников, составление выводов, запись. Если ученики к этому не готовы, то обучение не дает достаточных результатов. Современное обучение требует знания типов восприятия и наблюдения, характерных для учащихся в каждом классе. Наличие синтетического, аналитического, аналитико-синтетического или эмоционального типа восприятия и наблюдения оказывает значительное влияние на характер обучения и четко проявляется в ответах учащихся . Иногда слишком общий ответ ученика, в котором выделяются только наиболее важные черты исторического события, обусловлен не плохим знанием ученика, а тем, как он его воспринимает (синтетический тип). Если ученик не прислушивается к рассказу учителя о драматических событиях и одновременно не анализирует их самостоятельно, то это может быть объяснено наличием эмоционального типа восприятия: ученику трудно совместить свои переживания с выявлением сущности явлений. При аналитическом типе восприятия учащийся фиксирует разрозненные факты, и ему трудно их обобщить и объяснить. Типы восприятия и наблюдения не являются постоянными, поэтому вполне возможно развивать аналитико-синтетический тип восприятия личности как наиболее благоприятный для деятельности . Способ подготовки домашнего задания важен для эффективности запоминания. Обычно учащиеся запоминают отдельные фразы и параграфы учебника последовательно. Упорно идут на первое знакомство со всем абзацем, что позволяет понять сюжет, основные мысли, способ доказательства. После этого необходимо перейти к второстепенной работе над абзацами, уделяя больше внимания сложным частям текста, несколько раз возвращаясь к названиям, датам, именам. Вторая ошибка заключается в многократном прочтении материала, а затем одного сюжета. Обратное соотношение более продуктивно. Нужно прочитать текст один раз, а затем попытаться представить его. Если это окажется сложным, то следует напрячь память и постараться запомнить содержание. И только если это невозможно, просмотреть места из учебника, которые вызвали сложность. Помнить текст чрезвычайно полезно, когда ученики мыслят самостоятельно. Надежным методом повышения прочности знаний является составление плана, графиков, таблиц, но не слишком сложных. В то же время количество связей данного факта, понятий с другими фактами, понятий очень важно: чем больше этих связей, чем более осознанными они являются, тем прочнее новое соединяется с уже известным. В 5-8 классах в дополнение к индуктивным выводам учащиеся все чаще должны формулировать выводы: от обобщенных знаний до объяснений конкретных фактов . В старших классах используются методы развития мышления без использования листовок, без определения составных элементов мыслительной процедуры. Таким образом, познавательная активность учащихся характеризуется основными процессами и качествами, которые способствуют всестороннему развитию личности учащихся, а также успеху учебной деятельности. Под руководством учителя дети открывают для себя сущность и смысл определенных законов и явлений, которые уже открыты наукой. Учебная деятельность, состоящая из разнообразных заданий, дискуссий и творческих игр, вносит большой вклад в познавательное развитие учащихся. Эти способности у каждого ребенка выражаются по-разному: одни дети лучше запоминают учебный материал, другие – воспринимают визуально, а третьи – лучше работают с процессами мышления. Задача учителя – выявить эти особенности учеников и стремиться к их всестороннему развитию. Чтобы быть успешным в преподавании истории, необходимо учитывать данные педагогических, методологических и психологических исследований при решении проблемы, чему и как учить. 1.3. Специфика применения интерактивных методов на уроках истории в 5-8 классах В современном мире происходит активный процесс формирования информационного общества, в котором выпускник школы должен иметь высокую информационную культуру поведения. Внедрение инновационных методов и новых педагогических технологий в образовательный процесс позволит обеспечить индивидуализацию обучения и развить самостоятельность в обучении. Интерактивные методы полностью отвечают этим требованиям . История и обществознание являются сложными образовательными дисциплинами. Как показывает опыт, школьникам трудно понять функции и роль этих дисциплин, поэтому основной задачей преподавателя является формулирование вопросов к учащимся и поиск ответов вместе с ними, организация педагогического процесса через взаимодействие. В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя связь. Суть этой формы коммуникации заключается в передаче учителем информации и ее последующем тиражировании учащимся. Учащийся находится в ситуации, когда он читает, слышит, говорит об определенных областях знаний, занимая только позицию восприятия. Иногда может быть нарушена односторонность (например, когда ученик что-то проясняет или задает вопрос), тогда происходит двусторонняя коммуникация. Традиционная форма коммуникации не соответствует принципам компетентностного подхода. Принципиально иной формой коммуникации является многосторонняя коммуникация в образовательном процессе. Суть этой модели коммуникации заключается не только в том, чтобы дать возможность учащимся говорить то, что они говорят, что важно само по себе, но и в том, чтобы привнести свои знания и навыки в образовательный процесс. Переход к компетентностно-ориентированному подходу в организации учебного процесса предполагает широкое использование активных и интерактивных форм обучения . Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но изменяет формы от перевода к диалогу, т.е. основывается на взаимопонимании и взаимодействии. Главной особенностью этого метода является то, что процесс обучения происходит в рамках совместной деятельности. Интерактивный подход к обучению является вариантом педагогики, который далеко не прост в использовании. Результаты такого обучения не видны сразу, они зависят от основных задач организации групповой формы обучения . При организации групповой работы эффективность обучения во многом зависит от благоприятного психологического климата в микрогруппе. Формирование группового сообщества начинается с разминки. Для концентрации предлагается ученикам два-три упражнения. Например, «Что вы знаете об этой теме?». «Возьми эпиграф к уроку»; историческая разминка в форме блиц-вопросов, историческая лотерея и т.д. Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Она включает в себя несколько этапов: ? ассимиляция учебных задач; ? процесс поиска наилучшего решения; ? обобщение мнений и подведение итогов работы в группах; ? презентация группового решения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
1825 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 57 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg