Глава I. Особенности и требования к проектированию образовательных пространств технических лицеев.
Что такое дизайн и в чём особенности дизайна для образовательных учреждений?
Зачастую мы сталкиваемся с распространённым мнением, что дизайн — это просто красивое оформление стен и расстановка современной мебели. Однако эта точка зрения не учитывает всей сложности разработки качественного дизайн-проекта для образовательных пространств. Влияние физической среды на качество образовательных результатов уже не вызывает сомнений у зарубежных и отечественных специалистов, изучающих эффективную среду обучения. Профессионалы сходятся во мнении, что образовательное пространство должно обладать следующими качествами:
• отражать современные модели обучения;
• ориентироваться на учащихся;
• стимулировать социальное взаимодействие и способствовать развитию сотрудничества между субъектами образовательного процесса.
Разумеется, образовательное пространство само по себе не способно увеличить качество обучения: школьные помещения являются инструментом для педагогов и учеников, однако эффективное использование пространства напрямую влияет на результат образовательной деятельности, поскольку увеличивает мотивацию учащихся, их работоспособность, вовлечение в учебный процесс [17, с. 18].
Дизайн образовательной среды включает в себя 3 основных параметра:
• Эффективность: результативное использование пространства с точки зрения планирования и зонирования, управления ресурсами помещений.
• Эргономичность: ориентированность на пользователей пространства, создание среды с биологически оптимальными параметрами, способствующими высокой работоспособности, стабилизации эмоционального состояния и комфортному пребыванию в помещении.
• Обеспеченность: оснащение пространства необходимыми составляющими для безопасности, доступности, комфортабельности участников среды, а также создание обстановки, которая удовлетворяет их основные потребности [4, с. 244].
Миссия и ценности образовательного учреждения
Дизайн должен отражать основные ценности и миссию образовательной организации, соответствовать главным целям и подчёркивать общую направленность деятельности учреждения — благодаря этому ученики и педагоги чувствуют себя частью единого сообщества, более сознательно относятся к образовательному процессу и имеют повышенную мотивацию [7,с.34].
Например, дизайн образовательного заведения с технологическим уклоном будет отличаться от оформления экологической школы или педагогического колледжа.
Также при разработке проекта учитывается дальнейшее развитие организации, возможное расширение изучаемых направлений, внедрение инновационных технологий и т.п. [10, с. 56].
Контингент обучающихся
Дизайн-проект для образовательных учреждений создаётся не только с учётом архитектурных особенностей здания и специфики образовательных процессов, но и принимая во внимание контингент учащихся, их готовность к переменам и расположенность к современному образовательному пространству. Специфика образовательного коллектива может значительно влиять на разрабатываемый проект: например, при выявленных случаях буллинга в проекте дизайна школы будут отсутствовать укромные уголки, пространство будет более открытым, а стены будут отделаны зеркальными поверхностями [6,с.56]. Если школа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, то её дизайн будет отличаться более спокойной цветовой гаммой и большим наличием «тихих» зон и уголков для уединения. Контингент обучающихся влияет и на отделочные материалы (необходимо ли использовать вандалостойкие покрытия), расстановку мебели, наличие интерактивных элементов, доступность пространства и т. д. [8, с. 64].
Особенности освещения различных функциональных зон
Освещение является одним из самых значимых компонентов в дизайне интерьеров, в том числе и в проектах для образовательных пространств. С помощью светодизайна можно визуально изменить размеры помещения и восприятие объектов в пространстве, выделить различные зоны и создать необходимую атмосферу. В зависимости от функционального назначения помещения или отдельной зоны в нём освещение будет менять свои параметры, создавая необходимый эмоциональный настрой, стимулируя к деятельности или расслабляя в рекреационных целях. Освещение в учебных заведениях чётко регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, однако дизайнер школьных интерьеров должен учитывать не только эти требования и соответствие системы освещения общей концепции дизайна, но и необходимые свойства и характеристики света в зависимости от назначения зоны. [6, с. 19].
• В учебных комнатах и аудиториях необходимо поддерживать высокий уровень освещённости, т.к. для успешного усвоения образовательной программы ученикам необходима дополнительная стимуляция мозговой активности.
• В рекреационных зонах возможно создание «тихих» уголков с приглушённым светом, где появляется возможность расслабиться и отдохнуть от активной деятельности.
• Демонстрационные зоны (такие как актовый зал, аудитории для потоковых лекций и т. д.) следует оснащать различными режимами освещения для выделения светом той или иной части помещения (сцены, зрителей, лектора, экрана и т. п.). [3].
Эргономика
При разработке дизайн-проектов для общественной образовательной среды не последнее место отводится эргономичности или совместимости пространства и его элементов с людьми, которые используют это пространство. Эргономичное пространство ориентируется в первую очередь на человека, оно удобно и комфортно в использовании, благодаря чему повышается продуктивность и вовлечённость в образовательные процессы, т.к. участники пространства не отвлекаются на какие-либо дискомфортные ощущения. Например, в школьной библиотеке следует использовать невысокие стеллажи, чтобы ученики чувствовали причастность к этому помещению и могли свободно пользоваться всеми полками без помощи взрослых [16]. Разрабатывая эргономичный дизайн для образовательных учреждений, необходимо учитывать следующие составляющие пространства:
• Размеры и форма помещения
Например, большое открытое пространство может оказаться дискомфортным для его участников, особенно если речь идёт о дошкольниках или младшеклассниках, рост которых значительно меньше, чем у взрослых; угловатое помещение с перегородками будет крайне неудобным для проведения мастер-классов, встреч, открытый лекций и т. д.
• Маршруты передвижения по помещению
Например, в IT-классе, конференц-зале или библиотеке необходимо большое количество доступных розеток, однако по технике безопасности их не следует размещать в проходах или на входе. Пространство с «тихими» и «шумными» зонами должно быть спроектировано таким образом, чтобы проходы располагались на расстоянии от «тихих» участков, где ученики работают или отдыхают [17].
• Тип мебели, оборудования и других элементов пространства
Помещение для учащихся должно быть оснащено мебелью с учётом роста детей, причём необходимо учитывать разницу как между возрастными группами, так и индивидуальные особенности развития внутри одного класса. Решить эту проблему можно, например, с помощью телескопических ножек у столов и стульев, встроенных ступенек и т. д.
• Отделка поверхностей
Цвет и материалы окружающих поверхностей также влияют на деятельность учеников и педагогов, поэтому дизайнер должен грамотно подбирать отделку в зависимости от функции помещения. Например, однотонные бежевые стены плохо подходят для занятий умственной деятельностью, поскольку такой интерьер действует расслабляюще. Все материалы должны быть безопасными и экологически чистыми, поскольку это напрямую влияет на здоровье и восприятие участников пространства [15].
Глава II. .Современные приемы организации и оформления зон творчества в образовательных учреждениях
Для создания актуальной зоны творчества необходимо учитывать и отражать в проекте принципы современной образовательной среды. Эти принципы учитывают не только российский, но и международный опыт планирования образовательной среды и организации учебных процессов.