Глава 1
Теоретико-методологические аспекты разработанности проблемы адаптации девиантных подростков к профессиональной деятельности
1.1 Проблема адаптации и дезадаптации девиантных подростков
к профессиональной деятельности в исследованиях отечественных
и зарубежных психологов
Проблема изучения процесса адаптации подростков к той или иной деятельности, в том числе и профессиональной, находится в центре широкого круга психолого-педагогических исследований. Анализ научной литературы показал, что понятие «адаптация» – сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие, определяемое в психологии с помощью множества различных дефиниций. Описания содержания этого понятия отличаются по объему, составу, семантической и логической структуре.
Адаптация – предпосылка активной деятельности и непрерывное условие её эффективности. Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – «приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды» [50, с. 47]. Понятие адаптация заимствовано гуманитарными дисциплинами из естественных наук, в частности из биологии, где оно употреблялось при изучении взаимодействия живых организмов с окружающей средой. Результатом процесса биологической адаптации считались полезные изменения организма, возникающие путем реакции на действия среды. Впоследствии процессы адаптации изучались в психологии, находили свое отражение в педагогике, теории управления и других гуманитарных областях знания.
Проблемы адаптации разрабатывались в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже. Он понимал процесс развития как взаимосвязь ассимиляции и аккомодации. С точки зрения Ж. Пиаже, развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток индивида адаптироваться к изменениям окружающей среды, выводящим его из равновесия, и тем самым компенсировать эти изменения. При ассимиляции организм накладывает на среду свои схемы поведения, при аккомодации перестраивает эти схемы соответственно особенностям среды. Идея целостного образа реальности, адаптации поведения к условиям среды через «сдвиг в образном поле» (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер), переход к новой образной структуре, положила начало исследованию новых приспо-собительных процессов. Первичным является понимание, возможность психической системы переструктуировать первоначальный «гельштат», вторичным – приспособление в поведении.
З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм предложили в качестве объяснительного принципа дезадаптации инстинкты и влечения как мощное мотивационное начало, прорывающееся через сознание. Чувство тревожности, обусловленное давлением со стороны бессознательного (З. Фрейд), «чувство неполноценности» (А. Адлер), «базальная тревога» (К. Хорни), «страх свободы» (Э. Фромм) приводят к появлению защитных механизмов, сверхкомпенсаций, невротическим срывам человека в попытке примирить свои импульсы с требованиями социального окружения, укрепить свое «Я» перед враждебным и непринимающим миром, социальным окружением. Эти способы, являясь адаптивными по своей природе, ведут к дезадаптивному существованию человека, так как формируют «невротическое реагирование», отвлекают психические силы от творческого строительства личности.
Согласно гуманистической концепции (К. Роджерс, А. Маслоу, Г.Олпорт), процесс социальной адаптации человека состоит в уменьшении той составляющей «Я», которая проявляется в стремлении получить положительное отношение со стороны социума. Процесс адаптации как одно из условий формирования реального «Я» под воздействием мнений значимых других нередко формирует дисконгруэнтность между мыслями, чувствами, поведением и реальным «Я» человека.
В социальной психологии состояние адаптации понимают как готовность к выполнению различных социальных ролей (Дж. Мид, Т. Шибутани, Дж. Тернер, Т. Тард и др.), устойчивость социальных связей.
В коллективной монографии «Адаптация и здоровье» произведен анализ понятия адаптации, которому «может придаваться несколько значений в зависимости от рассматриваемого аспекта:
? адаптация используется для обозначения процесса, при котором
организм приспосабливается к среде;
? адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой;
? под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;
? адаптация связывается с какой-то определенной «целью», к которой «стремится» организм» [27, с. 24].
Т.Ю. Волгина в своем исследовании приходит к выводу, что общими во всех определениях понятия «адаптация» являются четыре момента:
? процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух систем;
? взаимодействие разворачивается в особых условиях – условиях дисбаланса, несогласованности между системами;
? основной целью такого взаимодействия является определенная координация между системами;
? под достижением цели предполагаются определенные изменения во взаимодействующих системах [20, с.17].
С.А. Шапкин и Л.Г. Дикая выделяют три основных направления прикладных исследований феноменологии адаптации [57, с.23]. Первое направление: медико-биологические и клинико-психологические исследования Ю.А. Александровского, Р.М. Баевского; Ф.В. Березина, И.А. Воложина [3; 7; 13] рассматривают адаптацию в аспекте устойчивости организма к стрессогенным стимулам и воздействиям. Второе направление представлено психофизиологическими исследованиями реакций отдельных систем организма на неблагоприятные средовые воздействия и различного рода нагрузки. В рамках этого направления Л.М. Аболиным, М.В. Антроповой, Ю.В. Бушовым, Н.Н. Василевским, В.П. Казаначеевым, С.П. Казначеевым, В.И. Лебедевым, Ф.Е. Меерсоном и Ф.З. Меерсоном [5, с.30] адаптация изучается в аспекте индивидуального приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Третье направление: представлено ком-плексным подходом к изучению психических и функциональных состоя-ний человека в процессе выполняемой деятельности. Если первые два направления ориентированы преимущественно на сбор феноменологических данных о влиянии различных по характеру и силе внешних воздействий на организм, то в рамках третьего подхода психологами Н.Н. Даниловой, В.И. Медведевым, А.А. Налчаждян, М.В. Ромом, С.А. Шапкиным, И.С. Якиманской решается теоретическая задача определения основных закономерностей и механизмов индивидуальной адаптации.
На наш взгляд, необходимо отдельно выделить психолого-педагогическое направление в исследовании процессов адаптации. В рамках данного направления А.Г. Хрибковой, Е.М. Александровской, М.В.Антороповой, А.И. Баркан, Г.Н. Сердюковой и С.М. Громбах адаптация уже рассматривается в аспекте освоения учебной деятельности и относительного соответствия социально-психологического и психофизиологического статуса индивида требованиям учебной среды [23, с 114].
Адаптация может рассматриваться как процесс и как результат этого процесса. Анализ научной литературы позволяет определить взаимоотношение понятий «адаптация», «адаптированность», «дезадаптация». Самое широкое понятие – «адаптация». Если адаптация рассматривается как результат, то синонимичными этому понятию становятся категории «адаптированность» и «успешная адаптация».
Структурный анализ адаптационных явлений позволяет выделить в качестве обязательных следующие компоненты:
1) организм;
2) среду;
3) взаимоотношение и взаимодействие указанных двух компонентов.
Ф.Б. Березин выделяет три группы факторов, активизирующих адаптационные механизмы:
1) резкое изменение условий среды;
2) существенная трансформация потребностей и целей индивидуума;
3) дефицит физических или психических ресурсов, обеспечивающих возможность удовлетворения значимых потребностей субъекта.
Подчеркивая субъективную значимость ситуации для участника адаптационного процесса, С.М. Громбах выделяет три условия отнесения реакций организма к адаптационным:
1. Внешние воздействия являются для организма необычными, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма в данный момент;
2. Ответная перестройка организма происходит в результате более или менее длительного или многократного воздействия, оставляющего след в тех функциональных системах, которые играют главную роль в осуществлении реакции на данное воздействие;
3. Возникающая в организме перестройка биологически целесообразна. «Целесообразность» определяется степенью напряжения организма и величиной израсходованных функциональных резервов – так называемой «ценой адаптации» [1; 6; 24; 25]. Индивид «расплачивается» за возможность приспособления к новой ситуации ценой физиологического, психофизиологического и психологического напряжения, ведущего к истощению эндогенных и поведенческих ресурсов [35; 45]. В свою очередь, цена адаптации обусловлена действием субъективного фактора – психологической значимости ситуации для индивида [14].
Рассмотрение характера адаптационных процессов сквозь призму субъективного восприятия индивида и его интерпретации происходящего лишает внешние раздражители объективности признаков стрессогенности, поскольку, как отметил Л.М. Аболин, любые условия и средовые требования можно считать стрессогенными, если они не соответствуют физиологическим, психофизиологическим и психологическим возможностям человека. В рассматриваемом аспекте приспособительные действия индивида всегда обладают относительной целесообразностью – сформированные в конкретной ситуации адаптивные действия и оптимальные для нее могут приобрести дезадаптивное значение в другой ситуации.
В современных подходах социально-психологическая адаптация понимается как процесс активного приспособления индивида к условиям окружающей среды и результат этого процесса или уравновешивание социальной действительности или социального в человеке.
Социальная адаптация – (от лат. adapto – приспособляю и socialis – общественный) рассматривается, как «1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. От целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде зависит соотношение этих компонентов, определяющих характер поведения человека. Несмотря на непрерывный характер адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. Социальная адаптация – один из методов социализации личности. Эффективность социальной адаптации в значительной мере зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи» [51, с. 47].
Таким образом, адаптация в большинстве научных исследований рассматривается как процесс приспособления личности к социальной среде и ее требованиям. Но, так как предметом данного исследования является адаптация девиантных подростков к профессиональной деятельности, считаем необходимым рассмотреть понятие, причины и факторы, ведущие к дезадаптации подростков. Перед психологической наукой до сих пор стоит неразрешимая дилемма: что первично – дезадаптация и следующее за ней девиантное поведение, или девиантное поведение ведет за собой дезадаптацию. В любом случае эти два процесса диалектически взаимосвязаны.
На протяжении многих лет в отечественной психологической лите-ратуре используется термин «дезадаптация». В западной литературе в сходном контексте встречается термин «дизадаптации» (через «и»). Отличие заключается в том, что латинская приставка de или французская des означает прежде всего исчезновение, уничтожение, полное отсутствие и лишь во вторую очередь со значительно более редким употреблением – понижение, уменьшение. В то же время латинское dis – в главном своем смысле – означает нарушение, искажение, деформацию, но значительно реже – исчезновение. Если говорить о нарушении адаптации, то следует говорить именно о дизадаптации, так как полная утрата, исчезновение адаптации в применении к мыслящему существу может означать прекращение осмысленного существования вообще, пока это существо живо и в сознании, оно так или иначе адаптировано в среде; весь вопрос в том, как и насколько эта адаптация соответствует его возможностям и тем требованиям, которые предъявляет окружающая среда.
Термин «дезадаптация» ранее всего возник в психиатрической литературе. Он получил свою интерпретацию в рамках концепции предболезни. Дезадаптация рассматривается здесь как промежуточное состояние здоровья человека в общем спектре состояний от нормы до патологии. Таким образом, можно сделать вывод, что подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции социальных институтов. С.А. Беличева выделяет в зависимости от природы и характера дезадаптации: патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании [12, с. 8].
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями пси-хического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. По степени и глубине своего проявления патогенная дезадаптация может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых – серьезные органические повреждения). Выделяют также так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. По оценкам специалистов, 15-20% детей школьного возраста страдают теми или иными формами психогенной дезадаптации и нуждаются в комплексной медико-педагогической помощи (В.Е. Каган). В общей сложности, по данным исследований А.И. Захарова, до 42% детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи врачей-педиатров, психоневрологов и психотерапевтов. Отсутствие своевремен-ной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации, к закреплению устойчивых психопатических и патопсихологических проявлений.
Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации могут делиться на устойчивые и временные.
К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления. Акцентуации выражаются в заметном специфическом своеобразии характера ребенка, подростка (акцентуации по гипертимному, сензитивному, шизоидному, эпилептоидному и другим типам), требуют индивидуально-педагогического подхода в семье, школе.
К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации, требующим специальных психолого-педагогических коррекционных программ можно отнести также различные неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, включая такие дефекты, как снижение эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, резкий контраст в сфере познавательной активности и мотивации вербального (логического) и невербального (образного) интеллекта, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т.д.).
Определенную трудновоспитуемость представляют и так называе-мые «неудобные» обучающиеся, опережающие сверстников в своем ин-теллектуальном развитии, что может сопровождаться такими чертами, как несдержанность, эгоизм, зазнайство, пренебрежительное отношение к старшим и сверстникам. Нередко сами учителя занимают неверную позицию по отношению к таким детям, обостряя взаимоотношения с ними и вызывая ненужные конфликты. Эта категория трудновоспитуемых редко проявляет себя в асоциальных поступках, и все проблемы, возникающие с «неудобными» обучающимися, должны решаться, как правило, за счет индивидуально дифференцированного подхода в условиях школьного и семейного воспитания.
К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно прежде всего отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития подростка. Временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, товарищами, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное первой юношеской влюбленностью, переживание супружеских разладов в родительских отношениях и т.д.). Все эти состояния требуют тактичного, понимающего отношения педагогов и психологической поддержки со стороны практических психологов.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны: 1) прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, выступая в качестве института десоциализации, 2) косвенными десо-циализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для обучающегося, в частности, являются семья, школа.
Социальная дезадаптация – процесс обратимый. Для предупреждения отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, входит организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних. Ресоциализация – организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков дезадаптированных подростков, переориентация их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды. Процесс ресоциализации, может быть затруднен тем, что социальная дезадаптация далеко не всегда представлена в «чистом виде». Чаще встречаются довольно сложные сочетания различных форм социальной, психической и патогенной дезадаптации.
Социальная дезадаптация – это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление – разрыв между взрослым и детским периодом – создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявля-ется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок и ведет к формированию девиантного поведения. Актуальность проблемы дезадаптации подростков связана с резким увеличением девиантного поведения в этой возрастной группе. Социальная дезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием.
Каждый вид адаптации, в том числе трудовой (профессиональной), по мнению И.А. Милославовой, включает две стороны, предметную и социально-психологическую. Предметная сторона отражает отношения в подсистеме «человек – орудие труда», а социально-психологическая –отношения в подсистеме «человек – человек» и «человек – коллектив». Социально-психологическая адаптация подразумевает приспособленность к социально-психологической атмосфере нового коллектива.
В работах К.М. Астахова, И.Д. Калайкова, Е.В. Снесарева и др. трудовая (профессиональная, производственная) адаптация рассматривается как процесс полного и успешного овладения новой профессией, привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, требованиям организационной структуры, принятие свода своих прав и обязанностей на новом рабочем месте.
Иными словами, относительно темы нашего исследования, адапта-ция к профессиональной деятельности (трудовая адаптация) - это процесс наполнения теоретических форм практическим опытом, утилизация полученных знаний о профессиональной деятельности, формирование общетрудовых умений и навыков, планирование собственного профессионального развития: анализ, пересмотр и коррекция карьеры, построение собственной профессиональной траектории, координат оценки себя.
Социальная дезадаптация – явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов [7]. К числу таковых некоторые специалисты относят: индивидуальные; психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность); социально-психологические факторы; личностные факторы; социальные факторы.
Индивидуальные факторы действуют на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющих социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций. Резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невротические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания. Природа преступности и делинквентности рассматривается наряду с формами отклоняющегося поведения, такими как неврозы, психоастении, состояние навязчивости, сексуальные расстройства. Одним из проявлений индивидуального фактора социальной дезадаптации является возникновение и существование психосоматических расстройств у дезадаптированных подростков. В основе формирования психосоматической дезадаптации человека лежит нарушение функции всей системы адаптации. Значительное место в формировании механизмов функционирования личности принадлежит процессам адаптации к условиям окружающей среды, в частности, к ее социальному компоненту.
Психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность) проявляются в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния обучающегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер.
При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как правило, рабочей), небезразличным является общественное мнение окружающих, сохранены социально-значимые референтные связи. Подростки испытывают затруднения в саморегуляции не столько на когнитивном (познавательном), сколько на аффективном и волевом уровне. То есть различные поступки и асоциальные проявления у них связаны не столько с незнанием, непониманием или неприятием общепринятых социальных норм, сколько с неспособностью тормозить себя, свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих. Педагогически запущенные подростки при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы уже в условиях учебно-воспитательного процесса, где ключевыми факторами могут стать «авансирование доверием»; опора на полезные интересы, которые в основном связаны с будущими профессиональными планами и намерениями; также перестройки на более эмоционально теплые отношения дезадаптивных подростков с педагогами и сверстниками [2].
От учета психологических особенностей девиантных подростков в процессе их профессионального обучения зависит, станет ли профессио-нальная деятельность только необходимой обязанностью или превратится в средство удовлетворения потребностей, в средство овладения и расширения социального опыта подростка, принятия и признания его обществом и значимыми другими, в средство развития и формирования его активной жизненной позиции.