Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические особенности процесса адаптации подростков с девиантным поведением к профессиональной деятельности

irina_k200 2550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 102 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.08.2020
Цель исследования: выявить психологические особенности адаптации девиантных подростков к профессиональной деятельности. Задачи исследования: 1) осуществить теоретический анализ проблемы адаптации девиа-нтных подростков к профессиональной деятельности; 2) раскрыть сущностные характеристики критериев, показателей, и уровней адаптации девиантных подростков к профессиональной деятельности; 3) определить оптимальные психологические условия, способствующие успешной адаптации подростков к профессиональной деятельности; 4) на основе представленной модели разработать программу психолого-педагогического сопровождения адаптации девиантных подростков к профессиональной деятельности и экспериментально проверить ее эффективность. Теоретико-методологическую базу исследования составили: базовые принципы психологии, разработанные усилиями отечественных и зарубежных учёных – принципы системности, активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода и др., а также психологические исследования личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалёв, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев и др.); концепции подросткового и юношеского возраста (Л.И. Божович, И.А. Зимняя, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.И.Фельдштейн и др.); принцип развития, позволяющий рассматривать личность как развивающуюся систему под влиянием внешне и внутренне обусловленных условий и факторов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Смирнов, Н.Ф. Талызина, Д.И. Фельдштейн и др.); субъектно-деятельностный принцип, обеспечивающий возможность рассматривать подростка как субъекта образовательной деятельности и определенных систем отношений (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); принцип детерминизма, раскрывающий объективную закономерную взаимосвязь и причинную обусловленность всех фактов и явлений (А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский);а также представление о дуальном подходе к проблеме профессионального становления и развития человека (Ю.М. Забродин, Н.А. Носов). Для решения поставленных задач использовались следующие общие и частно-научные методы: ? теоретические: теоретический анализ, обобщение и интерпрета-ция научных данных, имеющихся в психологической науке по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, моделирование; теоретико-аналитические (контент-анализ). ? эмпирические: экспериментальное исследование включало методы наблюдения и самонаблюдения, естественного констатирующего эксперимента, психодиагностики (интервьюирование, анкетирование, самохарактеристики (микросочинения), комплексные личностные опросники. Для обработки результатов исследования применялись математические способы оценки достоверности различий показателей, статистических связей, различные виды корреляционного анализа. Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МБОУ СОШ № 18 имени Героя Советского Союза Э.Д. Потапова г. Мичуринска Тамбовской области. Теоретическая значимость исследования. Результаты исследова-ния дополняют имеющиеся в психологической науке представления об адаптации девиантных подростков к профессиональной деятельности. Значительно уточняют представления о ее сущности и связи с уровнем сформированности внутренней Я-концепции, развитием эмпатии, аффилиации, интернального локус-контроля, социальной перцепцией. Полученные в результате исследования научные данные о связи дезадаптации и девиантного поведения подростка с основными структурными компонентами личности позволяют углубить теоретические представления о становлении личности. Разработанная модель адаптации девиантных подростков к профессиональной деятельности служит основой для дальнейшего теоретического осмысления проблемы адаптации девиантных подростков. Практическая значимость исследования состоит в том, что уточ-нено содержание сущности и структуры дезадаптации девиантного под-ростка, ее теоретическое осмысление позволяет на практическом уровне решать проблему отбора форм, методов и средств, адекватных теоретически обоснованной и экспериментально проверенной модели процесса адаптации девиантных подростков к профессиональной деятельности. Разработанная и экспериментально апробированная программа психокоррекционной работы, которая может применяться для адаптации к профессиональной деятельности подростков с более сложными формами отклонения в поведении (делинквентное поведение), что открывает возможности для широкого использования программы психокорекционной работы в практике взаимодействия с любыми группами подростков. Применение в практической деятельности школ, социально-реабилитационных центров и центров дополнительного образования предложенной в исследовании программы позволит повысить уровень адаптивности подростков и тем самым будет способствовать снижению различных форм отклонения в их поведении.
Введение

В настоящее время проблема девиантного поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общим социальным кризисом. Размытость норм, ослабление социальной регуляции негативно влияют на культурные и духовные общественные устои. Проблемы подростков всегда были актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм, резко противоположных форм материального обеспечения. Социальная запущенность по сравнению с педагогической характеризуется прежде всего низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива. Если проблемы подростка не решаются, то они углубляются, приобретают комплексность. Именно такие подростки составляют особо тяжелую группу социально-дезадаптированных. Известно, что подростковый возраст представляет собой период кризиса: подросток еще связан с миром детства, но уже вступает во взрослую жизнь. В этот период происходит осознание жизненных ценностей, на основе которых строятся дальнейшие отношения с окружающим миром. Относясь к определенной возрастной группе, большая часть подростков имеет отклонения в поведении. По данным статистики во многих регионах России наблюдается снижение возрастных границ правонарушителей, растет число безнадзорных и употребляющих психоактивные вещества детей [4, с.325]. Возникают новые виды и формы девиантного поведения: граффити агрессивного и протестного характера; шрамирование; членство в неформальных группах суицидальной направленности, кибераддикция и геймерство; хакерство как развлечение и экономическое преступление; виртуальное общение как форма интернет-зависимости и пр. Относительно темы нашего исследования, адаптация к профессио-нальной деятельности (трудовая адаптация) – это процесс наполнения теоретических форм практическим опытом, формирование общетрудовых умений и навыков, планирование собственного профессионального развития: анализ, пересмотр и коррекция карьеры, построение собственной профессиональной траектории. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации де-виантных подростков к профессиональной деятельности направлено на содействие в выявлении профессиональных интересов и склонностей, определение реальных возможностей в овладении выбранной профессией или специальностью, построение профессиональных перспектив, вхождение в новый учебный и трудовой коллективы, закрепляемость выпускников на производстве. На современном этапе развития психолого-педагогических исследований по-прежнему не разработана единая теория социально-психологической адаптации личности девиантного подростка, которая дала бы исчерпывающий ответ на вопрос о том, какие адаптивные механизмы позволяют преодолеть сложные жизненные ситуации и достичь состояния адаптированности, в том числе и к профессиональной деятельности. В то же время на государственном уровне предприняты меры для решения проблемы адаптации подростков, включая подростков с девиантным поведением. Это связано с адаптацией молодежи к жизни в обществе и к профессиональной деятельности, что отражено в таких документах, как Целевой национальный проект «Образование», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В разработку теоретико-методологических основ изучения аномального развития личности, социальных норм и девиантного поведения внесли вклад многие, как отечественные, так и зарубежные исследователи: С.П.Безносов, Б.С. Братусь, Э. Дюркгейм, Ю.А. Клейберг, В.И. Коган, В.Н.Кудрявцев, А.Е. Личко, Т. Парсонс, А.А. Реан, Б.Г. Херсонский, В.А.Худик и др. Связь социализации и реабилитации исследована в работах Е.В. Жулиной, В.А. Кудрявцева, О.В. Трошина. Проблема адаптации девиантных подростков к профессиональной деятельности на фоне общих проблем адаптации подростков, рассматривается в работах С.А. Беличевой, И.Б. Громовой, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга, И.С.Полонского, И.Ю. Сундиева, Д.И. Фельдштейна и др. В современных исследованиях также отмечено, что противоправные девиации совершают не только неблагополучные подростки, но и подростки из так называемых элитных семей. Такие данные позволяют заключить, что отклоняющееся поведение может быть свойственно самым различным социально-демографическим группам. Таким образом, адаптация подростков к профессиональной деятельности, как важнейшей составляющей «взрослой жизни», является одной из главных задач работы педагогов с девиантными подростками. Проблема адаптации широко представлена в психолого-аналитических концепциях З. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма, которые предложили в качестве основного принципа дезадаптации инстинкты и влечения как мощное мотивационное начало, прорывающееся через цензуру сознания. Чувство тревожности, обусловленное давлением со стороны бессознательного (З. Фрейд), «чувство неполноценности» (А. Адлер), «базальная тревога» (К.Хорни), «страх свободы» (Э. Фромм) приводят к появлению защитных механизмов, сверхкомпенсаций, невротических срывов человека в желании овладеть своими импульсами в соответствии с требованиями социального окружения, утвердить собственное «Я» перед социальным окружением. Будучи адаптивными по своей природе, эти способы ведут к дезадаптивному существованию человека, так как формируют «невротическое реагирование», сдерживают творческую реализацию. Адаптация как условие формирования реального «Я» на фоне воздействия социума часто провоцирует дисконгруэнтность между мыслями, чувствами, поведением и реальным «Я» человека (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Род-жерс). Эти положения исследования сторонников гуманистической психологии позволяют понять причины девиантного поведения подростков и могут быть взяты за основу для поиска подходов к проблеме их адаптации. Проблемам определения основных закономерностей и механизмов индивидуальной адаптации посвящены работы Н.Н. Данилова, В.И. Медведева, А.А. Налчаждян, М.В. Рома, С.А. Шапкина, И.С. Якиманской. Рассмотрение характера адаптационных процессов сквозь призму субъективного восприятия индивида и его интерпретации исследуется в работах Л.М.Аболина. Однако анализ теоретических источников и практической работы школ, социально-реабилитационных центров и центров дополнительного образования показал, что целостного представления, основанного на современных научных подходах о системе адаптации девиантных подростков к профессиональной деятельности, не разработано, в связи с чем возникает ряд устойчивых противоречий между: ? потребностью общества в адаптации девиантных подростков к профессиональной деятельности и отсутствием научно-обоснованной си-стемы психологических условий; ? необходимостью выявления критериев, показателей и уровней, способствующих определению степени готовности подростков к профес-сиональной деятельности и отсутствием их теоретического обоснования. Объект исследования: процесс адаптации подростков с девиантным поведением к профессиональной деятельности. Предмет исследования: психологические особенности адаптации подростков с девиантным поведением к профессиональной деятельности. Гипотеза исследования. Адаптация девиантных подростков к профессиональной деятельности является сложным психическим процессом, детерминированным уровнем развития психической сферы личности подростка, формой девиантного поведения, социальной средой и жизненной ситуацией развития личности. Адаптация к профессиональной деятельности девиантных подростков будет более эффективна, если: ? будет выявлена совокупность психологических условий, обеспечивающих успешную адаптацию к профессиональной деятельности; ? определены критерии, уровни и показатели адаптации подрост-ков; ? разработана система психокоррекционной работы с подростками по их адаптации к профессиональной деятельности.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Теоретико-методологические аспекты разработанности проблемы адаптации девиантных подростков к профессиональной деятельности …………………………………………….. 11 1.1 Проблема адаптации и дезадаптации девиантных под-ростков к профессиональной деятельности в исследовани-ях отечественных и зарубежных психологов ……………….. 11 1.2 Личностные особенности подростков с девиантным поведением в условиях социальной дезадаптации …………….. 25 1.3 Психолого-педагогическое обеспечение адаптации к профессиональной деятельности подростков с девиантным поведением ……………………………………………………….. 45 Глава 2 Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса адаптации девиантных подростков к профессиональной деятельности ………………………………… 57 2.1 Обоснование психодиагностических методик, использованных в экспериментальном исследовании ……………….. 57 2.2 Анализ результатов экспериментального исследования . 73 2.3 Организация психолого-педагогического обеспечения процесса адаптации девиантных подростков к профессио-нальной деятельности …………………………………………... 88 Заключение ………………………………………………………….. 92 Список использованных источников ……………………………. 97
Список литературы

1. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер; пер. Е.А. Цыпина. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с. 2. Амирхан, Д. «Индикатор Копинг-стратегий» / Д. Амирхан // Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2014. – 701 с. – С. 554-555. 3. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства: учеб.пособие / А.А. Александровский. – М.: Медицина, 2016. – 496 с. 4. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2015. – 288 с. 5. Анторопова, М.В. Факторы риска и состояния здоровья учащихся / М.В. Анторопова, Г.Г. Манке, Г.В. Бородкина // Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. – № 3. – С. 29-33. 6. Баевский, Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский. – М.: Медицина, 2009. – 295 с. 7. Баевский, Ю.А. Донозологическая диагностика и оценка состояния здоровья / Ю.А. Баевский, А.П. Берсенева // Валеология. – 2013. – № 3. – С. 33-48. 8. Бандура, А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспита-ния и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Владос, 2009. – 512 с. 9. Батышев, С.Я. Производственная педагогика / С.Я. Батышев. – М.: Педагогика, 2014. – 328 с. 10. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И.П. Башкатов. – М.: Изд-во МПСИ, 2012. – 416с. 11. Басс-Дарки, А. Агрессивность и враждебность. Психологический тест агрессивности. Диагностика детской, подростковой агрессивности и уровня агрессии взрослых / А. Басс-Дарки. – СПб.: Питер, 2013. – 119 с. 12. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России, 2016. – 265 с. 13. Березин, В.Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / В.Ф. Березин. – СПб.: Питер, 2009. – 248 с. 14. Бехтерев, В.М. Коллективная рефлексология / В.М. Бехтерев. – М.: Педагогика, 2006. – 400 с. 15. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды / А.А. Бодалев. – М.: Международная педагогическая академия. 2009. – 328 с. 16. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь: учеб.пособие / В.В. Бойко. – СПб.: Изд-во «Союз», 2012. – 160 с. 17. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1998. – 464 с. 18. Бюлер, Ш. Очерк духовного развития ребенка / Ш. Бюлер. – М.: Педагогика, 1997. – 236 с. 19. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психо-техники: учеб.пособие / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 2011. – 146 с. 20. Волгина, Т.Ю. Демократизация работы с молодежью: опыт международного сотрудничества / Т.Ю. Волгина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 186 с. 21. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: Проблемы развития пси-хики / Л.С. Выготский; под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 2007. – 368 с. 22. Глаголева, А.В. Аддиктивное поведение и профилактика / А.В.Глаголева. – М.: МПСИ; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2013. – 240с. 23. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2014. – 480 с. 24. Гурвич, И.Н. Социальная психология здоровья / И.Н. Гурвич. – СПб.: Питер, 2009. – 348 с. 25. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учеб. / Н.Н. Данилова. – Ро-стов н/Д: Феникс, 2016. – 478 с. 26. Дахин, А.Н. Моделирование компетентности участников открытого общего образования: монография / А.Н. Дахин. – М.: НИИ школьных технологий, 2012. – 292 с. 27. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 2002. – 223 с. 28. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб.пособие / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 322 с. 29. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб.пособие / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера; при участии «Юрайт-М», 2011. – 160 с. 30. Клейберг, Ю.А. Социально-педагогическая коррекция девиант-ного поведения подростков: автореф. дис. …д.психол.н / Ю.А. Клейберг. – Тверь, 1999. – 30 с. 31. Клейберг, Ю.А. Основы психологии социальной работы с девиантными подростками / Ю.А. Клейберг, И.О. Ганченко – Краснодар: Краснодар.ун-т МВД России, 2007. – 416 с. 32. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С.Кон. – М.: Педагогика, 2009. – 363 с. 33. Коробкова, С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / С.А. Коробкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с. 34. Кудрявцев, В.Н. Причины правонарушений / В.Н. Кудрявцев. – М.: Наука, 1998. – 188 с. 35. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Киев: Наукова дымка, 2004. – 375 с. 36. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2007. – 365 с. 37. Личко, А.Е. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций у подростков / А.Е. Личко. – М.: Академия, 2009. – 219с. 38. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 123 с. 39. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2011. – 752 с. 40. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2013. – 322 с. 41. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – М.: Рефл.-бук; Ваклер, 2007. – 304 с. 42. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 2006. – 308 с. 43. Майсак, Н.В. Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением: монография / Н.В. Майсак. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – 167 с. 44. Мухина, В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2008. – 421 с. 45. Мухина, В.С. К проблеме социального развития ребенка / В.С.Мухина // Психологический журнал. – 1999. –Т.1 № 5. – С. 45. 46. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учеб.пособие. – М.: Мед-пресс, 2011. – 432 с. 47. Меерсон, Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики: монография / Ф.З. Меерсон. – М.: Медицина, 2003. – 360 с. 48. Минияров, В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности / В.М. Минияров. – М.: АО «Корпорация Федеров», 2007. – 120 с. 49. Мясищев, В.Н. Личность и отношения человека / В.Н. Мясищев // Психология отношений. – М.: МПСИ; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – С. 55. 50. Налчаждян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаждян. – Волгоград: Перемена, 12008. – 237 с. 51. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт; пер. с англ. Л.В. Трубицыной и Д.А. Леонтьева; под общ.ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2012. – 197 с. 52. Петровский, А.В. Вопросы истории и теории психологии / А.В.Петровский. – М.: Педагогика, 2004. – 167 с. 53. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж.Пиаже. – СПб.: Питер, 2009. – 137 с. 54. Психология личности: Хрестоматия / под ред. Р.С. Немова. – Самара: Издательский дом «Бахрах», 2009. – 328 с. 55. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М. Митиной. – М.: Гардарики, 2013. – 196 с. 56. Психология. Словарь / под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Академия, 2010. – 494 с. 57. Реан, А.А. Психология адаптации личности: учеб.-научное издание / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Медицинская пресса, 2012. – 352 с. 58. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 2008. – 132 с. 59. Роджерс, К.К. Наука о личности / К.К. Роджерс. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 222 с. 60. Ром, М.В. Адаптация личности в социуме / М.В. Ром. – Новосибирск: Наука, 2014. – 275 с. 61. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с. 62. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В.А. Ядова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с. 63. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодежи / П.С. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 440 с. 64. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного по-ведения подростков и условия его коррекции: учеб.пособие / Л.М. Семе-нюк. – М.: МПСИ: Флинта, 2008. – 96 с. 65. Сирота, Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб.пособие / Н.А. Сирота, В.Н. Ялтонский. – М.: Академия, 2014. – 176 с. 66. Столяренко, А.М. Основы психологии: практикум / А.М. Столяренко. – М.: Феникс, 2013. – 676 с. 67. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 2009. – 227 с. 68. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Про-свещение, 2000. – 121 с. 69. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М.: Республика, 2015. – 417 с. 70. Хеккаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хеккаузен. – СПб.: Питер, 2014. – 860 с. 71. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб.пособие / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2007. – 320 с. 72. Шеннон, Р. Иммитационное моделирование систем: наука и ис-кусство / Р. Шеннон. – М.: Наука, 2008/ - 425 c/ 73. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М.: Владос, 2010. – 386 с. 74. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б.Шнейдер. – М.: Академический проект: Трикста, 2015. – 336 с. 75. Штофф, В.А. Модель и эксперимент / В.А. Штофф // Некоторые вопросы методологии научного исследования. – 2005. – Вып. 1. – С. 101-136 с. 76. Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д.Б. Эльконин // Психология подростка. Хрестоматия; сост. Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агенство, 2007. – 327 с. 77. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Педагогика, 2008. – 122 с. 78. Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности / В.А. Ядов // Социальное самосознание. – Самара: Издательский дом «Бахрам-М», 2014. – С. 589-602. 79. Яковлев, А.М. Социология преступности (криминология): Основы общей теории / А.М. Яковлев. – М.: Содействие новый век, 2011. – 239с. 80. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб.пособие / В.А.Якунин. – СПб.: Изд-во «Полиус», 2008. – 693 с. 81. Augoustinos М., Walker J. Postmodern challenges to social cogni-tion// Social cognition. An integrated approach / М. Augoustinos, J. Walker. – London, 1996. – 243 с. 82. Higgins P. Understanding Diviance / P. Higgins, R. Butler. – McGraw-Hill Book Company, 2002. – 175 с. 83. Kelly G.A theory of personality. The psychology of personal constructs / G.A. Kelly. – N.-Y., 1993. – 219 c. 84. Skinner B.F. Bihaviorism and pfenomenology. Ed. by T.W. Wann / B.F. Skinner. – Chicago: Univ. of Chicago Press, 1994. – 402 p.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты разработанности проблемы адаптации девиантных подростков к профессиональной деятельности 1.1 Проблема адаптации и дезадаптации девиантных подростков к профессиональной деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов Проблема изучения процесса адаптации подростков к той или иной деятельности, в том числе и профессиональной, находится в центре широкого круга психолого-педагогических исследований. Анализ научной литературы показал, что понятие «адаптация» – сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие, определяемое в психологии с помощью множества различных дефиниций. Описания содержания этого понятия отличаются по объему, составу, семантической и логической структуре. Адаптация – предпосылка активной деятельности и непрерывное условие её эффективности. Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – «приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды» [50, с. 47]. Понятие адаптация заимствовано гуманитарными дисциплинами из естественных наук, в частности из биологии, где оно употреблялось при изучении взаимодействия живых организмов с окружающей средой. Результатом процесса биологической адаптации считались полезные изменения организма, возникающие путем реакции на действия среды. Впоследствии процессы адаптации изучались в психологии, находили свое отражение в педагогике, теории управления и других гуманитарных областях знания. Проблемы адаптации разрабатывались в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже. Он понимал процесс развития как взаимосвязь ассимиляции и аккомодации. С точки зрения Ж. Пиаже, развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток индивида адаптироваться к изменениям окружающей среды, выводящим его из равновесия, и тем самым компенсировать эти изменения. При ассимиляции организм накладывает на среду свои схемы поведения, при аккомодации перестраивает эти схемы соответственно особенностям среды. Идея целостного образа реальности, адаптации поведения к условиям среды через «сдвиг в образном поле» (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер), переход к новой образной структуре, положила начало исследованию новых приспо-собительных процессов. Первичным является понимание, возможность психической системы переструктуировать первоначальный «гельштат», вторичным – приспособление в поведении. З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм предложили в качестве объяснительного принципа дезадаптации инстинкты и влечения как мощное мотивационное начало, прорывающееся через сознание. Чувство тревожности, обусловленное давлением со стороны бессознательного (З. Фрейд), «чувство неполноценности» (А. Адлер), «базальная тревога» (К. Хорни), «страх свободы» (Э. Фромм) приводят к появлению защитных механизмов, сверхкомпенсаций, невротическим срывам человека в попытке примирить свои импульсы с требованиями социального окружения, укрепить свое «Я» перед враждебным и непринимающим миром, социальным окружением. Эти способы, являясь адаптивными по своей природе, ведут к дезадаптивному существованию человека, так как формируют «невротическое реагирование», отвлекают психические силы от творческого строительства личности. Согласно гуманистической концепции (К. Роджерс, А. Маслоу, Г.Олпорт), процесс социальной адаптации человека состоит в уменьшении той составляющей «Я», которая проявляется в стремлении получить положительное отношение со стороны социума. Процесс адаптации как одно из условий формирования реального «Я» под воздействием мнений значимых других нередко формирует дисконгруэнтность между мыслями, чувствами, поведением и реальным «Я» человека. В социальной психологии состояние адаптации понимают как готовность к выполнению различных социальных ролей (Дж. Мид, Т. Шибутани, Дж. Тернер, Т. Тард и др.), устойчивость социальных связей. В коллективной монографии «Адаптация и здоровье» произведен анализ понятия адаптации, которому «может придаваться несколько значений в зависимости от рассматриваемого аспекта: ? адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде; ? адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой; ? под адаптацией понимается результат приспособительного процесса; ? адаптация связывается с какой-то определенной «целью», к которой «стремится» организм» [27, с. 24]. Т.Ю. Волгина в своем исследовании приходит к выводу, что общими во всех определениях понятия «адаптация» являются четыре момента: ? процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух систем; ? взаимодействие разворачивается в особых условиях – условиях дисбаланса, несогласованности между системами; ? основной целью такого взаимодействия является определенная координация между системами; ? под достижением цели предполагаются определенные изменения во взаимодействующих системах [20, с.17]. С.А. Шапкин и Л.Г. Дикая выделяют три основных направления прикладных исследований феноменологии адаптации [57, с.23]. Первое направление: медико-биологические и клинико-психологические исследования Ю.А. Александровского, Р.М. Баевского; Ф.В. Березина, И.А. Воложина [3; 7; 13] рассматривают адаптацию в аспекте устойчивости организма к стрессогенным стимулам и воздействиям. Второе направление представлено психофизиологическими исследованиями реакций отдельных систем организма на неблагоприятные средовые воздействия и различного рода нагрузки. В рамках этого направления Л.М. Аболиным, М.В. Антроповой, Ю.В. Бушовым, Н.Н. Василевским, В.П. Казаначеевым, С.П. Казначеевым, В.И. Лебедевым, Ф.Е. Меерсоном и Ф.З. Меерсоном [5, с.30] адаптация изучается в аспекте индивидуального приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Третье направление: представлено ком-плексным подходом к изучению психических и функциональных состоя-ний человека в процессе выполняемой деятельности. Если первые два направления ориентированы преимущественно на сбор феноменологических данных о влиянии различных по характеру и силе внешних воздействий на организм, то в рамках третьего подхода психологами Н.Н. Даниловой, В.И. Медведевым, А.А. Налчаждян, М.В. Ромом, С.А. Шапкиным, И.С. Якиманской решается теоретическая задача определения основных закономерностей и механизмов индивидуальной адаптации. На наш взгляд, необходимо отдельно выделить психолого-педагогическое направление в исследовании процессов адаптации. В рамках данного направления А.Г. Хрибковой, Е.М. Александровской, М.В.Антороповой, А.И. Баркан, Г.Н. Сердюковой и С.М. Громбах адаптация уже рассматривается в аспекте освоения учебной деятельности и относительного соответствия социально-психологического и психофизиологического статуса индивида требованиям учебной среды [23, с 114]. Адаптация может рассматриваться как процесс и как результат этого процесса. Анализ научной литературы позволяет определить взаимоотношение понятий «адаптация», «адаптированность», «дезадаптация». Самое широкое понятие – «адаптация». Если адаптация рассматривается как результат, то синонимичными этому понятию становятся категории «адаптированность» и «успешная адаптация». Структурный анализ адаптационных явлений позволяет выделить в качестве обязательных следующие компоненты: 1) организм; 2) среду; 3) взаимоотношение и взаимодействие указанных двух компонентов. Ф.Б. Березин выделяет три группы факторов, активизирующих адаптационные механизмы: 1) резкое изменение условий среды; 2) существенная трансформация потребностей и целей индивидуума; 3) дефицит физических или психических ресурсов, обеспечивающих возможность удовлетворения значимых потребностей субъекта. Подчеркивая субъективную значимость ситуации для участника адаптационного процесса, С.М. Громбах выделяет три условия отнесения реакций организма к адаптационным: 1. Внешние воздействия являются для организма необычными, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма в данный момент; 2. Ответная перестройка организма происходит в результате более или менее длительного или многократного воздействия, оставляющего след в тех функциональных системах, которые играют главную роль в осуществлении реакции на данное воздействие; 3. Возникающая в организме перестройка биологически целесообразна. «Целесообразность» определяется степенью напряжения организма и величиной израсходованных функциональных резервов – так называемой «ценой адаптации» [1; 6; 24; 25]. Индивид «расплачивается» за возможность приспособления к новой ситуации ценой физиологического, психофизиологического и психологического напряжения, ведущего к истощению эндогенных и поведенческих ресурсов [35; 45]. В свою очередь, цена адаптации обусловлена действием субъективного фактора – психологической значимости ситуации для индивида [14]. Рассмотрение характера адаптационных процессов сквозь призму субъективного восприятия индивида и его интерпретации происходящего лишает внешние раздражители объективности признаков стрессогенности, поскольку, как отметил Л.М. Аболин, любые условия и средовые требования можно считать стрессогенными, если они не соответствуют физиологическим, психофизиологическим и психологическим возможностям человека. В рассматриваемом аспекте приспособительные действия индивида всегда обладают относительной целесообразностью – сформированные в конкретной ситуации адаптивные действия и оптимальные для нее могут приобрести дезадаптивное значение в другой ситуации. В современных подходах социально-психологическая адаптация понимается как процесс активного приспособления индивида к условиям окружающей среды и результат этого процесса или уравновешивание социальной действительности или социального в человеке. Социальная адаптация – (от лат. adapto – приспособляю и socialis – общественный) рассматривается, как «1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. От целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде зависит соотношение этих компонентов, определяющих характер поведения человека. Несмотря на непрерывный характер адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. Социальная адаптация – один из методов социализации личности. Эффективность социальной адаптации в значительной мере зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи» [51, с. 47]. Таким образом, адаптация в большинстве научных исследований рассматривается как процесс приспособления личности к социальной среде и ее требованиям. Но, так как предметом данного исследования является адаптация девиантных подростков к профессиональной деятельности, считаем необходимым рассмотреть понятие, причины и факторы, ведущие к дезадаптации подростков. Перед психологической наукой до сих пор стоит неразрешимая дилемма: что первично – дезадаптация и следующее за ней девиантное поведение, или девиантное поведение ведет за собой дезадаптацию. В любом случае эти два процесса диалектически взаимосвязаны. На протяжении многих лет в отечественной психологической лите-ратуре используется термин «дезадаптация». В западной литературе в сходном контексте встречается термин «дизадаптации» (через «и»). Отличие заключается в том, что латинская приставка de или французская des означает прежде всего исчезновение, уничтожение, полное отсутствие и лишь во вторую очередь со значительно более редким употреблением – понижение, уменьшение. В то же время латинское dis – в главном своем смысле – означает нарушение, искажение, деформацию, но значительно реже – исчезновение. Если говорить о нарушении адаптации, то следует говорить именно о дизадаптации, так как полная утрата, исчезновение адаптации в применении к мыслящему существу может означать прекращение осмысленного существования вообще, пока это существо живо и в сознании, оно так или иначе адаптировано в среде; весь вопрос в том, как и насколько эта адаптация соответствует его возможностям и тем требованиям, которые предъявляет окружающая среда. Термин «дезадаптация» ранее всего возник в психиатрической литературе. Он получил свою интерпретацию в рамках концепции предболезни. Дезадаптация рассматривается здесь как промежуточное состояние здоровья человека в общем спектре состояний от нормы до патологии. Таким образом, можно сделать вывод, что подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции социальных институтов. С.А. Беличева выделяет в зависимости от природы и характера дезадаптации: патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании [12, с. 8]. Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями пси-хического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. По степени и глубине своего проявления патогенная дезадаптация может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых – серьезные органические повреждения). Выделяют также так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. По оценкам специалистов, 15-20% детей школьного возраста страдают теми или иными формами психогенной дезадаптации и нуждаются в комплексной медико-педагогической помощи (В.Е. Каган). В общей сложности, по данным исследований А.И. Захарова, до 42% детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи врачей-педиатров, психоневрологов и психотерапевтов. Отсутствие своевремен-ной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации, к закреплению устойчивых психопатических и патопсихологических проявлений. Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации могут делиться на устойчивые и временные. К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления. Акцентуации выражаются в заметном специфическом своеобразии характера ребенка, подростка (акцентуации по гипертимному, сензитивному, шизоидному, эпилептоидному и другим типам), требуют индивидуально-педагогического подхода в семье, школе. К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации, требующим специальных психолого-педагогических коррекционных программ можно отнести также различные неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, включая такие дефекты, как снижение эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, резкий контраст в сфере познавательной активности и мотивации вербального (логического) и невербального (образного) интеллекта, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т.д.). Определенную трудновоспитуемость представляют и так называе-мые «неудобные» обучающиеся, опережающие сверстников в своем ин-теллектуальном развитии, что может сопровождаться такими чертами, как несдержанность, эгоизм, зазнайство, пренебрежительное отношение к старшим и сверстникам. Нередко сами учителя занимают неверную позицию по отношению к таким детям, обостряя взаимоотношения с ними и вызывая ненужные конфликты. Эта категория трудновоспитуемых редко проявляет себя в асоциальных поступках, и все проблемы, возникающие с «неудобными» обучающимися, должны решаться, как правило, за счет индивидуально дифференцированного подхода в условиях школьного и семейного воспитания. К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно прежде всего отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития подростка. Временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, товарищами, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное первой юношеской влюбленностью, переживание супружеских разладов в родительских отношениях и т.д.). Все эти состояния требуют тактичного, понимающего отношения педагогов и психологической поддержки со стороны практических психологов. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны: 1) прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, выступая в качестве института десоциализации, 2) косвенными десо-циализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для обучающегося, в частности, являются семья, школа. Социальная дезадаптация – процесс обратимый. Для предупреждения отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, входит организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних. Ресоциализация – организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков дезадаптированных подростков, переориентация их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды. Процесс ресоциализации, может быть затруднен тем, что социальная дезадаптация далеко не всегда представлена в «чистом виде». Чаще встречаются довольно сложные сочетания различных форм социальной, психической и патогенной дезадаптации. Социальная дезадаптация – это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление – разрыв между взрослым и детским периодом – создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявля-ется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок и ведет к формированию девиантного поведения. Актуальность проблемы дезадаптации подростков связана с резким увеличением девиантного поведения в этой возрастной группе. Социальная дезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием. Каждый вид адаптации, в том числе трудовой (профессиональной), по мнению И.А. Милославовой, включает две стороны, предметную и социально-психологическую. Предметная сторона отражает отношения в подсистеме «человек – орудие труда», а социально-психологическая –отношения в подсистеме «человек – человек» и «человек – коллектив». Социально-психологическая адаптация подразумевает приспособленность к социально-психологической атмосфере нового коллектива. В работах К.М. Астахова, И.Д. Калайкова, Е.В. Снесарева и др. трудовая (профессиональная, производственная) адаптация рассматривается как процесс полного и успешного овладения новой профессией, привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, требованиям организационной структуры, принятие свода своих прав и обязанностей на новом рабочем месте. Иными словами, относительно темы нашего исследования, адапта-ция к профессиональной деятельности (трудовая адаптация) - это процесс наполнения теоретических форм практическим опытом, утилизация полученных знаний о профессиональной деятельности, формирование общетрудовых умений и навыков, планирование собственного профессионального развития: анализ, пересмотр и коррекция карьеры, построение собственной профессиональной траектории, координат оценки себя. Социальная дезадаптация – явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов [7]. К числу таковых некоторые специалисты относят: индивидуальные; психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность); социально-психологические факторы; личностные факторы; социальные факторы. Индивидуальные факторы действуют на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющих социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций. Резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невротические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания. Природа преступности и делинквентности рассматривается наряду с формами отклоняющегося поведения, такими как неврозы, психоастении, состояние навязчивости, сексуальные расстройства. Одним из проявлений индивидуального фактора социальной дезадаптации является возникновение и существование психосоматических расстройств у дезадаптированных подростков. В основе формирования психосоматической дезадаптации человека лежит нарушение функции всей системы адаптации. Значительное место в формировании механизмов функционирования личности принадлежит процессам адаптации к условиям окружающей среды, в частности, к ее социальному компоненту. Психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность) проявляются в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния обучающегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер. При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как правило, рабочей), небезразличным является общественное мнение окружающих, сохранены социально-значимые референтные связи. Подростки испытывают затруднения в саморегуляции не столько на когнитивном (познавательном), сколько на аффективном и волевом уровне. То есть различные поступки и асоциальные проявления у них связаны не столько с незнанием, непониманием или неприятием общепринятых социальных норм, сколько с неспособностью тормозить себя, свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих. Педагогически запущенные подростки при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы уже в условиях учебно-воспитательного процесса, где ключевыми факторами могут стать «авансирование доверием»; опора на полезные интересы, которые в основном связаны с будущими профессиональными планами и намерениями; также перестройки на более эмоционально теплые отношения дезадаптивных подростков с педагогами и сверстниками [2]. От учета психологических особенностей девиантных подростков в процессе их профессионального обучения зависит, станет ли профессио-нальная деятельность только необходимой обязанностью или превратится в средство удовлетворения потребностей, в средство овладения и расширения социального опыта подростка, принятия и признания его обществом и значимыми другими, в средство развития и формирования его активной жизненной позиции.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg