Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как условие их социализации.

irina_k200 2400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.08.2020
Цель исследования: определить и научно обосновать комплекс оптимальных организационно-содержательных условий психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в детском доме. Объект исследования: процесс социализации детей-сирот в условиях детского дома. Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот в условиях детского дома. Гипотеза исследования состоит в том, что психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот в условиях детского дома будет эффективным, если: ? исходить из теоретических аспектов психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома как важнейшего условия их социализации; ? организовать взаимодействие руководителей, воспитателей, пе-дагогов, психологов, психотерапевтов в ходе реализации модели психолого-педагогического сопровождения детей-сирот. Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, определены следующие задачи. 1. Проанализировать современное состояние проблемы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в педагогической теории и практике деятельности организаций для детей, оставшихся без попечения родителей. 2. На основе изучения и обобщения научно-теоретических источников и опыта работы детского дома разработать и апробировать модель психолого-педагогического сопровождения детей-сирот. 3. В ходе апробации модели выявить и обосновать оптимальные организационно-содержательные условия психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в детском доме. Методологической основой исследования являются фундамен-тальные труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме формирования личности (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.С. Кон, C.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А. Маслоу, К. Роджерс, А. Томас и др.); психологические идеи развития личности в деятельности и общении (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.); концепция социальной адаптации, рассматривающая включение ребенка в систему социальных отношений (A.A. Анцыферова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, A.B.Мудрик и др.); современные психолого-педагогические исследования, раскрывающие феномен сиротства (И.А. Бобылева, H.H. Волоскова, О.В.Заводилкина, Н.П. Иванова, Г.С. Красницкая, Л.Я. Олиференко, Е.А.Стребелева и др.); работы, посвященные изучению социума детей-сирот, воспитывающихся в государственной организации (М.И. Лисина, B.C. Мухина, А.Г. Рузская, Л.М. Шипицына и др.). Для решения поставленных задач исследования, проверки гипотезы использовалась следующая совокупность методов: ? теоретические методы: анализ философской, исторической, психолого-педагогической и научно-методической литературы и норма-тивно-правовых актов, обобщение научно-исследовательских работ и передового педагогического опыта по исследуемой проблеме; ? эмпирические методы: тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности, констатирующий и формирующий эксперименты; ? статистические методы: количественная и качественная обра-ботка материалов опытно-экспериментального исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования являлись Социально-педагогический институт ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ и ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистенок»» г. Мичуринска Тамбовской области. Теоретическая значимость исследования выражается в том, что логически соотнесены такие понятия, как «сиротство» и «социальное си-ротство», «сирота» и «социальный сирота», уточнено понятие «психолого- педагогическое сопровождение детей-сирот», определены оптимальные организационно-содержательные условия психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в детского дома, а также критерии эффективности указанного сопровождения детей-сирот. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана модель психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома, технология ее внедрения, управленческие и методические условия ее эффективности. Полученные результаты можно использовать при планировании работы специалистов интернатных организаций, а также в ходе подготовки и повышения квалификации психологов, педагогов и других специалистов, работающих в условиях школы-интерната или детского дома.
Введение

В настоящее время считается, что семья является источником и ос-новным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. Воспитание в государственных сиротских организациях, смена организаций и опекунов ребенка, позднее усыновление – факторы, травмирующие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации. Вместе с тем, сегодня стало очевидно, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической, культурно-демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически, нравственно. Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера. В последние годы социально-экономические причины, обусловли-вающие рост сиротства, значительно обострились. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты. В связи с этим проблема сиротства в целом и организации воспита-тельно-образовательного процесса и обеспечения его оптимального психолого-педагогического сопровождения в частности остается достаточно актуальной не только в специальной, но и в общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания. Дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов, врачей. Психолого-педагогические основы формирования и развития личности даны в трудах Б.Г. Ананьева, O.A. Ахвердовой, И.В. Боева, Л.И. Божович, Л.C. Выготского, П.Я. Гальперина, В.Н. Гурова, В.В. Давыдова, И.А.Зимней, А.Н. Леонтьева, И.А. Малашихиной, A.B. Петровского, С.Л.Рубинштейна и др. Личностные особенности детей-сирот разносторонне изучаются многими специалистами – И.В. Дубровиной, С.Д. Забрамной, Е.И. Казаковой, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, А.Г. Рузской, Е.А. Стребелевой, H.H. Толстых, Л.М. Шипициной и др. Эффективность социальных воздействий в воспитании исследуется в работах таких ученых, как М.А. Алемаскин, А.Г. Асмолов, В.Т. Ащепков, A.B. Беляев, A.A. Бодалев, В.Г. Бочарова, Б.П. Битинас, Л.П. Буева, Ю.А.Лобейко, A.B. Мудрик, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов, Д.И. Фельдштейн, А.Г. Харчев, В.А. Шаповалов, В.Я. Ядов и др. Общие вопросы становления и развития социально-педагогической и психологической служб в образовательных организациях раскрыты в трудах А.И. Акуловой, Н.Е. Бекетовой, Т.А. Васильковой, Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, М.П. Гурьяновой, И.Н. Закатовой, В.П.Озерова, Е.М. Рыбинского, П.А. Шептенко, Т.Ф. Яркиной и др. Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспи-тания и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в исследованиях О.С. Газмана, A.B. Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я.Олиференко, Л.К. Сидоровой и др. Вместе с тем, анализ литературы, проведенный в рамках нашего исследования, подтверждает, что проблемы сиротства недостаточно изучены. Прежде всего, это касается вопроса о психолого-педагогическом сопровождении детей-сирот в условиях школы-интерната или детского дома. Несмотря на повышенный интерес к мероприятиям по социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в педагогической практике отмечается реализация данных задач на интуитивно-эмпирическом уровне. Как показывает анализ действующих учебных планов и программ организаций для детей-сирот, их социальная адаптация не рассматривается как основной конечный результат всей учебно- воспитательной работы. Интернаты, детские дома все еще ориентированы на формирование знаний и умений по каждому предмету учебного плана без учета значения их для социальной адаптации. Отсутствие целостных программ подготовки к самостоятельной жизни снижает эффективность данной работы. В этой связи возникает проблема: каковы основные организацион-но-содержательные условия психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в детском доме? Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Научно-теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях дет-ского дома …………………………………………………………… 9 1.1 Проблема сиротства в психолого-педагогической науке ……………………………………………………………. 9 1.2 Психолого-педагогическое сопровождение как условие социализации воспитанников детского дома …………….. 31 Глава 2 Организационно-содержательные условия психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома 57 2.1 Модель психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома ……………………… 57 2.2 Анализ результатов внедрения модели психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома …………………………………………………. 76 Заключение ………………………………………………………….. 89 Список использованных источников ……………………………. 93
Список литературы

1. Аксенова, В.И. Социализация воспитанников детского дома: проблемы, поиски, решения / В.И. Аксенова, Н.П. Бушкова, Н.А. Палиева. – Волгоград: Перемена, 2013. – 116 с. 2. Актуальные проблемы современного детства / под ред. Е. М. Рыбинского. – М.: Флинта, 2011. – 128 с. 3. Александровская, Э.Э. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста / Э.Э. Александровская // Прикладная психология. – 2010. – № 6. – С. 40-62. 4. Алмазов, Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: учеб. пос. / науч. ред. Э.Ф. Зеер. – СПб.: Питер, 2012. – 310 с. 5. Асмолов, А.Н. Психология личности / А.Н. Асмолов. – М.: Педагогика, 2008. – 172 с. 6. Байбородова, Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Л.В. Байбородова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 154 с. 7. Батуев, A.C. Психофизиологические основы доминанты мастер-ства / А.С. Батуев // Психофизиология матери и ребенка. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. – 183 с. 8. Беляков, В.В. Инновационные подходы в работе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В.В. Беляков // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 3. – С. 6-13. 9. Беляков, В.В. Сиротские детские учреждения России: Исторический очерк / В.В. Беляков. – М.: НИИ детства РДФ, 2010. – 218 с. 10. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под. ред. Д.И.Фельдштейна – М.; Воронеж: МОДЭК, 2007. – 365 с. 11. Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования / Е.В. Бондаревская // Методист. – 2013. – № 2. – С. 12-19. 12. Борозинец, Н.М. Социально-психологические аспекты помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей / Н.М. Борозинец, Е.В. Евмененко, Г.Ю. Козловская, Н.А. Палиева. – Волгоград: Перемена, 2013. – 198 с. 13. Бочарова, В.Г. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий / В.Г. Бочарова. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2009. – 210 с. 14. Брускова, Е. Семья без родителей / Е. Брускова. – М.: Центр развития социально-педагогических инициатив, 2013. – 202 с. 15. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 2011.– 160 с. 16. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / под ред. Н.П. Ивановой. – М.: Владос, 2009. – 104 с. 17. Выготский, Л.C. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2006. – 336 с. 18. Газман, О.С. Теория: что такое педагогическая поддержка / О.С.Газман // Классный руководитель. – 2010. – № 3. – С. 21-29. 19. Галагузова, М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова. – М.: Владос, 2010. – 317 с. 20. Галигузова, Л.Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, Л.М.Царегородцева // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 33-41. 21. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С.Гершунский. – М.: Совершенство, 2008. – 364 с. 22. Горбунова, О. Детдомовский ребенок и учитель: аспекты взаимоотношений / О. Горбунова // Педагогика. – 2013. – № 2. – С. 31-37. 23. Горшкова, Е.А. Реабилитационная педагогика: история и современность / Е.А. Горшкова, Р.В. Овчарова. – М.: НИИ школ, 2012. – 254 с. 24. Гуров, В.Н. Реформирование системы обеспечения жизнедея-тельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Материалы ВНИК) / В.Н. Гуров, В.Ф. Вишнякова. – Волгоград: Перемена, 2013. – 78 с. 25. Дементьева, И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И.Ф. Дементьева. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2010. – 226 с. 26. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой.– М.: Полиграфсервис, 2008. – 238 с. 27. Дети социального риска и их воспитание. учеб.-метод. пособие / под ред. Л.М Шипицыной. – СПб.: Питер, 2013. – 144 с. 28. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина. – М.: Владос, 2008. – 265 с. 29. Забрамная, С.Д. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к систематическому школьному обучению / С.Д. Забрамная // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 21-27. 30. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: ЛОГОС, 2011. – 384 с. 31. Климина, О.Г. Школьные трудности воспитанников детских до-мов / О.Г. Климина // Начальная школа. – 2014. – № 2. – С. 31-36. 32. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л.M. Шипицыной. – СПб.: Питер, 2010. – 210 с. 33. Концепция воспитания школьников в современных условиях. – М.: ИТПиМИОРАО, 2008. – 116 с. 34. Кочкина, Л.C. Подготовка детей-сирот к жизненному и профес-сиональному самоопределению в условиях дома детства / Л.С. Кочкина. – М.: Гардарики, 2011. – 163 с. 35. Красницкая, Г.С. Усыновление: вопросы и ответы (специалистам опеки и попечительства) / Г.С. Красницкая. – М.: Педагогика, 2007. – 174 с. 36. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / под ред. B.C. Мухиной. – М.: Академия, 2009. – 139 с. 37. Мудрик, A.B. Социализация и воспитание / А.В. Мудрик. – М.: Владос, 2007. – 218 с. 38. Мудрик, A.B. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2010. – 328 с. 39. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. – 115 с. 40. Одинцова, Л. Детский дом, организованный по семейному принципу / Л. Одинцова, Н. Шамахова // Воспитание школьников. – 2014. – №2. – С. 55-59. 41. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2009. – 924 с. 42. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система: монография / Л.Я. Олиференко. – М.: Народное образование, 2012.– 112 с. 43. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. М.М. Безруких, В.А. Болотова, Л.С. Глебова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2010. – 528 с. 44. Петровский, A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 2008. – 255 с. 45. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Пи-тюков. – М.: «Гном-Пресс», 2009. – 198 с. 46. Посыпанов, О.Г. Методика измерения социальной адаптации личности / О.Г. Посыпанов // Современная психология: Состояние и пер-спективы исследований. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 363 с. 47. Прихожан, A.M. Работа психолога в учреждениях интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Рабочая книга школьного психолога. – М.: Педагогика, 2011. – 210 с. 48. Прихожан, A.M. Дети без семьи / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М.: Педагогика, 2009. – 202 с. 49. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: метод. пособие. – Ярославль: ЯЛТУ им. К.Д. Ушинского, 2009. – 129 с. 50. Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М., Педагогика, 2010. – 220 с. 51. Психическое развитие детей-сирот / од ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: ИСП и П, 2008. – 189 с. 52. Реан, А.Н. Психодиагностика в педагогическом процессе / А.Н.Реан. – СПб.: Питер, 2010. – 258 с. 53. Роль инновационных школ-интернатов и детских домов в развитии одаренности и формировании личности воспитанников / под ред. С.Н.Калашниковой, Н.В. Кирий. – Волгоград: Перемена, 2013. – 112 с. 54. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 -х т. / под ред. В.В.Давыдова, Э.Д. Днепрова, В.П. Зинченко и др. – М.: Научное изда-тельство «Большая Российская энциклопедия», 2008. – 672 с. 55. Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты дет-ства: социально-правовые проблемы / Е.М. Рыбинский. – М.: Академия, 2014. – 204 с. 56. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Се-левко, А.Г. Селевко. – М.: Народное образование, 2012. – 176 с. 57. Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: метод. пособие / под ред. Н.М. Иовчук. – М.: Издат. центр «Реалтэк», 2013. – 211 с. 58. Степанов, E.H. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения / Е.Н. Степанов. – Псков: ПОЧПКРО, 2008. – 167 с. 59. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под. ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И.Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 254 с. 60. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический фе-номен и особое состояние развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2008. – № 1. – С. 31-39. 61. Червакова, И.М. Кров: (О судьбах детей из детских домов) / И.М.Червакова. – М.: Молодая Гвардия, 2008. – 160 с. 62. Чепурных, Е.Е. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми / под ред. Н.П.Ивановой. – СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2011. – 120 с. 63. Черепанова, Е.М. Любовь и защита: Как помочь детям, пережи-вающим глубокую психологическую травму / Е.М. Черепанова // Семья и школа. – 2005. – № 8. – С. 42-49. 64. Шипицына, Л.М. Развитие личности ребенка в условиях мате-ринской депривации / Л.М. Шипицына, Е.С. Иванова, А.Д. Виноградова. – СПб.: Речь, 2007. – 189 с. 65. Шульга, Т.И. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко. – М.: УРАО, 2007. – 111 с. 66. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2006. – 195 с. 67. Ярулов, А.О. психолого-педагогических основах планирования жизнедеятельности детского дома / А.О. Ярулов // Директор школы. – 2009. – № 2. – С. 33-38. 68. Giddens A. In Defence of Sociology. – Cambridge, 1997. 69. Grenstein F. A Note on the Ambiguity of Political Socialization: Definitions, Criticism and Strategies of Inquiry // The Civil Culture Revisited. / Ed. Almond and Verba. – Boston, 1980. 70. Hifforde R. School Effectiveness: The Debate So Far // NUT Edica-tion Review. – 1990. – Vol. 4. – No. 2. – P. 21-25. 71. Ritzer G Classical Sociological Theory. – N.Y., 1996.
Отрывок из работы

Глава 1 Научно-теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома 1.1 Проблема сиротства в психолого-педагогической науке Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Проблема распространения сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих стран. По всему миру таких детей называют по-разному – «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные». Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка. Реальную картину сиротства в России определить сложно. В последние годы в России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их общее количество ежегодно увеличивается примерно на 30-40 тыс. чел. На территории Российской Федерации общее число детей-сирот в 2011 г. составляло более 662,5 тыс. чел., а к 2014 г. их численность достигла почти 700 тыс. чел. Распространение явления сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России на протяжении XX в. и связанными с тремя разрушительными войнами (первая мировая война, гражданская война и Великая Отечественная война), террором 1920-1930-х гг., а также последствиями перестройки конца 1980-начала 1990-х гг., Чеченская кампания. А начало нового тысячелетия характеризуется масштабным и угрожающим всему миру явлением – терроризм. Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей и которая до конца еще не исследована. Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психологического и социального развития. Система социально-педагогической поддержки детства предусмат-ривает создание специальных социально-педагогических организаций для детей, оставшихся без попечения родителей. Потребность в таких организациях обусловлена тем, что появились многочисленные категории детей «группы риска», проблемы которых не решают типовые образовательные организации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, не имеющие жилья и прописки; дети-беженцы; дети из неблагополучных семей, испытывающие разного вида насилие; дети, находящиеся в кризисной ситуации в семье или обществе, и др. Это дети, права которых нарушены, и прежде всего право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития. Поэтому инновационные социально-педагогические организации призваны защитить это неотъемлемое право ребёнка, оперативно оказывая ему необходимую помощь и под-держку, предоставляя возможность временного проживания, обеспечивая едой и одеждой, медицинской помощью, а также создавая условия для его социальной адаптации и при необходимости – социальной реабилитации. Такие организации появились в России относительно недавно. И хотя за последние годы во многих городах уже созданы и продолжают создаваться многообразные типы социально-педагогических организаций разного профиля, пока ещё они для нас в новинку. Эти организации существенно отличаются друг от друга не только названиями, но и спектром оказываемых услуг, организационно-правовыми формами, контингентом детей, с которыми ведётся работа, характером решаемых проблем и т. д. Одни из них интенсивно развиваются, занимают прочное место в ряду образовательно-воспитательных организаций, другие оказываются нежизнеспособными, бесперспективными. Фактически идёт «естественный отбор» наиболее оптимальных и дающих наибольший эффект организационных форм социально-педагогической поддержки детства. Однако при всей необходимости и даже неизбежности начального этапа в создании новой сферы профессиональной деятельности такой путь чреват значительными неэффективными материальными и социальными затратами. Вкладывать большие средства в создание новых организаций, которые не дадут ожидаемого социального результата, в условиях финансового дефицита недопустимо. Единственная реальная возможность существенно снизить вероятность такого рода потерь – научная обоснованность нововведений. С древнейших времен сироты вызывали к себе жалостливое отношение, стремление приласкать и утешить обездоленного ребенка, однако судьба сирот всегда была нелегкой. Для устройства детей-сирот использовались различные формы: организация учреждений для сирот – воспитательных домов, сиротских детских приютов, учебно-воспитательных учреждений (при монастырях, церквях, государственные, на средства частных лиц и пр.); опека и попечительство, усыновление. Первые крупные заведения для беспризорных детей известны в Европе с VIII в. (Милан), в России – с начала XVIII в. (Новгород). В XX в. мировые войны, революции и другие социальные потрясе-ния, кризис общества не только стали причиной появления большого числа сирот, но и вызвали в большинстве стран мира (в том числе и экономически развитых) новое явление – сиротство социальное, обусловленное социально-экономическими и нравственными процессами в обществе и выражающееся в устранении родителей от их обязанностей по отношению к собственным детям. Интервенция, эпидемии и голод разрушили многие семьи, многие дети остались без родителей. На спасение детей были брошены всевоз-можные силы и средства. Детские организации организовывались и воз-главлялись такими известными педагогами, как A.C. Макаренко, М.М.Пистрак, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий и др. Любые мировые и локальные проблемы очень тяжело сказываются на положении населения стран. Войны, революции и другие общественные явления порождают миллионы обездоленных людей, голод, эпидемии, гибель как военного, так и гражданского населения, появление огромного количества беспризорных детей и детей-сирот. В России в годы первой мировой войны, революций, гражданской войны, беспризорность стала массовым явлением. Государство вынуждено было взять заботу о беспризорных детях, сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, на свои плечи, организовав сеть специальных детских организаций для сотен тысяч детей разного возраста. Великая Отечественная война принесла неисчислимые беды народам Советского Союза. Более двадцати семи миллионов человеческих жизней советских граждан унесла война, и среди ее жертв – миллионы детей. И вновь государство берет их содержание, обучение и воспитание в свои руки, открывая тысячи детских домов, интернатов, училищ, определяя детей в приемные семьи. Явления беспризорности и безнадзорности, распространившиеся после первой мировой войны и в течение последующих десятилетий сократившиеся, с новой силой возникли в 1980-х гг. XX в.. С середины 1980-х гг. проблемы социального сиротства находятся в центре внимания мировой общественности. Во многих государствах разрабатываются специальные программы социальной защиты детей-сирот. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) занимается теоретическими и практическими ис-следованиями социального сиротства в мире. Этот период характеризуется всплеском научных открытий в обла-сти изучения детей-сирот. Ряд советских ученых (B.C. Мухина, М.И. Ли-сина и др.) стали изучать психологические особенности личности ребенка-сироты, а также были выделены и научно обоснованы отклонения психического и физического характера, связанные с сиротством. Увеличилась в три раза численность воспитанников интернатных организаций, изменился их состав. Большинство стали составлять так называемые отказные дети – рожденные вне брака одинокими матерями и оставленные ими на попечение государства, а также дети, родители которых лишены своих прав по воспитанию детей решением суда. Возросло число детей с различными отклонениями в физическом, умственном и нравственном развитии. Был принят ряд государственных мер по нормализации жизни детей-сирот, определена правовая защита сирот, укреплена материальная база интернатных организаций. Начали работу Российский детский фонд (основан в 1987 г. как Советский детский фонд им. В.И. Ленина), ряд благотворительных фондов и организаций. Однако такие попытки улучшить ситуацию с социальным сиротством не смогли изменить ее в целом [189]. В 90-е г. XX в. в нашей стране было открыто большое количество семейных детских домов, а также получает развитие российская модель детской деревни «SOS» (Московская область) и патронатное воспитание (Карелия, Москва, Калининградская, Пермская, Новгородская области, Алтайский край). Число детских домов в 1975 г. было 914, и в них воспитывалось 105 тыс. детей. Начиная же с 1980 по 1989 гг. появились школы-интернаты для детей-сирот. Детских домов стало меньше, а число интернатных организаций всех типов для детей-сирот возросло с 3605 до 3812, пожалуй, прежде всего, за счет открытия новых школ-интернатов – 106 и школ-интернатов для детей с недостатками в развитии – 158. Число воспитанников во всех этих организаций росло значительно медленнее – с 556 до 575 тыс. чел., то есть всего на 19 тыс. чел., зато значительно возросло количество детей-сирот, взятых под опеку, – до 290 тыс. чел. в 1988 г. и на усыновление – до 525 тыс. чел. Именно в этот период были приняты важные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, о которых было сказано выше, а также постановление Совета Министров СССР от 17.04.88 г. № 2012 «О создании детских домов семейного типа». Они оказали позитивное влия-ние на снижение роста социального сиротства. Каково положение детей-сирот сегодня? По данным государственного доклада «О положении детей России. 2012 г.», число детей, оставшихся без попечения родителей, продолжает увеличиваться. В 2011 г. их было выявлено 128,1 тыс., что на 4,0% больше, чем в 2010 г., и на 12,4% больше, чем в 2009 г. Свыше 40% из них составляют дети, чьи родители лишены родительских прав. В 2011 г. у 56,4 тыс. детей родители лишены родительских прав, что на 6,2% больше, чем в 2010 г., и на 21,1% больше, чем в 2009 г. В то же время численность детей, находящихся на попечении государства, родители которых не лишены родительских прав, в 2011 г. сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15,9%, составив 3,4 тыс. чел., что на 2,4% меньше, чем в 2009 г. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей в течение 2011 г., были переданы под опеку (попечительство) или на усыновление. Их численность в 2011 г. составила 77,8 тыс., чел., или, 60,8% от общего числа детей, оставшихся без родительского попечения. В последние годы растут как количество детей, переданных на воспитание в семьи граждан (по сравнению с 2010 г. на 4,8%, с 2009 г. – на 15,1%), так и их доля среди детей, лишившихся попечения родителей (2010 г. – 60,3%, 2009 г. – 59,4%). В 2011 г. 28,2% детей, оставшихся без попечения родителей, были устроены в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации социальной защиты населения и иные организации на полное государственное обеспечение. Доля таких детей сокращается: в 2010 г. она составляла 29,4%, в 2009 г. – 30,7%. Несколько уменьшилась и абсолютная их численность, составив в 2011 г. 36,1 тыс. чел. против 36,2 тыс. чел. в 2010 г. В это же время 1,7 % детей, оставшихся без попечения родителей, были устроены в организации начального, среднего и высшего профессионального образования и другие образовательные организации на полное государственное обеспечение. По сравнению с 2010 г. их число и доля практически не изменились (2011 г. – 2139 чел., 2010 г. – 2154 чел.). Не устроенными в семьи или соответствующие организации оста-лись в 2011 г. 13,1 тыс. детей (2010 г. – 11,7 тыс.), это связано с необходимостью сбора документов и работой по подбору опекунов (попечителей), приемных или патронатных родителей. Эти дети временно находятся в приютах, лечебно-профилактических организациях. В целом число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 г. достигло 685,1 тыс. чел. (на 3,4% больше, чем в 2010 г.). Из них 347,5 тыс. чел. (50,7%) находятся под опекой (попечительством), 154,2 тыс. чел. (22,5%) воспитываются в семьях усыновителей, 183,4 тыс. чел. (26,8%) – в различных интернатных организациях [55]. В целях улучшения положения детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2011 г. № 374. Указанным документом в 3 раза увеличено ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей, нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанной категории детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т. п. на детей, направленных в негосударственные организации образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных организаций для детей-сирот и специализированных организаций для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Если в 1980 г. число интернатных организаций в России составляло 64,4% от общесоюзного числа, а число воспитанников в них – 46,3%, то через 30 лет доля российских интернатных организаций по отношению к союзным составляла уже 88,1%, а число воспитанников в них –56%. Следовательно, по тому и другому показателю Россия опережает союзные показатели. Стремительный рост социального сиротства в России продолжается. Дети, лишенные права жить и воспитываться в семье, согласно закону находятся под опекой и попечительством государства, его защитой, что должно гарантировать наличие условий как для нормального развития ребенка, так и для специальной реабилитационной работы по устранению дефектов в состоянии его здоровья. Теряя право иметь семейное окружение, ребенок автоматически теряет возможность не только реализовать другие свои права, но и главным образом реализовать их в объеме, необходимом для его наилучшего развития. На сегодняшний день условия содержания детей в большинстве организаций вызывают серьезную озабоченность общественности. Поиск более эффективных форм социального воспитания детей-сирот относится к общенациональным задачам. Большое число детей стало покидать семьи и воспитательные орга-низации из-за плохого обращения и содержания. Одна часть из безнадзорных детей продолжала поддерживать ограниченные контакты с семьей, другие дети стали социальными сиротами. 90% детей-сирот – это социальные сироты. В настоящее время широко используются в теоретических исследо-ваниях два понятия: • «Сирота (сиротство)». • «Социальный сирота (социальное сиротство)». Но т.к. само понятие «сиротство» многоаспектно, его можно рас-сматривать исходя из различных научных подходов. В частности, «Толковый словарь русского языка» дает следующее определение: «Сирота – ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя. Сиротство – состояние сироты: одиночество» [41, с. 708]. С точки зрения педагогики, сиротство – негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей. По мнению Л.Я. Олиференко, Т.Н. Шульга, социальные сироты – это особая социально-демографическая группа детей от 0 до 18 лет, ли-шившихся попечения родителей по социально-экономическим, а также морально-нравственным причинам, т.е., это дети, которые имеют родителей, лишенных родительских прав, страдающих тяжелыми заболеваниями, в том числе и психическими, вследствие алкоголизма, наркомании и т.п.; отказавшихся от своих детей. Социальное сиротство, как указывает Е.М. Рыбинский, есть «устранение или неучастие большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения)» [55, с. 20]. По данным того же автора, более 50% детей помещаются в дома ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в заключении. По данным исследований, в 96% семей, лишенных родительских прав, отец или мать, а чаще оба – алкоголики. Алкоголизм по-прежнему остается ведущей причиной принудительного сиротства. Особую группу составляют отказные дети. Самые распространенные причины отказа от ребенка – его тяжелая болезнь (60%), а также трудные материальные и бытовые условия семьи (около 20%). Таким образом, чаще всего отказ родителей вызван необходимостью устройства тяжело больного ребенка на полное государственное попечение [55]. К причинам социального сиротства также относятся: резкое ухудшение материального положения населения, его социально-экономическое расслоение, межнациональные конфликты, появление беженцев, урбанизация, кризисное состояние систем образования и воспитания. Все эти факторы характерны для многих стран и разрушительно воздействуют на семью, в результате чего снижается уровень рождаемости, увеличивается число неполных семей, появляются дети-бомжи, дети-изгои. Анализируя данные выше определения, можно выделить наиболее общие характеристики понятия сиротства. Дети-сироты – это лица, у которых умерли оба родителя или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ре-бенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу берет на себя государство и общество. Таким образом, ссылаясь на мнение Е.И. Казаковой и Л.М. Шипи-цыной, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители: ? умерли; ? лишены родительских прав; ? ограничены в родительских правах; ? признаны без вести пропавшими; ? недееспособны; ? отбывают наказание в местах лишения свободы; ? уклоняются от воспитания детей. Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова [51] указывают в своих работах на то, что самое драматичное последствие сиротства – это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к III-V (наиболее низким) группам здоровья. Почти 55% отстают в физическом развитии. Лишь 4,7% детей характеризуются как практически здоровые. Помимо последствий органического поражения мозга, у 30% отмечаются хронический тонзиллит, дискинезия желчных путей, астмоидный бронхит, хронический пиелонефрит, очень часты энурезы. Но наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в организации, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение ин-теллектуального и личностного развития. Во многих случаях (85-92%) выпускники детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы, тогда как в общей детской популяции доля лиц с задержанным умственным развитием не превышает 8-10%. Помимо задержек интеллектуального развития, формируется ком-плекс сложных нарушений эмоционального развития в рамках парааутизма: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов, с возрастом обнаруживается тенденция к углублению отставания в развитии эмоций. Такие нарушения неизбежны и для здоровых детей и тем более усугубляются у детей с врожденной патологией. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских организациях вызывает у ребенка в более старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних – это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. Также авторы говорят о том, что детям-сиротам и социальным сиротам свойственны инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы и, как следствие, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах, трудности в общении там, где это общение произвольно, где требуется умение строить отношения, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения. Проблемы психического развития. Изложенные выше данные позволяют сделать вывод, что как в развитии интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер, так и в особенностях поведения детей младшего школьного возраста, воспитывающихся вне семьи, обнаруживается определенная специфика, которую мы склонны интерпретировать не как простое отставание в психическом развитии, а как качественно иной характер его протекания. Эта специфика проявляется в несформированности внутреннего, идеального плана, в связанности мышления, мотивации, поведенческих реакций внешней ситуацией. Казалось бы, учитывая особенности детской организации, где дети поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликтов. Существует мнение, что это действительно характеризует общение в школе-интернате. Однако, воспитанники интерната менее успешны в решении конфликтов в общении со взрослыми и сверстниками, чем обучающиеся обычной школы. Бросаются в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, то есть, по существу, доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и соответственно неспособность конструктивно разрешить конфликт. Для понимания причин возникновения описанных особенностей поведения у воспитанников школы-интерната недостаточно указания лишь на узость, ограниченность их контактов со взрослыми, с одной стороны, и высокую интенсивность контактов со сверстниками – с другой, как простых количественных характеристик; необходим глубокий качественный анализ специфики общения детей со взрослыми и сверстниками в условиях детской организации. Важно учитывать, что в детской организации ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не властен, предпочесть ей какую-либо другую группу, как это способен сделать любой другой ученик обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее. Принадлежность к определенной группе сверстников становится как бы безусловной. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных – как между братьями и сестрами. Такую безусловность в общении со сверстниками в детской организации можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи. С другой стороны, нельзя не увидеть и заметных издержек – подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения. Сферу общения с взрослыми детей, воспитывающихся вне семьи, характеризует, как неоднократно отмечалось выше, особая напряженность, сдержанность, агрессивность. Проблемы психологического характера чаще определяется недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения с взрослыми. Этот факт, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника детского дома. У части воспитанников имеются психологические проблемы противоположного плана – когда после эмоционального теплого семейного детства они ока-зываются в государственной организации. Такие дети постоянно переживают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом, с девиантным поведением до поступления в детский дом и в первые месяцы после поступления, оно наблюдается у 70% детей и под-ростков.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 57 страниц
1425 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg