Глава 1
Научно-теоретические основы
психолого-педагогического сопровождения
детей-сирот в условиях детского дома
1.1 Проблема сиротства в психолого-педагогической науке
Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Проблема распространения сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих стран. По всему миру таких детей называют по-разному – «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные».
Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка.
Реальную картину сиротства в России определить сложно. В последние годы в России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их общее количество ежегодно увеличивается примерно на 30-40 тыс. чел. На территории Российской Федерации общее число детей-сирот в 2011 г. составляло более 662,5 тыс. чел., а к 2014 г. их численность достигла почти 700 тыс. чел.
Распространение явления сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России на протяжении XX в. и связанными с тремя разрушительными войнами (первая мировая война, гражданская война и Великая Отечественная война), террором 1920-1930-х гг., а также последствиями перестройки конца 1980-начала 1990-х гг., Чеченская кампания. А начало нового тысячелетия характеризуется масштабным и угрожающим всему миру явлением – терроризм.
Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей и которая до конца еще не исследована.
Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психологического и социального развития.
Система социально-педагогической поддержки детства предусмат-ривает создание специальных социально-педагогических организаций для детей, оставшихся без попечения родителей.
Потребность в таких организациях обусловлена тем, что появились многочисленные категории детей «группы риска», проблемы которых не решают типовые образовательные организации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, не имеющие жилья и прописки; дети-беженцы; дети из неблагополучных семей, испытывающие разного вида насилие; дети, находящиеся в кризисной ситуации в семье или обществе, и др. Это дети, права которых нарушены, и прежде всего право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития. Поэтому инновационные социально-педагогические организации призваны защитить это неотъемлемое право ребёнка, оперативно оказывая ему необходимую помощь и под-держку, предоставляя возможность временного проживания, обеспечивая едой и одеждой, медицинской помощью, а также создавая условия для его социальной адаптации и при необходимости – социальной реабилитации.
Такие организации появились в России относительно недавно. И хотя за последние годы во многих городах уже созданы и продолжают создаваться многообразные типы социально-педагогических организаций разного профиля, пока ещё они для нас в новинку. Эти организации существенно отличаются друг от друга не только названиями, но и спектром оказываемых услуг, организационно-правовыми формами, контингентом детей, с которыми ведётся работа, характером решаемых проблем и т. д. Одни из них интенсивно развиваются, занимают прочное место в ряду образовательно-воспитательных организаций, другие оказываются нежизнеспособными, бесперспективными. Фактически идёт «естественный отбор» наиболее оптимальных и дающих наибольший эффект организационных форм социально-педагогической поддержки детства.
Однако при всей необходимости и даже неизбежности начального этапа в создании новой сферы профессиональной деятельности такой путь чреват значительными неэффективными материальными и социальными затратами. Вкладывать большие средства в создание новых организаций, которые не дадут ожидаемого социального результата, в условиях финансового дефицита недопустимо. Единственная реальная возможность существенно снизить вероятность такого рода потерь – научная обоснованность нововведений.
С древнейших времен сироты вызывали к себе жалостливое отношение, стремление приласкать и утешить обездоленного ребенка, однако судьба сирот всегда была нелегкой.
Для устройства детей-сирот использовались различные формы: организация учреждений для сирот – воспитательных домов, сиротских детских приютов, учебно-воспитательных учреждений (при монастырях, церквях, государственные, на средства частных лиц и пр.); опека и попечительство, усыновление. Первые крупные заведения для беспризорных детей известны в Европе с VIII в. (Милан), в России – с начала XVIII в. (Новгород).
В XX в. мировые войны, революции и другие социальные потрясе-ния, кризис общества не только стали причиной появления большого числа сирот, но и вызвали в большинстве стран мира (в том числе и экономически развитых) новое явление – сиротство социальное, обусловленное социально-экономическими и нравственными процессами в обществе и выражающееся в устранении родителей от их обязанностей по отношению к собственным детям.
Интервенция, эпидемии и голод разрушили многие семьи, многие дети остались без родителей. На спасение детей были брошены всевоз-можные силы и средства. Детские организации организовывались и воз-главлялись такими известными педагогами, как A.C. Макаренко, М.М.Пистрак, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий и др.
Любые мировые и локальные проблемы очень тяжело сказываются на положении населения стран. Войны, революции и другие общественные явления порождают миллионы обездоленных людей, голод, эпидемии, гибель как военного, так и гражданского населения, появление огромного количества беспризорных детей и детей-сирот. В России в годы первой мировой войны, революций, гражданской войны, беспризорность стала массовым явлением. Государство вынуждено было взять заботу о беспризорных детях, сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, на свои плечи, организовав сеть специальных детских организаций для сотен тысяч детей разного возраста.
Великая Отечественная война принесла неисчислимые беды народам Советского Союза. Более двадцати семи миллионов человеческих жизней советских граждан унесла война, и среди ее жертв – миллионы детей. И вновь государство берет их содержание, обучение и воспитание в свои руки, открывая тысячи детских домов, интернатов, училищ, определяя детей в приемные семьи.
Явления беспризорности и безнадзорности, распространившиеся после первой мировой войны и в течение последующих десятилетий сократившиеся, с новой силой возникли в 1980-х гг. XX в.. С середины 1980-х гг. проблемы социального сиротства находятся в центре внимания мировой общественности. Во многих государствах разрабатываются специальные программы социальной защиты детей-сирот. Детский фонд
ООН (ЮНИСЕФ) занимается теоретическими и практическими ис-следованиями социального сиротства в мире.
Этот период характеризуется всплеском научных открытий в обла-сти изучения детей-сирот. Ряд советских ученых (B.C. Мухина, М.И. Ли-сина и др.) стали изучать психологические особенности личности ребенка-сироты, а также были выделены и научно обоснованы отклонения психического и физического характера, связанные с сиротством.
Увеличилась в три раза численность воспитанников интернатных организаций, изменился их состав. Большинство стали составлять так называемые отказные дети – рожденные вне брака одинокими матерями и оставленные ими на попечение государства, а также дети, родители которых лишены своих прав по воспитанию детей решением суда. Возросло число детей с различными отклонениями в физическом, умственном и нравственном развитии. Был принят ряд государственных мер по нормализации жизни детей-сирот, определена правовая защита сирот, укреплена материальная база интернатных организаций. Начали работу Российский детский фонд (основан в 1987 г. как Советский детский фонд им. В.И. Ленина), ряд благотворительных фондов и организаций. Однако такие попытки улучшить ситуацию с социальным сиротством не смогли изменить ее в целом [189].
В 90-е г. XX в. в нашей стране было открыто большое количество семейных детских домов, а также получает развитие российская модель детской деревни «SOS» (Московская область) и патронатное воспитание (Карелия, Москва, Калининградская, Пермская, Новгородская области, Алтайский край).
Число детских домов в 1975 г. было 914, и в них воспитывалось 105 тыс. детей. Начиная же с 1980 по 1989 гг. появились школы-интернаты для детей-сирот. Детских домов стало меньше, а число интернатных организаций всех типов для детей-сирот возросло с 3605 до 3812, пожалуй, прежде всего, за счет открытия новых школ-интернатов – 106 и школ-интернатов для детей с недостатками в развитии – 158. Число воспитанников во всех этих организаций росло значительно медленнее – с 556 до 575 тыс. чел., то есть всего на 19 тыс. чел., зато значительно возросло количество детей-сирот, взятых под опеку, – до 290 тыс. чел. в 1988 г. и на усыновление – до 525 тыс. чел. Именно в этот период были приняты важные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, о которых было сказано выше, а также постановление Совета Министров СССР от 17.04.88 г. № 2012 «О создании детских домов семейного типа». Они оказали позитивное влия-ние на снижение роста социального сиротства.
Каково положение детей-сирот сегодня? По данным государственного доклада «О положении детей России. 2012 г.», число детей, оставшихся без попечения родителей, продолжает увеличиваться. В 2011 г. их было выявлено 128,1 тыс., что на 4,0% больше, чем в 2010 г., и на 12,4% больше, чем в 2009 г. Свыше 40% из них составляют дети, чьи родители лишены родительских прав.
В 2011 г. у 56,4 тыс. детей родители лишены родительских прав, что на 6,2% больше, чем в 2010 г., и на 21,1% больше, чем в 2009 г. В то же время численность детей, находящихся на попечении государства, родители которых не лишены родительских прав, в 2011 г. сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15,9%, составив 3,4 тыс. чел., что на 2,4% меньше, чем в 2009 г.
Большинство детей, оставшихся без попечения родителей в течение 2011 г., были переданы под опеку (попечительство) или на усыновление. Их численность в 2011 г. составила 77,8 тыс., чел., или, 60,8% от общего числа детей, оставшихся без родительского попечения. В последние годы растут как количество детей, переданных на воспитание в семьи граждан (по сравнению с 2010 г. на 4,8%, с 2009 г. – на 15,1%), так и их доля среди детей, лишившихся попечения родителей (2010 г. – 60,3%, 2009 г. – 59,4%).
В 2011 г. 28,2% детей, оставшихся без попечения родителей, были устроены в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации социальной защиты населения и иные организации на полное государственное обеспечение. Доля таких детей сокращается: в 2010 г. она составляла 29,4%, в 2009 г. – 30,7%. Несколько уменьшилась и абсолютная их численность, составив в 2011 г. 36,1 тыс. чел. против 36,2 тыс. чел. в 2010 г. В это же время 1,7 % детей, оставшихся без попечения родителей, были устроены в организации начального, среднего и высшего профессионального образования и другие образовательные организации на полное государственное обеспечение. По сравнению с 2010 г. их число и доля практически не изменились (2011 г. – 2139 чел., 2010 г. – 2154 чел.).
Не устроенными в семьи или соответствующие организации оста-лись в 2011 г. 13,1 тыс. детей (2010 г. – 11,7 тыс.), это связано с необходимостью сбора документов и работой по подбору опекунов (попечителей), приемных или патронатных родителей. Эти дети временно находятся в приютах, лечебно-профилактических организациях.
В целом число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 г. достигло 685,1 тыс. чел. (на 3,4% больше, чем в 2010 г.). Из них 347,5 тыс. чел. (50,7%) находятся под опекой (попечительством), 154,2 тыс. чел. (22,5%) воспитываются в семьях усыновителей, 183,4 тыс. чел. (26,8%) – в различных интернатных организациях [55].
В целях улучшения положения детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2011 г. № 374. Указанным документом в 3 раза увеличено ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей, нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанной категории детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т. п. на детей, направленных в негосударственные организации образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных организаций для детей-сирот и специализированных организаций для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Если в 1980 г. число интернатных организаций в России составляло 64,4% от общесоюзного числа, а число воспитанников в них – 46,3%, то через 30 лет доля российских интернатных организаций по отношению к союзным составляла уже 88,1%, а число воспитанников в них –56%. Следовательно, по тому и другому показателю Россия опережает союзные показатели.
Стремительный рост социального сиротства в России продолжается.
Дети, лишенные права жить и воспитываться в семье, согласно закону находятся под опекой и попечительством государства, его защитой, что должно гарантировать наличие условий как для нормального развития ребенка, так и для специальной реабилитационной работы по устранению дефектов в состоянии его здоровья. Теряя право иметь семейное окружение, ребенок автоматически теряет возможность не только реализовать другие свои права, но и главным образом реализовать их в объеме, необходимом для его наилучшего развития.
На сегодняшний день условия содержания детей в большинстве организаций вызывают серьезную озабоченность общественности. Поиск более эффективных форм социального воспитания детей-сирот относится к общенациональным задачам.
Большое число детей стало покидать семьи и воспитательные орга-низации из-за плохого обращения и содержания. Одна часть из безнадзорных детей продолжала поддерживать ограниченные контакты с семьей, другие дети стали социальными сиротами. 90% детей-сирот – это социальные сироты.
В настоящее время широко используются в теоретических исследо-ваниях два понятия:
• «Сирота (сиротство)».
• «Социальный сирота (социальное сиротство)».
Но т.к. само понятие «сиротство» многоаспектно, его можно рас-сматривать исходя из различных научных подходов. В частности, «Толковый словарь русского языка» дает следующее определение: «Сирота – ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя. Сиротство – состояние сироты: одиночество» [41, с. 708].
С точки зрения педагогики, сиротство – негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей.
По мнению Л.Я. Олиференко, Т.Н. Шульга, социальные сироты – это особая социально-демографическая группа детей от 0 до 18 лет, ли-шившихся попечения родителей по социально-экономическим, а также морально-нравственным причинам, т.е., это дети, которые имеют родителей, лишенных родительских прав, страдающих тяжелыми заболеваниями, в том числе и психическими, вследствие алкоголизма, наркомании и т.п.; отказавшихся от своих детей.
Социальное сиротство, как указывает Е.М. Рыбинский, есть «устранение или неучастие большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения)» [55, с. 20].
По данным того же автора, более 50% детей помещаются в дома ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в заключении. По данным исследований, в 96% семей, лишенных родительских прав, отец или мать, а чаще оба – алкоголики. Алкоголизм по-прежнему остается ведущей причиной принудительного сиротства. Особую группу составляют отказные дети. Самые распространенные причины отказа от ребенка – его тяжелая болезнь (60%), а также трудные материальные и бытовые условия семьи (около 20%). Таким образом, чаще всего отказ родителей вызван необходимостью устройства тяжело больного ребенка на полное государственное попечение [55].
К причинам социального сиротства также относятся: резкое ухудшение материального положения населения, его социально-экономическое расслоение, межнациональные конфликты, появление беженцев, урбанизация, кризисное состояние систем образования и воспитания. Все эти факторы характерны для многих стран и разрушительно воздействуют на семью, в результате чего снижается уровень рождаемости, увеличивается число неполных семей, появляются дети-бомжи, дети-изгои.
Анализируя данные выше определения, можно выделить наиболее общие характеристики понятия сиротства.
Дети-сироты – это лица, у которых умерли оба родителя или единственный родитель.
Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ре-бенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу берет на себя государство и общество.
Таким образом, ссылаясь на мнение Е.И. Казаковой и Л.М. Шипи-цыной, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:
? умерли;
? лишены родительских прав;
? ограничены в родительских правах;
? признаны без вести пропавшими;
? недееспособны;
? отбывают наказание в местах лишения свободы;
? уклоняются от воспитания детей.
Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова [51] указывают в своих работах на то, что самое драматичное последствие сиротства – это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к III-V (наиболее низким) группам здоровья. Почти 55% отстают в физическом развитии. Лишь 4,7% детей характеризуются как практически здоровые. Помимо последствий органического поражения мозга, у 30% отмечаются хронический тонзиллит, дискинезия желчных путей, астмоидный бронхит, хронический пиелонефрит, очень часты энурезы.
Но наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в организации, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение ин-теллектуального и личностного развития. Во многих случаях (85-92%) выпускники детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы, тогда как в общей детской популяции доля лиц с задержанным умственным развитием не превышает 8-10%.
Помимо задержек интеллектуального развития, формируется ком-плекс сложных нарушений эмоционального развития в рамках парааутизма: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов, с возрастом обнаруживается тенденция к углублению отставания в развитии эмоций.
Такие нарушения неизбежны и для здоровых детей и тем более усугубляются у детей с врожденной патологией. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских организациях вызывает у ребенка в более старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних – это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.
Также авторы говорят о том, что детям-сиротам и социальным сиротам свойственны инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы и, как следствие, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах, трудности в общении там, где это общение произвольно, где требуется умение строить отношения, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Проблемы психического развития. Изложенные выше данные позволяют сделать вывод, что как в развитии интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер, так и в особенностях поведения детей младшего школьного возраста, воспитывающихся вне семьи, обнаруживается определенная специфика, которую мы склонны интерпретировать не как простое отставание в психическом развитии, а как качественно иной характер его протекания. Эта специфика проявляется в несформированности внутреннего, идеального плана, в связанности мышления, мотивации, поведенческих реакций внешней ситуацией.
Казалось бы, учитывая особенности детской организации, где дети поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликтов. Существует мнение, что это действительно характеризует общение в школе-интернате. Однако, воспитанники интерната менее успешны в решении конфликтов в общении со взрослыми и сверстниками, чем обучающиеся обычной школы. Бросаются в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, то есть, по существу, доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и соответственно неспособность конструктивно разрешить конфликт.
Для понимания причин возникновения описанных особенностей поведения у воспитанников школы-интерната недостаточно указания лишь на узость, ограниченность их контактов со взрослыми, с одной стороны, и высокую интенсивность контактов со сверстниками – с другой, как простых количественных характеристик; необходим глубокий качественный анализ специфики общения детей со взрослыми и сверстниками в условиях детской организации.
Важно учитывать, что в детской организации ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не властен, предпочесть ей какую-либо другую группу, как это способен сделать любой другой ученик обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее. Принадлежность к определенной группе сверстников становится как бы безусловной. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных – как между братьями и сестрами. Такую безусловность в общении со сверстниками в детской организации можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи. С другой стороны, нельзя не увидеть и заметных издержек – подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.
Сферу общения с взрослыми детей, воспитывающихся вне семьи, характеризует, как неоднократно отмечалось выше, особая напряженность, сдержанность, агрессивность. Проблемы психологического характера чаще определяется недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения с взрослыми. Этот факт, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника детского дома. У части воспитанников имеются психологические проблемы противоположного плана – когда после эмоционального теплого семейного детства они ока-зываются в государственной организации. Такие дети постоянно переживают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.
Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом, с девиантным поведением до поступления в детский дом и в первые месяцы после поступления, оно наблюдается у 70% детей и под-ростков.