Глава I. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в современной психологии
1.1 Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта
С начала XX в. в психологии велись поиски способностей, которые в отличии от общего интеллекта будут связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе - социального интеллекта (Торндайк. Э, Спирмен Ч.) и др. утверждали, что люди могут различаться по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях [38].
В отечественной психологии концепция целостности аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Выготского Л.С. [14, с.325], Рубинштейна С.Л. [39, с.247], Леонтьева А.Н. [26]. К заключению о существовании динамической семантической системы представляющей собой целостность аффективных и интеллектуальных процессов пришел Выготский Л.С.: "Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни..." [14, с.278]. Согласно суждению Выготского целостность аффекта и интеллекта выявляется, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что данная связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует собственная ступень в развитии аффекта. Развивая идеи Выготского Рубинштейн С.Л. отмечал, что мышление уже само по себе является целостностью эмоционального и рационального [14, с.352]. Однако должной разработки подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека, намеченные Л. С. Выготским в свое время, не получили [13, с.79].
Гарднер Х. который в рамках личностного интеллекта различал интрапсихический и интерпсихический интеллект подошел особенно близко к понятию эмоционального интеллекта Способности, которые Гарднер включил в данные понятия, имеют прямое отношение к эмоциональному интеллекту. Так, интрапсихический интеллект трактуется им как "доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением" [27].
Рувен Бар-Он В 1988 г. внедрил понятие эмоционально-социальный интеллект. и предположил, что он состоит из множества, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. По аналогии с IQ - коэффициентом интеллекта Бар-Он впервые внедрил определение EQ - emotional quotinent, коэффициент эмоциональности. Модель Рувена Бар-Она даёт весьма общирную трактовку определения эмоциональный интеллект. Бар-Он определяет EQ как все не когнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно преодолевать различные жизненные ситуации [27]. Опять сфер компетентности выделенные Бар-Оном можно отождествить с компонентами эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение. Все эти компоненты делятся на несколько субкомпонентов (табл. 3, левый столбец). На их основе Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i (Emotional Quotient Inventory).
В 1990 г. Кэролин Саарни рассмотрев понятие эмоциональной компетентности, включил в него восемь взаимосвязанных эмоциональных и социальных навыков [36; с.7].
В научно-популярной литературе стало увеличиваться количество работ, посвященных навыкам в эмоциональной и социальной сферах, было получено множество новых фактов и реализовано такое количество новейших теоретических разработок, что, как отмечал Кэррол Изард, с полным правом можно было говорить о перевороте в этой области [29]. Помимо этого, вопросом идентификации и понимания эмоций занимались не только психологи, но и специалисты иных наук - эволюционные биологи, психиатры, программисты и т.д., которые обнаружили многочисленные способности человека в этой сфере исследований [35]. В 1990 г. американские психологи Сэловей П. и Мейер Дж. предложили унитарное понятие – "эмоциональный интеллект", во избежание разночтения при исследовании вопроса идентификации и понимания эмоций человеком. Сами авторы эмоциональный интеллект рассматривают как подструктуру социального интеллекта, включающую в себя умение отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их с целью использования ее для направления мышления и действий [58, с.189]. Эти же ученые разработали первую и наиболее известную в академической психологии модель эмоционального интеллекта. Это сложный конструкт, состоящий из навыков трёх типов: 1)идентификация и экспрессия эмоций, 2) управление эмоциями, 3) применение эмоциональной информации в мышлении и деятельности [10, с.191].
После более подробного исследования данной проблемы, на которое ушло несколько лет Сэловей П. и Мейер Дж., доработали и уточнили предложенную модель, отразив это в ряде публикаций, в некоторых случаях - в соавторстве с Карузо Д. [40]. Второй вариант модели базируется на представлениях, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами, при этом эмоции информируют человека о характере этих связей. Связи могут быть как актуальными, так и вспоминаемыми или воображаемыми. Изменение этих связей приводит к изменению переживаемых эмоций.
Эмоциональный интеллект, в контексте подобного обоснования рассматривается, как умение преобразовывать информацию, содержащуюся в эмоциях: интерпретировать значение эмоций, их взаимосвязь, применять эмоциональную информацию в качестве базы для мышления и принятия решений. Дж. Мейер и П. Сэловей выделили четыре компонента - "четыре ветви модели эмоционального интеллекта", каждая из которых, в свою очередь, представляет "четыре области способностей или навыков", а все вместе - "многие области эмоционального интеллекта" [40; с.185].
Согласно предположению авторов данные компоненты выстраивают иерархию, ступени которой осваиваются в онтогенезе последовательно. Каждый компонент относится как к собственным эмоциям человека, так и к эмоциям других людей.
Согласно модифицированной модели 1997г., эмоциональный интеллект, включает следующие умственные возможности:
1) способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции - включает ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций (т.е. умение заметить сам факт наличия эмоции), их идентификация, адекватная экспрессия, различение подлинных эмоций и их имитации.
2) способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить эффективность мышления - включает умение использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач (например, использовать хорошее настроение для увеличения творческого потенциала), использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему.
3) способность к идентификации эмоций, эмоциональному познанию - способность понимать комплексы эмоций, взаимосвязи эмоций, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях.
4) способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального развития - способность к контролю эмоций, снижению интенсивности негативных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. [26, с.12].
Четыре ветви диаграммы располагаются от основных (снизу) до более интегрированных в психологическом отношении процессов. Ветвь самого нижнего яруса отражает относительно простые способности восприятия и экспрессии эмоции, а ветвь самого высокого яруса - произвольного регулирования эмоций. Каждая ветвь имеет четыре блока с типичными примерами способностей. Способности, которые появляются в онтогенезе личности относительно рано, находятся в левой части ветвей, а способности, развивающиеся позже - с правой.
Ранние навыки отражают различия среди ветвей наиболее ясно, так как связаны с развитием (слева) и обычно плохо объединяются друг с другом. Поздние навыки формируются у более интегрированной личности взрослого человека, следовательно менее отличны. Каждая отдельная способность привязана к эмоциям по отношению к себе и к другим, кроме отмеченного иначе. Предполагается, что люди с более высоким эмоциональным интеллектом, будут проходить указанные этапы быстрее и будут проявлять наибольшее количество указанных способностей. [37]
Таким образом, способность идентифицировать и экспрессировать эмоции (первая, нижняя "ветвь") является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач (вторая "ветвь"). Эти две способности имеют процедурный характер. Они являются основой для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними (третья "ветвь"). Все данные способности необходимы для эндогенной регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на экзогенную среду, приводящих к регуляции собственных и чужих эмоций (четвертая "ветвь").
Дэниел Гоулман в 1995 г. изменил и популяризировал первую модель эмоционального интеллекта Мейера Дж. и Сэловея. П.. Гоулман добавил несколько компонентов – энтузиазм, настойчивость и социальные навыки к уже известным (идентификация и экспрессия эмоций, регуляция эмоций, использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности) [27]. Таким образом он объединил когнитивные способности отражавшиеся в модели Мейера и Сэловея с личностными качествами.. Модель Гоулмена обрела большую популярность не только у психологов, но и в широких кругах благодаря популярности его книги "Эмоциональный интеллект" [16], впервые опубликованной в 1995 году. В дальнейшем Гоулман Д. доработал структуру эмоционального интеллекта. В настоящее время она включает четыре, представленные на рис. 1, составляющих эмоционального интеллекта - самосознание; самоконтроль; социальная чуткость; управление взаимоотношениями - и 18 связанных с ними навыков [17].
Личностные навыки – это способность определяющие наше управление собой.
Самосознание:
• Эмоциональное самосознание - анализ личных эмоций и понимание влияния их на нас; применение интуиции при принятии решений.
• Точная самооценка: осознание личных сильных сторон и границ собственных возможностей.
• Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватный анализ своей одарённости.
Самоконтроль:
• Сдерживание эмоций: способность осуществлять контроль разрушительных эмоций и импульсов.
• Открытость: проявление честности и прямоты; надёжность.
• Адаптивность: гибкое приспособление к меняющимся условиям и преодоление препятствий.
• Воля к победе: настойчивое стремление совершенствовать эффективность ради соответствия внутренним эталонам качества.
• Предприимчивость: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности.
• Оптимизм: способность положительно смотреть на вещи.
• Социальные навыки: способности к управлению нашими отношениями с людьми.
• Социальная чуткость: умение понимать людей и события, а также умение быть слышащим, слушающим и предупредительным.
• Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам.
• Деловая осведомлённость: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.
• Предупредительность: умение принимать и удовлетворять потребности подчинённых, потребителей услуг или покупателей.
Управление отношениями:
• Воодушевление: способность вести за собой, представляя захватывающую картину будущего.
• Влияние: владение рядом техник убеждения.
• Помощь в самосовершенствовании: поощрение формирования возможностей других людей с помощью отзывов и наставлений.
• Содействие изменениям: умение форсировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести сотрудников в новом направлении.
• Урегулирование конфликтов: разрешение расхождений в мнениях.
• Укрепление личных взаимоотношений: формирование и сохранение социальных связей.
• Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими сотрудниками и формирование коллектива. [17, с.269]
Побуждение людей к формированию личностных качеств, содействующих достижению успеха в той или иной областях деятельности, является бесспорной заслугой Гоулмана Д. Однако, несомненно, что среди структурных компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых Гоулманом, можно обнаружить не только эмоциональные способности, но и стеничные качества, характеристики самосознания, социальные умения и навыки.
Принципиально новая модели была предложена российским психологом Д.В. Люсиным в 2004 г. [27, с.35]. Дмитрий Владимирович определил эмоциональный интеллект как способность как понимание и управление своими и чужими эмоциями. Под способностью к пониманию и управлению эмоциями автор понимает следующее.
Способность к пониманию эмоций означает, что человек:
• может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
• может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
• понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
• может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
• может контролировать внешнее выражение эмоций;
• может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
Эти способности могут быть направлена как на свои так и на чужие эмоции, то есть эмоциональный интеллект может быть как внутриличностным, так и межличностным. Данные варианты предполагают актуализацию различных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом.
Трактовка эмоционального интеллекта как исключительно когнитивной способности Люсин Д.В. считает ошибочной. Он подразумивает тесную связь способностей к пониманию и управлению эмоциями с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, то есть с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми чувственным переживаниям. Поэтому автор отмечает, что эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий бинарную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны - с личностными характеристиками. Эмоциональный интеллект, по Люсину Д.В., - это психологическое образование, которое формируется в ходе онтогенеза человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности [27, с.34].
Принципиальные отличия описанных выше моделей эмоционального интеллекта состоят в том, что модель Сэловея и Мэйера, возникшая первой, включает в себя лишь когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Поэтому она была определена авторами как модель способностей. Затем начался сдвиг в интерпретации понятия в сторону увеличения роли личностных характеристик.
Так, Гоулман Д., объединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. По этой причине Мейер Дж. и Сэловей П. считают модель эмоционального интеллекта Гоулмана неудачной, "так как в нее включены отдельные психологические качества, концептуально и эмпирически не зависимые друг от друг друга (например, они не коррелируют) [57].
Модели такого рода Мейер Дж. и Сэловей П. назвали смешанными, так как "в концепции эмоционального интеллекта они смешивают много признаков, не связанных ни с эмоциями, ни с интеллектом, ни с эмоциональным интеллектом" [13], "смешивают центральную идею эмоционального интеллекта со множеством других черт личности" (поэтому альтернативно их можно считать широкими моделями черт индивидуальности) [34]. На данный момент под смешанными моделями эмоционального интеллекта в психологии понимаются модели, интерпретирующие эмоциональный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик.
Модель Бар-Она, который вообще не относит когнитивные способности к эмоциональному интеллекту, можно считать крайним выражением этого сочетания. Модель Люсина Д.В. нельзя отнести ни к одной из приведенных двух типов классификаций. Она сильно отличается от гибридных моделей тем, что в конструкт не включаются личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями.
Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее непосредственно воздействуют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. [27, с.38].
Рассмотрение теоретических взглядов вышеуказанных авторов позволяет определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.
Высокий уровень эмоционального интеллекта обуславливает высокую адаптивность и эффективность общения, так как люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше понимают и управляют своими и чужими эмоциями, чем объясняется их способность легче добиваться целей и более эффективно взаимодействовать с окружающими.
1.2 Структура эмоционального интеллекта
Во множестве современных теорий, как зарубежных, так и отечественных эмоция рассматривается как особый тип знания. В соответствии с данным подходом к пониманию эмоций разные авторы выдвигают понятия “эмоционального интеллекта”, который Яковлева в 1997 году определила как: способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний; Сэловей и Мейер в 1994 году определили эмоциональный интеллект как способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза; а Бар-Он в 2000 году назвал эмоциональный интеллект совокупностью эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды.
Индивиды с высоким уровнем эмоционального интеллект имеют выраженные способности к пониманию своих и чужих эмоций, к управлению эмоциональной сферой, чем обуславливается более высокая адаптивность и эффективность в общении, такой вывод можно сделать, обобщая данные определения. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.
Кратко охарактеризуем структурные компоненты эмоционального интеллекта и их значение в процессе межличностного взаимодействия.
1. Распознавание собственных эмоций. Для эмоционального опыта субъекта и для его поведения значимо, что переживание эмоции и называние её (определение) являются различными феноменами, которые могут быть эмпирически разведены. Результатом конструктивных процессов, трансформирующих перцептивные переживания во внутренний опыт и модифицирующих эти переживания, считается название (определение) эмоций. В связи с этим можно привести три основные функции называния эмоций: закрепление опыта, межличностная коммуникация, эмоциональная экспрессия.
Распознавание эмоций является проблематичным для личностей с выраженной алекситемией. Термин «алекситемия» («чувство без слов») был введён американским психиатром Сифнесом. Существенными чертами алекситемического конструкта являются: трудности в идентификации и описании своих чувств; неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаток воображения, ригидность и конкретность (Н.Д. Семёнова, 1991) .
C. Goldberg (1991) обнаружил в произведении В. Шекспира «Гамлет» пример. Главный герой много говорит, спорит с собой. Однако высказывания Гамлета не приводят к лучшему взаимопониманию и гармонизации отношений, вопреки назначению языка как носителя смыслов, выражающих намерения, желания и чувства человека. Слова, по сути, заменяют ему межличностные отношения. По мнению автора, невозможность или нежелание открыто выражать свои чувства и потребности с помощью значимых слов в детстве, спровоцировали неспособность (или страх) близких эмоциональных отношений. Чувство стыда в дальнейшем перенеслось на отношения с окружающими.
Таким образом, распознавание эмоций способствует более эффективной коммуникации, так как дает возможность адекватно идентифицировать, описывать, перерабатывать и в дальнейшем проявлять эмоции.
2. Владение эмоциями связано с проблемой самоконтроля. Адекватное выражение эмоций является важным фактором поддержания физического и психического здоровья. Торможение эмоций может вызвать различные заболевания. Но при этом стихийность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение (L.A. King, R.A. Emmons, 1991). Таким образом, трудности в области контроля эмоциональной экспрессии неблагоприятны не только для субъекта, но и для его ближайшего окружения.
Уровень эмоциональной экспрессивности влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как бесчувственный, безразличный, надменный, что вызывает у окружающих удивление или антипатию.