Глава 1. Теоретические основы формирования и развития оптовой торговли
1.1 Понятие и основные характеристики оптовой торговли
На основании ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» определено, что под оптовой торговлей подразумевается вид торговой деятельности, который связан с приобретением и продажей товаров для применения их в бизнесе, в том числе для осуществления перепродажи, или в других целях, которые не связаны с личным, семейным, домашним и другим аналогичным применением.[1]
Оптовая торговля имеет фундаментальную позицию в системе экономических взаимосвязей между субъектами Российской Федерации, экономическими областями, производителями товаров и организациями розничной торговли.
Оптовую торговлю стоит сформулировать в виде формы взаимоотношений между рыночными субъектами, где связи по поставкам товаров формируются субъектами самостоятельно. Оптовая торговля влияет на систему экономических взаимосвязей между субъектами Российской Федерации, всевозможными сферами, определяет пути передвижения товаров в стране, что влияет на прогресс территориального разделения труда, устанавливается пропорциональность в территориальном прогрессе. Фундаментальным требованием для эффективного раcпределения торговой конъюнктуры является владение оптовыми торговцами конкретными сведениями о имеющемся состоянии и дальнейших изменениях ситуаций на региональных и отраcлевых рынках.
Важность роли оптовой торговли существенно растет на данный момент, когда ее функции по формированию потребительcкого российского рынка производятся в случае импортозамещения. Дополнительно стоит отметить, что оптовая торговля влияет на повышение качеcтва отечественных товаров, помогает завоеванию ими серьезного меcта как на внутреннем, так и на внешнем рынках [7].
Позитивная динамика в деятельности оптового звена влияет на результативность существования всего хозяйственного комплекса, стабильность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В сегодняшних условиях хозяйствования оптовая торговля будет серьезно увеличена.
Роль и значение оптового торгового звена наиболее демонстративно рассматривается при исследовании ее ключевых функций.
На макроэкономическом уровне чаще всего оптовая торговля осуществляет всевозможные рыночные функции:
- интегрирующую;
- оценочную;
- организующую и регулирующую;
Макроэкономические функции оптовой торговли изменяются на микроуровне в различные подфункции или функции оптовых торговых компаний, которые демонстрируется на рисунке 1.
Рисунок 1 - Макроэкономические функции оптовой торговли
1.2 Нормативно-правовое регулирование оптовой торговли
Оптовая торговля ГК РФ регулируется только в плане договора поставки (§3, Глава 30 Раздел IV ГК РФ), что не может быть достаточной нормативно-правовой основой существования оптовой деятельности.
Что касается торгового законодательства, его стоит признать весьма разрозненным, оно имеет большое количество неточностей, пробелов и противоречии?, носит фрагментарный характер, а перечень вопросов и вовсе не определен. 28 декабря 2009 г. был утвержден Федеральный Закон № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской? Федерации», дающий только определение оптовои? торговли, однако не регламентирует указанный вид предпринимательской? деятельности.[3]
В РФ не имеется определенного кодекса, который регулировал бы сферу торговых отношении? между их субъектами. Торговыи? Кодекс сформирован в ряде государств, в частности во Франции (1807 г.), в Германии (1897 г.), в Польше (1935 г.), в Чехии (1991 г.), в Японии (1899 г.). В Торговых Кодексах различных государств содержатся положения, которые регламентируют различные виды хозяи?ственных обществ и товариществ, определяют статус субъекта торговых отношении?, регулируют коммерческое представительство, торговые сделки и т.д. Следовательно, указанный нормативно-правовои? акт детализирует законодательство в сфере розничнои? и оптовои? торговли, что позволяет сделать данные правоотношения более прозрачными и понятными.
В данный момент условия рынка указывают на необходимость разнообразия в правовом регулировании отношений оптовой торговли. Существует конституционная основа правового регулирования этих отношений, в которой говорится, что РФ представляет собой единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств. Данное положение предоставляет подходящую среду для развития законодательства, которое бы регулировало отношения в сфере оптовой торговли.
Несмотря на это, правовое регулирование общественных отношений в данной сфере пребывает в состоянии застоя. В первую очередь крайне трудным и недостаточно исследованным, в особенности науки гражданского права, считается вопрос о понятии оптовой торговли, а также, требуется решение вопроса о системе законодательства, которая регулирует общественные отношения в сфере оптовой торговли, является важным урегулирование их на уровне ГК, введением в него основных положений о понятии, признаках оптовой торговли. На уровне специального законодательства требуется разработать и принять Торговый кодекс РФ с нормами, которые регламентировали бы отношения оптовой торговли. Крайне значимыми являются проблемы, связанные с классификацией правоотношений в области оптовой торговли, трудности улучшения законодательства об участниках данных правоотношений, об организаторах оптовых рынков (оптовые ярмарки, биржи). Существенное значение имеет создание определения и основных условий договора оптовой купли-продажи.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование отношении? в сфере оптовои? торговли нуждается в доработке и совершенствовании. В частности, необходимо создать специальный? закон об оптовои? торговле, которыи? содержал бы в себе все необходимые положения и устранил бы существующие пробелы и противоречия законодательной? базы.
1.3 Применение цифровых технологий в развитии оптовой торговли
Российские компании регулярно стараются применять информационные технологии в качестве мощного преобразования операций в области оптовой торговли, приводящие к росту рентабельности компании. На данный момент исключить информационные технологии в развитии оптовой торговли проблематично.
Для автоматизированного управления внутрискладской и транспортной логистикой стоит внедрить в оптовые компании информационно-логистические системы Radio Beacon WMS. Данная система разработана в системе с ERP-системой «Скиф», который осуществляет планирование и руководство ресурсами компании, что демонстрируется на рисунке 2.
Рисунок 2 – Информационно-логистическая система Radio Beacon WMS
Примером другой технологий является программный продукт WMS, который разработан для складов. Данная автоматизированная система, работающая в реальном масштабе времени, демонстрирует способность максимально результативно оптимизировать руководство процессами на складе, а также помогает почти в 2 раза снизить количество персонала и осуществляет повышенную точность реализации заказов (почти 96 процентов), что почти в два раза снижает сроки для клиентского обслуживания.[16]
Следовательно, необходимо сделать выводы о том, что такая система устанавливает минимально и максимально нужное число товаров в секторах их отбора для осуществления регулярного обслуживания клиентов. Как только остаток товаров в областях отбора уменьшается до 25 процентов их полноценной вместимости, то система отправляет извещение о потребности пополнения данных областей.
Поскольку в любой период времени в оптовой компании осуществляется изменение уровня запасов товаров, это устанавливает разнообразие состояний, где располагается система обслуживания. Ключевым условием результативного руководства логистическим обслуживанием оптовой компаний считается понимание состояния системы, которое позволят принимает эффективные решения.[17]
В мире существует несколько разновидностеи? складких роботов, самым ярким представителем из которых является роботы Kiva. Этот робот более 6 лет назад был успешно внедрен в систему логистического центра компании Amazon (Англия). Общая площадь данного склада равна площади 28 футбольных полеи?, поэтому появление такого робота было необходимо. По внешнему виду Kiva напоминает домашнии? пылесос- робот, но вес его 320 фунтов [10]. Он передвигается по специальнои? решетчатои? системе. Принцип деи?ствия прост: получив запрос, роботы самостоятельно находят нужныи? товар на стеллаже, привозят и отдают его для отправки по назначению.
С помощью Kiva цикл складских операции? для конкретного товара сократился с 60-75 до 15 минут, а пространство складов оптимизировано на 50% из-за более рационального его использования. За сче?т повышения эффективности складских процессов компания экономит около 22 миллионов долларов.
Аналогичное изобретение в 2014 представила России?ская компания Ronavi Robotics. Робот имеет размеры 100х50 см, прямоугольную форму и уникальную систему колес, благодаря которои? роботу не требуется место для разворота, он может ехать боком [17]. Еще одним достоинством является грузоподъемность до 1,5 тонн.
Использование подобных роботов позволяет сделать склад более вместительным. Нормы стандартов требуют расстояние между стеллажами не менее 2,5 м, для роботов требуется всего 1м.
Инженеры компании Amazon кроме роботов на складе разработали систему доставки мелких товаров с помощью дронов - беспилотных летательных аппаратов. В настоящее время изобретение передвигается со скоростью до 80 км/ч, может реагировать на движения человека, а также понимает некоторые жесты.
Крупная американская оптово – розничная компания Walmart намерена использовать таких дронов внутри логистического центра. Основнои? областью его применения будет проведение инвентаризации. Благодаря тому, что аппарат может делать большое количество снимков, считывать QR- коды и передавать оперативно информацию на персональныи? компьютер, компания будет тратить на проведение инвентаризации не 1-2 месяца, а 1 день.
Внедрение автоматизированных роботов на оптовых складах позволяет компаниям максимально сократить расходы на хранение, перемещение и даже доставку. В большеи? мере использование различного рода роботов характерно для европеи?ских стран. В России так же ведутся разработки, но гораздо медленнее. В России компания Ronavi Robotics, созданная в 2014 году наноцентрами "Техноспарк" и "Т-Нано" начала продажу роботов для склада в ноябре 2018 года.[16]
Таким образом, внедрение роботов значительно оптимизирует работу склада, а использование дронов обеспечит доставку товара в день заказа. Однако такие устрои?ства требуют точного программирования. Изменение в конфигурации склада повлечет за собои? изменение программы роботов. Как и все гаджеты роботы и дроны передают информацию на персональныи? компьютер или смартфон с помощью Bluetooth или Wi-Fi, поэтому необходимо обеспечить стабильность сигнала.
Глава 2. Анализ тенденций развития оптовой торговли в Российской Федерации
2.1 Основные макроэкономические показатели развития оптовой торговли в РФ в 2010-2019 гг.
Оборот оптовой торговли – выручка от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне, в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).
Оборот оптовой торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы и аналогичные обязательные платежи. Сумма вознаграждения комиссионеров (поверенных, агентов) отражается по фактической стоимости, включая НДС.
Для наглядной демонстрации развития оптовой торговли можно проанализировать данные оборота оптовой торговли РФ за 2016-2019 годы в таблице 1.[8]
Таблица 1
Статистические данные
Показатель 2016 2017 2018 2019
Индекс физического объема оборота оптовой торговли (% к предыдущему году) 103,9 94,5 103,1 105,7
Оборот оптовой торговли (млрд. р.) 51343,9 56732,5 61667,2 70495
Анализируя статистические данные индекса физического объе?ма оборота оптовои? торговли, можно сделать вывод, что оборот за 2019 год увеличился на 5,7 % относительно предыдущего года. В свою очередь в стоимостном выражении оборот оптовои? торговли в 2019 году увеличился на 8827,8 млрд.р.
по сравнению с 2018 годом.
На таблице 2 можно наблюдать оборот оптовой торговли малых и средних предприятий.
Таблица 2
Оборот оптовой торговли малых и средний предприятий (миллиардов. рублей)
2012 2015 2017 2019
Малые предприятия(включая микропредприятия) 10495,8 16838,5 20257,0 21811,8
в процентах к общему обороту
оптовой торговли 32,6 32,8 35,7 35,6
Средние предприятия 1579,0 1649,6 1965,3 2849,1
в процентах к общему обороту
оптовой торговли 4,9 3,2 3,5 4,6
Анализируя статистические данные, в стоимостном выражении оборот оптовои? торговли малых предприятий в 2019 году увеличился на 1554,8 млрд.р. по сравнению с 2017 годом, а средних предприятий в 2019 году на 883,8 млрд. руб. по сравнению с 2017 годом.
На таблице 3 представлены финансовые показатели деятельности организаций оптовой торговли. Источником информации финансовых показателей деятельности организации оптовой торговли являются итоги федерального статистического наблюдения и данные бухгалтерской отчетности. [8]
Таблица 3
Финансовые показатели деятельности организаций оптовой торговли
(миллионов рублей)
Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и
мотоциклами в том числе
оптовая торговля через агентов
(за вознаграждение или
на договорной основе)
2017 2018 2019 2017 2018 2019
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг 27926044 30140691 30165165 1140381 1227718 1955223
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 22441919 24096562 24384318 761704 815116 1448806
Валовая прибыль 5484125 6044129 5780847 378677 412602 506417
Коммерческие и управленческие расходы 3385138 3819647 4088667 135965 135877 157930
в том числе:
коммерческие расходы 3052900 3438718 3695219 83225 87262 104297
управленческие
расходы 332238 380929 393448 52740 48615 53633
Прибыль (убыток)
от продаж 2098987 2224482 1692180 242712 276725 348487
Сальдо прочих доходов и расходов2) -1244052 -432003 304296 157529 87057 -120921
Сальдированный финансовый результат
(прибыль минус убыток) 854935 1792479 1996476 400241 363782 227566
1) По данным бухгалтерской отчетности. Без субъектов малого предпринимательства.
2) Знак (-) означает превышение расходов над доходами.
На таблице 4 представлена статистика товарной структуры оборота оптовой торговли, общественного питания и потребительского рынка услуг. Опубликованы статистические данные, характеризующие деятельность организаций оптовой торговли, общественного питания. Приведена также информация о продаже отдельных потребительских товаров, качестве товаров, поступивших на потребительский рынок.[8]
Таблица 4
Товарная структура оборота оптовой торговли организаций оптовой торговли
(в фактически действовавших ценах; в процентах)
Продано продукции (товаров)
2017 2018 2019
к общему
итогу к соответствующей товарной группе к общему
итогу к соответствующей товарной группе к общему
итогу к соответствующей товарной группе
Всего 100 100 100
в том числе по товарным группам:
Сельскохозяйственное сырье, цветы и растения 2,5 100 2,8 100 3,0 100
из них:
зерно (кроме кормов для сельскохозяйственных животных) 1,5 63,2 1,8 65,7 2,1 67,8
масличные семена и маслосодержащие плоды 0,3 12,4 0,4 13,6 0,4 14,4
корма для сельскохозяйственных животных 0,3 11,9 0,3 9,9 0,3 9,1
Пищевые продукты, напитки
и табачные изделия 21,0 100 21,4 100 22,1 100
из них:
фрукты, овощи, картофель и орехи 0,6 2,9 0,7 3,1 0,8 3,9
мясо, включая мясо птицы и дичи
(без субпродуктов) 1,4 6,6 1,1 5,1 1,3 6,0
продукты из мяса животных и птицы (включая субпродукты и консервы) 1,1 5,1 1,3 6,0 1,4 6,3
молоко и молочные продукты 1,3 6,4 1,4 6,4 1,5 6,9
пищевые масла и жиры 0,6 3,0 0,9 4,2 0,9 4,1
соковая продукция из фруктов и овощей, минеральная вода и
прочие безалкогольные напитки 0,4 2,0 0,4 2,0 0,4 1,6
алкогольные напитки и пиво 4,3 20,6 3,7 17,1 3,5 15,8
табачные изделия 6,2 29,4 6,5 30,1 6,8 31,0
сахар, сахаристые кондитерские изделия, включая шоколад 1,7 8,0 1,8 8,3 1,7 7,7
хлебобулочные изделия, мучные
кондитерские изделия 0,3 1,2 0,3 1,4 0,5 1,8
кофе, чай, какао и пряности 0,7 3,1 0,8 3,8 0,8 3,4
рыба, морепродукты и рыбные
консервы 0,6 2,6 0,5 2,5 0,6 2,9
мука и макаронные изделия, крупы 0,3 1,5 0,3 1,6 0,3 1,4
Непродовольственные потребительские товары 15,3 100 18,3 100 15,9 100
из них:
одежда, включая спортивную,
одежду из кожи, нательное белье
и изделия из меха 0,3 1,8 0,3 1,6 0,3 1,9
бытовые электроприборы, светильники и электроустановочные
изделия 1,4 9,1 5,0 27,6 1,3 7,9
радио- и телеаппаратура и технические носители информации как
с записями, так и без записей
(кроме видеоигр) 0,7 4,5 0,4 2,3 0,6 3,8
Продано продукции (товаров)
2014 2015 2016
к общему
итогу к соответствующей товарной группе к общему
итогу к соответствующей товарной группе к общему
итогу к соответствующей товарной группе
чистящие средства 0,9 5,6 0,9 4,9 0,9 5,5
парфюмерные и косметические
товары, мыло 1,6 10,6 1,3 7,3 1,5 9,2
фармацевтические и медицинские товары, изделия медицинской техники и ортопедические изделия 6,8 44,8 6,3 34,7 7,5 47,0
бытовая мебель, напольные
покрытия и прочие неэлектрические бытовые товары 0,4 2,8 0,9 5,0 0,6 3,7
книги, газеты и журналы, писчебумажные и канцелярские товары (без нотных изданий) 0,5 3,2 0,4 2,5 0,5 3,2
Автотранспортные средства
и мотоциклы, их детали, узлы
и принадлежности 0,3 100 0,2 100 0,2 100
из них:
автотранспортные средства
(без мотоциклов) 0,1 15,1 0,0 21,5 0,0 12,9
автомобильные детали, узлы
и принадлежности 0,2 84,4 0,2 78,4 0,2 85,9
Несельскохозяйственные промежуточные продукты, отходы и лом 44,6 100 43,2 100 44,7 100
из них:
твердое топливо 0,4 1,0 0,6 1,3 0,5 1,2
моторное топливо, включая
авиационный бензин 10,0 22,4 8,9 20,6 9,0 20,2
сырая нефть и газовый конденсат нестабильный 3,7 8,2 2,9 6,8 2,1 4,7
мазут, прочее жидкое и газообразное топливо, прочие нефтепродукты 22,2 49,7 22,5 52,2 24,0 53,8
металлы в первичных формах 1,5 3,4 1,6 3,7 1,3 2,8
Машины, оборудование, эксплуатационные материалы и принадлежности 6,6 100 5,1 100 5,8 100
из них:
машины и оборудование для
добычи полезных ископаемых
и строительства 0,4 5,6 0,3 6,4 0,4 7,4
компьютеры, периферийные
устройства и программное
обеспечение 1,5 22,6 1,2 24,0 1,8 30,8
офисные машины, электронное оборудование и его части (элементы) 0,5 7,0 0,5 9,3 0,4 7,4
транспортные средства и оборудование, кроме автомобилей, мотоциклов и велосипедов 0,1 2,1 0,3 6,8 0,4 7,6
эксплуатационные материалы и принадлежности машин и оборудования 0,3 5,0 0,3 6,5 0,4 6,7
прочие машины, приборы, аппаратура и оборудование общепромышленного и специального назначения 1,2 18,1 1,5 28,8 1,3 21,8
машины, кроме тракторов, оборудование и инструменты для сельского и лесного хозяйства 0,4 5,5 0,3 5,4 0,3 4,9
Прочие товары, не включенные
в вышеприведенные группировки 9,7 - 9,0 - 8,3 -
1) Без субъектов малого предпринимательства.
Ежеквартальные выборочные обследования деловои? активности в оптовои? торговле содержит качественные показатели оценки руководителями торговых организации? различных аспектов их экономическои? деятельности в текущем периоде, тенденции ее развития в ближаи?шеи? перспективе. В обследовании принимают участие 3,4 тыс. организации? оптовои? торговли, различных по формам собственности, численности работников и видам экономическои? деятельности, во всех субъектах России?скои? Федерации.
В качестве простых индикаторов результатов обследовании? используются балансы оценок показателеи? (в процентных пунктах), определяемые как разность долеи? респондентов, отметивших «увеличение» и «уменьшение» показателеи? по сравнению с предыдущим периодом, или как разность долеи? респондентов, оценивших уровень показателеи? как «выше нормального» и «ниже нормального» уровня.
На основе балансов оценок рассчитывается композитныи? индикатор – индекс предпринимательскои? уверенности, который можно увидеть на таблице 6. Индекс предпринимательскои? уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок фактического экономического состояния, уровня складских запасов (берется с обратным знаком) и ожидаемого экономического состояния торговых организации?. Оценка конкурентной среды в оптовой торговле представлена в таблице 5. Факторы, ограничивающие деятельность организаций оптовой торговли в IV квартале 2015 и 2016 гг показаны на таблице 7, где согласно статистики, большие проценты набрали неплатежеспособность покупателей, высокий уровень налогов, недостаток финансовых средств.
Таблица 5
Оценка конкурентной среды в оптовой торговле
(в процентах от числа обследованных организаций)
2010 2014 2015 2016
Снизился уровень ненадлежащей рекламы 35,0 36,4 36,4 36,2
Снизился уровень недобросовестной конкуренции 23,3 24,3 25,2 26,1
Стало меньше антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления 7,1 7,5 8,1 9,9
Улучшилось состояние конкурентной среды 30,2 30,2 26,6 30,2
Возросла доступность услуг
естественных монополий 11,9 11,9 11,1 11,6
Таблица 6
Индекс предпринимательской уверенности в оптовой торговле
Таблица 7
Факторы, ограничивающие деятельность организаций оптовой торговли в IV квартале 2015 и 2016 гг.
(в процентах от числа обследованных организаций)
Если говорить отдельно об оптовой торговле электроэнергией, то после нескольких лет относительной стабильности на оптовом рынке электроэнергии в 2018 году зафиксирован рост цен — на 3,6% в европейской части страны и на 3,4% в Сибири. Регулятор объяснил это недостатком дешевого предложения, который покрывался более дорогой электроэнергией. Эксперты полагают, что в ближайшие годы рост оптовых цен на электроэнергию будет держаться на уровне 4% в год на фоне относительно низких темпов ввода новых мощностей.[8]
Электроэнергия на оптовом рынке в 2018 году заметно подорожала, следует из сообщения «Совета рынка» (регулятор энергорынков). Индекс рынка на сутки вперед (РСВ, основной сектор торгов) в первой ценовой зоне (1ЦЗ), включающей европейскую часть РФ и Урал, вырос сразу на 3,6%, до 1247 руб. за МВт•ч, во второй ценовой зоне (2ЦЗ, Сибирь) — на 3,4%, до 894,5 руб. за МВт•ч. (Рис. 3)[9]
Рисунок 3 - Индекс оптового энергорынка
Цены на электроэнергию на оптовом рынке считаются относительно стабильным сегментом рынка, поскольку они отражают топливные расходы ТЭС и как минимум в 1ЦЗ их историческая динамика не сильно отлична от тарифов на газ. Но при колебаниях предложения и спроса цена может падать: так, в 2016 году в Сибири среднечасовой спрос снизился на 0,5% при росте предложения на 3,4%, что понизило индекс РСВ в 2ЦЗ на 5,2%, до 866,4 руб. за МВт•ч. В 2017 году цены в секторе менялись символически: в 1ЦЗ индекс вырос на 0,2%, до 1203,6 руб. за МВт•ч, в Сибири упал на 0,1%, до 865,5 руб. за МВт•ч.[9]
Рисунок 4 – Отличие цен на оптовом и розничном рынке электроэнергии.
Рисунок 5 – Карта узловых цен оптового рынка электроэнергии на примере Москвы и области
В ходе исследования был выполнен анализ динамики оптовои? торговли (рис. 3). Как показывают данные статистики, наблюдается рост объемов оборотов оптовои? торговли и ее вклад в сферу услуг.
Рисунок 6 – Динамика оборотов оптовои? торговли в РФ в 2000-2017 гг., млрд. руб.
Кроме того, дополнительныи? анализ показал, что развиваются и отдельные виды оптовои? торговли, например, электроэнергия.
Как показывают данные, подобные тенденции роста оптовои? торговли и повышение ее вклада в сферу услуг наблюдается уже достаточно давно [19]. И на наш взгляд, среди главных причин дальнеи?шего повышения показателеи? деятельности, роли и значения оптовои? торговли в цифровои? экономике следует указать следующие: ориентацию на поступательное повышение уровня жизни населения и комфортность его покупок, приобретения услуг, что требует постояннои? оптимизации всех процессов экономических видов деятельности, в том числе рационального выбора транспортных средств в товародвижении, организации оптовых складов, сокращения расстояния перевозок и отладки логистических решении?.
Основои? новои? цифровои? экономики является сетевые взаимоотношения, при которых значение расстояния между экономическими агентами сокращается. Растет значение децентрализации, возрастает сложность организационно-¬экономических взаимодеи?ствии? субъектов хозяи?ствования. И оптовая торговля имеет значительныи? потенциал для сокращения звенности в товародвижении.
Кроме того, в цифровои? экономике отмечается значительныи? рост стоимости времени.