Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством экспериментирования

irina_k200 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.08.2020
Объект исследования: развитие познавательной активности в дошкольном детстве. Предмет исследования: процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования. Цель работы - выявить особенности развития познавательной активности старших дошкольников и роль экспериментирования в этом процессе Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Исследовать особенности применения экспериментальной деятельности ввоспитательно-образовательном процессе для развития познавательной активности старших дошкольников. 3. Выявить уровень развития познавательной активности старших дошкольников. 4. Разработать систему развития познавательной активности старших дошкольников посредством экспериментирования и проверить ее эффективность. Гипотеза исследования: экспериментирование будет эффективным средством развития познавательной активности старших дошкольников если: - систематически и последовательно использовать экспериментирование в воспитательно-образовательном процессе ДОО; -создать условия для проявления ребенком активного интереса к занятиям; - будет обогащена предметно-пространственная среда в группах ДОО. Для достижения поставленной цели и решения задач были использованы следующие методы: Теоретические - изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования. Эмпирические - педагогическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности, педагогический эксперимент(констатирующий, формирующий, контрольный), обработка результатов исследования с использованием методов математической статистики. Теоретическая значимость: дополнено знание о……………….., проанализированы ………….., обобщены…………………….. Данная работа может представлять практическую значимость для педагогов, воспитателей в организации воспитательно-образовательного процессаДОО на основе деятельностного подхода, предложенная система развития познавательной активности старших дошкольников посредством экспериментирования может быть использована в практике ДОО Организация исследования включала следующие этапы: - на первом, аналитическом этапе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования. Это позволило определить проблему исследования, объект и предмет, поставить цель работы, выделить задачи, выдвинуть гипотезу; - на втором этапе, диагностическом была проведена диагностическая работа с целью выявления уровня развития познавательной активности старших дошкольников посредством экспериментирования; -на третьем этапе – формирующем, на основаниисформулированных задач и для подтверждения нашей гипотезы былареализована система развития познавательной активности старших дошкольников посредством экспериментирования и организовано контрольноеобследование старших дошкольников. База исследования: МОУ ДС №333 Дзержинского района г.Волгограда. В эксперименте участвовали20 детей старшей группы № 9 «Березка» Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, заключения, приложений. Объем работы …… страниц.
Введение

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательной организации, который не только приобрёл некий объем знаний, но и научился, использовать полученные знания в ходе активной деятельности, что прежде всего основывается на познавательном развитии ребенка. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве. Представлений о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как об общем доме людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. В основе познавательного развития лежит познавательная активность. Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии и педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – важнейший этап становления личности. Познавательная активность – стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира. Обладая желанием и интересом узнавать новое в детские годы, личность открывает множество возможностей в дальнейшем. Развивается ключевой признак познания – инициатива ребенка. Именно он инициирует исследование предметов и беседы, самостоятельные поиски ответов и попытки проверить. Наблюдая то или иное действие, дошкольник интуитивно анализирует составляющие, а потом пытается применить последовательность в других условиях. В активной исследовательской деятельностиу детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности, активизируется процесс овладения детьми речью, после чего их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. Познавательная активность, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает процесс познания, развивает самостоятельность, инициативность. Так же познавательная активность имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем мире, познание существенных свойств, предметов и явлений, понимание значимых связей между ними. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Большую роль в этом процессе играет познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментирования. Метод экспериментирования является эффективным методом познания окружающего мира в детском саду.В процессе экспериментирования дошкольники преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные отличительные признаки. На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточнойтеоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и - что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствиемявляетсямедленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Старшие дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желаниесамостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. По мнению Поддьякова Н.Н детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. А. И. Иванова, И. Э. Куликовская, Н. Н. Поддьяков и другие исследователи говорят о значимости использования метода экспериментирования в работе со старшими дошкольниками. Исследования Н.Н. Поддъякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру. В соответствии со сказанным можно выделить противоречие междуобъективной потребностью в развитии познавательной активности старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной теоретической и практической разработанностью, доступной для применения в детском саду, экспериментальной деятельности; между большими потенциальными возможностями экспериментирования в этом процессе и недостаточным его использованием с этой целью. Противоречие определило проблему исследования, заключающуюся в необходимости создания системы работы по развитию познавательной активности дошкольниковпосредством экспериментирования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 1.1. Сущность понятия «познавательная активность» …………………………. 1.2. Особенности развития познавательной активности в старшем дошкольном возрасте…………………………………… 1.3. Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников ………………………………………….. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕТИНОВАНИЯ 2.1. Экспериментальное исследование уровня развития познавательной активности старших дошкольников…………………. 2.2. Организация процесса развития познавательной активности старших дошкольников посредством экспериментирования……………………………. 2.3. Выявление эффективности работы по развитию познавательной активности старших дошкольников посредством экспериментирования…… ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 1.1. Сущность понятия «познавательная активность» Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребёнка. Заложенный в раннем детстве положительный опыт создаёт прочную основу будущего развития личности дошкольника. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательной организации, который не только приобрёл некий объем знаний, но и научился, использовать полученные знания в ходе активной деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве. Представлений о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как об общем доме людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. В основе познавательного развития лежит познавательная активность. Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность. Проблема активности изучается в самых различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и так далее. Ряд ученых: А.Р. Лурия, В.И. Селиверстов, А.Г. Литвак, М.С. Певзнер и другие. Рассматривают познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию, считая, что человеку свойственно стремление к познанию и это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни. П.Н. Груздев и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг, исследовали проблему активизации мышления детей в процессе обучения и сделали вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности. Достаточно популярна и другая точка зрения, где познавательная активность характеризуется интенсивностью и напряженностью. Познавательная активность не сводится к простому напряжению интеллектуальных и физических сил дошкольниках. Она рассматривается как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ребенка к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей. Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Познавательная активность – стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества. Выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка. Э.А. Красновский даёт познавательной активности следующее определение: проявление всех сторон личности дошкольника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения. Указанные авторами определения познавательной активности не противоречат друг другу, а дополняют существенные стороны понятия. Под познавательной активностью детей старшего дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходима для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям. Для этого вида активности характерны: - стремление решать интеллектуальные задачи; - стремление получить средства для решения указанных задач; - потребность в интеллектуальных достижениях; - вопросы по изучаемой теме по типу “как это сделать”, “для чего это надо делать”, “что правильно, что неправильно” и т.п., характеризующие стремление научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия; - установка на овладение предлагаемым способом деятельности; - позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения задач; - интерес к значению незнакомых слов; - ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (занятия, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения. Для следующего вида познавательной активности, направленной на познание существенных свойств, предметов и явлений, понимание значимых связей между ними характерно сочетание присвоения задаваемой извне цели деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения. К внешним признакам, характерным для этого вида добавляются: - вопросы, характеризующие интерес к постижению содержания, существенных свойств, предметов и явлений; - свободное и заинтересованное оперирование знаниями и умениями в области, связанной с интересом; - стремление выполнять задания повышенной трудности; - поиск самостоятельных путей решения поставленных задач; - использование собственных примеров по изучаемой теме; - стремление поделиться с взрослыми и сверстниками имеющимися знаниями; - относительная устойчивость интереса, проявление интереса не связано с конкретной учебной ситуацией. Основными условиями развития указанного уровня познавательной активности является включенность познавательной деятельности в общий контекст жизни ребенка, уровень и способы выражения познавательной активности взрослых - педагогов и родителей. Самостоятельная познавательная активность характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого. К приведенным выше признакам в данном случае добавляются: - ненасыщаемый характер познавательного интереса – стремление узнать больше; новое знание, новое умение порождает новые вопросы, направленные на более глубокое проникновение в его содержание; - интерес к познанию закономерностей, существенных причинно-следственных связей, проявляющийся как в самостоятельной деятельности, так и в вопросах, задаваемых педагогу; - самостоятельная постановка вопросов и целей изучения; инициатива в постановке новых задач и проблем; - поиск оригинальных способов достижения целей, решения задач; - интерес к способу получения новых знаний, открытию новых закономерностей в той или иной сфере, то есть к овладению первичными формами профессионального мышления; - выделение наиболее существенных, важных сторон изучаемого явления; - активное участие в обсуждениях, спорах по интересующему предмету, области; - желание высказать и отстоять свою точку зрения; - осознание интереса – дошкольник способен объяснить, что ему нравится или не нравится. Каждый уровень познавательной активности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности. Условия, необходимые для развития познавательной активности на каждом этапе, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все более и более подчиненное положение. Обобщая вышесказанное, можно выделить следующее: - познавательная активность – это психическое состояние, которое выражается в настроении решать интеллектуальные задачи (Д.В. Вилькеев), - готовность и стремление к энергичному освоению знаний (Н.А. Половникова), - умственная деятельность, направленная на достижение определенного познавательного результата и как повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности (Т.И. Шамова), Под познавательной активностью следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. 1.2. Особенности развития познавательной активности в старшем дошкольном возрасте Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, в том числе и познавательной. Психолого-педагогические особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Самая ранняя форма познавательной активности - любознательность. Внешне она проявляется в следующем: - непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым; - позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации. В этом проявляется ориентированность дошкольников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности. Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, - насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта. Первая особенность развития познавательной активности в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что экспериментирование – это практический способ познания окружающего мира, в результате которого дети получают реальные представления об изучаемом объекте с разных сторон, раскрывают его взаимосвязи с другими объектами. Дошкольники во время проведения эксперимента находятся в активном действии (слышат, видят, делают), что позволяет им лучше осмыслить, понять, ощутить, усвоить и закрепить изучаемый материал. Второй особенностью развития познавательной активности старших дошкольников является поэтапность этого процесса. На протяжении дошкольного возраста познавательная активность проходит сложный путь развития от простых ориентировок, вызванных новизной предмета, к стремлению разрешить противоречия между полученными знаниями и возникшими в процессе деятельности навыками. ФГОС ДО трактует этот путь «как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой». К этим этапам относят: 1. Любопытство, проявление которого на этом этапе определяется избирательным отношением к любому предмету, обусловленное внешними признаками, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. 2. Любознательность характеризуется на этом этапе активным видением мира, проявляющимся в стремлении ребенка проникнуть за пределы увиденного и познанного. Именно в дошкольном возрасте любознательность становится устойчивой чертой характера и имеет значительную ценность в развитии личности в целом. Эта стадия отличается проявлением сильных эмоций: удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности от деятельности. Примерами проявления любознательности являются детские вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы. 3. Познавательный интерес, возникшем на этом этапе характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной направленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением такого интереса считают стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, интересоваться причинно-следственными связями. 4. Познавательная активность проявляется на этом этапе на самом высоком уровне познавательного развития. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение). Третья особенность – поскольку познавательная активность старших дошкольников не является врожденной, для ее формирования и развития необходимо создание специальных психолого-педагогических условий в процессе экспериментирования: 1. Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы ребенок мог вовлекаться в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. В ходе экспериментирования старшие дошкольники могут самостоятельно: выделить проблему, поставить цель, решить выявленные проблемы, проанализировать предмет или явление, выделить их существенные признаки и связи, сопоставить различные факты, выдвинуть предположения, отобрать необходимые средства и материалы для самостоятельной деятельности, провести эксперимент, сделать выводы, графически отобразить этапы действий и результаты эксперимента. В ходе экспериментальных действий дошкольники изменяют предметы с целью выявления скрытых связей с явлениями природы. В ходе наблюдения за опытами, проводимыми педагогом, дошкольники познают физические законы и явления в наглядно-образной форме, далее – в понятийной, в в конечном итоге дети самостоятельно проводят опыты и эксперименты. Опыты и эксперименты раскрывают детям начальные знания об окружающем мире, его законах и явлениях, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Так детское экспериментирование открывает дополнительные возможности для воспитания разносторонней творческой личности, развивает креативность и нестандартное мышление, сенсомоторные координации. В ходе элементарных экспериментов и опытов дети непосредственно взаимодействуют с предметами и материалами, проявляя свою любознательность и желание узнать как можно больше. Педагог должен не просто научить старших дошкольников правильному способу действий, показать правильное решение, он должен заинтересовать их, побудить к самостоятельному экспериментированию. В связи с этим главной задачей педагога является создание условий для самостоятельного поиска детьми информации и поддерживание познавательной активности в процессе обучения. 2. Занятие должно включать разнообразные методы обучения: наблюдение, игру, беседу, рассказ, чтение художественных произведений, поскольку однообразие информации и способов действий снижает познавательную активность. 3. Содержание занятий должно соответствовать возрастным возможностям детей. Оно должно носить посильный характер, поскольку слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает ощущение радости при решении проблемы. Ребенок активен и проявляет любознательность, стремится выполнить задание только в том случае, когда понимает и принимает преподносимую ему информацию. Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности. Вначале детям предлагаются простые задачи, в которых следствие вытекает из причины. После того, как будут установлены общие закономерности явлений, необходимо показать детям частные случаи ее проявления. После этого можно подводить детей к пониманию более сложных связей и отношений. 4. Создание соответствующей предметно-развивающей среды для детского экспериментирования, которая будет включать в себя разнообразные материалы и оборудование. Эта зона должна быть организована таким образом, чтобы дети могли воспроизводить эксперименты самостоятельно. Вносимые в пространство группы материалы и оборудование должны быть без 5. Субъект-субъектное взаимодействие педагога и детей в процессе экспериментирования. Отечественный психолог Н. Н. Поддъяков выделяет две формы детской активности: 1) Собственная активность – эта форма активности, которая в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Ребенок выступает полноценным субъектом деятельности, является инициатором исследования различных объектов и сам выступает в роли экспериментатора, пытающегося понять сложные зависимости в окружающем мире. Он самостоятельно выстраивает свою деятельность: ставит цель, определяет пути, методы и способы ее достижения. В результате чего ребенок сам удовлетворяет свои интересы и потребности. 2) Активность ребенка, стимулируемая взрослым, характеризуется тем, что деятельность дошкольников организуется педагогом. Педагог показывает и рассказывает, что и как нужно делать, обучает детей определенному алгоритму действий. В результате такой активности дошкольники получают результаты, которые были определены педагогом. В этом случае знания и действия формируются в соответствии с заранее спланированными параметрами. Следует отметить, что эти два типа активности никогда не проявляются в чистом виде, а носят фазовый характер. Так собственная активность дошкольника сменяется совместной активностью со взрослым: получив от взрослого необходимые знания, умения и навыки, ребенок принимает их и затем вновь выступает как субъект собственной активности и т.д. Поэтому можно предположить, что познавательная активность «инициируется ребенком и продиктована его внутренним состоянием». 6. Для развития познавательной активности дошкольников необходимо использовать только элементарные опыты и эксперименты, понятные детям. Один и тот же эксперимент следует проводить дважды, чтобы у всех детей была возможность убедиться в правильности собственных выводов. В результате анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта работы с детьми нами были выделены особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: - активные действия дошкольников в получении реальных представлений об изучаемом объекте с разных сторон; - поэтапность развития познавательной активности; - соблюдение психолого-педагогический условий, способствующих развитию познавательной активности старших дошкольников. Таким образом, познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в использовании занимательного математического материала являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели и ее достижения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
1825 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 57 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg