Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Исследование взаимосвязи детско - родительских отношений и компонентов эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

irina_k200 2250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
Цель исследования – изучить детско-родительские отношения и компоненты эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – детско-родительские отношения. Предмет исследования – взаимосвязи детско-родительских отношений и компонентов эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что существует взаимосвязь между типом детско-родительских отношений и компонентами эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить теоретические основы особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. 2. Выбор диагностических методов для исследования особенностей детско-родительских отношений и компонентов эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. 3. Проведение исследования. 4. Анализ и интерпретация полученных данных. 5. Разработка программы по коррекции детско-родительских отношений и компонентов эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Теоретико-методологическую основу психодиагностического исследования составили положения проективной психологии и арт-терапии дошкольников (Л.С. Выготский, В. Вульф, Дж. Дилео, П. Пиотровска, М. Прудомью, Х. Рид, К. Риччи, Г. Сперинг, Х. Энг), согласно которым в детских рисунках прослеживаются определённые закономерности: - ребёнок рисует не предмет сам по себе, а своё представление о предмете; - детский рисунок отражает внутренний мир ребёнка, его переживания и главное – то бессознательное, что невозможно исследовать с помощью словесных методик и тестов; - во время рисования задействована не только интеллектуальная сфера ребёнка, но и эмоциональная; Также использовался опыт зарубежных авторов Р.У. Ричардсон, Т.А. Думитрашку, П.К. Керш, В.Сатир, К. Флек-Хобсон, П.Скин, К.Бейкер, Л. Берг-Кросс, Б.Е. Робинсон, занимающихся проблемой семьи и её влиянием на формирование личности ребёнка. Методы исследования Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: анализ литературных источников, беседа, анкетирование, тестирование. В наших исследованиях применялись методики: «Взаимодействие родителя с ребёнком» И.И. Марковской для диагностики типа родительского отношения к ребёнку. Также были использованы методики: «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», «Три желания» и «Что – почему – как». Структуры методик, оценочные шкалы и обработка результатов основывались на идеях зарубежных и российских исследователей (З. Фрейд, А. Пейн, Р. Р. Калинина, Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова). Данное исследование проводилось в городе Краснотурьинске на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №26 «Колокольчик». Выборка составила 38 детей и их родителей. Дети 6 – 7лет, из них 19 мальчика и 19 девочек.
Введение

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия дошкольников определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. У ребенка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации, что формирует предпосылки для эмоционального благополучия. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. В отечественной психологии испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей. Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок - взрослый.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Анализ подходов к определению эмоций 1.2. Эмоциональное развитие и воспитание в дошкольном возрасте 1.3. Детско-родительские отношения в семье 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Методы и организация исследования 2.2. Характеристика методов и методик исследования 2.3. Результаты исследования 2.3.1. Результаты сравнительного анализа 2.4. Результаты корреляционного анализа 3. ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3.1. Актуальность программы 3.2. Теоретическое и методическое обоснование программы 3.3. Структура программы ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ А ПРИЛОЖЕНИЕ Б ПРИЛОЖЕНИЕ В ПРИЛОЖЕНИЕ Г?
Список литературы

1. Бодалёв А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. - 1994. - №1. - с.122-127. 2. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: АСТ, 1995. 3. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. -М.: Просвещение, 1985. 180 с Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. - т.4. 4. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. - 1991. - №4. - с.84-92. 5. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция // Социально-политический журнал. - 1995. - №6. - с.74-87. 6. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи / Пер. с англ. – М.: Форум, 2004. - 258с. 7. Дробот О. Любить друг друга – значит смотреть не на друг друга, а в одну сторону // Семья и школа. - 1999. - №10. - с.10-13. 8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 320с. 9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 567с. 10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. - Минск: Университетская, 1997. - 237с. 11. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. - 1991. -№1. - с.135-142. 12. Думитрашку Т.А. структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. - 1996. - №2. - с.104-113. 13. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. - 1998. - №1. - с.9-17. 14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.- М, 1986. 15. Зверева Н.В. Семья и воспроизводство человеческого капитала // Вестник Московского университета. - 1998. - №5. - с.39-47. 16. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Проспект, 1999. - с.308. 17. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3.-с.35. 18. Керш П.К. Семейный контекст: удовлетворённость супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии. - 1990. - №1. - с.103-109. 19. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья. - 2004. - №2. - с.5-14. 20. Кулакова Е. Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье // Обруч. - 1999. - №5. - с.11-13. 21. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. - М.: Воронеж, 1997. - 216с. 22. Матуля Г.Я. Влияние социальных факторов на формирование психолого-педагогической культуры молодой семьи. - Минск:1990. 23. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога. - 1998. - №3. - с.51-5 24. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с. 25. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во института психотерапии, 2003. - 240с. 26. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: ,2002. - 322с. 27. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2003. - №5. - с.56-66. 28. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии. - 1996. - №2. - с.14-18. 29. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. - М.: «Когито-Центр», 2003. - 230с. 30. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1989. - №3. - с.16-37. 31. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707. 32. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: сост. И ред. Г.В. Бурменская. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 264с. 33. [Электронный ресурс] http://www.moluch.ru/archive/61/9043/ 34. [Электронный ресурс] http://www.psychologies.ru/glossary/27/emotsii/
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Характеристика понятия «эмоциональная сфера» Проблеме развития и воспитания эмоций детей, выявлению особенностей этого процесса в различные возрастные периоды развития личности посвящено достаточно большое количество психологопедагогических исследований. Однако сложность эмоциональных процессов обусловила неоднозначность их характеристик в различных научных источниках. Ряд вопросов, касающихся анализа условий возникновения эмоций, закономерностей их онтогенетического развития, их структуры и функции в детском поведении, остаются во многом не ясными. Различные исследователи сходятся во мнении, что эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Так, в исследовании Р.С. Немова эмоции определяются как элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Таким образом, по мнению автора, эмоции – особый класс психических состояний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, и проявляющиеся в форме непосредственного переживания. В состав эмоциональной сферы включают: эмоции, чувства, самооценку, тревожность. Основные, эмоциональные состояния, которые 8 испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие их значение в связи с его потребностями и мотивами, называют чувствами. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. По мнению Л.С. Выготского, эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворении потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, наоборот, внешне весьма заметны. Эмоции и чувства – личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически, подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов. В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам. Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия». Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Чувство в психологических исследованиях трактуется как высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Таким образом, чувства - продукт культурноисторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний, формирующих чувства, появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, называют аффектами. Р.С. Немов определяет аффект как кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную оценку с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженным органическими 10 изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана, по преимуществу, с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной, эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. А.В. Запорожец: «Стресс — это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека. Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель…Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточении их на единой цели». Особенностью эмоциональной сферы является тревожность, состоящая в повышенном чувстве беспокойства в самых различных жизненных ситуациях. В отличие от эмоций страха тревога не имеет определенного источника и имеет две особенности: ожидание надвигающейся опасности; чувство неизвестности – откуда может грозить опасность. Тревога может выражаться в чувстве беспокойства, неуверенности в правильности своего поведения, в раздражительности, агрессивности, разочаровании и тому подобное. Тревожность как черта личности может сформироваться из-за частого неадекватного способа преодоления состояния тревоги, из-за частых ошибок и неадекватных реакций на них со стороны окружающих. Из-за того, что чувство тревоги отличается смутностью, неопределенностью, человек не может найти выход из положения. Как только возникает тревога, срабатывает набор механизмов, которые «перерабатывают» это состояние во что-то другое, менее невыносимое. Поэтому возникают страхи определенных ситуаций. Хотя в случаях ярко выраженного страха его объект может не иметь ничего общего с истиной причиной тревоги, породившей этот страх. Например, ребенок может панически бояться детского сада, на основе этого может возникнуть семейный конфликт. А.С. Никифоров считает, что самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Попытки связать эти изменения со специфическими эмоциями, предпринимались неоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексы органических изменений, которые сопровождают различные субъективно переживаемые эмоциональные состояния, различны. Положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность, но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние. Отрицательная эмоция дезорганизует деятельность, которая приводит к её возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность. Она характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, что в свою очередь, сопровождается различными эмоциональными, психогенным, стрессогенными и другими факторами, то есть очень сильными воздействиями на мотивационную, эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы, сопровождаемыми различными эмоциональными реакциями, переживаниями. Быстрота и степень развития у человека напряженности во многом определяется индивидуальными психологическими особенностями, в частности, уровнем эмоциональной устойчивости личностной тревожности как способности противостоять эмоциогенным воздействиям, индивидуальной и личностной значимости этих воздействий и его исходным состоянием. Высказанные положения являются существенными для понимания жизненной роли эмоций. Мы приходим к выводу, что наши субъективные переживания не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживаемых человеком эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающее их органические изменения, сколько возникающие при этом ощущения. Важным выводом является и то, что бурно протекающие, сложные по своему содержанию эмоции играют позитивную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений как начал личности. Дети дошкольного возраста нуждаются в разнообразии впечатлений, обогащении палитры переживаний. Познавая окружающий мир через призму эмоций, дети бурно реагируют на все, что происходит вокруг них. Им свойственна особая впечатлительность и эмоциональная отзывчивость на события и явления окружающего мира. Особенно наполнены силой и богаты оттенками эмоции, которые рождаются в общении с другими людьми: взрослыми и сверстниками. Это и сочувствие, и обида, и жалость, и зависть, и восхищение, и презрение. В регулировании взрослым успешности ребенка исследователи видят возможность создания благоприятной обстановки для полноценного развития эмоциональной сферы каждого ребенка. Кроме того, замечено, что симпатию и признание сверстников получают те дети, которые проявляют желание помочь, поддержать другого человека, умеют радоваться успехам других. Дети же с проявлениями драчливости, с агрессивными проявлениями, плаксивые и обидчивые не вызывают симпатии сверстников. Закономерность, выделенная в этом исследовании, подтверждает жестокое опосредование отношений между детьми: если у ребенка снижается успешность, то сверстники уже не хотят ему подчиняться и воспринимают его как несимпатичного. В противном случае, если успешность повышается, увеличивается, это приводит к признанию его лидирующей роли и сам он воспринимается как более симпатичный. Получается, что границы Я совпадают с границами предмета. Надо видеть и те факты, что именно в этом возрасте у детей появляются любимые вещи, место в квартире и тому подобное. Предметы как бы становятся частью Я, можно сказать они обозначают и укрепляют границы Я. Если в семье несколько детей или дети объединены в группу, то борьба за мою игрушку или мое место является неотъемлемой частью их жизни. Особый мой предмет – чашка, носочки, игрушка, стул, вилка - это очень важно в детстве, ведь именно наличие этих предметов иной раз бывает единственным подтверждением для ребенка факта существования своего Я. Точка зрения Г.М. Бреслава такова, что ребенок уже может сформулировать тему взаимодействия, выделить в предмете группу его свойств, задать свое и чужое отношение к ним. Середина детства — это и колыбель неврозов всех видов, т.е. таких нарушений в активности ребенка, которые останавливают ее развитие. Невроз – это всегда воспроизведение какой-то формы поведения, блокирующий всю активность, это может быть, прежде всего, страх. Страх – главная причина неврозов у пяти - семилетних детей; он возникает как глобальное, парализующее все проявления психической жизни явление, чаще всего на фоне дефицита любви со стороны взрослых. Парализующий активность страх способен фиксировать чувство вины ребенка перед взрослыми за свое несовершенство, тогда при переживании ребенком кризиса в шесть лет можно наблюдать особую форму инфантилизма, беспомощности, зависимости, отражающей содержание вины. Вина – сложное чувство, оно связано с переживанием, невозможности соответствовать ожиданиям, требованиям. Оно обращено к миру фантомному, вымышленному, бесконечно отдаленному, а поэтому и недосягаемому. Ребенок чувствует себя виноватым, что он не может быть «хорошим». Его «хорошесть» в реальной жизни не замечается, путь в полную жизнь преграждает чувство вины, если даже на время он и прорывается туда, то еще больше становится потеря после возвращения. Отношения и взаимоотношения – это ценностно-смысловые обобщения, результат развития определенных потребностей, мотивов и эмоций. Эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности в соответствии с уже сложившимися у ребенка потребностями, но и в активизации его мотивов, а так же в их формировании и развитии. По-видимому, эмоции оказывают специфическое влияние на активизацию мотивов поведения. Потребности могут пребывать, до поры до времени, в латентном состоянии пока какое-либо эмоциональное впечатления их не активизирует. Такие переходы из латентного в актуальное состояние обнаруживаются уже в сфере функционирования органических потребностей. В работе Л.Я. Дорфмана «Человек эмоциональный. Вопросы психологии» сказано, что у человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом. Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличии генотипически обусловленной способности к их понимаю у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребности значимости происходящего. Особенность эмоции состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее. Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в 16 его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Мнение Б.И. Додонова таково, что эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Эмоции способны предвосхищать события и ситуации, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых раннее или воображаемых ситуациях. Повышенная чувствительность ребенка к содержанию его Яконцепции делает его очень уязвимым к любым воздействиям других людей, недаром именно защищенное окружение является ресурсом его развития. С такой повышенной чувствительностью к воздействиям других людей ребенок и приходит к середине детства. При всей своей «взрослости» ребенок живет в мире тех обобщений, которые доступны именно его опыту, соответствуют именно его переживаниям и интеллектуальным возможностям, поэтому детский мир полон деталей и красок, подчас просто невидимых взрослому. Л.Я. Гозман считает, что пяти-семилетние дети способны на эксперименты над собственной жизнью, пусть кратковременные, не всегда результативные, но уже делают это. Так называется воля. Не хотел идти, а пошел. Не потому, что уговорил кто-то, а сам себя заставил. Боялся темноты, не мог зайти на кухню, где был выключен свет, убедил себя и пошел. Сам выкопал ямку на дороге, чтобы труднее было ехать на велосипеде-пробовал свое умение. Разбив в кровь коленки, не плакал, а жалел, что придется потерять время и не ездить на «необъезженном велосипеде». Факторов таких много, знаем мы о них мало, а дети уже хотят какими-то быть, и стремятся это осуществить. Они не просят помощи у взрослых, они словно знают это сами. Их нравственные чувства еще не реализованы, не обесценены, не загнаны в подсознание, а экзистенциальная тоска уже знакома. Это очень важный момент в становлении самосознания, в проявлении силы Я, обеспечивающей переход от одного проявления жизни к другому. К середине детства ребенок обладает достаточной силой и энергией, которая позволяет ему идти к цели боле адекватным путем. Он знает ценность переживания чувства собственной силы, собственной предприимчивости, он готов к экспериментированию над жизнью, над многими ее проявлениями, делает он уже это ради себя, а не для кото-то. Он осваивает, таким образом, свое психологическое пространство и возможность жизни в нем. Его как бы переполняют чувства собственной умственной и физической силы. Нормальный ребенок в этом периоде жадно готов всему учиться, его жизненная смелость позволяет легко и быстро овладевать целыми областями знания, в которые взрослому, например, мешает вторгаться его же собственная фантомность сознания. Ребенок кажется человеком без устойчивых интересов - ему интересно все, он готов к любому обучению, только для этого нужно мудрое руководство. Эмоциональная комфортность, гармоничность самоощущения ребенка тесно связаны с его положительной самооценкой, удовлетворенностью своим позитивным поведением среди окружающих. На этот вопрос у А.В. Запорожца своя точка зрения: «…практическая совместная деятельность детей рассматривается как необходимое условие возникновения и существование самых детских взаимоотношений, а также развития их…». Совместная деятельность выступает как средство формирования самих форм взаимоотношений: сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма. Регуляция эмоциональных состояний ребенка возможна через внешнее проявление эмоций, через выразительные движения. Существенным признаком естественной активности ребенка, его внутренней свободы, раскрепощенности и комфортности являются свободные передвижения и ориентация ребенка в игровом пространстве. Эмоциональное предвосхищение заключается в том, что ребенок приобретает способность не только заранее предвидеть, но и прочувствовать, какой личностный смысл будут иметь для него и для окружающих последствия совершаемых им действий и поступков. Эмоциональное предвосхищение играет важную роль в регуляции сложных форм деятельности, которые начинают складываться в дошкольном возрасте, и которые направлены уже на удовлетворение не только узко личных потребностей самого ребенка, но и нужд окружающих людей. Предчувствие отдаленных результатов своих действий предполагает образование у детей своеобразных аффективно-гностических комплексов, тех или иных эмоциональных образов, при посредстве которых и осуществляется мотивационно-смысловая регуляция детского поведения. Важнейшей задачей развития эмоциональной сферы ребенка-дошкольника является формирование радостного, эмоционально положительного отношения к жизни. Таким образом, анализ литературы и сопоставление позиций разных авторов позволил нам определить, что развитие эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста заключается в формировании представлений о многообразии человеческих эмоций, в развитии эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии и эмпатии. На основе данного определения мы считаем, что структурными компонентами эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста являются: когнитивный, эмоциональный и действенный. - когнитивный компонент проявляется в адекватном определении эмоций по внешним выразительным признакам; - эмоциональный компонент проявляется во внешнем выражении сопереживания, эмпатическом реагировании на эмоциональное состояние другого человека; - действенный компонент проявляется в формировании способности к гибкому реагированию на эмоциональное состояние другого человека. 1.2. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника. Человек в течение жизни получает большое количество эмоциональных впечатлений, среди которых не только положительные, но и отрицательные эмоции. О личностно-развивающейся социализации можно говорить тогда, когда в социальном пространстве взаимодействия людей воспроизводятся эмоциональные тональности, которые могут служить в качестве эталонов. Растущая и развивающаяся личность должна иметь возможность соотносить свои эмоциональные переживания с эмоциональными переживаниями близкого окружения, развивать и корректировать свою эмоциональную сферу. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных, утилитарных целей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. У детей старшего дошкольного возраста формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 56 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg