Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи

irina_k200 552 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.08.2020
В работе рассматривается проблема взаимодействия педагогов и родителей в условиях детского сада. Описываются условия для успешного взаимодействия с семьями воспитанников, определяются формы работы с родителями для успешного решения общих целей и задач воспитания дошкольников. Представлены практические материалы для диагностики знаний родителей и педагогов о формах работы по взаимодействию. Предложены методические материалы по использованию современных форм работы с родителями. Данная работа может быть использована воспитателями ДОО при организации взаимодействия с родителями дошкольников и студентами педагогического колледжа при изучении междисциплинарного курса по работе с родителями.
Введение

В наше время в Российской Федерации отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе, гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками детских садов, поэтому взаимодействие педагогов и родителей становится насущной проблемой дошкольного воспитания и образования. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов. «Концепция дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Закон РФ «Об образовании», «Федеральные Государственные Образовательные Стандарты по дошкольному образованию» (ФГОС ДО) дают ориентиры на установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, сотрудничество и взаимодействие педагога и родителей. В «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» указано, что родители являются участниками образовательного процесса наряду с педагогическими работниками. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.[30, с.5], [3, c. 7], [1, c.42],[4, c. 2] Актуальность обновления содержания сотрудничества с семьей обусловлена необходимостью активизации и интеграции работы всех специалистов дошкольного образования в решении проблемы взаимодействия ДОУ и семьи, «Законом об образовании в Российской Федерации» (ст.64), Конвенцией ООН о правах ребенка (ст.18), Федеральными Государственными образовательными стандартами дошкольного образования (раздел 1.4). [1, c. 42],[2, c. 18],[4, 2]. В современной дошкольной педагогике и практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Исследования российских учёных: Н.А. Андреевой, Е.П. Арнаутовой, Т.И. Бабаевой, Т.А. Березиной, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик, О.Л. Зверевой, В.К. Котырло, Т.В. Кротовой, Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, З.И. Тепловой и др. позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка, необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Современные родители более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники, более благополучны в материальном и финансовом плане, более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями не просто. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе. В связи с этим, определена тема исследования: Организация взаимодействия Дошкольной Образовательной Организации и семьи. Объектом исследования является взаимодействие воспитателя ДОО и семьи детей дошкольного возраста. Предмет исследования: формы взаимодействия воспитателя ДОО и семьи детей дошкольного возраста. Цель исследования:изучение форм взаимодействия воспитателя ДОО с семьями детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. изучить научную и методическую литературу по теме исследования; 2.выявить сущность проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей; 3. определить условия успешного взаимодействия ДОО с родителями; 4. выявить формы работы ДОО с родителями воспитанников; 5.разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм работы с родителями в процессе взаимодействия с семьей. Практическая значимость: разработанные методические рекомендации могут быть использованы педагогами ДОО при организации взаимодействия с родителями дошкольников и студентами при изучении междисциплинарного курса по работе с родителями
Содержание

Введение………………………………………………………… …………......... 4 Глава I Теоретические основы взаимодействия детского сада с родителями дошкольников……………………………….…………………………………… 7 1.1 Сущность понятия «взаимодействие ДОО и семьи»…………….……….. 7 1.2 Условия успешного взаимодействия воспитателя детского сада с родителями……………………………………………..……………………....... 11 1.3 Формы работы с родителями в дошкольном учреждении………………. 16 Глава II Анализ проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями …………………………………………………….. 24 2.1 Изучение использования разнообразных форм работы ДОО с родителями дошкольников………………………………………………………………….…24 Заключение …………………………………………………………………….. 29 Список использованной литературы…………………………………………... 30 Приложение А Методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм работы воспитателя с родителями дошкольников……………………………………………………………............ 33
Список литературы

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с. 2. Конвенция о правах ребенка //Документы ООН о детях, женщинах и образовании. М., 1995 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). Основная литература 5. Арнаутова, Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей //Дошкольное воспитание - 2004. - №9. - C. 52-58 6. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В.,В.Э.Головенко Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. – М.: ТЦ Сфера, 2016- 128с- (Управление детским садом) 7. Бестужев-Лада, И. В. Ступени к семейному счастью. М.: «Мысль» 2002-№7.- 46 с. 8. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. – 2003. – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия») 9. Дуброва, В.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич. - М.: Новая шк., 2001. - 123 10. Евдокимова Е.С. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях освоения ФГОС./ Е.С.Евдокимова - Волгоград, 2015г. 11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2009, С. 89. 12. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. М., 2007 13. Лихачев, Д.С. Письма о добро и прекрасном/ Ред., сост. Г.А.Дубровская-М.: Худ.лит., 2006. -238с. 14. Макаренко, А.С. Книга для родителей. /А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 2000. - 274 с. 15. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. Для воспитателя детского сада / Т. А. Маркова. –М.: Просвещение, 2000. –108 с 16. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания/ А.В. Мудрик - М.: Пед. общество России, 2001. - 320 с. 17. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Метод. пособие/ Под ред. Н.В.Микляевой. – М.: Сфера, 2013 – 128 с. ( Библиотека журнала «Управление ДОУ») 18. Рогачев, В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ярославль, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского 2017. -18с. 19. Словарь психолого-педагогических понятий: справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / авт.-сост. Т. Г. Каленникова, А. Р. Борисевич. – Минск: БГТУ, 2007 – 68 с. 20. Социальное партнерство детского сада с родителями: сборник материалов/ Сост. Т.В.Цветкова – М: ТЦ Сфера, 2013.-128 (Библиотека журнала «Управление ДОУ») 21. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / - Минск: Нар. Асвета, 2003. - 288 с. 22. Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. –М.: Политиздат,2000 23. Теплова, 3. И. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / 3. И. Теплова. М., 1999. - 25 с. 24. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля Тип. Товарищества М.О. Вольф Спб. -М. 2000 25. Толковый словарь Ожегова. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 2000. 26. Илюхина, Т. Г. Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 253-255. 27. Ушинский, К.Д. Моя система воспитания. О нравственности /К.Д.Ушинский; сост., предисл., коммент. В.О. Гусаковой. – Москва Издательство АСТ, 2018. – 572, [4+16] с. 28. Хоменко, И.А Семейное воспитание как актуальная научно-педагогическая проблема. // «Знание. Понимание. Умение» N2 2010. С.166-172. 29. Шацкий, С.Т. и Шацкая В.Н. /Сохраним то, что есть в детях (сборник); ООО Издательский дом «Карапуз», 2011 30. Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников/ Под ред. Л.В.Коломийченко.- М.: ТЦ Сфера, 2013.-128 с.- (Библиотека журнала «Управление ДОУ») Электронные ресурсы 31. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]//http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-vdetskom-sadu 32. Концепция дошкольного воспитания [Электронный ресурс], 1989 33. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный]//http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502 Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи 34. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]//http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyamiv-doshkolnom-uchrezhdenii 35. Саханов Андрей Викторивичю. Деятельность образовательной организации по повышению ценностей семейного образа жизни. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doo7.ru. – (Дата доступа: 14.03.19) 36. Библиофонд [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=895541. – (Дата обращения: 06.04.19)
Отрывок из работы

Глава I Теоретические основы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников 1.1 Сущность понятия «взаимодействие ДОО и семьи» Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует. В Большой психологической энциклопедии «взаимодействие» определено как процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает интегрирующий фактор, способствующий образованию структур [ 6, с. 378 ] Термин «взаимодействие» в дошкольной педагогике, предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строится на основе единого понимания.[6, с. 25] «Взаимодействие», согласно исследованиям А.И. Андреевой, это «установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого». [17, с. 6 ] Семья и ДОО, по мнению А.И Бочкарёвой, - главные институты социализации ребенка дошкольного возраста. У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности. Дошкольная образовательная организация - это первое образовательная организация, с которой вступают в контакт родители и от педагогов они ждут помощи. [17, с.7] Задачи, которые стоят перед дошкольной организацией по взаимодействию с родителями, определены в статье М.И Надыровой и Н.Н Чайниковой: -установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей; -создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи; -активизировать и обогатить воспитательные умения родителей; -поддержать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, помочь им осознать свой опыт взаимоотношений с ребёнком [19, с. 22] Дошкольными учреждениями приобретен огромный опыт взаимодействия c родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Взаимодействие воспитателей и родителей по развитию личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, ни и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Здесь речь идет о том, чтобы вместе решить задачи всестороннего развития дошкольников совместными усилиями воспитателей и родителей воспитанников детского сада. Главным, для формирования личности ребенка являются общественное мировозрение взрослых членов семьи, отношения дружбы и уважения между ними, способность родителей организовать интересную жизнь и деятельность детей. Hа этой базе создается педагогически ценное общение взрослых и детей, ведь в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются жизненные позиции. Следовательно, очень важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений было обогащение родителей педагогическими знаниями. В современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее главных и острых проблем. B данный момент принято говорить о новой философии взаимосотрудничества семьи и дошкольной организации, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несет ответственность именно семья, a все другие социальные институты должны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Внедрение семейного воспитания требует и иных линий отношений семьи и дошкольной организации, которые определяются как взаимодействие, сотрудничество. Согласовывая свои действия c семьей, дошкольное учреждение старается улучшить воспитание в семье. Конечно, очень важно, чтобы условия в семье и в детском саду были приближены друг к другу. Необходимо, чтобы и в семье, и в дошкольной организации ребенок не испытывал насилие, в том числе и педагогическое. Разумеется, необходимо научить детей общению друг с другом, научить проявлять сопереживание, терпимость, взаимопомощь. А это, в свою очередь невозможно без активного участия семьи. В настоящее время, ситуация, в которой оказалось общество, потребует новой структуры общественного воспитания личности и более плодотворного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи воспитателей и психологов. Помощь нужна родителям, конечно же, в выполнении ими родительских функций. Родительство – очень значимая часть самoреализации семьи. Родители видят в детях свое продолжение. Родителей надо тоже научить, формировать, воспитать, но, конечно же, c учетом их возрастного и жизненного опыта. Наши современные родители – это родители, воспитанные, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств и переживаний. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также, оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом [26, с. 153] Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Это делается с целью: - изучения семьи, семейной ситуации помогает осуществлять индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребенку, включенному в контекст семейного воспитания. - для развития и воспитания ребенка необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте. Инициаторами взаимодействия ДОО и семьи являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе. Об этом говорится в нормативных документах. Можно отметить что, современное образование требует от педагогов строить работу с семьей таким образом, чтобы родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса, т.е. педагоги воспитывают и обучают вместе с родителями. Главная цель общения или взаимодействия педагога с родителями - это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Эти задачи по-новому определяют работу ДОО с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей - к формированию компетентного родителя и осознанного родительства - составляющих успешной социализации ребенка. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта. Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании. При организации взаимодействия ДОО с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного образовательной организации сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования. Таким образом, взаимодействие - это согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого. Оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. 1.2 Условия успешного взаимодействия воспитателя детского сада с родителями “Условие” , согласно словарю С.И Ожегова, это «обстоятельство, от которого что-то зависит, иными словами: категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлениям объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира» [19, с. 73] В психологическом словаре дается следующее определение: «Условие - это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); - существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления». [16, с. 314] И.А.Хоменко полагает, что условия должны выбираться из имеющихся возможностей педагогического процесса, способных ускорить и улучшить получаемый результат, а не представлять собой параллельный, трудоемкий процесс, требующий колоссальных усилий со стороны педагога [27, с. 166] Задачами организации взаимодействия педагога с родителями являются: - знакомство родителей с содержанием и методикой воспитательно- образовательного процесса; - осуществление психолого-педагогического просвещения родителей; - вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми; - оказание помощи родителям в коррекционной работе; - взаимодействие с общественными организациями, родительскими комитетами по оказанию социальной поддержки нуждающимся семьям, осуществлению морального и правового влияния на родителей, безответственно относящихся к воспитанию собственных детей. Для выполнения поставленных задач педагоги М.Ю Новицкая, Л.П. Гладких, Е.П.Арнаутова, З.П. Теплова выделяют условия сотрудничества детского сада и родителей воспитанников: - признание ценности взаимодействия между детьми, педагогом и родителями; - установление эмоционально доверительного контакта между педагогами и родителями и их восприятие ребёнка как ценности; - адекватность методов и форм педагогического консультирования проблемного поля взаимодействия педагогов с детьми и родителями; - конструктивное мышление педагога, способствующее постоянному саморазвитию, и понимание системы индивидуальных и коллективных ( в том числе семейных) ценностей и педагогических установок на развитие, воспитание и обучение ребёнка; - активность и ответственность всех субъектов взаимодействия: педагогов и родителей в процессе формирования системы ценностных ориентаций и отношений к себе и другим, окружающему ребёнка миру [5, с. 54], [22, с.27] М.И. Надырова, Н.Н Чайникова отмечают: «важное условие сотрудничества педагогов с родителями - ориентация на потребности и запросы семей дошкольников». Большинство родителей заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны, активно развивали свои способности, поэтому уже в процессе первого ознакомления родителей с дошкольным учреждением, ещё до момента поступления ребёнка в детский сад, в ходе индивидуальной беседы оговариваются предоставляемые ДОО услуги. [19, с. 23] Теоретическое исследование подходов к реализации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения семьи в работах Т.И. Бабаевой, Т.А.Березиной и других показал, что осуществление полноценного взаимодействия современного ДОО и семьи возможно только при таких условиях: - готовность педагогов к сотрудничеству c родителями; - положительная настроенность родителей на воспитание детей в сплочении с педагогами; - определение конкретных целей и задач для педагогов и родителей, по которым будет осуществляться взаимопонимание; - исследование содержания этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. [20, с.8] Особое значение для реализации взаимодействия имеет позиция субъектов взаимодействия – родителей и педагогов, их готовность сотрудничать. При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать принципы: •открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); •сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; •создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; •диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций: •развитие интересов и потребностей ребенка; •распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей; •поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; •выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций; •понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности. Данная цель реализуется через следующие задачи: •воспитание уважения к детству и родительству; •взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды; •повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей; •оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми; •использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям. Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие: •изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.; •открытость детского сада семье; •ориентация педагога на работу с детьми и родителями. Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов: 1.Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы. 2.Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка. 3.Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности. 4.Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка. 5.Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества. Безусловно сотрудничество педагогов с семьями воспитанников как процесс основан на правилах. Г.М. Коджаспирова выделяет правила сотрудничества ДОО и семьи: - демонстрация положительного отношения к ребёнку, группе, родственникам воспитанника; - показ родителям волнения, тревоги за ребёнка, привлечение их к совместному поиску решения проблемы с использованием при этом выражений: “меня очень беспокоит....”, “ тревожным мне кажется то, что....”; - совместное выявление и анализ причин возникновения разногласий; - формирование совместной тактики по решению возникших проблем в отношениях между родителями и педагогами по вопросу воспитания ребёнка; - формирование целостного стиля и тона взаимоотношений с ребёнком, построенных на основе уважения его индивидуальных особенностей и интересов.[12, с. 9] Таким образом, для успешного взаимодействия детского сада с родителями дошкольников, необходимо создавать и выполнять ряд условий, предложенных и сформулированных в психолого - педагогической и методической литературе. 1.3 Формы работы с родителями в дошкольном учреждении Для успешной организации работы с семьей необходимо использовать эффективные и разнообразные формы и их разумные сочетания. Форма (лат. - forma) в толковом словаре С.И. Ожегова определяется как устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. [24, с.97] Словарь психолого-педагогических понятий дает следующее определение: «Форма - это способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма, прежде всего, связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления. [18, с. 68] Психолого-педагогическая и методическая литература предлагают к использованию в работе с родителями следующие формы: I. Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы: 1. коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции; 2. индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы; 3. наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей. II. Классификация нетрадиционных форм была разработана и представлена в работах Т.В. Кротовой. [11, с.32] К ним относятся четыре группы: 1. информационно-аналитические; 2. досуговые; 3. познавательные; 4. наглядно-информационные формы. Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Психология, 38 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Психология, 42 страницы
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg